польское кладбище в смоленске история
Тайны Смоленских захоронений
В Смоленске и его окрестностях находятся захоронения людей, сыгравших ключевую роль в мировой истории. Чтобы раскрыть тайну Смоленских захоронений, нужно по-другому взглянуть на мировую историю.
«В русскую историю Смоленск вошел под названием «Город-ключ», так как он много раз был своеобразным щитом, ключом к сердцу России городу Москве».
Смоленск – действительно город-ключ к мировой истории, но не город-щит, а город-меч, занесенный над русской метрополией – Московией.
Смоленск считается одним из старейших городов России, впервые упомянутый в летописи в 863 году, по моей версии он был построен в 1812 году как опорный пункт для нападения на Москву, древнюю историю он имеет только на бумаге. Собравшись в Смоленске, многочисленная европейская армия, возглавляемая Наполеоном Бонапартом, напала на русскую метрополию. Итогом войны 1812 года стало падение русско-испанской империи и воцарение династии Романовых, которая правит миром до сих пор.
Представьте себе, что после победы в Великой Отечественной войне в 1945 году, следуя моде на немецкий язык, руководство СССР заговорило на чистом немецком языке. Это нелепица.
Согласно традиционной истории после Отечественной войны 1812 года, следуя моде на французский язык, все русское дворянство заговорило на чистом французском языке. Это никого не удивляет.
Пример: у Григоровича Д.В. (1822-1899) отец был русским гусаром, а потом управляющим имением (умер в 1830 году), а мать француженкой. Пока был жив русский отец, Григорович Д.В. не говорил по-французски, а только потом выучил русский язык и стал русским писателем.
На этих примерах я показал, что традиционная история – запись нашего прошлого на бумаге, требует к себе критического отношения.
Наполеон I – образ французского короля (1763-1821). У него было три сына: старший (1781-1825), средний (1783-1868) и младший (1785-1860). Младший сын женился на дочери русского царя (императора) Ивана Васильевича (1761-1812) Анне (1785-1804). Она родила дочь в 1804 году и умерла при родах. В приданное он получил Польское королевство и был коронован под именем Сигизмунда. Потом он женился на ее младшей сестре Софье (1787-1881), которая родила ему сына в 1806 году. В приданное он получил Великое княжество литовское. Семья французского короля была честолюбивой и, воспользовавшись недовольством вассалов дележом богатств Нового Света, решила устранить русско-испанскую династию императоров и самой придти к власти, в качестве законности притязаний на престол, предъявив внука русского императора (1806-1824), образы которого на бумаге русский император Петр I (1682-1725), русский царь Федор Алексеевич (1661-1682) и другие.
На территории Великого княжества литовского было создано буферное Смоленское княжество. Мелкопоместной польской шляхте было предложено в 1806 году переселиться туда, где им за службу выделялись вотчины с крестьянами. Создавались кирпичные заводы, завозились из нынешней Тверской области (г. Белый, Старица) не гашенная белая известь и белый камень для строительства крепостной стены.
Торопились построить стену к моменту смерти русского императора Ивана Васильевича. После его убийства на трон взошел Алексей Иванович (1789-1814).
У Милорадовича есть и другие образы.
«Карпош (Карпуз) — македонский герой и государственный деятель времён Турецкого ига, некоронованный король Кумановского округа. Предводитель гайдуков, вождь болгаро-македонского восстания против османской власти во время войны с Австрией в 1689 году. Карпош — прозвище, образованное вероятно от болгарского «карпа» – «скала, глыба». Настоящим именем Карпоша было Пётр. После смерти генерала Пикколомини от холеры (9 ноября 1689 г.) и отступления австрийской армии, Карпош попытался сопротивляться османской власти в одиночку, но его гайдуки были быстро разгромлены соединёнными силами турок Мустафы-паши-Кепрюлю-заде и крымских татар хана Селим-Гирея».
Адам Иванович Балла (1764-1812), русский генерал-майор, участник Отечественной войны 1812 г., герой Смоленского сражения. Современники отзывались о генерале Балле как об отважном и добром человеке. Ф.Н. Глинка писал о нём: «Все жалеют о смерти отличного по долговременной службе, необычайной храбрости и доброте душевной генерала Баллы, который был убит 5-го числа в передней цепи стрелков» («Письма русского офицера») Н.Е. Митаревский в своих мемуарах рассказывал о том, что «все отзывались о генерале Балле как о добром старике и храбром генерале».
Кого же тогда убили в Санкт-Петербурге в 1825 году? Санкт-Петербург был основан в 1829 году (1703). Все описанные события происходили на Марсовом поле в Смоленске.
Наполеон погиб на Бородинском поле в 1821 году, которое отразилось на бумаге как маневры под Вязьмой в 1827 году, а взятие Москвы в 1821 году как парад войск в Санкт-Петербурге в 1827 году.
«Милорадович был похоронен в Александро-Невской лавре. А в 1937 году его перезахоронили в Благовещенской усыпальнице лавры, рядом с могилой его учителя – генералиссимуса Суворова».
«Надпись на надгробии гласит: «Здесь покоится прах генерала от инфантерии всех российских орденов и всех европейских держав кавалера графа Михаила Андреевича Милорадовича. Родился 1771-го года октября 1-го дня. Скончался от ран, нанесенных ему пулей и штыком на Исаакиевской площади декабря 14-го дня 1825-го года в Санкт-Петербурге». Ни одного памятника графу М.А. Милорадовичу на территории России нет. Отсутствует памятная доска на здании (ул. Морская, д. 38) о том, что здесь находилась канцелярия генерал-губернатора Санкт-Петербурга графа М.А. Милорадовича».
В разных источниках приведены фото разных медальонов, на медальоне Милорадовичу Петру I должно быть не более 8 лет.
По поводу могилы Скалона (1767-1812).
Ни в одном литературном источнике Скалон А.А. не упоминается, как погибший в Смоленске. Он появился на бумаге из ниоткуда в конце 19 века.
Зато в источниках упоминается польский генерал Грабовский, погибший на Рачевском предместье в Смоленске, например, у Михайловского-Данилевского А.И.
По моему мнению, памятник Скалону А.А. был установлен польскому генералу (1770-1818), воевавшему на стороне Наполеона на месте гибели и захоронения старшего сына Наполеона в 1825 году.
«Павел Иванович Энгельгардт (1774-1812) — отставной подполковник (1807) российской армии, командовал партизанским отрядом в Смоленской губернии во время Отечественной войны 1812 года. Расстрелян французами. В 1833 году Николай I дал деньги на сооружение памятника Энгельгардту. В 1835 году памятник был установлен на месте его гибели. Памятник был уничтожен при Советской власти. В настоящее время на доме № 2 по улице Дзержинского, рядом со Сквером Памяти Героев, установлена мемориальная доска о расстреле Энгельгардта».
Старший брат Егора Антоновича, Христов-Фридрих (1762-1831 гг.), был подполковником и генерал-адъютантом светлейшего князя Григория Потёмкина.
Родная сестра екатерининского фаворита Г. А. Потёмкина, Елена Александровна, была замужем тоже за Энгельгардтом, но принадлежавшему к смоленской линии — за помещиком, ротмистром Василием Андреевичем Энгельгардтом».
Потемкин Г.А. был убит в Санкт-Петербурге в 1834 году и там же похоронен. В 1835 году был взят штурмом Смоленск, около площади Победы был убит Энгельгардт. Энгельгардта похоронили на родине в Латвии, а Потемкина перезахоронили в Смоленске на месте гибели Энгельгардта, а прах Константина Павловича перезахоронили в Санкт-Петербурге.
Вот такие тайны смоленских захоронений.
На фото кулон с портретом Петра I, выставленный на аукционе.
Тайны, легенды, преданья и поверья смоленской земли
Антон Савенок
Общество
К ак и любой древний город, Смоленск за более чем тысячелетнюю историю оброс множеством различных преданий, легенд, тайн и мистических историй.
Да и не только Смоленск, но и вся смоленская земля. «Чертовы» рвы и овраги, «гиблые» места, «морочные» тропинки и дороги, «проклятые» болота встречаются практически в каждом районе Смоленщины. Каждое такое место имеет свою пугающую, завораживающую, зачастую поражающую воображение и человеческую психику историю.
Польское кладбище в Смоленске и не менее загадочный погост в Вязьме, полтергейсты в Демидовском и Шумячском, нечисти в людском и зверином обличии в Рославльском районах…
Очень много преданий и легенд связаны с церквями, ни с того ни с сего ушедшими под землю — такие рассказы можно услышать в Ершичах и Ельне, Демидове и Духовщине, Вязьме и Починке.
И, конечно же, целая россыпь будоражащих ум мистических историй связана со Смоленским Поозерьем. Край лесов и озер, непроходимых чащ и топких трясин породил в ходе времени множество «страшилок» про леших, кикимор, водяных и русалок…
Довольно известными в местном фольклоре являются преданья, поверья и былички о женщине в белой одежде и огромном камне на лесной опушке около деревни Луки Ельнинского района (кстати, с этой же деревней связана одна из легенд о провалившейся церкви), о русалке в Даньковском озере, о стригинской сосне в Починковском районе, о солдатском стороже в д.Оселье Угранского района.
Однако мы не станем подробно рассказывать обо всех этих выдуманных или, быть может, действительно имевших место загадочных и непонятных явлениях в глубинке Смоленской области, а остановимся на нашем областном центре и его ближайших окрестностях.
А странного и загадочного в Смоленске имеется немало!
Череп коня и Крепость Коня
Больше всего преданий и легенд в нашем городе связано с самым величественным, самым монументальным и одним из самых старинных объектов Смоленска — крепостной стеной.
Творение великого Федора Коня с самого момента своего возведения несло в себе некую мистическую составляющую.
И первой загадкой для наших современников является сама личность русского зодчего.
Как это ни парадоксально, но о Федоре Коне (кроме, собственно, имени) не известно вообще ничего. Нет никаких исторических данных о том, где и когда он родился, где рос, где обучался ремеслу, где и когда зодчий покинул бренный мир и как он выглядел внешне.
Да и насчет имени тоже довольно много разночтений. Именовался он и Федором Конем, и Конем Федоровым, и Кононом Федоровым, и Федором Савельевым.
Так что не удивительно, что и его смоленское детище тоже буквально впитало в себя таинственность и загадочность своего создателя.
Два самых главных предания о Смоленской крепости касаются непосредственно периода ее строительства.
По одному из них, в одно из прясел крепости был замурован череп коня святого Меркурия Смоленского. И, как сандалии, шлем и копье самого Меркурия стали главными святынями и оберегами Свято–Успенского собора, так и череп его коня с тех давних лет верно служит делу защиты и обороны родного града. Каждый раз, когда древнему Смоленску грозила опасность извне, смоляне слышали громкое тревожное ржание, раздающееся буквально из сердца крепостной стены.
Старожилы говорят, что последний раз слышали предвестие большой беды накануне Великой Отечественной войны. Более 70 лет молчит конь Меркурия. Более 70 лет жизнь смолян идет без страшных потрясений.
А нынче время беспокойное, страшное, агрессивное. Поэтому прислушивайтесь к голосу Смоленской крепости — не слышно ли предвестника новой беды…
Кто осмелится навредить крепости, попытается ее разрушить, будет жестоко наказан потусторонними высшими силами. Ждет того поражение, разорение и верная погибель.
Годуновское заклятье — вторая самая известная легенда Смоленской крепости.
Невеселая легенда Веселухи
Еще одна из самых известных местных легенд связано с одной из башен восточного участка Смоленской крепостной стены — Веселухой. Согласитесь, весьма необычное название для каменной башни.
Почему ее так прозвали смоляне? Версий исторически сложилось несколько. По одной из них, с высоты башни открывался уж больно замечательный, веселящий душу вид на окрестности. По другому предположению, само расположение башни у излучины Днепра дало повод назвать ее Веселухой, что на местном диалекте означало «радуга, дуга, изгиб». Третьи исследователи склонны считать, что местность, расположенная непосредственно у подножия величественной башни, долгое время было любимым местом для народных гуляний и веселья.
Однако прочнее всего в народных умах и душах осела четвертая версия, самая зловещая и мистическая из всех.
Будто бы то ли по наущению местной вещуньи, то ли в качестве наказания за неправедную и распутную жизнь в башенных стенах была заживо замурована молодая смоленская девушка — дочь одного из местных помещиков. И долгое время обреченная на погибель красавица не плакала о своей судьбе, а громко смеялась, наводя ужас на всех причастных к этому жестокому акту. В память об этом и стали смоляне называть башню, доселе носившую название Лучинской, Веселухой.
Не менее впечатляет и легенда про призрака, обитавшего в башне Орел по соседству с Веселухой.
Эта история возникла еще раз в середине XVIII века. Изрядно напуганные очевидцы уверяли, что видели на башне некую фигуру в белом, раз за разом разражавшуюся поистине дьявольским хохотом.
В конце концов, была устроена засада. Но в руках правосудия оказалось не привидение, не полтергейст, а вполне себе живой человек. И вся пугающая история сразу же приобрела исключительно криминальный характер.
Оказалось, что возле небольшого кирпичного заводика, расположенного рядом с башней, скрывался ход в подземную галерею, где была оборудована активно действующая мастерская фальшивомонетчиков. Чтобы отпугнуть любопытных, жулики устраивали «буйство нечисти», а сам кирпичный заводик был лишь прикрытием неблаговидных дел. Кстати, эта история про смоленских фальшивомонетчиков, говорят, вдохновила Алексея Толстого, подав ему одну из основных идей написания повести «Граф Калиостро».
Невинные жертвы смоленских казематов
Еще в 16–м веке при Иване Грозном в Смоленске стала обустраиваться довольно обширная и разветвленная сеть подземных ходов. И во время строительства Смоленской крепости подземные галереи или «слухи» оборудовались практически под всеми пряслами и башнями. Между прочим, во время осады города польским войском в 1609–1611 годах историки описывали первые в истории случаи подземных боев.
В настоящее время схемы подземных лабиринтов утеряны и составить точный план смоленских подземелий не представляется возможным. Однако описанные случаи серьезных провалов грунта на восточном участке крепостной стены, в Сквере памяти героев, на набережной и в некоторых других местах позволяют хотя бы приблизительно представить масштабы подземных смоленских коммуникаций.
Самыми главными исследованными подземельями в нашем городе являются, вне всякого сомнения, известные всем казематы Королевского бастиона на территории парка «Лопатинский сад». В одном из них, расположенном под главным валом Королевской крепости, в апреле–мае 1708 года содержались генеральный судья Украины Василий Кочубей и полковник Иван Искра, направлявшиеся к Петру Первому с сообщением о предательстве гетмана Мазепы. Но Петр Первый не поверил им. По его приказу Кочубей и Искра были посажены в смоленские казематы и подвержены пыткам, после чего русский император велел выслать обоих назад к Мазепе, который жестоко расправился с ними.
Существует предание, что в 1743 году здесь же содержались пойманные в Смоленске император Иоанн VI Антонович и сопровождавший его монах, сбежавшие из Ранненбурга.
В течение 18–19–го веков в казематах томились польские конфедераты. Их прошло в ссылку через Смоленск около 10 тысяч человек. А при Николае I здесь находились польские повстанцы и раскольники.
Как и любое место, связанное с мучениями и насильственной смертью большого числа людей, казематы Королевского бастиона тоже обрастали слухами и легендами о неупокоенных душах страдальцев, и по сей день пугающих своим появлением или стенаниями осмелившихся нарушить их покой. Неслучайно все входы в казематы уже в советское время были наглухо замурованы.
«Дикое, но симпатичное…»
Но призраки и привидения появлялись в нашем городе не только в башнях и казематах.
Не обошли они своим присутствием и такие, казалось бы, совершенно разные по своему предназначению здания как католический костел и бывший губернаторский дом.
Костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, освященный летом 1896 года, и повторивший в смутные годы становления советской власти нелегкую судьбу большинства православных храмов, мечетей и синагог, в середине прошлого века был передан под хранение архивных документов.
А уже в постсоветское время в костеле появился призрак, не на шутку напугавший сотрудников архива. По их словам, изначально мирный дух со временем становился все более назойливым и наглым. В частности, он несколько раз приводил в ужас очевидцев своим внезапным появлением, запутал трос лифтоподъемника, сделав невозможным поднятие на верхние ярусы бывшего храма, а в конце концов стал кидаться в людей… валенками, выдаваемыми персоналу архива и хранившимися на стеллажах внутри здания. Дальнейшая судьба странного призрака из костела неизвестна. Возможно, что чья–то беспокойная душа нашла себе другое обиталище.
А вот за зданием детской художественной школы, которая располагается в бывшем губернаторском доме, уже давно закрепилась слава дома, в котором живет привидение. Правда или нет, но поговаривают о некоей полупрозрачной женщине в белом, любящей побродить по пустым помещениям здания в темное время суток. Как знать, но может быть история со странным явлением берет свое начало от тех горестных для Смоленска дней 1812 года, когда наш город в ходе кровопролитнейших боев был захвачен армией Наполеона Бонапарта, как раз–таки и сделавшего своей резиденцией губернаторский дом.
Кстати, именно трагические события многочисленных войн, оставивших страшный кровавый след в истории Смоленска, служат основным источником предполагаемого появления различных призраков, привидений и прочих полтергейстов. Слишком уж много непогребенных защитников города, а, следовательно, не нашедших покоя их душ обитает на этой земле.
Приходилось слышать о голосах и стонах, якобы, доносившихся из оврага за мемориалом в Реадовском парке. Говорят, что эти потусторонние звуки принадлежат душам смолян, расстрелянных в этом месте во время оккупации Смоленска гитлеровскими войсками. Что ж, горькие, трагические времена всегда порождали и порождают много необъяснимых явлений.
«Дом коммуны», или Архитектор расстрелян
Одно из самых зловещих и пугающих мест Смоленска — это, несомненно, так называемый Дом коммуны или «Чайник», как прозвали его в народе.
Этот дом был построен в начале 30–х годов прошлого века и долгое время был самым высотным в городе. Изначально в доме отсутствовали коммуникации. Не было водопровода, канализации, тем более, лифта. По замыслу создателей этого монстра, Дом коммуны должен был стать прообразом всех будущих построек. Недаром его часто называли и называют Дом–коммуна. В подобных строениях предусматривались практически все бытовые заведения от детских садов и яслей до столовых, прачечных и общих кухонь. Это делалось с целью максимально освободить советских женщин от домашних работ и позволить им максимально сосредоточиться на строительстве светлого будущего.
В смоленском Доме коммуны как–то сразу все пошло не так. И неудивительно — ведь построен он был фактически на кладбище. По легенде здесь на краю кладбища жила ведьма–знахарка, ходили к ней лечить и лечится. У одной женщины заболел ребенок, она пошла к знахарке за советом, но совет не помог, и вскоре ребенок умер. И тогда женщина прокляла это место.
Так что не стоило строить на таком месте дом и заселять в него людей. Тем не менее, дом был заселен, но гиблое место осталось.
Напротив дома на главном куполе Вознесенского монастыря долгое время отсутствовал главный крест. Его демонтировали, потому что каким–то загадочным образом он согнулся в сторону Дома коммуны, причем поперек своего сечения.
И в самом доме происходили странные, если не сказать, страшные вещи. Дом начал разрушаться изнутри еще при жизни в нем людей, но люди там перестали жить отнюдь не из–за его аварийности. Каждый месяц в доме кто–то умирал, причем чаще всего не естественной смертью.
Тем не менее, люди жили в «Чайнике» буквально до 70–х года прошлого века (неудивительно, ведь после войны вследствие страшных разрушений смоляне селились даже в башни крепостной стены).
Затем, после пожара, он был расселен, и с тех пор пугает впечатлительных смолян и гостей города пустыми глазницами своих зловещих окон. И продолжает рождать страшные и загадочные легенды и слухи: о загадочном прозрачном черепе, появляющимся на фотографиях, сделанных внутри здания, об убитых каким–то неведомым существом птиц и даже людей (?), о странных и зловещих звуках, которые слышали многие, случайно попавшие в этот дом…
История Дома коммуны служит наглядным примером, что люди, совершая какие–то богопротивные дела, часто навлекают и на себя, и на все их окружающее пространство, кару и наказание высших сил.
Еще одним показательным примером вышесказанного является судьба архитектора Софьи Ильинской, по проектам которой в 30–х годах XX века были выстроены старое здание Дома Советов и здание драмтеатра.
Дело в том, что при строительстве Дома Советов была снесена… Ильинская церковь, построенная на этом месте в 1787 году.
Судьба и самой Софьи Ильинской, и зданий, ею построенных, была незавидной. Оба здания были, фактически, уничтожены немецкими бомбардировками в 41–м году, а с самой Софьей Ильинской произошла настоящая трагедия. В декабре 1941года она была арестована за контрреволюционную агитацию (распространяла «упаднические» настроения, предлагала сдаваться фашистам) и в апреле 1942 года расстреляна.
Нам не дано предугадать, чем наше дело отзовется
Смоленские истории, легенды и преданья имеют разный возраст и разную степень достоверности.
И значимость их с общечеловеческой точки зрения совершенна несопоставима.
Действительно, можно ли сравнивать по степени воздействия на человеческие души и умы легенду о Меркурии Смоленском и «страшилку» про швыряющееся валенками привидение из костела?!
Тем не менее, каждое такое повествование, будь то очевидная байка или заставляющая задуматься о сущности бытия человеческого, о вере и безверии, о грехе и неизбежном наказании за него история, имеет право на существование…
Смутное время начала XVII века оставило в памяти потомков множество нераскрытых тайн, неразгаданных и по сей день загадок и красивых волнующих легенд.
Оставит ли наше, тоже довольно неспокойное, время нечто подобное в умах и сердцах прапраправнуков, будут ли они ломать голову, пытаясь разгадать какую–либо таинственную надпись или непонятный для их просветленного ума рисунок, нам не дано предвидеть. Но помнить о том, что каждый наш поступок, каждое наше дело и даже слово оставляет свой незримый, но вечный след на страницах мироздания, надо всенепременно…
«Властям удобнее, чтобы споры шли не вокруг могил отечественных палачей». К чему привело молчание смоленских чиновников о кладбище солдат вермахта
Смоленский художник Андрей Демьянов в День города вышел на пикет против кладбища погибших в годы Великой Отечественной войны немцев. Солдатское захоронение недалеко от города Духовщины в Смоленской области открыли в 2013 году в соответствии с межправительственным договором между ФРГ и РФ, несмотря на возмущение местных жителей и печальную историю этих мест. Как чиновники соблюли международные договоренности, но ничего не объяснили смолянам и не учли их мнение, и как последнее вылилось в негатив местного населения — в материале «7х7».
В этот день Смоленская область отмечала 77-ю годовщину освобождения региона от фашистских захватчиков. Андрей Демьянов пояснил «7х7», что протестовал, потому что одно из самых крупных кладбищ военнослужащих вермахта в Смоленской области построили «тайком от смолян» в священном, по его мнению, месте. Сам он узнал о захоронении в 2014 году и с тех пор каждый год выходил с пикетом на 9 мая.
Немецкое захоронение обустроено в поле напротив российского кладбища ветеранов войны и вдов не вернувшихся с войны солдат. В полях Духовщинского района, по приблизительным подсчетам, до сих пор находятся останки от 50 до 100 тыс. бойцов Красной армии.
Немцы под Духовщиной
Последнее, 22-е, солдатское кладбище погибших военнослужащих вермахта в России официально открыли летом 2013 года за окружной дорогой у города Духовщины. На церемонии присутствовало около 200 гостей из Германии. Делегацию Смоленской области представляли вице-губернатор Игорь Скобелев и начальник департамента по вопросам местного самоуправления Игорь Борисенко. Но на официальных сайтах администрации Смоленской области и администрации Духовщинского района «7х7» не удалось найти новостей об этом событии. Видимо, поэтому многие смоляне об этом кладбище до сих пор не знают. А местные жители приезжают туда пить: когда на кладбище приехала корреспондент «7х7», урны у входа были переполнены бутылками водки и пива, упаковками от роллов и маринованных помидоров. Было заметно, что о лавки вытирали ноги.
К открытию кладбища на его территории захоронили останки 30 тыс. германских военнослужащих (с 2010 по 2013 год). Всего на территории в 5 га планировали перезахоронить 70 тыс. человек. «Большинство погибших — это члены вермахта, павшие в период с 1941 по 1943 год или умершие в больницах», — сообщил Народный союз Германии по уходу за военными могилами. Именно он с 1991 года занимается в России поиском останков и обустройством военных кладбищ германских военнослужащих. Народный союз Германии основали в 1919 году как общественно-гуманитарную организацию для поиска немецких погибших в Первой мировой войне и для ухода за их могилами. В настоящее время союз работает от имени федерального правительства и находится под покровительством президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера.
Руководитель службы перезахоронения Народного союза Германии по уходу за военными могилами в Российской Федерации Денис Дерябкин рассказал «7х7», что на сегодняшний день под Духовщиной перезахоронили около 60 тыс. немецких военных, останки которых нашли в Смоленской, Брянской и Калужской областях.
Как Россия и Германия скрыли от жителей часть информации
О намерении создать в Смоленской области сборное кладбище немецких военнослужащих заговорили в 2007 году, когда жители города Гагарина узнали о выделении в их районе 5 га земли под будущий мемориал. Разместить захоронение планировалось у деревни Клушино, родины космонавта Юрия Гагарина. Но из-за протеста общественных и политических организаций мемориал решили перенести в Духовщинский район, где глава районной администрации Юрий Соловьёв выделил для него территорию площадью 5 га.
В Духовщине это решение также вызвало возмущение. Инициативные жители в марте 2010 года отменили его через суд, но кассация прокуратуры его восстановила. В прокуратуре в то время объяснили это преимуществом международных договоров над российским законодательством — в 1992 году Россия и ФРГ подписали межправительственное соглашение об уходе за военными могилами на территориях государств. В рамках этой договоренности германская сторона за собственный счет обеспечивает уход за российскими воинскими захоронениями на своей территории и уход за немецкими захоронениями на территории РФ. Также правительства обоих государств безвозмездно предоставляют участки на своей территории под компактные воинские захоронения.
По словам депутата Смоленской областной думы от КПРФ Валерия Кузнецова, он впервые видел такое возмущение среди обычно безразличных к политике людей.
— Я не против, чтобы и врагу выделить место, но почему именно вот прямо на виду районного центра, на том месте? И живы люди [которые помнят, что происходило в годы ВОВ], и как они к этому относятся, как они плюются. Вот время прошло, про французов никто не говорит, потому что нет тех живых, кто помнит. Может быть, изменится что-то, когда уйдут очевидцы, ветераны. Может, спокойнее будут относиться к этой теме.
Но в тот раз сколько ни уговаривали, и москвичи притащили героя СССР, он что-то выступал. Мы были возмущены, что он такие вещи говорил, что, мол, давайте штыки в землю, ребята, все забудем. Не все надо забывать. Как издевались над людьми, как жгли, как танками давили — об этом надо помнить.
Непонимание породило споры и протест. Командир одного из поисковых отрядов Духовщинского района говорит, большинство жителей были против немецкого кладбища еще и потому, что чиновники и главы районов ничего не объясняли им о международных договоренностях. А немецкая сторона, по его мнению, дезинформировала жителей. Поисковик попросил не называть его фамилию, так как, по его словам, боится потерять работу.
— Народ стал задавать вопросы, что там и СС были, и гестапо, и так далее. Немецкая сторона заявила, что здесь захоронено столько-то человек полевой жандармерии, полицаев. Эсэсовцев нет. Но поисковики в 90-е находили эсэсовцев — их отличают соответствующие руны на ремнях, на гильзах патронов, на всех предметах, которые их сопровождают. Так что не совсем честно было с той стороны.
Калининградского активиста опросили в СК после возложения цветов к военному мемориалу. Памятник установлен на захоронении солдат вермахта и узников лагерей
Но есть и «плюсы» — из-за строительства немецкого кладбища, по словам поисковика, власти выделили 7,5 млн руб. на реконструкцию мемориала советским воинам в центре Духовщины, потому что «там есть — и здесь должно быть нормально».
— А вообще это проблема многих воинских захоронений, потому что, если посмотреть Духовщинский район, некоторые воинские захоронения откровенно стыдно даже родственникам погибших солдат показать. А что сделаешь — имеем то, что имеем.
Он сетует, что школьники ничего не знают о родной истории, а современный «патриотизм» чиновников и вовсе вызывает у него вопросы:
— Мы находим солдата и восстанавливаем его имя, он возвращается домой, а ему ничего не положено — ни памятник не положен, ничего. Ветеранам, которые умирали после 1992 года, им положен памятник за счет министерства обороны, а вот этим солдатикам, которые 70 с лишним лет пролежали в земле, — им ничего не положено. И даже в Москву передавали солдатика, чтобы его захоронить рядом с родственником, — пришлось судиться, чтобы выдали свидетельство о смерти.