почему калашников поклонился народу церкви царю
Кому и в какой последовательности кланяется перед боем Калашников? Как это его характеризует?
6102
Пояснения
Эти материалы подобраны и обработаны мною совместно с моими учениками при подготовке к ГИА по литературе в 2012-2013 учебном году. Результатом были отличные оценки. Возможно, они помогут ещё кому-то.
ВАРИАНТ 1
Часть 1
У Калашникова «могутные плечи», у Кирибеевича «сильные плечи». Почему оба героя-антагониста представлены у Лермонтова подобными былинным богатырям?
Оба героя Лермонтова, при всей разности их характеров и поступков, воплощают черты русского национального характера: богатырскую силу и молодецкую удаль, верность долгу и традициям, способность постоять за себя и свою честь. Калашников отстаивает не только свое доброе имя, но и честь всего православного народа, поэтому он – носитель народных представлений о морали, о долге и справедливости, как былинные богатыри: Илья Муромец, Добрыня, Алёша Попович. Они всегда сильны не только физически, но в первую очередь духовно, тем, что стоят за правду. Кирибеевич же представляет силы, которые в русском фольклоре были враждебны народу: агрессивные захватчики, насильники – Соловей-разбойник и др. Нравственная правда на стороне Степана Калашникова. Поэтому еще до поединка «Кирибеевич побледнел в лице, как осенний снег; Бойки очи его затуманились. » Богатырь-опричник, превосходящий силой своего соперника, признал его моральное право на победу.
Задание 1.1.2.
Кому и в какой последовательности кланяется перед боем Калашников? Как это его характеризует?
Степан Парамонович Калашников отстаивает свое человеческое достоинство, право простого человека не подчиняться притязаниям знатного опричника – царского любимца. «Правдой-матушкой» заклинает он своих братьев выйти на поединок с опричником, если он сам погибнет в бою. Он выступает в «Песне…» как защитник народной правды, против произвола царских приспешников, против произвола деспотии. В этом отношении особенно важна одна деталь: Кирибеевич, выходя на поединок, только «царю, в пояс, молча, кланяется».
Степан же Калашников – истинный христианин: «поклонился прежде царю грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», «а родился я от честнова отца и жил я по закону Господнему», «не скажу тебе, скажу только Богу единому». Божий суд для Калашникова – самый важный, но и царю уважение он оказывает.
Третья глава как кульминация в развитии конфликта в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: Третья глава как кульминация в развитии конфликта в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
1.Продолжить работу над сопоставительной характеристикой героев.
2.Проанализировать эпизод поединка и выявить особенности конфликта в «Песне..»
3.Определить, какие нравственные ценности утверждаются в поэме, и почему автор выбрал жанр исторической песни.
4. Обсудить проблему долга и чести.
5.Выявить суть конфликта в поэме М.Ю. Лермонтова .
1.Презентация «Кулачные бои на Руси».
2.Музыкальный отрывок из оперы А. Рубинштейна.
3. Иллюстрации к поэме.
2. Работа с терминами (конфликт, развязка, кульминация).
3.Проверка домашнего задания.
4.Индивидуальное задание. Просмотр презентации.
5.Прослушивание музыки. Выразительное чтение по лицам.
7. Подведение итогов.
8. Сочинение синквейнов.
9. Оценивание. Задание на дом.
Кульминация – сцена или эпизод, в котором достигается наивысшее напряжение в развитии действия, после чего начинается переход к развязке.
— Что стало причиной конфликта?
Оскорбительное объяснение в любви Кирибеевича чужой жене Алене Дмиитриевне.
— Где происходит завязка конфликта?
На пиру у царя Ивана Грозного.
— Когда он впервые обнаружился?
В доме Калашникова.
— Где конфликт достигает наивысшей точки?
В главе 3. Кулачный бой.
— Участвует ли в этом конфликте царь?
Нам надо разобраться, в чем смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Запишем. В чем смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.
-Чтобы понять суть конфликта, надо знать особенности характеров главных героев, мотивы их поступков. Дома вы дали письменную характеристику Калашнкову и Кирибеевичу. Прочитайте. (4 человека).
-Чья характеристика была более полной?
— Вернемся к 3 главе.
Такая потеха, как кулачный бой, осталась в далеком прошлом.
Инд. задание. Рассказ и презентация о кулачных боях.
Музыкальный фрагмент из оперы Антона Рубинштейна «Купец Калашников» 1880г.
-Что передает эта музыка?
Драматизм ситуации. Напряженность.
Выразительное чтение по лицам.
Анализ эпизода «Кулачный бой» стр. 152
— Зачем выходит Кирибеевич на кулачный бой? Как он ведет себя? Почему никто не выходит на клич Кирибеевича?
Потешить царя – батюшку. Он самоуверен, над бойцами посмеивается…
— Что дает ему уверенность?
Он любимый опричник царя.
-Зачем вызывается Калашников? Как ведет себя Калашников? Кому кланяется и почему?
Поклонился прежде царю грозному,
После Белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому.
Он почитает не только царя, но и народ, истинно верит в Бога.
— Почему побледнел Кирибеевич, услышав, кто вышел с ним сразиться?
Калашников явился перед опричником как возмездие, как расплата за грехи и побеждает его задолго до физической смерти.
— Почему Калашников называет Кирибеевича «бусурманский сын»?
(Басурманин – иноверец. Бусурманский – неверный, нехристианский, нарушающий христианские принципы).
Какие нормы христианской морали нарушил Кирибеевич?
Обманул царя, посягнул на чужую жену.
… из роду Скуратовых
И семьею вскормлен Малютиной
— Какую христианскую заповедь нарушил Калашников? Осознанно ли это он сделал? Подтвердите ответ текстом.
За святую правду – матушку.
«Помолитесь сами в церкви Божией
Вы за душу мою грешную.
— Почему Калашников не ответил царю «по правде, по совести»?
Не хотел, чтобы знали о позоре его семьи.
Он выполнил долг перед женой. Защитил честь семьи.В нем огромная нравственная сила, это сила рода, семьи, чести.
-Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирно?
Нет. Кирибеевич не повинился бы перед Калашникковым. Иван Грозный не вынес бы справедливое решение, так как Кирибеевич его любимый опричник.
— Нарушил ли царь нормы христианской морали? Какие?
— Выполнил ли царь свою роль справедливого судьи? (Дополнительный вопрос).
Власть государя, казнящего и милующего без опоры на законы, по одному лишь душевному движению, безгранична и неправедна. Это тирания.
— Но царь милостив к семье купца.
Молодую жену и сирот твоих
Из казны своей я пожалую,
Твоим братьям велю от сего же дня
По всему царству русскому широкому
Торговать безданно, беспошлинно.
— Та в чем суть конфликта между Калашниковым и Иваном Грозным?
Конфликт приобретает другой масштаб. Это конфликт человека с властью. Из семейно-бытового он превращается в общественный.
Чувство собственного достоинства
Кирибеевич Иван Грозный
Деспотизм – форма власти, отличающаяся полным произволом власти, бесправием подданных.
Тирания – правление, основанное на произволе и насилии.
— Можно ли назвать поступок Калашникова подвигом?
Да. Он знал, что погибнет, но вышел на смертный бой. Вызов на бой любимого опричника уже проявление дерзости. Калашников выступил против безграничной власти жестокого царя.
— Почему песня заканчивается не казнью Степана Парамоновича, а описанием его безымянной могилы? Для чего в «Песне…» присутствуют гусляры?
Гусляры у Лермонтова – носители народного эпического сознания, они повествуют о событиях, не высказывая прямо своего отношения к ним. Сами они говорят о своей задаче – каждому «правдою и честью» воздать.
Они выражают отношение народа к Степану Паоамоновичу. Народ на стороне Калашникова, потому что на его стороне справедливость.
— Найдите, строки, в которых описано отношение народа к казненному Калашникову.
И проходят мимо люди добрые:
Пройдет стар человек – перекрестится,
Пройдет молодец – приосанится,
Пройдет девица – пригорюнится,
А пройдут гусляры – споют песенку.
Справедливость на стороне Калашникова.
— Кстати, почему могила Калашникова находится не на кладбище, а в чистом поле среди трех дорог?
— Какой же вывод можно сделать? (Калашников, похороненный вне церковной ограды, оказывается вновь победителем даже в смерти своей. И народ помнит и «величает» удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равнодушным, потому что в ней похоронен настоящий богатырь земли русской, который защищал свою любовь, семью, честь жены, человеческое достоинство русских людей. Для него характерны чувство справедливости, самоотверженность, мужество, честность, прямота)
Народ помнит о смелом поступке Калашникова. Своей жизнью и смертью он утверждает, что нет на свете ничего, выше человеческого достоинства: лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием. Степан Парамонович не только защитил честь своей семьи, но и выступил против неправедной власти и унижения простого человека. (Записать).
— -Какой урок вы извлекли для себя из изученной темы?
— Какие вопросы ставит перед читателем произведение Лермонтова?
Есть ли у человека право предавать самого себя?
Есть ли у человека право оскорблять других ради своей прихоти?
Может ли человек противостоять власти и есть ли в этом смысл?
Творческое задание. Сочинить синквейн на выбор о любом герое поэмы.
Кто в «Песне» является настоящим героем и почему?
За что гусляры прославляют купца Калашникова?
Что привлекает и что отталкивает в Кирибеевиче?
«Песня про купца Калашникова» — краткое содержание и пересказ по главам поэмы М. Ю. Лермонтова
Краткие сведения о произведении
Написано это произведение в стиле русского народного эпоса.
Главные герои поэмы
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Молодой опричник Кирибеевич полюбил замужнюю красавицу Алёну Дмитриевну.
Однажды Алёна Дмитриевна вернулась после посещения церкви и рассказала мужу, купцу Калашникову, что когда она шла из церкви, её остановил опричник Кирибеевич и стал целовать, она вырвалась и убежала. Алёна Дмитриевна сокрушалась, что он опозорил её перед соседями.
Калашников решил отомстить Кирибеевичу. На следующий день на Москве-реке был кулачный бой, смотреть его приехал царь Иван Грозный. Калашников стал биться с Кирибеевичем. Опричник первым ударил купца. Калашников тогда хватил кулаком противника в левый висок, и тот упал замертво.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
Глава 1
Царь Иван Васильевич пировал среди бояр, князей да опричников. Велел он наполнить свой золочёный ковш вином заморским и поднести его опричникам. Они пили и славили царя. Только один из них, Кирибеевич, не заметил ковш — опустил он голову и задумался.
Царь разгневался и спросил его грозно, не затаил ли он нечестивую думу, не наскучила ли ему честная служба.
Поклонился Кирибеевич царю в пояс и ответил, что мучает его чёрная дума, что голова его сама к сырой земле клонится.
Спросил его царь, о чём он кручинится. Ответил Кирибеевич, что кручинится о красавице Алёне Дмитриевне из семьи купеческой. Не мила ему стала жизнь без неё. Попросил он царя отпустить его в приволжские степи на вольное казацкое житьё. Там надеется он сложить голову в бою с басурманами.
Засмеялся царь и сказал, что постарается помочь горю опричника. Дал он ему перстенёк и ожерелье, посоветовал найти сваху и послать через неё эти украшения Алёне Дмитриевне. И добавил, что если полюбится Кирибеевич ей, пусть празднует свадьбу.
Не поведал опричник царю, что красавица замужем за молодым купцом.
Глава 2
У молодого купца Степана Парамоновича Калашникова выдался неудачный день, не заходили к нему богатые бояре в лавочку.
Вечером запер он лавочку и пошёл домой за Москву-реку.
Пришёл купец в свой дом и удивился, что не встретила его молодая жена. Спросил он у своей работницы Еремеевны, где жена его. Ответила та, что пошла Алёна Дмитриевна к вечерне и до сих пор не вернулась, хотя поп с попадьёй уже прошли из церкви в свой дом. Рассказала работница, что детки купца не спят, плачут и не унимаются.
Задумался тут купец, посмотрел в окно — на улице темно и снег валит. Стукнула в сенях дверь, и зашла в дом молодая жена. Была она бледная, с непокрытой головой. Рассердился купец, стал жену укорять, что гуляла, видно, она с сынками боярскими. Пригрозил запереть её, чтобы не порочила его имя честное.
Горько заплакала Алёна Дмитриевна и бросилась мужу в ноги. Рассказала она, что шла от вечерни домой. Вдруг догнал её человек, схватил за руки и прошептал, что он не душегуб и не вор, а слуга царя. Сказал, что он Кирибеевич из семьи Малютиной.
Испугалась Алёна Дмитриевна, а Кирибеевич стал её целовать, говорить, что нарядит её, как царицу, и просил обнять хоть один раз на прощанье.
Смотрели на них соседки и смеялись. Сказала Алёна Дмитриевна, что вырвалась она и бросилась бежать, а у разбойника в руках остались платок её да фата бухарская.
Горевала жена купца, что опозорил её Кирибеевич перед соседушками. Просила она мужа заступиться за неё, не дать «злым охульникам в поругание!»
Послал Степан Парамонович за двумя своими меньшими братьями. Сообщил им, что его семью опозорил опричник Кирибеевич, что собирается завтра с ним биться в кулачном бою на Москве-реке.
Попросил он братьев выйти биться с Кирибеевичем, если тот побьёт Степана Парамоновича. Братья согласились на это.
Глава 3
Вышел Кирибеевич, поклонился царю, скинул шубу и стал ожидать противника. Вышел Степан Парамонович, по прозванию Калашников, поклонился царю, церквям и народу.
Спросил Кирибеевич, каким он именем прозывается. Ответил купец, что зовут его Степаном Калашниковым, что не позорил он чужой жены и что вышел он «на страшный бой, на последний бой!»
Кирибеевич побледнел от таких слов. Сошлись они. Первым ударил Кирибеевич — ударил он купца в грудь. Нательный крест вдавился в неё, и из-под него закапала кровь.
Тут ударил купец противника со всего плеча в левый висок, и рухнул опричник замертво.
Похвалил царь купца за честный ответ и пообещал дать денег сиротам и жене его из своей казны, а братьям разрешить торговать беспошлинно по всему царству. Сказал царь, что и купца самого не оставит своей милостью — велит казнить его.
Собрался народ на площади. Палач дожидался молодого купца, а тот с братьями прощался и просил их поклониться от него Алёне Дмитриевне, сказать ей, чтобы о нём меньше печалилась и не сказывала о нём детушкам. Просил поклониться родительскому дому, товарищам и помолиться за его душу грешную в церкви.
Отрубил палач Степану Калашникову голову, схоронили купца за Москвой-рекой в поле меж трёх дорог. Проходят мимо могилки люди добрые. Старые — перекрестятся, молодцы — приосанятся, девицы — пригорюнятся. «А пройдут гусляры — споют песенку».
Заключение к краткому пересказу
В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» раскрыты темы:
Основная мысль (идея) поэмы «Песня про купца Калашникова»: бесчестность и наглость нужно побеждать в открытом поединке, а не тайно мстить, применяя бесчестные средства.
Краткое содержание поэмы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.
Литература
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
История создания поэмы «Песня про купца Калашникова»
Историческая основа поэмы
Михаил Лермонтов очень рано стал испытывать интерес к истории и фольклорному творчеству. Детство и юность поэта прошли в имении его бабушки – Тарханах. Там началось познание народного творчества, подростком он стал записывать услышанные от крестьян песни. В 16 лет поэт записал, что если он захочет «вдаться в поэзию народную», то искать ее будет в «русских песнях».
Поэма с исторической основой, стилизованная под старинную народную песню, была начата Лермонтовым в Царском Селе, где он служил после окончания Школы гвардейских юнкеров. Поэт завершил работу над поэмой в 1837 г. К тому времени Лермонтов уже служил в Пятигорске, куда был сослан за стихотворение «Смерть поэта», написанное после дуэли и гибели Пушкина. Название лироэпическая поэма получила объемное: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Подобные длинные названия были свойственны русским средневековым книгам, в них давалось указание на суть содержания. Произведение ссыльного поэта, присланное с Кавказа журналисту А. Краевскому, цензурой было запрещено печатать. Поэтому первая публикация без упоминания имени автора появилась в 1838 г. в литературном приложении к военной газете «Русский инвалид» и имела огромный успех. Критик В. Белинский дал высокую оценку произведению неизвестного автора, которого назвал «сильным и самобытным дарованием». В 1840 г. поэма вышла в небольшом сборнике «Стихотворения М. Лермонтова».
В «Песне про купца Калашникова» отражены события XVI в., эпохи царствования Ивана Грозного. Одним из самых трагических явлений того времени была учрежденная царем опричнина. Это понятие произошло от слова «опричь», что означало «кроме». Опасаясь измены бояр, ИванIV выделил особые владения – опричнину, создал опричное войско. В него набирались выходцы из бояр и дворян, которые беспрекословно подчинялись царю. К седлам опричники привязывали головы собак и метлы, символы преданности государю, олицетворяющие готовность загрызть и вымести всех изменников царя. Возглавлял опричников приближенный к царю Григорий Скуратов, получивший прозвище Малюта. Иван Грозный верил в преданность опричников, которые по царским указам творили кровавые бесчинства, грабили и казнили неугодных власти людей. Особые полномочия опричников, беззаконие и безнаказанность открывали им путь к вседозволенности.Опричники держали в страхе людей всех сословий, их боялись и ненавидели. В «Песне про купца Калашникова» Лермонтов показал страшную участь человека, выступившего против произвола приближенного к царю опричника.
Краткое содержание поэмы «Песня про купца Калашникова»
Фольклорные традиции в поэме Лермонтова, жанровое своеобразие и повествовательная манера народного сказа
Пир Ивана Грозного
Подкараулил Кирибеевич у церкви после вечерней службы Алену Дмитриевну, стал ее силой удерживать, сулить богатые подарки и положение знатное, хвастаясь, что он из известной семьи Скуратовых. Вокруг зло шептались соседки, глядя на них. Удалось женщине освободиться и убежать.
Калашников, воротившись из лавки, почувствовал дома неладное: жена не встречает, на столе нет ужина, свеча догорела у образов. Работница сказала, что хозяюшка не возвращалась, а детки никак не заснут без матери и плачут. Вид появившейся Алены Дмитриевны изумил купца: бледная, с безумными глазами, с непокрытой головой, одежда растрепана. Калашников разгневался, а она кинулась к мужу и обо всем поведала. Калашников, призвав к себе младших братьев, сообщил о решении покарать обидчика завтра на потешном кулачном бою.
Романтическая поэма Лермонтовым написана в манере старинного русского народного сказа, исторической народной песни. Существовала в народе традиция слагать песни о легендарных, необыкновенных людях. Поэтому создается впечатление, что события переданы в «Песне про купца Калашникова» устами народа, выражающего свое отношение к героям. Оттого каждая глава начинается и завершается упоминанием о народных певцах – гуслярах, которые были выразителями народного мнения. В языке поэмы сохранены фольклорные традиции, при помощи которых передан исторический колорит эпохи правления Ивана Грозного. В тексте много устаревших слов и оборотов, характерных для древнерусского языка. Поэтому представляет собой «Песня про купца Калашникова» стилизацию фольклорных текстов настолько талантливую, что многие литературоведы и историки отмечают удивительное сходство стиля и языка поэмы с оригинальными памятниками русского фольклора.
Картины исторических бытописаний жизни народа Руси XVI в
Образы купца Степана Калашникова и опричника Кирибеевича. Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича. Судьба Алены Дмитриевны
Лермонтов, используя исторические и фольклорные источники, достоверно передал картины быта Руси XVI в. и психологию нравов русского средневековья. Из описания пира Ивана Грозного мы узнаем, как проводили свободное от службы время опричники. В рассказе про купца Калашникова дается представление о нравах и быте купеческого сословия, живущего по законам «Домостроя». В сцене царского суда и расправы над Калашниковым передана атмосфера взаимоотношений простого человека и царской власти.
В характеристиках главных героев «Песни про купца Калашникова» можно найти схожие внешние черты. Они молоды, статны, наделены сильным характером, богатырской силой, молодецкой удалью. Но купец Калашников и опричник Кирибеевич – антиподы по чертам характера, образу жизни, нравственным качествам.
Он одержим страстью, ради которой готов преследовать женщину, обвенчанную с другим. Он предлагает Алене Дмитриевне богатство и положение, но сам неосознанно губит жизнь той, которую любит. Он опорочил прилюдно честное имя женщины, о которой будут теперь злословить. Он пренебрегает людской молвой, которая для нее может стать приговором.Белинский писал, что в образе Кирибеевича представлена «сильная, могучая натура», для которой любовь – это «тяжелая и трудная» страсть. Для такого эгоистичного «человека нет середины»: он должен или заполучить желаемое, или погибнуть.Ему тягостно жить без того, чем он не может обладать.
Кирибеевич и Алёна Дмитриевна
В образе Калашникова показан представитель более близкого к народу сословия – купечества. Калашников ведет успешную торговлю, продает в собственной лавке дорогие заморские ткани. Он живет в большом доме, у него крепкая семья, живущая по патриархальным традициям. Степан Парамонович – человек простой и честный, благородный, с чувством личного достоинства. Молодой купец пользуется уважением людей, его величают по имени-отчеству. Наречен он именем Степан, что означает «венец», его отчество от имени Парамон, в переводе с греческого означающего «твердый, верный».
Перед боем опричник кланяется царю, боярам и опричникам, показывая, что готов их потешить. Калашникову потешный бой нужен не для забавы. Не раздумывая, он осознанно решается на поединок с опричником, чтобы наказать обидчика, который попрал то, то для него дорого: народные идеалы веры, чести и правды.Перед поединком он поклонился не только царю, но и Кремлю, всему честному русскому народу и святым храмам, показывая, что он готов встать на защиту общей народной чести. Готовность постоять «за святую правду-матушку» придает купцу уверенности в силах, твердости в решениях, решительности в действиях.
Образ Ивана Грозного
Авторская позиция, народная оценка поведения и морали героев
Лермонтов изобразил Ивана Грозного, как в старинных русских песнях, без похвалы или порицания, таким, каким он был на самом деле. Поэт показал двойственность образа Грозного, противоречия в его характере. Широта его натуры и великодушие совмещаются с деспотизмом, жестокостью, мстительностью и коварством. Это развращенная властью личность, царь казнит и милует не по закону, а по собственному желанию. Грозный нарушает даже собственное царское слово. Он велит казнить победившего в честном бою Калашникова, хотя обещал награду победителю. Но своей милостью обещал одарить родных казненного купца. Царский суд притворно милостивый, преступный и лживый. Звучит горькая авторская ирония в описании веселого и нарядного палача, готовящегося на плахе к страшному представлению для потехи царя.
Хотя Лермонтов изобразил эпоху Ивана Грозного, вопросы, затронутые в поэме, были актуальны во многие времена:беззаконие и произвол власти, вседозволенность и безнаказанность приближенных к властителям, несправедливые расправы над неугодными, жестокое подавление инакомыслия. В эпоху реакционной тирании Николая I довелось жить самому Лермонтову. Он считал, что люди его поколения «к добру и злу постыдно равнодушны», «перед властью – презренные рабы». Своим современникам поэт в поэме показал нравственный урок из прошлого. Авторская позиция выражена в осознанном протесте личности против деспотичной системы.
В образе купца Калашникова Лермонтовым переданы лучшие национальные черты характера русского человека. Он является выразителем богатой духовной народной культуры, в которой больше жизни ценятся честное имя, долг, честь. Не случайно купца величают гусляры полным именем,имя его врага не упоминается ни разу, а только прозвище. Он лишен честного имени, а прозвище имеет татарские корни, слово «кирибей» означало «непокорный князь». Вызов опричнику – это выражение народного протеста. Оттого сохранилась память в народной песне о смелом поступке Калашникова, не забыта в чистом поле у трех дорог его могила, у которой каждый прохожий то перекрестится, то пригорюнится.
Значение поэмы в истории русской литературы
Поэма Лермонтова занимает особое место не только в его творчестве. В русской литературе еще не было произведений, подобных «Песне про купца Калашникова», да и после не было создано ничего подобного.Обратившись к русской истории, Лермонтов создал уникальную поэму в манере народных русских сказаний, глубоко проникнув в стиль повествования и склад старинной речи эпических преданий. Белинский писал, что Лермонтову в «Песне про купца Калашникова» удалось проникнуть в «глубочайшие тайники духа народа», создать произведение «мужественное, зрелое», «столько же художественное, сколько и народное».
Словарь
1. Басурман – представитель иной, не православной веры, иноверец