портрет в виде царя
Портреты русских императоров
Портреты русских императоров в живописи
В этой галерее представлены портреты русских монархов, выполненные известными художниками прошлого
Портрет царя Михаила Фёдоровича
Иоганн Ведекинд
Холст, масло. 204×108см
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет царя Михаила Феодоровича Романова
Неизвестный художник
XVII-XVIII в.
Портрет царя Федора III Алексеевича
Неизвестный художник
первая половина XIX в.
Холст, масло. 83 х 70 см
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, С-Петербург
Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе
Николай Ге
1871
Холст, масло. 135.7 х 173 см
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Петр I
Неизвестный художник
Холст, масло.
Портрет Петра I
Алексей Антропов
1770
Холст, масло. 268 х 159 см
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет русского царя Петра I Великого
Готфрид Кнеллер
1698
Холст, масло. 241.2 х 145.4 см
Местонахождение: Royal Collection of the United Kingdom
Портрет Петра I
Август Толяндер
1874
Холст, масло. 140 х 115 см
Местонахождение: Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск
Петр Великий
Поль Деларош
1838
Холст, масло. 130.6 х 97 см
Местонахождение: Hamburger Kunsthalle
Портрет императора Петра I
Жан-Марк Натье
1717
Холст, масло. 142 х 112 см
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, С-Петербург
Портрет Екатерины I
Карел де Моор
Холст, масло.
Екатерина I
Жан Марк Натье
1717
Холст, масло. 142.5 х 110 см
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пётр II Алексеевич
Неизвестный художник
1800-е
Холст, масло. 83.5 х 71 см
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, С-Петербург
Портрет Петра II
Неизвестный художник
XVIII век
Холст, масло. 103 х 80 см
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, С-Петербург
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Луи Токке
1758
Холст, масло. 262 х 204 см
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, С-Петербург
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Иван Вишняков
1743
Холст, масло. 251.5 х 181 см
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Луи Каравакк
1750
Холст, масло. 245 х 166 см
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Шарль ван Лоо
1760
Холст, масло. 146 х 113.5 см
Коронационный портрет императора Петра III
Лукас Конрад Пфандцельт
1761
Холст, масло. 106 × 82.5 см
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, С-Петербург
Екатерина Великая на прогулке в Царскосельском парке
Владимир Боровиковский
1794
Холст, масло. 94.5 х 65.5 см
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет императрицы Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины
Иоганн Лампи
1790-е
Холст, масло. 288 х 206 см
Местонахождение: Архангельский музей изобразительных искусств
Портрет Екатерины II
Владимир Боровиковский
Холст, масло.
Местонахождение: Национальный музей Грузии, Тбилиси.
Портрет Екатерины II
Иван Саблуков
1770
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны
Луи Каравак
1745
Холст, масло.
Местонахождение: Портретная галерея Гатчинского дворца
Коронационный портрет Екатерины II
Федор Рокотов
1763
Холст, масло. 155 х 139 см
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Екатерины II
Дмитрий Левицкий
1782
Холст, масло.
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия
Дмитрий Левицкий
1790-е
Холст, масло. 110 х 76.5 см
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Екатерины II в дорожном костюме
Михаил Шибанов
Холст, масло. 73.2 x 57.5 см
Местонахождение: Royal Collection Trust, United Kingdom
Портрет Екатерины II верхом
Виргилиус Эриксен
1764
Холст, масло. 385 х 356см
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, С-Петербург
Портрет императрицы Екатерины II, урождённой принцессы Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской
Стефано Торелли
конец XVIII в.
Холст, масло. 60 х 47.5 см
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, С-Петербург
Портрет императора Павла Первого
Жан-Луи Вуаль
Холст, масло. 72.4 х 57.8 см
Местонахождение: Hillwood museum
Портрет великого князя Павла Петровича в детстве
Федор Рокотов
1761
Холст, масло. 58.5 х 47.5 см
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена
Владимир Боровиковский
1800
Холст, масло. 266 х 202 см
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет Павла I
Жан-Луи Вуаль
1799
Холст, масло. 74 х 54 см
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет императора Павла Первого
Степан Щукин
1810
Портрет императора Павла I
Андрей Митрохин
1797
Холст, масло. 74 х 60 см
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, С-Петербург
Портрет Павла I
Владимир Боровиковский
1796
Холст, масло.
Местонахождение: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Конный портрет императора Павла I c сыновьями и палатином Венгерским Иосифом
Егор Ботман
1848
Холст, масло. 265 х 216 см
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, С-Петербург
Павел Петрович Романов
Александр Рослин
XVIII век
Холст, масло.
Портрет Александра I верхом на коне
Франц Крюгер
1737
Холст, масло. 484 × 344 см
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, С-Петербург
Портрет императора Александра I
Джордж Доу
Холст, масло. 239 х 152 см
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет Александра I
Владимир Боровиковский
1802-1803
Холст, масло. 59 х 41 см
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Николай I
Владимир Сверчков
1856
Холст, масло. 140 х 105 см
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, С-Петербург
Николай I
Василий Голике
1843
Холст, масло. 143 х 105 см
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет императора Николая Первого
Егор Ботман
1850-е
Холст, масло. 84.7 х 67см
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, С-Петербург
Портрет императора Николая Первого
Франц Крюгер
1852
Холст, масло. 94 х 72 см
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, С-Петербург
Портрет императора Николая I
Егор Ботман
1856
Холст, масло.
Портрет императора Николая I
Егор Ботман
Холст, масло.
Портрет императора Николая I на коне
Василий Тимм
1840
Холст, масло. 131 х 105 см
Местонахождение: Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
Портрет царя Александра II в шинели и фуражке императорского конно-гвардейского полка
Неизвестный художник
1888
Холст, масло. 85 х 71 см
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, С-Петербург
Император Александр II Освободитель
Николай Лавров
1869
Холст, масло.
Александр II
Иван Тюрин
1860-е
Холст, масло.
Местонахождение: Государственный исторический музей, Москва
Портрет императора Александра II
Николай Лавров
1873
Холст, масло.
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет Александра II
Константин Маковский
1881
Холст, масло. 163 х 108 см
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Императора Александра II
Неизвестный художник
1880
Холст, масло.
Александр II
Николай Сверчков
Холст, масло. 213 х 140 см
Портрет Александра II
Егор Ботман
1856
Холст, масло. 265 х 172 см
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет цесаревича Александра Николаевича
Франц Крюгер
Холст, масло.
Портрет императора Александра III
Алексей Корзухин
До 1894
Холст, масло.
Местонахождение: Государственный Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Портрет великого князя Александра Александровича в свитском сюртуке
Сергей Зарянко
1867
Холст, масло.
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет императора Александра III
Александр Першаков
1890
Холст, масло. 89.5 х 76 см
Местонахождение: частная коллекция
Портрет Императора Александра III
Пётр Заболоцкий
1889
Холст, масло.
Портрет императора Александра III
Иван Тюрин
1890
Холст, масло.
Местонахождение: Музей-заповедник «Царское Село»
Император Александр III в форме Датского королевского лейб-гвардии полка
Валентин Серов
1899
Холст, масло. 170.8 x 117,5 см.
Местонахождение: офицерский корпус Датской королевской лейб-гвардии, Копенгаген
Портрет императора Александра III
Валентин Серов
1895
Холст, масло. 195 х 113 см
Местонахождение: Музей-заповедник «Царское Село»
Портрет императора Александра III
Николай Дмитриев-Оренбургский
1896
Холст, масло. 310 х 140 см
Местонахождение: Государственный исторический музей, Москва
Александр III
Николай Сверчков
1881
Холст, масло.
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Нагорная проповедь. Александр III с семьей
Иван Макаров
около 1890
Холст, масло. 235 x 155 см
Местонахождение: Государственный музей истории религии, С-Петербург
Портрет великого князя наследника цесаревича Николая Александровича
Сергей Зарянко
1866
Холст, масло. 159 х 118 см
Местонахождение: Луганский областной художественный музей
Царь Николай II
Борис Кустодиев
1915
Холст, масло. 24.7 х 24.8 см
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет императора Николая II
Валентин Серов
1900-е
Холст, масло. 70 х 58 см
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет императора Николая II
Илья Репин
1895
Холст, масло. 210 х 197 см
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет императора Николая II на крыльце?
Илья Репин
1896
Холст, масло.
Местонахождение: Государственный исторический музей, Москва
Парадный портрет Императора Николая II
Илья Репин
1896
Холст, масло. 251 х 160 см
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Император Николай II в белом мундире с эполетами
Илья Галкин
1896
Холст, масло.
Николай II с орденом святого Владимира
Генрих Манизер
1905
Холст, масло.
Местонахождение: Государственный исторический музей, Москва
Портрет Императора Николая II
Эрнст Липгарт
1914
Холст, масло.
Император Николай II
Александр Маковский
1907
Холст, масло. 292 x 153 см
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет Императора Николая II
Неизвестный художник
1915-1916
Холст, масло. 187.5 х 106.5 см
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, С-Петербург
Портрет императора Николая II
Илья Репин
1895
Холст, масло.
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, С-Петербург
Бунтарский дух Валентина Серова: Художник, осмелившийся предложить императрице подправить портрет Николая II
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Стать натурщиком для портретов Серова был большой риск, так как он был очень требователен как к себе, так и к модели. Его считали беспощадным художником: работал медленно и героям своих творений никогда не льстил, он просто изматывал портретируемых длительностью сеансов.
А если ему не нравилась модель, он мог превратить портрет в завуалированный шарж, при этом заказчик об этом мог даже и не догадаться. А еще мастер мог просто-напросто отказать, не найдя ничего интересного в лице заказчика. Но как бы там ни было «серовской кисти» вожделели очень многие, и вопреки всему знатные аристократы выстраивались к нему в очередь.
Детство и становление художника
В 1865 в семье композитора и музыкального критика Александра и Валентины Серовых родился сын, ставший выдающимся художником. Рано лишившись отца, мальчик воспитывался в коммуне и в заграничном пансионе. Мать Серова была первой женщиной-композитором в России и проходила обучение в Мюнхене, поэтому не могла уделять достаточно внимания сыну. Все свое время она посвящала музыке.
Еще живя в коммуне мальчик проявил тягу к рисованию. Но вскоре ее закрыли, а Валентина отправили к матери за границу. С девяти лет начал обучаться живописи у совсем молодого Ильи Репина, жившего в Париже.
Занимаясь в гимназии, юный Серов все так же находился под присмотром Репина. И в свободное от учебы время молодой художник и юный ученик вместе рисовали натурщиков, ходили на этюды, зарисовывали античные статуи. В 80-м году они посетили Крым, и проехались по местам бывшей Запорожской Сечи на Днепре, побывали в Одессе и в Киеве. Эта поездка оставила неизгладимое впечатление в сознании начинающего художника.
По возвращении, благодаря прошению Репина, 15-летний Серов становится вольнослушателем, а через год учеником Академии художеств. Где его наставником стал П.П. Чистяков, который не мог нарадоваться на талантливого ученика. А в 1886 году Серовым было принято окончательное решение оставить Академию.
Портреты членов царской семьи
Чтобы не чувствовать себя зависимым и иметь свободу в художественном выражении, Валентин Серов за свои работы назначал совсем небольшие деньги. Поэтому ему очень много приходилось работать. И хотя Серов по манере своей живописи совсем не походил на придворного художника, в 1893 году получил заказ – написать портреты членов царского семейства.
Михаил Александрович Романов (1878-1918) – великий князь, младший сын императора Александра III, брат императора Николая II. Про портрет сына отец сказал: «Мишенька как живой».
Ксения Александровна Романова (1875-1960) – великая княжна, старшая дочь Александра III.
Ольга Александровна Романова (1882-1960) – великая княжна, младшая дочь царя Александра III.
Однажды, когда княгиня Юсупова начала нахваливать этот портрет Александра III, написанный Серовым, говоря, что это лучший из многочисленных портретов царя, тот не без озорства ответил, что просто остальные уж слишком плохи.
История создания и судьба портрета Николая II
А когда в начале 1902 года художнику предложили создать еще один портрет русского императора Серов ответил отказом: «В этом доме я больше не работаю.» Все попытки императора вернуть расположение непокорного художника были тщетны.
«Это была совершенно немыслимая реакция для любого русского художника, но для Серова она была естественной: всё, что он хотел сказать о царской семье, он уже сказал.»
О том пресловутом портрете царя современники говаривали, что Серову удалось первым рассмотреть в монархе слабость.Мастер изобразил государя простым человеком, который задумавшись уже как бы предвидел все грядущие перемены в России.
«Серов передал заурядность царя, его неспособность руководить огромной страной, даже растерянность его перед этой величайшей ответственностью, волей случая выпавшей на его долю. И царя становится по-человечески жаль, даже проникаешься сочувствием к этому маленькому человеку»,- писали критики.
О том, каким на самом деле был император, рассуждать сложно, ибо манипуляция фактами из биографии самодержца была выгодна многим. Одни говорили о нем как о мягком и добром человеке, иные называли Николаем Кровавым. На его правление выпала первая мировая война и две революции, и вряд ли при таком раскладе можно было оставаться мягким и добрым.
А репрессировать его вполне можно было и за политические взгляды и бунтарский дух.
В 1909 году в знак солидарности с художницей А.Голубкиной, обвиняемой царскими властями в неблагонадежности, Валентин Серов ушел с преподавательской должности училища живописи, ваяния и зодчества и отказался от почетного звания действительного члена Академии художеств.
Что является любопытным фактом, так это то, что его считали «своим» все враждующие между собой представители разных направлений в русской живописи начала 20 века. А Петров-Водкин, Кузнецов и Сарьян считали Серова своим главным наставником.
Дальнейшая судьба портрета Николая II сложилась таким образом: в октябре 1917 года после взятия революционерами Зимнего дворца ученики-художники увидев, как солдаты тащат из дворца портрет императора, выпросили отдать картину им. Молодые художники и принесли портрет художнику Нерадовскому, который его сохранил и воссоздал. Так как холст был исколот штыками революционеров. Как бы там ни было это творение великого мастера, благодаря счастливой случайности, дошло до наших дней.
Современные ценители живописи, так же как и искусствоведы единогласно утверждают, что этот портрет – лучшее изображение последнего императора России.
Люди, не знавшие Серова, видели в нем задумчивого и угрюмого человека. А друзья отмечали «…его редкую живость и веселость нрава. Несмотря на небольшой рост и плотное сложение, он был легок, изящен в движениях, в домашних спектаклях в Абрамцеве или в Москве изумительно плясал, исполняя партию танцовщицы или комическую роль слуги.»
Умер Серов в ноябре 1911 года в Москве в 46-летнем возрасте от приступа стенокардии. Захоронение с Донского кладбища было перенесено на Новодевичье в Москве.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: