пречистенка 32 дворик история
Пречистенка 32 дворик история
Московский дворик на Пречистенке, 32
В этот двор нужно прийти, потому что таких дворов в Москве больше нет. И есть все шансы, что и его возможно скоро не будет. Потому что так не бывает, что бы в центре города за фасадами неприступных, архитектурных монстров-новоделов Пречистенки скрывалось настоящее сокровище. А то, что это сокровище никаких сомнений не возникает: двухэтажные полукруглые дома — старые флигели и конюшни, бывшие когда-то частью архитектурного усадебного ансамбля начала 19 века — переоборудованы под художественные мастерские и квартиры. Кстати, такие низкие корпуса с дугообразным планом, примыкающие к главному дому усадебных комплексов называются чУдным термином «циркумференция«. При этом во дворе каким-то магическим образом сохранились не только сооружения, но и тот самый дух и атмосфера настоящего московского двора.
На относительно небольшой территории все атрибуты классического московского дворика, в котором, как и много лет назад, настежь открыты деревянные окна, почтовые ящики наполнены настоящими бумажными письмами, а на натянутых веревках сушится белье.
А еще жильцы. Насквозь пронизанные аурой доброжелательного соседства, жарят во дворе шашлык, выращивают цветы, угощают чаем любопытных прохожих и гостеприимно распахивают двери и сердца, заряжая позитивом и душевной гармонией. Но главное, они живут настоящей, абсолютно счастливой жизнью, наглухо изолированной от побочных эффектов современного развития города. По-другому в таком месте не получается.
Как найти: ул. Пречистенка, дом 32 (Детская художественная школа им. Серова), обойти дом справа, со стороны Малого Левшинского переулка.
Автор текста и фото — Яна Савина.
Романтики и художники
Адрес: Пречистенка, 32
Год постройки: перестроены после пожара 1812 г.
Впервые меня привел сюда друг. Мы бродили по Пречистенке, свернули и, мне показалось, долго шли. А потом я увидела будто все сразу. Дом-подкову с деревянным вторым этажом, пристройки по бокам, флигель со строгими скульптурами, поленницу у стены, ступу бабы Яги, все-все. И стояла, ошарашенная, боясь разрушить волшебство и стесняясь – там все-таки очень личное пространство. А из окна было слышно скрипку.
Потом зимой я попросила того же друга сделать фото дворика нам для инстаграм, он прислал прекрасное про шезлонг и корабль. Корабль точно был рубкой управления Временем.
Позже я как-то завернула во двор одна, удивилась и испугалась, что это почти на Пречистенке. Вневременье дворика показалось зыбким в опасной близости от самой дорогой в Москве земли. Мне, впрочем, до сих пор кажется, что это и не двор вовсе, а летучий корабль. И если вдруг появятся там рабочие с ломами и экскаваторные машины, он вмиг взмоет в воздух и испарится.
Если от романтики перейти к истории, то двор образован бывшей усадьбой, выходящей торцом на улицу, и полукруглыми бывшими конюшнями позади. Место арендовал в 1882 году под гимназию и прославил известный педагог Лев Иванович Поливанов. Гимназий здесь было две – мужская поливановская и женская аксаковская. «…Преподавание было в большинстве случаев общее, почти все учащиеся знали друг друга и, начиная с 6-го класса, между ними возникали юношеские романы. Бывали случаи пересылки записок в карманах пальто математика А.А.Игнатова, который, переходя с урока на урок, не подозревал, что играет роль почтового голубя».
После революции, в 1921 году, здание со всеми хозстроениями досталось Государственной академии художественных наук, а полукруглые конюшни надстроили вторым этажом и приспособили под жилье для художников.
Сейчас тут две детские музыкальные школы, мастерские и квартиры художников. И еще старомосковская идиллия. Летние посиделки за деревянным столом и игрой на старом пианино. Разговоры, добрососедство, всякие детские штуки вроде корабля, сделанные своими руками. Во дворике обязательно нужно бродить, заглядывая во все углы. Тот краешек, что со скульптурами, не так просто заметить иначе. Он находится в закутке (справа, если стоять лицом к Пречистенке, и почти на ней).
Еще тут проходит прекрасная, очень московская Толкашка – блошиный рынок (следить за анонсами лучше всего в профиле дворика на fb ), всяческие мастер-классы и представления, во время которых можно попасть внутрь, в жилое пространство и мастерские. Даже программа благоустройства «Моя улица» пошла двору на пользу. Ответственные здешние жители договорились с прорабом, рабочие собрали исторические камни со всего района и замостили двор булыжником.
Следите за событиями дворика и гуляйте по старой Москве.
Рядом есть еще необычное место и артефакт – мастерская Веры Мухиной и скульптура Вадима Космачева, вот здесь маршрут по району, который включает в себя этот дворик. А в блоге еще много историй про милые и странные дворы .
Напоминаем про нашу страницу на facebook , профиль в инстаграм и про то, что с нами можно пойти гулять .
Если вам понравилась заметка или вы хотите нас поддержать, помочь проекту можно здесь .
Легенды Пречистенки. Усадьба Охотниковых (Гимназия Поливанова)
Усадьба Охотниковых – усадьба в Москве по адресу улица Пречистенка, дом 32/1. Объект культурного наследия федерального значения. Усадебный комплекс включает в себя главный дом (строение 1), два флигеля (строения 2 и 3) и два служебных корпуса (строения 7 и 8). Этот дом более известен как гимназия Поливанова.
Если идти по Малому Левшинскому переулку, то в пяти шагах от Пречистенки обязательно увидите выразительную картинку: уцелевшую половину ворот, миновав которую, можно попасть во двор величественного трехэтажного особняка, что числится домом № 32 по Пречистенке. И здесь вы неожиданно оказываетесь в странном, истинно старомосковском пространстве, удивительно контрастном даже нынешней Пречистенке, далеко не самой шумной из центральных улиц Москвы.
Двор замыкают два исключительно живописных полукруглых, двухэтажных строения, верхние этажи которых деревянные, а низ – открытая аркада на белокаменных колоннах. Галерея завалена старой мебелью, санками, вениками, прямо отсюда – двери в квартиры. Между домами «схоронилось» странноватого вида зданьице, в котором вряд ли кто теперь угадает остатки домовой церкви.
Уцелели, на удивление, и закрепленные на главном доме старые фонари, и потемневшие от времени львиные морды, безучастно взирающие на редких прохожих. О том, что чужие здесь появляются нечасто, свидетельствует спокойно вывешенное жильцами белье и предметы домашнего обихода прямо на улице. Лишь в последнее время стали появляться здесь экскурсанты, в основной массе своей почитатели творчества Булгакова.
Между тем двухэтажные полукруглые дома, в одном из которых до сих пор живут, в другом, отреставрированном не так давно, поместились художественные мастерские, по сути, бывшие одноэтажные конюшни, часть большой классической усадьбы. Усадьба эта была перестроена, точнее, возведена заново в классическом стиле вскоре после пожара 1812 года, на месте сгоревшей старой усадьбы Талызиных. Вся новая застройка была каменной. Главный Т-образный дом, что стоит по красной линии Пречистенки, строился с 1817 по 1820 год; по некоторым данным, автором проекта является известный архитектор Ф.К. Соколов – один их тех, кто восстанавливал Москву.
Усадьба для нового владельца, гвардии корнета Павла Яковлевича Охотникова, получилась величественной, почти дворцом. Уличный фасад главного дома был украшен восьмиколонным портиком, поставленным на цоколе и увенчанным фронтоном с лепниной в тимпане. Арочные проезды по сторонам дома во двор, флигели, дворцовые службы во внутреннем дворе (конюшни, каретный сарай), домовая церковь.
В 1879 году усадьба перешла к потомственным почетным гражданам купцам Пеговым. Они и владели ею вплоть до 1915 года (по некоторым данным – вплоть до революции). Однако не купец прославил этот дом, а тот, кто арендовал его в 1882 году (первое упоминание в Адрес-календаре Москвы).
«В семидесятых годах прошлого века двумя выдающимися педагогами того времени — Софьей Александровной Арсеньевой и Львом Ивановичем Поливановым — были учреждены в Москве в районе Пречистенки две гимназии: Арсеньевская и Поливановская. Связь между этими школами была самая тесная; если сыновья учились у Поливанова, дочерей отдавали к Арсеньевой. Преподавание было в большинстве случаев общее, почти все учащиеся знали друг друга и, начиная с 6-го класса, между ними возникали юношеские романы. Бывали случаи пересылки записок в карманах пальто математика А.А. Игнатова, который, переходя с урока на урок, не подозревал, что играет роль почтового голубя». (Из воспоминаний Т.А. Аксаковой).
Частные гимназии начали открываться в России с 1856 года, в 1871-м правительством была определена система гимназического курса. Мужскую гимназию Лев Иванович Поливанов учредил вместе с коллегами из 4-й гимназии, где он преподавал русскую словесность в 30-летнем возрасте. В 37 лет он вышел в отставку и полностью посвятил себя гимназии. Кстати, преподаватели именно этой гимназии прославились своими новыми учебными программами, именно здесь учителя работали по 20 и более лет.
Плата за обучение была высокой: по воспоминаниям бывшего воспитанника В.К. Икова, 180 рублей в год в младших классах, 250 – в старших (против 50 рублей в казенных учреждениях). Естественно, что учились в частной гимназии дети именитых и богатых родителей, в основном дворянского сословия. Но, получив завидное образование, дети состоятельных родителей не превращались в бездумных прожигателей жизни. Напротив, выпускники Поливановской гимназии известны были по всей России и – даже – по всему миру!
Гимназия занимала главный, трехэтажный дом. Из-за расположившегося в особняке учебного заведения, помещения второго этажа, где размещались классы, были перепланированы. Тогда же была встроена ажурная чугунная лестница, украсившая собой парадный вход. Нижний этаж заняли гардеробная, служебно-хозяйственные помещения и учебные кабинеты. На втором располагалась квартира Поливанова, основные классы, двусветный рекреационный зал с мраморными колоннами, за которыми помещались гимнастические снаряды и учительская.
На третьем этаже были дортуары, столовая для пансионеров и две учебные комнаты, где занимались ученики 1–3-х классов. Во время большой перемены их сводили всех вниз, в общий зал, где они и проводили время под присмотром старшего надзирателя. Каждый урок длился 50 минут, затем десятиминутная перемена и в 12 часов объявлялась большая, часовая перемена. В гимназии не было обязательной униформы и не нужно было «творить» молитву в общем зале. Как удалось Поливанову разрешить такие вольности, не понятно.
В своей гимназии Л.И. Поливанов собрал очень сильный преподавательский состав. Так, в последних классах логику преподавал философ и психолог, профессор Л.М. Лопатин, латынь — профессор М.М. Покровский, историю — Ю.В. Готье, впоследствии академик. Л.И. Поливанов также привлек физика-философа Н.И. Шишкина и словесника Л.П. Бельского.
Духовным и творческим центром стал сам директор, «не человек, а какая-то двуногая, воплощенная идея гениального педагога». Л.И. Поливанов вел латынь в первом классе, а русский язык и словесность начиная со второго и до самых старших классов.
В гимназии царил культ А.С. Пушкина; сам директор мастерски читал стихи своего любимого поэта. Сын Л.Н. Толстого, Лев, писал сразу после смерти Л.И. Поливанова в 1899 году: «Кто из нас не помнит, с какой любовью, с каким пониманием Л.И. Поливанов, может быть, в сотый раз в жизни, но все с той, же свежестью чувства читал перед нами какое-нибудь стихотворение Пушкина».
Славу гимназии составлял шекспировский кружок, руководителем и главным режиссером которого был все тот же Л.И. Поливанов. Вначале кружок занимался изучением творчества В. Шекспира и постановками отрывков из его трагедий силами гимназистов. Затем кружок стал очагом шекспировского культа в Москве.
Из стен Поливановской гимназии вышли очень многие известные люди, среди них писатели, философы и поэты – Владимир Соловьев, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Сергей Эфрон, Андрей Белый (посвятивший гимназии целую главу своих воспоминаний), Максимилиан Волошин, художник Александр Головин, чемпион мира по шахматам Александр Алехин. Сюда же отдал учиться своих сыновей и Лев Николаевич Толстой. Говорили, что он приходил в гимназию и спорил в коридорах с преподавателями о русской словесности.
В 1897 году гимназист 6-го класса Борис Бугаев (позже Андрей Белый) совершил ужасный проступок – он прогулял 50 учебных дней, почти целую четверть, без уважительной причины. По дороге в гимназию он попал под ливень, и спрятался от него в читальне Островского, нашел там книгу Генрика Ибсена, и пропал. Потом попался Достоевский, Тургенев, Гете, Гегель, и ученик день за днями проводил в читальне. Так прошло 50 дней, и настал час расплаты. Реакция строгого директора потрясла Белого. Поливанов его не выгнал, и только сказал: «Ничего-ничего, не горюйте, Бугаев. Кажется, вы себя нашли».
Был в школе и другой странный персонаж, нелюдимый и замкнутый. Вот что писал про него сидевший с ним за одной партой Георгий Римский-Корсаков: «Он присутствовал на уроках, но не жил интересами класса». Мальчика звали Александр Алехин (именно Алехин, распространённое написание и произношение «Алёхин» ошибочно), первый непобеждённый чемпион мира по шахматам. Учился он блестяще, помогала феноменальная память, но на всех уроках он занимался только своими шахматами. Исчертив ими все свои тетради, Алехин бесцеремонно воровал бумагу у Римского-Корсакова. Поливанов, увидев в нем что-то особенное, просто закрывал глаза на все его странности.
Учился здесь и выдающийся художник Александр Головин, но, не закончив школу, ушел из 6-го класса. Дело было так. На одном уроке он, по обыкновению, валял дурака и разрисовывал учебники картинками к «Портрету» Гоголя. Его сосед по парте показал эту книгу директору. Головин от страха забился под парту. Но Поливанов неожиданно сказал ему: «Зачем тебе науки? Тебе надо в художественное училище!» – и написал Головину рекомендательное письмо. А книгу с рисунками оставил себе на память.
После смерти Льва Ивановича Поливанова в 1899 году учебное заведение возглавил его сын, Иван Львович. Постепенно гимназия стала утрачивать знаменитый поливановский дух. Некому уж было устраивать из урока спектакль, не стало прежней души у любительского театра, т.н. «шекспировского кружка». Да и ратовать за не самых прилежных, но умных учеников тоже стало некому.
В 1915 году дом переходит богатой лесопромышленнице В.И. Фирсановой. При ней он перестраивается по проекту архитектора А.И. Таманяна, который переделывает интерьеры второго этажа, фасады. Арочные проезды во двор закладывают еще раньше – где-то в конце XIX века. Вновь устраивается концертный зал: эстрада в виде греческого портика, кариатиды между окнами второго этажа (росписи принадлежат кисти художников А.Е. Яковлева и В.И. Шухаева). Каменная ограда, от которой, кстати, и сохранилась половина нынешних ворот, также была поставлена Таманяном.
В 1921 году в старинной усадьбе размещается Государственная Академия художественных наук (ГАХН). А с конца 1924 года здание на Пречистенке довольно крепко уже связано с именем Михаила Булгакова.
Михаил Афанасьевич был знаком со многими сотрудниками ГАХН, ставшей своего рода последним оплотом русской интеллигенции. Здесь работали филолог Николай Лямин (заведующий кабинетом теоретической поэтики), философ и литературовед Павел Попов, историк Александр Габричевский, художник группы «Бубновый валет» Борис Шапошников, которому Петербург обязан Музеем Пушкина на Мойке, а Москва – музеем дворянского быта на Собачьей площадке, и другие известные люди.
Оставило время свой след и на поливановском доме. В 1930-х годах полукруглые конюшни (в Москве, по мнению краеведов, таких больше не найти) были надстроены вторым этажом и приспособлены под жилье. В 1963-м главный дом реставрировался. Теперь в доме по Пречистенке помещается Детская художественная школа № 1 имени В. Серова и Детская музыкальная школа № 11 имени В. Мурадели. В строении 2 последние 30 лет находилась творческая мастерская Саввы Ямщикова, в строении 7 – мастерская академика, живописца, монументалиста Олега Филатчева.
В начале 2010 года разразился скандал. Преподаватели и ученики Художественной школы им. В. Серова просили московские власти и патриархию срочно вмешаться в ситуацию, грозящую, по их мнению, «гибелью» этому учебному заведению — передавал Интерфакс. По информации агентства, они обратились с открытым письмом, в котором просят защиты от действий преподавателя-священника, который пытается сломать в школе академическую систему обучения, заменив ее на «ново-русскую» концепцию. Один из авторов письма утверждает, что сама постановка вопроса звучит «как если бы кто-то предложил, в Большом театре заменить классический балет на народные танцы с уклоном в православную религию и древнерусское искусство».
Частично материал взят с сайта «Москва, которой нет».
Улица как выставка. Гуляем по Пречистенке
Почему бы не превратить прогулку выходного дня в экскурсию? Предлагаем посмотреть на привычные здания по-новому — как на интересные экспонаты выставки под открытым небом. В материале mos.ru — сведения об архитектурных особенностях домов и их прежних владельцах, а также маленькие детали, за которыми скрываются интересные подробности.
Городская усадьба Хрущевых — Селезневых: дом со львами и Одиссеем
Улица Пречистенка, дом 12/2, строения 1, 2
Величественное здание в стиле ампир, в котором располагается основной корпус Государственного музея А.С. Пушкина, — одно из главных украшений Пречистенки. Усадьба была построена вскоре после пожара 1812 года для отставного гвардии прапорщика Александра Хрущева. Предположительно, дом возвели по проекту Доменико Жилярди и Афанасия Григорьева — архитекторы восстановили многие здания, пострадавшие от огня.
Здание расположено углом и имеет два фасада — оба оформлены как парадные. Фасад, выходящий на Пречистенку, украшен портиком с шестью ионическими колоннами (их капители сделаны в виде завитков — волют). Восемь таких же колонн расположены на фасаде, выходящем на Хрущевский переулок. На фронтоне со стороны Пречистенки красуется барельеф с изображением двух львов, держащих дворянский герб Селезневых. Он появился во второй половине XIX века — Селезневы владели усадьбой с 1860-х годов. Лепнина в виде львиных голов есть и над частью окон со стороны Пречистенки.
Главное украшение второго фасада — барельефы со сценами из жизни Одиссея, расположившиеся за портиком. Персонаж предстает перед нами в трех сценах: прощание с Итакой в начале Троянской войны, встреча с Ахиллом и возвращение на родину. Фасад завершается треугольным фронтоном, украшенным барельефом в виде венков.
Историки до сих пор не могут сказать точно, бывал ли Пушкин в доме, где сегодня расположен его музей. У семьи Хрущевых, которая владела усадьбой во времена поэта, был обширный круг знакомств, и теоретически Александр Сергеевич мог быть гостем на одном из вечеров.
Калабуховский дом: здание с литературной славой
Улица Пречистенка, 24/1
Бывший доходный дом совершенно точно хранит воспоминания о пребывании в его стенах одного из классиков русской литературы ХХ века. В 1916 году здесь гостил у родственников Михаил Булгаков. Позже присатель прославил его, сделав местом действия повести «Собачье сердце».
Писатель поселил в нем профессора Филиппа Филипповича Преображенского. Прототипом героя стал дядя Булгакова по материнской линии, врач Николай Покровский. Название «калабуховский дом», придуманное Булгаковым, созвучно с бывшим названием Чистого переулка (Обухов). Есть и другая версия — под именем Калабухова писатель зашифровал архитектора Семена Кулагина, который спроектировал и построил этот дом. После выхода романа оно прижилось — дом неофициально называют калабуховским.
— Это вас вселили в квартиру Федора Павловича Саблина?
— Нас, — ответил Швондер.
— Боже! Пропал калабуховский дом! — в отчаянии воскликнул Филипп Филиппович и вплеснул руками.
Дом, построенный в 1904 году, заслуживает внимания не только благодаря литературной славе — это пример архитектуры модерна. Первый этаж облицован рустом, окна второго этажа украшены портиками с полуколоннами. На втором и третьем этажах — узенькие балкончики с изогнутыми решетками. На фасаде, выходящем в Чистый переулок, расположены два высоких окна, которые объединяют второй и третий этажи.
Доходный дом Е.А. Костяковой: флейты Пана и арфы
Улица Пречистенка, дом 9
Поклонники Булгакова знают, что на Пречистенке есть еще одно здание, связанное с «Собачьим сердцем». Возле доходного дома Евдокии Костяковой — на углу пересечения Пречистенки со Всеволожским переулком — профессор Преображенский встречает замерзшего и голодного Шарика. Во времена Булгакова на первом этаже здания располагался магазин Центрохоза, который упоминается в начале повести. Булгаков часто бывал здесь — одним из жителей дома был его друг, художник группы «Бубновый валет» Борис Шапошников.
Пятиэтажный доходный дом в форме буквы Г был построен в 1910 году для купчихи и благотворительницы Евдокии Костяковой. Автор проекта неизвестен, но предполагается, что это либо Густав Гельрих, либо Николай Жерихов.
Фасады оформлены в неоклассическом стиле с добавлением элементов, характерных для модерна (угловой эркер с третьего по пятый этаж и женские маскароны). Стены украшают пилястры (плоские вертикальные выступы, напоминающие колонны) с ионическими капителями. На уровне второго этажа между окнами расположены барельефы с изображениями античных музыкантов: можно разглядеть мужчин, играющих на флейтах Пана и двойных жалейках, и женщину с арфой.
История дома, как и его экстерьер, связана с музыкой. Здесь жил композитор Александр Гольденвейзер, у которого часто бывали в гостях известные музыканты и композиторы Сергей Рахманинов, Сергей Танеев и Николай Метнер.
Дом Долгорукова: коринфские колонны
Улица Пречистенка, дом 19/11, строение 1
Еще одно здание с античными мотивами расположено на углу с Сеченовским переулком — это дом Долгоруковых. Центральную часть фасада украшает шестиколонный ионический портик. Переходы между главным зданием и флигелем обозначают коринфские колонны (с капителями, украшенными стилизованными листьями аканта). На стенах на синем фоне расположена лепнина в виде растительного орнамента, масок и сцен из древнегреческой мифологии.
Сложная форма дома (он кажется бесконечно длинным) объясняется перестройкой, в результате которой под одной крышей оказались главное здание и два флигеля усадьбы XVIII века. Кто был ее архитектором — неизвестно. Чертежи нового здания были найдены в «Архитектурных альбомах» Матвея Казакова, поэтому некоторые исследователи приписывают ему авторство проекта. После пожара 1812 года усадьбу предположительно восстанавливал итальянский архитектор Франческо Кампорези. Семья Долгоруковых, имя которых дом носит сегодня, владела им с конца XVIII века до 1840-х годов.
Позже дом перестраивали много раз. В XIX веке в нем располагалась 1-я Московская гимназия, Александро-Мариинское училище, основанное Варварой Чертовой («чертовское училище») и позже ставшее Александро-Мариинским институтом. В советское время здание находилось в ведомстве Рабоче-крестьянской Красной армии. Сегодня здесь расположен музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели».
Гимназия Поливанова: меандр и пегасы
Улица Пречистенка, дом 32/1, строения 1–3, 7–8
Во второй половине XIX века на Пречистенке были две известные гимназии — мужская (Льва Поливанова) и женская (Софьи Арсеньевой). Гимназия Арсеньевой занимала особняк Давыдова (Пречистенка, дом 17/10). Согласно легенде, между гимназистами и гимназистками часто вспыхивали романы по переписке. Влюбленные якобы обменивались посланиями, тайком помещая их в карманы учителя математики, который преподавал в обеих гимназиях.
Здание, в котором располагалась гимназия Льва Поливанова, построили в 1820 году на месте сгоревшей усадьбы Талызиных. Вероятно, автором проекта был Федор Соколов. Каменная усадьба строилась для нового владельца — гвардии корнета Павла Охотникова. В 1879-м здание перешло во владение купцов Пеговых, которые сдавали его в аренду под гимназию.
Усадебный комплекс состоит из главного Т-образного здания, находящегося на красной линии Пречистенки, двух флигелей и двух служебных корпусов. Фасад главного дома симметричен, в его центре расположен восьмиколонный портик, который венчает фронтон с лепниной. Между колоннами расположены барельефы с изображениями сцен из древнегреческой мифологии, под ними — полоска с меандром, орнаментом в виде ломаной под прямым углом линии, характерным для древнегреческого изобразительного искусства. По обеим сторонам от портика на втором этаже — длинные балконы, кронштейны которых украшены лепниной в виде причудливых пегасов и масок.
Сегодня в здании расположены художественная школа № 1 имени В.А. Серова, музыкальная школа № 11 имени В.И. Мурадели, концертный зал и творческие мастерские. Можно заглянуть и во внутренний дворик усадьбы — полукруглые постройки (бывшие конюшни) создают замкнутый островок тишины и уюта. Он украшен вазонами с цветами, скульптурами и бюстами, которые срисовывают в погожие дни юные художники.