поурочное планирование по истории россии 8 класс торкунова
Тематическое планирование по истории 8 класс к учебнику под ред. Торкунова
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Форма основного раздела календарно-тематического планирования по ФГОС
планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
Тема 1. Становление индустриального общества (6 ч)
Индустриальная революция: достиже ния и проблемы.
— способность планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
— возможность осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
— способность работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
Индустриальное общество: новые про блемы и новые ценности
Человек в изменившемся мире: матери альная культура и повседневность.
Наука: создание научной картины мира.
XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в по исках новой картины мира.
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство.
Тема 2. Строительство новой Европы (7 ч)
Консульство и образование наполе оновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Великобритания: сложный путь к ве личию и процветанию.
Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису.
Франция: революция 1848 г. и Вторая империя.
Германия: на пути к единству.
«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.
Тема 3. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества (5 ч)
Германская империя: борьба за «ме- сто под солнцем».
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Великобритания: конец Викториан ской эпохи.
Франция: Третья республика.
Италия: время реформ и колониальных захватов.
От Австрийской империи к Австро- Венгрии: поиски выхода из кризиса.
Тема 4. Две Америки (3 ч)
США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики.
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
США: империализм и вступление в мировую политику.
Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен.
Тема 5. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (2 ч )
Япония на пути модернизации: «вос- точная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам.
Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен.
Тема 6. Международные отношения: обострение противоречий (1 ч)
Международные отношения: дипло матия или войны?
— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации
У истоков российской модернизации
Россия в XVIII – середине XIX в.
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.
Тема I. Россия в эпоху преобразований Петра I (13 ч) )
Россия и Европа в конце XVII в.
Россия в XVIII – середине XIX в.
— основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней
— выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории
— важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития
— использовать данные исторических и современных источников при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников
— определять причины и следствия важнейших исторических событий
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предпосылки Петровских реформ
Преобразования первой четверти XVIII в. Пётр I. Абсолютизм
Начало правления Петра I
Преобразования первой четверти XVIII в. Пётр I. Абсолютизм
Великая Северная война 1700—1721 гг.
Создание регулярной армии и флота. Северная война
Реформы управления Петра I
Экономическая политика Петра I
Российское общество в Петровскую эпоху
Церковная реформа. Положение традиционных конфессий
Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам
Перемены в культуре России в годы Петровских реформ
Повседневная жизнь и быт при Петре I
Значение петровских преобразований в истории страны
Повторительно-обобщающий урок по теме I
Тема II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6 ч)
Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762)
Дворцовые перевороты. Расширение прав и привилегий дворянства
Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762)
Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг.
Внешняя политика России в 1725—1762 гг.
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.
Повторительно-обобщающий урок по теме II
Тема III. Российская империя при Екатерине II (9 ч)
Россия в системе международных отношений
— основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней
— выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории
— важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития
— использовать данные исторических и современных источников при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников
— определять причины и следствия важнейших исторических событий
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Крестьянская реформа 1861 г.
Внутренняя политика Екатерины II
«Просвещённый абсолютизм» Екатерины II. Оформление сословного строя
Экономическое развитие России при Екатерине II
Социальная структура российского общества второй половины XVIII в.
«Просвещённый абсолютизм» Екатерины II. Оформление сословного строя
Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва
Социальные движения. Е.И. Пугачёв
Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II
Внешняя политика Екатерины II
Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков
Начало освоения Новороссии и Крыма
Повторительно-обобщающий урок по теме III
Тема IV. Россия при Павле I (2 ч)
Внутренняя политика Павла I
Внешняя политика Павла I
Тема V. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (9 ч)
Общественная мысль, публицистика, литература
Образование в России в XVIII в.
Российская наука и техника в XVIII в.
Русская архитектура XVIII в.
Живопись и скульптура
Музыкальное и театральное искусство
Народы России в XVIII в.
Перемены в повседневной жизни российских сословий
Повторительно-обобщающий урок по темам IV и V
Рабочая программа История России 8 класс УМК под редакцией Торкунова (ФГОС)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рабочая программа по истории России предназначена для 8 класса основной общеобразовательной школы и составлена на основе следующих нормативно-правовых документов и методических материалов :
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России 17 декабря 2010 г. №1897. Зарегистрирован Минюстом России №19644 01 февраля 2011 г.
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Айская средняя общеобразовательная школа».
Учебный план образовательной организации на 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.
Журавлёва О.Н. История России. Поурочные рекомендации. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О.Н. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
Артасов И.А. История России. Контрольные работы. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / И.А. Артасов. – М.: Просвещение, 2016. – 64 с.
Артасов И.А., Данилов А.А., Косулина Л.Г., Соколова Л.А. История России. Рабочая тетрадь. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / И.А. Артасов и др. – М.: Просвещение, 2016. – 111 с.
История России. Хрестоматия. 6-10 классы. В 2-х частях. Ч. 1 / Электронная форма. – М.: Просвещение, 2015. – 761 с.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, соответствует требованиям Историко–культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС.
Цели и задачи исторического образования:
Основная школа (5—9 классы):
— формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаи-мопонимания между народами, людьми разных культур;
— овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социаль-ной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, со-временных глобальных процессов;
— формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэт-ническом и многоконфессиональном мире;
— воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.
В авторской рабочей программе по истории России для изучения предмета в 8 классе отводится 40 ч.
Срок реализации программы 2018 – 2019 учебный год.
В тексте рабочей программы в разделе «Тематическое планирование» использована система условных обозначений для метапредметных универсальных учебных действий:
ПУУД – познавательные универсальные учебные действия,
РУУД – регулятивные универсальные учебные действия,
КУУД – коммуникативные универсальные учебные действия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);
• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания;
• умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:
• имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
• основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Название раздела, темы
Тема I . Россия в эпоху преобразований Петра I
Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире.
Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников.
Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.
Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения.
Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах.
Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.
Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.
Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.
Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.
Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.
Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре.
Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.
Тема II . Россия при наследниках Петра I : эпоха дворцовых переворотов
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III.
Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.
Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.
Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756— 1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Тема III . Российская империя при Екатерине II
Российская империя в период правления Екатерины II
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России.
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.
Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.
Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление.
Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.
Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика.
Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.
Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.
Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.
Россия при Павле I
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.
Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Тема V . Культурное пространство Российской империи в XVIII в.
Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике.
Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.
Основные события и даты
1682—1725 гг. — царствование Петра I (до 1689 г. при регентстве царевны Софьи; до 1696 г. совместно с Иваном V)
1682—1689 гг. — правление царевны Софьи
1682, 1689, 1698 гг. — восстания стрельцов в Москве
1686 г. — заключение «вечного мира» с Речью Посполитой
1686—1700 гг. — война с Османской империей
1687 г. — основание Славяно-греко-латинского училища (позднее — академия) в Москве
1687, 1689 гг. — Крымские походы В. В. Голицына
1689 г. — Нерчинский договор между Россией и Китаем
1695, 1696 гг. — Азовские походы
1697—1698 гг. — Великое посольство в Европу
1700—1721 гг. — Северная война
1700 г. — поражение под Нарвой 16 мая
1703 г. — основание Санкт-Петербурга
1705—1706 гг. — восстание в Астрахани
1707—1708 гг. — восстание под предводительством Кондратия Булавина
1708—1710 гг. — учреждение губерний
1708 г. — битва при деревне Лесной
27 июня 1709 г. — Полтавская битва
1711 г. — учреждение Сената; Прутский поход
1714 г. — указ о единонаследии
27 июля 1714 г. — Гангутское сражение
1718—1720 гг. — учреждение коллегий
1718—1724 гг. — проведение подушной переписи и первой ревизии
1720 г. — сражение у острова Гренгам
1721 г. — Ништадтский мир со Швецией
1721 г. — провозглашение России империей
1722 г. — введение Табели о рангах
1722—1723 гг. — Каспийский (Персидский) поход
1725 г. — учреждение Академии наук в Петербурге
1725—1727 гг. — правление Екатерины I
1727—1730 гг. — правление Петра II
1730—1740 гг. — правление Анны Иоанновны
1733—1735 гг. — война за польское наследство
1736—1739 гг. — русско-турецкая война
1741—1743 гг. — русско-шведская война
1740—1741 гг. — правление Иоанна Антоновича
1741—1761 гг. — правление Елизаветы Петровны
1755 г. — основание Московского университета
1756—1763 гг. — Семилетняя война
1761—1762 гг. — правление Петра III
1762 г. — Манифест о вольности дворянской
1762—1796 гг. — правление Екатерины II
1768—1774 гг. — русско-турецкая война
26 июня 1770 г. — Чесменское сражение
21 июля 1770 г. — сражение при Кагуле
1772, 1793, 1795 гг. — разделы Речи Посполитой
1773—1775 гг. — восстание под предводительством Емельяна Пугачёва
1774 г. — Кючук-Кайнарджийский мир с Османской империей
1775 г. — начало губернской реформы
1783 г. — присоединение Крыма к России
1785 г. — жалованные грамоты дворянству и городам
1787—1791 гг. — русско-турецкая война
1788 г. — указ об учреждении «Духовного собрания магометанского закона»
1788—1790 гг. — русско-шведская война
11 декабря 1790 г. — взятие Измаила
1791 г. — Ясский мир с Османской империей
1796—1801 гг. — правление Павла I
1799 г. — Итальянский и Швейцарский походы русской армии
11 марта 1801 г. — убийство Павла I
Основные понятия и термины
Модернизация. Реформы. Меркантилизм. Гвардия. Империя. Сенат. Коллегии. Синод. Губерния. Крепостная мануфактура. Рекрутские наборы. Ревизия. Прокурор. Фискал. Прибыльщик. Ассамблея. Табель о рангах. Ратуша.
Дворцовый переворот. Верховный тайный совет. Кондиции. «Бироновщина». Просвещённый абсолютизм. Секуляризация. Уложенная комиссия. Гильдия. Магистрат. Духовные управления (мусульманские).
Барокко. Рококо. Классицизм. Сентиментализм.
Генеральный регламент. Воинский устав. Морской устав. Духовный регламент. Табель о рангах. Указ о единонаследии 1714 г. Ништадтский мир. «Акт поднесения государю царю Петру I титула Императора Всероссийского и наименования Великого и Отца Отечества». Указы Петра I. Походные журналы Петра Великого. «Ревизские сказки». Реляции и мемории.
«Юности честное зерцало». «Слово на погребение Петра Великого» Феофана Прокоповича. Газета «Ведомости». Переписка Петра I. «Гистория свейской войны». Записки и воспоминания иностранцев о России.
Кондиции Анны Иоанновны. «Наказ» Екатерины II Уложенной комиссии. Учреждение о губерниях. Жалованные грамоты дворянству и городам. Городовое положение. Манифест о вольности дворянства. Воспоминания Екатерины II. Переписка Екатерины II с Вольтером. Указы Емельяна Пугачёва. Кючук-Кайнарджийский мирный договор. Георгиевский трактат с Восточной Грузией. Ясский мирный договор.
Оды М. В. Ломоносова. Журналы «Живописец» и «Всякая всячина». «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.
Основные исторические персоналии
Государственные и военные деятели: Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Ф.М. Апраксин, А.П. Бестужев-Рюмин, Э.И. Бирон, Я.В. Брюс, А.П. Волынский, В.В. Голицын, Ф.А. Головин, П. Гордон, Екатерина I, Екатерина II, Елизавета Петровна, Иван V, Иоанн VI Антонович, М.И. Кутузов, Ф.Я. Лефорт, И. Мазепа, А.Д. Меншиков, Б.К. Миних, А.Г. Орлов, А.И. Остерман, Павел I, Пётр I, Пётр II, Пётр III, Г. А. Потёмкин, П.А. Румянцев, царевна Софья, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, П.П. Шафиров, Б.П. Шереметев.
Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования: Батырша, Г. Байер, В.И. Баженов, В. Беринг, В.Л. Боровиковский, Д.С. Бортнянский, Ф.Г. Волков, Е.Р. Дашкова, Н.Д. Демидов, Г.Р. Державин, М.Ф. Казаков, А.Д. Кантемир, Дж. Кваренги, И.П. Кулибин, Д.Г. Левицкий, М.В. Ломоносов, А.К. Нартов, И.Н. Никитин, Н.И. Новиков, И.И. Ползунов, Ф. Прокопович, Е.И. Пугачёв, А.Н. Радищев, В.В. Растрелли, Ф.С. Рокотов, Н.П. Румянцев, А.П. Сумароков, В.Н. Татищев, В.К. Тредиаковский, Д. Трезини, Д.И. Фонвизин, С.И. Челюскин, Ф.И. Шубин, И.И. Шувалов, П.И. Шувалов, М.М. Щербатов, С.Юлаев, С. Яворский.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Характеристика основных видов деятельности ученика
Научатся: определять термины: Периодизация всеобщей истории (Новая история), модернизация.
Получат возможность научиться: Высказывать суждения о роли исторических знаний в формировании личности. Называть основные периоды зарубежной
истории. Называть хронологические рамки изучаемого периода. Соотносить хронологию истории России и всеобщей истории. Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником.
ПУУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
КУУД: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
РУУД: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Личностные: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.
У истоко в российской модернизации
Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже XVII—XVIII вв., используя историческую карту.
Высказывать суждения о роли исторических знаний в формировании личности. Называть основные периоды зарубежной истории.
Называть хронологические рамки изучаемого периода.
Соотносить хронологию истории России и всеобщей истории.
Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником.
Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности.
Тема I . Россия в эпоху преобразований Петра I – 13 ч.
Научатся определять термины: Лига, гегемония, экспансия, Славяно-греко-латинская академия, политический курс, Гвардия, лавра, Империя, конфузия, рекрутские наборы, абсолютизм, аристократия, губерния, коллегия, модернизация, прокурор, ратуша, сенат, Табель о рангах, фискал, Крепостная мануфактура, кумпанства, протекционизм, меркантилизм, отходники, посессионные крестьяне, подушная подать, гильдии, магистрат, прибыльщик, ревизия, Синод, конфессия, регламент, обер-прокурор, р аботные люди, оппозиция, Ассамблея, гравюра, канты, клавикорды, классицизм, повседневная жизнь, быт, м одернизация, великая держава.
Научатся : Актуализировать и систематизировать информацию по изученному периоду; характеризовать особенности периода правления Петра I в России: в политике, экономике, социальной жизни, культуре; решать проблемные задания; и спользовать в рассказе сведения, представленные в разных знаковых системах (текст, карта, схема, визуальный ряд и др.).
Получат возможность научиться :
Формулировать развернутый ответ об основных направлениях внешней политики России в к XVII века, определять причинно-следственные связи исторических процессов; давать характеристику состояния России накануне перемен; давать краткие характеристики историческим личностям; формулировать причины войн; делать выводы на основе сведений исторической карты, мнений и оценок учёных, составлять и комментировать план-схему битвы; выделять основные черты реформ, конкретизировать их примерами; определять проблемы в экономическом развитии страны (с помощью учителя); составлять схему социальной структуры; раскрывать роль церкви в государстве; в ыявлять особенности и закономерности в развитии культуры народа, его быта.
ПУУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач; ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
КУУД: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество); допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; участвуют в коллективном обсуждении проблем; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
РУУД: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий; принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль; оценивают правильность выполнения действия.
Россия и Е вропа в конце XVII в.
Формулировать познавательную проблему и планировать способы
Излагать результаты познавательной деятельности по теме урока при выполнении творческого задания.
Использовать карту как источник информации.
Актуализировать знания из курсов всеобщей истории, истории России.
Выявлять причинно-следственные связи исторических процессов.
Находить на карте изучаемые объекты.
Определять причинно-следственные связи исторических процессов. Определять значение исторических событий.
Использовать сведения из исторической карты.
Аргументировать ответ, опираясь на материалы параграфа.
Актуализировать знания из курсов всеобщей истории и истории России.
Предпосылки Петро вских реформ
Объяснять, в чем заключались предпосылки петровских преобразований. Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.
Формулировать познавательную задачу.
Привлекать межкурсовые, предметные знания.
Определять проблемы социально-политического и экономического развития страны (с помощью учителя)
Начало пра вления Петра I
Объяснять причины и последствия борьбы за трон.
Определять причинно-следственные связи событий и процессов.
Давать оценку деятельности исторической персоны.
Находить исторические объекты на карте.
Использовать приёмы сравнительного анализа при аргументации собственных выводов и оценок.
Выделять и кратко формулировать основные проблемы развития страны на основе обобщения материалов темы
Великая Северная война 1700-1721 гг.
Объяснять причины Северной войны.
Использовать историческую карту в рассказе о событиях Северной войны.
Рассказывать об основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту.
Объяснять цели Прутского и Каспийского походов.
Применять ранее полученные знания.
Находить на карте изучаемые объекты.
Определять причинно-следственные связи исторических процессов
Реформы упра вления Петра I
Характеризовать важнейшие преобразования Петра 1 и систематизировать материал (в форме таблицы «Петровские преобразования»).
Объяснять сущность царских указов о единонаследии, подушной подати.
Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов. Табели о рангах и др.) для характеристики социальной политики власти.
Давать оценку итогов социальной политики Петра I
Экономическая политика Петра I
Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.
Формулировать познавательную задачу урока.
Привлекать межкурсовые, предметные знания.
Определять проблемы в экономическом развитии страны (с помощью учителя). Давать определение понятий, проясняя их смысл с помощью словарей, в том числе электронных .
Использовать карту как источник информации.
Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII в.
мануфактура, крепостное право.
Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России
Российское общест во в Петровскую эпоху
Устанавливать причинно-следственные связи экономического и социального развития страны.
Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями.
Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.
Формулировать познавательную задачу урока
Церко вная реформа. Положение традиционных конфессий
Объяснять смысл понятий церковный раскол, старообрядцы.
Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола.
Определять значение слов, понятий.
Аргументировать вывод материалами параграфами.
Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы
Социальные и национальные д вижения. Оппозиция реформ
Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян.
Раскрывать причины народных движений в России XVII в.
Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России XVII в.».
Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы
Перемены в культуре России в годы Петровских реформ
Составлять описание памятников культуры XVII в. (в том числе находящихся на территории края, города); характеризовать их назначение, художественные достоинства и др.
Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в.
Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры XVII в., а также для участия в ролевых играх (например, «Путешествие по русскому городу XVII в.»)
По вседневная жизнь и быт при Петре I
Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, их последствия.
Описывать условия жизни и быта социальных групп.
Устанавливать факторы, способствующие развитию культуры, приводить примеры взаимодействия культур.
Обосновывать суждение примерами параграфа.
Анализировать и сопоставлять жизнь российского общества и зарубежного общества данного периода времени
Значение петро вских преобразований в истории страны
Давать характеристику характеру Петровских преобразований.
Уметь объяснять новые понятия и термины, изученные в ходе урока («регулярное государство»).
Объяснять успехи и неудачи преобразовательной деятельности Петра.
Определять значение слов, понятий.
Аргументировать вывод материалами параграфами.
Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы
По вторительно-обобщающий урок по теме I
Урок закрепления и применения знаний
Тема II . Россия при наследниках Петра I : эпоха дворцовых переворотов – 6 ч.
Научатся определять термины: Бироновщина, Верховный тайный совет, дворцовый переворот, кондиции, посессионные крестьяне, Манифест о вольности дворянства, кадетский корпус, фаворитизм, Тайная канцелярия, капитуляция, коалиция, рыцарство, жуз, лама
Научатся : актуализировать и систематизировать информацию по изученному периоду; характеризовать особенности эпохи Дворцовых переворотов в России: в политике, экономике, социальной жизни, культуре; решать проблемные задания.
Получат возможность научиться : находить информацию из разных исторических источников; оценивать мнения и позиции представителей разных групп; высказывать собственное отношение к событиям; систематизировать и представлять информацию в виде таблицы; характеризовать личность правителя, его деятельность; оценивать влияние различных факторов на становление личности и деятельность правителя, давать оценку его человеческим качествам, выявлять мотивы поступков; выделять основные черты реформ, конкретизировать их примерами; на основе анализа текста учебника представлять информацию в виде схемы; использовать приёмы анализа источников при формулировании и аргументации собственных выводов и оценок; определять причинно-следственные связи исторических процессов; описывать с опорой на карту ход и итоги военных действий; раскрывать роль церкви в государстве; систематизировать информацию в виде краткого конспекта; применять приёмы исторического анализа при работе с текстом.
ПУУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения
поставленных задач; ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
КУУД: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество); допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
РУУД: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия; ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий; принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.
Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им; проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий; выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни; определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
Эпоха д ворцовых переворотов (1725-1762)
Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников.
Систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы.
Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов.
Составлять исторический портрет Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны.
Рассказывать об участии России в Семилетней войне, важнейших сражениях и итогах войны
Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг.
Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник информации.
Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII в.
Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и его наследниках.
Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов истории края)
Внешняя политика России в 1725-1762 гг.
Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России во второй четверти XVIII в.
Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи во второй четверти XVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах.
Определять значение слов, понятий.
Аргументировать вывод материалами параграфами.
Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы
Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг.
Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в.
Объяснять, с чем были связаны причины восстаний в Башкирии.
Характеризовать религиозную политику государства в 1725-1762 гг.
Определять значение слов, понятий.
Аргументировать вывод материалами параграфами.
Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом
Повторительно-обобщающий урок по теме II
Урок закрепления и применения знаний
Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития в 1725-1762 гг. России и государств Западной Европы.
Высказывать суждения о значении наследия 1725-1762 гг. для современного общества.
Выполнять контрольные тестовые задания по истории России эпохи дворцовых переворотов
Тема III . Российская империя при Екатерине II – 9 ч.
Научатся : актуализировать и систематизировать информацию по изученному периоду; характеризовать особенности эпохи правления Екатерины II в России: в политике, экономике, социальной жизни, культуре;
формулировать причины восстания; оценивать роль во внешней политике исторических деятелей П.А. Румянцева, Г.А. Потёмкина, А.Г. Орлова, Г.А. Спиридова, А.В. Суворова, М.И. Кутузова; р ешать проблемные задания.
Получат возможность научиться : определять причинно-следственные связи исторических процессов; находить на карте изучаемые объекты; аргументировать ответ материалами параграфа; анализировать исторический документ, применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; систематизировать материал в форме таблицы; давать оценку результатам проводимой политики; на основе анализа текста выявлять особенности и тенденции экономического развития страны, приводить примеры; составлять самостоятельно схему социальной структуры населения, анализировать произошедшие в сравнении с предыдущим периодом изменения; определять мотивы поступков, цели деятельности исторической персоны; различать достоверную и вымышленную информацию, представленную в источниках; составлять рассказ на основе 2-3 источников информации, с использованием памятки; участвовать в обсуждении оценок исторических процессов и явлений; понимать значимость межнациональных, религиозных отношений для развития страны; выражать личностное отношение к духовному опыту наших предков, проявлять уважение к культуре народов России; рассказывать о проводимой национальной политике, оценивать её результаты; описывать ход и итоги военных действий с опорой на карту, документы параграфа учебника.
ПУУД: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения
поставленных задач; выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; ставят и формулируют проблему и цели урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.
Россия в системе международных отношений
Анализировать, с чем было связано изменение международных взаимоотношений в середине XVIII века.
Объяснять, как развивались взаимоотношения России и Франции после Семилетней войны.
Характеризовать торговые и культурные русско-английские связи в изучаемый период
Внутренняя политика Екатерины II
Объяснять «политику просвещённого абсолютизма», мероприятия, проводимые в духе данной политики.
Анализировать реформы Екатерины II (Жалованная грамота дворянству, Жалованная грамота городам и др.)
Экономическое раз витие России при Екатерине II
Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник информации.
Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII в.
Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и Екатерине II.
Анализировать развитие промышленности и сельского хозяйства в годы правления Екатерины II
Социальная структура российского общест ва второй половины XVIII в.
Анализировать отрывки из жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоев городского населения.
Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов истории края).
Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом
Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва
Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. Пугачева.
Раскрывать причины восстания и его значение.
Давать характеристику личности Е. Пугачева, привлекая, наряду с материалами учебника, дополнительные источники информации.
Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями;
Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.
Формулировать познавательную задачу урока
Объяснять значение толерантной религиозной политики в отношении мусульман.
Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями;
Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия
Внешняя политика Екатерины II
Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России в последней трети XVIII в.
Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах.
Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом
Начало ос воения Новороссии и Крыма
Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями.
Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.
Аргументировать вывод материалами параграфами.
Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом
По вторительно-обобщающий урок по теме III
Урок закрепления и применения знаний
Высказывать суждения о значении наследия Екатерины II для современного общества.
Выполнять контрольные тестовые задания по истории России эпохи дворцовых переворотов
ПУУД: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем.
КУУД: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
РУУД: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Внутренняя политика Павла I
Составлять исторический портрет Павла I на основе информации учебника и дополнительных источников.
Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями.
Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия
Внешняя политика Павла I
Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями.
Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия
Тема V . Культурное пространство Российской империи в XVIII в. – 9 ч.
Получат возможность научиться : выступать с подготовленными сообщениями, презентациями и т. д. ; выражать личное отношение к духовному, нравственному опыту наших предков, проявлять
Общест венная мысль, публицистика, литература
Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения.
Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в.
Аргументировать вывод материалами параграфами
Образо вание в России в XVIII в.
Характеризовать направления государственных правителей в XVIII веке в отношении образования.
Анализировать деятельность М.В.Ломоносова в становлении российской науки и образования.
Объяснять значение открытия в России Московского университета.
Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в.
Аргументировать вывод материалами параграфами
Российская наука и техника в XVIII в.
Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения.
Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в.
Русская архитектура XVIII в.
Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблиц и т. п.).
Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями.
Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия
Жи вопись и скульптура
Высказывать и аргументировать оценки наиболее значительных событий и явлений, а также отдельных представителей отечественной истории XVIII в.
Характеризовать общие черты и особенности исторического развития России и других стран мира в XVIII в.
Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями.
Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.
Аргументировать вывод материалами параграфами.
Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом
Музыкальное и театральное искусст во
Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблиц и т. п.).
Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями.
Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия
Народы России в XVIII в.
Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями.
Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.
Аргументировать вывод материалами параграфами.
Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом
Перемены в повседневной жизни российских сословий
Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями.
Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.
Аргументировать вывод материалами параграфами.
Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом
По вторительно-обобщающий урок по темам IV и V
Урок закрепления и применения знаний
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Выполнять контрольные тестовые задания по изученному периоду истории
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ОТВЕТОВ
— раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой;
— изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя терминологию, факты и аргументы, даты, определения и др.;
— показал умения иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, различными данными (карты, иллюстрации, диаграммы и т. д.), применял их при выполнении задания в новой учебной ситуации;
— продемонстрировал усвоение ранее изученных вопросов, сформированность и устойчивость используемых умений и навыков;
— отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две погрешности, неточности при освещении второстепенных вопросов или несущественные
ошибки, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Такая же отметка ставится за краткий точный ответ на особенно сложный вопрос или за подробное дополнение и исправление ответа другого ученика, особенно в ходе групповой работы, участия в проектной деятельности, семинаре и т. д.
— в изложении допущены незначительные пробелы, не исказившие содержание ответа;
— применялись не все требуемые теоретические знания, умения;
— при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
— допущены несущественная ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в суждениях, легко исправленных по замечанию учителя.
Отметка «3 » ставится в одном из следующих случаев:
— неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
— имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
— изложение материала было недостаточно самостоятельным (простой пересказ учебника), несистематизированным, аргументация слабая, речь бедная;
— материал частично усвоен, но умения не проявлены в полной мере, ученик не справился с применением знаний при выполнении задания в новой ситуации.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
— не раскрыто главное содержание учебного материала;
— обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
— допущены существенные ошибки в изложении фактов определении понятий, в суждениях и выводах, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии оценивания творческих работ по истории:
Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Так, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
Индивидуальный проект рекомендуется оценивать по следующим критериям: