последствия крестовых походов для европы
Последствия крестовых походов
Экономические последствия крестовых походов
Крестовые походы положительно сказались на экономике европейских стран. В XI-XII веке получило развитие мореплавание, поэтому такие города-порты как Венеция и Генуя, Пиза стали центрами торговли. Купцы вели продажу восточных товаров. Ввоз новых сельскохозяйственных культур (рис, арбуз, гречиха, лимон, абрикос) также сказался положительно на развитие торговли.
Стало увеличиваться число состоятельных людей. Готовилась платформа для перехода с натурального хозяйства на товарно-денежные отношения, который произойдет в конце средневековья.
Бурный рост экономики влиял и на социальную сферу. Увеличивалась пропасть между богатыми и бедными. Феодальный строй терпел кризис и изжил себя в новом обществе.
Политические последствия крестовых походов
Во время крестовых походов постоянно образовывались новые государства и распадались старые страны.
Результатом первого крестового похода стало образование крестоносцами четырех государств в районе современной Сирии, Палестины и Ливана:
Результатом третьего текстового похода стало образование Кипрского королевства. Король Ричард Львиное Сердце попал на Кипр и узнал, что здесь находиться в плену его невеста. Местный правитель, Исаак I, отказался отпускать девушку. Тогда на следующий день английский король захватил остров, который продал иерусалимскому правителю Ги. Ги и основал Кипрское королевство.
Итогом четвертого крестового похода стало основание на территории Восточной Римской Империи пяти государств:
Все эти государства в XV веке были завоеваны турками-османами.
В районе современной Польши и Калининграда было создано теократическое государство Тевтонского ордена, ликвидированное собственным правительством в 1525 году.
Религиозные последствия крестовых походов
Крестовые походы несли в себе религиозные цели. Дело состояло в том, что с VII века Иерусалим находился под властью арабов. Мусульмане не препятствовали христианским паломникам посещать священные места. Например, гроб господень. К XI веку Иерусалим попал под влияние сельджуков, которые враждебно относились к христианам. Тогда католическое духовенство приняло решение отвоевать у мусульман гроб господень.
В результате крестовых походов отношения между мусульманами и христианами ухудшились. Появилась вражда, ненависть, агрессия.
Также произошел разлад и в христианской церкви. Во-первых, в 1054 году произошел церковный раскол христианства на православие и католицизм. Отношения между двумя ветвями по сей день остаются не безупречными. Во-вторых, крестоносцы неподобающе вели себя в захваченных городах по отношению к святыням. Они нарушали свои правила и жестоко расправлялись с мирянами. В-третьих, крестоносцы стали видеть в христианстве по византийскому образцу препятствие для исполнения своей миссии. Зародилась вражда и жажда мести.
Демографические последствия крестовых походов
Очень негативно сказались крестовые походы на таких демографических показателях как уровень рождаемости и смертности. Крестовые походы сопровождались военными действиями, которые становились причиной разрухи, голода, болезней. Также большое количество людей погибло на поле боя.
Уровень смертности превышал уровень рождаемости. Была очень высока младенческая смертность, что очень характерно для средневековья в целом. К причинам этого явления относится несколько элементов:
Также на демографическом показателе сказались религиозные убеждения крестоносцев. Члены духовных рыцарских орденов были обязаны держать целибат, что также негативно сказалось на уровне рождаемости.
Упадок Византийской империи как последствие крестовых походов
Католическое духовенство всегда напряженно относилось к православному христианству. Второй крестовый поход закончился неудачей. Среди французов и немцев стало зарождаться мнение, что в завоевании мусульманского востока мешает мощное Византийское царство, где население исповедует совершенно другую ветвь христианства, а следовательно, не может быть верным союзником.
Еще перед стартом четвертого крестового похода римский папа Иннокентий III отправил письмо византийскому правителю с просьбой объединить войско для участия в походе. Католики, разумеется, получили отказ. Это стало причиной роста напряжения между Византией и Римом.
Тогда крестоносцы решили напасть на венгерский город Задар — крупный торговый центр на Адриатическом море. Город был захвачен и разорен. Венецианцы получили господство в акватории водоема и уплату за долги от крестоносцев. Это сражение стало репетицией захвата Константинополя.
Константинополь в XIII веке считался очень богатым городом. О драгоценностях византийских императоров ходили легенды. Многие страны хотели овладеть столицей Византии.
Крестоносцы нашли этой идее серьезное обоснование. Византия располагалась в Малой Азии, где с каждым днем росло и крепло владение сельджуков. Они выдвинули государству обвинение, что Византия мешает выполнять католикам их миссию, не помогает и подписывает документы с мусульманами. Началась подготовка наступления на Константинополь.
Византия заключила союз с Венецией, поэтому флот царства значительно ослабел. Его почти что не было. Крестоносцы обладали прекрасным флотом и нападали в основном с моря. Это положение стало фатальным для Византии.
В результате четвертого крестового похода город был взят, а на территории государства созданы новые страны. Однако, в 1261 году Константинополь был отвоеван византийцами, но уже тогда был известен печальный исход государства.
К XV веку территория Византии ограничивалась Константинополем, его окрестностями и скромными островными владениями. Население империи не превышало пятидесяти тысяч человек. Центральная власть практически не имела своих полномочий. Город был разорен и опустошен.
Владения мусульман-турок росли с каждым годом. Со временем Константинополь стал располагаться посередине европейских и азиатских владений турок. Для них захват города был необходим, так как в среде мусульман жил страх, что Константинополь станет новой базой следующего крестового похода против мусульман.
Распространение арабской культуры в Европе как последствие крестовых походов
Арабские государства славились большим развитием медицины и науки, то есть теми областями, которые были в Европе совершенно не развиты. Европейцы познакомились с трудами арабских и греческих ученых, поэзией. Развивались биология, физика, химия и другие естественные науки. В средневековых странах появлялись университеты.
Крестовые походы сопровождались обменом с арабами не только медицинскими знаниями, но и сельскохозяйственными культурами. Из востока были ввезены абрикосы, арбузы, лимоны, фисташки, рис, сахар. Велась торговля этими продуктами.
Славилась арабская Африка и тканями. После крестовых походов в Европе появились кисея, атлас, бархат, ситец. Также ввозились ковры и ювелирные украшения.
Многие устаревшие и современные предметы обихода имеют арабское происхождение и были ввезены крестоносцами. Например, такие предметы одежды как юбка. Примером мебели служит софа. В строительстве комнат — альковы. Из вооружений — арбалеты.
Большое влияние они оказали на европейские языки, в частности романские (французский, итальянский). Во многих из них слова таможня, талисман, адмирал имеют арабское происхождение.
Реформаторские движения в Европе как последствие крестовых походов
Первые крестовые походы увеличили значимость католической церкви. Система развивалась и росла. Прибавилось не только количество новых верующих, но и сумма церковных налогов. Придумывалось все больше оброков и взносов. Вводились индульгенции и другие элементы. К религии стали относится как к товару, как к источнику прибыли. Духовная часть католичества постепенно теряла свою значимость.
Поначалу люди поддерживали движение крестоносцев.
Но чем было ближе завершение походов, тем больше было разочарование людей в католической церкви. С ростом престижа росло ощущение свободы католических священников. Они стали в своем поведении отходить от догм церкви: вели разгульный образ жизни, много пили, женились. Очень часто на смену отца-священника приходил его сын. Это и вызывало у людей отторжение.
Католическое духовенство настаивало, что для общения человека с Богом требуется посредник в лице священника. Сами люди не могли читать Библию, так как люди были неграмотны, книгопечатания в те времена еще не существовало, издания были рукописными. Рукописи создавались священниками. Таким образом, самостоятельное изучение религии было невозможно для средневекового человека.
Люди страдали от гнета католической церкви, величины налогов и невозможности самостоятельно изучать Священное писание. Таким образом, зародилось реформаторское движение в Европе — движение за постепенные изменения в католической церкви.
Его сторонники были убеждены, что для общения с Богом посредник не требуется. Это может делать самостоятельно любой человек.
Упадок феодального общества как последствие крестовых походов
Упадок феодального общества неразрывно связан с развитием экономики и торговли.
Во время крестовых походов активно велась торговля стран Европы с Востоком. Появлялись состоятельные люди. Деньги приобретали все большую значимость. Строились торговые и культурные связи стран Европы со странами востока. Мир вот-вот собирался отказаться от натурального хозяйства, на котором было основано феодальное общество. Это основная причина упадка феодально-вассальной системы.
Общество знакомились с трудами арабских философов и греческих ученых. Это влияло на внутреннее самосознание народа. Крестьяне зависели от феодалов: должны были отрабатывать барщину и платить натуральный или денежный оброк. При этом своей землей они не владели, а порой и личная свобода была у них отнята. Такое положение сильно угнетало крестьян. Росло движение за личную свободу человека. Это вторая причина кризиса феодального строя.
Крестовые походы кратко: причины, ход и последствия
Крестовые походы – это очень обширная тема и по ней написано не один десяток книг и другой научной литературы. В этой же статье, вы узнаете о крестовых походах кратко – только самые ключевые факты. И начать, пожалуй, необходимо из определения понятия.
Крестовые походы – ряд военно-религиозных походов монархий христианской Западной Европы против исламского Ближнего Востока языческих славян (литовцы). Их хронологические рамки: XI – XV вв.
Крестовые походы можно рассматривать в узком и широком смысле. Под первым мы имеем ввиду походы с 1096 по 1291 гг. в Святую Землю с целью освобождения Иерусалима от неверных. А в широком смысле сюда еще можно прибавить войну тевтонского ордена с языческими государствами Прибалтики.
Причины крестовых походов в Святую Землю
• Экономические проблемы Европы. Папа Урбан сообщил, что Европа уже не может прокормить саму себя и всех людей, живущих здесь. И именно поэтому он считал необходимым захватить богатые земли мусульман на Востоке;
• Религиозный фактор. Папа считал неприемлемым тот факт, что христианские святыни (Гроб Господний) находятся в руках неверных – то есть, мусульман;
• Мировоззрение людей того времени. Люди массово ринулись в крестовые походы прежде всего потому, что с помощью этого они искупят все свои грехи и попадут после своей смерти в Рай;
• Жадность католической церкви. Папство желало не только обогатить Европу ресурсами, но прежде всего оно хотело наполнить свои кошельки новой землей и другими богатствами.
Причины походов в страны Прибалтики
• Уничтожение язычников. Население стран Прибалтики, особенно Литва – были языческими, чего не разрешала католическая церковь и их необходимо было обратить в веру христианскую или же уничтожить неверных.
Также причинами можно считать ту же жадность католического папства и желание заполучить больше число послушников, больше земель, о чем мы говорили выше.
Ход крестовых походов
На территорию Ближнего Востока крестоносцами было осуществлено восемь крестовых походов.
Первый крестовый поход в Святую землю начался в 1096 и продолжался до 1099 года, собрал несколько десятков тысяч крестоносцев. В ходе первого похода, крестоносцами были созданы несколько христианских государств на Ближнем Востоке: Графство Эдесса и Триполи, Иерусалимское королевство, Княжество Антиохия.
Второй крестовый поход начался в 1147 и продолжался до 1149 года. Этот крестовый поход завершился для христиан ничем. Но время этого похода, крестоносцы «создали» себе самого сильного врага христианства и защитника ислама – Саладина. После похода христиане потеряли Иерусалим.
Третий крестовый поход: начался в 1189 году, конец –1192 год; известен тем, что в нем участвовал английский монарх Ричард Львиное Сердце. Ему удалось захватить Акру, Кипр, нанести несколько поражений Саладину, но он так и не смогу вернуть Иерусалим.
Четвертый крестовый поход: начался в 1202 году и завершился в 1204. В ходе похода был захвачен Константинополь. На территории Византии крестоносцы также основали четыре государства: Княжество Ахейское, Латинскую империю, Герцогство Афинское и Королевство Фессалоники.
Пятый крестовый поход стартовал в 1217 году, а закончился в 1221. Он закончился полным поражением для крестоносцев и те были вынуждены покинуть Египет, который они так желали захватить.
Шестой крестовый поход: начало – 1228 год, конец – 1229 год. Крестоносцам удалось вернуть Иерусалим, но между ними начались сильные раздоры из-за чего многие христиане стали покидать Святую Землю.
Седьмой крестовый поход начался в 1248 году и закончился полным поражением для крестоносцев в 1254.
Восьмой крестовый поход: начало – 1270 год, конец – 1272. Положение христиан на Востоке стало критическими, его усугубляли внутренние распри, а также вторжение монголов. В итоге крестовые походы закончились поражением.
Последствия крестовых походов на Восток
• После крестовых походов начался упадок феодального общества в Европе, то есть начался распад феодальных устоев;
• Изменилось мировоззрение европейцев, которые прежде считали, что народы Востока – варвары. Однако опыт показал, что они обладали богатой, развитой культурой, черты которой они переняли и себе. Арабская культура начала активно распространяться в Европе после походов;
• Крестовые походы были серьезным ударом по экономическому состоянию Европы, однако открытие новых торговых путей пополнило казну;
• Крестовые походы привели к постепенному и уже неминуемому упадку Византийской империи. После того как ее разграбили, она уже не могла оправиться от удара, спустя два столетия ее захватили мусульмане;
• Италия стала главной торговой силой на Средиземном море, этому также способствовало падение Византии;
• Обе стороны: христианский и мусульманский мир потеряли многое, в том числе человеческие потери. Причем люди погибали не только от войны, но и от болезней, в том числе чумы;
• Положение католической церкви в обществе значительно пошатнулось, так как народ потерял в нее веру и увидел, что папство интересовали только собственные кошельки;
• Зарождаются предпосылки к реформаторским (религиозным) движениям в Европе → зарождение протестантизма, гуманизма;
• В христианском мире утвердился стереотип о враждебности к мусульманскому миру.
Само папство в XX веке принесло глубокое извинение за крестовые походы перед мусульманским миром.