поцелуйный обряд на руси
Зачем на Руси мужья заставляли жен с гостями лобызаться и другие малоизвестные факты про поцелуи
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что такое гостевой поцелуй через полотенце
Очень интересен был поцелуйный обряд на Руси, связанный с приходом гостей. Проводился он так: перед обедом, который устраивался для приглашенных, хозяин дома звал жену. Она должна была выйти к гостям и сердечно поклониться им до земли. В ответ приветствуемые делали то же самое, то есть кланялись. После этого наступала очередь мужа бить поклоны. Совершив это несложное действие, хозяин обращался к гостям с просьбой расцеловать жену. По правилам те должны отказаться, призывая мужчину сделать это прежде самому. Супруги целуют друг друга, и муж снова настаивает на поцелуях. Тут уж речи о отказе не идет, и гости по очереди подходят к женщине, чтобы поцеловать ее и поклониться «малым обычаем» (так на Руси назывался поясной поклон). Заканчивается ритуал тем, что жена угощает всех вином, разнося чарки с ароматным напитком.
У гостевого поцелуя была одна интересная особенность: прежде чем соединить свои губы с устами гостя, жена прикладывала к лицу платок или же полотенце. Когда все гости были перецелованы, женщине дозволялось вместе с остальными выпить чарку вина. Затем ей следовало удалиться на женскую половину избы, где ее ждали жены гостей-мужчин. Мужчины пировали, а вот что делали женщины, сейчас узнать сложно. Возможно, они разговаривали, пели песни. А, может быть, пряли или вышивали.
Поцелуй как защита от нечисти и зачем это нужно коровам
Во времена язычества поцелуй воспринимался как способ сохранить целостность человеческого тела. Исследователи пишут, что в древних апокрифах можно найти рассказ о том, как Черт со злыми намерениями делал в теле человека отверстия и рот, естественно, также относится к ним. Через открытый рот нечистая сила и недуги проникали внутрь и съедали человека изнутри. Голос также считался магической функцией. Люди боялись потерять голос или охрипнуть, так как это был своеобразный плохой знак, обещающий ужасные несчастья или даже гибель.
Когда люди целовались, рот закрывался, или, как говорили в древности, «запечатывался», следовательно, злая нечисть уже не могла проникнуть внутрь. Поцелуй воспринимался как особая и очень сильная печать, против которой черти и прочие духи были бессильны. Именно поэтому мужья велели женам целовать каждого гостя, «запечатывая» их рты. Потому что приходящие извне люди могли принести в дом не только удачу, радость и прочие приятные вещи, но и опасную болезнь или же несчастья.
Таким образом, поцелуй нес в себе магическую силу. Поэтому его вовсю применяли при заговорах. Например, в некоторых областях крестьяне целовали корову в лоб, если она заболевала. Так хозяева старались вылечить животное. Если возникала угроза массового падежа скота, то целовали всех коров, быков и телят.
Целую – значит, здоровья желаю
Некоторые языковеды считают, что слово «поцелуй» возникло от глагола «целовать». Правда, на Руси это звучало как «целовати». Есть и другое мнение, согласно которому слово «целовать» произошло от прилагательного «целый». А в древности это слово было ничем иным, как синонимом прилагательного «здоровый». Если подумать, то и сегодня во время каких-то происшествий у пострадавшего нередко спрашивают: «Ну, как ты? Ты цел?». Если остановиться на этом варианте, то понятно, что «целовати» является не просто прикосновением губами, а пожеланием здоровья. Не зря люди целовали уходящих в бой или на охоту, ведь им обязательно нужно было остаться целыми, здоровыми и вернуться домой.
Тогда становится понятным, почему глава семьи велел жене целовать гостей. Странный по сегодняшним меркам ритуал означал пожелание здоровья и счастья. А так как здоровье нужно было всем, и от этого зависела и безопасность семьи, жены безропотно расцеловывали всех приглашенных на пир или просто в гости.
В языческие времена древние славяне старались задобрить богов и совершали жертвоприношения. Со временем точно также люди вели себя и по отношению к гостям, предлагая им поцелуй и вкусные яства. Интересно, что отказаться от еды было неприлично. Гость должен был отведать все кушанья и выпить все напитки, которые хозяева ставили на стол. «Задабривали» гостей и тем, что предлагали им лучшее спальное место. Интересно, что обряд исполняли очень строго, а тот человек, который по каким-то причинам не желала лобызаться с хозяйкой, мог быть с позором изгнан из дома.
Когда было принято христианство, отношение к поцелую немного изменилось. Например, практика «святого целования» во время Пасхи олицетворяла единение людей, общую любовь и счастье по поводу Воскресения Христова. Целуя икону, люди совершали религиозный обряд, подтверждая свою преданность Господу. Что касается друзей, родственников, знакомых и уже упоминаемых выше гостей, то в этом случае поцелуи остались своеобразным выражением любви, пожеланием счастья.
Кажется, почему бы просто не поклониться гостям? Неужели этого недостаточно? Еще в берестяных грамотах есть ответ на этот вопрос. Там можно прочитать о двух видах обращения, а именно о «поклонянии» и «целовьи». С поклоном все понятно, то был признак вежливого обращения, принятого в обществе. А вот целование всегда было, и, пожалуй, останется милым способом для выражения уважения, любви и преданности.
Странными были как древние обычаи, так и древние запреты. Особенно те, что касались мужчин.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Поцелуйный обряд на руси
Поцелуйный обряд — старинный русский обряд чествования гостей.
«»
В XVI веке и ранее в России женщины жили достаточно закрыто, общаясь только с ближними родственниками. Церковь посещали по большим праздникам. По улицам перемещались в закрытых экипажах.
Поцелуйный обряд появился в России не ранее XVI-XVII веков у знати. особенно он пришёлся по вкусу у «зажиточных московитян»!
После окончания застолья к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку. Г.П. Успенский считает, что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России. ( Прим. автора дневника- иностранцы врали. им просто охота была с русскими девками целоваться!)
Барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году, cоставил описание обряда. После окончания застолья к гостям в сопровождении двух или трёх девок выходит в лучшей одежде жена или дочь хозяина дома.
Прикоснувшись губами к кубку, она передаёт кубок с напитком гостю. Пока гость пьёт, хозяйка выходит в другую комнату и меняет там верхнюю одежду.
В новой одежде она подносит кубок другому гостю. После того, как напиток был подан всем гостям, хозяйка, потупив глаза, встаёт к стене (или печке) и принимает поцелуй от всех гостей.
Таннер писал, что поцелуйный обряд проводился после усиленных просьб гостей, или для почитания особо важных гостей. Муж или отец просил гостя поцеловать жену или дочь в знак дружбы и любви. Муж одному из гостей, или своему благодетелю позволял разговаривать с женой в своё отсутствие. «»
«»Только самые дружелюбные отношения хозяина дома к своим гостям растворяли иногда женский терем и вызывали оттуда на показ мужскому обществу его сокровище — хозяйку дома. Существовал обычай, по которому личность женщины и именно жены хозяина, а также жены его сына или замужней дочери, чествовалась с каким то особым, точно языческим поклонением.
«Боярышня с подносом» — К. Маковский
Этот обычай, заключался в том, что, когда на празднике или в другое время собирались гости и начинался обед или честной пир, хозяин дома приказывал жене выйти поздороваться с гостями. Она приходила в столовую комнату и становилась в большом месте, т. е. в переднем углу; а гости стояли у дверей.
Хозяйка кланялась гостям малым обычаем, т. е. до пояса, а гости ей кланялись большим обычаем, т. е. в землю. Затем господин дома кланялся гостям большим же обычаем, в землю, с просьбою, чтоб гости изволили его жену целовать.
Гости просили хозяина, чтоб наперед он целовал свою жену. Тот уступал просьбе и целовал первый свою хозяйку; за ним все гости, один за одним, кланялись хозяйке в землю, подходили и целовали ее, а отошед, опять кланялись ей в землю. Хозяйка отвечала каждому поясным поклоном, т. е. кланялась малым обычаем. После того, хозяйка подносила гостям по чарке вина двойного или тройного с зельи, а хозяин кланялся каждому (сколько тех гостей ни будет, всякому по поклону), до земли, прося вино выкушать. Но гости просили, чтоб пили хозяева. Тогда хозяин приказывал пить наперед жене, потом пил сам и затем обносил с хозяйкой гостей, из которых каждый кланялся хозяйке до земли, пил вино и отдавши чарку, снова кланялся до земли.
После угощения, поклонившись гостям, хозяйка уходила на свою половину, в свою женскую беседу, к своим гостям, к женам гостей. В самый обед, когда додавали круглые пироги, к гостям выходили уже жены сыновей хозяина или замужние его дочери или жены родственников. И в этом случае обряд угощения вином происходил точно также. По просьбе и при поклонах мужей, гости выходили из за стола к дверям, кланялись женам, целовали их, пили вино, опять поклонялись и садились по местам; а жены удалялись на женскую половину.
Дочери-девицы никогда на подобные церемонии не выходили и никогда мужчинам не показывались.
Этот обряд, подтверждая самым делом все рассказы о затворничестве русских женщин, о раздельности древнерусского общества на особые половины, мужскую и женскую; вместе с тем показывает, что личность замужней женщины, хозяйки дома, приобретала для дружеского домашнего общества высокий смысл домодержицы и олицетворяла своим появлением и угощением самую высокую степень гостеприимства.
В этом обряде выразилась также чисто русская форма уважения к женской личности вообще, ибо, земные поклоны были первозданною формою наиболее высокого чествования личности. «»
Что вы думаете по этому поводу?!
.
Поцелуйный обряд на Руси — заимствованная дикость или языческое поклонение?
На Руси было множество обрядов и традиций, которые передавались из поколения в поколение. Множество из них дошли до наших дней. Но на Руси были и такие обряды, отношение к которым, по естественным причинам, было противоречивым. До наших дней они дошли исключительно в виде ознакомительных исторических справок, мол, вот так было на Руси…
Сегодня разберем один из таких «своеобразных» обрядов — поцелуйный обряд — старинный русский обряд чествования гостей. Появился в 15-17 вв. О нем свидетельствуют сразу несколько источников. Первый из них — откровения австрийского советника и дипломата Августина Мейерберга, которые вылились в книгу «Путешествие в Московию».
Он в 1661–1662 гг. посетил Россию с дипломатической миссией. О своей поездке барон написал официальный отчет, выступив в данном сочинении не как наблюдатель, а как исследователь.
По версии барона Мейерберга обряд состоял в следующем: «после окончания стола к гостям в сопровождении двух или трёх девок выходит в лучшей одежде жена хозяина дома. Прикоснувшись губами к кубку, она передаёт кубок с напитком гостю. Пока гость пьёт, хозяйка выходит в другую комнату и меняет там верхнюю одежду. В новой одежде она подносит кубок другому гостю. После того, как напиток был подан всем гостям, хозяйка, потупив глаза, встаёт к стене (или печи) и принимает поцелуй от всех гостей…»
Второй источник — отечественный «Домострой» — сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Особо почитали эту книжку новгородские бояре и купечество.
Приведу несколько выдержек из книги Ивана Егоровича Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях», в которой он приравнивает поцелуйный обряд к языческому поклонению:
«В начале XVI века затворничество женщин было делом окончательно уже решенным и не подлежащим никакому сомнению и колебанию. Так например, известный Домострой не предполагает, чтобы жены, не говоря уже о дочерях, могли ходит в мужские беседы. Он дает только советы жене, как вести себя в гостях, у других жен, как вести себя с гостьями дома, причем строго наказывает, «коли гостьи случатся, то питие и еству и всякий обиход, приносит (в комнату) один человек сверстной, кому приказано…
В отношении дружеских бесед, Домострой замечает: «а в гости ходити, и к себе звати: ссылатца с кем велит муж…»
Только самые дружелюбные отношения хозяина дома к своим гостям растворяли иногда женский терем и вызывали оттуда на показ мужскому обществу его сокровище — хозяйку дома. Существовал обычай, по которому личность женщины и именно жены хозяина, а также жены его сына или замужней дочери, чествовалась с каким то особым, точно языческим поклонением.
«Боярышня с подносом» — Маковский Константин Егорович
Этот обычай, заключался в том, что, когда на празднике или в другое время собирались гости и начинался обед или честной пир, хозяин дома приказывал жене выйти поздороваться с гостями. Она приходила в столовую комнату и становилась в большом месте, т. е. в переднем углу; а гости стояли у дверей.
Хозяйка кланялась гостям малым обычаем, т. е. до пояса, а гости ей кланялись большим обычаем, т. е. в землю. Затем господин дома кланялся гостям большим же обычаем, в землю, с просьбою, чтоб гости изволили его жену целовать.
Гости просили хозяина, чтоб наперед он целовал свою жену. Тот уступал просьбе и целовал первый свою хозяйку; за ним все гости, один за одним, кланялись хозяйке в землю, подходили и целовали ее, а отошед, опять кланялись ей в землю. Хозяйка отвечала каждому поясным поклоном, т. е. кланялась малым обычаем. После того, хозяйка подносила гостям по чарке вина двойного или тройного с зельи, а хозяин кланялся каждому (сколько тех гостей ни будет, всякому по поклону), до земли, прося вино выкушать. Но гости просили, чтоб пили хозяева. Тогда хозяин приказывал пить наперед жене, потом пил сам и затем обносил с хозяйкой гостей, из которых каждый кланялся хозяйке до земли, пил вино и отдавши чарку, снова кланялся до земли.
После угощения, поклонившись гостям, хозяйка уходила на свою половину, в свою женскую беседу, к своим гостям, к женам гостей. В самый обед, когда додавали круглые пироги, к гостям выходили уже жены сыновей хозяина или замужние его дочери или жены родственников. И в этом случае обряд угощения вином происходил точно также. По просьбе и при поклонах мужей, гости выходили из за стола к дверям, кланялись женам, целовали их, пили вино, опять поклонялись и садились по местам; а жены удалялись на женскую половину.
Маковский Константин Егорович Поцелуйный обряд. Пир у боярина Морозова.
Дочери-девицы никогда на подобные церемонии не выходили и никогда мужчинам не показывались.
Этот обряд, подтверждая самым делом все рассказы о затворничестве русских женщин, о раздельности древнерусского общества на особые половины, мужскую и женскую; вместе с тем показывает, что личность замужней женщины, хозяйки дома, приобретала для дружеского домашнего общества высокий смысл домодержицы и олицетворяла своим появлением и угощением самую высокую степень гостеприимства.
В этом обряде выразилась также чисто русская форма уважения к женской личности вообще, ибо земные поклоны, были первозданною формою наиболее высокого чествования личности.»
Третий источник обряда встречается в историческом романе Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный» (1863), посвященном эпохе Ивана Грозного (1547-1584). Писатель описывает «поцелуйный обряд» в доме опального боярина Дружины Морозова, согласно которому его молодая жена Елена обязана была выйти к гостям — посторонним мужчинам — в праздничном одеянии и поцеловать каждого, предварительно поднеся ему на подносе чарку вина:
«Когда Елена обошла всех без изъятия, Морозов, пристально за ней следивший, обратился к гостям:
— Дорогие гости, — сказал он, — теперь, по старинной русской обыклости, прошу вас, уважили б вы дом мой, не наложили б охулы на мое хозяйство, прошу вас, дорогие гости, не побрезгали бы вы поцеловать жену мою. Дмитриевна, становись в большом месте и отдавай все поцелуи, каждому поочередно!
Маковский Константин Егорович Поцелуйный обряд. Пир у боярина Морозова.
Гости благодарили хозяина. Елена с трепетом стала возле печи и опустила глаза.
— Князь, подходи! — сказал Морозов Вяземскому.
— Нет, нет, по обычаю! — закричали гости, — пусть хозяин поцелует первой хозяйку! Пусть будет по обычаю, как от предков повелось. »
На сюжет романа в 1895 г. русский художник К.Е. Маковский написал свою знаменитую картину «Поцелуйный обряд».
Маковский Константин Егорович Поцелуйный обряд. Пир у боярина Морозова.
Вообще, художник Маковский посвятил боярской жизни десятки замечательных картин. Есть у него еще одна картина, которая также свидетельствует о существовании «поцелуйного обряда». Сегодня она находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга:
«Из повседневной жизни русского боярина конца семнадцатого века. 1868»
Как именно на Руси появился поцелуйный обряд, историки не дают точных ответов. Русский историк Гавриил Петрович Успенский считал, что что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России. Были версии, что обряд мы переняли от татар. Но тот же Иван Егорович Забелин, выдержками которого мы поделились выше, считает, что
«в этом обряде выразилась чисто русская форма уважения к женской личности! … Затворничество женской личности, ее удаление от мужского общества явилось жизненным выводом тех нравственных начал жизни, какие были положены в наш быт восточными, византийскими, но не татарскими идеями.
Не у татар мы заимствовали наш терем, а он сложился мало помалу сам собою, ходом самой жизни, как реальная форма тех представлений и учений о женской личности, с которыми мы познакомились еще в самом начале нашей истории и которые в течении веков управляли воспитанием, образованием, всем развитием русской женщины…»
Был ли он заимствован или сформировался сам по себе, об этом мы никогда уже не узнаем. Но впечатление о нем все же двоякое. Интересно услышать ваше мнение в комментариях: «Дикостью ли был поцелуйный обряд или чем-то красивым, естественным и приличным?»
Рекомендуем также:
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Поцелуйный обряд на Руси
На Руси было множество обрядов и традиций, которые передавались из поколения в поколение. Множество из них дошли до наших дней. Но на Руси были и такие обряды, отношение к которым, по естественным причинам, было противоречивым. До наших дней они дошли исключительно в виде ознакомительных исторических справок, мол, вот так было на Руси…
Сегодня разберем один из таких «своеобразных» обрядов — поцелуйный обряд — старинный русский обряд чествования гостей. Появился в 15-17 вв. О нем свидетельствуют сразу несколько источников. Первый из них — откровения австрийского советника и дипломата Августина Мейерберга, которые вылились в книгу «Путешествие в Московию».
Маковский Константин Егорович Поцелуйный обряд. Пир у боярина Морозова.
Он в 1661–1662 гг. посетил Россию с дипломатической миссией. О своей поездке барон написал официальный отчет, выступив в данном сочинении не как наблюдатель, а как исследователь.
По версии барона Мейерберга обряд состоял в следующем: «после окончания стола к гостям в сопровождении двух или трёх девок выходит в лучшей одежде жена хозяина дома. Прикоснувшись губами к кубку, она передаёт кубок с напитком гостю. Пока гость пьёт, хозяйка выходит в другую комнату и меняет там верхнюю одежду. В новой одежде она подносит кубок другому гостю. После того, как напиток был подан всем гостям, хозяйка, потупив глаза, встаёт к стене (или печи) и принимает поцелуй от всех гостей…»
Второй источник — отечественный «Домострой» — сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Особо почитали эту книжку новгородские бояре и купечество.
Маковский Константин Егорович Поцелуйный обряд. Пир у боярина Морозова. фрагмент
Приведу несколько выдержек из книги Ивана Егоровича Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях», в которой он приравнивает поцелуйный обряд к языческому поклонению:
«В начале XVI века затворничество женщин было делом окончательно уже решенным и не подлежащим никакому сомнению и колебанию. Так например, известный Домострой не предполагает, чтобы жены, не говоря уже о дочерях, могли ходит в мужские беседы. Он дает только советы жене, как вести себя в гостях, у других жен, как вести себя с гостьями дома, причем строго наказывает, «коли гостьи случатся, то питие и еству и всякий обиход, приносит (в комнату) один человек сверстной, кому приказано…
В отношении дружеских бесед, Домострой замечает: «а в гости ходити, и к себе звати: ссылатца с кем велит муж…»
Только самые дружелюбные отношения хозяина дома к своим гостям растворяли иногда женский терем и вызывали оттуда на показ мужскому обществу его сокровище — хозяйку дома. Существовал обычай, по которому личность женщины и именно жены хозяина, а также жены его сына или замужней дочери, чествовалась с каким то особым, точно языческим поклонением.
Этот обычай, заключался в том, что, когда на празднике или в другое время собирались гости и начинался обед или честной пир, хозяин дома приказывал жене выйти поздороваться с гостями. Она приходила в столовую комнату и становилась в большом месте, т. е. в переднем углу; а гости стояли у дверей.
Хозяйка кланялась гостям малым обычаем, т. е. до пояса, а гости ей кланялись большим обычаем, т. е. в землю. Затем господин дома кланялся гостям большим же обычаем, в землю, с просьбою, чтоб гости изволили его жену целовать.
Гости просили хозяина, чтоб наперед он целовал свою жену. Тот уступал просьбе и целовал первый свою хозяйку; за ним все гости, один за одним, кланялись хозяйке в землю, подходили и целовали ее, а отошед, опять кланялись ей в землю. Хозяйка отвечала каждому поясным поклоном, т. е. кланялась малым обычаем. После того, хозяйка подносила гостям по чарке вина двойного или тройного с зельи, а хозяин кланялся каждому (сколько тех гостей ни будет, всякому по поклону), до земли, прося вино выкушать. Но гости просили, чтоб пили хозяева. Тогда хозяин приказывал пить наперед жене, потом пил сам и затем обносил с хозяйкой гостей, из которых каждый кланялся хозяйке до земли, пил вино и отдавши чарку, снова кланялся до земли.
«Из повседневной жизни русского боярина конца семнадцатого века. 1868»
После угощения, поклонившись гостям, хозяйка уходила на свою половину, в свою женскую беседу, к своим гостям, к женам гостей. В самый обед, когда додавали круглые пироги, к гостям выходили уже жены сыновей хозяина или замужние его дочери или жены родственников. И в этом случае обряд угощения вином происходил точно также. По просьбе и при поклонах мужей, гости выходили из за стола к дверям, кланялись женам, целовали их, пили вино, опять поклонялись и садились по местам; а жены удалялись на женскую половину.
Дочери-девицы никогда на подобные церемонии не выходили и никогда мужчинам не показывались.
Этот обряд, подтверждая самым делом все рассказы о затворничестве русских женщин, о раздельности древнерусского общества на особые половины, мужскую и женскую; вместе с тем показывает, что личность замужней женщины, хозяйки дома, приобретала для дружеского домашнего общества высокий смысл домодержицы и олицетворяла своим появлением и угощением самую высокую степень гостеприимства.
В этом обряде выразилась также чисто русская форма уважения к женской личности вообще, ибо земные поклоны, были первозданною формою наиболее высокого чествования личности.»
Третий источник обряда встречается в историческом романе Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный» (1863), посвященном эпохе Ивана Грозного (1547-1584). Писатель описывает «поцелуйный обряд» в доме опального боярина Дружины Морозова, согласно которому его молодая жена Елена обязана была выйти к гостям — посторонним мужчинам — в праздничном одеянии и поцеловать каждого, предварительно поднеся ему на подносе чарку вина:
«Когда Елена обошла всех без изъятия, Морозов, пристально за ней следивший, обратился к гостям:
— Дорогие гости, — сказал он, — теперь, по старинной русской обыклости, прошу вас, уважили б вы дом мой, не наложили б охулы на мое хозяйство, прошу вас, дорогие гости, не побрезгали бы вы поцеловать жену мою. Дмитриевна, становись в большом месте и отдавай все поцелуи, каждому поочередно!
Гости благодарили хозяина. Елена с трепетом стала возле печи и опустила глаза.
— Князь, подходи! — сказал Морозов Вяземскому.
— Нет, нет, по обычаю! — закричали гости, — пусть хозяин поцелует первой хозяйку! Пусть будет по обычаю, как от предков повелось. »
На сюжет романа в 1895 г. русский художник К.Е. Маковский написал свою знаменитую картину «Поцелуйный обряд».
Вообще, художник Маковский посвятил боярской жизни десятки замечательных картин.
Как именно на Руси появился поцелуйный обряд, историки не дают точных ответов. Русский историк Гавриил Петрович Успенский считал, что что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России. Были версии, что обряд мы переняли от татар. Но тот же Иван Егорович Забелин, выдержками которого мы поделились выше, считает, что
«в этом обряде выразилась чисто русская форма уважения к женской личности! … Затворничество женской личности, ее удаление от мужского общества явилось жизненным выводом тех нравственных начал жизни, какие были положены в наш быт восточными, византийскими, но не татарскими идеями.
Не у татар мы заимствовали наш терем, а он сложился мало помалу сам собою, ходом самой жизни, как реальная форма тех представлений и учений о женской личности, с которыми мы познакомились еще в самом начале нашей истории и которые в течении веков управляли воспитанием, образованием, всем развитием русской женщины…»
Был ли он заимствован или сформировался сам по себе, об этом мы никогда уже не узнаем. Но впечатление о нем все же двоякое. Интересно услышать ваше мнение в комментариях: «Дикостью ли был поцелуйный обряд или чем-то красивым, естественным и приличным?»
Напиток гостю подносила.
Пока он пил, менять ходила
На новые свои одежды
И кубок приносила свежий,
К нему губами прикасалась,
И процедура повторялась.
Вот всем гостям* напиток подан.
Должна хозяйка встать поодаль,
Глаза потупив, ждать покорно
От всех гостей лобзаний скромных**.
Рубрики: | История/История России Живопись и графика Интересно Разное |
Метки: Поцелуйный обряд на Руси традиции и обряды
Процитировано 1 раз
Понравилось: 11 пользователям