половцы в истории крыма
Золото скифов терзали печенеги и половцы
Даже жалко, что это золото каких-то скифов, а не печенегов и половцев, которые, как известно, нещадно «терзали Русь». Впрочем, нидерландцы за печенегов всё равно сойдут – да и на половцев потянут уверенно. Оценивать с правовой точки зрения решение по передаче скифского золота Киеву я не стану, чтобы не выглядеть глупо. Даром, что ли процесс шел семь лет, да и теперь он, наверняка, еще не завершен – ведь будут же апелляции. Сложное дело, уникальное! Но мы все не юристы, зато охотно говорим про справедливость и политику.
А с точки зрения справедливости – чего же несправедливого в решении суда? В феврале 2014 года Крым был еще украинским даже фактически, а формально, с точки зрения всего мира, Крым и теперь остается украинским – вот Лукашенко не даст соврать! Уехали шедевры из Украины, в Украину они теперь и вернутся – что не так? Ну, да, посылал их крымский музей и экспонаты как бы являются его собственностью, но по логике государство выше отдельного музея.
А главное даже не в этом. Когда Крым от Украины отделили, на полуострове были фирмы, недвижимость, земля и много чего еще, что принадлежало гражданам Украины. Не все они были крымчанами. Не всем понравилось, что полуостров переехал под другие знамена. Но тем не менее, люди свои капиталы и свое имущество получили легально. Но только за первый год новая власть национализировала две с половиной сотни объектов и предприятий.
Зачастую именно под лозунгов восстановления справедливости. Выходили распоряжения, по которым украинских собственников земли фактически вынуждали ее продавать – причем, по ценам далеким от рыночных. Где-то находились нужные законы, а где-то снова торжествовала «справедливость».
И депутаты в Думе с членами правительства и кремлевскими активистами говорили: ура! правильно! вернем народу народное! Хотя народ этот вовсе не из Крыма, а из той же Москвы, из Питера или Краснодара.
Половцы (кипчаки) в истории Крыма
Половцы в Крыму: история проникновения
Половцы начали проникать в Северное Причерноморье в середине IX в, но, как этнос, они появились гораздо раньше. Встречается информация о том, что в начале своей истории эти кочевники жили в районах реки Итиль и Урала. Как и печенеги, они имели тюркское происхождение. Некоторые историки считают, что их предками были хунны. В литературе половцев именуют по-разному: кипчаки, команы, куманы, кимаки.
Уже в VIII в. кипчаки входили в состав Кимакского каганата, созданного на основе семи племен. Центром этого государственного образование было Прииртышье. Распространенное на сегодняшний день название кочевников – половцы – когда-то принадлежало одному из наиболее многочисленных племен, принявшего участие в формировании народности.
Начиная с XIX в. русские историки доказывали, что половцы были голубоглазыми и светловолосыми или даже рыжими. Название кочевников они объясняли цветом волос (от «полова»). Однако в наши времена эта информация становится все больше похожей на миф. Не исключено, что среди кочевников существовали люди, которые имели европеоидные черты внешности, но их было немного. Основная масса кипчаков отличалась монголоидным разрезом глаз, при этом имея круглую форму черепа.
В Крыму половцы появились между концом X и началом XI вв. Внешность кипчаков, поселившихся на полуострове, практически не отличалась от облика народов, которые попали туда раньше и чувствовали себя коренными. Облюбовав Крым, кипчаки изгнали оттуда печенегов. По мнению некоторых специалистов последние имели более яркие монголоидные черты. С таким утверждением можно поспорить, ведь в науке сохранились данные о том, что пачинакитов путали с жителями Киева. Что касается половцев, то, возможно, именно та их часть, которая обитала в Крыму, отличалась светлыми глазами и волосами цвета половы, точнее, соломы. Есть предположение, что их потомки с такой же наружностью, по сегодняшний день встречаются среди крымских татар.
Окончательно разбив печенегов в 1116 г., половцы поселились в Юго-Восточном Крыму. Византия, чьи владения тогда также находились на полуострове, старалась поддерживать с ними добрососедские отношения. Политические переговоры между кипчаками и властями империи осуществлялись в основном через посредничество Херсонеса. Половецкой столицей Крыма стала Сугдея. Военная мощь кочевников позволяла им долгое время сдерживать наступления русских дружин. Вместе с тем сохранилось немало доказательств того, что в том же Судаке (Сугдее) обитало много древнерусских купцов. Позже, когда Киевская Русь вступила в период феодальной раздробленности, ее князья практиковали династические браки с дочерьми половецкой верхушки. Самым известным отпрыском одного из таких браков является Андрей Боголюбский.
С местными жителями Крыма половцы не воевали. По крайней мере, до нас не дошли сведения о таких событиях. Об этом также молчат находки. Скорее всего, кипчаки обитали на равнине и не стремились попасть в горную часть полуострова. Вместе с тем другие народности вынуждены были платить им регулярную дань.
Численность половцев в Крыму постепенно росла. В средине XII в. их было достаточно много. Это подтверждают археологические данные и сохранившиеся документальные источники. Первые известия о кипчаках полуострова были написаны в работе 1154 г., получившей название «Дорожник». Труд принадлежит арабскому географу-путешественнику Исиди. В своей книге странник написал о Джалите (Ялте), расположенной в ал-Куманийи. Речь идет, вероятно, о государстве, в котором проживали куманы (половцы).
Половцы хозяйствовали в крымских степях до XIII в. На смену им пришли монголо-татары. Появление вражеских орд заставило кипчаков бежать с полуострова. Ситуация обострилась после битвы на р. Калка, которая произошла в 1223 г. Однако, некоторая часть половцев осталась жить в Крыму. Много кипчаков погибло в боях с монголо-татарами, а те, которые выжили, через время растворились среди новых собственников Великой Половецкой Степи, до XVI в. носившей название Дешт-и-Кипчак.
Средневековый историк Эль-Омари писал о том, что Золотая орда когда-то была страной кипчаков, и монголо-татары постепенно породнились с ними, беря в жены их девушек. Взаимоотношения между остатками половцев и татарами вскоре наладились. В Солхате даже сидел наместник кипчак по имени Табук. Темник Мамай также был половцем. Их количество значительно превышало число пришлых ордынцев, поэтому вполне вероятно, что кипчаки стали основой зарождающегося крымско-татарского этноса. Также встречается информация о том, что половцы были предками ногайцев.
Кочевники оставили значительный след в истории Крыма. До 1944 г. на полуострове существовало немало топонимов с частицей «кипчак». К сожалению, в наши дни населенные пункты носят другие названия.
Развитие сельского хозяйства, ремесел, торговли
у кипчаков Крыма
Еще до прихода в Крым половцы начинали заниматься земледелием. Поселившись на полуострове, они осваивали способы обработки земли, которые использовались местным населением. Ведя полуоседлый образ жизни, кипчаки продолжали разводить большой рогатый скот, овец, лошадей, возможно, верблюдов.
Ближе к XII в. в среде половцев начинают выделяться профессиональные ремесленники, которые обрабатывали металл, меха, делали сапоги, шили одежду, изготавливали седла, луки. Отдельным видом половецкого ремесла можно считать массовое производство каменных баб. В целой сети мастерских их тысячами делали талантливые каменотесы и скульпторы, которые умели повторить малейшие детали внешности своих моделей, даже их одеяния. Очевидно, что точные копии умершего человека могли себе позволить лишь знатные сородичи кипчака. Кочевники без большого достатка заказывали простенькие скульптуры, но и они являются большой ценностью нашего времени. Сохранилось несколько деревянных изваяний. Кроме того, каменные статуи более позднего времени начали расписываться. Таким образом, мастера облегчили себе работу, но лишили нас возможности увидеть детали одежд и лица половцев. Краска слезла, оставив лишь некоторые следы и гладкую поверхность баб, приготовленную для нанесения рисунка.
Быт, культура и религия половцев Крыма
Несмотря на то, что богатые кипчаки сумели породниться с русскими князьям и не только, быт простых кочевников приводил в ужас европейских путешественников. Они обитали в кибитках, не любили мыться и опорожнялись прямо там, где находились, при этом умудряясь дальше вести разговор. Половцы питались молочными продуктами, просом и мясом, одевались в штаны, пошитые из кожи и больше похожие на рейтузы, в рубахи и сюртуки.
В XI в. кочевники находились на этапе разложения первобытно-общинного строя. Их семьи объединялись в роды, которые образовывали орды. Орды, в свою очередь, были основой племени. Как и многие другие тюркоязычные народы, кипчаки не представляли своего существования без постоянных войн. Их женщины также принимали участие в противостояниях с жителями чужих земель. И, несмотря на обычно тучный вид, пухлые щеки, большие губы и носы, служили желанной добычей для русских дружинников.
Культура кипчаков ярко представлена в образе многочисленных скульптур, известных в наши дни под названием «половецкие бабы». Эти каменные изваяния демонстрируют нам облик воинов-кочевников и их женщин. Немало таких фигур найдено в северо-западной части полуострова. Как правило, особей женского пола изображали с массивными бедрами и обвисшими грудями, а мужчин с усами и удлиненным подбородком, возможно, бородой. На уровне груди скульптур часто располагались ритуальные сосуды.
Современникам известны образцы устного народного творчества, которые попали в Крым вместе с кипчаками: сказания о Лейле и Меджнуне, Юсуфе и Зулейке, «Ашик-Гариб», смешные истории о Ходже Насреддине и т. д. Многие из таких сказочно-легендарных героев встречаются в других исламских странах и появились они на Крымском полуострове потому, что значительная часть кипчаков тогда была мусульманами. Те половцы, которые постепенно смешивались с местным населением Крыма, приняли христианство. Преимущественно православные остались на полуострове после того, как в XIII в. большинство представителей этноса изгнали монголо-татарские орды.
Об уровне культурного развития половцев свидетельствует наличие собственного говора, который стал основой формирования официального языка крымских татар и других народностей полуострова, среди них ногайцы, караимы и крымчаки. В XII или в XIII вв. половцы-мусульмане создали «Кодекс Куманикус» — словарь, с помощью которого они могли общаться с представителями других стран. Согласно другой версии, словарь составили итальянцы и это произошло гораздо позже, в XIV в. Как бы там ни было, все этносы Северного Причерноморья имели возможность понимать друг друга благодаря половецкому языку.
Таким образом, половцы обитали в Крыму с конца X по 20-е годы XIII века.
В конце XI века они сумели покорить крымские земли, которые принадлежали древнерусским князьям и приложили руку к изгнанию печенегов.
В начале XII века кипчаки контролировали Юго-Западный Крым. Половецкой столицей стала Сугдея. С Византией у них, так же как и у хазар, и у печенегов на некотором этапе истории, сложились дружественные взаимоотношения.
С русичами половцы часто воевали, но, несмотря на это, сумели породниться с князьями, ведь те часто брали в жены половецких девушек. Крымские половцы занимались скотоводством и земледелием, были умелыми ремесленниками и торговцами. Самые известные образцы культуры и ремесла того времени — каменные половецкие бабы. Кроме того, сохранились элементы устного народного творчества половецкого периода истории полуострова. Половцы исчезли с приходом монголов, есть версия, что они стали основой формирования крымско-татарского этноса.
Покорение Крыма
Половцы против монгол. Степная ярость
Кипчаки 20 лет сопротивлялись монгольскому вторжению. Дольше всех.
Две причины
Первая. Кровная месть. Кипчаки приютили разгромленных меркитов, племя с монгольской родины в Забайкалье. Меркиты были злейшими врагами Чингисхана. Они враждовали с его кланом, напали на его стан и забрали его первую жену, когда юный Чингисхан сбежал.
Вторая. Родство кагана половцев (кипчаков) Котяна с другим злейшим врагом Чингисхана, матерью хорезмшаха Теркен-хатун. И яростное сопротивление монголам, когда кипчаки выступили против Чингисхана в составе армии хорезмшахов в 1218-1220 гг. Может, обе причины сложились в одну.
Половцы (кипчаки) были настоящими повелителями Великой Степи. Придя на смену хазарам и печенегам, они захватили огромные земли, разбили множество народов и государств. После чего Великая Степь у русских стала зваться Половецкой, а у арабов и азиатов Дешт-и Кипчак.Когда появились монголы Чингисхана, кипчаки отдавать им Степь не собирались. Степная война начнется в 1222 году, когда поисковая экспедиция Субэдэя (20-25 000 монгол) вышла на Кавказ.
Первые сражения
«Юань-ши» упоминает 3 крупных боя кипчаков и монгол. Сначала вместе с аланами в кавказской долине Юй-Юй, вничью. Затем в одиночку на Буцзу (Дон) и последнее на Алицзы (Калка).
После ухода Субэдэя вплоть до 1236 года конфликт пошел вялотекуще, но ненависть была яростной. Половцы бились в Волжской Булгарии, грабили монгольскую границу. Конец половецкого народа пришел когда с Востока двинулась монгольская тьма Батыя.
Северное правое крыло в 100 000 сабель под командованием Батыя атаковало Волжскую Булгарию. Южное левое крыло в 50 000 сабель под командованием других чингизидов (Гуюка и Мунке), атаковало кипчаков.
Тактика степной вендетты
Баталия монгол с половцами в степях была совершенно другой, чем на Руси или Европе. У половцев не было городов, а была огромная Степь и кони. Кипчаки были такие же монголы по войне. Такие же забайкальские луки монгольского типа, методы войны, все похоже.
В начавшейся степной вендетте, где враги были почти одинаковы, а легкая конница была против легкой, главным элементом боя стал маневр
Дешт-и-Кыпчак стал ареной маневренной войны. Открытая местность позволяла развить максимальную скорость кавалерии. Большие массы монгольских и половецких конных лучников, одинаковых в мастерстве, гонялись друг за другом до первой ошибки.
Сражение в 30-50 000 конников с обеих сторон проходило неделями на площади в сотни километров.
Монголы согласно своей тактике облавы загоняли кипчаков на огромных пространствах, пользуясь численным преимуществом. Все это сопровождалось беспрерывной перестрелкой. При столкновении с монголами кипчаки были вынуждены отступать большими массами, чтобы не попасть в окружение.Кипчаки не могли уже дать лобовой бой. Поэтому использовали слабости монгольского похода. Монгольская армия шла с обозом, службами обеспечения. Шла медленно. Кипчаки группами прорывались как волки сквозь охотничий загон. Собирались в лаву и атаковали тылы, отдельные тысячи.
Кипчаки перешли на методы партизанской войны.
Победа монгол наступала, когда кипчаков лишали маневра и загоняли в ограниченное пространство (горы, реки, долины, обрывы). Концентрация большого количества конников на ограниченной территории приводила к концу облавы.
Так к примеру, монголы окружили кипчаков в Крыму. Только после того, как силы кыпчаков значительно поредели от голода, монголы атаковали их.
Сопротивление и страх
Кипчаки сопротивлялись монголам на бескрайних степных пространствах. Но их ряды быстро таяли. Железная дисциплина монгол, ресурсы и пополнения из числа местных казались неистощимыми.
Натиск 5 тумэнов Мунке и Гуюка оказался столь мощным, что орды кипчаков были вскоре разгромлены. Уже зимой 1237 г. оба царевича были готовы вторгнуться вместе с Бату на Русь.Но как только они ушли мятеж оставшихся кипчаков вспыхнул с новой силой. Батый будет вынужден бросать тумэны их в Степь. В пике сопротивления в 1238 году против мятежных кипчаков воевал 20 000 корпус чингизида Мунке с братом Бюджеком.
Мятежи кипчаков не прекращались и во время похода Бату на Южную Русь и Венгрию.
Рашид ад-Дин пишет, что в год барса, соответствующий 639 г. х. [1241-1242.], кипчаки в большом числе пошли войною на Кутана и на Сонкура, сына Джучи, которые, дав сражение, разбили кипчаков.
Слабость кипчаков была в их независимости. Десятки кланов всегда действовали самостоятельно, даже во время войны. Пока одни кипчаки сражались, другие решали как быть. А постоянные поражения с 1222 года сломили дух.
Часть половцев перешла на сторону монгол и покорилась. Большая часть кипчаков – 40 000 человек во главе с легендарным Котяном (участником всех битв с 1218 года от Хорезма до Калки) ушла в Венгрию. Там осела и растворилась среди местных меньше чем за 100 лет.Непримиримые кланы остались и сражались до конца. Окончательно подавить мятежи племен Дешт-и Кипчака Бату удалось только к 1243 году.
20-летняя вендетта была закончена. Половцы исчезли навсегда.
След в истории
Но «Кипчак» всегда присутствовал в названии державы Джучидов. Улус Джучи (западное королевство в империи Чингисхана) в восточных хрониках часто именовался «Булгар и Кипчак», «Хорезм и Кипчак», а его правители — «царями Дешт-и Кипчака. Многие считают, что не кипчаки растворились в монголах. А монголы в них.
В древности это государство было страною Кипчаков, но когда им завладели Татары, то Кипчаки сделались их подданными. Потом они (Татары) смешались и породнились с ними (Кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (Татар) и все они стали точно Кипчаки, как будто одного с ними рода. Оттого, что Монголы и Татары поселились на земле кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их (Кипчаков). (ал-Омари, арабский ученый)
Монголы вторгаются в Крым
Последняя битва половцев с Батыем декабрь 1239 года
После набега на Южную Русь Батый возвращается на Дон. Пока большая часть тьмы подавляет восстания в Поволжье и Булгарии, Бату решает покончить с последними кипчаками и аланами. Угроза нависает над Крымом. На полуостров идет тумэн в 10 000 тюрков.
Мирно
К моменту вторжения Крым живет мирно, успешно переживая гибель империи и отсутствие власти. Уже 36 лет как Византийской империи нет, а в Константинополе засели крестоносцы. Но фундамент, вложенный тысячелетней империей во все свои земли, позволяет богатой византийской окраине жить как прежде.
Северный степной Крым во власти последних половцев (кипчаков). Спасаясь от монголов, сюда ушла с Востока часть половецкого сопротивления, пополнив число крымских братьев. Грозные раньше, сегодня половцы слабы. Но по-прежнему первые среди крымских народов, собирают дань со всех.
Все как у людей. Но в декабре 1239 года через Перекоп вторгается монгольский тумэн в 10 000 всадников. Чтобы перемолоть и выплюнуть мир.
Яростно
Уничтожив армию, монголы лавой рассыпаются по степному Крыму. Выискивая выживших. Вырезая не сдавшихся. Сцепляя рабов.
Давно
Хан Куран-бас окинул взглядом последнюю орду свободных племен Дешт-и-Кыпчака. Давно было. От Дуная до Скифского моря Великая Степь только их. Давно было. Бежали русы и венгры. Лежали франки-крестоносцы. Давно было. 14 станов, детский смех, запах конского пота.
Почти месяц монголы блокируют половецкую орду на горном плато Куман выше Джалите. Все давно кончилось, кони съедены. Мы не могли слышать детский плач. И сейчас дети спят. А несколько тысяч еще могут взять лук. Сердца пусты, наши дети забрали души. Но глаза полны ярости.Последние исчезающего народа. Шатаясь от голода. Хватая ртом влагу утреннего Крыма. Медленно идут кипчаки за своим ханом на монгольский частокол. Стиснув зубы, мужчины и женщины упорно тянут тугую тетиву половецкого лука.
Хан Куран-бас очнулся в сумерках среди пробитых тел. Недалеко последний монгольский десяток садился на коней. С трудом поднялся, капает. Не слезы, кровь. Взял липкую саблю. И хрипло окликнул их.
Кипчаки будут сопротивляться до 1243 года.
Монголы в Крыму. Битва за Чуфут-Кале
Как горные аланы в неприступной крепости бились
Зачистив степной Крым, собрав добычу и рабов, монгольский тумэн идет на Перекоп. Планов оккупации нет. Крымом улус Джучи займется позже. Внезапно чингизиды Шибан и Мункэ узнают о соблазнительной возможности.
Фронт пылевых туч приближался к древнему горному тракту. Соединявшему южный и северный край Крыма через центральный хребет.Монгольский тумэн шел по древнему тракту центрального хребта Крымских гор.
Стена
Так возникла цепь обороны, ключевым элементом которой стали 40 пещерных крепостей в горах с гарнизонами местных федератов.2-я часть вторжения в Крым: маршрут монгол; места боев; укрепрайон Юстиниана I
Расположенные на отвесном плато и окруженные пропастью, замки контролировали дороги. Были военными базами и убежищем. Затем Византия пала, оставив свое наследие местным народам.
Неприступен
К 1240 году Кырк-Ер давно не византийская база, да и Византии нет. Это независимое местное княжество, заселенное православными аланами-асами. В мирное время в каменном Кырк-Ере (Чуфут-Кале с XVII в.) нет жителей. Слишком высоко, горячо. Да и нет там построек, одни пещеры. Все сбегались в крепость в случае угрозы.Чуфут-Кале XVIIв. вырос, с аланским не сравнить. Но ворота и скалы все те же
Сооруженный по всем правилам римской фортификации Кырк-Ер был неприступен.
Неприятеля уже на подходе к городу встречал град камней и стрел со скал. В примыкающих к пропасти пещерах были прорублены вниз окна для ведения огня. К городу вел только один путь (ж. стрелка, фото выше).
Костры
О подходе страшного врага дозоры известили заведомо. Жители закрылись в крепости, а сторожевые посты беспрестанно смотрели на запад. Именно там шла дорога из степного Крыма. Кырк-Ер был первым по ней, крохотная крепостица Бакла не в счет.
Вдоль стен и в пещерах горели костры, грелся аланский гарнизон. Подбадривали друг друга на январском морозе ополченцы – пастухи и виноделы. Молча готовились к пешему бою конники местного князя.3 000 аланов со всем имуществом, с тревогой ждали рассвет. Ревел голодный скот.
Ржание и хрип тысяч лошадей разорвали вековую тишину. Жители аланской долины понимали, их ждет самый серьезный бой в маленькой истории. Но кровь свирепых сарматов поступала в сердце. А неприступность Кырк-Ера добавляла сил.
Штурм
С первыми лучами солнца нойоны разведки стали искать слабое место Чуфут-Кале. Его не было. Как не было ни камнеметов, ни тарана. Довольно быстро разведка обнаружила две крутых расщелины в горах, по которым можно было забраться на плато помимо ворот. Но вверху расщелин неприятно поблескивала кладка стен.
Что ж, придется брать алан лобовым боем, одновременно атакуя в 4 местах.
Прикрываясь собранным по пути хашаром, монгольский тумэн пошел вперед. 1 000 аланов раскиданных по 4 рубежам, открыли встречный огонь. Он не был массированным, аланов немного. Но он велся сверху по узким подходам к воротам Кырк-Ера, настойчиво стуча по щитам.Глазами монгол: штурм южных ворот (место ворот желтым).
Потеряв часть живого щита хашара, ведя заградительный огонь, монгольские сотни добрались до стен, закидывая лестницы и веревки с крючьями. Но ползущих наверх батыров встретили не только вверху, но и снизу. В воротах и стенах открылись скрытые щели. И в тела тюрков мягко вошли аланские копья.Штурм в 2-х горных расщелинах тоже не удался. С трудом карабкаясь по круче, нукерам пришлось лавировать между потоками камней, которые сталкивали защитники. Бороться разом и с горой и с камнями удавалось немногим. Понеслись вниз сшибленные тюрки, разбиваясь насмерть.
Глазами алан: движение штурмующих монголов и бой за ворота
Первый штурм не удался, но чингизиды с каждым днем гнали свой тумэн на Кырк-Ер вновь и вновь. Монгольские потери росли, даже сотня алан может держать узкие проходы в крепость.
И тогда Шибан придумал хитрость. Тумэн собрал все, что могло греметь. Барабаны, дудки, подносы, чаши и котлы. Остатки хашара и монголы сменявшие друг друга, беспрерывно громыхали ими, пока другие отсыпались. Под стенами стоял невероятный звон, не давая спать осажденным. Заставляя их стоять на позициях в ожидании атаки.
Так продолжалось несколько дней..
Передовые сотни тюрков выходили из 4-х узких подкопов под стеной друг за другом и приседали. С напряжением ожидая, что аланы сейчас их перебьют по-одному. Но тихо. Не шумели и батыры, собирая потихоньку тысячу. Под грохот дикой симфонии аланы спали.
И только когда первая тысяча нукеров двинулась вперед, гарнизон поднял тревогу. Среди песка и камней, на обрывах и паперти греческой церкви аланы бились яростно, пытаясь прорваться к подкопам. Но все новые монгольские сотни выбирались из зияющих черных дыр.
Кырк-Ер падет, но не исчезнет. После ухода монголов аланы вернутся, восстановят и будут жить в нем вплоть до XV века. Однако вторжение 1-го тумэна ознаменовало конец прежнего Крыма.
Византийский Крым с греческими базиликами уходит в прошлое. Приходит Крым исламский с его тонкой арабской вязью. Древние народы уступят место татарам. Кто-то будет жить спокойно и дальше в их могучей тени.Тысячелетний Чуфут-Кале ( фотограф aikijohn. photographers.ua/Aikijohn/)
Через 13 лет на половецкой земле восточного Крыма возникнет Кырым– столица Крымского Юрта (ордынского улуса). Там сядет эмир и баскаки помчатся за данью. В конце XIII века придет Ногай. Он продолжит маршрут Мункэ и Шибана, разорит нетронутые еще горные и южные земли.
Богатый Крым станет жемчужиной Золотой Орды. Орда начнет подгребать весь его, строя свои города и крепости. Кырк-Ер окажется в центре кипучей жизни. И став 1-й столицей Крымского ханства, дойдет до нас как Чуфут-Кале.
Но тихий Крым станет теперь ареной вечного боя. Из рук в руки будет переходить пещерный город Кырк-Ер. Беззвучно взирая на возню внизу, мудростью тысячелетий.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов