предмет истории как науки цель и задачи ее изучения кратко
Вопрос 1. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения
История – это факты, которые совершались в то или иное время. Участниками этих реальных событий являются люди, то есть творцом истории является человек. Любой человек является творцом истории. Реальная история не всегда всем известна.
Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые – историки, которые и пытаются познать историческую действительность.
Чтобы познать историю мало фактов, нужны сведения о них. Историческое прошлое воссоздается учёными по предметам материальной культуры, по письменным источникам или другим основаниям.
История – наука многогранная. Археология некогда была вспомогательной дисциплиной, а теперь стала наукой, которая изучает предметы материальной культуры, что важно для реконструкции реальных событий. Кроме археологии есть и другие вспомогательные дисциплины в рамках исторической науки – нумизматика (изучение монет и денежных систем), геральдика (наука о родовых знаках), лингвистика (изучение языков) и ряд других дисциплин. Историческая наука не замыкается в себе, а она открывает двери для сотрудничества с теми учеными, которые помогают истории.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСТОРИИ:
1) Изучение закономерностей смены и утверждения исторических концепций и их анализ. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историк или группы учёных, как на весь ход исторического развития в целом, так на его различные проблемы и стороны. Истография изучает, как создавалась и развивалась концепция, какую роль она сыграла в развитии науки и т. д.
2) Анализ теоретико-методологических принципов различных направлений в исторической науке выяснение закономерностей их смены и борьбы. При этом недопустима подмена исследования философских основ того или иного научного течения изучением общественно-политических взглядов его отдельных представителей.
3) Исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе, введение в научный оборот ранее неизвестных источников расширения круга исторических памятников, доступных исследователям. Однако в задачи не входит поиск и публикация новых источников.
4) Изучение процесса изменения и совершенствования методов и приёмов историковедческого анализа.
5) Анализ закономерностей изменения проблематики исторических исследований выяснение факторов и направлений этого процесса.
6) Изучение развития и особенностей функционирования исторических научных учреждений, а также системы подготовки кадров для исторической науки всей системы исторического образования в стране.
7) Анализ процесса эволюции средств научной деятельности, органов научной и научно-популярной периодической печати.
8) Исследование международных связей отечественной исторической науки, воздействия зарубежной философской и научной мысли на российских учёных.
9) Изучения объективных условий развития исторической науки и особенно правительственной политики в области исторической науки и образования, ибо от неё во многом зависят, например, условия использования историками архивных материалов, возможности публикации результатов исследований.
Введение. Предмет истории как науки: цели и задачи её изучения. Сущность, формы и функции исторического сознания
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: « Введение. Предмет истории как науки: цели и задачи её изучения. Сущность, формы и функции исторического сознания. »
Определение, объект, предмет исторической науки. Главная цель исторического познания.
Сущность, задачи и функции исторического сознания. Принципы исторической науки.
Группы исторических источников. Этапы исторического сознания.
Вопрос 1. Определение, объект, предмет исторической науки. Главная цель исторического познания.
К основным задачам истории следует отнести:
Изучение различных сторон и проблем исторического развития.
Исследование процесса накопления знаний о человеческом обществе.
Изучение процесса изменения и совершенствования методов и приёмов историковедческого анализа.
Анализ изменения различных проблем исторических исследований, а так же выяснение и выявление факторов и направлений этого процесса.
Изучение развития и особенностей работы различных исторических научных учреждений, а также систем подготовки кадров в стране для всей системы исторического образования.
Анализирование процесса эволюции средств научной деятельности, органов научной и научно-популярной печати.
Исследование международных связей исторической науки, а так же взаимодействия между учёными различных стран.
Изучение политики правительства в области исторической науки и образования, т.к. от неё во многом зависят различные условия использования историками архивных материалов, возможности публикации результатов исследований.
Вопрос 2. Сущность, задачи и функции исторического сознания. Принципы исторической науки.
Функции исторического сознания:
дает своеобразный социальный ориентир
потребностью социального предвидения;
необходимо направлять исторический процесс так, чтобы исключить самоуничтожение людей в войне, гибель в экологическом аду, избежать культурного вырождения.
Задачи исторического сознания:
овладеть всем опытом развития цивилизации,
всеми ценностями общечеловеческой культуры и одновременно ощутить самобытность своей Родины,
проследить, как Россия впитывала на протяжении веков все лучшее, что было создано в мире,
создать основу для формирования нового мышления,
растить и укреплять чувство патриотизма, когда молодежь живет болью Отечества, неравнодушна к его триумфам и поражениям, испытывает гордость за свои национальные традиции, за принадлежность к своей стране.
Сущность исторического сознания:
способствует нравственному развитию личности,
способствует формированию гражданственности, сохранению и упрочнению общечеловеческих ценностных ориентации,
Принципы исторической науки:
Принцип историзма. Следование этому принципу предполагает, что все события и явления прошлого изучаются в своем развитии, как динамическая система; кроме того, каждое событие рассматривается в непосредственной связи с другими событиями, происходившими в то время.
Принцип приоритета общечеловеческих ценностей над политическими, идеологическими, классовыми и другими.
Вопрос 3. Группы исторических источников. Этапы исторического сознания.
Группы исторических источников
Внутри каждой исторической эпохи письменные исторические источники делятся на типы.
Типы исторических источников – это совокупность источников одной исторической эпохи, выделенных по их происхождению и функциям в обществе.
Среди всего комплекса вещественных источников в настоящее время выделяются 21 вид, каждый из которых является предметом изучения самостоятельной специальной вспомогательной исторической дисциплины:
Металлические деньги – монеты (изучаются нумизматикой).
Бумажные деньги и ценные бумаги (изучаются бонистикой).
Ордена, медали, наградные знаки (изучаются фалеристикой).
Знамена, флаги, вымпелы (изучаются вексиллологией).
Форменная одежда и военные мундиры (изучаются униформоведением).
Печати (изучаются сфрагистикой).
Гербы (изучаются геральдикой).
Почтовые марки (изучаются филателией).
Эмблемы (изучаются эмблематикой).
Вещественные источники, извлеченные из земли (археология).
Костные остатки людей и животных (остеология).
Древние тексты (изучаются палеографией).
Древние рукописные книги (изучаются кодикологией).
Берестяные грамоты (изучаются берестологией).
Юридические документы (изучаются дипломатикой).
Филиграни – бумажные водяные знаки в древних текстах (изучаются филиграноведением).
Надписи на твердом материале (изучаются эпиграфикой).
Надгробные надписи (изучаются эпитафикой).
Имена собственные (изучаются ономастикой).
Географические названия (изучаются топонимикой).
Родословные книги (генеалогия).
Палеографические и эпиграфические источники составляют особую группу вещественных источников, поскольку они являются одновременно вещественными памятниками и носителями текстов. К вещественным, а не письменным источникам они относятся потому, что в рамках указанных дисциплин они изучаются прежде всего не с точки зрения содержания текста, а с точки зрения внешних характеристик материального носителя (качество и техника изготовления бумаги, качество и техника письма и т.д).
В современном источниковедении выделяется 9 типов письменных исторических источников:
2) законодательные источники;
3) актовые материалы;
4) делопроизводственная документация;
5) статистические источники;
6) документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма);
7) литературные произведения;
Данные типы письменных источников возникли и существовали в различные периоды российской истории. По мере развития общества увеличивалось общее количество письменных источников, исчезали одни типы и возникали новые.
Типы (этапы развития) исторического сознания.
1.Начальный этап исторического сознания — мифологическое сознание, оно характерно для первобытного общества. Например, первобытные люди были уверены, что у каждого рода есть свой предок-покровитель (тотем), но это не человек, а животное: змея, рыба, птица и т. д. Примерами эпических произведений могут служить древнегреческие «Илиада» и «Одиссея», древнегерманские «Беовульф» и «Песнь о Нибелунгах», древнефинская «Калевала».
2.Второй этап в развитии исторического сознания европейских народов связан с эпохой античности, т. е. со средиземноморской цивилизацией. Она охватывает период с VIII в. до н. э. по V в. н. э. Этот тип сознания характеризуют как космологический. Элементы мифологического сознания сохранялись. Исторические события представлялись случайными, хаотичными, лишенными закономерности.
3.Новый тип исторического сознания формируется в эпоху средневековья (V — XV вв. в Западной Европе, IX — XVII вв. в России). Это сознание теологическое (религиозное).
4.В эпоху Нового времени на смену теологическому историческому сознанию приходит рационалистическое. В Западной Европе Новое время начинается в XVI в., в России — в XVIII в., верхняя граница этого периода — начало XX в.
5.Историческое сознание в эпоху новейшего времени (XX — начало XXI вв.) чрезвычайно плюралистично. В советской науке и системе образования культивировался лишь один — марксистско-ленинский подход к изучению истории.
Записать вспомогательные исторические дисциплины (не менее 10 дисциплин с определением).
Прочитать одно из эпических произведений и рассказать о его содержании на занятии.
Классификация общественного устройства Аристотеля (демократия, аристократия, монархия).
Теория идеального государства Древнегреческого философа Платона.
Античные историографы Геродот, Фукидид, Плутарх, Тит Ливий, Тацит и другие. (выбрать одного или сделать обзор)
Этическая концепция исторического прогресса Иммануила Канта.
История как наука. Предмет, цель и задачи отечественной истории.
1. История как наука
Само слово «история» имеет древнегреческое происхождение в дословном переводе оно означает подробное и максимально объективное повествование о прошлом. Именно «Историей» назвал свой фундаментальный труд первый в истории человечества историк — древнегреческий мудрец Геродот. Он же помимо названия науки и сформулировал ее основные методологические принципы и понятие источника.
К настоящему времени история понимается в двух смыслах:
1. как сам многомерный, идущий из глубины веков, путь развития природы и человеческого общества;
2. как сложная, комплексная общественная наука, в центе внимания которой стоит прошлое человеческого общества во всем его многообразии и неповторимости.
Очень часто до сих пор поднимается вопрос о самом отношении истории к науке — правомерно ли оно? Очевидно, что науки бывают весьма различны и непохожи друг на друга. Все их объединяет один признак — наличие в реальном мире предмета который науки изучают и возможность применения для исследований в практических целях математического аппарата (здесь стоит отметить, что сама математика не является наукой, так как предмет ее изучения отсутствует в реальном мире. По сути математика — это универсальная методология. Это было убедительно доказано выдающимся российским математиком мирового уровня академиком РАН Кедровым).
Говоря об истории неопровержимо можно утверждать что предмет ее изучения — человеческое общество в процессе развития, волне реален, а математический аппарат вполне применим. Причем из исторических исследований можно извлечь практическую пользу — вспомним хотя бы работы Адама Смита, Маркса или Кейнса. Все их выводы были применены на практике и оказали огромное влияние на жизнь миллиардов людей.
В основе истории как науки лежит понятие исторического источника и его научной критики. В качестве источника применимо все, содержащее в себе информацию о прошлом человеческого общества. Под критикой подразумевается установление подлинности и пределов применимости информации источника.
Все разнообразие исторических источников делится на пять типов:
1. Материальные, часто называемые вещественными, источники. Это всевозможные изделия мастеров прошлого — от примитивных горшков до огромных пирамид.
2. Письменные. К ним относится все несущее в себе информацию посредством текста. Причем это не обязательно должно быть в виде книг или свитков. Иногда письменными источниками становятся надписи на стенах общественных зданий или скалах (таким образом до нас дошел самый древний свод законов. Он был выбит на скале).
3. Устные. Это прежде всего фольклор и повседневная лексика языка.
4. Этнографические. Наблюдая за сохранившимися до наших дней обычаями и традициями можно реконструировать их роль в прошлом.
5. Аудиовизуальные. Относятся к недавнему прошлому — носитель для них это фото или кинопленка, различные звукозаписи.
2. Предмет, цель и задачи отечественной истории
История России, ее общества и государства, является неотделимой частью всемирной истории человечества. Она подвергает анализу, во всей их полноте, экономические, политические и общественные процессы, составляющие жизнь нашей страны не только в прошлом, но и в настоящем.
Предметом, изучаемым Отечественной историей, является весь массив информации о путях развития всех сторон российского общества и государства как части всемирной истории.
В качестве объекта изучения отечественной истории принято полагать историю российского общества и деятельности отдельных людей или их групп (входящих в российское общество) в пределах или на пересечении основных сфер жизнедеятельности общества:
— экономической,
— социальной,
— политической,
— культурной.
Целью, которую ставит перед собой отечественная история, является понимание взаимосвязи прошлого и настоящего России, прояснение корней разнообразных проблем и поиск их решений, набросок путей дальнейшего развития в будущем, понимание своей важной роли в мировой истории человечества.
Задачи отечественной истории кратко можно свести в три пункта:
1. Анализ прошедшего в различных сферах жизни российского общества,
2. Выявление очевидных и повторяющихся закономерностей, играющих важную роль в жизни как отдельных социальных групп, так и всего российского общества,
3. Выявление как положительных, так и отрицательных тенденций дальнейшего развития нашего общества, предложение путей их положительной оптимизации.
Как гуманитарная дисциплина, отечественная история выполняет четыре базовых функции в нашей культуре:
1. Воспитательная функция. Она заключается в том, что именно изучение отечественной истории формирует подлинного гражданина и патриота. Оно помогает человеку понимать как плюсы, так и минусы нашего современного общества. И соответственно действовать для максимизации первых и нивелирования последних.
2. Мировоззренческая. Изучая отечественную историю, являющуюся неотъемлемой частью мировой истории, человек получает базис научного мировосприятия. Он осознает необходимость работы с источниками информации и анализа их. Происходит понимание взаимосвязи и взаимозависимости прошлого и настоящего, формируется исторический позитивизм и личностная ответственность за происходящее как в своей так и в общественной жизни.
3. Практическая функция. Зная и понимая суть специфики развития нашего общества политики с одной стороны способны предложить оптимальный путь его дальнейшего развития, а люди со своей стороны способны максимально объективно оценить правильность и полезность их предложений, поддерживая наиболее верное из них, максимально отвечающие их интересам.
4. Познавательная. Изучение отечественной истории обогащает интеллектуальный багаж человека, помогает ему ощутить свою неразрывную связь с прошлым, свою ответственность перед будущим. Развивается не только ум, но и морально-волевые качества, те, которые и делают человека полноценным членом общества.
История
Лекция 1. История в системе социально-гуманитарных наук
1. Понятие «истории», ее задачи, объект и предмет исторической науки.
2. Основные направления в изучении истории.
3. Исторические источники. Проблема фальсификаций.
4. Методология истории.
5. Проблемы периодизации истории.
1. Абрамова Н. Г. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. пособие. М.: Академия, 2008.
2. Голиков А. Г. Источниковедение отечественной истории: Учеб. пособие для студен тов вузов. 3-е изд. М.: Академия, 2009.
3. Ионов И. Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: проблемы взаимодействия. М.: Наука, 2007.
4. Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания: Учеб. пособие. СПб; Алетейя; М : ГУ ВШЭ, 2008.
5. Тойнби А.Дж. Постижение истории: избранное, 1934-1961. М.: Айрис пресс, 2008.
6. Фортунатов В.В. История. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2014.
7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.
1. Понятие «истории», ее задачи, объект и предмет исторической науки
Дисциплина «История» изучает курс истории (история России в контексте всемирной истории) с древнейших времен до наших дней и ориентирована на освоение студентами содержания основных этапов всемирной истории в исторической ретроспективе. Изучение «Истории» создает основу для дальнейшего углубленного понимания различных сторон развития общественной жизни: экономики, социальных отношений, литературы, права и др. Преподавание курса «Истории» в вузе является в известной мере продолжением процесса ознакомления с историей, берущего свое начало в рамках школьного образования. Оно призвано расширить базовые представления студентов, полученные ими в средней общеобразовательной школе о характерных особенностях исторического пути, пройденного Россией и населяющими ее народами, выявить место и роль страны в мировой истории. Наряду с этим изучение курса способствует развитию следующих знаний, умений и навыков личности:
– гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т. ч. и защите национальных интересов России;
– знанию движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе;
– воспитанию нравственности, морали, толерантности;
– пониманию многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
– способности работы с разноплановыми источниками и эффективному поиску информации и критике источников;
– способности к творческому мышлению, самостоятельности суждений.
Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (484—425 гг. до н. э.). В его «Истории» дано яркое описание многих событий того времени, особенно греко-персидских войн. Геродот, представлявший человеческую историю как развертывающийся во времени и пространстве процесс, в ходе которого меняются судьбы людей и государств, был близок к подлинному историзму в восприятии событий и фактов.
Однако начало использования научных методов в истории связывают с другим его современником, Фукидидом, и его книгой «История Пелопоннесской войны». В отличие от Геродота, Фукидид (ок. 460 — ок. 400 до н. э.) рассматривал историю как продукт выбора и поступков не богов, а людей, в которых искал все причины и следствия.
Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае. Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145—90 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.
Покровительницей истории в Древней Греции была Клио – богиня, которая прославляет. Свиток пергамента и грифельная палочка в ее руках напоминают о том, что ничто ни должно исчезнуть бесследно. Все должно быть зафиксировано для потомков.
Дальнейшее развитие историческая наука получила в эпоху Средневековья. Человеку той поры история представлялась самостоятельным процессом, который приобретает смысл лишь при рассмотрении в плане вечности и осуществления Божественного замысла, Божественного провидения (отсюда — провиденциализм, составляющий суть средневекового мировоззрения).
Многие выдающиеся мыслители прошлого (М.Т.Цицерон, Ф.Бэкон, Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский и другие) отмечали важность и необходимость ее изучения. Великий римский оратор Цицерон называл историю – наставницей жизни. Английский философ Бэкон предлагал черпать мудрость в истории. Классик отечественной истории Карамзин называл историю священной книгой народов.
Известный русский историк В.О.Ключевский так писал об истории как о науке: В научном языке слово история употребляется в двояком смысле: Во-первых, как движение во времени, процесс. Во-вторых, как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю.
У любой науки существует предмет изучения: у физики – закономерности природы вообще, у биологии – закономерности функционирования живой природы. История же в самом общем виде изучает прошлое человечества. Объектом исторической науки является развитие человеческого сообщества во всем его многообразии. А предметом – деятельность людей.
Наиболее точную формулировку предназначения истории приводит английский историк и философ Дж. Коллингвуд (1889-1943). Его тезис прост и гениален: «Для чего нужна история? Для человеческого самопознания». Ценность истории в познании самого себя.
2. Основные направления в изучении истории
По широте изучения объекта принято выделять историю мира в целом (всеобщая или всемирная история), историю мировых цивилизаций, историю континентов (историю Азии, Африки, Европы, Латинской Америки), историю отдельных стран и народов (историю России, Англии, Германии, Китая, США и т.д.). Также следует выделить отраслевую историю (История партий, международных отношений, культуры, экономики, повседневности и т.д.)
Во второй половине XX в. на основе междисциплинарного взаимодействия сформировались новые направления исторической науки «история ментальностей» (коллективных автоматизмов исторического сознания), «локальная» и «устная» истории, гендерная история. Локальные исследования, в центре которых оказалась семья, локальные общины, стали называть микрокосмическими.
Предметом гендерной истории являются не просто «женские проблемы», но изучение важнейших институтов социального контроля, с помощью которых в конкретных исторических социумах регулируется неравное распределение материальных и духовных благ, власти и престижа, обеспечивается социальный порядок, основанный на тендерных различиях. В гендерных исследованиях важное место занимает проблема соотношения приватного и публичного. Исследуется «women’s power» (власть женщин), их роль в экономике, воздействие на принятие политических решений и т. д.
Параллельно развивалась историческая антропология, которая стремилась всю историческую действительность показать через состояние и развитие человеческого сознания.
3. Исторические источники
Историческими источниками называется все, что отражает исторический процесс, дает нам возможность изучать прошлое человечества. Что же может послужить такими источниками? Несколько десятилетий назад историческая наука выработала систему классификации исторических источников, основанную на принципе носителя информации. С данной системой согласны далеко не все исследователи. Но нужно помнить, что всякая классификация условна. На наш взгляд, эта традиционная система дает наиболее полное представление о всем многообразии исторических источников, находящихся на вооружении исторической науки (схема 2). Большинство авторов выделяют шесть типов источников.
1. Письменные источники. Принято считать, что древнейшим видом письменности была пиктография, т.е. письмена-рисунки, которыми пользовались еще первобытные люди. Именно от таких рисунков и происходит иероглифическое письмо. Письменность, в которой обозначаются не предметы мысли, словосочетания или слова, а звуки языка, также возникла в глубокой древности. Изобретателями первого алфавита считаются финикийцы — народ, живший на восточном побережье Средиземного моря во второй половине I тыс. до н.э. Славянская азбука была создана в IX в. на основе греческого алфавита христианскими миссионерами Кириллом и Мефодием. Первые дошедшие до нас письменные памятники на древнерусском языке относятся к XI в. Письменные источники включают в себя и древние летописи, и мемуары, и статьи из газет и журналов, и делопроизводственные документы, и статистические материалы, и т.д.
2. Вещественные источники. Такими источниками могут быть названы и найденное археологом орудие труда первобытного человека, и передаваемый из поколения в поколения фамильный сервиз, и хранящиеся в музее старинные часы, и любой другой предмет, помогающий нам изучать историю Человечества.
3. Этнографические источники. К ним относятся культурные, религиозные, бытовые традиции разных народов. Доставшиеся нам в наследство от предков обычаи, нормы поведения, обряды, праздники — составная часть исторической памяти человечества.
4. Устные источники. С этим типом источников сталкивался любой из нас, кто хоть раз слушал воспоминания о пережитом своих родителей, бабушек и дедушек. Многое произошло на памяти ныне живущих людей: Великая Отечественная война, кратковременная оттепель 1950—1960 гг., перестройка, распад СССР. Кто-то оставался пассивным наблюдателем происходивших событий, а кто-то волей судьбы оказывался в самой их гуще. Рассказы очевидцев могут стать очень ценным источником и дать основу для серьезного исторического исследования.
5. Лингвистические источники. Память о прошлом хранят не только люди, но и языки, на которых они говорят, поэтому как отдельный тип принято выделять лингвистические источники. Например, происхождение в славянских языках слов, обозначающих названия животных и растений, позволяет ученым делать выводы о местонахождении древней прародины славян. Мы можем точно сказать, что древние предки славянских народов жили в местах, где росли ели и березы, а буки не росли, так как их название в нашем языке имеет «чужеродное» происхождение.
6. Аудиовизуальные документы (фото-, кино- и видео документы, звукозапись). Они отображают значительный период новой и новейшей истории. Как известно, фотография появилась в середине, а кино— в самом конце XIX в. В XX в. фотография стала цветной, а кинематограф, кроме этого, — звуковым. Относительно недавно появились видеозаписи. Отснятые на фото-, кино- и видеопленку материалы позволяют «остановить» мгновение, «оживить» невозвратно ушедшее прошлое.
Первый фонограф был изобретен в 1877 г. американцем Т. Эдисоном. С тех пор техника сохранения звука непрерывно совершенствовалась. За неполных сто лет граммофонные пластинки сменили лазерные компакт-диски. Аудиозаписи хранят звуки минувших эпох, голоса давно умерших людей. Существует много разных классификаций источников. Предложим еще одну из возможных с перечнем достоинств и недостатков
Для работы со всеми этими источниками учёные выбирают разные методы исторической науки, то есть пути исследования, способы построения и обоснования знаний на основе разных научных принципов (правил).
Прежде всего, необходимо использовать методы датировки источников: по содержащимся в них датам, которые переводятся на современное летоисчисление; по отдельным деталям источника (монета с датой в группе археологических находок позволяет датировать всю группу данного слоя определённым периодом времени); радиоуглеродный метод для источников, содержащих органические материалы, и т.д. Каждый из этих методов имеет свои погрешности, возможности допустить ошибку. Лишь сопоставление разных датировок, использование разных методов для одних источников приближает учёных к истине.
Исторические документы допетровского периода хранятся в Российском государственном архиве древних актов (сокращенно — РГАДА). Документы последующего периода вплоть до 1917 г. составили фонды Российского государственного исторического архива (РГИА). В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) сосредоточены документы периода после 1917 г. Уникальными собраниями документов обладают Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) и другие федеральные архивы. В стране имеются также архивы регионального уровня, ведомственные, муниципальные и частные.
В нашей стране выходят специализированные журналы «Российские архивы», «Источник», которые публикуют документы. Издается немалое число сборников документов. Архивные сведения являются основой многих научных монографий, статей в журналах. Среди наиболее авторитетных журналы «Вопросы истории», «Новая и новейшая история», «Российская история», «Родина».
Важным источником для историков является периодическая печать с момента ее появления — газеты, журналы, разного рода альманахи. Много интересных фактов содержат статистические справочники, энциклопедии, которые довольно редко переиздаются. Для журналистов часто используемым источником для бойких статей и даже сенсаций служат воспоминания, мемуары. Среди историков к последней группе источников преобладает скептическое отношение, выраженное в присказке: «Врет, как очевидец!»
Любые источники профессиональные историки подвергают внешней и внутренней критике. Целью внешней критики является установление достоверности текста или материального артефакта. Определяется время появления источника, авторство и т. д. Внутренняя критика определяет качество фактического содержания и возможность использования выявленных фактов в качестве достоверных.
Одни и те же источники могут быть по-разному «прочитаны», использованы для реконструкции прошлого, для подготовки текста исторического труда. К сожалению, довольно часто приходится сталкиваться с прямой или очень изощренной фальсификацией истории, с ее целенаправленным искажением.
Особое возмущение российских граждан вызывают попытки принизить, исказить тот огромный вклад, который наш народ внес в победу над германским фашизмом и японским милитаризмом во Второй мировой войне. В 2009 г. при Президенте Российской Федерации была создана Комиссия по противодействию фальсификации истории.
Объяснима сосредоточенность внимания руководства Российской Федерации по поводу разработки историко-культурного стандарта и единого учебника по истории России. Существует глубокая и сложная проблема распространения исторических фальсификаций, отбора источников, интерпретации исторических событий в которых школьнику бывает сложно разобраться.
Чтобы получить действительно приближенную к реальности картину прошлого, учёному необходимо постоянно соблюдать научные принципы (правила) исторического исследования. Вот некоторые из них.
Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов и явлений в развитии: как они возникли, какие этапы прошли, чем в конечном счёте стали. Так, например, нельзя мерить поступки людей прошлого современными правилами поведения, необоснованно использовать современные понятия для описания жизни прошедших эпох.
Принцип объективности требует использовать факты, не искажая их, не подгоняя под удобную учёному схему, рассматривать каждое явление с разных сторон.
Принцип социального подхода требует учитывать при анализе не только объективные (не зависящие от отдельных людей) закономерности развития, но и субъективные интересы разных слоёв общества, политиков, партий, которые влияли на события.
Принцип альтернативности требует рассматривать состоявшуюся цепь событий не как единственно возможную, но и допускать иные варианты развития ситуации; разбирать, почему в результате история пошла именно таким маршрутом.
Подходы к изучению истории
Исторический материализм позволил подробно изучить материальную, социально-экономическую составляющую истории (которой до него почти не уделялось внимания). Признание объективных законов исторического развития дало возможность осмыслить крупные исторические процессы. Однако увлечение экономическими и социальными схемами со временем вошло в противоречие с накопленными фактами. Истории многих стран и эпох не укладывались в марксистскую схему. После крушения социалистического строя в нашей стране исторический материализм перестал быть господствующим направлением, однако многие разработанные в нём понятия, концепции развития по-прежнему признаются значительной частью учёных в России и в мире.
5. Проблемы периодизация истории
Периодизация всегда условна, потребность в ней определяется необходимостью определенным образом систематизировать исторический процесс, выделить в нем обладающие внутренним единством этапы. К французским просветителям XVIII в. восходит разделение исторического процесса на стадии дикости, варварства и цивилизации. С марксистским учением связана периодизация всемирной истории на первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Распространенной является периодизация, опирающаяся на представления о последовательной смене обществ аграрного, индустриального и постиндустриального типов. Сторонники теории локальных цивилизаций обосновывают свои подходы к периодизации истории.
История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Продолжительность письменного периода истории составляет примерно 5—5,5 тыс. лет, начиная от появления клинописи у шумеров. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:
Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XV веком, после чего начинается единый период современной истории.