походы руси на каспий

Русы на Каспии. Гибель русской армии на Волге

Русские походы на Каспий были связаны с экономическими, торговыми интересами Руси. Стремлением воинов взять богатую добычу, прорубить дорогу на Восток. Также походы были связаны с союзом Руси и Византии, направленном против арабов.

походы руси на каспий. Смотреть фото походы руси на каспий. Смотреть картинку походы руси на каспий. Картинка про походы руси на каспий. Фото походы руси на каспий

Сказочный Восток

Неведомые восточные страны, откуда на рынки Константинополя и Киева прибывали после долгого путешествия купеческие караваны с удивительными для Европы товарами, всегда манили русов (русских). С Востока в Византию, на Русь, в другие страны Европы попадали тончайшие ткани и булат, драгоценные камни и прекрасные скакуны, ковры, изделия из золота, серебра, бронзы и т. д. Сказочные восточные страны манили европейцев, не давали покоя купцам и воинам.

Русские торговые люди уже давно проложили путь в Восточную Римскую империю (Византию), в Сирию, Болгарию, Венгрию, Польшу и германские земли, но Восток казался недосягаемым. На восточных путях стоял враждебный Хазарский каганат. Хазары контролировали торговые пути вдоль северного берега Черного моря, по Дону и по Нижней Волге. В руках волжских булгар и буртасов, данников Хазарии, находились пути по Оке и Средней Волге. На Каспий, в Закавказье и далее в страны Передней и Средней Азии нельзя было пройти, мешали хазарские и булгарские заставы.

С каждым десятилетием растущая и развивающаяся Русская держава всё острее ощущала оторванность от торговых путей, ведущих на Восток. А слава о богатых восточных торговых центрах всё чаще доходила до киевских правителей. В Киеве уже хорошо знали о богатых городах Абесгун и Сари, лежащих на южном берегу Каспийского моря, откуда через Хорасан и Мавераннахр открывалась дорога на Хорезм. Западнее находились богатые земли Табаристана и Гиляна. В Закавказье, на реке Куре, славился своими базарами, богатой торговлей местный «Багдад» — Бердаа.

Эти восточные земли и города к IX—X вв. стали частью Арабского халифата. Халифат подчинил своему влиянию почти всё Закавказье, часть Средней Азии, и продолжал наступление на Ближнем Востоке, подбираясь к византийским владениям в Сирии и Малой Азии. Халифат стал главным и смертельным врагом Византийской империи. В Закавказье по южному Каспию располагались вассалы халифата – правители Мавераннахра, Хорасана, Табаристана и Гиляна. На борьбу с ними Второй Рим мобилизовал всех своих союзников, включая Хазарию. Уже с VII века хазары боролись с арабами, которые пытались прорваться через Дербентские «железные» ворота на Северный Кавказ и далее в Приазовье и Нижнюю Волгу. В 737 году арабская армия под началом Марвана прорвалась вглубь владений каганата, взяла тогдашнюю столицу Семендер. Хазарский каган бежал за «Славянскую реку» (Дон). Арабы столкнулись и со славянами, часть которых была вассалами Хазарии. Тысячи славянских семей были уведены в рабство. Так русы, часть которых была в зависимости от хазар, вступили в противостояние с арабскими завоевателями.

В последующие десятилетия противостояние Византии и Хазарии (в армиях которых было много славян) с халифатом продолжалось. В конце VIII — начале IX века Русь стала грозной силой в регионе. Второй Рим попытался использовать русов в борьбе с арабами. Хазария в это время ослабела. Хазарию терзали печенеги, арабы и их союзники хозяйничали в бывших владениях хазар на Северном Кавказе. Славяно-русские племена одно за другим освобождались от хазарского ига. При князе Олеге Вещем почти все славянские земли освободились от хазар. Византии требовалась новая военная сила, которую можно было противопоставить арабскому и исламскому миру вместо угасающей Хазарии. Так стремительно развивающаяся Русь вошла в сферу влияния Константинополя.

Походы на Восток

Очевидно, что Хазария как союзник Византии пропустила отряд русов на Каспий через свои владения. Хотя хазарские владетели ненавидели русов, так как Русь уже грозной тенью с севера нависала над каганатом. И уже вскоре великий князь Олег спросит славянские племена: «Кому дань даете?» — и, услыхав: «Козаромъ», гордо скажет: «Не давайте козаромъ, но мне дайте». Но это ещё только будет. А пока, скрепя сердцем, и загораживаясь от русов крепостью Саркел, хазары пропускали через свои заставы русов на Каспий и в Закавказье.

Русы пришли в Прикаспий, в знаменитую торговую гавань Абескун, крупный экономический центр целой области, откуда шёл путь в Хорезм. То есть интересы политические, союзные обязательства перед Вторым Римом, шли здесь рука об руку с торговыми, экономическими интересами Руси. Воины могли взять здесь богатую добычу, пробить дорогу дальше на Восток.

В 907 году между Вторым Римом и Киевом был заключен новый договор «мира и любви», который предполагал помощь русов Византийской империи. Платой за помощь была ежегодная дань Византии. В 909 – 910 гг. русы предприняли новый поход на Восток, и снова на Абесгун. Снова через территорию Хазарии. Об этом походе сообщает персидский автор XIII в. Ибн-Исфендийяр в «Истории Табаристана». Он сообщает, что в 909 году появился русский отряд на 16 судах (ладьи вмещали от 40 до 60 воинов). Русы пришли морем и опустошили побережье. В следующем году русы пришли в ещё большем количестве, сожгли в юго-восточной части Прикаспия город Сари. На обратном пути русский отряд выдержал сражение с войсками местных правителей – гиляншаха и ширваншаха. Возможно, что русы в первый раз не возвращались на родину, а оставались здесь на зимовку (как и позднее), а затем летом, когда было удобно для морских переходов, снова обрушивались на противника. В целом поход был масштабным, русы вели боевые действия по меньшей мере несколько месяцев, приковали к себе войска владетелей Ширвана и Гиляна.

Поход русов на Каспий был частью более масштабного противостояния. Византия вела тяжелую борьбу с арабами. В это же время русские дружины появляются в составе византийской армии. В частности, проводят операции против арабов на Крите. На востоке союзник Византии – армянский царь Смбат, поднял восстание и пытался сбросить власть арабов, которые опирались на Южном Кавказе и Прикаспии на силы своих вассалов – правителей Мавераннахра и Хорасана. То есть поход русов на Каспий должен был помочь армянскому царю. Так Киев платил за византийскую дань, за торговые льготы русским купцам, за доступ наших купцов на рынки империи. При этом Русь соблюдала и свои военно-стратегические и экономические интересы, пыталась проложить дорогу на Восток.

Хазария в этой военной операции выступала как тактический союзник Руси, так как была связана обязательствами перед византийцами. Известно несколько направлений, по котором русы могли попасть на Каспий. Известно, что русы шли на судах (ладьях или лодьях) сначала по Днепру, затем вдоль северного побережья Черного моря, мимо Крыма, где были византийские владения, через Керченский пролив в Азовское море. Оттуда вверх по Дону, волоком на Волгу и вниз по Волге в Каспий. Другой путь – по Дону, а оттуда на Волгу, или по Волге, через владения Волжской Булгарии и Хазарии. Таким образом, в Приазовье, на Дону и Волге русы должны были идти по владениям хазар, что было возможно только с их разрешения. Войско князя Олега Вещего или его воевод шло по территории Хазарии, с которой русский князь вёл упорные войны за освобождение части славно-русских племен из-под хазарского ига.

Силой исторических обстоятельств, большой игры того времени смертельные враги, Русь и Хазария, вынуждены были вступить в тактический союз против общего врага – арабов. Если халифат и его мусульманские союзники угрожала владениям Хазарии на Северном Кавказе и Поволжье, и каганат боролся за сферу своего влияния, то Русь использовала эту ситуацию, чтобы пробиться на Восток. Проложить торговые и военные пути в богатые земли, которые издавна влекли русских купцов и дружинников. Заодно русы проводили стратегическую разведку в землях Хазарии и её союзников. Изучали местность, пути, удобные места для стоянок, места застав и укрепления врага.

Поход 912 года. Битва на Волге

В 911 году в русско-византийском договоре появилась статья, которая раскрывала смысл союзной помощи со стороны Руси. Уже в 912 г. русское войско снова оказывается в Закавказье. Согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди, флот русов из 500 кораблей (20—30 тыс. воинов) вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. При этом каган потребовал отдать ему половину будущей добычи.

Удар целой русской армии по каспийским владениям мусульманских правителей был страшен. Сначала русы обрушились на Табаристан. Они атаковали, как и раньше, город Абесгун, затем повернули на запад, погуляли по землям Гиляна и появились в «нефтеносной области на Апшероне» (Апшерон — полуостров в современном Азербайджане, на западном побережье Каспийского моря). Как было обычно в те времена, русы грабили местные поселения, брали пленных и жестко подавляли любые попытки сопротивления.

Арабские источники сообщают, что русское войск было в тех местах «много месяцев», громило отряды местных мусульманских правителей. Флот ширваншаха имел неосторожность атаковать русов, но был уничтожен. Тысячи мусульманских воинов погибли. Русы зимовали на острове близ Баку и на следующий год двинулись домой. В дороге русские командиры снова связались с хазарским правителем, отправили ему золото и добычу, по договоренности. Однако хазарские мусульмане и арабы, которые составляли гвардию кагана, потребовали отомстить за кровь своих собратьев. Уничтожение русского войска было в интересах Хазарии. Также каган и его окружение хотели захватить огромную добычу, которая досталась русам на Каспии.

Очевидно, что местные мусульмане и хазары собрали большую армию, иначе бы не отважились атаковать воевод Олега (или его самого). У русов был целый флот – 500 ладей, от 20 до 30 тыс. бойцов. В бой вышла мусульманская гвардия – 15 тыс. воинов, закованных в железо, мусульманское ополчение Итиля, новой столицы Хазарии, дружины знати. Жестокая битва шла три дня и закончилась гибелью русского войска. Только часть армии прорвалась вверх по Волге, но там русов добили союзники хазар – буртасы и булгары. Видимо, они также были заранее предупреждены о появлении русов. Всё же часть русов прорубилась на родину и сообщила о предательстве хазар. Возможно, что именно в этом походе сложил голову Вещий Олег. Погиб он в 912 г. По легенде — от укуса змеи. Змей – это символ предательства. Русов предали хазары, пропустили как союзников в борьбе с арабами, получили за этой большую плату.

Таким образом, русский поход начался в соответствии со старым союзом с Византией. Хазария, выполняя союзный долг перед византийцами, пропустила русскую армию на Каспий. Но затем сказались старые, кровавые противоречия между русами и хазарами. Хазары получили прекрасную возможность уничтожить сильное войско русов, тем самым улучшить ситуацию на северных рубежах, попытаться повернуть общую ситуацию в отношениях с Русью в свою пользу. Поводом стало недовольство мусульманской гвардии кагана, которая потребовала мести за кровь единоверцев. Что и привело к нападению хазар и их союзников на армию Олега, отягощенную огромной добычей и не ожидавшую предательского удара.

Кроме того, в это время отношения между Византией и Хазарией были сильно испорчены. Хазарская знать приняла иудаизм, что было негативно встречено в христианской Византии. Гвардия же кагана была в основном из мусульманских и арабских воинов. Хазары начинают тревожить крымские владения Византийской империи. В ответ Константинополь вступает в союз с частью печенежских родов, натравливает их на Хазарию.

Уничтожение русской армии окончательно определило отношения Руси и Хазарии. Тактический союз был разрушен. Кончились недомолвки, скрытое недовольство и с трудом подавляемые противоречия между старыми соперниками. Перед Русью стал вопрос о справедливой мести, уничтожении Хазарии и контроле над междуречьем Волги и Дона, торговыми путями, ведущими на Восток. Хазарский барьер необходимо было уничтожить. Что и сделал великий русский князь Святослав (Удар Святослава по хазарскому «чуду-юду»; Как дружины Святослава разгромили государство хазар).

Источник

Каспийский поход русов 912 года

Об этом страшном походе мстителей, который завершился одним из самых страшных и кровавых сражений и поражением русов, нет ни слова в школьных учебниках. О нём знают только любители истории, читающие малотиражные издания. Хотя этот поход по праву должен занять важное место в истории Руси.

О походе 912 года сообщено в конспекте; по данным Масуди, русское войско на 500 ладьях (они вмещали 40-100 воинов) попросило разрешение у кагана-бека Хазарии пройти в Каспийское море. В обмен обещали по возвращении отдать половину добычи, то есть причина, побудившая такое войско пойти в походы, была веская, готовы были отдать хазарам огромную долю. Отношения в тот период между Русью и Хазарией были напряжёнными: Олег Вещий освободил из под власти хазар земли вятичей, радимичей, северян. Хазария в ответ объявила блокаду торговли русов с южными странами, русским и мусульманским купцам приходилось идти в обход, через земли Волжской Булгарии. Но на прямой бой хазары не решились, воины Олега уже не раз их били, поэтому сразу биться, без предварительной подготовки, с таким сильным войском они не могли. Каган-бек дал разрешение на проход флотилии русов.

Русы не только торговали с землями, прилегающими к Каспийскому морю, – бывало и грабили прибрежные города, поселения. Так, в 909 году 16 ладей русов высадили отряд на острове Абескун в Астрабадском заливе, поселения острова были разграблены. В 910 году русы сожгли город Сари в Мазендаране (Персия), жителей угнали. В итоге местные жители напали на ночевавший у берега торговый караван русов. Были это находники, или это был другой отряд, неизвестно. Караван был уничтожен, те ладьи, которые смогли уйти от берега в море, встретила и уничтожила флотилия правителя закавказского государства Ширван ширваншаха Али ибн аль Гайтама.

Русы в тот период истории не отличались смирением и милосердием, поэтому за русскую кровь приходилось отвечать своей кровью. Как писал анонимный автор «Собрания историй» 1126 года, эти истории относились к более ранним временам: «… если кто-либо прольёт кровь руса, они не успокоятся, пока не отомстят. И если дашь им весь мир, они все равно не отступятся от этого».

Русы обрушились на берега Каспийского моря, как гнев их бога войны Перуна, – их отряды атаковали Джиль, Дейлем, города Табаристана, остров Абескун, территорию современного Азербайджана – «Нефтяную страну», напали и на Ардебиль. Местные жители не смогли оказать достойного сопротивления – были разгромлены войска арабского наместника в Армении и Азербайджане инб-абис Саджа, разгромили русы отряды дейлимитов (горцев с южных берегов моря). Всюду лилась кровь, сопротивление безжалостно подавляли, награбленное добро и пленных свозили на острова у побережья Нефтяной страны.

походы руси на каспий. Смотреть фото походы руси на каспий. Смотреть картинку походы руси на каспий. Картинка про походы руси на каспий. Фото походы руси на каспий

Последний бой русских дружин

Хазарская элита хотела мести за прежние поражения, да и хотели забрать всю добычу, а не только половину. Сразу уничтожить русские дружины правители Хазарии не могли, слишком сильным было войско русов. Они пустили их в Каспий и подготовили смертельную ловушку: путь назад был перекрыт стянутыми со всей Хазарии войсками, в том числе мусульманской гвардией аль-арсиев, панцирной конницей – лучниками и копейщиками. Бросили в бой и городское ополчение – мусульман, кипевших жаждой мести за погубленных братьев по вере.

Есть версия, что именно в этом страшном бою погиб великий князь Руси – Олег Вещий, это созвучно символизму А. С. Пушкина:
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Русский гений в самом начале «Песни о вещем Олеге» озвучил причину ненависти хазар к Олегу: «Их селы и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам». По другой версии, по мнению С. Э Цветкова и В. В. Кожинова, там погиб сын Олега Вещего – некий князь Олег II.

Источник

Поход Игоря на Каспий

Об этом походе умалчивают русские летописи, но о нем хорошо известно арабским авторам. В частности Ал-Масуди («Промывальни золота и рудники самоцветов»).

Поход, на тот период, уже Великого Киевского князя Игоря проходил в 913 г. Ему предшествовал ряд событий, о которых следует упомянуть отдельно.

Начиная с 908 г. Олег, регент Игоря, который и в 33 года не допускал его к самостоятельному правлению, предпринял несколько неудачных походов в Персию.
Есть все основания полагать, что в это время Киевская Русь все еще находилась в вассальной зависимости от Волжской Булгарии, у которой в это время осложнились отношения с Багдадским халифатом. Поэтому Олег вынужден был участвовать в составе булгарского войска в отражении натиска персов. О каких либо успехах руссов в этих компаниях не известно. Но очевидно Олег смог лично ознакомиться с прикаспийскими народами и оценить их потенциал, в случае проведения независимой от Булгарии военной операции. Надо полагать, что в этих походах участвовал и Игорь.

Пока Олег был отвлечён на участие в конфликте Булгарии и Багдадского халифата, в это время осложнились торговые отношения с Византией, которая решила выдавить из Константинополя русскую торговую миссию, и создать для русских кабальные условия для торговли на территории Византии. Для урегулирования конфликта Олег отправил в Константинополь посольство, которому поручил напомнить византийцам, как он пять лет назад прибивал свой щит к вратам Константинополя. В результате конфликт был исчерпан, и опасность новой русско-византийской войны была устранена.

19 июля 912 г. над Русью пролетела комета Галлея, которую было видно даже в сумерках. Олег воспринял это хорошим предзнаменованием, что бы исполнить свой замысел относительно разорения прикаспийских земель. Предстоящий поход он обсуждал с Игорем. Но, неожиданно в конце августа Олег скончался, вероятней всего от старости, в возрасте более 80 лет, так как кончина от укуса змеи это всего лишь красивая легенда не более того.

Игорь, помня наказ Олега, которого он почитал за отца, на следующий год собрал войско и выступил в поход, но не сухопутным путем, как они ранее ходили с Олегом, а на кораблях.

Поскольку днепровские пороги не позволяли подниматься в верховья Днепра морским судам, Игорь, очевидно, вышел на Тавриду сухопутным путем, а уже в Херсонесе погрузился на корабли. Флотилия Игоря состояла из почти 50 судов, в каждом из которых размещалось до ста воинов.

Пройдя Киммерейский (Керченский) пролив его суда вошли в Хазарское (Азовское) море и уже через пять дней они вошли в устье Танаиса (Дона). В устье Танаиса находился хазарский пограничный кордон, который препятствовал вхождению иностранных судов на территорию Хазарского каганата, без особого распоряжения правителя Хазарии. Игорь отправил в Итиль, столицу Хазарии, просьбу о проходе через её земли с условием выплаты на обратном пути половины всего, что удастся добыть в этом походе.

Получив согласие, Игорь поднялся по руслу Таниса выше города Саркел (Белая Вежа) (До места, где Дон максимально приближается к руслу Волги в районе современного Волгограда). Далее волоком перетащили корабли на берег Волги и спустились в её устье, пройдя Итиль, выйдя тем самым в персидское (Каспийское) море.

Выйдя в море, флотилия Игоря повернула на право, в сторону кавказского побережья Каспия до Дербента в область Ширван, с главным городом Баку.
Царем Ширвана был тогда Али ибн аль-Гайтам. Жители Ширвана вооружились, сели на корабли и купеческие суда и отправились на встречу русам, но те оказались более искусными в морских сражениях и тысячи мусульман были умерщвлены и потоплены.
После этого в течение нескольких месяцев флотилия Игоря, как отмечает Ал-Масуди, оставались на море не побежденной, так как народы Прикаспия не имели военных флотилий способных оказать сопротивление руссам.
По завершению похода русская флотилия прибыла в Итиль, где выдала добычу в соответствии с договором.

В ставке кагана, не все разделяли его благосклонность к руссам, поэтому чтобы предотвратить внутренние распри, каган разрешил противникам руссов отомстить за грабительский поход. Но чувствуя при этом свою ответственность перед руссами по договору, тайно их предупредил. Таким образом, Игорь знал о готовящемся на него нападении.

Когда русы, подплыв к волоку, вышли на берег, началась битва, продолжавшаяся в течение трёх дней.
Русам противостояли 15 000 мусульман, в составе которых была конница и отряды христиан, живших в Итиле, в то время как Игорь располагал всего 5 000 пеших воинов.

Потеряв около 4 000 воинов, Игорь погрузил оставшихся на корабли и поднялся вверх по течению Волги в земли Волжской Булгарии. Мусульмане не стали их преследовать, поэтому Игорю удалось вернуться домой, но уже пешим ходом, бросив суда на Волге. Выкупив у местного населения лошадей он все же пришёл в Киев с добычей, но она была горькой и не оправдала затрат на этот поход.
Очевидно, поэтому русские летописи и постарались забыть о нем, а может быть следующие правители, просто вычеркнули этот эпизод из славной истории Руси.

Источник

Походы руси на каспий

Восточная Европа в исторической ретроспективе. М., 1999.
[111] — конец страницы.

Походы русов на Каспий первой половины X в. в историографии рассматриваются, как правило, в связи с русско-византийскими отношениями. Предполагается, что эти походы являлись следствием русско-византийских договоров, были предприняты русами в порядке выполнения их союзнических обязательств перед Византией и имели своей целью ослабление политических противников Византии в Прикаспийском регионе. 1) Такое предположение, не опирающееся в общем-то ни на одно прямое указание какого-либо известного нам источника, основывается исключительно на хронологии событий, когда двум походам русов на Каспий (912—913 и 943—944 гг.) предшествовали походы русов на Византию (911 и 944 гг.) и заключение договоров с греками. Допускается, что в русско-византийских договорах могли содержаться некие секретные статьи, предусматривавшие оказание военной помощи Византии со стороны русов. В поддержку мнения о наличии такого рода соглашений между Русью и Византией приводятся сведения об участии русских военных отрядов в боевых действиях Византии против арабов в Малой Азии и на Сицилии, хотя в этих случаях русские дружины сражались в составе византийской армии, в то время как на Каспий русы ходили самостоятельно или в союзе с кавказскими народами.

Изложенная точка зрения, по сути дела, не предполагает существования у Руси собственных интересов на Каспийском море и совершенно оставляет в стороне роль Хазарии, позицию которой, казалось бы, нельзя не учитывать, поскольку все походы русов на Каспий осуществлялись через ее территорию. В задачу настоящей статьи не входит опровергнуть утверждения о существовании связи между походами на Каспий и русско-византийскими отношениями. Нам прежде всего хотелось бы подчеркнуть, что исследование русских походов на Каспий следует вести с учетом всего контекста международных отношений того времени, и привлечь внимание к гораздо менее разработанному аспекту этой проблемы — а именно к русско-хазарским отношениям в связи с каспийскими походами русов. [111]

Военным экспедициям русов на Каспий предшествовал длительный период экономического проникновения в этот регион. Бассейн Каспийского моря входил в сферу экономических интересов русов, по крайней мере, с IX в. Тогда по Каспию проходил путь, связывавший Восточную Европу со странами Востока. Согласно сообщению Ибн Хордадбеха, этот торговый путь шел по Дону и Нижней Волге, Каспийскому морю до лежащего на его южном берегу города Джурджана (Гургана) и далее в Багдад. Этот маршрут описан Ибн Хордадбехом как путь купцов-русов, из чего можно заключить, что они играли видную роль в торговле на Каспии. О том, что в IX в. русские купцы поддерживали торговые отношения со многими прикаспийскими областями, говорит и указание Ибн Хордадбеха на то, что отправлявшиеся в путь по Каспию русы имели обыкновение высаживаться “на любом берегу” моря. 2) К X в. русы уже имели свою колонию в Итиле, которая, по-видимому, была довольно внушительных размеров, коль скоро для разбора тяжб русов и сакалиба был выделен специальный судья. 3)

Освоение Волжско-Каспийского торгового пути неминуемо должно было поставить русов перед необходимостью налаживания взаимоприемлемых отношений с Хазарией, которая благодаря своему географическому положению контролировала каспийский участок торговли, а также часть караванных путей между Восточной Европой, Средней Азией, Восточным Закавказьем и Ближним Востоком.

К тому времени, когда в IX в. на Каспии появились русы, Хазария остро нуждалась в союзнике для противостояния все усиливавшимся мусульманским государствам Прикаспия. Многочисленные правители Дагестана, являвшиеся потенциальными союзниками хазар против арабов, не представляли собой значительной политической силы вследствие своей разобщенности. Союз же Хазарии с Византией утратил былую актуальность после того, как в 60-х гг. VIII в. хазары были окончательно вытеснены арабами из Восточного Закавказья. Хазария даже предпринимала антивизантийские акции — например, в конце VIII в. она поддерживала абхазского правителя Леона II (758—798) в его стремлении освободиться от власти Византии. 4) Отсутствие сильного союзника усугублялось еще и тем обстоятельством, что костяк вооруженных сил хазарского царя составляла мусульманская гвардия, 5) что лишало его свободы маневра в конфликтах с [112] исламскими правителями. О том же, что Хазарии время от времени приходилось вести военные действия против мусульманских владык Восточного Прикаспия, сохранились некоторые сведения. В самом начале IX в. хазары предприняли локальный набег на Арран. 6) В середине IX в. обитавшие в районе Дарьяла цанары (санарийцы), пытаясь противостоять нашествию арабской армии Буги Старшего, обратились за помощью к трем государям: “правителю Рума”, “правителю хазар” и некоему “правителю славян (ас-сакалиба)”. 7) Византийский император никакой реальной помощи оказать им не мог, да и само обращение к нему было, скорее всего, чисто символическим жестом. О владыке славян нам вообще ничего не известно. А вот хазары, по всей вероятности, откликнулись на призыв цанаров. Местные ширванские хроники упоминают имевшие место в первой половине 50-х годов IX в. военные действия, участниками которых были, с одной стороны, Буга Старший и наместник Дербента Мухаммад ибн Халид, а с другой — хазары и аланы. 8) Хазары могли вести войну лишь на суше, так как не имели собственного морского флота, о чем свидетельствует ал-Мас’уди. 9) В этой ситуации появление у границ Хазарии русов, заинтересованных в регулярном проходе на Каспий и обладавших боеспособным флотом, могло побудить хазар извлечь для себя выгоду из создавшегося положения и выдвинуть определенные условия, на которых они обеспечивали бы русам беспрепятственный доступ в бассейн Каспийского моря. Основным условием, очевидно, было оказание военной помощи против враждебных Хазарии исламских правителей Западного и Южного Прикаспия.

Первая военная экспедиция русов на Каспий состоялась, по свидетельству табаристанского историка начала XIII в. Ибн Исфандийара, в годы правления ‘Алида ал-Хасана ибн Зайда (250—270/864—884) и была направлена против принадлежавшего ему города Абаскуна. 10) Достоверность сообщения Ибн Исфандийара об этом набеге русов на Табаристан нередко ставится под сомнение на том основании, что ал-Мас’уди (первая половина X в.), рассказывая о походе русов на Каспий после 300/912—913 г., утверждает, якобы со слов жителей Прикаспия, будто бы до этого времени никаких других разбойничьих нападений русов на прикаспийские области не было. 11) [113] Однако никакого противоречия между сообщениями ал-Мас’уди и Ибн Исфандийара могло и не быть. Ал-Мас’уди собирал сведения о походе русов спустя 20-30 лет после самого события, поэтому нельзя исключать, что его информаторы просто не знали об имевшем локальный характер набеге русов на Абаскун, произошедшем полвека назад или даже раньше. Кроме того, если мы посмотрим на события, разворачивавшиеся в Табаристане в тот промежуток времени, когда, согласно Ибн Исфандийару, состоялся набег русов, то есть в 864—884 гг., то окажется, что эта экспедиция русов вполне вписывается в намеченную выше схему русско-хазарских отношений. В 867 г. горцы Табаристана, будучи крайними приверженцами шиитов, отпали от халифата. В 872 г. они завоевали крупные торговые города Гурган, Казвин и Рей, являвшиеся важными перевалочными пунктами на торговом пути, связывавшем Ближний Восток и Закавказье с Хазарией и Восточной Европой. Гурган (араб. Джурджан) и Рей — это как раз те самые города, которые, по свидетельствам уже упомянутого Ибн Хордадбеха и географа конца IX — начала X в. Ибн ал-Факиха, являлись опорными пунктами на пути купцов-русов и славян. 12) Поэтому военная экспедиция русов, о которой пишет Ибн Исфандийар, была, на наш взгляд, весьма вероятна. Она могла состояться во второй половине 70 — начале 80-х годов IX в.

Количество военных экспедиций русов на Каспий в первой половине X в., а также их хронология до сих пор являются дискуссионным вопросом. 13) Не касаясь этих спорных проблем, отметим, что сколько бы походов ни было, все они осуществлялись, как минимум, с ведома Хазарии. А имеющиеся свидетельства источников позволяют предполагать и совместные военные действия русов и хазар на Каспии в указанный промежуток времени.

Ал-Мас’уди сообщает о том, что в Итиле на службе у хазарского царя находились русы и славяне (ас-сакалиба), которые составляли часть хазарского войска и, по выражению арабского автора, являлись “слугами” (‘абид) правителя Хазарии. 14) О характере обязанностей, возлагавшихся хазарскими властями на воинов из русов и славян, было высказано предположение в связи с сообщением историка первой половины XI в. Хилаля ас-Саби. Согласно Хилалю ас-Саби, в первой половине X в. в [114] Дербенте обрушился мол, построенный как продолжение знаменитых стен города с целью защиты его от нападений хазар. Хазары же, не располагавшие собственным флотом, сами никогда не совершали морских набегов. Поэтому В. В. Бартольд предположил, что с моря на Дербент нападали не хазары, а либо находившиеся у них на службе русы, либо же одни русы, действовавшие с согласия хазар. 15) Дербент, превратившийся после арабского завоевания в форпост арабского влияния на Северном Кавказе, в первой половине X в. являлся торговым соперником Итиля на Каспийском море, в связи с чем нападения на Дербент — кем был они ни совершались — объективно отвечали интересам хазар. На фоне сообщений ал-Мас’уди и Хилаля ас-Саби кажется не случайным, что в составленной в X в. персидской версии “Истории” ат-Табари появляется дополнение, принадлежащее ее переводчику Бал’ами, который упоминает в качестве главных врагов Дербента именно хазар и русов. 16) Хазары и русы как непримиримые враги Ширвана фигурируют также в одах ширванского поэта XII в. Хакани, который пишет о вторжении русов во владения ширваншаха Ахситана I (1160—1196) в 570/1174—1175 г. 17) Понятно, что в конце XII в. ни о каких совместных действиях хазар и русов не могло быть и речи. Поэтому совершенно очевидно, что Хакани вдохновлялся какими-то более ранними источниками. То же самое можно сказать и еще об одном персидском поэте XII в. — Низами Гянджеви, у которого в поэме “Искандер-наме” хазары и русы тоже действуют как союзники. 18)

Надо отметить, что в средневековых арабо-персидских памятниках имеется и много других сообщений о тесных взаимоотношениях хазар и русов, но они практически совершенно не изучены. 19) В частности, большой интерес представляет эпонимическая легенда о Русе и Хазаре, являвшихся якобы родными братьями, так как они происходили, по преданию, “от одной матери и отца”. 20) С этой легендой, по-видимому, следует связывать распространенное у целого ряда арабо-персидских авторов начиная с X в. представление о том, что русы — это этнические [115] тюрки. 21) Наконец, в одном из вариантов рассказа об “острове” русов говорится о том, что этот “остров” Рус получил в подарок от Хазара. 22)

Каким образом оформлялись взаимоотношения хазар и русов во время каспийских походов последних, почти ничего не известно. У ал-Мас’уди сохранилось единственное упоминание о договоре, заключенном русами с хазарским царем во время похода 912—913 г. Согласно этому договору, за право прохода по территории Хазарии русы обязались отдать царю половину захваченной ими добычи. Хотя на обратном пути русы, как и было обусловлено, послали хазарскому царю половину добычи, они подверглись жестокому нападению со стороны проживавших в Хазарии мусульман, которых будто бы возмутили грабительские действия русов в мусульманских областях Прикаспия. 23)

Как уже было сказано, сведения об этом походе русов ал-Мас’уди получил от мусульман, обитавших на южном берегу Каспия. Вряд ли можно ожидать, что они обладали полной информацией о заключенном договоре между русами и хазарским царем. Зато сообщение ал-Мас’уди проливает некоторый свет на позицию, занимаемую хазарскими властями по отношению к походу русов. Для информаторов ал-Мас’уди было совершенно очевидно, что хазарский царь поддерживал русов, поскольку их действия на Каспии отвечали и его собственным интересам. Так, ал-Мас’уди пишет, что если бы у хазар имелись морские суда, то они сами совершали бы набеги с моря на мусульманские области Прикаспия. 24)

Действительно, с конца IX в. заметно обострились отношения Хазарии с эмиром Дербента Мухаммадом ибн Хашимом и поддерживавшим его ширваншахом ‘Али ибн Хайсамом ибн Мухаммадом, приведшие к вмешательству хазар в политическую жизнь Дербента и к ряду военных столкновений, имевших место в 900—901 и 909 (или 912) гг. 25) Такая активность хазар в Западном Прикаспии была, на наш взгляд, вызвана экономическими потерями, которые Хазария несла на севере вследствие политики Волжской Булгарии. Дело в том, что Булгария, тяготившаяся своей зависимостью от Хазарии, преграждавшей ей свободный выход к морю по Волге, стала самостоятельно налаживать торговлю с Хорезмом и другими среднеазиатскими государствами в обход Хазарии. И ей, похоже, удалось преуспеть в этом направлении. Археологический [116] материал свидетельствует, что с начала X в. монетный поток пошел в Восточную Европу из Средней Азии и именно через Волжскую Булгарию. 26) Отношения же Булгарии с халифатом к началу 20-х годов X в. вышли и на политический уровень, о чем говорит направление халифского посольства в Булгар. 27) В этих условиях Хазария, терявшая свое монопольное положение в посреднической торговле между Восточной Европой и азиатскими странами, старалась поправить дела за счет ослабления крупнейших торговых центров в Кавказском регионе — сначала Дербента, а потом и Берда’а.

Кроме того, с начала X в. на южном берегу Каспия произошли неблагоприятные для хазар политические изменения. Большая часть областей этого региона подпала под влияние бухарских Саманидов, с которыми Хазария находилась во враждебных отношениях, поскольку Саманиды угрожали ей со стороны Средней Азии, подстрекая гузов к набегам на Хазарию. Если посмотреть на географию каспийского похода русов, то окажется, что главной ареной их действий были земли, подвластные Саманидам, а также Ширван. Поэтому в 912—913 гг. хазарам было выгодно пропустить русов на Каспий, ибо своими действиями они ослабляли противников Хазарии. О том, что действия русов в значительной степени совпадали с интересами хазар, косвенно свидетельствуют ширванские и дербентские хроники, которые молчат о походе русов, но много говорят о борьбе с хазарами в первые два десятилетия X в. 28)

По словам ал-Мас’уди, когда на возвращавшихся назад русов собирались напасть хазарские мусульмане, царь Хазарии предупредил русов о готовившемся против них ударе, предотвратить который он сам якобы не мог. Таким образом, по сообщению источника может создаться впечатление, будто имело место несанкционированное выступление мусульман Хазарии, движимых желанием отомстить за урон, нанесенный их единоверцам за морем. Подобное объяснение, вполне естественное в устах исламских информаторов ал-Мас’уди, скорее всего, не отражает в полной мере причин столь драматичного для русов финала их экспедиции. Сам ал-Мас’уди в другом месте своего сочинения отмечает, что мусульмане Итиля могли взять под свой контроль ситуацию в городе лишь в том случае, если бы они объединились с христианами. По-видимому, к моменту возвращения русов из похода в Итиле сложилось именно такое положение. Отдельные детали рассказа ал-Мас’уди говорят о том, что в истреблении русов участвовали не одни хазарские мусульмане, но и “некоторые из христиан” Итиля, а также буртасы, бывшие язычниками, и булгары (указание ал-Мас’уди на мусульманское [117] вероисповедание последних относится, по-видимому, не к моменту описываемого им события, а ко времени составления текста сочинения). Христиане Итиля — это, по всей вероятности, купцы христианского вероисповедания, пребывавшие в столице Хазарии более или менее длительное время; упоминание в числе участников “антирусской” коалиции также буртасов и булгар, чье благосостояние было теснейшим образом связано с Волжским торговым путем, позволяет предполагать, что все они примкнули к мусульманской гвардии, будучи обеспокоенными тем, что поход русов мог дезорганизовать торговлю в бассейне Каспия. Кроме того, русы могли быть разгромлены булгарами и буртасами именно потому, что являлись в их глазах союзниками хазар, от власти которых булгары и буртасы хотели бы избавиться. Наконец, нападение на русов могло быть связано и с поворотом в отношениях Хазарии с Ширваном, совместно вмешавшихся в междоусобную борьбу дербентских владык. Нам неизвестно, как развивались события в 912—916гг., но после 916 г. местные прикаспийские хроники фиксируют совместные действия хазар и халифского наместника в Азербайджане Йусуфа ибн Абу-с-Саджа, которому фактически подчинялся также Ширван. 29)

Следующий поход русов на Каспий, по заключению большинства исследователей, имел качественно иной характер по сравнению с предыдущими, так как грабительская политика русов уступила место завоевательной. 30) Сведения об этом походе русов сохранились у ряда арабских и персидских писателей XI—XV вв., а также в сочинении армянского историка X в. Мовсеса Каланкатваци. По сообщению арабского историка Ибн Мискавейха, оставившего наиболее подробный рассказ об этом походе русов, в 332/943—944 г. отряд русов захватил богатый азербайджанский город Берда’а, расположенный близ реки Куры в армяно-грузинском приграничье. Русы быстро разбили стоявший в городе небольшой гарнизон правителя области Марзбана, который сам в это время воевал в Сирии. Заняв город, русы заявили местным жителям, что готовы гарантировать их безопасность и свободу вероисповедания, если те будут подчиняться новым хозяевам Берда’а. Однако вылазки против захватчиков продолжались, поэтому русы истребили часть городского населения. Тем временем Марзбан подтянул к городу большое войско, однако так и не смог выбить русов оттуда, хотя и изрядно потрепал их отряд. Вторжение мосульского князя в южную часть Азербайджана вынудило Марзбана перебросить на юг свои основные силы, оставив в Берда’а лишь небольшую часть войска. В конце концов русы, ослабленные распространившимися среди них болезнями, а также постоянными стычками с мусульманами, решили оставить город. Ночью [118] они вышли из крепости, нагруженные добычей, добрались до своего лагеря на берегу Куры, где сели на ожидавшие их суда и отплыли домой. 31)

Ни в одном из источников, повествующих о походах русов на Каспий, не говорится о том, откуда приходили русы. На этот счет было высказано несколько предположений. Б. А. Дорн, впервые систематически рассмотревший все известные к тому времени источники, повествующие о каспийских походах русов, трактовал последние как чисто грабительские предприятия, которые практически находились вне сферы контроля центральной власти. 32) Высказанная Б. А. Дорном идея получила развитие и в историографии нашего века. В ряде работ можно встретить утверждения о том, что набеги на Каспий в конце IX — первой половине X в. предпринимались в порядке личной инициативы либо отрядами норманнов, оказавшимися не у дел после походов на Византию, 33) либо группами “пиратов из южнорусских степей, для которых позже был введен специальный термин бродники”. 34) Исследователи, связывающие каспийские походы с византийско-русскими договорами и, следовательно, рассматривающие их как элемент государственной политики Руси, полагают, что деятельность русов на Каспии направлялась из Киева, а непосредственными участниками этих экспедиций были воины, вернувшиеся из Византии. 35) В историографии последнего времени наметилась тенденция рассматривать каспийские походы русов как предприятие, преследовавшее и экономические, и политические цели, но направлявшееся не из Киева, а из других центров Руси — Чернигова и Приазовья. 36)

Попытка русов закрепиться в Берда’а, опираясь на поддержку местного населения, не могла не вызвать противодействия Хазарии. По-видимому, [119] именно после похода русов на Берда’а хазарские владыки перестали пропускать русские войска в Каспийское море, что впоследствии дало повод хазарскому царю Иосифу заявлять, что Хазария служит щитом, защищающим исламский мир от воинственных русов, которые, если бы не сдерживающая их натиск Хазария, могли бы дойти и до Багдада. 37) Утверждение же Иосифа, что он не пускает русов на Каспий, наводит на мысль, что такие попытки со стороны русов предпринимались и после похода на Берда’а. Возможно, изменение каспийской политики Хазарии по отношению к русам и привело к походу Святослава на восток.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 99-01-00216).

1) Обзор литературы см.: Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1980. С. 182-191; Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. С. 211-219.

3) Maçoudi. Les Prairies d’or / Texte et trad, par C. Barbier de Meynard et Pavet de Courteille. P., 1863. T. II. P. 11.

4) Новосельцев А. П. Хазарское государство. С. 151.

5) Maçoudi. Les Prairies d’or. T. II. P. 10.

6) Новосельцев А. П. Хазарское государство. С. 191-192.

7) Ibn Wadhih qui dicitur al-Ja’qubi historiae / M. Th. Houtsma. Lugduni Batavorum, 1883. T. II. P. 598-599.

8) Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента X—XI веков. М., 1963. С. 46.

9) Maçoudi. Les Prairies d’or. Т. II. Р. 14, 22.

10) Ибн Исфандийар. Та’рих-и Табаристан / А. Экбал. Тегеран, 1941. С. 266 (русский перевод: Дорн Б. А. Каспий. СПб., 1875. С. 4-6; Алиев С. М. О датировке набега русов, упомянутых Ибн Исфандийаром и Амоли // Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. М., 1969. Вып. II. С. 317-318).

11) Бартольд В. В. Арабские известия о русах // Бартольд В. В. Сочинения. М., 1963. Т. II. Ч. 1. С. 831; Новосельцев А. П. Хазарское государство. С. 243. Прим. 491.

13) Литературу см.: Новосельцев А. П. Хазарское государство. С. 212-213.

14) Maçoudi. Les Prairies d’or. Т. II. P. 12; Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. С. 193-194.

15) Бартольд В. В. Новое известие о стенах Дербента // Бартольд В. В. Сочинения. Т. II. Ч. 1. С. 788; Он же. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира // Там же. С. 685.

16) Подробнее см.: Новосельцев А. П. Восточные источники. С. 364-365.

17) Дорн Б. А. Каспий. С. 524-530.

19) Еще в 1965 г. А. П. Новосельцев указывал на необходимость исследования восточных легенд такого рода и сопоставления с данными Повести временных лет (Новосельцев А. П. Восточные источники. С. 381. Прим. 136), однако и по сей день эта задача остается столь же актуальной, как и тридцать лет назад.

20) Муджмал ат-таварих. Тегеран, 1939. С. 101-102 (русский перевод: Новосельцев А. П. Восточные источники. С. 401).

21) Подробнее см.: Golden Р. В. The Question of the Rus’ Qaganate // Archivum Eurasiae medii aevi. 1982. T. II. P. 89.

22) Муджмал ат-таварих. С. 101-102 (русский перевод: Новосельцев А. П. Восточные источники. С. 401).

23) Maçoudi. Les Prairies d’or. Т. II. Р. 18-24 (русский перевод: Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. С. 198-201).

24) Maçoudi. Les Prairies d’or. Т. II. Р. 22.

25) Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. С. 47-48; Новосельцев А. П. Хазарское государство. С. 193, 213-214.

26) Мухамадиев А. Г. Древние монеты Поволжья. Казань, 1990. С. 105-108, 141-142, 147.

27) Ковалевский А. П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. Харьков, 1956.

28) Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. С. 48, 65-66.

29) Новосельцев А. П. Хазарское государство. С. 193, 214.

30) Литературу см.: Половой Н. Я. О маршруте похода русских на Бердаа и русско-хазарских отношениях в 943 г. // ВВ. М., 1961. Т. XX. С. 90-105.

31) The Eclipse of the Abbasid Caliphate / N. T. Amedroz and D. S. Margoliouth. Oxford, 1921. Vol. 2. P. 62-64 (русский перевод: Флоровский А. В. Известия о Древней Руси арабского писателя Мискавейхи X—XI вв. и его продолжателя // Seminarium Kondakovianum. Prague, 1927. Vol. I. P. 178-182).

32) Дорн Б. А. Каспий. Passim.

33) Скрынников Р. Г. Войны Древней Руси // ВИ. 1995. № 11-12. С. 32.

34) Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. С. 151.

35) Бартольд В. В. Арабские известия о русах. С. 829; Якубовский А. Ю. О русско-хазарских и русско-кавказских отношениях в IX—X вв. // Изв. АН СССР. Сер. ист. и философ. 1946. № 5 (Т. 3). С. 469; Половой Н. Я. О дате второго похода Игоря на греков и похода русских на Бердаа // ВВ. 1958. Т. XIV. С. 144-145; Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. С. 99-101; Новосельцев А. П. Киевская Русь и страны Востока // ВИ. 1983. № 5. С. 21-22.

36) Golden Р. В. The Question of the Rus’ Qaganate. P. 81; Бейлис В. М. О значении сведений средневековых арабских авторов для изучения внешней политики Древней Руси // Внешняя политика Древней Руси: Юбилейные чтения, посвященные 70-летию со дня рождения чл.-корр. АН СССР В. Т. Пашуто. Москва, 19-22 апреля 1988 г. Тезисы докладов. М., 1988. С. 10; Петрухин В. Я. Походы Руси на Царьград: К проблеме достоверности летописи // Восточная Европа в древности и средневековье: Международная договорная практика Древней Руси. IX Чтения памяти чл.-корр. АН СССР В. Т. Пашуто. Москва, 16-18 апреля 1997 г. Материалы к конференции. М., 1997. С. 68-69.

37) Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X веке. Л., 1932. С. 83-84, 102.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *