почему репина не пускали в третьяковскую галерею история
5 смешных фактов о том, почему Третьяков не пускал Репина в свою галерею
Сейчас картины Репина – одни из главных экспонатов в Третьяковке, но было время, когда самого художника в Третьяковку не пускали. Вот, как так получилось.
Репин перфекционист
Илья Репин был перфекционистом, и частенько любил дорисовывать свои картины после завершения. А иногда даже уже и после продажи. А много картин он продавал коллекционеру Третьякову.
Картина Репина «Не ждали»
Один раз, когда Третьяков уехал за город, Репин пришел в галерею и заявил, что хочет подрисовать одну свою картину, и Третьяков об этом в курсе. Он сначала исправил лицо посыльного на картине «Не ждали».
Картина Репина « Иван Грозный и сын»
Потом чуть-чуть подрисовал лоб Ивана Грозного на картине « Иван Грозный и сын». Совсем чуть-чуть, но тон лица очень сильно изменился.
Картина Репина «Крестный ход в Курской губернии»
Потом он захотел добавить немного пыли на картину «Крестный ход в Курской губернии». Тут тоже получился косяк – из-за пыли задний план совсем затерялся.
Гнев Третьякова
Когда о его визите узнал Третьяков, то был в бешенстве – он ходил и причитал, что все картины испорчены. После этого он запретил пускать Репина в галерею, как минимум, с этюдником или кистями.
Портрет Толстого от Репина
Когда позже Третьяков купил у Репина портрет Толстого, то ему казалось, что у писателя слишком румяный лоб. Но звать Репина, чтобы тот подкрасил, не стал, опасаясь, что тот опять все испортит. В итоге, Третьяков сам взял светлой краски и подкрасил лоб. Так портрет Толстого и остался, подправленный Третьяковым.
5 смешных фактов о том, почему Третьяков не пускал Репина в свою галерею
Сейчас картины Репина – одни из главных экспонатов в Третьяковке, но было время, когда самого художника в Третьяковку не пускали. Вот, как так получилось.
Илья Репин был перфекционистом, и частенько любил дорисовывать свои картины после завершения. А иногда даже уже и после продажи. А много картин он продавал коллекционеру Третьякову.
Картина Репина «Не ждали»
Один раз, когда Третьяков уехал за город, Репин пришел в галерею и заявил, что хочет подрисовать одну свою картину, и Третьяков об этом в курсе. Он сначала исправил лицо посыльного на картине «Не ждали».
Картина Репина «Иван Грозный и сын»
Потом чуть-чуть подрисовал лоб Ивана Грозного на картине «Иван Грозный и сын». Совсем чуть-чуть, но тон лица очень сильно изменился.
Картина Репина «Крестный ход в Курской губернии»
Потом он захотел добавить немного пыли на картину «Крестный ход в Курской губернии». Тут тоже получился косяк – из-за пыли задний план совсем затерялся.
Когда о его визите узнал Третьяков, то был в бешенстве – он ходил и причитал, что все картины испорчены. После этого он запретил пускать Репина в галерею, как минимум, с этюдником или кистями.
Портрет Толстого от Репина
Когда позже Третьяков купил у Репина портрет Толстого, то ему казалось, что у писателя слишком румяный лоб. Но звать Репина, чтобы тот подкрасил, не стал, опасаясь, что тот опять все испортит. В итоге, Третьяков сам взял светлой краски и подкрасил лоб. Так портрет Толстого и остался, подправленный Третьяковым.
Какого живописца и почему не пускали в Третьяковскую галерею
Наша команда всегда тщательно следит за тем, чтобы TravelAsk оставался удобен и приятен в использовании для вас — самого крупного сообщества путешественников Рунета. Много лет мы ограничивали поток рекламных сообщений на сайте для вашего удобства. К сожалению, в сложившейся кризисной ситуации мы вынуждены увеличить количество рекламы на TravelAsk. Надеемся на ваше понимание и верим, что скоро все вернется в прежнее русло. Всем терпения!
Беда перфекциониста
В чем же было дело? А в том, что художник являлся ужасным перфекционистом. Казалось бы, стремление к идеалу играет только на руку человеку, ведь он постоянно совершенствуется, но только не в этом случае. Репину постоянно хотелось что-то скорректировать в своей уже готовой работе, уже выставленной в галерее. Художник мог взять масло и кисти, прийти в Третьяковку и начать дописывать картину прямо там.
Степень готовности картины: почти
Известен такой случай, когда Репин решил слегка подкорректировать оттенок лица царя на полотне « Иван Грозный убивает своего сына», в итоге кардинально поменяв облик правителя на картине. После нескольких подобных случаев администрацией галереи было принято решение не подпускать художника и близко к залам, где экспонируются его работы.
Как вы думаете, стоило ли давать возможность Илье Репину исправлять свои картины прямо в галерее, или решение не пускать художника в Третьяковку было правильным?
Какого живописца и почему не пускали в Третьяковскую галерею
Представьте себе, что жил такой художник, которого не пускали в Третьяковскую галерею. Причина была удивительной: чтобы оградить его от посягательств на свои же собственные работы. И это был не кто иной, как Илья Репин.
Беда перфекциониста
Картины Репина, выдающегося живописца, выставлены в знаменитой галерее в достаточно большом объеме, и их может видеть каждый посетитель. Но сам Илья Ефимович не мог зайти в Третьяковку и посмотреть свои же работы, ему это попросту запретили.
В чем же было дело? А в том, что художник являлся ужасным перфекционистом. Казалось бы, стремление к идеалу играет только на руку человеку, ведь он постоянно совершенствуется, но только не в этом случае. Репину постоянно хотелось что-то скорректировать в своей уже готовой работе, уже выставленной в галерее. Художник мог взять масло и кисти, прийти в Третьяковку и начать дописывать картину прямо там.
Степень готовности картины: почти
Известен такой случай, когда Репин решил слегка подкорректировать оттенок лица царя на полотне «Иван Грозный убивает своего сына», в итоге кардинально поменяв облик правителя на картине. После нескольких подобных случаев администрацией галереи было принято решение не подпускать художника и близко к залам, где экспонируются его работы.
Еще была такая история, когда галерея купила портрет Льва Толстого у Ильи Репина. Правда, Третьякову не понравилось, что у писателя слишком много красных оттенков на лбу. Ему показалось это неуместным. Но просить художника, который вечно норовит что-то переделать, высветлить эту часть картины Третьяков не решился. Он сам вмешался в чужое творчество: взял кисть и исправил то, что счел неидеальным. Таким портрет мы и знаем.
Как вы думаете, стоило ли давать возможность Илье Репину исправлять свои картины прямо в галерее, или решение не пускать художника в Третьяковку было правильным?
Почему Репина не пускали в Третьяковку
Художник Илья Репин был перфекционистом — это свойственно артистической натуре. Еще при жизни картины мастера прекрасно продавались, часто их брал Павел Третьяков — тогдашний олигарх и меценат. Формируя свою Третьяковскую галерею, он постоянно имел дело с художниками и порой поражался непосредственности богемы. Например, Илью Репина владелец галереи приказал не пускать в Третьяковку.
Илья Репин и Павел Третьяков состояли в непрекращающейся переписке, она, кстати, опубликована и ее интересно читать. Двое зрелых мужчин постоянно спорят, и миллионер постоянно критикует работы Репина. «Простите, что я вмешиваюсь в чужие дела, что же делать, когда они мне близки!» — писал олигарх в письме живописцу. Так Павел Михайлович оправдывался за то, что давал советы по доведению репинских картин до совершенства.
Репин часто соглашался с заказчиком и шел переделывать написанное: брал мольберт, заходил в Третьяковскую галерею, снимал полотно и дорисовыл нужное. Или зарисовывал ненужное. Конфуз заключался в том, что картины уже не принадлежали Репину — они уже были куплены Третьяковым и выставлены в его галерее.
Когда вести о таком непосредственном поведении Репина дошли до галериста, Третьяков приказал не пускал Илью Ефимовича, если при нем были рисовальные принадлежности.
Миллионер Третьяков постоянно критиковал картины Репина
Однако Репин не всегда следовал советам олигарха — порой они казались художнику кощунственными. Вот пара примеров правок Третьякова, которые Репин отверг. Портрет писателя Тургенева мог бы сильно пострадать, если бы Илья Ефимович дал его «поправить».
Этот портрет был первым, с него началось сотрудничество и близкое знакомство с галеристом. Когда тот выставил репинский портрет Ивана Тургенева, на него обрушились волна критики. Третьяков в волнении написал Репину: «Живописью я доволен, но сходство — не нахожу его вполне удовлетворительным, жена моя и брат тоже не находят»… и вскоре передал его из своего музея в галерею Солдатёнкова.
История правок картины Репина Третьяковым зафиксирована в письмах
Судьба еще одной выразительной репинской картины могла бы стать другой — «Царевна Софья» предстала бы не в столь ярком антураже. Художник рисует опальную царевну в Новодевичьем монастыре, в страшные дни — тогда вокруг казнили и пытали её приближённых, а в окне царевны виднеется повешенный стрелец.
Илья Репин перед написанием полотна тщательно изучил исторические документы, так что был уверен в картине на все сто. Павел Третьяков посоветовал удивительную деталь для улучшения изображенного. В очередном письме Репину олигарх попросил дать царевне «в руку ручное зеркало (иных тогда трудно иметь было, в особенности в монастыре), которое могло бы быть судорожно сжато и опущено; другая рука могла бы схватиться за стол или иное что; тогда фигура вышла бы еще выразительнее и энергичнее». Необходимость зеркала Третьяков объясняет так: «не могла она не посмотреть на себя, похожа ли ещё на царицу?»
Рацпредложение такого толка мог выдать только мужчина: вряд ли женщине с трупом личного охранника за окном хотелось глядеться в зеркала.
Картину «Не ждали», написанную Репиным в 1888 году, тоже могли испортить правки дилетантов. Изначально Илья Ефимович изобразил барышню, вернувшуюся домой. Но после переписал ее в мужчину-революционера. По идее, он вернулся из ссылки, а дома его никто не ждал. Третьяков советовал Репину выбрать лицо известного тогда ссыльного писателя Гаршина, но Репин восстал. Ссыльный в окончательном варианте очень измождён, немолод и некрасив.
Кстати, переписка Третьякова и Репина издана в советское время отдельной книгой и снабжена полезными комментариями. Это уникальное свидетельство жизни репинских современников, первых шагов Третьякова как мецената и становления его знаменитой Третьяковской галереи, куда в свое время так часто не пускали Репина.