поэт пушкинской поры оставшийся в истории литературы романтизма как символ молодости и красоты

В.А. Жуковский. Поэты пушкинской поры

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852 гг.) – русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик, учитель Александра II, действительный член Императорской Российской академии (1818 г.); почётный член Императорской Академии наук (1827–1841 г.) и впоследствии ординарный академик (1841 г.) по Отделению русского языка и словесности, тайный советник (1841 г.).

На творчество Жуковского повлияли его сиротство и несчастная любовь к Маше Протасовой – единокровная племяннице, которая умерла в 21 год, а также литературное окружение.

Начинает Жуковский творческую деятельность как переводчик. Элегия «Сельское кладбище» (1802 г.) – перевод произведения Томаса Грея, который привёл в восхищение Карамзина, который увидел в Жуковском своего преемника и ввёл его в круг сентименталистов.

«Сельское кладбище» – философская элегия, затрагивающая вопросы бытия, жизни и смерти, наказания за грехи. Жуковский не просто перевел стихотворение Грея, он внёс в него нечто близкое сентиментализму – лиризм одинокого сознания, одинокого путника. Жуковский смягчает философию смерти: усиливает пейзаж, который был лишь намечен у Грея.

Впоследствии Жуковский наполняет жанр элегии романтическим содержанием, элегия перестаёт быть слезливой и наполняется внутренним переживанием.

«Вечер» – оригинальная элегия Жуковского. Лирический герой воспринимает природу как явление божественной красоты, постигает величие творца, открывает божественную тайну. С этим связана природа поэтического слова – нет назывных предложений. Поэтическая лексика исключительно экспрессивна.

Лейтмотив тишины в «Вечере»: умирает, угасает.

Жанры, темы лирики Жуковского, своеобразие лирического героя.

1) Элегия внутреннего переживания («Славянка», «К моему гению»), Основной персонаж этих элегий – лирический герой, который заглядывает в себя, открывает состояние души в особенный момент, в момент вдохновения. Одна из главных заповедей творчества: жизнь и поэзия – одно. Дела поэта – слова его. Для этих элегий характерен пристальный психологический анализ: не просто природа в центре внимания поэта, а природа, увиденная человеком, причём одиноким человеком. Жуковского привлекают переходные состояния – вечер. Открывая тайну природы, он задумывается о вечных тайнах бытия. Интерес к миру отдельной личности Жуковский усиливает во много раз.

2) Элегия о творчестве «Невыразимое» – о сущности поэзии. Монолог лирического героя обращён к читателю: как передать не объективную картину пейзажа, а то, что она рождает в душе? Что такое поэзия? 2-я часть – ответы на вопросы: поэзия выражает чувство, которое рождает восприятие природы в душе. Вдохновение рождается в момент, когда герой видит красоту. Отблеском божественной гармонии мира может быть мгновение особой душевной тишины, созерцание природы, феномен общения с близкой душой.

4) Любовная лирика – это романсы к Мине, «Пловец», «О, милый друг, тебе мой. », связанные с реальными событиями, но Жуковский не хотел сказать этого читателю. Самое главное в любовной лирике – родство душ. В этом счастье любви. Родство душ ниспослано свыше, оно ничем не расторжимо. После смерти она встретится с ним там. И никогда больше не расстанется.

Творческое наследие Жуковского представлено произведениями разных жанров, но особое место в нём занимают баллады.

У Жуковского 37 баллад, в основном это переводные произведения: немецкие («Людмила»), античные («Кассандра», «Жалоба Цереры», Гёте «Рыбак» ), английские (В. Скотт «Замок Смальгольм»).

В балладах Жуковский показал мир, где человек встаёт перед лицом судьбы. Как правило, судьба побеждает человека. Рок торжествует – так ощущал свою жизнь и Жуковский.

В балладах поэт знакомит читателя с рыцарством, которого в России не было («Замок Смальгольм», «Иванов вечер»), с католическими легендами, его привлекают мистика и тайны, которыми наполнены европейские баллады.

В.А. Жуковский – один из тех авторов, которые входят в плеяду поэтов пушкинской поры.

Поэты пушкинской поры, поэты пушкинской плеяды, поэты пушкинского круга, Золотой век русской поэзии (список) – обобщающее именование поэтов-современников А. С. Пушкина, вместе с ним входивших в число создателей «золотого века» русской поэзии, как называют первую треть XIX столетия. Поэзия пушкинской поры хронологически определяется рамками 1810–1830-х годов, но не все поэты, творившие в эти годы, относились в к этому кругу.

В большинстве своем поэты пушкинской поры формировались под воздействием карамзинской реформы языка. Исследователи так определяют характерные черты писателей этого круга: «Понятие «поэты пушкинской поры» не только хронологическое. Если Батюшков, Жуковский и Д. Давыдов органически входят в эпоху Пушкина, то Полежаев, Лермонтов, Кольцов принадлежат уже по проблематике и пафосу своей поэзии к эпохе иной, послепушкинской. То же относится к Тютчеву, чья ранняя лирика, хотя она формировалась в атмосфере конца 1820–1830-х годов и достигла тогда высокого совершенства, является все же началом его творческого пути. Что касается поэзии Дельвига, несомненно исполненной обаяния, то ей недоставало существенного – той самой подлинности душевной жизни в лирике, которая была достигнута не только его сверстниками, но и старшими современниками».

Источник

Поэт пушкинской поры оставшийся в истории литературы романтизма как символ молодости и красоты

§ 1. Особенности лирики 1820—1830 гг.

«Пушкинская эпоха”, «пушкинское время”, «пушкинская пора” эти названия определенного периода истории прочно вошли в литературу, в наше сознание и употребляются для ха­рактеристики культуры 1820—1830 гг. Еще более естественны и правомерны понятия «литература пушкинского времени», «поэты пушкинской поры», «поэзия пушкинской эпохи”.

Поэзия пушкинской норы — это та эпоха русской поэзии, в ко­торой вырос Пушкин, в которой работал, творил, на развитие ко­торой оказал решительное влияние и в которой, также под воздей­ствием гения, сделали свои первые шаги те поэты, чье творчество полностью проявилось уже в новые времена, спустя годы.

Поэтому само понятие «поэзия пушкинской поры» охватыва­ет период гораздо более широкий хронолог и чески, чем годы его жизни. В творчестве и литературной деятельности Пушкина со­шлись и связались воедино прошлое, настоящее и будущее рус­ской литературы.

Пушкин входил в русскую литературу в важнейшим, пере­ломный момент ее исторического развития. Литература XVIII в., названная историками «новой русской литературой” в отличие от предшествующей «древнерусской», дала много интересных про- нзведенин, ряд талантливых имен. Эти произведения на рубеже веков еще жили активной жизнью и имели хождение среди чита­телей наряду с последними новинками: еще пелись песни на стихи В. Я. Тредиаковского, а оды М. В. Ломоносова служили образцами.

И в то же время люди зачитывались «Бедной Лизой» Н. М. Карам­зина и романтическими балладами В. А. Жуковского. Таким обра­зом, для Пуши и на и его современ ни ков поэзи я В. Я. Тредиа ковского была такой же живой современной литературой, как и элегии К. Н. Батюшкова.

Одновременно с Пушкиным в этот переломный период в рус­ской поэзии выступил целый ряд замечательных поэтов. Все они были приблизительно одного возраста, люди одного поколения, все испытали на себе воздействие одних и тех же исторических со­бытий, общественных настроений и идей.

Характерной чертой этого поколения, воспитанного на идеях просветительства и мечтах о социальной справедливости (из этого поколения вышли декабристы), было стремление к самостоятель­ности, оригинальности своего пути. Баратынский с гордостью пи­сал о том, что его муза отличается «лица необщим выраженьем». Стремление поэтов к «необщему выраженью» поддерживалось не только самолюбием, а общим направлением «духа времени», кото­рое провозглашало идею ценности каждого члена общества и его права на свое мнение, на свое слово.

Литературу своего времени Пушкин называл «республикой словесности». Кипели литературные споры, создавались партии и общества. Поэты часто говорили о «союзе», «братстве”, что от-

ражало стремление к объединению близких по идейным и худо­жественным ценностям литераторов. Возникали литературные кружки, появились коллективные сборники, альманахи.

Произведения поэтов-современников составили томик «Из­древле сладостный союз. «, названный но строке из послания А. С. Пушкина к Н. М. Языкову:

Издревле сладостный союз Поэтов меж собой связует:

Они жрецы единых муз:

Единый пламень их волнует;

Друг другу чужды по судьбе,

Они родня по вдохновенью.

Каждый из поэтов, обладая большим дарованием, шел своей дорогой. Ни один не повторял Пушкина, но все они объединялись вокруг своего духовного вождя. Все они разделяли гуманистиче­ские представления о жизни, ниспровергая старые правила в ис­кусстве, стремились правдиво выразить мысли и чувства своих современников.

§ 2. Евгений Абрамович Баратынский (1800-1814)

Крупнейший поэт русского романтизма, автор элегий, поэм. Его творчество глубоко и многообразно: он писал и поэмы («Пиры”, «Эда”. «Бал”. «Цыганка» и др.), и прозу, и критические статьи, но все же по преимуществу он лирик, его излюбленный лириче­ский жанр — элегия. Философско-элегический взгляд на жизнь, на судьбу человека доминирует у Баратынского, какой бы темы он ни касался. Главный герой романтической лирики 1810-х го­дов — личность, стремящаяся к свободе, полная мечтательных, гуманных идеалов, противоречивых чувств, живущая в ореоле разочарования, печали, грусти. Последовательно развивая эти мо­тивы, Баратынский преобразует лирику, обогащая ее философско- психологическим содержанием. В его произведениях инструмен­

том познания выступает не чувство, а мысль, стихотворения приобретают ана­литический характер. Ценность человече­ской личности, по мысли Баратынского, состоит не в созерцании мира, не в бег­стве от действительности, а в стойкости и жизнеспособности под ударами судьбы.

Вместо иллюзий и «снов” поэт предпочита­ет рассудительно-спокойное мпровидение.

Он стремится понять, почему терпят кру­шение естественные человеческие порывы, почему исчезают мечты и надежды. Так Баратынский приходит к анализу слож­нейших психологических переживаний, чтобы «холодом ума проверяющего” обнажить внутренние причи­ны угасания чувств и постичь этот процесс в соответствии с при­родой человека, с законами существования его в обществе и мире в целом.

В элегиях Баратынского дана как бы целостная история чув­ства от его полноты до исчезновения; переживание психологиче­ски драматично, закончено, целостно. Не случайно поэт избира­ет для своих произведений момент перехода, «перелива” одного чувства в другое, и этот сложный, не лишенный драматизма путь прокладывается мыслью. В лучших произведениях поэта эмоции и переживания неразрывны с правдивостью и простотой анализи­рующей мысли, именно поэтому творчество Баратынского называ­ют «поэзией мысли”. Сам поэт раскрыл своеобразие своих произ­ведений в элегии «Муза” (1829).

Муза Баратынского не имеет ничего общего с внешней красо­той и изысканностью, она не вызывает слепого обожания, она про­ста, скромна и рассудительна. А главное ее достоинство — ‘‘ее лица необщее выраженье”, как определял сам поэт суть своего творче­ства.

Не ослеплен я музою моею;

Красавицей ее не назовут,

И юноши, узрев ее, за нею Влюбленною толпой не побегут.

Приманивать изысканным убором.

Игрою глаз, блестящим разговором Ни склонности у ней, ни дара нет;

Но поражен бывает мельком свет Ее лица необщим выраженьем.

Ее речей спокойной простотой;

И он скорей, чем едким осужденьем,

Ее почтит небрежной похвалой.

§3. Николай Михайлович Языков (1803-1846)

Поэт принадлежал к старинно­му и богатому роду симбирских дво­рян. Наследство, полученное Николаем и его старшими братьями Петром и Александром, позволило поэту спокойно жить и творить. Братья учились в Горном кадетском корпусе, затем в Институте корпуса инженеров путей сообщения, ко­торый Николай не окончил. Впоследствии молодой поэт оказался в прибалтийском городе Дерпте (Тарту), где приобщился к вольной студенческой среде. Здесь он стал своим, его удалые песни пелись на студен­ческих праздниках, с его именем стали связывать студенческую поэзию наслаждения жизнью. Таким вошел Языков в тогдашнюю литературу.

Литературными кумирами, «питомцами вдохновения” мо­лодой поэт считал Батюшкова, Жуковского, Карамзина. Рядом с их именами вскоре появляются имена Байрона и Пушкина. Но не только у этих поэтов учился романтик Языков. К гармо­нии и точности стиха, к пластике и мелодичности поэтов школы Жуковского он хотел прибавить то, чего в ней не было, — мощь и торжественность. Языков искал силу стиха и нашел ее в «высоком косноязычии” поэтов XVIII в. — Ломоносова и Державина. Здесь же он нашел любовь к возвышенным темам.

Встреча с Пушкиным в 1826 г. в Тригорском составила целую эпоху в биографии Языкова. Встрече этой поэт обязан лучшими своими стихотворениями. Пушкин любил Языкова как поэта, любил его слог, «твердый, точный и полный смысла”. Он писал в «Литературной газете”: «С самого появления своего сей поэт удив­ляет нас огнем и силою языка. Никто самовластнее его не вла­деет стихом и периодом”. Пушкин поддерживал молодого поэта, способствовал развитию его таланта, приглашая сотрудничать в «Московском вестнике” и «Современнике”.

Мощная, органичная, яркая поэзия Языкова была к тому же многоликой. Поэт создавал вольнолюбивые стихи («Н. Д. Ки­селеву”), обращался к исторической тематике (поэмы «Ала”, «Кудесник», «Олег»), писал дружеские стихи в духе студенчества («Гений», «Молитва») и на тему предназначения музы («Барону Дельвигу”).

Поэт не любил сухой теоретической мысли, стремился соеди­нить поэтический язык и мысль в гармоническое целое, и это ему блестяще удавалось. Лучшие языковские стихотворения пред­ставляют собой образцы, пластичные, завершенные, полноцен­ные и как бы светящиеся изнутри гармонией, изяществом, словно «сотканным из света», как сказал о них Гоголь. Сам поэт говорил о своей музе так:

Молва стихи мои хвалила,

Я непритворно верил ей,

И поэтическая сила Огнем могущественным била Из глубины души моей!

У разноликих творений Языкова есть одна основа, одна глав­ная мысль, которая если и не выражена в них прямо, то все же присутствует всегда и озаряет стихи ровным и сильным светом. Это прочная основа — постоянная мысль о России. В историю сло­весности Языков вошел как поэт-патриот, певец России. Особенно сильна и неотступна мысль о родине в стихотворении, написанном на чужбине. В далекой чудесной Ницце, где Языков лечился от тя­желой болезни, было написано одно из самых «русских» произве­дений — повесть в стихах «Сержант Сурмин”.

В истории русского романтизма имя И. М. Языкова занимает достойное место рядом с именем его учителя Жуковского и дру­гих поэтов школы «гармонической точности». Языков своим яр­ким творчеством продлевает традиции романтизма до середины 40-х годов.

Нестареющие образы языковской поэзии заставляют заду­маться о вечной молодости настоящего искусства и вспомнить ве­щие пушкинские строки: «Произведения истинных поэтов остают­ся свежи и вечно юны”. Обратимся к одному из самых знаменитых стихотворений Языкова, которое стало народной песней.

Это стихотворение «Пловец», написанное в 1829 г. Герой произ­ведения — мужественный пловец, смело преодолевающий «бурю”, «непогоду», «громаду вод” и стремящийся найти «блаженную

страну», тихую, спокойную, счастливую. Как се достичь? Только с помощью силы и смелости — «но куда выносят волны только сильного душой». Любимое слово Языкова «сила” является ключе­вым. в нем глубокое внутреннее убеждение поэта, его вера в побе­ду пловца. Пловец — символ жизни вообще, символ судьбы самого поэта, воплощенной в поэтическом слове. Вместе с тем это и са­моценный художественный образ, причем настолько общезначи­мый. абсолютный, настолько узнаваемый в своей строгой красоте, что стихотворение быстро стало народной песней.

Языков предсказал жизнь своему «Пловцу”, утверждая «прям и крепок парус мой”. Действительно, «Пловец» победил морскую стихию, а вместе с ним навсегда остался в литературе и народной памяти и сам поэт, хотя не все знают, что песня «Нелюдимо наше море” создана на слова языковского стихотворения.

Нелюдимо наше море.

День и ночь шумит оно;

В роковом его просторе Много бед погребено.

Смело, братья! Ветром полный Парус мой направил я:

Полетит на скользки волны Быстрокрылая ладья!

Облака плывут над морем.

Крепнет ветер, зыбь черней.

Будет буря — мы поспорим И помужествуем с ней.

Смело, братья! Туча грянет,

Закипит громада вод.

Выше вал сердитый встанет,

Глубже бездна упадет!

Там, за далью непогоды,

Есть блаженная страна:

Не темнеют неба своды,

Не проходит тишина.

Но туда выносят волны Только сильного душой.

Смело, братья! Бурей полный Прям и крепок парус мой.

§ 4. Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805-1827)

Представитель древнего, заслуженно­го и богатого дворянского рода. Родители поэта слыли в Москве людьми просвещен­ными и хлебосольными, в доме у них соби­рались художники и артисты.

Дмитрия Веневитинова называли са­мым красивым поэтом пушкинской эпохи.

Одна из его современниц оставила приме­чательное словесное описание поэта: «Это был красавец в полном смысле этого слова.

Высокого роста, словно изваяние из мрамо­ра. Лицо его имело кроме красоты какую- то еще прелесть неизъяснимую. Громад­ные голубые глаза, опушенные очень длинными ресницами, сияли умом”. Юный поэт обладал к тому же звучным голосом незаурядного певца и блестящим даром сло­ва. Сравнение с античным богом Адонисом дополняло его роман­тический облик.

Знатное происхождение, богатство, счастливая внешность, блестящие способности и прекрасное воспитание открывали по­эту дорогу к незаурядной жизненной судьбе. Веневитинов начал удивлять своих современников уже в стенах Московского уни­верситета, где он являлся вольным слушателем на лекциях по истории, литературе и философии. Юный поэт был не только сви­детелем, но н активным участником споров классицистов и роман­тиков о будущем литературы. Увлечение философией привело его в «Общество любомудрия”, которое объединяло молодых поэтов и философов. Цель общества была определена в названии — любовь к мудрости, изучение античной и немецкой философии, работа над созданием оригинальной отечественной философии, из кото­рой, по мнению любомудров, и должна была возникнуть новая русская литература.

На первый взгляд, поэзия Веневитинова — это смешение со­вершенно различных тем, мотивов. Поэт писал и элегические стихи, и вольнолюбивую лирику, и философские строки, и сти­хи о гармонии человека и природы. Его лирический герой одно­временно элегический мечтатель и бурный байронический об­раз. Этот образ неотделим от темы времени, мировой истории, вечности. Веневитинов, продолжая традиции романтизма, шел

в поэзии своим путем. Об этом писал его друг А. С. Хомяков: «С Веневитиновым, бесспорно, начинается новая эпоха для рус­ской поэзии, эпоха, в которой красота формы уступает первенство красоте и возвышенности содержания».

Провозглашая философское направление в поэзии, Веневити­нов писал:

Без мыслей гений не творит,

И самый редкий ум С одним природным чувством К высокому едва ли воспарит.

Молодого поэта ценили Пушкин, Дельвиг, Языков. Пушкин рассказывал ему о своих творческих замыслах, с интересом про­чел и по достоинству оценил статью Веневитинова о первой главе романа «Евгений Онегин”, Два поэта много общались, обсуждая свои произведения, настоящее и будущее поэзии.

Люби питомца вдохновения И гордый ум пред ним склоняй;

Но в чистой жажде наслаждения Не каждой арфе слух вверяй.

Не много истинных пророков С печатью власти на челе,

С дарами выспренных уроков,

С глаголом неба на земле.

§ 5. Константин Николаевич Батюшков

В истории русской литературы этот поэт стоит рядом с Жуковским как один из основателей романтизма. Сравнивая двух поэтов, Белинский писал: «Направление поэзии Батюшкова совсем противоположно направлению поэзии Жуковского”, от­мечал определенность и ясность как главные признаки поэзии Батюшкова, противопоставленные неопределенности и туманно­сти Жуковского.

Лирический герой Батюшкова — это свободный человек, бурно проявляющий свои чувства, с радостью предающийся на­слаждениям жизни. Поэт стремится воз­высить, облагородить чувства, придать им духовную содержательность, и с этой целью он обращается к античному миру.

Античный колорит и мифология прида­ют его произведениям яркость, празднич­ность, театральность, торжественность.

Так, например, в стихотворении «Вак­ханка» Батюшков употребляет высокую одическую лексику. Он пишет «Жрецы Вакховы текли”, а не шли или бежали; вместо слова «одежды» поставит «ризы”. В «Моих пенатах” мифо- логическая образность и одическая речь совмещаются на равных правах с русскими реалиями. Таким образом, высокий стиль по­зволяет перенести стихи в сферу искусства, сделать этот мир жи­вописным, динамичным, пластичным, сообщить чувственной страсти духовный смысл.

После войны 1812 г., которая потрясла поэта, в его твор­честве изменчивый мир страстей уступает роковым, печаль­ным мотивам, усиливаются темы одиночества и разочарования («К Дашкову”, «На развалинах замка в Швеции”).

О, память сердца! Ты сильней Рассудка памяти печальной И часто сладостью своей Меня в стране пленяешь дальней.

Я помню голос милых слов,

Я помню очи голубые,

Я помню локоны златые Небрежно вьющихся власов.

Моей пастушки несравненной Я помню весь наряд простой,

И образ милый, незабвенный Повсюду странствует со мной.

Хранитель гений мой — любовью В утеху дан разлуке он;

Засну ль? приникнет к изголовью И усладит печальный сон.

§6. Конлратий Федорович Рылеев (1795—1826)

В истории русского романтизма есть особое направление, которое называют гражданским. Это декабристская поэзия. Движение декабристов — яркая страница в истории государства, отразившаяся и в литературе.

Многие декабристы были незаурядны­ми поэтами, среди них было много дру­зей Пушкина. Свой литературный талант поэты-декабристы использовали в борьбе за свободу, подчиняли общественным ин­тересам.

Гражданское направление развивали такие поэты, как П. А. Катенин, В. К. Кю­хельбекер, К. Ф. Рылеен и многие другие. Они связывали с поня­тием романтизм воспитание прежде всего гражданских, патрио­тических чувств. Рылеев писал: «Я не поэт, а Гражданин”.

Я ль буду в роковое время Позорить гражданина сан И подражать тебе, изнеженное племя Переродившихся славян?

Нет, не способен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой И изнывать кипящею душой Под тяжким игом самовластья.

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы.

Пости гнуть не хотят предназначенье века И не готовятся для будущей борьбы За угнетенную свободу человека.

Пусть с хладною душой бросают хладный взор И справедливые потомков укоризны.

Они раскаются, когда народ, восстав.

Застанет их в объятьях праздной неги И. в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдет ни Брута, ни Риеги.

В отличие от Жуковского эти поэты выдвинули на первый план национально-историческую и гражданско-героическую тема­тику. При этом подлинным содержанием искусства для них оста­валась душа, но не наедине с собой, а в контексте окружающего мира. Высокие порывы, нравственность, по мнению декабристов, воспитываются в обществе, рождаются в гражданской истории. Поэтому в поэзии нашли свое воплощение многие события на­циональной истории и героического прошлого (у Рылеева, напри­мер. «Ольга при могиле Игоря”, «Богдан Хмельницкий”, «Иван Сусанин” и др.).

Гражданский пафос произведений определил жанровую специ­фику. Это в основном думы, исторические элегии, поэмы. Даже в любовных элегиях декабристов проявляются гражданские моти­вы.

Революционный пафос поэзии декабристов, их взгляды и вся многообразная деятельность значительно повысили обществен­ный тон литературы, и не было ни одного поэта, который в той или иной степени не разделял воззрений декабристов или не со­чувствовал им. В том, что декабристы высоко подняли идейный уровень романтической поэзии, состоит их неоценимая заслуга.

Русский романтизм был явлением историческим, целой куль­турной эпохой, полной жизни, страстей, всеобщих исканий. Романтики всех течений достигли немалого: они провозгласили и отстояли гуманистические ценности, подвергли сомнению и пере­смотру правила классицизма, разрушили связь между жанром и стилем, добились лексической и стилистической точности слова. Всем этим они проложили дорогу свободному, искреннему выра­жению переживаний, развитию гармонии и совершенства в поэ­зии, как писал Л. А. Дельвиг — вдохновению.

Как часто к нам слетает вдохновенье,

И краткий миг в душе оно горит;

Но этот миг любимец муз ценит.

Как мученик с землею разлученье.

В друзьях обман, в любви разуверенье,

Забыты им: восторженный пиит Уж прочитал свое предназначенье.

И презренный, гонимый от людей.

Блуждающий один под небесами.

Он говорит с грядущими веками;

Он ставит честь превыше всех частей.

Он клевете мстит славою своей И делится бессмертием с богами.

Романтическая эпоха счастливо совпала с пушкинской, когда в литературе появилось и засияло созвездие поэтических имен, давшее право назвать это время Золотым веком русской поэзии. Великое слово «самобытность” определяет своеобразие творчества каждого из поэтов. В нашем обзоре названы далеко не все имена представителей Золотого века, а только наиболее яркие, представ­ляющие различные течения романтической школы. В целом же поэзия пушкинской поры — это самородок, отливающий многими гранями, и каждая грань по-своему ценна и прекрасно.

Романтическая школа в русской литературе, отразившаяся в поэзии Жуковского и Батюшкова, в творчестве поэтов пушкин­ской поры, в романтических повестях Бестужева-Марл и некого, Одоевского, Вельтмана, была продолжена в лиро-эпических про­изведениях Пушкина и Лермонтова.

1. Назовите имена поэтов представителей Золотого века русской поэ­зии.

2. Расскажите о жизни и творчестве Е. А. Баратынского. Прочитайте сти­хотворение «Муза». Как вы понимаете слова поэта о музе, отличающей­ся «лица необщим выраженьем»?

3. Каким образом создавалась «поэтическая сила” и гармония стихов Н. М. Языкова? Прочитайте и проанализируйте стихотворение «Пло­вец».

4. Что объединяло поэтов и философов в «Обществе любомудрия»?

5. Расскажите о жизни и творчестве Д. В. Веневитинова. Каков ого лири­ческий герой — элегический мечтатель или байронический бунтарь?

6. Назовите основные темы лирики К. Н. Батюшкова. Почему его наравне с В. А. Жуковским считают основоположником русского романтизма?

7. Какое направление русской романтической лирики называют особым? Назовите представителей этого направления.

8. Расскажите о жизни и творчестве К. Ф. Рылеева. В чем заключается па­фос его лирики?

9. Какие произведения поэтов пушкинской поры вам запомнились боль­ше всего?

10. Выучите наизусть понравившиеся вам стихи.

2. Что объединило поэтов, каждый из которых был яркой талантливой личностью, имеющей свой путь в литературе?

3. Прочитайте в рабочей тетради поэтические послании представителей Золотого века русской поэзии. Что нового оы узнали об Л. С. Пушкине и поэтах пушкинской поры из посланий? Подтвердите свой ответ цита­тами.

5. Какие факты биографии поэтов отражены в посланиях? Напишите ре­ферат об одном из поэтов пушкинской поры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *