мнемические приемы что такое
Мнемические приемы что такое
Мнемотехника, или мнемоника, — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации.
В основе мнемонического запоминания лежит визуализация — образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия получают визуальные, аудиальные или кинестетические воплощения в памяти.
Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким. Ассоциации сугубо индивидуальны и могут быть странными или нелепыми — так даже лучше.
Упражнение 1. Создайте визуальный образ редиски, учителя и удачи. С первыми двумя словами довольно легко: редиска — перед глазами возникает красно-белый овощ с хвостиком; учитель, — скорее всего, вы представите преподавателя, который вам нравится. С удачей сложнее — это довольно абстрактное понятие. Здесь необходимо воспользоваться методом свободных ассоциаций. Первый визуальный образ, который пришёл на ум, когда вы прочли задание, — это и есть свободная ассоциация. Возможно, это будет подкова или колесо фортуны как распространённые символы удачи.
Зачем нужна мнемотехника для детей
До 14 лет у ребёнка идёт формирование абстрактно-логического мышления, и он запоминает преимущественно то, что пережил лично. Мнемотехника же позволяет связывать абстрактные понятия из школьной программы с событиями и явлениями из жизни, упрощая тем самым процесс запоминания.
Регулярные занятия мнемотехникой развивают:
Количество данных, которые нас окружают, растёт ежесекундно. Современному школьнику необходимо уметь работать с информацией: быстро выделять главное, запоминать то, что пригодится в жизни. Мнемотехника как раз и отвечает этим запросам.
Гаяне Курятова, преподаватель мнемотехники, участник проекта
«Удивительные люди».
Овладев искусством ассоциативного запоминания, ребёнок сможет не только лучше осваивать школьную программу, но и успешно работать с дополнительными материалами.
Использование мнемотехники: три эффективных приёма
Приёмы мнемотехники доступны всем, их нетрудно освоить. В этой статье мы рассмотрим несколько популярных техник развития памяти.
Со способами запоминания цифровой информации, текстов, терминов, стихотворений и многого другого вы сможете познакомиться на курсе «Мнемотехника: как легко запоминать». По промокоду MNEMO2021 вы получите неделю бесплатного доступа к курсу.
Метод историй
Суть данной техники состоит в том, чтобы связать слова и определения в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.
Недостаток приёма заключается в том, что он не подходит для запоминания большого объёма информации.
Упражнение 2. Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щётка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Придумайте и визуализируйте историю с этими словами. Обязательно добавьте в свой рассказ эмоции и сопереживайте своим героям.
Пример: Почтальон Печкин верхом на тигре скакал через кукурузное поле. Печкин в страхе обернулся назад — за ним гнались разъярённые осы. Вдруг он наткнулся на реку. «Что делать?! — крикнул в пустоту бедный почтальон. — Моста нет!». Но к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода. Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов, и как только осы стали приближаться, крестоносцы начали сбивать их меткими бросками мармелада. Печкин подбежал к старому арабу — получателю посылки — и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща, в которой вместо ложки лежала зубная щётка. Неожиданно пошёл дождь. Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны. Тысячи тюльпанов медленно опускались, и как только касались земли, тут же превращались в пепел. Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчётливый рисунок лошадиной подковы (образ на слово «удача»).
Метод «Цепочка»
Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Важно соединять их ярко и следить за последовательностью. При воспроизведении нужно представлять всю «конструкцию» сразу: снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали.
Недостатком метода является то, что забыв один элемент цепочки, можно забыть всё остальное.
Упражнение 3. Запомните цепочкой слова: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко.
Пример: Рыжая лиса в скафандре (ассоциация с космонавтом), кольцом на лапе и яблоком на носу играет в шахматы с учителем географии (Африка), но не фигурами, а стаканами молока.
Метод Цицерона
Суть данного приёма мнемотехники — создание в воображении пространства с опорными образами. Почему метод наречён именем древнеримского философа, мы уже рассказывали. Другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума.
Необязательно создавать пространство с нуля, можно представлять свою квартиру или комнату. Выберите там несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложите между ними маршрут.
К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку (как в предыдущем методе). Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от размера локации и тренированности.
Образы можно менять, то есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации. Но если часто использовать одни и те же места, образы начнут путаться. В таком случае локации нужно дать «отдохнуть».
Преимущества метода Цицерона:
Недостатком этого метода развития памяти является трудоёмкость.
Упражнение 4. Выделите опорные образы в своей комнате и «привяжите» к ним следующие слова: лягушка, шоколад, кит, футболист, зима, школа, компьютер, виноград, «Фоксфорд».
Мнемотехника: как перестать зубрить и начать запоминать
Содержание
Что такое мнемотехника
Мнемотехника, или мнемоника, — это метод эффективного запоминания информации, основанный на построении ассоциаций. Например, не так легко наизусть зазубрить последовательность планет Солнечной системы. Но если выучить простую считалку, в которой каждое слово связано с конкретным небесным телом, задача становится не такой сложной.
«Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли», — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Существует много разных мнемонических приемов. Само слово «мнемоника» — древнегреческое (μνημονικόν — искусство запоминания), но впервые записали большинство методов запоминания римляне. До нас дошел анонимный трактат на латинском языке «Риторика для Геренния», созданный в 80-х годах до н. э. В нем читателя знакомят с методом чертог разума или дворца памяти, который использует герой Бенедикта Камбербэтча в сериале «Шерлок».
Зачем нужна мнемотехника
Преподаватели мнемотехники считают, что ее удобно применять в повседневной жизни для быстрого и легкого запоминания номеров телефонов, банковских карт, списков покупок, имен и дат рождений друзей и знакомых.
Техники запоминания помогают в работе и профессиональном развитии. С ними легко получается держать в голове делегированные поручения и собственные задачи. Эти приемы позволяют отказаться от множества записей и органайзеров, используемых для хранения информации о проектах.
Кроме того, мнемоника хорошо подходит для освоения любых научных дисциплин, где требуется включать память, — от математики, физики и химии до истории, обществознания и иностранных языков.
Плюсы и минусы мнемотехники
Константин Дудин — профессиональный мнемотехник, рекордсмен по запоминанию, основатель «Школы развития памяти»:
«Мнемотехника — это алгоритмы, поняв которые, можно сильно упростить себе жизнь. Иметь хорошую память — выгодно, ведь это позволяет быть значительно эффективней. Благодаря мнемотехнике я очень хорошо сдал ЕГЭ и отучился в институте без единой четверки, получив красный диплом. Я сторонник того, что нужно научить этому как можно больше других людей».
Среди минусов мнемотехники Дудин упоминает лишь необходимость поддерживать дисциплину в обучении. Плюсов эксперты и исследователи методологии находят значительно больше.
Эффективность. Эксперимент Ричарда Аткинсона показал, что студенты с помощью ассоциаций запоминают на 40% больше иностранных слов, чем при механическом заучивании.
Скорость влияния. Практика мнемотехник физически реорганизует структуру мозга, повышая продуктивность памяти. Первый результат приходит уже через шесть недель тренировок, а значительные изменения наступают на четвертый месяц.
Доступность. Эксперты по раннему развитию уверяют, что мнемонике можно учить даже трехлетних детей. В то же время девятикратный победитель чемпионата мира по памяти Доминик О’Брайен познакомился с методологией только в 30 лет.
Воздействие на ментальное здоровье. Мнемонические техники полезны для профилактики и борьбы с когнитивными нарушениями в работе мозга вроде рассеянного склероза и болезни Альцгеймера.
Приемы мнемотехники для начинающих
Основной принцип мнемотехники заключается в том, что мозгу проще запомнить информацию, если вы присвоите ей какой-то определенный яркий или знакомый образ. Существует несколько основных механик, комбинируя которые, легче держать в голове разные данные.
Буквенный код
Используют для запоминания последовательностей. Здесь каждая начальная буква в предложении соответствует определенному слову. Самый простой пример — цвета радуги — знаком любому с детства: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Многие знают другую фразу из школьной программы, которую заучивают для запоминания падежей: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку».
Цифро-буквенный код
Подходит для запоминания длинных чисел, например номеров телефонов или банковских карт. Нужно присвоить согласные буквы каждой цифре от нуля до девяти, а затем составить из них предложение или целую историю.
Теперь представим, что вам нужно запомнить номер +7 (985) 123-45-67. Уберем «+7» — это вы и так запомните, а остальные цифры разобьем на пары и получим: 98-51-23-45-67. Перекодируем их в буквы: МВ-ПР-ДТ-ЧП-ШС. Теперь нужно составить их них связное предложение с яркими образами. Оно может быть примерно таким: «МаВр ПеРевел ДеТей Через Полное ШоСсе».
Система Шед
Отличное решение для запоминания коротких чисел — дат, автомобильных номеров, ценников. Нужно придумать фразу, в которой слова по количеству букв равны конкретной цифре в числе. Для обозначения нуля можно использовать слова из 10 букв.
Например, вы хотите запомнить год Крещения Руси — 988. Достаточно подобрать и запомнить яркий образ из трех слов: «Визировал (9) Владимир (8) крещение (8)».
Созвучие
Помогает запоминать иностранные слова по созвучиям из родного языка. Например, чтобы запомнить английское tree, подойдет русское «три», а для look, можно использовать «лук». Ассоциации прочнее закрепятся в памяти, если вы наделите их ярким образом: у дерева было три ветки; слезы идут, когда вы смотрите на лук и режете его.
По этой же методике можно заучивать столицы государств. Просто придумайте и запомните образную фразу, в которой слова созвучны паре «страна — город».
Рифмы
Широко используются в школьном образовании для запоминания правил, законов и чисел. Вот несколько примеров:
«Биссектриса — это крыса, которая ходит по углам и делит угол пополам.
«Медиана как обезьяна, что прыгает по сторонам и их ломает пополам».
Нужно только постараться
И запомнить все, как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
С окончанием на «-ить»
И одиннадцать других,
Вы запомните, каких:
Слышать, видеть, гнать, вертеть,
Ненавидеть и терпеть,
И обидеть, и дышать,
И зависеть и держать,
К ним «смотреть» прибавить слово —
Все спряжения второго.
Ассоциации
Этот прием будет полезен, если вам сложно запоминать имена и фамилии. Найдите две знакомых ассоциации: это может быть известная личность или какой-то образ, связанный с однокоренным словом. Предположим, кто-то представился вам как Виктор Петров. Имя может ассоциироваться со словом «победа» (victory), а фамилия — с персоной Петра I. Когда забудете, как зовут этого человека, вспомните связку «победы Петра I».
Дворец памяти
Прием еще называют чертогами разума, римской комнатой, методом локусов. Он подходит для запоминания больших объемов информации, в частности, при подготовке к экзаменам. Суть в том, чтобы вообразить какое-нибудь помещение и «привязать» информацию к статичным предметам в комнате. Двигайтесь по часовой стрелке, запоминая расположение объектов, а потом вспоминая их в нужный момент.
Допустим, вам нужно выучить экзаменационный билет по истории, тема — киевские князья IX—X веков. Представьте себе свою комнату и объекты в ней. Пусть полка на стене будет князем Олегом, а предметы на ней — его основными поступками. Например, цветок на полке — это подчинение Киеву племен, а три ветки растения — их названия: древляне, северяне и радимичи. К двум рамкам с фотографиями «привяжите» два похода князя в Византию, а на самих фото мысленно напишите даты — 907 и 911 годы.
Двигайтесь дальше слева направо и наделяйте предметы другими нужными значениями. Вы можете вообразить себе по одной комнате на каждый билет экзамена, построив своеобразный дворец памяти. «Оказавшись» в нужном помещении, вы легко вспомните необходимую информацию.
Сторителлинг
Этот прием помогает запоминать длинные последовательности слов, списки покупок или дел. Нужно придумать связную эмоциональную историю, в которой ключевыми точками вы отметите необходимые значения. Представим, что вам нужно запомнить список покупок: молоко, яблоки, стиральный порошок и пену для бритья. Короткий рассказ позволит удержать их в голове без лишних записей.
Девушка на ферме доит корову, которая громко мычит, и получает целое ведро молока. Она несет его к дому, но по пути останавливается, чтобы сорвать с дерева у тропинки сочное яблоко. У здания сидит ее мать — она сыпет стиральный порошок в таз с водой, где замочила белые простыни. Девушка улыбается ей и проходит в дом. Там она видит своего отца и громко смеется, ведь он не смыл с правой щеки пену для бритья.
Упражнения по мнемотехнике
Попробуйте потренировать свою память, используя описанные выше приемы для разных задач.
Запомните номер телефона информационно-справочной службы Администрации Президента 8 (495) 606-36-02 с помощью цифро-буквенного кода: 0 — Н; 1 — Р; 2 — Д; 3 — Т; 4 — Ч; 5 — П; 6 — Ш; 7 — С; 8 — В; 9 — М. Разбейте номер на пары цифр, присвойте каждой из них буквы, составьте из них слова и соедините их в цельное предложение. Затем попробуйте воспроизвести последовательность, опираясь только на получившийся текст и код.
Выучите пять английских слов, подобрав к ним созвучные русские и связав их с запоминающимся образом. Beam — луч, plethora — множество, posterity — потомство, velocity — скорость, marvelous — изумительный.
Придумайте запоминающуюся историю, которая поможет удержать в голове список дел:
На следующий день вспомните придуманный рассказ и восстановите по нему список задач.
Выучите три даты, используя систему Шед: год взятия Бастилии — 1789, год начала Первого крестового похода — 1096, год основания Дублина — 841. Придумайте фразы, в которых слова по количеству букв равны конкретным цифрам в каждом числе. Запомните эти ассоциации, а спустя некоторое время воспроизведите даты по ним.
Запомните четыре пары «имя — фамилия», подобрав к ним яркие ассоциации: Борис Вишневский, Юрий Буров, Надежда Загордан, Николай Бондаренко. Сохраните в голове получившиеся образы и через несколько часов попробуйте по ним восстановить имена и фамилии.
Мнемотехники на практике
Человеческий мозг использует только 10% своих способностей, остальная часть потенциала мозга остается незадействованной. Человек, у которого хорошая память и который может запоминать огромное количество бессвязной информации, не использует никаких секретов по раскрытию остальных 90% способностей мозга.
Нет времени читать? Долистайте до конца страницы и прослушайте статью!
Практическое применение мнемотехник
Достаточно тренировать свою память ежедневно по 15-20 минут. Использовать проверенные мнемотехники для запоминания.
Современный мир компьютерных технологий и информации требует огромного количества запоминания точной информации. Это могут быть пароли электронной почты, цифровой код программы или файла. В этом случае просто необходимо точно запоминать и воспроизводить числовую и буквенную информацию.
Также требуется запоминание стихов и текстов по школьной литературной программе. Стихи являются хорошей тренировкой для памяти, увеличивают словарный запас рифмованных слов, развивают творческие способности.
Имея натренированную память, можно выучить не один иностранный язык за короткое время.
Приемы мнемотехники позволят вам увеличить объем новых иностранных слов в двое. Изучив английский язык, можно с легкостью использовать его, как матрицу для запоминания слов немецкого или другого языка.
Немного информации о самом механизме памяти
Память человека имеет достаточно изученные границы. Психологи выяснили, что память делится на оперативную, долговременную и кратковременную. С сенсорных рецепторов восприятия (зрения, слуха) в кратковременную память поступает отпечаток реального мира. С помощью целенаправленного внимания информация запечатлевается, распознается и сравнивается в оперативной памяти. В оперативной памяти, как и в кратковременной удерживается ограниченное число элементов, семь плюс-минус два элемента на 30 секунд.
Затем информация кодируется в когнитивные структуры(смысл) или подвергается перекодированию и отправляется в долговременную память, где хранится всю жизнь.
Чем лучше и эффективнее кодирование информации, тем дольше она помнится и тем быстрее извлекается из этого хранилища. Содержимое кратковременной памяти постоянно меняется, новые элементы вытесняют старые. Временное стирание уже обработанной информации в ходе мышления является защитной функцией мозга от постоянно поступающих сенсорных стимулов из внешнего мира.
Если бы не происходило стирание старых следов информации, то мозг был бы сильно перегружен. И по этой причине объем памяти никогда не меняется. Иногда происходит накладывание одной информации на другую, и информация смешивается, например, при бесперерывном просматривании разных текстов. При этом могут возникать ошибки запоминания. Отсутствие пользования той или иной заученной информации ведет к её абсолютному стиранию. Часто мысленное её повторение наоборот ведет к постоянному стимулированию соответствующих нейронных связей в мозге.
Существуют различные приемы мнемотехники, позволяющие эффективно использовать все возможности памяти.
Школьные методики запоминания учебного материала основывались на многократном повторении. Такое механическое заучивание требовало много времени при низких результатах. А неполное понимании материала вело к тому, что он быстро разрушался и стирался в памяти. Поэтому одно из правил прочного запоминания – это осмысление запоминаемой информации.
Быстрому усвоению новой информации способствует уже знакомая информация, которая имеет какое-либо отношение к ней. Например, если человек изучает медицину или психологию, то новые сведения о болезнях или психических расстройствах лягут в тот же самый контекст поблизости. Информация ассимилируется в те же самые ячейки памяти, что и прежде освоенные знания.
Такое быстрое освоение новой информации обусловлено тем, что в нашем сознании уже имеются готовые обобщения – понятия, нужный набор ассоциаций, на которые нанизываются другие.
Психические факторы, способствующие лучшему запоминанию и обучению
Необходимо четко систематизировать свои занятия по тренировке памяти. Если вы изучаете иностранный язык, повторные занятия не должны идти с большим разрывом во времени. Если вы один раз занимаетесь два дня подряд, а потом отдыхаете пять дней, то новая информация будет забываться и стираться из памяти быстрее чем будет нарабатываться новая. Тем самым уровень развития памяти будет оставаться низким. Поэтому заниматься нужно каждый день по 15-20 минут.
Естественный язык нашего сознания
Любой символьный язык (язык математики, язык родной речи) является искусственно созданной системой коммуникации. Ребенок, который не умеет читать и писать до какого-то времени, запоминает все с помощью картинок – образов. Поэтому самым естественным для человеческого сознания является образ. Это тот самый непосредственный код для запоминания.
Наше сознание воспринимает всю информацию в образной форме. Образ предметов, цифр, слов появляется в нашем сознании намного быстрее чем включаются понятийные структуры и мышление. Удержанный образ в памяти на какой-либо стимул, без наблюдения самого реального объекта называется представлением.
Таким образом, мнемотехники для запоминания направленны на:
С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок по основам мнемотехник по индивидуальной программе
Тренировка внимания
Упражнение 1.
Сведите ладони рук вместе, оставив между ними расстояние в 1 сантиметр. Через некоторое время между ладонями появиться ощущение тепла. Старайтесь сконцентрироваться на этом ощущении, остановив течение мыслей. В этот момент ни о чем не думайте.
Упражнение 2.
Упражнение на внимание с помощью дыхания. Устройтесь поудобнее в кресле. Дыхание должно быть ровным и спокойным. Затем старайтесь следить за ритмом своего дыхания. Медленно наблюдайте момент вдоха, выдоха.
Упражнение 3.
Другой метод помогает в тренировке внимания. Необходимо сконцентрироваться на всем образе своего тела. Мысленно пройдитесь по телу: как лежат и расслаблены руки, какие ощущения в ногах. Постарайтесь ощутить тепло своего тела с ног до головы.
Манипуляция с образами. Основные приемы мнемотехник
Основные приемы мнемотехники основаны на визуализации запоминаемой информации. При чтении, чтобы запомнить весь текст, старайтесь каждое слово перевести в картинку в своем воображении. С помощью мыслительных действий попробуйте рассмотреть полученный образ со всех сторон. Например, представьте себе книгу. Мысленно переверните её другой стороной. Рассмотрите какого она цвета, по толщине.
Зрительные образы можно соединять между собой. Связь между ними запоминается мозгом, и при необходимости вспомнить всю цепочку образов, достаточно вспомнить один из ключевых. В этом случае мозг выдаст на стимул весь запомнившийся в образах материал.
Прием наложения образов
Существует методика создания матрицы наложением образов. Создается связка, которая позволяется вспомнить слабые связи между стимулом и запоминаемой информацией. Такой мнемонический прием используется для изучения иностранных слов. В этом случае накладываются образы разных модальностей – визуальный и акустический.
Прием увеличения и уменьшения образов
Прием трансформации образов
Воображаемые предметы можно также трансформировать. Утолщать, удлинять. Добавлять разные детали. Это необходимо для того, чтобы можно было использовать их повторно.
Мнемотехника и приемы запоминания
Создание искусственных ассоциаций
Соедините несколько разных образов в одну картинку, которую можно запомнить, как один элемент. Одновременно можно соединить от 3 до 5 образов вместе.
Естественные ассоциации
Естественные ассоциации создаются мозгом в повседневной жизни. Все объекты, которые мы видим в своем окружении уже создают между собой определенную связь. Обстановка хорошо изученной комнаты, или известный путь от дома на работу через парк может стать опорной ассоциацией к запоминанию нужной информации, нанизывая её на предметы обстановки. Чтобы воспроизвести данную информацию, необходимо вспомнить знакомую местность или комнату.
Символизация
Символизация – это метод для запоминания абстрактных слов, которые сложно представить визуально. Используйте известные символы:
Для создания символов можно прибегнуть к свободным ассоциациям. Далее можно использовать обобщенный образ (символ) для нанизывания более мелких и конкретных ассоциаций, увеличивая семантическое поле.
Запоминание числовой информации
Для этого заранее подготавливается готовая матрица образов. На которые будут соответствовать цифрам. К примеру:
Но эффективнее использовать для обозначения цифр их графический образ и схожесть с другими предметами. Допустим:
Эйдетика
От слова «эйдос» — образ. В основе этой методики запоминания лежит не только образное восприятие мира, как в детстве, но и присоединения психического материала. У ребенка больше развито любопытство и чувство удивление всему новому. Поэтому особо новая и интересная информация больше всего стимулирует нейронные связи.
События, которые сопровождаются чувством радости запоминаются наиболее ярко. Поэтому стремитесь, чтобы ваши ассоциации были как можно интереснее.
Целесообразно на основе запоминаемого материала (например цифр) придумать необычную историю, которая объединить все искусственные ассоциации вместе.
При запоминании иностранных слов попробуйте представить, какие ощущения у вас вызывает это слово. Звучание этого слово. Ребенок всю окружающую информацию запоминает эмоциями, внутренними ощущениями, а не логикой. Получения положительных эмоций от образов отражается и на химическом уровне высвобождением гормона удовольствия (эндорфина). Происходит закрепление материала в структуре мозга.
Свое воображение можно дополнить рисунком, нарисовав то, о чем говориться в стихотворении.
Сложные и длинные слова и цифры необходимо аналитически расчленять. Двухзначные цифры можно складывать, получая новое число – код для хранения в памяти числа. Например, чтобы запомнить иностранное слово spring можно его расчленить на sp – ring получается в слове «весна» имеется ещё и слово «кольцо». Для запоминания числа 315 можно получить новое число 3+1+5 = 9, таким образом необходимо уже запомнить не три числа, а одно.
В целом, использование мнемотехник первое время для вас будет некоторой дополнительной мыслительной работой, но это именно то, что нужно — в итоге вы будете формировать те мыслительные образы, которые сможете успешно запоминать. Со временем и с улучшением навыков, применение мнемотехник будет даваться просто, а результат будет более гарантированным. Как мы отмечали выше, залог успеха в регулярных тренировках. Тренируйтесь для достижения успеха.