почему произошла метаморфоза что случилось на руси
Презентация по теме » Монголо-татарское нашествие на Русь»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Монгольское нашествие на Русь. Установление ордынского ига.
Описание слайда:
Эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке. Почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси?
«О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты. Всем ты преисполнена, земля Русская. «
«Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел. »
Описание слайда:
Описание слайда:
Монголо-татары
Монголы вели кочевой образ жизни
Основное богатство – пастбища и скот
Описание слайда:
Монголо-татары
К н. XIII в. начались войны между племенами, в ходе которых выделился Темучин.
Описание слайда:
Монгольское войско
Четкая организация
Суровая дисциплина
Разведка
Десятичная система: войско делилось на тумены (тьмы) – 10 тыс. воинов, тысячи и десятки (семья). Практиковался родовой принцип комплектования
Описание слайда:
Описание слайда:
Покоряя народы, монголы действовали по двум направлениям:
Если оказывали сопротивление – полностью разоряли земли и уничтожали население
Если сдавались без боя – назначали размер дани и своих наместников в управлении
Описание слайда:
Битва на Калке (битва русско-половецкого войска против монгол)
Описание слайда:
Нашествие Батыя на Русь
Описание слайда:
Причины поражения русских войск:
1.Невозможность сопротивления монголо-татарам в связи с их воинской организацией (комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность);
2. Разобщённость русских войск и политическая раздробленность;
3. Умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников
Описание слайда:
Установление зависимости русских земель от Золотой Орды
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Cценарий внеурочного мероприятия по английскому языку по тему «Summer’s over! Back to school!»
Презентация к классному часу «Час доброты»
Внеклассное мероприятие по дисциплине МАТЕМАТИКА по теме «Производная»
Разработка урока по английскому языку «Daniels Smiths blog of all things Jamaican»
Летописи. Летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего»
Консультация для родителей «Прогулки с детьми осенью»
Презентация к уроку русского языка во 2 классе «Правописание безударных гласных в корне слова»
Конспект урока по русскому в 4 классе языку по теме: Простое и сложное предложение»е
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5245750 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Школьных охранников предлагают обучать основам психологии
Время чтения: 2 минуты
Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки работает над изменением подходов к защите диплома
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
НОД по патриотическому воспитанию «Злое истребление»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Шатовский детский сад
НОД по патриотическому воспитанию
Подготовила: Максимова В.И.
Воспитатель 1 категории
Тема НОД «Злое истребление»
Цели : Развивать у детей представление об истории русского народа. Прививать чувства патриотизма.
1. Рассказ о монголо-татарском нашествии и предания о граде Китеже.
2. Развивать связную речь детей, через составление предложений разной конструкции, использование их в речи.
4. Обогащать и активизировать словарь детей (монголо-татары, град Китеж)
5. Воспитывать культуру поведения.
6. Познакомить дошкольников с формами и видами судебного процесса;
Оборудование: карта «Русские княжества в XII – XIII вв.»
Портреты Чингисхана, Батыя
Презентация «Татаро-монгольское нашествие на Русь»
Вступительное слово:
Стих про Русь
— России нет милей и краше,
И нет земли для нас родней,
Я расскажу тебе о ней.
В те времена, что раньше были,
Всё так же в небе тучи плыли,
Где мы живём, в те времена
У рек селились племена.
Где было много птиц и зверя
Вели охоту чудь и меря,
Словене, кривичи и весь
На этих землях жили здесь.
Всё это были предки наши,
Я теми предками горжусь
Кто укреплял и славил Русь.
Таких людей немало было,
В них дух веков, в них наша сила,
Их мысли в жизнь воплощены,
«О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты. Всем ты преисполнена, земля Русская. »
«Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел. » (воспитатель зачитывает оба высказывания)
Эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке. Почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси? Об этом пойдет речь.
Сегодня мы будем говорить о монголо-татарах, об их вторжении на Русь и о героической борьбе против них русского народа. Интерес потомков неизбежно привлекают события, оставившие глубокий след в мировой истории. К числу таких событий бесспорно относится и период существования Золотой Орды плюс личности, которые управляли ею: Батый, Чингисхан. Давайте попробуем взглянуть на эту эпоху и на её наиболее ярких деятелей глазами её современников. Ведь Золотая Орда была сильным и мощным государством, где высокого развития достигло военное искусство того времени. Золотая Орда сыграла значительную роль в объединении русских земель вокруг Москвы, но потом она сама распалась на Казанское, Астраханское, Крымское и Сибирское ханства.
Нашествие Батыя на Русь в 1237—1238 гг.
Был страшный год,
Когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Своё соседство с ним кляня,
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли…
Жестоких воинов раскосых
Батый собрал со всей земли…
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком –
Сжигать и грабить города.
Начал завоевательный поход в 1235 году, возглавив 120-тысячное войско. В 1236-1241 годах подчинил волжский булгар, зимой 1237-1238 года совершил поход на Северо-Восточную Русь, а зимой 1238-1239 года монголы разорили русские земли.
Установление татаро-монгольского ига.
А.С.Пушкин писал: “России определённо было высокое предназначение. Её необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощённую Россию и возвратились в степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией…”.
ВЫВОД, Русь была обречена. Войско монголов было слишком сильным. Ни один из современных народов не мог противостоять им. Однако Русь, даже будучи раздробленной, оказала достойное сопротивление захватчикам.
Наше занятие будет построено в форме суда, дети попытаются обвинить действия воинов золотой орды.
В 1241 году Батый вторгся в Польшу, нашествию подверглись Венгрия, Чехия и Болгария. Батый не вернулся в Монголию, а основал державу в Поволжье. В низовьях Волги основал государство- это государство получило название Золотая Орда, столицей его стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани). Границы государства простирались до Иртыша на Востоке, до Карпат-на Западе, от Приуралья на Севере, до Северного Кавказа-на юге.
Русские земли в состав Орды не вошли, но находились в экономической и политической зависимости от неё, известной как монголо-татарское (ордынское) иго
Я предлагаю выбрать судью, кто хочет?
Остальные дети, вы будите обвинителями. А кто такие обвинители?
Суд над Золотой Ордой
Секретарь: Встать! Суд идёт.
СУДЬЯ : Начинаем судебный процесс над Золотой Ордой. Нам сегодня предстоит вынести вердикт не только целому государству, но и её отдельным лидерам. Предоставляем слово обвинительной стороне.
Обвинитель : Монголо-татарское нашествие продолжалось с 1237 по 1240 г. В результате Русь превратилась в страну, где погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел. В этом я обвиняю Золотую орду.
Обвинитель : Я обвиняю монголо-татарское иго в жестокой битве на р. Калке
Просьба половцев помочь им отразить опасного врага была принята русскими князьями. Битва между русско-половецкими и монгольскими войсками произошла 31 мая 1223 г. на реке Калке в Приазовье. Битва закончилась поражением русско-половецких войск, многие князья и дружинники погибли, а победители положили на пленных доски, уселись на них и устроили торжественный пир, наслаждаясь стонами умирающих. В результате этой битвы государство половцев оказалось уничтоженным, а сами половцы вошли в состав государства, созданного монголами.
Защита: Протестую, вы могли выиграть битву.
Судья Протест принят. Что скажите в ответ.
Обвинитель: Однако не все русские князья, обещавшие участвовать в битве, выставили свои войска, некоторые опаздывали. Князья действовали недружно. Киевский князь Мстислав Романович вообще стоял со своим войском в стороне, наблюдая как изнемогают в бою дружины других князей. Однако монголы-татары виноваты в жестокости.
Судья Обвинение принимаются, продолжайте.
Обвинитель: Несчастные жители Рязани защищались пять дней, не сходя с городской стены; в шестой татары ворвались в город, убивая без всякого милосердия всех встречавшихся им людей: они не пощадили ни князя Юрия, ни супруги, ни матери его!
Варвары распинали пленников, связывали руки, стреляли в них, как в цель, для забавы, жгли священников, обращали в пепел все дома и монастыри. Одним словом, невозможно описать всех ужасов, тогда происходивших. Я обвиняю в этом хана Батыя, и в смерти Евпатия Коловрата.
Биограф: Евпатий Коловрат – полулегендарный богатырь, боярин. Во время нашествия на рязанскую землю он был в отъезде. Вернувшись домой и став свидетелем страшного погрома, разорения и опустошения, учиненных монголами, Евпатий собрал дружину в 1700 человек и кинулся вдогонку врагу. Отряд Евпатия напал на орду Батыя. Храбро и яростно сражались воины князя, но силы были неравны. И сам Евпатий, и значительная часть его дружины погибли в этом сражении. Даже жестокий Батый не мог сдержать удивления и восхищения и приказал воздать погибшим русским героям воинские почести.
Физминутка-перерыв «Мы теперь – богатыри» .
Потянулись : раз, два, три. Потянуться.
Мы теперь – богатыри. Показать (напрячь) бицепсы.
Мы ладонь к глазам приставим, Далее по тексту…
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из–под ладошек,
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
Обвинительная сторона вызывает к правосудию хана Батыя
Судья Протест отклоняется. Вызывайте обвиняемого
Секретарь: Вызывается Батый – внук Чингисхана и выдающийся полководец. Его имя в переводе с монгольского означает “хороший государь”. Родился в 1208 году.
Батый А что мне оставалось делать , земли мало народу и лошадей много. Нужны еще земли, вот и пришлось идти на Русь, да еще она была ослабленной и у нее огромные земли. В войсках моих была железная дисциплина.
Судья Какие города вы сожгли?
Батый Первыми у меня на пути лежали рязанские земли. Взял потом Коломну, Москву, Владимир, Тверь, Торжок, но на Новгород не пошёл, оставалось 100 вёрст.
СУДЬЯ Почему повернули обратно?
БАТЫЙ Весенняя распутица, болотистая местность, да и армия устала. Но зато на обратном пути взял Козельск, который сопротивлялся 7 недель. «Злой город» 4 тысячи воинов там у меня погибло.
Обвинитель: Я обвиняю монголо-татарское иго в том, что почти 300 лет наша Русь находилась в рабстве, под игом золотой орды.
Русь не развивалась во времена золотой орды.
СУДЬЯ: Есть ещё вопросы?
В ОДНОМ СТРЕМЛЕНИИ ЖЕСТОКОМ
СЖИГАТЬ И ГРАБИТЬ ГОРОДА,
За год вы разорили 18 городов, 4 смели с лица земли, вы уничтожили ремёсла, которые потом уже никогда не возродились на Руси.
СУДЬЯ Приговор Чингисхан становится в один ряд с Наполеоном и Гитлером. Батыю – разорителю земли русской – послежизненное заключение в темницах русской истории.
Почему русские войска потерпели поражение?
Традиционно считается, что главной причиной поражения Руси стала феодальная раздробленность, при которой каждое из княжеств оказалось наедине с силами захватчиков. Но не только:
* Империя Чингисхана принадлежала к тем раннефеодальным государственным образованиям, военный потенциал которых во много раз превосходил силы своих соседей.
* Важным обстоятельством было и то, что захватчики, покорившие до этого Северный Китай и Среднюю Азию, использовали китайскую военную технику.
* Имело значение и численное превосходство врага.
Русский народ создал много произведений, связанных с нашествием монголо-татар на Русь. Среди них былины о великом граде Китеже.
Давным-давно, еще до пришествия татар, на месте озера был славный град Китеж. В центре города возвышались шесть глав церквей.
Татары хотели взять город силой, но когда подошли к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. До татар доносился лишь колокольный звон церквей. Жители молились о спасении.
И как только татары ринулись в город из-под земли вдруг забили многоводные источники и враги в страхе отступили. А вода все бежала и бежала.
Когда стих ее шум, на месте города были лишь волны. Вдали виднелась одинокая глава собора с блестящим посередине крестом. Она медленно погружалась в воду. Вскоре исчез и крест. Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести каждого к славному городу Китежу
Вывод: Чтобы нашу Россию никто не одолел мы должны быть едины, вместе. Вместе мы сила. Недаром пословица гласит «Один в поле не воин»
Теперь чтобы Россия была непобедимой давайте ее держать в своих руках и никому не давать в обиду. Работа с раскрасками. Это символ сохранения Земли.
Урок истории с элементами проблемного обучения и ИКТ по теме «Монголо-татарское нашествие на Русь. Установление ордынского ига». 10-й класс
Класс: 10
Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по истории: Образование монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси.
Учебник: “История России с древнейших времен до конца XIX века”. 10-й класс. 2Ч., под редакцией А.Н. Сахарова, В.И. Буганова, М., “Просвещение” 2009 г.
обучающая – обеспечить усвоение учащимися знаний о заваоевательных и разорительных походах монголо-татар на русские земли в XIII веке;
развивающая – совершенствовать умения учащихся работы с исторической картой и историческими источниками; развивать навыки сравнительного анализа и самостоятельной работы на уроке истории;
воспитательная – воспитывать у учащихся любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес к предмету.
– выявить отличительные особенности монгольского государства;
– охарактеризовать суть завоевательных походов хана Батыя на Русь;
– показать героический характер обороны русских княжеств;
– выявить причины покорения монголо-татарами Русского государства, находящегося на более высокой ступени общественного развития.
Оборудование урока: историческая карта, учебник, раздаточный материал, текст документа, тест, мультимедийный видеопроектор, презентация по теме “Монголо-татарское нашествие на Русь. Установление ордынского ига”.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия и термины урока:
Баскаки — военная охрана сборщиков дани.
Золотая Орда — государство, созданное в ходе монгольских завоеваний в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили степи Восточной Европы, Казахстана и Западной Сибири, земли в Крыму, на Северном Кавказе, Волжско-Камская Булгария, Северный Хорезм. Столицы: Сарай-Бату, с первой половины XIV в. — Сарай-Берке (Нижнее Поволжье). В XV в. Золотая Орда распалась на Большую Орду, Сибирское, Казанское, Крымское и другие ханства.
Ордынское иго (1243—1480 гг.) — система эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями. Установлено в результате нашествия Батыя.
Ордынский выход — дань, выплачиваемая русскими князьями монголо-татарам.
Ярлык — грамота на княжение.
31 мая 1223 г. – битва на реке Калке.
1237—1238 гг. — поход Батыя на Северо-Восточную Русь.
1239—1240 гг. — поход Батыя на Южную и Юго-Западную Русь.
1241 г. — вторжение Батыя в Польшу, Венгрию, Чехию, Молдавию.
Ок. 1243 г. — образование государства Золотая Орда.
I. Организация начала урока.
II. Постановка целей и задач урока.
III. Изучение нового материала.
1. Образование монгольского государства.
2. Военные походы монголов.
3. Битва на реке Калке.
4. Нашествия хана Батыя на Русские земли. Патриотизм русских людей.
5. Причины поражения русских княжеств. Установление ордынского владычества на Руси.
IV. Закрепление пройденного материала. Тест.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организация начала урока.
– приветствие
– проверка присутствующих учеников на уроке.
II. Постановка целей и задач урока.
Учитель: открывает 2 слайд презентации к уроку.
«О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты. Всем ты преисполнена, земля Русская. «
«Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел. « (Учитель зачитывает оба высказывания)
Учитель: Эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке. Почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси? Об этом пойдет речь на уроке, тема которого “Монголо-татарское нашествие на Русь. Установление ордынского ига”. (3 слайд)
Ученики: записывают тему урока в тетрадь.
Учитель: озвучивает цель урока и ставит задачу (слайд 4) углубить свои знания по вопросу “Монголо-татары и Русь” на основе историографии и решить проблему: почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
III. Изучение нового материала.
1. Образование монгольского государства.
Учитель: XIII век был для Руси временем борьбы с внешней опасностью. На востоке возникает грозный враг — Монгольская держава. Но прежде чем говорить о монгольском государстве, сначала разберем происхождение термина “монголо-татары”. Татарами издавна называли всех пришельцев из Монголии. Спасаясь от нашествия, половцы отправились на Русь и в Европу, разнося повсюду весть о страшном народе, появившемся с востока. А так как они называли монголов татарами, то и русские и европейцы стали так именовать монголов. Когда учёные стали исследовать события той далёкой эпохи, они столкнулись с необходимостью разобраться, кто же напал на половцев и Русь в XIII в. – монголы или татары? Выяснилось, что Чингисхан и его полководцы татар истребили ещё до начала своих завоевательных войн. В 1823 г. историк Пётр Николаевич Наумов придумал словосочетание монголо-татары. Оно означает “монголы, называемые татарами”.
Ученики: слушают учителя.
Учитель: раздает ученикам на парту (на два ученика) текст по теме с разным содержанием.
Задание: работа с текстом. Ученики в течении 5 минут читают каждые свой текст. И отвечают на вопросы учителя.
Учитель: А теперь поговорим о человеке, который стал первым правителем Монгольского государства. О Чингисхане. Сообщение о нем заранее приготовил ученик.
Ученик: делает небольшое сообщение о личности Чингисхана (2мин).
Учитель: сделайте вывод о возникновении государства у монголо-татар.
Ученик: монголо-татары к концу ХII века находились на стадии разложения первобытно-общинного строя. Датой образования государства у монголо-татар является 1206 год – на курултае (съезде кочевой знати) Темучину был присвоен титул Чингисхана, т.е. великого кагана, который поставил цель завоевать весь мир.
1206 год – на курултае (съезде кочевой знати) Темучину был присвоен титул Чингисхана, т.е. великого кагана, образование государства у монголо-татар.
2. Военные походы монголов.
Учитель (рассказ по карте): Выносливые и смелые войны, монголы легко вели завоевательную политику.
Покорение киргизов, бурят, якутов, уйгуров. Разгром Тангутского царства.
Захват Северного Китая.
Завоевание государства.
Далее монгольское войско во главе с Чингисханом завоевывает северный Иран и продвигается на территорию Закавказья.
Все покоренные народы должны были платить огромные налоги и участвовать в завоевательных походах.
Далее Чингисхан со своим войском поворачивает назад, а два лучших его полководца Джебе и Субедей совершают грабительский поход в Закавказье.
С юга они вторгаются в половецкие степи и наносят им поражение.
Таким образом, проделав огромный путь своих завоеваний, монголы доходят до половецких степей.(Показ по карте).
3. Битва на реке Калке.
Учитель: далее происходит первая встреча монголо-татарского войска с русским в битве на реке Калке. О которой заранее подготовил сообщение ученик.
Задание с опережением.
Ученик: делает сообщение о битве на реке Калке с показом по карте.
Учитель: показывает слайды 10-11, посвященные этой битве.
Запись в тетради: 31 мая 1223 г. – битва на реке Калке между моноголо-татарами и объединенным русско-половецким войском.
Учитель: проблемные вопросы (слайд 13).
Какое значение имело поражение русских войск на Калке? И почему только через 14 лет после этой битвы монголы организуют поход на Русские земли?
Ученики: предлагают варианты ответа. (борьба за власть).
4. Нашествия хана Батыя на Русские земли. Патриотизм русских людей.
Учитель: Разведка боем показала, что нести захватнические войны с Русью и ее соседями можно лишь путем организации общемонгольского похода. В 1235г. на курултае в Карокуме было принято решение о начале похода на Русь. Во главе этого похода стал внук Чингисхана — Батый. Его главным военным советником стал Субэдэй. В 1236 г. была захвачена Волжская Булгария, а в 1237 г. начинается поход Батыя на Северо-Восточную Русь.
Запись в тетради (слайд 14):
1236 г. была захвачена Волжская Булгария.
1237-1238 гг. – поход Батыя на Северо-Восточную Русь.
Учитель: (15 слайд) численность войска Батыя по разным подсчетам составляла.
Венгерский монах Юлиан (XIII в.)
Персидский историк
Рашид-ад-Дин (XIV в.)
Современная отечественная историография
Такие различия в подсчетах численности монгольского войска объясняются недостаточностью письменных источников этого периода, а также отсутствием четких данных самих монголов.
Русские войска противопотавляли:
Рязань – 3-7 тыс. воинов.
Владимиро-Суздальское княжество – 20-25 тыс. воинов.
Новгород – 7-10 тыс. воинов.
Первым княжеством, пострадавшим от монголо-татар была Рязанская земля. Князь Юрий Игоревич послал за помощью во Владимир и Чернигов и получили отказ. Послы хана потребовали от рязанцев дать десятину, встретив отказ, хан приказал начать вторжение. На реке Воронеж рязанцы потерпели поражение, погиб и князь Юрий.
21 декабря после пятидневной осады пала Рязань. Княжество лежало в руинах.
Сохранилось сказание о замечательном подвиге рязанского боярина евпатия Коловрата, который сам напал на войско Батыя, сумел нанести ему большие потери и героически погиб в бою.
Запись в тетради(16 слайд):
21 декабря 1237 г. – разгромлена Рязань.
Ученик: отрывок стихотворения о Евпатии Коловрате.
Учитель: После разорения Рязани монголы вторглись во Владимиро-Суздальское княжество. Один за другим пали такие города как Коломна – Москва – Владимир(7февраля 1238г) – Суздаль – Ростов – Ярославль – Переяславль – Юрьев – Галич – Дмитров – Тверь и др.
4 марта 1238 г. – на реке Сить произошло решающее сражение между владимиро-суздальским князем Юрием Всевлодовичем и войском Батыя. Русский князь погиб в сражении.
Запись в тетради (17 слайд):
7 февраля 1238 г. – завоеван Владимир.
4 марта 1238 г. – битва на реке Сить.
Учитель: не дойдя 100 верст до Новгорода монгольское войско повернуло обратно.
Слайд 18. Чем можно объяснить тот факт, что монголы не дойдя 100 верст до Новгорода повернули обратно?
1) весенняя распутица, 2) усталость войска Батыя.
Учитель: в учебнике на стр. 153-154 найдите ответ на вопрос: почему монголы прозвали Козельск “злым городом”?
Учитель: Через полтора года, собрав новые силы Батый совершает новый поход на Южную и Юго-Западную Русь, а также в Юго-Восточную Европу.
Слайд 19. Показ по карте.
1239-1241 гг. – поход на Южную и Юго-Западную Русь.
6 декабря 1240 г. – пал Киев.
1240-1241 гг. – почти все города Галицко-Волынского княжества подверглись разгрому.
1241-1242 гг.– поход Батыя в Европу. Батый прошёл по землям Венгрии, Польши, Чехии, в следующем по Хорватии и Далмации. Татары разбили венгерское и объединённое немецко-польское рыцарские войска. Однако в 1242 г. дойдя до Адриатического моря, завоеватели повернули назад.
1239-1241 гг. – поход на Южную и Юго-Западную Русь.
6 декабря 1240 г.– г. Киев.
1240-1241 гг. – почти все города Галицко-Волынского княжества подверглись разгрому.
1241-1242 гг.– поход Батыя в Европу.
Учитель: почему войско Батыя повернуло обратно?
Ученик: ослабление армии, борьба за власть.
Учитель: вернувшись в половецкие степи Батый в низовьях р. Волги основывает государство.
1243 г. – образование Золотой Орды. Столица – Сарай-Бату.
5. Причины поражения русских княжеств. Установление ордынского владычества на Руси.
Учитель: А. С. Пушкин писал, “России определено было великое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы. ”
Объясните слова поэта. (Слайд 20)
Учитель: Теперь вернемся к проблеме, которая прозвучала вначале урока. (Слайд 4)
Почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
Ученики: выдвигают точки зрения.
Учитель: Монголо-татарское нашествие продолжалось с 1237г. по 1240 г. В результате Русь превратилась в страну, где погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города (из 74 49 городов разгромлено), уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел. Сразу после ухода монголо-татарских войск люди возвращались на родные пепелища и восстанавливали жилье. Россия, разрушенная и истерзанная, продолжала жить.
Ученики: слушают учителя.
Учитель: После завоевательных походов Батыя на Руси установилось.
Золотоордынское иго (1243—1480 гг.) — система эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями.
перепись податного населения
военная повинность
дань, которую Русские княжества платили Золотой Орде.
учет податного населения на Руси. (с духовенства дань не брали)
военная охрана сборщиков дани.
грамота на княжение, выдаваемая русскому князю монгольским ханом.
мужское население должно участвовать в завоевательных походах монголов.
IV. Закрепление пройденного материала. Тест.
Учитель: раздает ученикам тестовые задания. (5 минут).
Ученики: после выполнения кладут на край стола.