почему гонения на евреев в истории

Почему гонения на евреев в истории

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Многие народы изгоняли евреев со своих территорий по весомым причинам

почему гонения на евреев в истории. Смотреть фото почему гонения на евреев в истории. Смотреть картинку почему гонения на евреев в истории. Картинка про почему гонения на евреев в истории. Фото почему гонения на евреев в историиПочему почти все народы изгоняли евреев со своих территорий, можно понять, если узнать больше о религиозном мировоззрении этого уникального народа.

Иудаизм является самой древней религией мира.

Представители этого вероисповедания стоят неким особняком среди других.

Это и вызывало неприязнь со стороны иных народностей, которые достаточно легко ассимилировались между собой.

Евреи гонимы иными народами с давних времен

Евреи на протяжении многих веков вызывали у многих народов ненависть и неприятие. Некая симпатия к ним появилась только после того, как фашистская Германия в годы Второй мировой войны проводила политику геноцида по отношению к этой нации. В результате им удалось возродить собственное государство – Израиль. Но антисемитизм так и не удалось побороть.

Эксперты называют несколько причин, по которым исторически сложилось так, что евреи подвергаются гонениям. Подвергались они им даже во времена существования Древнего Египта. Так, археологи обнаружили стелу фараона Мернептаха, на которой было написано: «Израиль уничтожен». Датируется эта находка 1220 годом до н. э.

Продолжились гонения евреев и в Средневековье. Практически каждая европейская страна ополчилась против них. А 13 декабря 1742 года императрица Елизавета Петровна издала указ об изгнании евреев.

На территорию России они не допускались с XV века по 1772 года. Не стал исключением и XX век. В период с 1948 по 1967 годы почти все евреи Алжира, Египта, Ирака, Сирии и Йемена покинули эти страны, опасаясь за свою жизнь.

Почему евреи вызывают неприязнь

Исследователи антисемитизма сходятся во мнении, что одна из причин ненависти к евреям кроется в их мировоззрении, которое управляет поведением и поступками. Основано оно на иудаизме, который для евреев является не просто религией, а целостной картиной мира.

Иудаизм так и не был ассимилирован другими нациями, в отличие от христианства. Он стоит особняком и делает из евреев чужаков. Даже во времена Древнего мира, когда египтяне, греки, римляне и другие языческие народы обменивались идолами, евреи оставались народом, исповедующим монотеизм.

Религиозные взгляды становились настоящей государственной проблемой, которая особенно остро встала в Древнем Риме. Против него иудеи несколько раз поднимали кровопролитные восстания. При этом они также испортили отношения и с христианами.

Евреи не признавали в Иисусе Христе Божьего Сына. В ответ их обвинили в распятии Спасителя рода человеческого, а затем и в иных бедах, к примеру, распространении чумы.

Тора предписывает иудеям открыто подчеркивать свою религиозную принадлежность. Это отличало их поведение. К тому же еврейский закон не запрещал заниматься евреям ростовщичеством. Это ремесло в глазах христиан всегда было презренным.

Почему евреев обвиняют в желании установить мировое господство

Евреи всегда подчеркивали, что являются народом, который был избран Господом Богом. Истоки этого утверждения стоит искать на страницах Ветхого Завета. Антисемиты же это утверждение толкуют на свой лад. Это и стало корнем возникновения убеждения, что евреи стремятся к установлении мирового господства.

В современном мире это убеждении особенно получило распространение. Миллионы людей верят в то, что евреи стремятся занять доминирующее положение в обществе. Среди успешных политиков и бизнесменов действительно немало представителей этой нации. А то, что уровень жизни многих еврейских семей выше, вызывает зависть у окружающих.

Успех же евреев не является случайным. Иудаизм всегда поощрял обучение, и с давних времен грамоте обучались как мужчины, так и женщины этой нации, независимо от своего социального статуса. Это в свою очередь влияло на увеличение дохода.

Источник

Почему гонения на евреев в истории

почему гонения на евреев в истории. Смотреть фото почему гонения на евреев в истории. Смотреть картинку почему гонения на евреев в истории. Картинка про почему гонения на евреев в истории. Фото почему гонения на евреев в истории

Евреи – особый народ. Доказательством тому служат факты из современной и древней истории, показывающие, что практически любое дело, за которое они берутся, становится успешным. Только вот почему народ, столь успешно выполняющий любую работу, оказался непривлекательным для местного населения? Этот вопрос следует рассмотреть досконально.

Сначала приведем небольшую подборку исторических фактов. Еще в первой половине I столетия нашей эры в ведущих государствах того периода, а именно в Риме и Египте, начали поступать жалобы на засилье в них, кого бы вы думали? Евреев! И это еще до того момента, когда в 70 году н.э., подавив антиримское восстание, Тит Флавий захватил Иудею, уведя с нее в метрополию огромное количество рабов. Окончательный крах этого государства произошел спустя несколько десятилетий, когда римляне подавили второе антиримское восстание, выведя в Европу и Северную Африку в качестве рабов еще оставшихся на родине евреев.

Однако наиболее активные гонения на евреев развернулись в европейских странах после утверждения в ней христианской религии. Первое официальное заявление по этому поводу прозвучало в 438 году, когда вступил в силу закон Теодиса II, запрещавший евреям занимать любые должности в органах власти и производственных структурах. Как близок данный закон к указам, издававшимся спустя полтора тысячелетия в фашистской Германии. В дальнейшем, законы, ограничивающие права евреев, копировались и дополнялись в возникающих на Европейском континенте новых государствах.

Временами доходило до прямого избиения и изгнания из страны еврейского населения. Для этого просто требовались подходящие предлоги, которых в Средневековой Европе было предостаточно: от эпидемий заразных болезней, буквально выкашивавших европейские города, до различных войн, в частности, Крестовых походов на Ближний Восток. Данная ситуация слегка ослабла к XIX столетию, хотя и не исчезла окончательно. Апофеозом антисемитизма стал нацизм, массово проявивший себя в Германии в 1930-1940-х годах. И лишь самая кровавая за всю историю человечества война положила начало конца (впрочем, не везде) гонениям на евреев.

Теперь следует перейти к объяснениям, почему такое могло происходить. Правда, дальнейшие мысли – лишь предположения ученых-историков, хотя и не лишенные смысла.

Вариант первый – религиозная основа.

Ни для кого не секрет, что на основе иудаизма появились две ведущие мировые религии: христианство и ислам. Особый интерес в данном случае представляет христианство как религия, выделившаяся из иудаизма ранее в качестве некоего реформаторского движения, грубо говоря, секты. Все основные постулаты иудаизма христиане оставили и для своей религии, сделав различия только в некоторых морально-нравственных установках. Главным же отличием между иудаизмом и христианством считается факт прихода на землю Мессии. Первые считают, что Спаситель еще не присылался к людям, а вторые – что это не кто иной, как Христос, уже побывавший на Земле.

Вариант второй – историческая основа.

Если отмотать ленту истории назад, то можно увидеть, что основные проблемы с гонениями евреев начались после ликвидации Иудейского царства. И это при том, что за 6 столетий до этого случилось массовое выселение представителей этой нации в Вавилон, во время которого «растворились» сразу 10 колен Израилевых. Вполне возможно, что останься евреи жить на своей земле даже после разрушения римлянами Второго Храма, в мире к ним относились бы совершенно иначе. Просто это был бы еще один народ со своими верованиями и героями. Однако два мощнейших фактора в виде прихода сюда сначала римлян, которых впоследствии сменили византийцы, а потом арабов практически полностью вытеснили евреев с их родной земли, заставив устремиться в другие регионы.

Практически везде иудеев встречали с изрядной долей неприязненности. И дело было не только в том, что евреи исповедовали другую религию. Они везде были пришельцами, имеющими совершенно иной уклад жизни, резко контрастирующий с европейским и азиатским порядком. Возникавшее на этом фоне непонимание легко компенсировалось обвинением евреев во всех смертных грехах, как правило, надуманных, началом их притеснений в правах, а потом и изгнанием из страны. Так и приходилось народу, вытесненному с собственной территории, скитаться по чужим землям, не имея возможности возвратиться на историческую родину.

А в Эрец Исраэле в продолжение многих столетий преобладал ислам. Мусульмане назвали Иерусалим своим священным городом и возвели в нем крайне важную для своей религии святыню – мечеть Эль-Акса. С этого момента даже возрождение еврейского государства никак не могло повлиять на отношение мусульман к евреям. И сейчас их спор за территорию кажется неразрешимым: евреи полтора тысячелетия жили здесь в период античности, а мусульмане такие же полтора тысячелетия после них.

Третий вариант – политико-экономическая основа.

Нет большого секрета в том, что все правители, от которых зависела судьба переселявшихся на их земли евреев, нуждались в средствах. В силу своей организованности и способности нестандартно мыслить, представители этой нации очень быстро ухитрялись налаживать деловые контакты, зарабатывая, как деньги, так и уважение партнеров по бизнесу. Естественно, и власти получали при этом неплохие барыши. С финансовыми успехами еврейских кланов приходилось считаться всей европейской и азиатской аристократии. За кредитами к евреям обращались представители высших слоев общества.

Однако за это же аристократы люто ненавидели евреев. Они хотели красиво жить, не отдавая долгов. Гораздо проще было под любым предлогом раздуть антисемитскую кампанию, обвинить евреев в несусветных грехах, после чего ограничить их в правах или даже вообще изгнать из страны. Мало того, что сильные мира сего избавлялись от долгов перед евреями, так еще можно было захватить их бывшее имущество. И лишь полная смена парадигмы помогла закончить эту вакханалию беззакония, а появление на карте мира Израиля как государства во многом разрешило и другие важнейшие для евреев проблемы.

Источник

За что ненавидят евреев — восхитительная статья!

Всё это мы знаем, но так остро написать умеет не каждый. Не надо думать глупость! Почти во все времена и почти у всех народов были люди, ненавидевшие евреев. Многие задаются вопросом: “За что? Почему?” И я спрашиваю себя: “За что?”- Хотя знаю много причин антисемитизма, но не знаю ни одной такой причины, по которой его не должно было быть.

В “Письмах с земли” Марк Твен писал: “Все народы ненавидят друг друга, и все вместе они ненавидят евреев”.

почему гонения на евреев в истории. Смотреть фото почему гонения на евреев в истории. Смотреть картинку почему гонения на евреев в истории. Картинка про почему гонения на евреев в истории. Фото почему гонения на евреев в истории

Начнем с того, что люди друг друга не любят. Более того, они друг друга ненавидят. Приходится признать, что, к сожалению, это свойство имманентно человеческой психике, что господь обрек людей на распри. История человечества – это история войн. Ненавидели и воевали друг с другом англичане и французы, немцы и французы, русские и поляки, русские и немцы, армяне и азербайджанцы, известны истребления армян турками, албанцев сербами, а сербов албанцами. Всего не перечислишь. Ксенофобия – явление повсеместное. Кого чаще всего ненавидят? Да тех чужаков, которые рядом. А кто жил рядом почти со всеми народами за последние 2000 лет? Конечно, евреи. Вот вам и первый ответ на проклятый вопрос. В качестве объекта ненависти и всесветного козла отпущения (“Героическая личность, козья морда”,- как сказал Высоцкий) они всегда были незаменимы потому, что не имели ни государства, ни земли, ни армии, ни полиции, то есть ни малейшей возможности защитить себя. У сильного всегда бессильный виноват. Бессильный вызывает всенародный гнев, и ярость благородная вскипает, как смола. Итак, первая причина беспрецедентной стойкости и распространенности антисемитизма состоит в том, что евреи, не имея собственного государства, слишком долгое время жили среди слишком многих народов.

Далее. Евреи дали миру единого бога, библию, закон морали на все времена. Они дали миру христианство – и отказались от него. Дать человечеству христианство и отказаться от него – это такая обида, которая “в сём христианнейшем из миров” не имеет прощения. О причинах такого отказа мы здесь не будем говорить. Это загадка, которая бросает вызов лучшим умам уже 20 веков. Кто только ни предлагал евреям отказаться от иудаизма! Магомед предлагал им принять ислам и стать рядом с ним у истока новой веры — они отказались и получили непримиримого врага. Мартин Лютер призывал евреев стать его соратниками в борьбе против католицизма и помочь ему в основании протестантской конфессии – евреи отказались и вместо союзника получили ярого юдофоба. Философ Василий Розанов, которого трудно обвинить в симпатии к евреям, недоумевал по поводу такого поведения, не находя в нем ни малейшего признака корысти. Как! Почету и уважению и прочим неисчислимым благам народа-богоносца, давшего миру Христа и всех апостолов, предпочесть судьбу презренного изгоя, окруженного стеной ненависти? Как-то не очень клеится с представлением о еврее как о существе корыстном и трусливом. Парадокс. Отказ от христианства определил дальнейшую судьбу евреев, став важнейшим источником антисемитизма.

Далее. Евреи – это народ Книги. Любят читать, и все тут! А. П. Чехов, описывая жизнь заштатных уездных городков России, неоднократно отмечал, что в таком городке можно было бы закрыть библиотеку, если бы не девушки и не молодые евреи. Страсть к чтению всегда приобщала евреев к культуре других народов. Тот же В. Розанов писал, что если немец всем сосед, но никому не брат, то еврей проникается культурой того народа, среди которого живет, он заигрывает с ней, как влюбленный, проникает в нее, участвует в ее создании. “В Европе он лучший европеец, в Америке – лучший американец”. В настоящее время это едва ли не главный упрек, который бросают евреям юдофобы. “Русский народ унижен, – кричат антисемиты в России, – евреи отняли у него культуру”. Перечислить все блестящие еврейские имена во всех областях человеческой деятельности просто нет никакой возможности. Это не прибавляет им любви окружающих.

почему гонения на евреев в истории. Смотреть фото почему гонения на евреев в истории. Смотреть картинку почему гонения на евреев в истории. Картинка про почему гонения на евреев в истории. Фото почему гонения на евреев в истории

Евреи уверенно занимают первое место в мире по уровню образования и общественной активности. Историк Л. Н. Гумилев назвал это качество пассионарностью. По его теории этнос – это живой организм, который рождается, взрослеет, достигает зрелости, затем стареет и умирает. Обычный срок жизни этноса, по мнению Гумилева, – две тысячи лет. В период зрелости у народа появляется максимальное количество пассионарных личностей, т.е. выдающихся политических деятелей, ученых, полководцев и пр., а у старых, умирающих этносов таких людей почти нет. Историк подтверждает свою теорию многочисленными примерами, а те случаи, которые не укладываются в его учение, он просто не упоминает. Уровень пассионарности еврейского народа, история которого насчитывает уже четыре тысячи лет, никогда не снижался. Философ Н. Бердяев писал: “Есть что-то унизительное в том, какое количество гениев среди евреев. На это я могу сказать господам антисемитам только одно – делайте сами великие открытия! “Несчастная – для евреев! – склонность проникать в культуру других народов, активно участвуя в ее развитии, а также невиданная пассионарность во всех областях жизни – вот главные причины антисемитизма в настоящее время.

У этой проблемы есть еще один аспект – психиатрический. Почти у каждого человека есть тайные страхи и фобии, явные или скрытые пороки и недостатки, вольные и невольные прегрешения. Один из способов избавления от этих страхов и мучительного недовольства собой – извлечь их из своей души, из глубины подсознания на свет божий, громко заявить о них, приписав однако всю эту скверну не себе, а кому-то другому, кого не жаль, и сосредоточить на нем всю свою ненависть. Таким объектом, которому приписывают собственные пороки, испокон веков служили евреи. Антисемитизм имеет зоологический характер, т.е. идет из глубины подсознания. За двадцать веков он превратился в устойчивый стереотип, который усваивается с молоком матери и передается из поколения в поколение.

Надобно иметь недюжинную силу и крепость, чтобы противостоять этому массовому психозу, имеющему характер пандемии, но рождение, воспитание и вся жизнь подавляющего большинства людей не дают, к сожалению, этой силы и крепости. Почти каждый человек, заглянув в свою душу, найдет в ней следы неприязни к евреям. И сами евреи здесь не составляют исключения. Они такие же люди, как и все, они дышат этим же воздухом нетерпимости. Столкнувшись с каким-нибудь еврейским подонком, евреи нередко испытывают ту же специфическую неприязнь, что и не евреи, забывая, что каждый народ имеет право на своих негодяев, которых всюду пруд пруди. Антисемитизм – это диагноз. Психиатрия должна бы включить его в свои учебники как один из видов психического расстройства, маниакального психоза. Хочется сказать господам антисемитам: “Это ваша проблема, идите и лечитесь”.

У евреев теперь есть свое государство. Антисемитская чернь во всем мире никогда больше не помешает нам защищать свое человеческое достоинство и право на жизнь.

В одном из рассказов А. Платонов описал маленького еврейского мальчика, пережившего страшный погром. Этот мальчик в ужасе и смятении обратился к своему русскому соседу с вопросом: “Может быть, евреи действительно такие плохие люди, как о них говорят?” – и получил ответ: “Не надо думать глупость”. Вот и мне хочется, вслед за Платоновым, сказать всем поддавшимся антисемитскому психозу: “Не надо думать глупость”.

Источник

Европейский антисемитизм начался задолго до Холокоста. К сожалению, Россия — не исключение

75 лет назад, 27 января 1945 года, Красная армия освободила город Освенцим, а вместе с ним и узников нацистского лагеря смерти Аушвиц-Биркенау. В этот же день мир вспоминает жертв Холокоста. В последнее время тема антисемитизма времен Второй мировой войны появилась в повестке с подачи президента Владимира Путина, который обратил внимание на позицию Польши по этому вопросу. Znak.com попытался разобраться, где лежат корни европейского антисемитизма, который и привел к Холокосту, и так ли уникальна история Польши.

«Ваш отец диавол»

«Таким образом, многие поколения священнослужителей клеймили евреев как коварный народ, который хотел погубить Христа, — отмечает автор. — Нетрудно понять, почему гонения на евреев были широко распространены в средневековой Европе, где господствовала христианская культура. Во многих странах евреям запрещалось владеть землей, заниматься определенными профессиями и жить там, где они хотели бы. В разные периоды в ряде европейских городов евреи были вынуждены проживать в гетто и носить на одежде специальные отличительные знаки. В XIII веке в Риме, в частности, это были желтые метки на груди. Одной из немногих профессий, которой позволялось заниматься евреям, стало ростовщичество, поскольку христианам религия этот вид деятельности запрещала. Если судить по «Венецианскому купцу» Шекспира, еврей-ростовщик постепенно становился ненавистной фигурой. В 1543 году Мартин Лютер — христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык — написал памфлет «О евреях и их лжи». К чему призывал народ Лютер? «Навсегда изгнать их из нашей страны»».

Правда, ситуация слегка изменилась в связи с эпохой Просвещения. В 1789 году во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. В сентябре 1791 года Национальная ассамблея Франции предоставила гражданские права евреям, принесшим клятву верности. В других странах евреи были эмансипированы гораздо позже: в 1830 году — в Греции, в 1858 году — в Великобритании, в 1870 году — в Италии, в 1871 году — в Германии и в 1891 году — в Норвегии. Заметим, что Российской империи в этом списке нет. Там, начиная с указа императрицы Екатерины II от 23 декабря 1791 года и вплоть до Февральской революции 1917 года, действовала черта оседлости для евреев.

Несмотря на получение прав евреями в ряде европейских стран, сам по себе антисемитизм никуда не делся. А в некоторых случаях в конце XIX — начале XX века, наоборот, подогревался. Более того, само понятие «антисемитизм» родилось именно в это время. Его сформулировал немецкий журналист и политик Вильгельм Марр в 1879 году в памфлете «Победа германизма над еврейством». Марр и его последователи утверждали, что ненависть к евреям имеет расовый характер и причиной тому является биологическая «несовместимость еврейства» с «германской расой».

Сайт «Энциклопедия Холокоста» напоминает ряд громких исторических событий, связанных с всплеском антисемитизма в то время. В 1890-е годы во Франции появились «Протоколы сионских мудрецов». В этом поддельном документе говорилось о тайном собрании мировых еврейских лидеров, на котором они якобы утвердили планы мирового господства. Его авторство приписывают одному русско-французскому журналисту, который действовал под руководством тайной российской полиции. Сам этот злонамеренный миф тесно переплетался с масонством, которому также приписывалось ниспровержение традиционных монархий в Европе и России и установление нового мирового порядка. Во главе масонских обществ нередко встречались евреи, а кроме того, обилие иудейской, каббалистической и ветхозаветной символики, используемой в масонских ритуалах, стали основанием полагать, что существует связь между масонами и евреями. Так появился термин «жидомасонство». В 1920-х и 1930-х годах нацистская партия использовала «Протоколы» для поддержки антисемитской политики. Но и сегодня эта фальшивка будоражит умы и по-прежнему в ходу в антисемитских кругах.

В 1894 году во Франции вспыхнуло дело офицера еврейского происхождения Альфреда Дрейфуса. Он был арестован и ложно обвинен в передаче Германии документов, имеющих отношение к национальной обороне Франции. Дрейфус был признан виновным в госизмене и приговорен к пожизненному заключению. Затем его оправдали, но, как полагают историки Холокоста, разногласия по поводу дела Дрейфуса обнажили скрытый антисемитизм французского общества.

В 1897 пост бургомистра Вены занял Карл Люгер. Он правил столицей Австрии в течение 13 лет. Он утверждал, что евреи захватили монополию при капитализме и, таким образом, ведут нечестную конкурентную борьбу на экономической арене. Именно в то время в Вене жил Адольф Гитлер. Неудивительно, что он впитал в себя антисемитизм. Идеи Люгера нашли отражение в платформе нацистской партии в Германии 1920-х годов.

И все это лишь самые яркие эпизоды, не говоря уже о многочисленных погромах в Европе и России, бытовой этнической неприязни, массе различной пропагандистской литературы. Немецкий историк-востоковед и профессор Пауль Лагард в книге «Евреи и индогерманцы», выпущенной в 1887 году, писал: «Мы антисемиты, потому что в Германии девятнадцатого века евреи, живущие среди нас, представляют взгляды, обычаи и требования, которые восходят к временам разделения народов вскоре после всемирного потопа… Потому, что среди христианского мира евреи — азиатские варвары».

«Польша была раем для евреев»

Казалось бы, древний миф о «злодеях-евреях», которые «продали и распяли» Христа, а теперь пытаются завоевать мир, в XX веке — веке рационализма, материализма, расцвета науки, техники и промышленности — должен был постепенно угасать. Но не тут-то было. Поражение ряда стран, в том числе Германии и Австрии в Первой мировой войне; приход к власти большевиков в России, среди лидеров и активистов которых нередко встречались евреи; деятельность Коминтерна, которого опасались правительства Европы (а коммунизм, поскольку его теоретиком был Карл Маркс, у антисемитов был однозначно еврейской идеологией) и, наконец, экономический кризис 1930-х, давший повод обвинять богатых евреев в его порождении, — все это вдохнуло новую жизнь в идеологию антисемитизма. У многих европейских радикально-националистических партий того времени антисемитизм стал особым пунктом.

Стоит отметить, что в некоторый период Польша был «еврейским раем». Так гласит реальная историческая фраза: «Польша была небом для шляхты, чистилищем для мещан, пеклом для холопов и раем для евреев», записанная в одном из пасквилей XVII века, автор которого критикует привилегии шляхты. Было это «райское» время в XIV веке при короле Казимире III Великом. В 1364 году король откликнулся на просьбу евреев, и, желая «увеличить выгоды своей казны», даровал привилегии евреям, живущим в стране. В специальной грамоте было сказано, что «каждый еврей может свободно и безопасно переходить и переезжать — безо всякого препятствия и остановки — из города в город, из провинции в провинцию нашего королевства, и с совершенной безопасностью может везти и нести с собой свое имущество или товары, продавать, покупать и менять…, а пошлину платить не больше чем христиане». Тогда Польша стала пристанищем евреев, гонимых из всей остальной Европы. Но после смерти Казимира III были отменены и привилегии для евреев. С тех пор ситуация из века в век менялась, но неизменно вместе с народными мифами сохранялся антисемитизм.

Так антисемитизм дожил и до 1930-х годов XX века — предвоенного времени. Первый глава возрожденного Польского государства Юзеф Пилсудский был противником этой идеи. Но при этом госслужба для евреев все равно была недоступна. Кроме того, существовали квоты на ряд специальностей в вузах. Евреям можно было сидеть на лекциях только за отдельными лавками. Были в Польше и партии, которые открыто пропагандировали антисемитизм. Например, Национально-демократическая партия во главе с Романом Дмовским. Исторический страх поляков перед Россией — Советским Союзом смешивался с неприятием «жидокоммунизма», где коммунизм выступал как некий еврейский план порабощения мира.

9 марта 1936 года произошел антиеврейский погром в городе Пшитых. Трое евреев убито и более шестидесяти ранено. На следующий день погром распространился на соседние города. Было убито почти 80 евреев и 200 ранено. В 1935–1937 годах антиеврейские погромы произошли и в ряде других городов: Ченстохове, Люблине, Белостоке и Гродно.

После смерти Пилсудского вторым лицом государства стал верховный главнокомандующий Эдвард Рыдз-Смиглы. Его политика была направлена на укрепление национализма и проведение репрессий. Он предложил создать новую политическую партию с целью усилить обороноспособность, ее декларация отличалась крайним консерватизмом.

А тем временем еврейский вопрос с подачи Третьего рейха становился все острее и замалчивать его было нельзя. Так, к концу 1930‑х польские политики уже всерьез рассуждали о переселении евреев на Мадагаскар или в Латинскую Америку. Кстати, идея переселения евреев из Европы куда-нибудь в «землю обетованную» изначально была целью сионистов еще до возникновения национал-социализма. Так что, смотря с какого боку посмотреть на эту идею, нельзя сказать, что она однозначно антисемитская. Но тем не менее антисемитизм в Польше стал частью общественного дискурса, что соответствовало духу того времени.

Как пишет журналист Лео Апфельблюм в своей статье «Польский антисемитизм — не пустяк», поляки были настроены по отношению к евреям крайне враждебно еще до того, как разразилась война. «Об этом мне рассказывали пережившие Холокост польские евреи, в частности мой отец, который на своей шкуре испытал ненависть поляков к евреям не только во время Второй мировой войны, но и на протяжении всего своего детства и молодости — до того, как война началась», — подчеркивает он.

Поэтому неудивительно, что некоторые поляки, невзирая на то, что их родина оказалась оккупированной нацистами, стали сотрудничать с ними по еврейскому вопросу. Историк, сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский пишет: «Так называемые шмальцовники (szmalcownik) выдавали оккупантам сограждан — спасаемых и спасавших. За выдачу евреев они получали стандартное вознаграждение, состоявшее из небольшой суммы денег, сахара, табака и ликера. Однако наибольшую опасность представляли для укрывающихся не польские коллаборационисты и даже не немцы, которые поисками евреев не занимались, а украинские националисты».

Журналист Лео Апфельблюм приводит воспоминания своего отца, проведшего полтора года в концлагере в городе Ченстохова. Его больше всего удивило равнодушие сотрудников этого лагеря, которые были поляками:

«Они не были заключенными, они жили у себя дома и приходили на работу и уходили с работы — как будто речь шла об обычном месте работы. В полдень все рабочие получали горячую пищу, но еда, которую получали польские рабочие, была более питательной, чем та, которую получали еврейские рабочие-рабы. К тому же порции, получаемые поляками, были существенно больше, иногда они даже не могли съесть все полностью. Но за то время, пока мой отец был заключенным этого лагеря, не было ни одного случая, когда бы поляк предложил истощенному еврейскому «коллеге» доесть остатки. Поляки предпочитали выбрасывать их в ведра для мусора».

Казалось бы, изгнание нацистов из Польши должно было положить конец страданиям польских евреев. Но поляки вовсе не были рады их возвращению. Например, шокирует история еврейского погрома, случившаяся уже после того, как немцы были изгнаны из Польши. Это произошло 4 июля 1946 года. Жители города Кельце устроили расправу над евреями, вернувшимися в родной город после войны. Толпа, вооруженная железными прутьями, дубинами и молотками, собралась перед домом, где жили большинство евреев. Евреев, включая женщин, стариков и детей, выбрасывали из окон и добивали на мостовой. Были убиты 42 человека. В погроме участвовали солдаты и милиция. На скамье подсудимых за участие в погроме оказались двенадцать человек, девять из которых были казнены. До сих пор непонятно, было это спонтанным событием или провокацией. Бытовала версия, что погром спровоцировали польские коммунисты с целью отвратить Запад от антикоммунистически настроенного польского общества.

И тем не менее, читая такие воспоминания, все же стоит воздержаться от демонизации польской нации. Было и множество обратных примеров. Как напоминает историк Дмитрий Офицеров-Бельский, «именно поляки составили четверть всех «праведников народов мира» (это звание присваивается неевреям, спасавшим евреев во время холокоста) — больше, чем представители любой другой страны».

«Жидомасонская чума поработила Русь на 100 с лишним лет»

Что в Польше думают о России, СССР, Сталине и Второй мировой войне. Интервью историка Лукаша Адамского

«Нельзя скрывать, что в Польше был антисемитизм. Большинство стран были в какой-то степени охвачены этим явлением, в частности страны компактного проживания евреев — Польша, СССР и другие страны Восточной Европы. А где-то антисемитизм есть и сейчас. Но тот, довоенный, антисемитизм имел преимущественно не расово-политический, а бытовой характер, призывал не к уничтожению евреев, а к ослаблению их роли в экономике или культуре. Антисемитизм всегда заслуживает осуждения, как и любые другие предрассудки или вражда на этнической или религиозной почве. Но в любом случае после Холокоста критерии оценки антисемитизма стали иными, а антисемитизм до Холокоста нужно рассматривать на основе других критериев».

Вопрос лишь в том, что в высказываниях российского лидера польский антисемитизм звучит как нечто уникальное. А между тем и Российская империя, к которой сегодня нередко апеллируют и защитники нынешнего режима, практиковала то, что по сегодняшним меркам является дискриминацией по этническому и религиозному признаку. Не говоря уже о том, что сама по себе антисемитская пропаганда в дореволюционной России не преследовалась, а, наоборот, поощрялась. Вспомним, что «Протоколы сионских мудрецов» имели российское происхождение, а затем свободно публиковались в самой России. Именно евреям приписывалось то, что они собираются осуществить госпереворот в России, свергнув монархию. Такая точка зрения бытует и сегодня в некоторых православных кругах. Вот, например, слова священника Алексия Мороза. Он оправдывает святого Иоанна Кронштадтского, которого Федерация еврейских общин России считает «махровым антисемитом».

«Светлая память об Иоанне Кронштадтском генетически хранится в памяти нашего народа. Мы знаем сотни и тысячи случаев, когда праведник исцелял людей, помогал им в трудных жизненных ситуациях, когда по его молитвам изменялось духовное и нравственное состояние окружающих. Можно даже сказать, что его молитвами было приостановлено революционное состояние народа в 1905 году, когда либералы и революционеры, в основном, кстати, еврейской национальности, задумали бунт против власти с целью уничтожения монархии, уничтожения православной веры, занимались терроризмом», — считает Мороз.

Хотя революционное движение было интернациональным, в результате чего диктатором, при котором разрушали церкви и расстреливали священников, стал вовсе не еврей, а грузин. Более того, на какое-то время борьба с сионизмом стала частью государственной политики СССР, что некоторые историки тоже рассматривают как проявление политики государственного антисемитизма. Хотя это, конечно, совершенно не тот расовый антисемитизм Третьего рейха, предполагавший физическое уничтожение людей.

Отголоски классического российского антисемитизма — это не только явление маргинальных кругов. Видимо, он до сих пор живет и в кругах политической элиты, только хорошо маскируется, лишь изредка прорываясь наружу. Давайте вспомним, что соскользнуло с уст вице-спикера Госдумы Петра Толстого в 2017 году в адрес оппозиции: «Люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив там… из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах — на радиостанциях, в законодательных собраниях, — продолжают дело своих дедушек и прадедушек».

Но это далеко не все. Известный на Урале схиигумен Сергий (Романов) недавно в своей проповеди заявлял о «жидомасонской чуме», якобы поработившей Россию. Он призвал «убрать эту мерзость… из России».

В заключение хотелось бы привести положение из определения отрицания и искажения Холокоста, принятого «Международным альянсом в память о Холокосте». «К искажению Холокоста, в частности, относятся: Попытки размыть ответственность за создание концлагерей и лагерей смерти, спланированных и использовавшихся нацистской Германией, перекладывая вину на другие народы и этнические группы» — говорится в нем.

Список использованной литературы и источников:

— «Евреи в период Катастрофы», Электронная еврейская энциклопедия;

— Офицеров-Бельский Дмитрий, «История польского антисемитизма и его влияния на политику государства», журнал «Профиль», 12.03.2019;

— Рис Лоуренс, «Холокост. Новая история», «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2018.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *