мобильный художественный театр что это

Прогулки по Москве с Мастером и Маргаритой: зачем Михаил Зыгарь запустил проект «Мобильный художественный театр»

Мобильный художественный театр — приложение, в котором «город становится декорацией, звук дополняет реальность, а спектакль разыгрывается в воображении», уточнили на сайте проекта.

Идея в том, что люди могут скачать приложение, которое позволяет выбрать один из спектаклей. После этого пользователям показывают локацию, где он начинается. Люди приезжают туда, запускают в смартфоне приложение и спектакль начинается. Авторы идеи говорят, что теоретически его можно послушать из дома, но в этом случае пострадает уровень погружения зрителей в происходящее.

мобильный художественный театр что это. Смотреть фото мобильный художественный театр что это. Смотреть картинку мобильный художественный театр что это. Картинка про мобильный художественный театр что это. Фото мобильный художественный театр что это

Михаил Зыгарь в разговоре с RTVI назвал проект именно театром. По его словам, в современном мире искусство «поменяло свои жесткие рамки» и «границы между разными видами искусства давно перемешались».

«Все спектакли, которые мы делаем, даже если они где-то по форме напоминают экскурсию, по силе воздействия, по качеству исполнения и по взаимодействию со зрителем — это далеко не просто экскурсия. Это тщательно прописанный и срежиссированный спектакль», — сказал Зыгарь.

Он считает, что идея сделать городские улицы местом действия произведения — «совершенно новый способ взаимодействия человека с произведением искусства». Зритель становится отчасти соавтором, поскольку события во многом разворачиваются в их воображении.

Сам Мобильный художественный театр открылся в ноябре 2018 года, когда у него еще не было приложения. Первый спектакль — «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым». Рассказчиком выступил сам художественный руководитель «Гоголь-центра», который записал для аудитории полуторачасовой моноспектакль.

В нем зрителям предлагают пройти тем же маршрутом по улицам Остоженка и Пречистенка, которым ежедневно гулял режиссер, когда был под домашним арестом. Во время спектакля Серебренников рассказывает об исторических персонажах, которые связаны с районом и чьи судьбы так или иначе перекликаются с судьбой самого режиссера.

Запуск мобильного приложения решили отметить премьерой спектакля «Мастер и Маргарита». Это пьеса по мотивам романа Михаила Булгакова. По словам Зыгаря, ее написали под определенный маршрут, но это не классическая экскурсия по булгаковским местам, где разворачиваются события произведения.

Источник

Михаил Зыгарь запускает МХТ. Это проект, который поселит театр в вашем смартфоне

Креативная студия «История будущего» запускает «Мобильный художественный театр» (МХТ) — приложение, в котором «город становится декорацией, звук дополняет реальность, а спектакль разыгрывается в воображении». Накануне запуска «Афиша Daily» поговорила с основателем проекта Михаилом Зыгарем о том, чем этот театр отличается от всех остальных.

— «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым» готовились и были впервые представлены публике, когда Кирилл еще находился под домашним арестом. Очевидно, что после того, как в апреле условия его содержания изменились, весь текст будет восприниматься иначе. Он как‑то изменился в связи с этим?

— Да, немного изменился. Не существенно, но я немного переписал текст и чуть-чуть добавил туда что‑то, чего не было в первоначальной версии. Замысел в том, что каждому зрителю предоставляется возможность прогуляться вместе с Кириллом тем маршрутом, которым он гулял ежедневно во время домашнего ареста, с 6 до 8 часов, в пределах разрешенного района: по Пречистенке и Остоженке.

Вся суть спектакля заключается в том, что Кирилл рассказывает о своих в некотором смысле соседях, которые жили в домах недалеко от него, — будь то Есенин или Пастернак, или Вера Мухина, или другие его коллеги-художники. И в первоначальной версии тема проблем, которые существуют у Кирилла, не поднималась. Сейчас у нас есть возможность затронуть и эту тему.

— Объясните, почему то, что вы делаете, называется именно театром — что делает проект театром, а не, скажем, дорогим и здорово спродюсированным аудиогидом?

— Смотрите, определения разных жанров в современном искусстве постоянно меняются, сто лет назад словом «театр» могло полноправно называться только то, что игралось на сцене в присутствии зрительного зала. Сейчас театром могут называться и совсем другие вещи.

Это будет пьеса по мотивам романа Булгакова, написанная специально под конкретный маршрут, вовсе не экскурсия по булгаковским местам, а настоящий спектакль с персонажами, роли которых играют прекрасные актеры.

— Вы вообще до сих пор очень мало раскрыли информации об этом спектакле — держите интригу?

— На самом деле мы примерно каждый день приоткрываем афишу с новым персонажем — уже, насколько я могу вспомнить, опубликована афиша с Леонидом Парфеновым, где раскрыто, что он будет играть Берлиоза. Петр Скворцов будет играть Коровьева, Василий Буткевич — Ивана Бездомного, Евгений Стычкин — доктора Стравинского, Ксения Собчак — Жоржа Бенгальского, Ингеборга Дапкунайте — Воланда. Маргаритой будет Александра Ребенок, а Мастером — Юрий Колокольников.

Публикация от Mikhail Zygar (@zygaro) 6 Июн 2019 в 10:17 PDT

— Ваши проекты о 1917 и 1968 годах, будучи полностью виртуальными, имели максимально широкую аудиторию. Очевидно, что аудитория МХТ, где спектакли привязаны к месту, будет на несколько порядков меньше. Вас это не расстраивает?

— Меня это не расстраивает. До конца мы еще не знаем точно, насколько большой будет эта аудитория. Каждый спектакль будет привязан к конкретному району в Москве, но при желании человек, который находится за пределами города, тоже сможет его прослушать. Конечно, эффект будет, наверное, не таким полным, и всего того целостного переживания, которое испытает человек, пройдя весь маршрут ногами, слушатель за пределами Москвы не испытает, но нам кажется, что это, наоборот, может быть, подтолкнет человека потом при случае захотеть оказаться в этом месте и посмотреть и послушать еще раз.

— Есть у меня такой глупый вопрос, но удержаться от него не могу: из‑за аббревиатуры «МХТ» люди из МХТ им. Чехова не испытывали каких‑нибудь эмоций, не жаловались вам?

— Я думаю, что все наши коллеги понимают, что это милая и прекрасная шутка, которая вовсе не ущемляет никаких их интересов. Наш проект называется «Мобильный художественный театр», и, конечно, он не конкурирует с МХТ им. Чехова. Было бы, мне кажется, странно, если бы они каким‑то образом обиделись.

— Действительно. Понятно, что все самое интересное только начинается, но сейчас, накануне запуска, вы можете сказать, чему вы научились, работая над этим проектом?

— Мне кажется, мы еще учимся, очень рано подводить какие‑то итоги. Я скорее могу сказать, чему хотелось бы научиться. Хотелось бы изобрести новый жанр и в нем свободно и комфортно работать. Хотелось бы научиться вписывать драматические произведения в городское пространство так, чтобы его максимально использовать. Чтобы ни в коем случае у зрителя не возникало ощущения, как вы говорили, что он вышел на экскурсию. Тут все мельчайшие детали должны как‑то быть учтены и задействованы. Это должен быть не просто рассказ про то, что вы видите слева и справа, — текст должен быть вписан в подворотни, переулки, скамейки, деревья, окна. И эта задача довольно-таки бесконечна. Я надеюсь, что чем дальше, тем удачнее мы как‑то с этим будем работать. Тем более, что мы с самого начала пытаемся показать диапазон, показать, как по-разному можно устраивать спектакли.

Первый спектакль с Кириллом Серебренниковым был по сути документальным моноспектаклем, где один голос разговаривал со зрителем. В «Мастере и Маргарите» у нас огромный каст и совсем другого рода драматический спектакль. Третий — «Свинарка и пастух», премьера будет в июле на ВДНХ. Отчасти он будет использовать и элемент экскурсии, поскольку герои фильма «Свинарка и пастух» приходят на экскурсию, и гид является важным персонажем. Потом будет спектакль про историю русского рока, музыкальный, который будет по-другому восприниматься.

— Вам на Би-би-си совсем недавно припоминали вашу фразу о том, что вы ушли из новостной журналистики, потому что устали заниматься тем, что ни на что не влияет. За последнюю неделю ваше мнение не поменялось?

— Когда я писал, почему я ушел из актуальной новостной журналистики, я много разных причин перечислял. В том числе я говорил, что меня очень расстраивает, что события закончились. И вот с этим ничего не поменялось. События последних недель, на мой взгляд, к журналистике имели довольно маленькое отношение. Да, Иван Голунов — журналист, и не просто журналист, а с безупречной репутацией, и об этом известно очень многим. Но тут суть проблемы не в свободе слова и не в журналистике, а в ощущении незащищенности любого человека. И Ивана Голунова, мне кажется, в первую очередь поддерживали и защищали не как журналиста, а как очень типичного рядового человека, на месте которого мог оказаться любой сварщик или слесарь, или бизнесмен, или школьная учительница. И вот это общественное движение… Участвовавшие в нем журналисты сыграли большую роль, но это все-таки было актом политического или общественного активизма, а не журналистики.

Но я не вижу никакого радикального изменения медиасреды в нашей стране.

Но опять-таки одно дело то, что происходит с журналистикой в нашей стране, плюс к этому есть глобальное изменение роли журналистов и просто медиакультуры в мире, изменение роли соцсетей, психологии потребителей информации — это все другой тренд, который важно учитывать всем журналистам, которые живут на этой планете и которым надо по-новому выстраивать свои приоритеты.

И третий фактор — лично мои внутренние предпочтения. Я, так вышло, за всю свою жизнь несколько раз менял профессию. В какой‑то момент, когда я ушел из телеканала «Дождь», настало время для меня в очередной раз сменить профессию. Это уже не проблема журналистики как таковой, это какая‑то моя внутренняя заморочка, на которую я имею право.

Источник

Как работает Мобильный художественный театр

мобильный художественный театр что это. Смотреть фото мобильный художественный театр что это. Смотреть картинку мобильный художественный театр что это. Картинка про мобильный художественный театр что это. Фото мобильный художественный театр что это

Не экскурсия и не аудиокнига — директор Мобильного художественного театра Алексей Киселев рассказывает о ценностях проекта, подборе актеров, любимом спектакле и о том, как сюжеты произведений оживают на улицах Москвы и Петербурга.

мобильный художественный театр что это. Смотреть фото мобильный художественный театр что это. Смотреть картинку мобильный художественный театр что это. Картинка про мобильный художественный театр что это. Фото мобильный художественный театр что это

Что такое Мобильный художественный театр

Начнем с того, что театр сегодня — это труднодоступное искусство. Билеты стоят дорого, залы маленькие, людей много, попасть на хорошие известные постановки — непростая задача. Поэтому общедоступный театр — это как будто оксюморон.

В пандемию мы поняли: спектакль, физически не привязанный к театру, — это новая опция, а не компромисс. Мы осознали, что можем сделать театр для всех! С помощью смартфона можно разнообразить интерактивные механики, придумать что-то неординарное — тут огромный простор для творчества.

МХТ — это приложение со спектаклями, в ходе которых вы обычно гуляете по городу. Оно не ставит перед собой цель заменить традиционные театры. Никакие формы не опровергают другие. Как сказано в пьесе А. П. Чехова «Чайка»: «Всем хватит места, и новым и старым формам, нечего толкаться». Это прекрасно понимают все, кто находится на территории театральной практики. Кто-то занимается современным танцем, кто-то — классическим балетом, кто-то — театром кукол, кто-то — аудиотеатром. У каждого есть свой зритель.

Мобильный театр совсем не похож на экскурсию — мы не занимаемся экскурсиями! Я их терпеть не могу и не понимаю, зачем они нужны. Наверное, мне не везло. Был на десятках экскурсий, но ни одной не помню. Зато помню каждый спектакль, который я смотрел. Мы создаем театр. У нас есть и спектакли, не связанные с достопримечательностями. Они связаны с небом, рекой, прохожими, со слушателем. А во время карантина мы сделали несколько постановок, место действия которых — ваш дом.

«Мы работаем друг для друга»

Приложение МХТ позволяет видеть статистику, поэтому я знаю, какая у нас аудитория. Она немного отличается от театральной. Пока это в основном москвичи, хотя появляется все больше зрителей из других городов России. Средний возраст — 20–35 лет.

Есть один важный принцип: мы все делаем для себя. Расскажу короткую историю: когда я работал в журнале «Афиша», спросил у Шурика Горбачева (шеф-редактор «Афиши» в 2013-2014 гг. — прим. HiPO), кто наша аудитория. Он ответил: «Наш читатель — это мы сами, мы работаем друг для друга. Если нам самим будут интересны наши материалы, то будут интересны и другим, таким же как мы». Я запомнил эту фразу и привык так и работать.

Мобильный художественный театр — часть креативной студии «История будущего», ее основал Михаил Зыгарь, а еще он художественный руководитель МХТ. В нашей команде постоянно работают около десяти человек, среди них — директор студии Маша Шашаева, продюсеры МХТ, исторических проектов и видеоконтента, наши дизайнеры, PR, SMM и люди, которые занимаются ресерчем.

Одновременно мы разрабатываем три – шесть проектов. Над каждым спектаклем работают порой до десяти человек, не считая артистов. Плюс приглашенные композиторы, драматурги и режиссеры.

мобильный художественный театр что это. Смотреть фото мобильный художественный театр что это. Смотреть картинку мобильный художественный театр что это. Картинка про мобильный художественный театр что это. Фото мобильный художественный театр что это

«Я несколько раз пытался сформулировать, чем мы занимаемся, но ничего вразумительного не получилось»

Я называл это пространственно-ориентированной драматургией и сайт-специфическим аудиотеатром. Но лучшее определение МХТ дал Теодор Курентзис, он сказал чертовски точную фразу: «Инсценировка пространства памяти».

Это особенно здорово описывает несколько наших спектаклей, основанных на историческом материале. Например, спектакль «Свинарка и пастух» — история о том, как в 1941 году по приказу Сталина снималась одноименная музыкальная комедия, в то время как город находился под обстрелом, шла бомбардировка. Мы решили взять за основу этот сюжет и прочувствовать, что вообще меняется и происходит, когда идет война, как и зачем это было возможно. Мы привязали реальную историю к пространству и смешали с сюжетом фильма «Свинарка и пастух», а роли в нем озвучили Чулпан Хаматова, Один Байрон и Ян Гэ.

мобильный художественный театр что это. Смотреть фото мобильный художественный театр что это. Смотреть картинку мобильный художественный театр что это. Картинка про мобильный художественный театр что это. Фото мобильный художественный театр что это

«Мы никогда не знаем, что получится в конце»

Создание спектакля в МХТ — это экспериментальный процесс, мы никогда не знаем, что получится в конце. К тому же мобильное приложение позволяет сделать город не только декорацией, но и соавтором спектакля.

Например, когда мы создавали спектакль «Толстой. Москва и мир» (в главных ролях — Варвара Шмыкова, Филипп Авдеев, Максим Матвеев), я гулял по городу и случайно увидел здание, на котором была табличка: здесь жил и работал Л. Н. Толстой. Чуть позже мы нашли воспоминание Фета о том, что он приходил в этот дом — в гости к Толстому. И видел, как писатель работает над романом! Это такая абсолютно постмодернистская вещь. Получается, что персонажи спектакля приходят в гости к автору романа.

Еще пример: во время создания спектакля «Пигмалион» нам помогла информация о визите Бернарда Шоу в Москву в 1931 году. Точки его маршрута довольно легко удалось восстановить, и оказалось, что они очень точно объясняют драматургию пьесы. И финал спектакля получился почти документальным! Еще классно, что в «Пигмалионе» вместе с Екатериной Варнавой сыграли главные роли актеры тоже МХТ — Московского художественного театра имени Чехова: Игорь Миркурбанов и Александр Семчев.

«Спектакль создается, когда есть идея»

Все начинается с идеи. Она может исходить от кого угодно — просто от знакомых или от кого-то из нашей команды. Сейчас есть уже более сотни идей, которые мы хотели бы реализовать. Они связаны с определенными местами или литературными произведениями.

В какой-то момент мы «запускаем руку» в этот портфель с идеями, находим одну и понимаем — пришло ее время. Так было со спектаклем «Рас — стаемся» по мотивам поэм Цветаевой. Идея возникла еще в самом начале существования МХТ, и мы обсуждали с режиссером Женей Берковичем, как это могло бы быть. Прорабатывали, тестировали, переделывали полностью в течение полугода… Мы долго не могли определить дату премьеры. Но в какой-то момент поняли — все, пора! И вот мы его выпустили.

На начальном этапе задумка может касаться какого-нибудь пространства в городе, темы, исторического или художественного материала. Например, нам хотелось сделать что-нибудь в парке «Зарядье», потому что это удивительное место — такой тихий-маленький уголок природы в центре мегаполиса. Мы изучали пространство, представляли, какие сюжеты оно диктует. Буквально отталкивались от конкретной точки на карте, а потом додумывали все остальное.

мобильный художественный театр что это. Смотреть фото мобильный художественный театр что это. Смотреть картинку мобильный художественный театр что это. Картинка про мобильный художественный театр что это. Фото мобильный художественный театр что это

мобильный художественный театр что это. Смотреть фото мобильный художественный театр что это. Смотреть картинку мобильный художественный театр что это. Картинка про мобильный художественный театр что это. Фото мобильный художественный театр что это

«В процессе создания спектакля всегда есть стадия ресерча»

Мы обязательно обращаемся к историку-исследователю с конкретным запросом по местам, годам, историческим личностям. Вместе с ним уточняем все детали и передаем материал драматургу. Мы работаем с Михаилом Дурненковым, Валерием Панюшкиным, Марией Кирсановой, Машей Рупасовой, Феклой Толстой, Екатериной Зинович и другими.

Дальше над собранным материалом работает редактор, в какой-то момент включается композитор. Создается концепция — как это будет звучать, кто в спектакле может играть, какие должны быть голоса.

Затем все проверяется на местности — мы выходим и снимаем видео. В конце, когда уже есть готовый текст, мы записываем артистов в студии и создаем атмосферу тех мест, где проходит прогулка. Это нужно для эффекта присутствия в фоновом режиме. Итоговый трек-лист создают композитор и звукорежиссер.

Часто придумываем разные опции: маршрут может быть нелинейным, могут быть вставки с видео, push-уведомлениями, картинками или дополненной реальностью.

Финальная стадия — это «вкручивание» спектакля в приложение, тестирование и премьера. Мы считаем себя настоящим театром (тем более что у нас есть две номинации на «Золотую маску») и делаем настоящую премьеру: зовем друзей, журналистов, театральных критиков, артистов, режиссеров, драматургов и музыкантов. Они слушают спектакль, проходят маршрут, делятся впечатлениями. Так мы проверяем спектакль на публике и после можем внести какие-то доработки.

«Химия происходит, если правильно поработать с артистами»

Голос — главный критерий, по которому мы выбираем актеров. Важно, чтобы голоса не были похожи между собой и были узнаваемы. Кастинг бывает тщательный — как, например, к спектаклю «Толстой. Москва и мир». Мы с Феклой Толстой, Екатериной Зинович и Мишей Зыгарем перебрали десятки вариантов.

А бывает, что выбор случается стихийно. Мы приглашаем людей, с которыми хотим работать, сразу все понимаем про их голоса, записываем всех по отдельности. Потом в мастерской композитора происходит магический процесс — мы получаем оживленный диалог людей, записанных в разные дни, они не видят друг друга. А диалог настоящий, живой!

Кстати, как ни парадоксально, чаще всего актеров лучше писать по отдельности. А магия происходит благодаря правильной работе с артистами. У нас бывают и репетиции. Например, спектакль «Рас — стаемся» на Воробьевых горах : Женя Беркович много работала и с текстом, и с артистами — Вадиком Королевым и Анной Чиповской.

Источник

Русский сайт-специфик-театр в 7 постановках От Электрозавода и Пречистенки до Ясной Поляны и Ярославля

мобильный художественный театр что это. Смотреть фото мобильный художественный театр что это. Смотреть картинку мобильный художественный театр что это. Картинка про мобильный художественный театр что это. Фото мобильный художественный театр что это

Но в 80-е отдельные труппы вроде Brith Gof начали выстраивать отдельные постановки вокруг окружения — это назвали сайт-специфик-театром. Термин быстро утратил свое первоначальное значение — сайт-спецификом начали называть любой театральный перформанс, проходивший за пределами театральных стен, — но в каком-то смысле вернулся к исходному пониманию в пандемию, когда театры то открываются, то закрываются. Десятки спектаклей выплеснулись из четырех стен в самые неожиданные пространства, и теперь уж, говоря, что «весь мир — театр», мы имеем в виду не только тот факт, что мы все играем роли, но и то, что сценой может быть лес, парк, старый гараж, действующая ткацкая фабрика, улицы города, переоборудованный завод, трамвай, бар, мчащийся поезд, остров посередине реки или квартира людей, с которыми вы даже не знакомы. И это будет влиять на то, что вам показывают.

Предлагают почувствовать себя внутри «Записок охотника» Тургенева в Спасском-Лутовинове или услышать голоса Льва Николаевича и Софьи Андреевны в Ясной Поляне, побыть немецким инженером на Электрозаводе в Москве или понаблюдать за работой ткачей на фабрике «Красный Перекоп» в Ярославле.

Чаще всего такие спектакли не статичны, а подразумевают, что зрители перемещаются вслед за действием, иногда проходя изрядное расстояние. Не менее 10 тысяч шагов проходят по лесу под Суздалем собравшиеся «По грибы» вслед за актерами Сельского театра драмы и комедии в Фомихе, столько же самостоятельно, ведомые голосом в наушниках, — те, кто следует по переулкам Остоженки и Пречистенки по маршруту «1 000 шагов с Кириллом Серебренниковым» или от Рубинштейна до Итальянской в Петербурге по следам Ольги Берггольц с приложением Мобильного художественного театра.

Рассказываем про несколько театральных групп, выпускающих сайт-специфик-постановки.

Мобильный художественный театр

Москва, Санкт-Петербург, Тула

Билеты: 0–379 рублей

мобильный художественный театр что это. Смотреть фото мобильный художественный театр что это. Смотреть картинку мобильный художественный театр что это. Картинка про мобильный художественный театр что это. Фото мобильный художественный театр что это

Самая доступная вещь из списка: «Мобильный художественный театр» — приложение, объединяющее формат аудиоспектакля с AR-игрой. Журналист Михаил Зыгарь придумал МХТ еще в 2019 году по мотивам других успешных проектов студии «Истории будущего» — также существующих как приложения или сайты «1968.Digital» и «Проект 1917». Сайт-специфик как он есть — перенесенных в современность «Мастера и Маргариту» нужно слушать во время прогулки по Чистым прудам, «Место счастья» о спортивных комментаторах, посетителях перестроечных рок-фестивалей и спортсменах — в «Лужниках», «Подслушано в городе Т.» о выдуманных беседах Толстого и Тургенева в Туле — соответственно, в Туле, «Я жила», основанный на дневниках одного из главных голосов блокадного Ленинграда Ольги Берггольц, — в центре Питера. У проекта недавно появились и англоязычные спектакли.

Сельский театр драмы и комедии в Фомихе

Билеты: 1 800–3 500 рублей

мобильный художественный театр что это. Смотреть фото мобильный художественный театр что это. Смотреть картинку мобильный художественный театр что это. Картинка про мобильный художественный театр что это. Фото мобильный художественный театр что это

В Москве молодая труппа «Эскизы в пространстве» играла, например, на сцене центра имени Мейерхольда, но, поездив несколько лет подряд на творческую лабораторию «Человек мира» под Суздалем, команда расширила пространство игры и сделало несколько постановок в поезде Москва — Владимир: в купе шли, например, «Палата № 6» и «Три сестры», а в вагоне-ресторане с меню к зрителям подходила Настасья Филипповна. Затем «Эскизы» переехали в село Фомиха Владимирской области, где официально живет не больше десятка человек, и построили там дом-театр. Потом он сгорел, но труппа не отчаялась — последнюю премьеру, «Дневник Колобка» режиссера Яны Туминой и художника Павла Семченко из питерского театра АХЕ, поставили в заброшенном коровнике. Другие спектакли из репертуара Сельского театра, которые ставит его главный режиссер Дмитрий Мышкин, стали бродячими. «По грибы», немного мистическая история, где воспоминания о лете у бабушки перемежаются с детективными сюжетными линиями, идет в живописном сосновому лесу. «ПроПраСуздаль» — путешествие по самым нетуристическим маршрутам и разным историческим пластам города. Театральные прогулки дополняют горячие ужины, за которые зрители садятся вместе с актерами.

«Театральная компания Жени, Саши и Егора»

Билеты: 1 500 рублей

мобильный художественный театр что это. Смотреть фото мобильный художественный театр что это. Смотреть картинку мобильный художественный театр что это. Картинка про мобильный художественный театр что это. Фото мобильный художественный театр что это

Выпустившись в разгар пандемийного года с гитисовского курса театрального художника Дмитрия Крымова и режиссера Евгения Каменькова, сценографы Женя Ржезникова и Саша Дыхне немедленно задумались о Робинзоне Крузо — тот тоже оказался в схожих обстоятельствах уединения, только на острове, а не в московской квартире. Так появился первый тайный спектакль из серии «Библиотека приключений» (отсылка к хитовой советской книжной серии) — «Серьезные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, включающие его видения ангельского мира», который Женя и Саша, объединившись с музыкантом Егором Жирновым, поставили просто у себя в квартире. Ко второй работе новоиспеченная труппа подошла серьезнее, но с той же фантазией: действие «Трех мушкетеров» они перенесли в гаражный кооператив в Лефортове, где современные Атос, Портос и Арамис выбрали путь классического российского эскейпа в гаражах без электричества. Один ведет «медленное радио гаражного кооператива», другой создает галерею портретов местных жителей, третий бесконечно чинит любимый «Запорожец» СУР99. Смыслы тут вырастают просто из живой среды кооператива: одни соседи театралов приглашают зрителей к широкому восточному застолью, другие впихивают в свой бокс барабанные установки. «Среди театральных задач мне кажется важным создание узнаваемых положительных героев, как бы наивно это ни звучало. Этого, мне кажется, в театре очень не хватает», — говорит Женя.

«Pop-up театр»

Билеты: 500–1 500 рублей

мобильный художественный театр что это. Смотреть фото мобильный художественный театр что это. Смотреть картинку мобильный художественный театр что это. Картинка про мобильный художественный театр что это. Фото мобильный художественный театр что это

Все пять лет, что существует «Pop-up театр», его режиссер Семен Александровский экспериментирует с форматами. Аудиоспектакль «Время, которое», номинированный в прошлом году на «Золотую маску», посвящен Дмитрию Брусникину, звучит его голосом и голосами его учеников, хоть и рассказывает историю о сохранении артефактов, связанных с Мейерхольдом. Другие можно увидеть/услышать в Петербурге, где Александровский и базируется. Основа репертуара — спектакли для одного зрителя в наушниках, в массе своей — алкогольной направленности. Один так и называется — «С Чарльзом Буковски за барной стойкой», второй, посвященный Сергею Довлатову, обещает «пять по пятьдесят» — маршрут, прежде чем подвести вас к дому писателя, проведет по пяти барам. В процессе прослушивания «Профсоюза работников Ада» посещаешь четыре бара — от Некрасова до Рубинштейна, слушаешь джаз, получаешь четыре напитка. Интеллигентская аудиоистория в ушах — хороший выбор для тех, кто считает, что наклюкиваться в одиночестве — это уже алкоголизм, но все-таки любит это дело.

«Война и мир. Путешествие»

Билеты: по входному билету в Ясную Поляну, ближайшие показы — 3–5 сентября

мобильный художественный театр что это. Смотреть фото мобильный художественный театр что это. Смотреть картинку мобильный художественный театр что это. Картинка про мобильный художественный театр что это. Фото мобильный художественный театр что это

Первый раз аудиоспектакль режиссера Евгения Маленчева («Всем кого касается», Groza) по пьесе Юлии Поспеловой поставили в Ясной Поляне три года назад к фестивалю «Толстой». Постановка оказалась так хороша, что серию показов повторяют с тех пор каждый год. Жаль, что усадьба не вводит спектакль в постоянный репертуар: специально устанавливаемые к показам временные арт-объекты — лодка в поле, макет усадебного дома, спрятавшийся в землю, — небольшие инкрустации в реальность, которые перенастраивают угол восприятия места. В 1862 году, когда Лев Толстой женится на юной Соне Берс, в их жизнях все меняется. В спектакле озвучены мысли, доверенные Львом Николаевичем и Софьей Андреевной не друг другу, но дневникам, письмам. Пытливо следуя хронологии событий, мы наблюдаем взгляд жены и мужа на знаковые события их долгой совместной жизни — только детей у них за 25 лет родилось 13, а сколько строк. Меняются, взрослеют голоса актеров, озвучивающих главных героев. Среди них — Александра Ребенок, Никита Кукушкин, Максим Суханов. Настоящий спектакль с яркой драматургией, отчасти экскурсия, но уводящая от привычных троп и дающая острое театральное переживание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *