почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии

Соловки

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь – одна из святынь Вселенского православия. Соловки издавна называли царством монахов: с XV в. по Божиему произволению земля эта освещается духовными подвигами иноков, а в XX в. обагрилась святой кровью мучеников и исповедников российских.

почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии. Смотреть фото почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии. Смотреть картинку почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии. Картинка про почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии. Фото почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии

Трудно выразить словами то впечатление, которое производит на мореплавателей, подходящих к острову, Соловецкий монастырь. Подобно сказочному Китеж-граду восстает он из северных вод Белого моря. Вот как описывает Соловки англичанин Артур Брайс, статья которого «Жизнь в русском монастыре» была опубликована в ноябре 1899 г.: «Я, иностранный еретик, прибыл в этот отдаленный угол Московской империи… в самое сердце грозного Белого моря – моря льдов, чтобы посетить одно из святейших мест всей России – монастырь Соловецких островов. Рано утром мы приближаемся к Соловецкой пристани… По обеим сторонам залива лежат зеленые полуострова, как бы простирая к нам руки для приветствия, далее вдоль песчаной дороги, которая служит набережной, группы монахов, одетых в черное, то размыкаются, то смыкаются. А за ними и над ними поднимаются золотые кресты Соловков во всей их изумительной красе. Мы глядим на них, очарованные. Прежде всего, громадный внешний вал из дикого красного камня, затем белые стены множества церквей, часовен и монастырских зданий, далее ряд над рядами зеленых крыш и купола за куполами, а надо всем этим и выше всего остального – бесчисленные золотые кресты отражают пламя солнечного света. Тут же близко – небольшой холм, окруженный темно-зелеными березами, спускается к зеркалу тихого озера. Картина закончена. Она дышит покоем порядка, чистой радостью, той красотой, которую я пришел искать издалека и которой, теперь знаю, я никогда не видел раньше… Острова всецело принадлежат монахам, все работы по земледелию, рыбной ловле и лесоводству ведутся исключительно ими самими… В целом это монашеское царство: народ и правители – все исключительно монахи в разных монастырских степенях».

Духовная крепость

Начало монашеской жизни на Соловках положили в XV в. старец Савватий и молодой инок Герман, избравшие для служения Богу в безмолвии и уединении Соловецкие острова, расположенные на самом краю земли – в суровом Белом море, в 165 км от Северного полярного круга. В 1429 г. подвижники переправились на Большой Соловецкий остров и поселились возле горы, впоследствии получившей имя Секирной – в память происшествия, которым Бог явным образом указал на предназначение этих земель. Два Ангела высекли розгами жену рыбака, который со своим семейством осмелился обжиться на острове по примеру монахов, и повелели им немедленно удалиться отсюда, ибо «благоволи Бог на пребывание иноческого чина устроену быти месту сему». Преподобные Савватий и Герман прожили в северной пустыни шесть лет «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему», затем остров ненадолго опустел: во время отъезда собрата, отплывшего на материк, преподобный Савватий почувствовал приближение смерти и, желая причаститься Святых Христовых Таин, в одиночку переправился в селение Сорока на реке Выг. Здесь, приобщившись у игумена Нафанаила, 27 сентября/10 октября 1435 г. отошел ко Господу.

Но уже в следующем году на Соловках вновь появились монахи – преподобный Герман вернулся с новым собратом – молодым иноком Зосимой. В 1436 г. они прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились в двух верстах от места, где теперь стоит монастырь. Господь показал преподобному Зосиме будущую обитель – ему явилась прекрасная церковь в небесном сиянии. На этом месте иноки построили первый на острове деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезной.

Так было положено основание монастырю, игуменом которого в 1452 г. братией избирается преподобный Зосима. По мере умножения братии неподалеку возводится церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, куда в 1465 г. были перенесены святые мощи начальника монашеского жития на Соловках преподобного Савватия.

17/30 апреля 1478 г. отошел ко Господу преподобный Зосима, а в следующем году – преподобный Герман.

Кончина основателей монастыря совпала по времени с падением Новгородского княжества – власть над его землями перешла к великому князю Московскому. Он подтвердил право обители на вечное владение Соловецкими островами, данное монастырю архиепископом Новгородским и правителями Новгородской республики. Московские государи заботились о процветании Соловецкого монастыря, видя в нем как оплот православия на Севере, так и опорный пункт против набегов шведов, датчан и финнов.

К середине XVI в. Соловецкая обитель достигла наивысшего духовного и материального процветания, хотя значительный ущерб монастырскому хозяйству наносили пожары (особенно разорительными были пожары 1485 и 1538 гг.). Наибольший расцвет обители приходится на годы игуменства святителя Филиппа (1548–1566), развернувшего грандиозное каменное строительство. В течение 1552–1566 гг. новгородские зодчие и братия возвели храм в честь Успения Божией Матери с Трапезной и Келарской палатами (1552–1557). В 1558–1566 гг. построен главный храм обители – Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия. Заботы святителя Филиппа распространялись на все монастырские земли: при нем на острове проложены дороги, озера соединены каналами, на острове Большая Муксалма устроена ферма.

Укрепление монастыря как «государевой крепости» продолжалось на протяжении последующих веков. При игумене Иакове в 1582–1594 гг. из природного камня возведены мощные стены и башни. Особенно усилилась оборонительная роль обители в игуменство преподобного Иринарха (1614–1626).

Надо отметить, что прибрежным жителям и монахам не было покоя от «свейских немцев» (шведов), так что отряд стрельцов, который нес сторожевую службу в обители, был увеличен до 1040 человек. Впрочем, усилия власти по превращению монастыря в оборонительную крепость отчасти обернулись против нее во время «Соловецкого сидения» 1668–1676 гг. Тогда соловецкие монахи отказались принимать церковную реформу Патриарха Никона, кстати, соловецкого постриженика. Восемь лет монастырь безуспешно осаждало царское войско, и, если бы не предательство одного из иноков, неизвестно, сколько бы еще могла сопротивляться укрепленная твердыня.

В 1694 г. во время морского вояжа Соловки посетил император Петр I, что стало свидетельством прощения опального монастыря. Во второй раз государь прибыл на острова в 1702 г. ввиду войны со Швецией, тогда же он встретился со своим бывшим духовником Иоанном (преподобным Иовом), впавшим в немилость и сосланным в северную обитель.

В XIX в., несмотря на нехватку рабочих рук, строительство и благоустройство на Соловках продолжалось. В 1824 г. при кладбище деревянная церковь во имя преподобного Онуфрия Великого заменена каменной, в то же время архимандритом Макарием основана пустынь, теперь называемая Макариевской, – уникальное сооружение для северного края. Здесь были построены отапливаемые теплицы (тепло подавали по трубам от воскобелильного завода), разбит ботанический сад, где вызревали арбузы, дыни, персики, виноград. На аптекарском огороде выращивали лекарственные растения для монастырской больницы. Коллекция сада насчитывала более 500 видов редких цветов, растений, деревьев, включая кедры, из разных географических зон, – наглядный пример, чего можно добиться трудом, соединенным с молитвой.

В 1859 г. в связи с увеличением числа паломников сооружен Свято-Троицкий собор. Над святыми мощами преподобного Германа вместо часовни построена в 1860 г. освященная в его честь церковь. В этом же году освящен храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» в Савватиевской пустыни – на месте первых трудов преподобных Савватия и Германа, а в двух верстах от пустыни, на Секирной горе, где два Ангела явились жене рыбака, появился новый Спасо-Вознесенский скит. Одним из самых грандиозных гидротехнических сооружений того времени является Муксалмская дамба (1859–1866).

Устав Соловецкого монастыря запрещал держать поблизости скот, поэтому монастырский скотный двор был основан на острове Большая Муксалма, сообщение которого с Большим Соловецким затруднял пролив Железные Ворота. Это препятствие устранила дамба-мост (длина 1200 м, высота 4 м, ширина 6–15 м), при строительстве которой использовалась технология, впервые примененная в XVI в. для устройства Филипповских садков, – дамба сложена из местных валунов, уложенных без раствора.

Игумену Филиппу монастырь обязан и своей иконописной школой: при увеличении числа храмов святитель пригласил на Соловки иконописцев из Великого Новгорода и, возможно, из Москвы. Постепенно у них появились ученики, и в 1615 г. здесь была организована своя Иконописная палата, на базе которой в 1887 г. открыта живописная школа. Причем на протяжении двух веков иконописцы Соловецкого монастыря сохраняли традиционные черты русской темперной живописи, в то время как в других областях Руси иконописание пришло в упадок.

К началу XX в. в монастыре насчитывалось 19 церквей с 30 престолами, 30 часовен, шесть скитов и три пустыни. При обители действовали училище для детей поморов, братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литографическая мастерская, биостанция – первое научное учреждение в Беломорье. В 1879 г. на Анзере силами монастыря была открыта спасательная станция. Монастырь содержал на архипелаге около тысячи трудников, работавших ради молитв преподобных, и несколько сот наемных рабочих. Число паломников достигало 23 тыс. в год. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на Соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Но это было затишье перед бурей.

70 лет вавилонского плена

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845–1913) предсказывал: «Монастыри будут в великом гонении и притеснении… Истинные христиане будут ютиться в маленьких церквочках. И вы доживете до тех времен, когда опять будут мучить христиан, и мучения их будут подобны древним». Это пророчество исполнилось в XX в.

После октябрьского переворота 1917 г. богоборческая власть объявила войну народу и Церкви. В 1920 г. Соловецкий монастырь был закрыт, а в 1923 г. здесь размещен концлагерь – Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный в 1937 г. в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН).

В помещениях Спасо-Вознесенского скита на Секирной горе размещался штрафной изолятор, в котором с особой жестокостью пытали и калечили людей. Под горой приводили в исполнение смертные приговоры. На Анзерской Голгофе был устроен стационар медчасти, сюда свозили заключенных, заболевших тифом, как вспоминают очевидцы, – не лечить, а умирать. Многие не выдерживали мук, ломались духовно и физически, но немало было и тех, кто показывал чудеса мужества, заставляющие вспомнить о временах первых мучеников за христианскую веру. Среди верующих многие даже воспринимали заключение на Соловках как знак особой милости Божией. Ю.И. Чирков, попавший в лагерь 15-летним подростком, рассказывает: «Сквозь дрему я услышал тонкий жалобный плач, отец Василий, священник из Рязани, с зеленоватой от старости бородой, стоял в углу на коленях, молился и плакал. Я не мог вынести и спустился, чтобы утешить старика. Оказалось, он плакал от радости, что умрет не где-нибудь в тайге, а на земле, Зосимой и Савватием освященной».

Более 30 новомучеников и исповедников Соловецких были прославлены Церковью и канонизированы юбилейным Архиерейским Собором 2000 г., в том числе священномученики Евгений (Зернов), митрополит Горьковский (1937); Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский (1937); Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (1929); Петр (Зверев), архиепископ Воронежский (1929); Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский (1932); протоиерей Владимир (Лозина-Лозинский, 1937), протоиерей Александр Сахаров (1927); священник Иоанн Скадовский (1937); иерей Иоанн (Стеблин-Каменский, 1930); преподобномученики архимандрит Вениамин (Кононов, 1928), иеромонах Никифор (Кучин, 1928) и многие другие.

Cсыльный епископат стал авторитетным органом Церкви, голос которого из тюремного застенка был слышен всей России. В мае 1926 г. духовенством СЛОН было составлено знаменитое «Обращение православных епископов из Соловецких островов к правительству СССР», в котором были изложены принципы, определяющие отношение Церкви к государству. До 1929 г. на Соловках еще проводили богослужения. После закрытия монастыря около 60 человек братии добровольно остались в лагере в качестве вольнонаемных. Они совершали богослужения в церкви преподобного Онуфрия Великого на монастырском кладбище. С 1925 г. в богослужениях было разрешено принимать участие и заключенным. «Службы в Онуфриевской церкви нередко совершало по несколько епископов, – пишет Олег Волков. – Священники и диаконы выстраивались шпалерами вдоль прохода к алтарю… Богослужения были приподнято-торжественными… ибо все мы в церкви воспринимали ее как прибежище, укрывающее от врагов. Они вот-вот ворвутся». В 1932 г. последних соловецких монахов выслали с архипелага, богослужения запретили.

В 1939 г., когда обострились советско-финляндские отношения, Соловецкая тюрьма была расформирована. Бывший узник СТОНа академик Александр Баев вспоминает: «В один из июльских дней 1939 г. вдруг загремели открываемые засовы камер. Все насторожились: что это значит? Поголовное уничтожение? Но происходило совершенно иное: обитателей камер выпустили на обширный монастырский двор и все увидели то, что так тщательно скрывала тюремная администрация до той поры, – обитателей Соловецкой тюрьмы. Соловецкие острова передавались в ведение учебного отряда Северного флота. Ценные предметы Соловецкого монастыря, хранившиеся в музее концлагеря, вывозились в музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Заключенные распределялись по северным лагерям – в рудники Норильска, шахты Воркуты, на Кольский полуостров. Остатки Соловецкого концлагеря подлежали уничтожению».

Во время нахождения в монастыре учебного отряда были уничтожены чудесные росписи Спасо-Преображенского собора 1863 г. Сохранилось лишь изображение лика Господа Вседержителя в куполе. После Второй мировой войны на острове располагались различные подразделения вооруженных сил. С 1967 г. все здания и сооружения перешли в ведение Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника, реорганизованного в 1974 г. в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, существующий и сейчас.

«Бог поругаем не бывает»

В конце прошлого века началось возрождение православной жизни в России. На Соловках 14 апреля 1989 г. была зарегистрирована православная община, которой переданы находившаяся в аварийном состоянии церковь и часовня во имя святителя Филиппа и келейный корпус Филипповой пустыни. Первые богослужения совершали в часовне, освященной 2 июля 1989 г. игуменом Германом (Чеботарем), бывшим настоятелем храма во имя Преподобного Сергия села Ширша Архангельской области, ныне – духовником Соловецкого монастыря.

25 октября 1990 г. определением Святейшего Синода благословлено открытие Соловецкого монастыря, и уже 28 октября в домовой церкви, устроенной братией в одном из корпусов, была отслужена первая литургия. Исполняющим обязанности наместника был назначен игумен Герман (Чеботарь).

С 1992 по 2009 г. наместником Соловецкого монастыря являлся архимандрит Иосиф (Братищев).

Перед праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, 4 апреля 1992 г., наместник совершил малое освящение Благовещенской церкви. Вечером, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, состоялся первый постриг в монашество двух насельников возобновленной обители. Имена давали по жребию: одному досталось имя Савватий, в честь преподобного Савватия, Соловецкого чудотворца, другому – Елеазар, в честь преподобного Елеазара Анзерского. С тех пор наречение имен по жребию из числа Соловецких святых при монашеских и иноческих постригах стало традицией в монастыре.

Накануне престольного праздника обители, 17 августа 1992 г., наместник монастыря совершил малое освящение Спасо-Преображенского собора.

19–21 августа 1992 г. произошло долгожданное событие: честные мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в Соловецкую обитель. Торжества возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где были поставлены мощи Соловецких чудотворцев. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II с 1993 г. установлено празднование Второго перенесения святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа 8/21 августа, а на следующий день, 9/22 августа, совершается память Собора Соловецких святых.

Продолжая древнюю соловецкую традицию, братия монастыря воздвигла Поклонный крест у Секирной горы 21 августа 1992 г. в память всех погибших узников Соловецкого лагеря. 3 июля 1994 г. Поклонный крест в память пострадавших православных иерархов воздвигнут у подножия горы Голгофы на острове Анзер. Благословением Святейшего Патриарха от 7 апреля 1995 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, восстановлен исторический титул обители: Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 25 марта 2000 г. установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Соловецких 10/23 августа. С июня 2003 г. возобновлена монашеская жизнь в Свято-Вознесенском скиту на Секирной горе.

В октябре 2009 г. наместником Соловецкого монастыря назначен архимандрит Порфирий (Шутов), ранее исполнявший послушание казначея Свято-Троицкой Лавры.

В настоящее время богослужение в обители совершают постоянно во всех восстановленных храмах: в церкви святителя Филиппа, надвратном храме Благовещения Пресвятой Богородицы; в летнее время – в Спасо-Преображенском соборе и в храме Успения Пресвятой Богородицы. На острове Анзер постоянное богослужение проводят в церкви Воскресения Христова. В храмах скитов, большинство из которых еще не восстановлено, богослужение проводят периодически, как правило, в летнее время.

В обитель с каждым годом приезжает все больше паломников. Вновь зазвучали молитвы Соловецким чудотворцам. Соловки постепенно становятся тем, чем они были на протяжении шести веков, – островами молитвы среди житейского моря.

Среди святых, подвизавшихся в разные годы в Соловецком монастыре, особо почитаются в России преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV в.), преподобный Елисей Сумский (XVI в.), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI в.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI в.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI в.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII в.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII в.), преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого скита на острове Анзер (XVII в.), преподобный Иов (в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII в.) и многие другие.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Соловки.ppt

почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии. Смотреть фото почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии. Смотреть картинку почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии. Картинка про почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии. Фото почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии

Описание презентации по отдельным слайдам:

СВЯТОЙ ФИЛИПП (КОЛЫЧЕВ) * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

* http://aida.ucoz.ru * С 16-19 вв. на территории монастыря расположены культовые сооружения, соединённые крытыми переходами, окружённые жилыми и хозяйственными помещениями. В том числе: трапезная и Успенский собор (построены в 1552—1557 гг.), Преображенский собор (1558—1566 г.г.), церковь Благовещения (1596—1601 г.г.), каменные палаты (1615г.), водяная мельница (начало XVII века), колокольня (1777г.), Николаевская церковь (1834г.). Успенский собор Спасо-Преображенский собор Колокольня Водяная мельница http://aida.ucoz.ru

Раскопки на Секирной горе

Перенесение святых мощей Соловецких чудотворцев из Санкт-Петербурга в Соловецкую обитель в августе 1992 г. «Множество петербуржцев пришли проститься с преподобными Соловецкими чудотворцами, покидавшими град Святого Петра и возвращавшимися в родную обитель. Весь день не иссякал поток молящихся у гробницы преподобных Зосимы, Савватия и Германа. «Множество петербуржцев пришли проститься с преподобными Соловецкими чудотворцами, покидавшими град Святого Петра и возвращавшимися в родную обитель. Весь день не иссякал поток молящихся у гробницы преподобных Зосимы, Савватия и Германа.

* http://aida.ucoz.ru * 19-21 августа 1992 г. мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в обитель. Торжества возглавлял Патриарх Алексий II; 22 августа (по н. ст.) стало праздноваться как Собор Соловецких святых. Преподобные Зосима, Савватий, Герман – Соловецкие чудотворцы http://aida.ucoz.ru

* http://aida.ucoz.ru * «СОЛОВКИ ДОЛЖНЫ ЗАНЯТЬ ОСОБОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ СТРАНЫ И ВСЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, И ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ ОБРЕЛ БЫЛУЮ СЛАВУ. ДУХОВНОЕ, РЕЛИГИОЗНОЕ, ИСТОРИЧЕСКОЕ, КУЛЬТУРНОЕ И ДАЖЕ ПРИРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОЛОВКОВ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОДДЕРЖАНО ОСОБЫМ СТАТУСОМ ЭТОГО МЕСТА.» КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ http://aida.ucoz.ru

Выбранный для просмотра документ Урок СОЛОВКИ.docx

почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии. Смотреть фото почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии. Смотреть картинку почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии. Картинка про почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии. Фото почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россииМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ерофеевская основная общеобразовательная школа

Тарасовского района Ростовской области

Духовная твердыня России –Соловецкий монастырь

Подготовила Алферова М.В.,

учитель ОПК, литературы и музыки.

Цель: формирование у учащихся понятия «духовная твердыня» (твердость духа), формирование образа соловецких святых преподобных Савватия, Германа и Зосимы, как пример духовной силы и истинного служения Богу, своей Родине и народу.

познакомить с житиями преподобных Савватия, Германа, Зосимы и Филиппа;

рассмотреть исторический архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря- величайшую святыню России, русский северный Афон;

определить христианские добродетели, проявленные святыми.

— Познакомить учащихся с историей возникновения Соловецкого монастыря

— Показать значимость Соловецкого монастыря в истории России.

— Познавательные УУД Развитие умения анализировать текст, извлекать необходимую информацию, развивать логические действия анализа, сравнения, установливать причинно- следственные связи.

— Регулятивные УУД Развитие умения планировать собственную деятельность, осуществлять целеполагание.

— Коммуникативные Развитие умения работать в группе и в парах, участвовать в дискуссии, строить логические суждения, высказывать собственную позицию, приводить примеры из личного опыта.

-Способствовать формированию ценностного отношения к святыням своей страны, с вниманием относиться к людям с ограниченными возможностями.

Форма урока: беседа.

Приветствие учащихся. Размышление о радости.

-Что необходимо человеку, чтобы испытать радость?

— Большинство людей, чтобы ощутить чувство радости отправляются в путешествия.

-Вы любите путешествовать?

-Где вы предпочитаете проводить время отдыха?

-Что движет желанием людей отдохнуть на Севере нашей страны?

— Как вы думаете, что тянуло на Север людей, живших в 15 веке. ведь нетронутой природа была и в центральной части страны? Желание уединиться, испытать свои силы, укрепить себя духовно. И занятие наше будет посвящено духовной твердыни России, а что это за удивительное место, мы сегодня узнаем.

Вам хотелось бы узнать, о ком идет речь? Вы хотели бы быть целеустремленными, твердыми, сильными людьми? А значит, давайте поскорее начнем разгадывать все тайны. Разделимся на группы. Для каждой группы будет задание. Правильно выполненное задание мы будем оформлять в альбом. Начинаем.

1 группа. Необходимо выбрать верное описание географического положения этого места. Вам будут даны 3 варианта текстов. Учитывая полученную уже информацию, необходимо выбрать правильный вариант, указать место на карте, оформить карту на листе, поместить необходимое описание.

2 группа. Вам необходимо поработать с текстом. В сжатом изложении предоставить информацию о первых основателях монастыря. В помощь вам подготовлен текст, в котором необходимо вставить пропущенные слова.

Оформление на листе: икона и житие.

Эта группа будет определять род занятий, какими занимались на этом острове. Эти предметы подскажут ответ. Оформление на картоне название ремесел и занятий.

Филиппу не пришлось увидеть главное строение в законченном виде. Он был вызван Иваном IV в Москву и поставлен митрополитом, но за смелое обличение опричнины вскоре был лишен этого сана, сослан в Тверской Отрочь монастырь, где был замучен Малютой Скуратовым. Так закончилась жизнь этого выдающегося деятеля, сыгравшего огромную роль не только в истории Соловецкого монастыря, но и всего Русского государства. В 1591 году Филипп был канонизирован, культ его чтился в монастыре.

К концу XVII века в основном сложился монастырский архитектурный ансамбль. Его характеризует удивительная цельность при необыкновенном разнообразии и новизне архитектурных образов, высокое строительное мастерство.

Карательная машина была запущена, и потек на Соловки многотысячный поток «врагов». Списки репрессированных (раскулаченных, «шпионов» и «террористов», рядовых членов партии и руководящих работников) непрерывно пополнялись новыми жертвами.

До сих пор не установлена точная цифра погибших в лагере. Долгое время эти факты нашей истории как бы не существовали. Впервые страшная правда хлынула со страниц романа А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», заставив содрогнуться наше общество. Сегодня, восстанавливая историческую правду, мы должны помнить и эту страницу в истории Соловков.

Общие сведения об обители.

Что объединяет всех этих людей?

(глубокая вера в Бога)

-Каким образом человек может укрепиться духовно?

Приходилось ли вам преодолевать трудности. Как вы это делали?

Как вы считаете, вы справились со всеми трудностями на уроке?

Значит, вы смело можете отправляться на Соловки.

С какой целью вы бы поехали на Соловецкий архипелаг?

А. познакомиться с архитектурой

Б. полюбоваться природой.

В. поклониться святыням

Г. попробовать пожить в дикой природе.

Е. отказался бы от поездки

Спасибо за урок, я желаю вам твердости духа, смело и настойчиво преодолевать трудности, но не забывать о том, что человек всегда должен оставаться человеком в любых жизненных ситуациях.

Архипела́г (греч. Αρχιπέλαγος) — группа островов, расположенных близко друг к другу и имеющих обычно одно и то же происхождение (материковое

Самый крупный по площади архипелаг Белого моря. Известен уникальным собранием каменных памятников древнейшей культуры.

Житие жизнеописания святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. житие святого – это не столько описание его жизни (биография), сколько описание его пути к спасению, типа его святости

Игу́мен (греч. ἡγούμενος — «ведущий», женск. игуменья ) — настоятель православного монастыря.

Инок одно из названий православного монаха; инокиня – монахиня (монах, чернец, черноризец; отшельник, пустынножитель). Инок и монах – синонимы.

Митрополи́т (греч. μητροπολίτης ) — первый по древности епископский титул в Церкви

Послу́шник (послу́шница) — в русских православных монастырях — лицо, готовящееся к принятию монашества. Послушники не дают монашеских обетов, не принадлежат к монашескому братству, не называются монахами и не носят полной монашеской одежды.

Ставропигиальными монастырями называются обители, которые находятся под непосредственным управлением патриарха. Название ставропигиальный (греч. stavros – крест и pegnymi – утверждаю, вбиваю) указывает, что в этих монастырях крест водружен собственноручно патриархом.

Црен . или чрен (стар.) — большая солеваренная сковорода, употреблявшаяся на заводах для выварки соли

Архипела́г (греч. Αρχιπέλαγος) — группа островов, расположенных близко друг к другу и имеющих обычно одно и то же происхождение (материковое

Самый крупный по площади архипелаг Белого моря. Известен уникальным собранием каменных памятников древнейшей культуры.

Житие жизнеописания святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. житие святого – это не столько описание его жизни (биография), сколько описание его пути к спасению, типа его святости

Игу́мен (греч. ἡγούμενος — «ведущий», женск. игуменья ) — настоятель православного монастыря.

Инок одно из названий православного монаха; инокиня – монахиня (монах, чернец, черноризец; отшельник, пустынножитель). Инок и монах – синонимы.

Митрополи́т (греч. μητροπολίτης ) — первый по древности епископский титул в Церкви

Послу́шник (послу́шница) — в русских православных монастырях — лицо, готовящееся к принятию монашества. Послушники не дают монашеских обетов, не принадлежат к монашескому братству, не называются монахами и не носят полной монашеской одежды.

Ставропигиальными монастырями называются обители, которые находятся под непосредственным управлением патриарха. Название ставропигиальный (греч. stavros – крест и pegnymi – утверждаю, вбиваю) указывает, что в этих монастырях крест водружен собственноручно патриархом.

Црен . или чрен (стар.) — большая солеваренная сковорода, употреблявшаяся на заводах для выварки соли

Соловецкий архипелаг расположен в западной части Белого моря между Карельским Поморьем и Летним берегом Онежского полуострова, недалеко от Полярного круга и состоит из шести крупных и более ста небольших островов. Красивейшие создание природы и человеческих рук. Их часто называют «жемчужиной Русского севера». На этом небольшом архипелаге в Белом море люди поселились еще во втором тысячелетии до нашей эры. Они находятся в сравнительно мелководной западной половине Белого моря.

Большой Соловецкий остров является самым крупным островом на Белом море. Его площадь составляет 246,9 кв.км, для сравнения это больше площади острова Мальта. Именно здесь расцвел архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря.

Коневский монастырь — древняя обитель, существующая на острове более 600 лет. Именно ради посещения монастыря на остров приезжает большинство туристов и паломников. Суровый, немного романтичный, потрёпанный тяжёлой жизнью, но не сломленный и активно возвращающий себе своё былое величие. До основания обители на острове находилось языческое святилище карельских племён. Местом совершения жертвоприношений был огромный валун, по форме напоминающий череп лошади и известный как «Конь-камень». Именно от этого камня и пошло название острова.Коневский монастырь (полностью — Коневский Рождество-Богородичный монастырь) был основан в конце XIV века новгородцем Арсением Коневским. Место обители несколько раз менялось, чтобы избежать Ладожских наводнений. Окончательное место устроения монастыря было выбрано в 1421 году, где и был заложен деревянный храм Рождества Богородицы

Больше пятидесяти лет прожил инок Герман на Соловках. Через год после того, как скончался Савватий, на смену ему пришел другой насельник — Зосима. Этот был молод, происходил из Новгородской земли, где жил близ Онежского озера. Герман встретил его, когда плавал на Большую землю. Зосима, услышав о чудесных островах, о покое, об озерах, наполненных рыбой, пожелал отправиться в те далекие места. Герман сделался его учителем.

Нравом Зосима отличался от Германа и Савватия. Те жаждали быть пустынниками и ни о чем другом не помышляли. Зосима же, увидев, как хорошо приспособлены Соловки для иноческого житья, разгорелся желанием привести сюда больше монахов. Он хотел устроить настоящую большую обитель вместо малой келейки.

Инок на Соловках всегда трудился много: то как плотник, то как рыболов, то как дровосек. Скоро он привыкал к обилию тяжелой работы и переставал тяготиться ею. Герман с Зосимою своими руками, в два топора, поставили несколько келий и обнесли их забором. Потом Герман отправился на материк и там задержался. Зосима же в его отсутствие сам срубил бревенчатую церковку, а потом пристроил к ней трапезную. Так и жил, ожидая учителя своего: один в пустом монастыре, ждавшем иноков. Зосима сделался настоятелем.

Долго правил Зосима обителью, и при нем процветала она.

Однажды на рыбацком судне приплыл к Соловецкому монастырю странный человек.

Назвался он пастухом Федором. Многие подтверждали: верно, жил Федор близ Онежского озера, пас там скотину у крестьянина Сидора Субботы. Но ладони его покрыты были мозолями от упражнений с саблей и луком. Ходил он неуклюже, растопырив ноги, словно держал между ними бочонок. Так ходят не пастухи, а опытные конники. В речи его, по внешней видимости простой, слышались книжные слова. На расспросы о семье Федор отмалчивался.

Он был из редкой породы истинных монахов и лишений вовсе не страшился. Федор долго ходил в послушниках, а потом постригся во иноки, приняв новое имя — Филипп. Работал, не покладая рук, в пекарне, таскал воду, тягал дрова, топил печи. Словом, не гнушался самых тяжелых работ.

Филипп чисто и красиво выводил молитвенные песнопения, жил тихо и праведно. Братия любила его. Но он жаждал большего покоя. Ему, как и Герману, зачинателю соловецкого монашества, нравилось пустынничать.

Однажды он покинул монастырь, поселился поодаль от него и стал молиться в малой келейке, при полном безлюдии. Вместо подушки Филипп клал себе под голову камень

А происходил из богатого боярского семейства Колычёвых. Филипп же избрал монашеский путь против семейного обычая.

Потом его все же умолили сделаться настоятелем. Филипп мечтал окончить дни свои на Соловках. Построить еще один храм. Однажды к настоятелю соловецкому явился посланник из Москвы: «Тебя желает видеть царь Иван Васильевич!»

Его возвели в сан митрополита Московского.

Он столкнулся с жестокосердием самого государя — Ивана Грозного!

Однажды к Соловецкому монастырю приплыл странный человек по имени Федор, долго ходил в послушниках, потом постригся во иноки, приняв имя Ф…. Оказалось, что он происходил из богатого семейства Колычёвых. При игумене Филиппе на Соловках появляются две каменные церкви. Филипп мечтал окончить свои дни на Соловках, но по приказу царя Ив.Вас. Грозного в Москве возвели его в сан митрополита. Филипп не давал благословение на кровопролитие и злодейство, за это был убит.

почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии. Смотреть фото почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии. Смотреть картинку почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии. Картинка про почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии. Фото почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россиипочему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии. Смотреть фото почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии. Смотреть картинку почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии. Картинка про почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии. Фото почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии

почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии. Смотреть фото почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии. Смотреть картинку почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии. Картинка про почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии. Фото почему соловки называют маяком духовной твердыней в истории христианской культуры россии

В сер.XV века одним из главных промыслов Поморского населения, кроме рыболовного и зверобойного, являлось солеварение. В монастыре этот промысел стал важнейшим источником доходов на многие годы, кроме того, он давал возможность для приобретения солеварен, организации вотчинного хозяйства. К началу XVII века монастырю принадлежали довольно значительные Беломорские угодья, расположенные как в Карельском, так и в Архангельском Поморье, регулярно работали свыше 20 соляных варниц, в том числе на Большом Соловецком острове, Анзере (5). Непременной принадлежностью Поморского усолья было наличие небольшой кузницы, занимавшейся ремонтом цренов(6). Вероятнее всего, с такой небольшой кузницы и началось кузнечное ремесло в Соловецком монастыре.

В XVI веке при игумене Филиппе близ Сумского острога монастырем был устроен железный завод, именуемый «железной пустынью». Руда на месте обжигалась на открытом воздухе и складывалась в кучи. Работы эти производились поздней осенью. Зимой по санному пути руду доставляли на завод. Здесь она измельчалась, просеивалась, перемешивалась с древесным углем. Затем в небольшой домнице «варили» кричное железо (10). При заводе была своя кузница с водяным молотом (11). Кричное железо перерабатывалось в уклад, готовые изделия

Множество достижений технического прогресса без промедления внедрялось в хозяйственную жизнь обители. Здесь была построена одна из первых гидроэлектростанций России. Монастырь участвовал во всемирных выставках, торговал с заграницей. Соловецкое масло на рынке ценилось наравне с чухонским и вологодским, знаменитая соловецкая сельдь поставлялась к царскому столу, высоко ценились даже на международных выставках изделия из кож морского зверя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *