положение учителя в российском обществе история и современность

Новости

Вечная профессия, или Как менялась роль учителя от древности до наших дней

5 октября свыше 100 государств отмечают Всемирный день учителя, установленный по решению ЮНЕСКО. С 1994 г. на этот день приходится и профессиональный праздник российских учителей. В нашей стране День учителя начали праздновать 55 лет назад – в 1965 г. До 1993 г. его отмечали в первое воскресенье октября.

В череде праздников, посвящённых чествованию представителей различных профессий, День учителя выделяется особо. Учительская профессия по своей сути – самая ответственная и благородная, самая сложная и интересная. Трудом учителя создаётся величайшая ценность на земле – Человек.

положение учителя в российском обществе история и современность. Смотреть фото положение учителя в российском обществе история и современность. Смотреть картинку положение учителя в российском обществе история и современность. Картинка про положение учителя в российском обществе история и современность. Фото положение учителя в российском обществе история и современностьВ античном мире – Древней Греции и Древнем Риме – сложилась трёхступенчатая система образования – от начального, включавшего в себя обучение письму, чтению, счёту, до высшего, направленного на подготовку к политической карьере. Именно из Древней Греции пришли к нам слова «школа» и «педагог». Правда, значение их было несколько иным. Слово «школа» обозначало «досуг», так как обладать свободным временем и посвящать его наукам или физическим упражнениям мог только свободный человек, а педагогом называли раба, который присматривал за ребёнком и водил его в школу. В Римской империи учителя стали государственными служащими – им выплачивался ежегодный гонорар, полагался ряд льгот и привилегий. Отношение к учительству в античном мире было неоднозначным: если в тех, кто обучал детей основам грамоты, видели лишь ремесленников, то многие преподаватели ораторского искусства, философии и права пользовались широкой известностью и почётом.

В Средние века в деле просвещения в Европе значительную роль играла Церковь. Школьного наставника воспринимали не только как транслятора знаний, но и как человека, способного направить ученика на путь добродетели. К личности учителя предъявлялись высокие требования. Например, живший в XIII в. учёный-монах Винсент из Бове писал, что хороший учитель должен иметь «талантливый ум, честную жизнь, смиренные знания, естественное красноречие, опыт преподавания».

Средневековье – время возникновения первых школ на Руси. После принятия христианства в качестве государственной религии князь Владимир повелел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Со временем образование всё шире распространялось среди русских людей. В Древней Руси к труду учителей, или, как их тогда называли, мастеров грамоты, относились с уважением. «Почитай учителя как родителя», – гласит русская пословица.

Как и в эпоху Древнего мира, обучение в средневековых школах было платным, а в качестве мер воспитательного воздействия применялись телесные наказания. Неотъемлемая часть многих средневековых автобиографий – воспоминания о пережитых в годы учения побоях и унижениях. Но не стоит думать, что все средневековые учителя были людьми, незнакомыми с состраданием. Именно в Средние века и в эпоху Возрождения накапливаются значительные знания по возрастной психологии, закладываются основы гуманной педагогики. Лучшие учителя основывали обучение не на принуждении, а на стремлении заинтересовать детей изучаемыми предметами с учётом индивидуальных особенностей учеников.

положение учителя в российском обществе история и современность. Смотреть фото положение учителя в российском обществе история и современность. Смотреть картинку положение учителя в российском обществе история и современность. Картинка про положение учителя в российском обществе история и современность. Фото положение учителя в российском обществе история и современностьВ XVII–XIX вв. к образованию получали доступ всё более широкие слои общества, европейская школа приобрела облик, близкий к современному, а профессия учителя стала массовой. Тогда же определились государственные требования к профессиональной подготовке учителей.

В истории российского образования поворотным стал XVIII в. В результате ряда государственных реформ, начатых Петром I и продолженных его преемниками, к середине XIX в. сложилась система светской школы, включавшая все три ступени – начальную, среднюю, высшую. Для подготовки отечественных педагогических кадров в 1779 г. при Московском университете была открыта учительская семинария, в 1783 г. открылась учительская семинария при Петербургском народном училище, позже при университетах появились педагогические институты, выпускники которых получали право преподавать в гимназиях. Во второй половине XIX в. в системе образования, прежде всего в начальной школе, стало работать много женщин – так возникла тенденция, приведшая в наши дни к преобладанию представительниц прекрасного пола в педагогических коллективах.

В результате реформы 1864 г. в России появились народные училища, где бесплатно обучались мальчики и девочки из низших сословий. Именно там многие из них встречали настоящих учителей-подвижников, а полученное образование служило не просто «социальным лифтом», а ступенькой к вершинам духа. Выдающийся социолог Питирим Сорокин, происходивший из бедной семьи, с благодарностью вспоминал созданную учителями сельской школы атмосферу, которая «стимулировала развитие интеллекта, рождала ощущение счастья и была философски идеалистической». Правда, не стоит забывать, что профессия учителя отнюдь не являлась высокооплачиваемой. Для того чтобы содержать семью, даже московский гимназический учитель должен был преподавать в нескольких местах, а материальное положение многих сельских учителей оставляло желать лучшего.

Революция 1917 г. открыла новую страницу в истории отечественного образования. Путём проб и ошибок в СССР была создана система обучения, которая охватывала все слои общества и обеспечивала практически стопроцентный уровень грамотности населения. Советская школа сыграла важнейшую роль в обеспечении индустриализации нашей страны, внесла неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной войне и научно-технический прогресс в послевоенный период. Несмотря на значительную идеологизацию образования, в школе находилось место живому общению и воспитанию подлинной человечности. Не жалея времени и сил, учителя передавали новым поколениям советских граждан не только необходимые знания, но и нравственные ценности – трудолюбие, взаимовыручку, умение сопереживать, ценить прекрасное. Что заставляло молодую учительницу математики – бабушку автора этих строк – в первые послевоенные годы заниматься со своими учениками хоровым пением, а потом ходить с концертами по окрестным сёлам – пешком, в холод и слякоть? А ведь таких учителей было множество. Наверное, каждый житель огромной страны, раскинувшейся от Калининграда до Владивостока, с благодарностью вспомнит того Учителя, который сумел коснуться его души, пробудить скрытые порой от самого себя таланты.

Роль учителя в современном мире является предметом дискуссий. Кто он – «навигатор в мире информации», «эффективный менеджер» или человек, осуществляющий ответственную миссию по сохранению национальной идентичности, обеспечивающий преемственность поколений? Несомненно, темп изменений в школьной жизни продолжает ускоряться – привычными стали ОГЭ и ЕГЭ, никого уже не удивляет применение в образовании компьютеров и мультимедиа, а дистанционное обучение, введённое в российских школах весной 2020 г. под давлением непростых обстоятельств, становится всё более востребованным. Однако практика показывает, что педагога нельзя заменить никакими новейшими техническими средствами обучения, ибо никому пока не под силу искусственно воспроизвести творческое общение между учителем и учеником. Поэтому профессия учителя останется востребованной и в будущем.

Издательство «Русское слово» желает всем учителям доброго здоровья, оптимизма, мира и благополучия и побольше благодарных и любознательных учеников.

Татьяна Дмитриевна Стецюра,

ведущий редактор издательства «Русское слово»,

кандидат исторических наук


Источник

Положение учителя в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 07:15, контрольная работа

Краткое описание

Учитель – одна из древнейших профессий на земле. Практика обучения и воспитания детей в специальных учреждениях – школах возникла в глубоком прошлом.
В настоящее время происходит неуклонный рост числа людей, занятых обучением и воспитанием детей.
Современный учитель должен быть профессионально компетентным, политически лояльным, высоконравственным человеком.

Содержание

Введение
1. Роль учителя в современном обществе.
2. Условия труда современного учителя.
3. Учительство как профессиональная группа.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кр по педагогике.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВОЛГОДОНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ЮФУ

на тему «Положение учителя в современном российском обществе»

по дисциплине «Педагогика: введение в педагогическую культуру»

ОЗО формы обучения

Образование: Физическая культура»

План
Введение
1. Роль учителя в современном обществе.
2. Условия труда современного учителя.
3. Учительство как профессиональная группа.
Заключение
Список литературы

Введение
Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы.

В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании». В документах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что, двигаясь по пути гуманизации общества, можно надеяться, что образование станет высшей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности. Выполнение этой задачи должен осуществить Учитель– одна из наиболее массовых профессиональных групп интеллигенции. В системе общественного образования учителя являются государственными служащими. Обладая таким статусом, учитель имеет право на пенсионное и страховое обеспечение. На него распространяются правила найма и увольнения государственного служащего. Учитель должен быть профессионально компетентным, политически лояльным, высоконравственным человеком.
Цель работы: рассмотреть личность учителя в современном обществе и школе.
Задачи:

На протяжении своей долгой истории учительская профессия менялась в количественном и качественном отношении. Она всё более дифференцировалась, и в ней появлялись учителя для разных типов образовательных учреждений, различных уровней общеобразовательных школ.
Лучшие умы человечества всегда рассматривали труд учителя как самый благородный, ответственный, определяющий будущее людей и общества.
Ян Амос Коменский, чешский мыслитель 17-го века, рассматривал школу как «основание государственности», а учителей «садовниками», «образователями» человечества. Для выполнения своих ответственных функций «садовника», «образователя» людей учитель должен обладать высокими человеческими качествами. По мнению Жан Жака Руссо, он «более, чем человек». Ему должны принадлежать лучшие качества – человечность, справедливость, искренность, бескорыстие, уважение к тем, кого воспитывает, образованность, ясность речи, стремление к самосовершенствованию.
При разработке «Закона для учителей» Ян Амос Коменский исходил из того, что учителя должны быть «живыми образцами добродетелей, которые они призваны прививать другим». Учителя, отвечающие высоким требованиям на протяжении веков, были мощным и даже решающим фактором в формировании своих питомцев. Известны высказывания великих людей – поэтов, писателей, художников, учёных – о роли, которую сыграли учителя в их жизни и творчестве. Научно- техническая революция, развернувшаяся во второй половине 20-го века, внесла заметные изменения в сферу образования. Одно из них – активная технологизация учебного процесса. Школы заполнились обучающими машинами, учебным телевидением, видео- и аудиотехникой, компьютерами, интеракционными системами. Усиленная технизация школы породила идеи об «отмирании» учительской профессии. Однако жизнь быстро показала необоснованность подобных заключений. Образование – это, прежде всего общение человека с человеком. Никакие хитроумные машины не могут заменить учителя, ибо весь его личностный облик – образованность, культура, нравственные ценности, отношения, установки – являются моделью воспитывающей учащихся, и представляет собой необходимое условие эффективности воспитания.
Судить о месте учителя в обществе, о его статусе я могу на примере трех поколений.

Моя бабушка были сельским учителем, завучем, директором школы в течение 45 лет. Своим теплом, душевной щедростью она согревала и вела коллектив к новым творческим достижениям. По наследству могут передаваться не только болезни, но и профессии. К профессии учителя с раннего детства была приобщена ее старшая дочь, моя мама. Из поколения в поколение члены нашей семьи как эстафету передают гордое знамя учительской профессии. Окончив Волгодонской педагогический колледж, пришла работать в школу и моя тетя. Уже третий год я продолжаю учительскую династию, общий педагогический стаж которой составляет 92 года.

Учителя нашей династии преподавали и преподают разные предметы, но их объединяет профессионализм, стремление к творчеству, строгая взыскательность к себе и желание отдавать сердце детям. Все они относятся к своей деятельности не как к работе, а как к служению, а служба, как известно, понятие круглосуточное. Педагогом нельзя быть по понедельникам и пятницам и только на школьном уроке. Учительское попечение, как и любовь, не знает выходных дней. Во все времена выбирают профессию учителя только те, у которых открытая душа, творческое мышление, любящие детей, профессионалы своего дела. Учительство – это огромный мир, который может увлечь человека на многие года

Как можно оценить престиж профессии «Учитель» в наше время? В последние годы престиж нашей профессии снижался и только сейчас намечается положительная динамика.

В многочисленных законах и проектах реорганизации школьного образования, приведения его в соответствие с требованиями грядущей эпохи чётко зафиксировано положение «учитель – центральная фигура в школе».
Международная конференция по образованию, в качестве одного из главных принципов развития образования записала: «Каковы бы ни были изменения в системе образования, связь между учителем и учащимися остаётся в центре процесса образования» [1].
В последние десятилетия заметно изменился квалификационный уровень учительства. Выявилась чёткая тенденция подготовки учителей для всех типов школ в высших учебных заведениях в течение 4 – 5 лет.
Современная эпоха, выдвинув в качестве базового положение «учитель – ключевая фигура в образовании», не только стимулировала количественный рост этой категории интеллигенции, но и заметно усложнила и расширила функции и задачи учительской деятельности в школе. Труд учителя никогда не был лёгким и простым. Но в конце столетия он, как никогда ранее, стал многофункциональным, сложным, научно творческим по своему характеру.
Современный учитель имеет дело с более сложным контингентом школьников, чем его предшественники. Массовость школы, усиление гетерогенности состава детей требуют учёта разнообразия уровней подготовки к школе, способностей, интересов, психологических особенностей учащихся. Учитель должен знать методы изучения своих подопечных и применять различные способы и приёмы дифференциации и индивидуализации обучения.
Нравственно-ценностный облик учителя – это человеческая модель, на которую ориентируются учащиеся.

Наиболее видимым для общества и высоко оцениваемым компонентом учительского труда является преподавания предмета. Сюда входят разные виды деятельности; организация урока; подготовка к нему; руководство самостоятельной работой учащихся, консультации; проведение дополнительных занятий с учениками; проверка их письменных работ; методические совещания; посещение уроков своих коллег; ведение учебной документации и т.д.
Количество уроков в неделю выступает обычно главным показателем рабочей нагрузки учителя. Однако, как отмечалось, работа учителя не сводится только к преподаванию, которое само по себе включает множество видов деятельности и требует, по подсчётам специалистов, более 40 часов в неделю. Учитель выполняет большой объём работы, связанный с воспитанием учащихся во внеурочное время и общением с родителями.
В большинстве случаев учитель является классным руководителем и проводит классные часы, помогает учащимся в организации концертов, походов, экскурсий, посещает с ними музеи, театры, руководит кружками, клубами, беседует с учащимися в группе и индивидуально. В дополнение к этому учителя регулярно проводят родительские собрания, посещают семьи, консультируют родителей, встречаются с представителями общественности.
Как свидетельствует практика, учителя еще выполняют многочисленные обязанности, не связанные с их профессиональным статусом: сбор денег с учащихся на завтраки, дежурство во время перемен в рекреационных местах, контроль за дисциплиной в школьной столовой, изготовление наглядных пособий и т.п.
Таким образом, день учителя в высшей степени насыщен разнообразными видами деятельности, а по продолжительности и умственному и нервному напряжению он может быть приравнен к рабочему дню руководителей фирмы или научного работника.
Перегруженность различными обязанностями, большая наполняемость классов отрицательно сказываются на работе учителя, снижают её эффективность. Для разгрузки учителя ввводятся помощники учителей, которые берут на себя менее квалифицированные обязанности (подготовка учебных пособий; контроль за кабинетами физики, химии и др.; дежурство во время перемен и т.д.). Расширяется и состав специалистов, работающих в школе (психологи, социальные работники, и др.), которые, без сомнения, облегчают нелёгкий труд учителя.
Помогают учителю и родители: организация экскурсий и походов учащихся, руководство кружками, работа с отстающими в учёбе, ремонт аппаратуры и др. Огромная нервная напряжённость, которая характерна для работы учителя, требует хорошего морально-психологического климата в учительском коллективе. Одно из важнейших условий эффективной работы педагогов – доброжелательное отношения между коллегами, справедливость и порядочность руководителей школы, их умение создать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи. Это, без сомнения, требует особой системы отбора руководителей школ и их подготовки.
Зарплата учителя имеет первостепенное значение при характеристике условий труда. От этого во многом зависит престиж учителя в обществе, а, следовательно, качество и результативность его работы. К сожалению, во всём мире оплата учительского труда не адекватна его общественной значимости и профессиональной сложности. Однако уровень неадекватности различен. В ряде восточных стран (Южная Корея, Япония) зарплата учителя примерно равна зарплате правительственных чиновников, что в значительной степени определяет её престижность в обществе и привлекает в школу учителей мужчин. Сравнительно высокой является зарплата преподавателей в элитных академических школах Западной Европы и ряде стран Африки и Азии, где среднее образование развивалось по образцу бывших стран-метрополий.
В нашей стране, как и в большинстве стран, зарплата учителя далеко отстаёт от заработка других специалистов с высшим образованием (инженер, врач, юрист и т.д.).
Значительное отставание зарплаты учителей от других профессий, требующих высшего образования, влечёт за собой много негативных явлений (отток талантливых людей из школы, снижение профессионального уровня учительства, отсутствие уважения к учителю в обществе), снижающих качество работы в школе.

Источник

Новое в блогах

Положение учителя в России

«О бедном учителе замолвите слово…»
Почему с каждым годом учителя становятся всё бесправнее, а их авторитет в обществе продолжает неуклонно снижаться? Без ответа на этот вопрос и исправления ситуации ожидать повышения качества образования достаточно проблематично.

Представляется, что основная проблема заключается в изменении социального статуса учителя и падении привлекательности педагогической профессии. Рассчитывать на высокие зарплаты в школе никогда не приходилось, но возможность для реализации своих способностей, уважение и общественное признание учителю всегда были гарантированы.

Что же мы видим сегодня? Несмотря на многочисленные декларации руководства страны, в большинстве субъектов РФ зарплата работников в сфере образования (без учёта доходов высокооплачиваемых чиновников) существенно ниже средней по региону. Даже в Москве, где возможности бюджета позволяют более достойно оплачивать труд педагогов, их оклад сопоставим с окладом уборщицы, но не дотягивает до оклада офис-менеджера или операциониста в многочисленных банках.

Соответственно, для получения относительно нормального дохода учителя вынуждены до предела повышать свою нагрузку за счёт смежных предметов или оказывать платные образовательные услуги, к чему их усиленно подталкивают сверху. Если повышение нагрузки во многих случаях приводит к ухудшению качества преподавания, то последствия от расширения спектра платных образовательных услуг могут быть более печальными. В условиях, когда привлечение внебюджетных средств в школу ставится во главу угла, слишком велик соблазн для учителя убедить родителей учеников, что без дополнительных занятий перспектива подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ для их детей будет не слишком радужной. Всё это, наряду с периодическими предложениями сдать деньги на ремонт школы или класса, охрану, учебные пособия и т.д., формирует у многих родителей устойчивый негативный образ учителя.

Казалось бы, развитие информационных технологий и совершенствование технических средств обучения позволяет учителю в полной мере раскрыть свой профессиональный талант, однако это происходит далеко не всегда. Виной тому, как правило, является не консерватизм педагогов, а банальная нехватка времени на качественную подготовку к урокам. Ведь если время на составление рабочей программы (целесообразность чего также вызывает много вопросов) учитель тратит только 1 раз в год, то с заполнением электронного журнала он сталкивается практически ежедневно. Это несомненно прогрессивное нововведение пока заметно осложняет жизнь преподавателям, которые вынуждены не только параллельно вести традиционный бумажный журнал наряду с электронным, но и заполнять последний с домашнего компьютера, поскольку во многих школах доступ в сеть Интернет существует только у администрации учебного заведения.

Приведённый пример является далеко не единственным проявлением излишней бюрократизации образовательного процесса. Особенно сильно страдают от этого классные руководители и заместители директора, вынужденные регулярно сдавать множество документов (нередко дублирующих друг друга), как в бумажной, так и в электронной форме. Едва ли можно ожидать улучшения ситуации без сокращения искусственно раздутых штатов управлений образования, ведь некоторые чиновники оправдывают своё небедное существование исключительно с помощью разработки и рассылки по школам всё новых форм отчётности.

Не способствует профессиональному росту педагогов и повсеместно распространяющаяся практика введения оплаты за курсы повышения квалификации, а также сохранение на унизительно низком уровне ежемесячной выплаты для приобретения методической литературы в размере 100 рублей. Эта сумма не индексировалась ни разу с момента её введения в 1992 году.

Каково же отношение к учителю в современном обществе? Приходится констатировать, что падкие на скандалы СМИ, не замечая кропотливую созидательную работу большинства педагогов, акцентируют внимание на отдельных случаях нарушения законодательства со стороны учителей, выдавая их за массовые негативные тенденции. В результате у многих россиян складывается ошибочное представление о педагогическом сообществе как о сборище коррупционеров и насильников.

К сожалению, достаточно типичной является ситуация, когда учителя вольно или невольно дифференцируют учеников по степени влиятельности или благосостояния их родителей. Практика показывает, что отпрыскам крупных чиновников или бизнесменов, оказывающих спонсорскую помощь школе, часто сходят с рук серьёзные провинности, да и с успеваемостью у них, как правило, проблем не возникает. Несомненно, не добавляют уважения к учительскому сообществу и вскрывающиеся факты весьма неблаговидных действий некоторых его представителей – членов избирательных комиссий по обеспечению «правильного» (с точки зрения властей) результата голосования на прошедших выборах. Наблюдая за происходящим в школе, многие дети разочаровываются в своих наставниках, у которых красивые слова расходятся с их реальными делами. Всё это способствует распространению цинизма у учеников и развитию апатии у учителей, что в итоге приводит к падению качества образования в России и росту безнравственности в обществе.

Для исправления ситуации необходим комплекс мероприятий, среди которых можно предложить следующие:

1) привязка оклада (а не средней зарплаты) учителей к средней по промышленности региона с ежегодной индексацией;

2) наделение педагогических работников статусом государственных служащих с предоставлением им соответствующих льгот;

3) установление запрета для учителя на оказание платных образовательных услуг тем школьникам, которые занимаются у него в рамках основной программы;

4) упорядочение и сокращение отчётности для классных руководителей и администрации школы со стороны управлений образования;

5) популяризация с помощью СМИ достижений выдающихся педагогов нашего времени;

6) упрощение возможности отчисления учащихся за неуспеваемость, прогулы и систематическое нарушение школьного распорядка;

7) документальное оформление запрета на использование учениками мобильных телефонов во время урока и жёсткий контроль за исполнением этого требования.

Ряд предложенных мероприятий из этого далеко не исчерпывающего перечня носят дискуссионный характер и нуждаются в обсуждении и детальной проработке экспертным сообществом. Представляется целесообразным учесть рекомендации специалистов по этим вопросам при принятии в окончательном виде закона «Об образовании в РФ», проект которого обсуждается парламентом в настоящее время.

Мы все должны осознать, что в теперешнее непростое время помимо мер государственной поддержки нашим учителям не в меньшей степени необходима моральная поддержка и внимание со стороны соотечественников. Иначе, очень скоро родители с удивлением обнаружат, что их детей будет просто некому обучать…

Илья Кучанов (кандидат исторических наук, учитель истории)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *