метод фельденкрайза что это такое

Метод Фельденкрайза: упражнения для восстановления подвижности

Метод Фельденкрайза по праву считается прорывом в медицине и психологии. Благодаря ему врачам удается заметно улучшить состояние пациентов с ДЦП, а также улучшить здоровье тех, кто столкнулся с ограничением двигательной активности вследствие различных заболеваний. Как это происходит?

Кто такой Фельденкрайз

метод фельденкрайза что это такое. Смотреть фото метод фельденкрайза что это такое. Смотреть картинку метод фельденкрайза что это такое. Картинка про метод фельденкрайза что это такое. Фото метод фельденкрайза что это такое

Мойше Пинхас Фельденкрайз родился в 1904 году в городе Славута (Украина). В возрасте 14 лет он переехал в Палестину, где стал участником групп самообороны, созданных в период арабо-еврейских столкновений. Мойше увлекался джиу-джитсу и даже разработал свою собственную технику боя.

После Фельденкрайз отправился на работу во Францию. Когда ее оккупировали немцы, он уехал в Британию. Основное образование — физик.

В 1933 году Фельденкрайз познакомился с Дзигоро Кано, человеком, который был основоположником дзюдо. Вскоре он основал первую европейскую секцию дзюдо. В 1936 году стал обладателем черного пояса, а спустя 2 года, второго дана.

В последующие годы Мойше работал над созданием теоретических основ дзюдо. Также он создал свою собственную двигательную практику, которая получила название метода Фельденкрайза.

Суть метода

метод фельденкрайза что это такое. Смотреть фото метод фельденкрайза что это такое. Смотреть картинку метод фельденкрайза что это такое. Картинка про метод фельденкрайза что это такое. Фото метод фельденкрайза что это такое

Итак, метод Фельденкрайза — что это? Это не гимнастика, не лечебная физкультура и не техника массажа. Это особый подход к движениям, главной целью которого является улучшение общего самочувствия и развитие способностей, которые уже есть у человека.

Из-за каких-то заболеваний, травм или других факторов мышцы работают неравномерно. Одни из них находятся в постоянном напряжении. Другие же редко используются в полной мере. Сначала кажется, что это проходит незаметно. Но на самом деле с течением времени диапазон движений становится все меньше и меньше. Особенно заметен регресс при заболеваниях опорно-двигательного аппарата или у людей преклонного возраста.

Есть 2 способа обучения и работы по методу Фельденкрайза:

Первый способ чаще всего используется во время групповых занятий. Сам инструктор ничего не делает. Его задача — голосом направлять действия участников. Также можно заниматься самостоятельно, слушая указания на аудиозаписи или пользуясь их текстовым вариантом.

Функциональная интеграция считается лучшим упражнением метода Фельденкрайза. Проводится индивидуально. Человек лежит на низком столе, а инструктор в этот момент двигает части его тела в разные стороны. Какие цели он преследует?

Практик проводит так называемое мануальное обучение. Он помогает почувствовать себя и свое тело, научиться двигаться так, чтобы все части мышечной системы были задействованы одинаково.

Польза и преимущества

метод фельденкрайза что это такое. Смотреть фото метод фельденкрайза что это такое. Смотреть картинку метод фельденкрайза что это такое. Картинка про метод фельденкрайза что это такое. Фото метод фельденкрайза что это такое

Что же произойдет с вами и вашим телом, если вы начнете заниматься по методу Фельденкрайза?

И еще один несомненный плюс — вы улучшите не только физическое здоровье, но и способность нестандартно мыслить. Применение метода на практике — постоянное изучение чего-то нового, игры, эксперименты. Вам придется самостоятельно искать альтернативу тем действиям, к которым вы привыкли, а позже выбирать самый удобный способ движения.

При детском церебральном параличе эта практика помогает освободить тело ребенка от несуществующих ограничений, а также уменьшить негативные последствия заболевания.

Примеры упражнений

Приведем примеры упражнений для шеи по методу Фельденкрайза. Первое предназначено для верхней части трапециевидной мышцы. Сядьте на край стула так, чтобы распределить вес между ягодицами и стопами. Руки положите на бедра, голову поверните влево на 45°.

Не меняя положение головы, опустите затылок назад к правому плечу. Его направляйте навстречу затылку. Двигайтесь так, словно ваша цель — соединить их. После вернитесь в исходное положение. На несколько секунд расслабьтесь и повторите упражнение еще раз. Количество повторений — 3-5.

Если вы почувствовали дискомфорт или боль, остановитесь. Возможно, нужно уменьшить амплитуду движения. Иначе лечение шеи по методу Фельденкрайза будет иметь обратный эффект.

Второе упражнение для мышцы, которая поднимает лопатку. Исходное положение такое же, как и в предыдущем случае. Только голову поверните вправо, а правую руку прижмите тыльной частью к крестцу.

Отклонить затылок назад. Не спеша, опустить правое ухо к правому плечу, заводя его при этом назад. Плечо также должно двигаться навстречу уху.

После поднять голову, расслабиться и повторить упражнение 3-5 раз. Обращайте внимание на то, как работают мышцы, расположенные между шеей и плечом.

Каждое упражнение нужно повторять для обеих сторон тела.

Заключение

Метод Фельденкрайза — особая техника изучения собственного тела. Ее использование — возможность научиться двигаться по-другому, снимая при этом излишнее напряжение одних мышц и нагружая работой другие. Регулярно выполняя упражнения, вы улучшите общее самочувствие, будете быстрее учиться новому, а также справитесь с ограничениями подвижности, вызванными заболеваниями или возрастными изменениями.

Источник

Метод Фельденкрайза в реабилитации недоношенных детей

метод фельденкрайза что это такое. Смотреть фото метод фельденкрайза что это такое. Смотреть картинку метод фельденкрайза что это такое. Картинка про метод фельденкрайза что это такое. Фото метод фельденкрайза что это такое

Фонд «Право на чудо» начинает серию публикаций о методах ранней реабилитации недоношенных детей. Весной в социальных сетях мы начали проводить прямые эфиры с детскими реабилитологами и поняли, как много вопросов возникает у родителей на эту тему.

О методе Фельденкрайза рассказывает Татьяна Ивановна Пестрова – руководитель центра ЛФК Галилео, сертифицированный Фельденкрайз-практик, сертифицированый Child’space-терапевт, сертифицированный JKA-терапевтом, сертифицированный PNF-терапевт 5 уровня, Войта-терапевт, ведущий консультант компании Novotec Medical (Germany) по применению платформы Галилео в терапии у детей и взрослых.

ЧТО ТАКОЕ метод Фельденкрайза?

Метод Фельденкрайза сложно описать словами – это не массаж или лечебная гимнастика, не метод лечения и не психотерапия. По словам создателя метода Моше Фельденкрайза, «цель метода – научиться управлять своим телом с меньшими усилиями и напряжениями мышц для достижения оптимального результата, а также лучше понимать свое тело, осознавая его через движение».

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ метода Фельденкрайза

В основе метода Фельденкрайза лежит принцип «органического» или сенсомоторного обучения, которое проходят младенцы в первые годы жизни и благодаря которому все мы умеем переворачиваться со спины на живот, ползать, садиться, вставать и ходить. Большую часть этого самостоятельного обучения составляет изучение собственного тела. Ребенок узнает, что у него есть рука, где его рука, что происходит, когда он перемещает ее в пространстве, затем он изучает то же самое про свои ноги, и так далее.

У детей с повреждением мозга этот естественный процесс органического обучения нарушен. Занятия по методу Фельденкрайза направлены на то, чтобы воссоздать этот упущенный опыт в ощущении и осознании ребенком своего тела. Здоровые младенцы обучаются двигательным навыкам, совершая и исследуя тысячи маленьких попыток, в результате находя эффективные способы совершить то или иное действие, постепенно развивая точность, координацию и контроль над своими движениями. Уроки по Методу Фельденкрайза помогают ребенку воспроизвести этот недополученный им или утраченный опыт, дают почувствовать, какие мышцы и суставы вовлечены в определенное движение, и как можно выполнить одно и то же движение по-разному, как сделать его легче и эффективнее.

Метод Фельденкрайза был разработан Моше Фельденкрайзом (1904-1984). Родился в Украине, учился в Париже, где в 1930-х г. защитил докторскую диссертацию по физике. Примерно в это же время Моше начал заниматься дзюдо с основоположником дзюдо Дзигоро Коно и стал первым европейцем, получившим черный пояс в боевых искусствах. Преподавал боевые искусства – джиу-джитсу, дзюдо. В годы второй мировой войны Моше бежал в Англию, где работал над системой обнаружения подводных лодок, параллельно продолжая изучать дзюдо и приемы самообороны.

Вскоре после побега Моше стали беспокоить сильные боли в колене, и он стал изучать и разрабатывать техники самостоятельной реабилитации и осознания, которые в дальнейшем легли в основу его метода. Его занятия значительно улучшили его состояние, и он смог вернуться к занятиям дзюдо.

В 1949 г. Моше Фельденкрайз переехал в Израиль, где поначалу работал руководителем департамента обороны и работал над методом, и впоследствии полностью переключился на преподавание своего метода. В конце 50-х Фельденкрайз представил свои работы в Европе и Соединённых Штатах. В середине 60-х он опубликовал «Разум и тело» (Mind and Body), «Телесное выражение» (Bodily Expression), в 1967 году – «Совершенствование способности делать» (Improving the Ability to Perform), которая в англоязычном издании 1972 года получила название «Осознавание через движение» (Awareness through Movement). В 1955 г. он открыл свои курсы «Осознавание через движение» в Тель-Авиве, обучал преподавателей работе по своему методу.

Развитие его работы продолжают несколько тысяч практиков по всему миру.

СУЩЕСТВУЮТ ДВЕ ФОРМЫ практики метода Фельденкрайза:

1) Осознавание через движение (Awareness Through Movement, ATM) – групповые занятия, в которых ведущий направляет действия занимающихся вербальными инструкциями. Уроки ATM также можно выполнять индивидуально, слушая аудиозаписи уроков.

2) Функциональная интеграция (Functional Integration, FI) – индивидуальные занятия, в которых движения занимающегося направляются руками практика. Занятия с детьми проходят как занятия по Функциональной интеграции. Специалист мягко прикасается к частям тела ребенка и мягко их передвигает, чтобы познакомить ребенка с функциональными, а иногда и структурными ограничениями, которые свойственны способу функционирования данного ребенка. Затем он предлагает возможные альтернативы этому движению, все это происходит мягко и ненавязчиво за счет движения в направлении преобладающего паттерна, а не против него, то есть работа с возможными нарушениями ведется за счет предложения альтернативных вариантов, а не за счет приложения усилий и навязывания изменений.

АВТОРСКИЕ МЕТОДЫ, созданные на основе метода Фельденкрайза

Метод Фельденкрайза был адаптирован несколькими его учениками специально для занятий с детьми. Из этих авторских методов наиболее известны:

Фонд «Право на чудо» при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» запустил программу «Ранняя реабилитация недоношенных детей по методу Фельденкрайза».

В рамках курса фонд обучит основам методики родителей недоношенных детей из Карелии и Воронежской области. Подать заявку

Независимо от того, какой из авторских методов используется в работе с ребенком, основные принципы проведения занятий одинаковы:

«Движение с вниманием» – движения практика всегда очень медленные, они должны привлекать внимание ребенка к его собственному телу, к тому, что он делает САМ, и к тому, что делают с ним. Замедленное движение приводит к более сосредоточенному вниманию и дифференциации движений, и способствует обучению через осознавание, которое и составляет основу метода Фельденкрайза.

Работа всегда начинается с «лучшей», более функциональной стороны тела или той его части, в которой возможна большая свобода движения, т.к. ребенок должен ощущать свои возможности, а не свои ограничения.

Важность пауз. В уроке всегда есть небольшие паузы, которые необходимы, чтобы ребенок мог почувствовать разницу в ощущениях на одной и другой стороне или части тела.

Важность работы в горизонтальном положении – лежа на столе/на полу. Это связано с тем, что в вертикальном положении тело человека организует себя соответственно определенному паттерну сопротивления силе тяжести, который будет влиять на процесс обучения, поэтому чтобы освоить новые паттерны движения и научиться изменению своих привычных паттернов, необходимо освободить мозг от необходимости противостоять силе тяжести.

Уменьшение усилия. Когда мы напрягаемся, обучение не происходит. Если ребенок демонстрирует, что он устал (повышается спастичность, проходит интерес, или ему требуется больше усилий, чтобы что-то сделать, по сравнению с началом урока), то урок прекращается.

«Как» (нюансы и способ выполнения движения) намного важнее, чем только «что». Чтобы различить «как», нужно быть чувствительным к качеству, четкости и экономичности движения.

Даже малейшее движение в одной части тела вовлекает все тело целиком. Поэтому мы можем, например, изменить организацию таза, работая со стопой.

Ориентация на гравитацию, а не напряжение мышц – здесь действует третий закон Ньютона – равенство силы действия и противодействия, что в случае с развитием движения означает, что, например, если ребенок давит в пол левой или правой стопой, то это позволит ему легко поднять таз с этой же стороны, не напрягая мышцы. Обычные дети сами открывают для себя эту закономерность, проводя время на полу и экспериментируя с движениями.

Важность сенсорной информации (зрительной, тактильной, кинестетической), которая сопровождает действие. Сенсорная информация может быть такого характера: какие части моего тела участвуют в движении, какой уровень мышечного усилия мне приходится прилагать, какой звук при этом издается, и пр. Привлечение внимания ребенка к сенсорной информации, сопровождающей движение, развивает его осознавание и способствует обучению новым вариациям движения.

Готовность к ошибкам. Не существует единого правильного метода выполнения того или иного упражнения/движения. Важно пробовать разные способы.

КОГДА можно применять метод Фельденкрайза?

Метод применяется в работе с детьми во многих случаях, в том числе:

КАКИЕ есть противопоказания?

Так как метод Фельденкрайза не является лечебным, медицинским методом, он не имеет противопоказаний, за исключением острых состояний, при которых лечащим врачом запрещены любые виды двигательной активности.

При эпилепсии метод может применяться, но с осторожностью. Если частота приступов большая (например, раз в 5-10 минут), метод не будет эффективен, поскольку нейронные связи не будут успевать формироваться.

*статья подготовлена при поддержке Фонда Президентских грантов

Источник

Метод фельденкрайза что это такое

метод фельденкрайза что это такое. Смотреть фото метод фельденкрайза что это такое. Смотреть картинку метод фельденкрайза что это такое. Картинка про метод фельденкрайза что это такое. Фото метод фельденкрайза что это такое

Подпишитесь, и будьте в курсе всех событий.

Как заниматься самостоятельно

метод фельденкрайза что это такое. Смотреть фото метод фельденкрайза что это такое. Смотреть картинку метод фельденкрайза что это такое. Картинка про метод фельденкрайза что это такое. Фото метод фельденкрайза что это такое

Когда вы выполняете уроки самостоятельно, важно помнить вот о чем – метод Фельденкрайза не является видом лечебной физкультуры или массажной техникой. Поэтому здесь нет варианта сделать что-то неправильно или навредить себе.

Смотрите на уроки по методу Фельденкрайза как на процесс обучения движению. Здесь вы открываете для себя механику собственных движений, осознаете насколько безграничны возможности тела в самокоррекции.

Двигательные уроки имеют свой терапевтический эффект, они помогают:

*снять усталость и напряжение в спине и шее,
*уменьшить дискомфорт и боль в пояснице,
*улучшить кровообращение,
*ощущать легкость в ногах,
*быстро засыпать и легко просыпаться по утрам,
*улучшить настроение и стать устойчивее к стрессам.

В основе метода лежит научный подход и комплексное понимание функционирования и развития нервной системы человека.

Вы часто спрашиваете, можно ли заниматься уроками по методу Фельденкрайза самостоятельно? Сложно ли это?

Вспомните, что будучи еще маленьким ребенком вы научились ходить, сидеть, стоять и говорить самостоятельно. И когда-то это были сложные для вас задачи.

У взрослого человека развита внимательность, память и осознанность, поэтому заниматься двигательными уроками будет действительно не сложно. Скорее это станет для вас работой над ошибками в тех движениях, которым вы когда-то научились.

Для эффективных занятий дома соблюдайте несколько простых рекомендаций:

1. Занимайтесь перед сном, особенно первое время. Если во время урока вы захотите спать – отлично! Небольшие медленные движения расслабляют, улучшают сон и тело лучше “запоминает” новое. В этот момент происходят самые большие изменения в вашей нервно-мышечной системе. Чтобы снять скованность в теле утром начните день с небольших упражнений. Это станет для вас способом концентрации и настройки на продуктивный день. Строгих правил здесь нет, ориентируйтесь только на свои ощущения.

2. Выбирайте движение под себя. Вам не нужно выполнять какой-то комплекс целиком. Выполните часть или одно движение, к которому сейчас лежит душа. Достаточно уделить 5 минут одному движению, лишь бы это было в удовольствие.

3. Не торопитесь. Помните, что это не фитнес и не силовые упражнения. Чем медленнее и плавнее вы выполняете движение, тем лучший эффект получаете. Сделайте меньше, но в удовольствие.

4. Вносите разнообразие. Не стоит выполнять упражнение одинаково, доводя до автоматизма. Ищите новые способы сделать уже знакомые действия, чтобы оставаться включенным в процесс и слушать свое тело.

5. Не занимайтесь прямо перед активными физическими нагрузками – занятия на доске, прыжки на батуте, ролики и т.п. После урока ваше тело находится в процессе перестройки и ему необходимо оставаться в спокойном состоянии. Высокая физическая активность после урока нежелательна и может быть травмоопасна.

6. Следите за своими реакциями. И это основополагающее правило для любых занятий. Если у вас появилась реакция вроде озноба, подташнивания или раздражения – прекращайте занятия. Будьте внимательны к себе и ни в коем случае не идите через сопротивление.

7. Уроки движения по методу Фельденкайза при необходимости, если они снимают напряжение, стресс, позволяют расслабиться и уснуть можно выполнять ежедневно. Если целью вашего занятия является является восстановление эластичности, объёма и координации движения, то вы можете выполнять урок раз в 3-4 дня, например, один на буднях, а другой – в выходной день. Для поддержания достигнутого эффекта уроки можно делать один раз в 2-3 недели.

Мы живем в мире, где принято побеждать или быть первым. При этом стресс, гонка и эмоциональное выгорание стали нашими спутниками. Уроки по методу Фельденкрайза помогут вам замедлиться, чтобы:
*избавить от хронической усталости,
*вернуть концентрацию внимания,
*дать отдых своему телу,
*стать привлекательным и здоровым с помощью внутренних ресурсов организма.

Присоединяйтесь к движениям красоты и здоровья!

Источник

Практические советы и упражнения от пластического хирурга для поддержания молодости лица

метод фельденкрайза что это такое. Смотреть фото метод фельденкрайза что это такое. Смотреть картинку метод фельденкрайза что это такое. Картинка про метод фельденкрайза что это такое. Фото метод фельденкрайза что это такое

Всем хочется быть молодыми и красивыми. В настоящее время имеется много разных методик по омоложению лица без хирургических вмешательств, а самое главное, что с их помощью можно продлить свою молодость, и отодвинуть на какое-то время инъекции и пластику. К таким, например, можно отнести гимнастику для лица и тела.

Сегодня поговорим о том, какие ещё факторы, кроме естественного старения кожи, влияют на старение лица, и как от этого избавиться.

Во-первых, большую роль в красоте и здоровье играет стопа.

Всё дело в том, что множество сухожилий, мышц и связок, нервных окончаний и сосудов соединяют стопы, сердце, позвоночник, мозг. Стопа воздействует на верхнюю часть лица через заднюю поверхностную миофасциальную линию. Поэтому, если стопа деформирована, то нагрузка распределяется на другие органы нашего тела. А со временем, на глаза опускаются веки.

Как мы можем помочь себе?

1. Ходим босиком как можно чаще (в идеале — трава, песок и галька).

2. Балуем ноги ванночками и делаем самомассаж.

3. Делаем гимнастику:

Когда мы начинаем активно и регулярно работать со стопами — кожа волосистой части головы расслабляется, морщинки на лбу разглаживаются, опущенные веки поднимаются.

Во-вторых, немаловажную роль в отметинах на лице играет осанка.

Как бы странно это не звучало, но осанка меняет ваше лицо. Научно доказано, что в результате искривления позвоночника появляются:

Как быть? Важно делать гимнастику для осанки, которая убирает зажимы в мышцах шеи, спины и пояснице, тем самым устраняя боли. Эти зажимы влияют на внутренние и внешние органы, из-за чего нарушается их правильная работа и кровоснабжение. А далее – всё отражается на нашем лице. Для красивой осанки достаточно выполнять несколько упражнений в день, уделяя им всего 5 минут:

1. Сведение лопаток сидя.

2. Отжимание с колен.

3. Подъемы корпуса с отведением рук.

4. Упражнение с валиком.

Получить скидку

Если на лице появились первые отголоски деформированной стопы и осанки, то наряду с упражнениями для стоп и осанки, можно делать следующее упражнение для лица: наклон шеи к правому плечу – вытягиваем 2 минуты, к левому, вниз к груди и запрокидываем голову назад, желательно выдвигать подбородок и делать это стоя. Спина при этом должна быть прямая, ровная.

Любые искривления спины и деформация стоп, перенапряжение шеи, рано или поздно отразится на лице в виде птоза бровей, морщин лба, провисания зоны подбородка и асимметрии. Не важно, даже, какие именно упражнения вы делаете. Важно не только нагружать мышцы, но и растягивать и расслаблять. С возрастом, растягивать и расслаблять мышцы даже важнее.

Наилучший омолаживающий результат будет достигнут при комплексном применении:

Больше фотографий До и После смотрите в нашей галерее по ссылке.

Рекомендуем посмотреть видео, которое поставит точку между спорами, что эффективнее: косметологические процедуры по коррекции овала лица или хирургические.

Имеются противопоказания, требуется консультация специалиста.

Источник

Somatic.Education

Метод Фельденкрайза / Работа Фельденкрайза

Последнее обновление: 06.12.2021

Думаю, тут нужно сказать пару слов о себе. Я студент первой русскоязычной проф. программы по «Методу Фельденкрайза в традиции Йоханана Риверанта» преподаватель Элизабет Блум (Швеция), Москва 2017-2021. Учеба должна была завершиться в мае 2021 года, но по понятным причинам все затормозилось и растянулось во времени. При этом моё (само)обучение продолжается, последние два года я плотно работаю с оригинальными материалами Фельденкрайза, его книгами, лекциями, уроками, и нахожу все больше и больше вопросов к себе, к Фельденкрайзу и к его последователям.

Пока что здесь не будет какого-то последовательного изложения, скорее я буду фиксировать по ходу разные мысли факты, которые в конце концов соберутся в завершенную картину.

Чем дальше я погружаюсь в изучение предмета, а теперь уже скорее исследование темы, тем больше прихожу к необходимости рассматривать по отдельности то что называется методом Фельденкрайза, и то что делал сам Фельденкрайз. В первую очередь я хочу сфокусироваться здесь на том что обозначу как работу Фельденкрайза, непосредственно изучая его теоретические и практические материалы. И думаю что в процессе сами собой проясняться основания для такого раздельного рассмотрения.

Пока полным ходом идет внутренняя работа, и тут постепенно будут отражаться ее отголоски.

Оглавление

Краткий обзор метода

Узкое место большинства описаний и определений подходов/практик/методов, в том что их пишут люди заинтересованные в продаже своих услуг.

Много ли можно узнать из таких текстов? Кроме того что это точно что-то очень хорошее и определенно стоит ваших денег.

Решил вынести его в отдельную статью: Саморазвитие через психофизическое научение, а тут буду постепенно писать уже только от себя.

Йоханан Риверант дал краткое определение через отрицание, потому что считал что это вещь в себе, а не что-то из ряда уже существующих категорий:

«Метод Фельденкрайза — это ни лечение, ни массаж, ни бодиворк и уж точно не терапевтическая техника»

Йоханан Риверант (1983)

О чем в итоге написал статью в 2003 году Представляя будущее работы Моше Фельденкрайза размышляя о направлениях развития и перспективах этой работы.

Примечание

На этом краткое введение заканчивается, дальше начинаются материалы, которые будут интересны практикам и тем кто заинтересован разобраться подробнее.

Текст будет дополняться и уточняться в течение времени пока я сам разбираюсь в вопросе. Ориентируйтесь по дате последнего обновления в начале страницы. Так же я постараюсь как-то обозначать значимые дополнения и исправления материала.

Подробный обзор метода

Прежде чем пытаться определить что это вообще такое, метод ли, учение, терапия или физкультура? Следует рассмотреть то из чего состояло становление Фельденкрайза, каков путь был пройден и с чего он начинался.

Часто можно встретить взгляд на Фельденкрайза как на целителя, история которого началась с травмы колена, и самоисцеления. Этот недальновидный миф ставит всю ситуацию в очень узкие рамки очередного вида альтернативной медицины, что вполне справедливо привело описание метода в википедии в категорию сомнительных лечебных процедур без доказанной эффективности.

Эту глупость следует отмести сразу же в сторону, Фельденкраз не исцелил себя, его колено было в очень плохом состоянии всю его жизнь, его можно было прооперировать, но он этого не сделал даже когда такие операции стали просты и надежны. Он научился справляться с этим структурным ограничением, настолько эффективно, что смог жить полноценно и ни в чем себе не отказывая, даже заниматься дзюдо. Это история вовсе не про исцеление, а про очень высокий потенциал человеческого организма приспосабливаться, если подойти к этому самому организму с умом и пониманием, которое Фельденкрайз и развивал в своей работе.
Травма колена, и последующая ретравматизация конечно сыграли свою роль, но совсем не ту что часто подразумевают искатели панацеи.

Изначальная травма колена которую он получил во время игры в футбол, еще в юности, привела его к необходимости самостоятельно искать решение проблемы, потому как в те времена операция могла полностью обездвижить колено с вероятностью 50/50. И нет, он не создал тогда никакой чудодейственной практики самоисцеления, а обратился к практике самовнушения Эмиля Куэ, и был настолько впечатлён и вдохновлен, что в итоге перевел на иврит и издал в 1929 году книгу Гарри Брукса «Практика самовнушения по методу Эмиля Куэ» по которой сам осваивал эту методику. Перевод был дополнен собственными заметками Фельденкрайза, которые в итоге были изданы отдельной монографией “Thinking and Doing” (Мыслить и делать). На тот момент ему было всего 25 лет.
Идеи Эмиля Куэ который был представителем так называемой второй волны Нансийской школы гипноза (не развлекательного, а медицинского), определенно повлияли на Фельденкрайза, и можно обнаружить что в дальнейшем он придерживался основных положений из подхода Куэ в своей работе, и не раз упоминал о нем в различных контекстах.

Мы рассмотрим здесь это подробнее в дальнейшем. Но вот что еще стоит отметить. Можно сказать что со смертью самого Эмиля Куэ в 1957 году, его работа канула в лету, а представление о ее сути было сведено как какой-то нелепой банальности. Метод принято считать сомнительным, а его эффективность недоказанной и чрезмерно преувеличенной. При этом можно обнаружить что в научной среде мнения расходятся, и есть специалисты полагающие что его работа была недопонята, и несет в себе зерно истины и неоспоримой пользы. В последние годы стали появляться научные обзоры пытающиеся разобраться в этом вопросе. К примеру в 2016 году в журнале Australian Journal of Clinical Hypnotherapy & Hypnosis, вышел цикл статей Émile Coué and his Method с подробным анализом его идей и разработок, которые показывают что все было не так просто как нам описывает википедия.

Нелепый случай с травмой второй ноги в то время как он страдал от повреждения колена первой, описанный в последней книге “The Elusive Obvious”, и побудил его на поиски ответов. Которые предположительно и привели его к А. Д. Сперанскому и его гипотезе нервизма, изложенной в книге «Элементы построения теории медицины» (1937).

Ключевые понятия

Термины без понимания которых невозможно даже помыслить о том, чтобы разобраться в работе Фельденрайза.

Self-image / Образ Я
Awareness / Сознавание
Imagination / Воображение
Differentiation / Дифференциация
Transfer Learning / Перенос научения
Organic Learning / Органическое научение
Kinaesthetic sense / Кинестетическое чувство

Как Фельденкрайз сам называл свою работу?

Известно, что поначалу не было никаких названий. Первый след того что можно обозначить как название можно обнаружить по заглавию книги 1967 года: “שכלול היכולת הלכה ומעשה” и чтобы не гадать там же в титуле было указано название на английском: “Improving ability – theory & practice” или «Совершенствование способностей теория и практика». Но я бы сказал что это скорее обозначение, чем название метода. Это что касается групповых уроков, и что совсем не очевидно сейчас – которые существовали в отдельности от его кабинета где он вел индивидуальную практику. Почти никто из тех кто посещал групповые уроки на улице Александа Яннаи не знали о том что Моше делает что-то еще руками.

В какой-то момент на двери кабинета на улице Нахмани где он проводил индивидуальные сеансы, появилась вывеска, точная дата неизвестна:

Institute for the promotion of mental and physical efficiency

(Институт содействия умственной и физической работоспособности)

Посетители его кабинета так же не подозревали о его работе с группами на улице Александа Яннаи, но некоторых из них он в последствии мог направлять на эти занятия.

Продвигаемый в настоящий момент товарные знаки Awareness Through Movement® (Сознавание через движение) и Functional Integration® (Функциональная интеграция) обозначились в поздний период его нарастающей популярности в США, под внешним давлением неофитов. Как и собственно сам Feldenkrais Method® они впервые были зарегистрированы как торговые марки в 1983 году, без его непосредственного участия.

Есть мнение, что сам он был недоволен этими названиями. В частности в Awareness Through Movement, слово движение вводит в заблуждение и более уместно было бы использовать слово Action / Действие. И тогда бы сейчас было меньше спекуляций вокруг того что все сводится к обучению движению.

Functional Integration появилась в споре с Идой Рольф в Эсален, о роли и значении структуры и функции, супротив ее Structural Integration (Структурной интеграции). В последствии в Амхерсте Моше говорит что интеграция не совсем подходящее слово для этой работы и это скорее Functional Synthesis (Функциональный синтез).

Терапия или научение

«В чем разница между органическим научением и простой терапией?
От терапии мы ожидаем, что она восстановит предшествующее состояние и не более того. Научение, с другой стороны, похоже на жизнь, процесс во времени, и если вы готовы дать его себе, он длится целую жизнь. Этот процесс выходит за рамки того, что уже было достигнуто (когда-то ранее), за рамки статус-кво и ведет к непрерывному самопознанию. Это игривый, непреднамеренный процесс научения, посредством которого мы учились, будучи маленькими детьми, и который в какой-то момент застопорился. То, что было изучено таким образом, характеризуется беззаботностью.»

Тревожные тенденции

Последователи рисуют образ Моше, как гениального мудреца, опередившего свое время, что каждое его изречение несет в себе свет неисчерпаемой мудрости к которой следует приобщиться каждому. Его слова разбираются на цитаты, и тиражируются как универсальные мудрости.

И совершенно упускается из вида то, что необходимо иметь в виду в первую очередь. Вот важное на мой взгляд воспоминание о Моше его близкого друга:

«Моше, был великим провокатором и прекрасно реагировал на провокации. Он всегда был готов вбросить любую провокацию в пространство просто для того, чтобы была дискуссия. […] Один его ученик однажды рассказал мне, что во время семинара за границей, он вбросил какую-то провокацию, и студенты сказали: “Да, учитель! Да, мастер!” А я сказал: Вам этого не понять! Каждый еврей любит устроить такое, хорошую дискуссию, после ужина или что-то в этом роде.»

Что происходит с учителем которому никак не возражают, что бы он ни сказал, когда все принимается за чистую монету? Похоже, что это случилось с Фельденкрайзом в США.

Вот что на эту же тему говорил сам Моше:

«Был ещё один человек, который делал нечто подобное [, как и я]. Его звали Гурджиев, не знаю, знаете ли вы о Гурджиеве. Бывало, он делал нечто подобное: неожиданно что-то говорил, и никто не знал, правда ли это. Потом, когда его спрашивали — а люди поступали согласно его словам — и потом случалась беда, они приходили и жаловались. Он спрашивал: «Зачем, вы что идиот?» Если я говорю, что вы должны поступить так, разве у вас нет собственного ума, чтобы решить, хорошо ли это для вас или нет? Если вы поступаете так, как я случайно сказал, может быть, так вам и надо. Вы болван. Почему вы верите мне больше, чем себе? Я всегда буду говорить так, что если вы мне не верите, то поверьте мне. Потом вы будете винить себя за то, что сделали что-то по-идиотски. Потому что я говорю это для того, чтобы выяснить, есть ли у вас уверенность в собственном суждении, в собственных чувствах. Если нет, тогда на что вы жалуетесь? Вы сделали то, что я сказал; именно этого вы заслуживаете.»

М. Фельденкрайз (Торонто, 1980)

Ничто из этого не умаляет его достоинств и достижений. Это лишь указание на то, что бездумно вторя и подражая великому мастеру, не подвергая сомнению, и не обдумывая, не решая за себя, а слепо следуя, мы уподобляемся тем самым идиотам, и пожинаем последствия которые вполне заслуживаем.

Фельденкрайз сильно негодовал когда его слова рвали на лозунги:

«В сентябре 1957 года пресса узнала о Фельденкрайзе благодаря всемирной публикации фотографий стоящего с ног на голову Бен-Гуриона. Репортеры посетили его, и Моше продиктовал одну из его «глупых фраз», которую отныне пресса будет цитировать как «девиз» метода Фельденкрайза: «Только когда ты знаешь, что ты делаешь, ты можешь делать то, что ты хочешь». Очень броская, запоминающаяся фраза, которую ученики Моше до сих пор произносят десятки лет спустя, как мантру. К великому раздражению Фельденкрайза: «Ненавижу, когда эти высказывания повторяются бесконечно, как будто это афоризмы Будды или Конфуция!»

Christian Buckard – Mosche Feldenkrais (2015)

Традиция мудрости или переоцененная физкультура?

Что еще за сознавание?

В учении Фельденкрайза, с самого начала прослеживается особый фокус на феномене сознавания (awareness). Он изначально подчеркивал принципиальную разницу сознавания с сознанием, и указывал что это не то что есть в полной мере по умолчанию, но что есть потенциал каждого. Говорил о сознавании еще в 40х при исследовании дзюдо. Ратовал за его развитие начиная с 50х на уроках на Александр Янай. В 1967 году посвятил сознаванию целую главу книги «Совершенствование способностей. Теория и практика». Примерно в то же время записал двухчасовую беседу о сознавании со своим другом биофизиком Аароном Кациром. В итоге в 1972 году использует этот термин в названии групповых уроков «сознавание через движение» (awareness through movement). Проводит лекцию «о сознавании» для студентов Нью-Йоркского университета в 1973 году. И дальше продолжает пытаться объяснять что его уроки не про движение.

Что же такое сознавание, если это не сознание, не внимание, не осознание, и не наблюдение? Давайте разбираться. Начнем немного издалека с обзорной статьи Введение в клиническую педагогику сознавания. Накагава Йосихару

Научные исследования

Какие ваши доказательства?

Прежде чем говорить о научных доказательствах работы Фельденкрайза, следует сперва определиться с тем что именно нам нужно доказать? Эффективность чего измерять собираемся, если это ни лечение, ни массаж, ни бодиворк и уж точно не терапевтическая техника? И пока нет ясности с предметом исследования то о чем вообще разговор?

Почти любая попытка научного исследования, приводит к необходимости отнести эту работу в какую-то понятную, уже существующую категорию. Что уже по сути является ошибкой и никак не может привести к удовлетворительным результатам.
Если исследовать работу Фельденкрайза к примеру как терапию хронической неспецифической боли в спине, то можно даже не начинать, потому что результат заведомо будет неубедительным. Но не потому что метод плох, а от того что сама задача поставлена некорректно, дизайн исследования изначально не соответствует тому, что мы хотим исследовать.

Фельденкрайз никогда не занимался этой проблематикой, и не разрабатывал ничего что могло бы стать средством от такого или любого другого недуга. Тут снова повторяется все та же ошибка, попытка свести нечто принципиально другое к чему-то уже известному и понятному. То что у кого-то проходила боль, или что-то еще налаживалось в следствии работы Фельденкрайза не говорит о том что эта работа именно для этого и предназначалась. И нужно понимать из чего Фельденкрайз исходил, к чему стремился и как вообще рассматривал вопрос здоровья в целом.

Но, при этом всем можно обнаружить и вполне корректные исследования, и вот одно из них – Feldenkrais ‘Functional Integration’ Increases Body Contact Surface in the Supine Position: A Randomized-Controlled Experimental Study («Функциональная интеграция» Фельденкрайза увеличивает поверхность контакта с телом в положении лежа на спине: экспериментальное исследование с рандомизированным контролем)
По сути, был экспериментально проверен и подтвержден один из субъективно переживаемых феноменов в данной практике. Все очень просто, ничего сверхъестественного и многообещающего.

Отличительная черта этой научной работы заключается в том что исследовалась вещь в себе, как она есть. Это хоть скромный, но шаг в верном направлении. Прежде чем у нас появится возможность действительно качественно исследовать и подвергать научным проверкам эту работу, необходимо сформировать новую категорию, качественно определяющую отличительную специфику этого подхода от всех известных нам на данный момент модальностей.

Неудобные факты

Научна ли работа Фельденкрайза?

Часто можно слышать о Фельденкрайзе как об ученом, среди ученых. В связи с ним часто вспоминают Милтона Эриксона, Жана Пиаже, Николая Бернштейна, и если на первых двух он действительно много ссылался, то про Бернштейна узнал только в 1966 году, когда была издана книга «The Coordination and Regulation of Movements», на тот момент Фельденрайз уже состоялся, а его подход развивался более 20 лет и не претерпел решающих изменений после. Из чего следует что Бернштейн не оказал никакого решающего влияния на работу и идеи Фельденкрайза, хоть его работа и может многое объяснить в его практических решениях, теоретические предпосылки идей Фельденкрайза лежат в совершенно иных источниках.

Но, вот что часто игнорируется, или просто упускается из вида. Несмотря на свое научное прошлое, работу в Сорбоне, бок о бок с Жолио-Кюри, он не пошел научным путем в разработке своего метода. Напротив, он сознательно отказался от этого пути, когда еще в конце 40х ему предложили закончить медицинский университет, получить диплом и продолжить развивать свою работу в русле научной медицины. Уже тогда он понимал, что его взгляды радикально расходятся с устоявшейся парадигмой о человеке и его природе и что учеба в медицинском институте заставит его отказаться от его только зачавшегося мировоззрения открывающего перед ним перспективы, которые было невозможно уместить в рамки доказательной медицины и научных норм.

Эзотерические корни в работе Фельденкрайза

Определенно он сделал ставку на развитие своего собственного эмпирического пути и синтеза выходящего далеко за пределы научного знания. Один из ярких примеров его любопытства к не побоюсь этого слова эзотерическому, является его увлеченность очень ярким и спорным эзотериком начала 20 века, Г.И. Гурджиевым. О котором зачастую предпочитают умолчать, не знаю по умыслу ли или из невежества. Но один только этот факт определенно нарушает наукообразную картину учения Фельденкрайза, которую так старательно пытаются нарисовать многие современные фельденкрайз-практики.

Сам я не считаю это какой-то хорошей новостью, напротив, это очень неудобный факт, который удобней всего обойти стороной. Но, если произвольно выкидывать неудобные факты, мы точно никак не сможем разобраться в сути работы Фельденкрайза. Который при всей своей приземленности и приверженности системному, рациональному, соответствующему действительности, не чурался вещей спорных и выходящих далеко за пределы научной картины мира, даже напротив находя их ценными и полезными в своей работе.

Но, это конечно не говорит о том что Моше брал все без разбора как это сейчас принято в «new age» и так называемой современной эзотерике, у Фельденкрайза было чутье, и он не растрачивался на всякую ерунду.

«В эссе на сайте Дениса Лери «Моше Фельденкрайз и Г.И. Гурджиев», описывается отношение Фельденкрайза к Гурджиеву, в котором говорится, что Гурджиев оказал сильнейшее влияние на то, что тот пытался делать. Если мы поймем, насколько работа Фельденкрайза освобождает нас от рабства наших привычных способов плохого и неэффективного функционирования, и переориентирует нас на достижение уровня бытия, связанного с определенным стремлением, а также с изучением и открытием путей к осуществлению этого стремления, мы осознаем, насколько метод Фельденкрайза является естественным продолжением работы Гурджиева.»

«Это было поздним утром или, возможно, это было в конце дня и Моше заканчивал давать интервью редактору из “Psychology Today”:

Редактор: Может показаться, что ваши идеи и ваши методы имеют много общего с работой Милтона Эриксона.

Моше: Ах, да, это правда. Я чрезвычайно уважаю его работу. И я встречался с ним. Маргарет Мид познакомила нас. Но, вы знаете, хотя можно увидеть сходство в моей работе с Милтоном Эриксоном, человеком с которым я чувствую самое большое родство, является Гурджиев.

Интервью не было опубликовано. Редактор перешел в Нью-Йорк Таймс. Может кто-то, скажем Франц Вурм, сможет пролить свет на отношение Моше к учению и сообществу Гурджиева. Было оно прямым или косвенным? Исторический факт: Моше встретился с Идой Рольф на конференции по настоянию известного ученика Гурджиева, Джона Г. Беннета.»

«В течение нескольких лет Фельденкрайз давал уроки драматургу Питеру Бруку и его труппе театра Bouffes du Nord»

«Питер Брук посещал Гурджиевскую группу Джейн Хип и сотрудничал с Жанной де Зальцман, тесно связанной с Гурджиевым на протяжении тридцати лет.»

Так же, Питер Брук режиссер фильма по книге Гурджиева «Встречи с замечательными людьми», о его поиске знания.

Из уроков Фельденкрайза для труппы Питера Брука в 1978 году:

«Теперь представьте себе разницу в сознании человека, который является музыкантом, и человека, который им не является, и разницу в сознании человека, который может дифференцировать свою голову, глаза и плечи, а не только этот палец.

Это означает, что, как сказал Гурджиев, у вас есть семь уровней сознания и что до третьего уровня — все профессора, банкиры и все остальные.

Четвертая степень: Иисус, Моисей и Будда, и Лао Цзы, и Конфуций, и все остальные великие личности.

Пятая — это Гурджиев.

И шестая, и седьмая… знаете, кто седьмой? Вы не знаете?

Вы должны знать: потому что Гурджиев не знал меня!

[Моше смеется, смех в группе]»

А вот говорящая выдержка из письма Фельденкрайза Генриху Якоби, из которого видно насколько он был увлечен идеями Гурджиева уже 1950 году:

Дорогой мистер Якоби,

Я вернулся в Лондон всего несколько дней назад, так как задержался в Париже. Вчера я отправил вам книгу, которую обещал прислать, а именно “В поисках чудесного” Успенского. Я думаю, Вы можете пропустить главы, посвященные космологии, они не представляют особого интереса. С учетом того, что вам придется читать на иностранном языке, я бы посоветовал выбрать из оглавления те части, которые касаются человеческих отношений и “делания”. Там есть интересный подход к этим проблемам.

Когда вы закончите с книгой Успенского, я дам вам еще одну из упомянутых мною книг.

Искренне ваш, Моше Фельденкрайз»

Так же интересен факт того, что одним из рецензентов, высоко оценивших книгу Фельденкрайза «Тело и зрелое поведение» (1949) был один из известных последователей Гурджиева профессор Кеннет Уокер, который был талантливым хирургом – впервые встретившим П. Д. Успенского в 1923 году. Он изучал и практиковал идеи Гурджиева с того времени и до смерти в 1966 году. Помимо прочего он написал две книги представляющие ценное введение в идеи Гурджиева «Авантюра с идеями» и «Исследование учения Гурджиева». Яркий рассказ доктора Уокера, особенно о его первом посещении парижской квартиры Гурджиева в конце 1940-х годов, отличается его острой наблюдательностью врача. «Гурджиев говорил, что человек наиболее ярко проявляет себя в своих реакциях на сексуальность и деньги. Я могу добавить еще один признак личности человека, а именно, его реакцию на самого Гурджиева. Возможны были разные реакции, но невозможно было остаться равнодушным к нему или забыть о том, что он был там…. Кем бы он ни был, он был чем-то гораздо большего масштаба, чем человек когда-либо видел раньше, и вряд ли когда-либо увидит снова».

Вот выдержки из рецензии на «Тело и зрелое поведение» в журнале The Listener:

«Эта книга, несомненно, является важным вкладом в изучение поведения человека в состоянии здоровья и болезни, и она должна представлять большой интерес для психиатров, хирургов-ортопедов, физиотерапевтов и медиков в целом…

«Фельденкрайз дал превосходный обзор темы, еще не получившей того внимания, которого она заслуживает, а именно: взаимосвязь телесных поз и движений с эмоциональными состояниями.»

– Профессор Кеннет Уокер, The Listener (1949)

Профессиональные программы по методу Фельденкрайза на русском языке

метод фельденкрайза что это такое. Смотреть фото метод фельденкрайза что это такое. Смотреть картинку метод фельденкрайза что это такое. Картинка про метод фельденкрайза что это такое. Фото метод фельденкрайза что это такое

Ко мне постоянно обращаются с разными вопросами о программах подготовки Фельденкрайз практиков. Чтобы не повторяться решил собрать всю информацию в одном посте.

Тут нужно сразу сделать ремарку: Feldenkrais Method® это коммерческий товарный знак, имеющий к самому Фельденкрайзу и его работе косвенное отношение. Владельцами являются так называемые региональные гильдии, первой из которых является Фельденкрайз гильдия Северной Америки (FGNA) а также международная федерация Фельденкрайз (IFF). Поэтому существует не какая-то одна правильная программа обучению методу, а целый спектр программ, часть из которых аккредитованы владельцами товарного знака и они различаются, и есть еще целый ряд независимых программ учеников Фельденкрайза, таких, как Мия Сигал, Йоханан Риверант и других, которые по тем или иным причинам не вступили в организации, владеющие соответствующим товарным знаком.

Какая-то часть из независимых практиков объединилась в русле зарегистрированного общества (e.V.) Feldenkrais Network International. Но, кто-то пошел другим путем. К примеру, Анат Баниэль отсудила себе право у FGNA использовать товарные знаки Feldenkrais® в ключе своего авторского метода ABM на территории Северной Америки независимо от этой организации.
А в Германии в свое время так же в суде, независимый практик доказал свое право на преподавание метода и у гильдии теперь там нет эксклюзивных прав.

Я думаю, что не стоит путать практику, обучение и бюрократию, в последнем правды скорей всего не найти.

И так, на русском языке появилась возможность учиться совсем недавно, и уже есть варианты для выбора, что само по себе благо.

Последние две программы относятся к организациям, владеющими товарными знаками Feldenkrais®. Является ли эта принадлежность гарантом качества обучения? Я не знаю. На мой взгляд у этого факта безусловно есть свои преимущества, но они лежат исключительно в юридической плоскости.

В целом, вопрос качества обучения, это отдельная, большая и очень сложная тема. Возможно, я ее коснусь как-нибудь отдельно в свое время. А пока прочитайте «Последнее письмо Джэка Хэгги» как раз на эту тему.

Что не так с проф. программами по методу?

Что можно сказать об учебной программе, в которой 100% студентов получают диплом с квалификацией специалиста? Это или гениальная программа, и нам всем нужно срочно учиться у этих людей учить. Или же это просто профанация.

Для того чтобы стать дипломированным Фельденкрайз-практиком, достаточно поступить на любую проф. программу, и для этого не требуется ничего кроме желания и денег. То есть на входе нет никакого отбора. В процессе так же отсутствует какой-либо отсев, достаточно просто посетить все 10–12 сегментов в течение 3–4 лет, и на выходе вы просто получаете диплом, по факту оплаты счетов и присутствия на всех сегментах. Вот и все.

Никакой оценки компетенций нет.

Не нужно разбираться в нюансах метода, чтобы понять, что такой диплом не значит примерно ничего, кроме того, что этот человек потратил 10–15 тысяч евро и был достаточно дисциплинирован, чтобы посетить 100–120 дней тренинга.

Учиться еще не значит чему-то научится.

Значит ли это что все Фельденкрайз-практики некомпетентны? Нет. Это очень сложно оценить, и тем более опираясь лишь на одну характеристику. Можно быть уверенными только в том, что наличие диплома ровным счетом ни о чем не говорит о компетенциях конкретного специалиста.

Зачем же такой диплом спросите вы? Ну, он требует ежегодно продления, и если вы состоите в Северо-Американской гильдии то вам это будет стоить 500 долларов в год, по сути за право использования товарных знаков.
Еще дипломы аккредитованных IFF программ, дают доступ к приобретению небольшой части оригинальных материалов Фельденкрайза, доступ к которым ограничен по никому не понятным причинам. Видимо для того, чтобы диплом имел хоть какой-то смысл.

Уже много лет это все обсуждается внутри сообщества, предпринимаются попытки разработки каких-то внятных стандартов. Один из документов на эту тему от 2015 года – An Umbrella Approach to Feldenkrais Training: General Proposal. Jeff Haller
Чтобы вы понимали, различные предложения по качественному изменению подготовки фельденкрайз-практиков разрабатываются уже на протяжении как минимум последних лет 15, проводятся штучные экспериментальные тренинги. То есть проблема очень плохого качества учебных программ очевидна многим, и до сих пор так ничего и не изменилось, во многом по бюрократическим причинам, отчасти из-за конфликта интересов.

И это лишь верхушка айсберга. Но, разбираться в том, как и чему учат на различных проф. программах по методу куда более сложный вопрос.

Если готовы вникать, то вот очень насыщенная ветка форума по этой теме, которая жила с 2013 по 2017 год, там отметились многие известные фельденкрайз-практики, и есть много разных аргументов как за так и против – On Feldenkrais Training очевидно одно, проблема есть и она никак не решается.

Метод Фельденкрайза — ремесло или искусство?

Глядя на то как представляются профессиональные программы по методу Фельденкрайза, из чего они состоят и что обещают, и то как подают свою работу фельденкрайз-практики, складывается впечатление, что это ремесло. Просто еще одна модальность среди множества телесно-ориентированных подходов.

Но, если пристально рассмотреть работу Фельденкрайза, то становится очевидно что, то что он делал от начала и до конца было искусной импровизацией.

Возьмем к примеру групповые уроки, по его собственным словам он создал за более чем 30 лет работы около 10 000 часов уроков, несколько тысяч из них уникальны, и по три четыре вариации к каждому из них. Это не был поиск все лучшей вариации которую следовало бы воспроизводить и воспроизводить. Нет, ни один урок не являлся лучше или хуже другого, они все были об одном и лучшим уроком являлся следующий, не потому что он был лучше предыдущего, а потому что он был следующим/новым. Вот что сам Моше говорил об этом:

«У меня есть около 3000 записанных уроков на данный момент. Может немного меньше. Поэтому нет никакого смысла повторять один и тот же урок. В первую очередь потому, что я не верю в повторы и упражнения. То, что достигается во время моих уроков, достигается посредством прояснения определенных вещей в голове, путем научения, сознавания, обретения понимания. Когда человек чувствует, что это лучше для него, он сразу же выбирает то, что лучше. Если вы не учитесь на моих уроках, а просто упражняетесь — оп, оп — ваши руки стали сильнее и что? С возрастом руки все равно ослабнут. Так можно трудиться всю жизнь — то над этой мышцей, то над той — и что? Лучше покопайте в огороде — хоть какая-то польза будет. А от всех этих гимнастических упражнений никакой пользы или смысла в человеческом понимании нет. Нет необходимости работать над мышцами для того, чтобы стать сильнее. Я могу легко привести в пример сильных людей, которые никогда никакой гимнастикой не занимались. Людей очень сильных. И могу показать других — слабых, которые занимаются упражнениями всю жизнь, и они все равно остаются слабыми. Вам нужно научиться чему-то внутри себя, научиться это применять для того, чтобы упростить себе жизнь.»

«Как видите, мои уроки […] импровизированы, но они сымпровизированы определенным методом. […] Это все время импровизация, но в ней есть метод, поэтому это джаз. […] Это музицирование по определенным нотам, вариации на тему, и поэтому это настоящее научение. Это проживание.»

М. Фельденкрайз (1975: 155)

Если посмотреть на то как он работал индивидуально, и обобщить это со всеми доступными описаниями его работы, то тут мы так же наблюдаем отсутствие каких либо шаблонов, никаких стандартных положений и унифицированных действий. Ни один сеанс не повторяется, каждый раз идет поиск все новых искусных средств и решений в соответствии с конкретной ситуацией/человеком. Все люди уникальны, и соответственно предпринимаемые действия так же уникальны.

«[…] этого мы и хотим достичь — чтобы в распоряжении человека было все, чему он когда-либо учился, и в любой момент он мог использовать то, что необходимо в данный момент. Это то, что мы называем импровизацией. Поэтому, как я уже говорил вам в самом начале, если вы учитесь обращаться с кем-то, вы должны уметь дать ему то, что ему нужно сейчас, а не то, что вы знаете, что умеете.»

М. Фельденкрайз (СФ 1975: 189)

Постоянное движение мысли к все новым и новым пределам. Умение создавать в моменте из совокупного опыта новое знание и умение. Разве это похоже на ремесло? Отсутствие каких либо шаблонов, готовых решений и заготовок, которые суть основа любого мало-мальски сложившегося ремесла. И если это импровизация, то разве можно свести импровизацию к ремеслу? И что останется от импровизации при унификации до ремесла?

«По мнению Фельденкрайза, техника Александера потеряла большую часть гениальности и потенциала мышления создателя, так как была разработана стандартизированная практика. Фельденкрайз выражал озабоченность тем, что после его собственной смерти его работа также станет набором манипуляций с телом, а не функциональным подходом к человеческому научению, в основе которого лежит образ мышления.»

Если вас учат упражнениям и наборам манипуляций, если вас учат “что думать” вместо того “как думать”, то вас учат ремеслу. Хорошее это ремесло или не очень, вопрос отдельный. Определенно можно сказать что это не импровизация, и это никогда не сможет стать импровизацией. И в этом заключается одна из причин по которой следует рассматривать отдельно ремесло под название метод Фельдерайза, и то что делал Фельденкрайз.

Был ли Фельденкрайз ученым, физиком?

Вы вероятно не раз слышали о том, что Фельденкрайз был физиком. Но так ли это? Вы когда ни будь об этом задумывались?

Часто можно встретить что Фельденкрайза представляют как физика и везде пишут, что он доктор Моше Фельденкрайз. Это недоразумение с одной стороны связано с плохим переводом устойчивого в английском языке сокращения Dr., с другой с банальным мифотворчеством последователей, хотя, похоже, что сам Моше тут приложил свою руку, частенько самого себя называя физиком.

Добравшись до биографии написанной Марком Ризом, я было усомнился в своих раскопках, там очень уверенно говорится что он был именно физиком, но факты не сходятся и на лицо подмена.

Все говорит о том, что Фельденкрайз никогда не был физиком, хоть и работал с учеными.

Он учился в инженерном университете ESTP »École Spéciale des Travaux Publics, du bâtiment et de l’industrie« с 1930 по 1933 год и получил специализацию инженера-механика. С 1933 года он был инженером аспирантом в лаборатории Жолио-Кюри. В 1935 году все в той же лаборатории Моше участвовал в строительстве первого французского ускорителя частиц, так называемого генератора Ван де Грааффа, именно как инженер-механик, а не физик.

Во время второй мировой он становится научным сотрудником в отделе противолодочных исследований Адмиралтейства в Фэрли, опять же, как инженер-механик, при этом осваивая область с которой он не был знаком.

И в 1945 году в Сорбоне он получает степень »Ingénieur-Docteur« защитив диссертацию Contribution à la mesure des hautes tensions (Вклад в измерение высокого напряжения), как раз то откуда взялось это самое Dr. и вот что это означает: «Звание, учрежденное в 1923 году и присваиваемое университетами дипломированным инженерам или техническим специалистам с достаточной специальной квалификацией, защитившим диссертацию после двух лет обучения и исследований в научной лаборатории.» Что всего лишь давало право на преподавание в университетах. Еще вопросы вызывает то что вместо двух лет у него получение степени заняло 12 лет с 1933 по 1945, да война отняла 4 года, но даже 8 лет это не два года.

В летописи Парижского Университета от 1947 года, есть списки всех ученых, и среди физиков Моше не значится, смотрите стр. 112-114, а вот в списке »Ingénieur-Docteur« на 115 странице он аж на первом месте.

То есть он был просто продвинутым инженером со специализацией в энергетике и правом преподавания. И по всей видимости не более того, он не был ни физиком, ни тем более ученым как об этом говорят. Но, работал в качестве инженера бок о бок с выдающимися учеными.

С 1951 по 1953 годы по всей видимости были самыми перспективными в его карьере как «ученого», он работал на армию Израиля в исследовательском отделе CHEMED, предполагалось что он возглавит отдел «электронных исследований по радарам».

«В CHEMED были заинтересованы не только опытом Моше в области радаров и ультразвука, они также надеялись, что новичок из Лондона сможет помочь решить технические проблемы при создании ракетных двигателей. Моше, оптимистичный и уверенный в себе, как всегда, сразу же принялся за работу. Его модель ракеты вызвала большое веселье среди исследователей, поскольку она больше походила на летающий гриб, чем на ракету.»

Кристиан Букард (2015)

Эквивалентом »Ingénieur-Docteur« в России судя по всему является «кандидат технических наук» но при этом с узкой специализацией в инженерии. Получается что, корректней всего, без преувеличений и спекуляций, образование Фельденкрайза определяется как – инженер, кандидат технических наук.

Что никак не должно умалять его достоинств, в отличие от провозглашения его ученым, доктором, физиком.

Книги:

Моше Фельденкрайз

метод фельденкрайза что это такое. Смотреть фото метод фельденкрайза что это такое. Смотреть картинку метод фельденкрайза что это такое. Картинка про метод фельденкрайза что это такое. Фото метод фельденкрайза что это такое

Это маст-рид для практиков и всех кто заинтересован в углубленном понимании предмета. Книга составлена на основе цикла лекций которые Фельденкрайз читал в научных институтах Англии в 1947-48 годах. Она переиздавалась 5 раз, последний раз в 2005 году. На русском до сих пор не издана, читать придется в оригинале, что может быть и к лучшему.

Зная ее уже будет невозможно недальновидно причислять работу Фельденкрайза ни к физиотерапии ни к телесно-ориентированной психотерапии, как это обычно бывает.

В сети можно без труда найти среднего качества скан одного из предыдущих изданий, но я думаю она стоит того что бы ее купить.

метод фельденкрайза что это такое. Смотреть фото метод фельденкрайза что это такое. Смотреть картинку метод фельденкрайза что это такое. Картинка про метод фельденкрайза что это такое. Фото метод фельденкрайза что это такое

The Elusive Obvious (1981)

Последняя книга Фельденкрайза изданная в 1981 году, представляет собой квинтэссенцию метода, написанную спустя 32 года после первой книги, по просьбе учеников с профессиональной программы в Сан-Франциско, как материал который бы обобщал пройденный за три года опыт и расставлял акценты указывающие направление дальнейшей работы.

Книга Неуловимое очевидное обращается к фундаментальным представлениям о нашей повседневной жизни, которые из-за привычки становятся неуловимыми. Мы часто совершаем ошибки, перенося опыт одной деятельности к другой, чем усложняем себе жизнь и ограничиваем свои возможности

Совсем не очевидно, что даже хорошие привычки могут сделать нас несчастными. Это неуловимая правда, в которой привычное отсутствие свободного выбора часто приводит к катастрофическим последствиям. Выработка новых способов действий помогает нам становиться сильнее и мудрее.

Эта книга вдохновит вас задуматься, посмотреть внутрь себя и обнаружить пути к новому качеству жизни.

На русском не издавалась. К прочтению в обязательном порядке в первую очередь.

метод фельденкрайза что это такое. Смотреть фото метод фельденкрайза что это такое. Смотреть картинку метод фельденкрайза что это такое. Картинка про метод фельденкрайза что это такое. Фото метод фельденкрайза что это такое

Awareness Through Movement: Health Exercises for Personal Growth (1972)

Впервые эта книга была издана на иврите в 1967 году и называлась совсем иначе “שכלול היכולת הלכה ומעשה” что переводится примерно как «Совершенствование способностей теория и практика» или по английский как “Improving ability – theory & practice”.

Это знаковый и в каком то смысле переломный момент в работе Фельденкрайза. Начало появления торгового знака “Feldenkrais Method” к которому он не имел отношения и названий для практик “Awareness Through Movement” и “Functional Integration”. Фельденкрайза буквально упросили дать наименования ученики, во время первой проф. программы в США в институте Эсален в 1972 году. О чем он в дальнейшем сожалел. Потому что ни то ни другое название не отражали сути работы и ограничивали.

До этого момента существовала просто практика совершенствования способностей к действию доктора Моше Фельденкрайза, групповые и индивидуальные уроки.

Эту книга доступна на русском в разных переизданиях, под названием “Осознавание через движение” или “Сознавание через движение” издана под ярлыком “телесно-ориентированной психотерапии”. Качество перевода оставляет желать лучшего, настолько лучшего что лучше вовсе не читать ее в переводе.

метод фельденкрайза что это такое. Смотреть фото метод фельденкрайза что это такое. Смотреть картинку метод фельденкрайза что это такое. Картинка про метод фельденкрайза что это такое. Фото метод фельденкрайза что это такое

The Case of Nora: Body Awareness as Healing Therapy (1977)

Эта книга задумывалась как цикл книг, в каждой из которых подробно описывается работа Фельденкрайза с каким-то определенным человеком. Но, к сожалению вышла только одна книга, в русском переводе “Случай с норой”, в которой Фельденкрайз рассказывает о работе с пожилой женщиной перенесшей инсульт.

Эта книга, уникальная возможность прочувствовать дух работы Фельденкрайза, отсутствие готовых решений, и неутомимый поиск уникальных решений в каждом конкретном случае своих. Что и определяло во многом эффективность его работы.

метод фельденкрайза что это такое. Смотреть фото метод фельденкрайза что это такое. Смотреть картинку метод фельденкрайза что это такое. Картинка про метод фельденкрайза что это такое. Фото метод фельденкрайза что это такое

The Master Moves (1984)

Книга создана на основе материалов 5 дневного семинара прошедшего в середине 70х в США на Ранчо Манна.

В ее создании принимали участие Ричард Бэндлер, Карл Гинзбург, Анат Баниэль, Марк Риз. По сути это сборник уроков и лекций Фельденкрайза, который собрали его ученики из аудозаписей.

Книга доступна на русском языке под названием “Искусство движения. Уроки мастера” но качество перевода очень плохое. Так что лучше работать с книгой или в оригинале или вовсе оставить в стороне.

метод фельденкрайза что это такое. Смотреть фото метод фельденкрайза что это такое. Смотреть картинку метод фельденкрайза что это такое. Картинка про метод фельденкрайза что это такое. Фото метод фельденкрайза что это такое

The Potent Self (1985)

И на то у него были весомые основания. Это сырой текст, написанный на языке условно говоря “психоанализа” который Фельденкрайз не разделял и который противоречит сути той работы которую развивал Фельденкрайз.

Стоит ли читать этот текст, решать только вам.
Но, я думаю к нему точно не стоит обращаться если ваша задача повысить свою осведомленность о методе. Этот текст может увести вас не в том направлении.
Впрочем, конечно же это весьма любопытный исторический документ.

На русском книга не издавалась.

метод фельденкрайза что это такое. Смотреть фото метод фельденкрайза что это такое. Смотреть картинку метод фельденкрайза что это такое. Картинка про метод фельденкрайза что это такое. Фото метод фельденкрайза что это такое

Embodied Wisdom (2010)

Сборник статей и интервью Фельденкрайза собранных в одной книге.

На русском книга не издавалась но некоторые из этих текстов вы можете найти в переводе на этом сайте.

Йоханан Риверант

метод фельденкрайза что это такое. Смотреть фото метод фельденкрайза что это такое. Смотреть картинку метод фельденкрайза что это такое. Картинка про метод фельденкрайза что это такое. Фото метод фельденкрайза что это такое

The Feldenkrais Method: Teaching by Handling (1983)

Уникальная книга одного из ближайших учеников Фельденкрайза Йоханана Риверанта который учился и практиковал рядом с Моше с начала 50х годов и до последних дней.
Любое новое важное открытие на первый взгляд слишком сложное и тонкое для понимания. Риверант преуспел в концептуализации и наименовании процедур и идей, которые изначально были невербальными в работе Фельденкрайза. Благодаря труду Риверанта практики метода откроют совершенно новые перспективы для возможностей их профессии.

Ученые и неспециалисты, которые хотят понять систему Фельденкрайза и причины ее последовательной эффективности, найдут в книге полезное и емкое введение в понимание работы Фельденкрайза.

Йоханан был учителем физики в одной из лучших израильских школ, в которой проработал двадцать восемь лет.

Позже он стал частью школы Фельденкрайза, и проработал тринадцать с половиной лет бок о бок со мной в той же комнате, в которой работал я сам. У него, как и у всех остальных, есть свой собственный “почерк”. Каждый кто изучает этот метод, не подражает своему учителю. Йоханан никому не подражает.

Данную книгу следует перечитать несколько раз. Таким образом, вы, вероятно, получите большую часть пользы, содержащейся в этой книге. Удачи!

M. Фельденкрайз. Тель-Авив, Израиль

На русском книга не издавалась.

Книги которые помогут в понимании работы Фельденкрайза:

метод фельденкрайза что это такое. Смотреть фото метод фельденкрайза что это такое. Смотреть картинку метод фельденкрайза что это такое. Картинка про метод фельденкрайза что это такое. Фото метод фельденкрайза что это такое

Древо познания (1981)

Биологические корни человеческого понимания.

У. Матурана и Ф. Варела

Блистательное исследование чилийских ученых-биологов Умберто Матураны и Франсиско Варелы. В нем представлены основы альтернативной теории познания, главные положения которой противопоставлены классической теории отображения действительности (репрезентационизму).

Чтобы понять биологическую сущность познания, необходимо рассматривать живое существо как целое, а не только его нервную систему, но также социальную и природную среды. Живые существа отличает «аутопоэзная организация», то есть способность к самовоспроизводству — к порождению самих себя: аутопоэзная система как бы «вытаскивает сама себя за волосы», создавая собственные компоненты, без разделения на производителя и продукт.

Авторы предлагают рассматривать познание не как представление мира, а скорее, как непрерывное сотворение мира через процесс самой жизни. А поведение живых существ в целом следует понимать не как взаимодействие со средой, но как поддержание определённого уровня сопряжения между сенсорной и моторной составляющими. Таким образом внешняя среда становится неотъемлемой частью самого организма, и идея информационного обмена отпадает. Мы сами в процессе познания создаём мир, который видим.

метод фельденкрайза что это такое. Смотреть фото метод фельденкрайза что это такое. Смотреть картинку метод фельденкрайза что это такое. Картинка про метод фельденкрайза что это такое. Фото метод фельденкрайза что это такое

Как рождаются эмоции (2018)

Революция в понимании мозга и управлении эмоциями

Лиза Фельдман Барретт

Полновесное возвращение конструктивизма в нейронауки, спустя почти сотню лет развития иной парадигмы.

Лиза Барретт проливает свет на потрясающую науку о наших эмоциях и показывает, почему она важна для таких разных областей жизни как здоровье, воспитание детей или романтические отношения.

Классический взгляд на эмоции говорит, что у нас в мозгу есть много таких эмоциональных цепей, и каждая вызывает собственный набор изменений, то есть особый отпечаток. Возможно, надоедливый коллега включает ваши «нейроны гнева», так что у вас поднимается давление, вы злитесь, кричите и чувствуете ярость. Или рассказ о тревожных новостях инициирует ваши «нейроны страха», так что сердце бьется чаще, вас знобит, и вы ощущаете приступ страха.

Но сотни экспериментов подвергают классическую теорию сомнению. Новая теория конструированных эмоций гласит, что ваши эмоции не встроены, а составлены из базовых частей. Они не универсальны, а различны для разных культур. Они не запускаются; вы их создаете. Они возникают как комбинация физических свойств вашего тела, гибкого мозга, который связывает себя со средой, где они развиваются, и вашей культурой и воспитанием, которые обеспечивают такую среду. Эмоции реальны, но не в том объективном смысле, в котором реальны молекулы или нейроны. Они реальны в том же смысле, в котором реальны деньги — то есть едва ли иллюзия, но скорее продукт соглашения людей.

метод фельденкрайза что это такое. Смотреть фото метод фельденкрайза что это такое. Смотреть картинку метод фельденкрайза что это такое. Картинка про метод фельденкрайза что это такое. Фото метод фельденкрайза что это такое

Мозг и душа (2010)

Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир

Крис Фрит

Этак книга, написанная талантливым нейрофизиологом в форме увлекательного повествования, с иронией и юмором, знакомит нас с последними достижениями нейронауки и более глубоким во многом контринтуитивным пониманием природы человека, его психической деятельности, социального поведения, и разного рода нарушений от аутизм до шизофрении.

Где-то треть книги составляют ссылки на источники, научные публикации и монографии, в которые можно погружаться бесконечно долго, было бы желание.

“У меня в голове есть изумительное трудосберегающее устройство. Мой мозг – лучше, чем посудомоечная машина или калькулятор, – освобождает меня от скучной, однообразной работы по узнаванию окружающих вещей и даже избавляет меня от необходимости думать о том, как контролировать движения моего тела. Это дает возможность сосредоточиться на том, что действительно для меня важно: на дружбе и обмене идеями. Но, разумеется, мой мозг не только избавляет меня от утомительной повседневной работы. Он-то и формирует того меня, жизнь которого проходит в обществе других людей. Кроме того, именно мой мозг позволяет мне делиться с моими друзьями плодами своего внутреннего мира. Так мозг делает нас способными на нечто большее, чем то, на что способен каждый из нас поодиночке. В этой книге рассказано о том, как мозг творит эти чудеса.”

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *