посмертные маски русских царей и цариц
Как хоронили московских царей
Иоганн Готфрид Таннауэр. Петр Великий на смертном ложе.
На похоронах отца Ивана Грозного, великого князя московского Василия III из-за горестных криков и громкого плача не было слышно надгробной речи митрополита Даниила и поминальных слов бояр Московского царства. Но плакавших никто не пытался заставить замолчать – в те времена считалось, что чем громче провожающие плачут по усопшему, тем лучше. Как среди простого народа, так и среди знати была принята практика наема профессиональных плакальщиц на похороны своих родственников.
В Московском царстве похороны царя были, по сути, лишь пышнейшим вариантом обычных похорон; но эту традицию изменил Петр Первый, который по сути был последним московским царем России. Разберемся, какая традиция существовала до него.
Как хоронили царей в допетровское время
Архангельский собор Московского Кремля, внутри которого находится некрополь московских царей. Возведен в 1508 по проекту итальянского архитектора, известного как Алевиз Новый.
Первым делом после смерти великого князя или царя должен был быть решен вопрос о его преемнике. Так, после смерти великого князя Василия III высшая знать сначала принесла крестное целование на верность малолетнему сыну князя, Ивану Васильевичу, и его матери Елене, и только потом начали заниматься похоронами.
До XVII века включительно существовало правило хоронить царей (как и всех усопших) на следующий день после смерти, поэтому все приходилось делать быстро. Тело правителя полагалось обмывать священникам (такое же омовение предписывает и чин погребения духовных лиц). После этого попрощаться пускали ближнее окружение царя. Для захоронения царя заказывался каменный гроб и готовили место в усыпальнице – Архангельском соборе.
Примерно с правления Ивана Грозного зародилась традиция дежурства при гробе перед погребением. «Гроб его сторожат днем и ночью, зажигают свечи, священники и монахи поют, окуривают гроб ладаном и миррой и окропляют [. ] святою водою» – описывал Петр Петрей чин погребения знатных людей – разумеется, царь удостаивался еще больших почестей.
Общий вид надгробий московских царей у западной стены Архангельского собора
Музеи Московского Кремля
Покойный царь был одет не в траурное или формальное, а в праздничное платье – использовались белый, красный, зеленый цвета. Кроме того, применялись особо дорогие материалы и «цвета власти» – пурпур, золото и серебро. В черное были одеты только покойные цари, принявшие перед смертью монашескую схиму – такие, как Василий III и его сын Иван Грозный.
А вот провожающих обязывали одеваться в черное или синее, причем одежда требовалась старая и изодранная. «Опрятность воспринималась как неуважение к покойному, человек, оплакивавший близкого, не должен был показывать заботу о собственной одежде», – пишет историк Марина Логунова.
Собор Вознесения Господня Вознесенского монастыря в Московском Кремле (1518), архитектор Алевиз Фрязин (Старый), настоящее имя Алоизио да Карезано. Собор разрушен в 1929.
Тело царя обмывали теплой водой и, одев, укладывали в деревянный гроб, снаружи и изнутри обитый темно-малиновой материей. После прощания, проходившего внутри покоев царя, похоронная процессия следовала в Архангельский собор (а если умирала женщина из царской семьи – в Вознесенский монастырь), где происходило погребение.
Перед телом шла группа духовных лиц, наиболее важные из которых шли последними, у самого гроба. За гробом следовали светские лица, во главе с наиважнейшим из них – следующим царем. Так Федор Алексеевич с черным посохом и в черной шапке следовал за гробом отца, Алексея Михайловича, – правда, его несли в креслах, так как ходить он не мог. Вдову царя традиционно тоже несли, причем в санях. За членами семьи следовали высшие аристократы. Простые люди к тщательно охраняемой процессии не допускались.
В церкви, перед самым погребением, все присутствующие просили прощения у покойного за все явные и нечаянные обиды и горести – это, как и плачи и причитания, было русской традицией. При гробе царя в течение сорока дней днем и ночью сменяющие друг друга служители читали Псалтырь.
Смерть царя Федора Алексеевича. Клавдий Лебедев (1852-1916)
О смерти царя – и воцарении нового – народу сообщали грамотами, которые рассылались по всей стране. Контролировал это специальный Панафидный («Панихидный») приказ. В течение сорока дней во всех церквях служили службу по ушедшему, а на сороковой день справлялись «сорочины» с ритуальным обедом и раздачей милостыни.
По традиции, после смерти царя, заступника перед Богом за землю Русскую, следовало проявлять милосердие. Богачи раздавали милостыню и жертвовали деньги церкви. Женщины из царской семьи передавали деньги на кормление нищих. По оценкам Марины Логуновой, на царские похороны в общей сложности мог быть потрачен годовой бюджет государства.
Также любые царские похороны сопровождались. разгулом преступности. Власть по традиции обязана была объявить амнистию преступникам, поэтому в течение нескольких недель после смерти царя в России было особенно небезопасно.
Как и многое другое в России, все эти похоронные традиции сломал и изменил Петр Первый.
Петр Первый – архитектор церемонии царских похорон
В 1699 году умер Франц Лефорт, друг и сподвижник Петра, по которому царь очень горевал. Хоронили его не по-московски: с ротой Преображенского полка, оркестром, с несколькими упряжками лошадей в траурных попонах. За гробом на подушках несли награды Лефорта, а при опускании гроба в могилу был дан артиллерийский салют. Еще одним нововведением было напутственное слово – над гробом Лефорта его произнес сам Петр. А еще в процессе участвовали два рыцаря – впоследствии они стали обязательными для похорон русских монархов. Это не было изобретением Лефорта или Петра.
Франц Лефорт. Портрет работы Михиля ван Мюссер (1642-1705)
Musée d’Art et d’Histoire (Geneva)
Согласно традициям похорон французских королей, с которых в значительной степени и был скопирован порядок церемонии похорон русского императора, о кончине монарха объявляли два герольда. Герольд в траурном одеянии говорил: «Король умер!», а парадный герольд под звуки труб возглашал: «Да здравствует король!» Этим актом демонстрировалась непрерывность идеи царской власти. В России мотивы скорби и радости в траурной церемонии воплощали два рыцаря.
Похороны знатных лиц и членов царской семьи при Петре были уже совсем непохожи на традиционные русские похороны, в первую очередь запретили плачи, причитания и прощения. Сам Петр и выступил одним из архитекторов нового погребального церемониала, по которому его и похоронили. Еще 4 апреля 1723 г. он предписал русским дипломатам слать из-за рубежа описания похоронного ритуала. Кроме того, он «отрабатывал» церемонии на похоронах своих сановников и родных. Он вообще любил похороны и часто на них присутствовал.
Петропавловский собор в Петербурге, некрополь русских императоров. Гравюра XIX века.
Согласно новым традициям, прощание с покойным стало более длинным и церемониальным, уже нельзя было хоронить так быстро, как раньше; а значит, возникла необходимость бальзамирования. Сам Петр стал первым русским царем, тело которого подвергли после смерти бальзамированию – однако эту процедуру уже проводили на теле его родной сестры. Когда в 1716 Наталья Алексеевна умерла, ее брат был за границей. Он приказал забальзамировать тело нежно любимой им сестры, чтобы оно «дождалось» его возвращения.
Сам же Петр был похоронен аж через полтора месяца после своей смерти – на этом почему-то настаивала его супруга Екатерина, хотя уже через 10 дней после смерти тело императора почернело и разлагалось – его бальзамирование не удалось.
Как хоронили Петра I
Вид погребальной залы Петра Великого. гравюра А. И. Ростовцева
Похороны Петра были беспрецедентны по масштабу. Ими занималась специально организованная Печальная комиссия (наследница Панафидного приказа), которую возглавил друг и соратник Петра, Яков Брюс. С 13 февраля (умер император 28 января) тело государя было выставлено в траурно убранной Печальной зале Зимнего дворца площадью 200 метров, обтянутой изнутри черным сукном. На императоре, лежавшем в гробу на возвышении, была одежда ярко-пурпурного цвета с серебряным шитьем. Вокруг гроба была помещена государственная символика, регалии и ордена царя. В зале также стояли аллегорические скульптуры и пирамиды, символизирующие подвиги и достижения царя, а над шестью дверями, ведущими в залу, были помещены гербы русских городов. Сделаны были украшения и скульптуры Печальной залы из дерева. Необыкновенным для того времени было полное отсутствие русских икон.
Рядом с телом дежурили 12 высокопоставленных чиновников – генералов и сенаторов. Тело с плачем и воплями постоянно осматривала толпа народа. Несмотря на то, что Петр запретил плачи и жестко следил за тем, чтобы на важных похоронах их не было, после его собственной смерти вой и рыдания сопровождали тело императора ежедневно. Причем самой причитающей была императрица Екатерина, которая приходила к телу мужа каждый день. Вице-адмирал Никита Вильбоа вспоминал: «Она проливала слезы в таком количестве, что все были этим удивлены и не могли понять, как в голове одной женщины мог поместиться такой резервуар воды. [. ] Многие люди ходили специально в императорский дворец в те часы, когда она была у тела своего мужа, чтобы посмотреть, как она плачет и причитает». Екатерину много раз просили приказать закрыть гроб, но она отчего-то медлила.
Надгробие на могиле императора Петра I Великого в Петропавловском соборе
Андрей1967 (CC BY-SA 3.0)
Петра стали хоронить только 10 марта. Его тело несли от Зимнего дворца через лед Невы в Петропавловский собор. Дорогу освещали 1250 человек с факелами. Всего почетный караул составлял почти 11 тысяч человек, а процессия провожающих составляла в себе 166 разных групп. При этом все участники были расписаны по парам, из которых один был русским, а другой – иностранцем на русской службе. Например, золотым рыцарем был придворный конюшенный Кузьма Теремицкой, а черным – капитан-лейтенант артиллерии Вилмут. Церемония была сложной и длинной; весь Петербург тогда был убран в траурные ленты. Пушки палили каждую минуту на протяжении всей церемонии.
Церемония погребения его императорского величества императора Петра Великого. Гравюра 1725 года (деталь)
Гроб с телом принесли в Петропавловский собор, где состоялось прощание. Надгробную речь произносил вице-президент Священного Синода Феофан Прокопович. Тогда и прозвучали знаменитые его слова: «Что се есть? До чего мы дожили, о россияне! Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем!» Однако захоронен он не был – лишь символически горсть земли кинули на крышку гроба, так как усыпальница для императора не была еще готова, как и весь собор. При теле Петра почетный караул стоял еще шесть недель. Траур по императору был объявлен сроком на год. В 1727 к ковчегу Петра присоединился ковчег с телом Екатерины. Только 29 мая 1731 года состоялись их похороны. Под орудийный салют в 51 выстрел оба гроба поместили в двойной склеп в южном нефе. Извлечь их оттуда не представляется возможным, так как для этого пришлось бы демонтировать весь собор.
Однако именно по прижизненной воле Петра было введено в обиход запечатление образа монарха для потомков. Петр был первым царем, с которого сняли посмертную маску (подлинная восковая маска не сохранилась, но существует гипсовый слепок с нее). После смерти Петра было выполнено несколько изображений императора на смертном одре. Кроме того, был выпущен погребальный альбом – «Описание порядка, держанного при погребении [. ] Петра Великого» под редакцией Якова Брюса. Иллюстрацией к этому изданию был девятиметровый свиток с изображением всей процессии, расписанием всех участников и их чинов.
«Мыши кота погребают». Лубок XVIII века (фрагменты)
Музей мировой погребальной культуры
Русский народ ответил на эту церемонию своеобразно – в том же 1725 году впервые появился знаменитый лубок «Мыши кота погребают» – недвусмысленная пародия неизвестных художников на изображение похоронной процессии царя. Для русских людей, где в деревнях похороны были делом абсолютно обыденным, чудным было поведение «придворных плакунов», лицемерно оплакивавших жестокого, грозного императора, будто мыши, плачущие по недавно еще гонявшему и поедавшему их коту.
Посмертные маски.
Шопен. 1849.
Посмертные маски делают очень давно, они ведут свою историю от погребальных масок, которые чаще всего не имели портретного сходства.
Сначала их делали из воска, позже- из гипса.
Здесь посмертные маски многих исторических личностей и знаменитых людей: от Марии Стюарт, Микеланжело- до Майкла Джексона.
В древности, когда техника бальзамирования не позволяла сохранить лицо, при погребениях на лицо умершего накладывали погребальные маски из золота, дерева и других материалов, даже китового уса у алеутов.
Их делали из драгоценных металлов или камней (также из дерева, гипса или глины, которую в некоторых культурах клали при захоронении на лицо покойника перед погребением.
В отличие от слепка, портретное сходство в погребальной маске не обязательно.
Золотая «маска Агамемнона», крито-микенская культура, XVI в. до н. э.
Микены.XVI в. до н. э.
Gold_death-mask_of_Mycenae
Mummy Mask.
Late Period (between 712 BC – 332 BC)
Mummy mask of a boy.
Late 18th dynasty, second half of 14th century BC
——-Восковые маски предков(Imagines)—
======================================== =
В Древнем Риме посмертные маски или скульптурные портреты умерших родственников знатных римлян, изготовленные из воска и хранившиеся в специальных шкафах (своего рода семейных алтарях.
«Тогатус Барберини»: римлянин с масками предков.
Эти маски раскрашивались и соединялись в виде родословного древа.
Первоначально маски изображали лишь тех из предков, которые занимали курульные должности, однако впоследствии стали изображаться и другие родственники, в том числе жёны и предки по женской линии. Надпись под каждой из масок сообщала имя и сан умершего.
Relief panel from a marble sarcophagus (3rd century AD)
Полибий указывает, что маски надевали люди подходящего роста и телосложения.
Одежда их соответствовала должности и общественному положению, которое при жизни занимало изображаемое лицо. В таком виде они сопровождали похоронную процессию на колесницах, а когда она достигала Форума, «предки» в масках рассаживались вокруг покойного в креслах.
Таким образом, когда кто-нибудь умирал, при нем находились все, кто когда-либо входил в состав этой семьи» (Плиний).
Colossal female statue, restored as the muse Melpomene by the addition of a modern mask. Marble, Roman artwork, ca. 50 BC. Might have been part of the Theatre of Pompey in Rome
Лишённые гражданской чести за какой-либо проступок теряли право иметь посмертные маски, родственники исключали их изображения из числа родовых.
Так было с изображением Брута и Кассия.
Funeral mask. Bronze from Olt, Romania.
Kunsthistorisches Museum, Antikensammlung, Vienna, Austria
Masque funéraire, plâtre stuqué, Egypte, 100-150 JC.Musée de Picardie à Amiens.
Masque funéraire, plâtre stuqué, Egypte, 100-150 JC.Musée de Picardie à Amiens.
Mumienmaske einer verstorbenen Frau; römisches Ägypten, 2. Jh. n. Chr.; farbig gefasster Stuck; Liebieghaus, Frankfurt am Main
————Рим————
———Фаюмские портреты———
=================================
Это погребальные портреты в Римском Египте I—III веков н. э.
Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году.
Портрет мальчика по имени Евтихий.
из собрания Музея Метрополитен
Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (от греческого слова ἐγκαίω — выжигаю), очень распространённой в то время. Это восковая живопись расплавленными красками.
Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Fayum mummy portrait.
Великолепное собрание из 23 погребальных фаюмских портретов в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве
Three-dimensional funerary masks of painted plaster from Faiyum (1st century). Montreal, Musée des Beaux-Arts.
Посмотреть еще можно здесь:
http://commons.wikimedia.org/wiki/Fayum_mummy_portraits?uselang=ru
Посмертная маска — слепок из гипса или другого пластичного материала, снятый с лица умершего.
Первоначальный слепок служил как форма для отливки посмертной маски из золота, бронзы и т.д.
Этот обычай существовал у многих народов и часто эти маски имели мало сходства с лицом умершего. С развитием скульптуры посмертные маски стали снимать как подготовительный материал при изваянии статуй, бюстов и надгробий.
The deathmask is taken of composer Franz Lehar (1870-1948) on his deathbed in his villa in Ischl, Austria.
Иногда лица выглядят, как живые:
Totenmaske Viktor Fellner
Death Mask
посмертная маска Марии Стюарт
Death mask of Mary Queen of Scots at her house in Jedburgh in the Scottish Borders, Scotland.
—————
посмертная маска Марии Стюарт
http://www.maria-stuart.ru/content/legacy/mary-stuart-posmertnyi-obraz
Polychrome bust of Niccolò Machiavelli (perhaps modelled on the death mask of Machiavelli); Palazzo Vecchio, Florence, Italy.
Polychrome bust of Niccolò Machiavelli (perhaps modelled on the death mask of Machiavelli); Palazzo Vecchio, Florence, Italy.
MediciFamily: Lorenzo the Magnificent, death mask
Date 15th century
Filippo Brunelleschi
This is a wax death mask of Oliver Cromwell taken recently at the British Museum in London. It is not the original death mask, but it was made some time between 1658 and 1753 (see The British Museum’s
Oliver Cromwell’s death mask at Warwick Castle.
—————Данте———-
Dante deathmask
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/33/Sant_Francesc_de_Borja_màscara_mortuòria.jpg/800px-Sant_Francesc_de_Borja_màscara_mortuòria.jpg» loading=»lazy» />
Death mask of Francis Borgia.
Català: Màscara mortuòria de Sant Francesc de Borja, guardada al Palau Ducal de Gandia, la Safor, País Valencià.
Die Totenmaske und die Hände von Martin Luther
http://blog.stuttgarter-zeitung.de/leben-und-tod/2010/06/25/die-totenmaske-und-die-hande-von-martin-luther/
Sir Issac’s scientific interests and activities continued almost to the day of his death in his eighty-fifth year. He presided at a meeting of the Royal Society in London for the last time in March 1727, but the trip exhausted him. Succeeding days brought severe pain from an old bladder complaint; he lapsed into a coma and died on March 20 at his home in Pitt Street, Kensington, where he had moved to escape the London air pollution.
———————-
Napoleon’s original death mask was created on May 7, 1821, just a day and a half after his death on the island of St. Helena at age fifty-one.
Napoleon III masque mortuaire
Цирроз печени привел к желтухе и 26 марта 1827 Бетховен открыл глаза, поднял правую руку высоко, как будто в знак приветствия, и упал мертвым.
Иосиф Dannhauser, молодой художник, сделал маску 28 марта, через два дня после смерти композитора, и за один день до его похорон. Контраст с прижизненной маской Бетховена 1812 года поразителен.
Ludwig Von Beethoven
Frédéric Chopin: death mask, created by Auguste Clésinger 17 October 1849 (collection of Jack Gibbons)
Death masks of composer Frédéric Chopin, during its exhibition in Prague
John Keats
The great romantic poet lived his last days in Rome and died on February 23 1821. His death mask is currently on display at his house in Piazza di Spagna.
Это не посмертные, а прижизненные маски Линкольна.
Lincoln actually never had a death mask but he did have two life masks made during his lifetime. The first one was made during Lincoln’s visit to Chicago in the early spring of 1860. The second life mask was created on February 11, 1865. When Lincoln compared the two, it was clear how great a toll the Civil War had taken on his health.
Benjamin Franklin
While there is no consensus whether this cast is a life mask or a death mask what is known however, is that the mask has a closer resemblance to images taken in his later years. Franklin died on April 17, 1790. He was eighty-four when he died.
Тоже прижизненная маска.
Washington’s life mask was made in 1785 by French sculptor Jean Antoine Houdon when Washington was fifty-three. Washington died on December 14, 1799, at his home in Mount Vernon when he was sixty-seven.
Alfred Nobel
The founder of the Nobel Peace Prize died on December 10, 1896. His original death mask and will is displayed at his residence in Karlskoga, Sweden.
Death mask of George Bernard ShDeath mask of George Bernard Shaw
Modelled by Charles Smith, England, 1950
George Bernard Shaw (1856-1950), who was born in Dublin but lived most of his life in England, is considered one of Britain’s greatest dramatists.
Heinrich Himmler- принял цианистый калий.
Himmler died on May 23, 1945 His death mask was created by British intelligence officials as a proof of his death. Shortly after he died, Himmler’s body was buried in an unmarked grave. The precise location of his grave remains unknown. His death mask however, is on display at the Imperial War Museum in London.
Alfred Hitchcock
Hitchcock died of kidney failure on April 30, 1980.
——————————
John Dillinger- грабитель банков.
The bank robber who spawned numerous movies, urban legends, conspiracy theories and rumors of immortality died on July 22, 1934 after Federal agents moved to arrest him as he left a movie theater. Dillinger apparently pulled a weapon and attempted to flee but was shot three times and was killed. He was thirty-one at the time of his death.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/86/Peter_I_head.jpg/525px-Peter_I_head.jpg» loading=»lazy» />
Death mask of Peter I of Russia. Слепок головы Петра Великого
Слепок руки Петра Великого
Посмертная маска Петра I
=====================
Александр I
Посмертная маска Александра I, ГИМ
Посмертная маска Александра II
———————-
Посмертная маска Клодта
————————
Посмертная маска полководца А.В. Суворова.
Посмертная маска поэта первого отлива, принадлежавшая В.А.Жуковскому, хранящаяся во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Петербурге, на Мойке, 12, скульптор С.И.Гальберг
Посмертная маска Гоголя
————————
Посмертная маска Достоевского
Посмертная маска Крылова
—————Чайковский————
Tchaikovsky death mask from the author’s private collection
Тарас Шевченко
Leo Tolstoy
The famed Russian writer of such masterpiece novels as War and Peace and Anna Karenina, had his death mask created on the very pillow he succumbed on in November 1910.
Снимал скульптор Меркуров.
The death masks were made shortly after Lenin passed away on January 21, 1924, at 6.50pm.
Посмертная маска И.В. Сталина. 1953.
Музей в Гори
————-
Рассказывает Людмила Абрамова: «Васильеву снимать маску помогала Марина Влади и его сын.
Слепок он унес домой, и сам сделал три оригинала. И пометил их, чтобы отличить от любой подделки.»