медный всадник что означает змея
10 интересных и мистических легенд о «Медном всаднике»
Памятник Петру I «Медный всадник» находится в самом сердце Петербурга — на Сенатской площади. Создать памятник инициировала Екатерина II, и императрица выбирала его месторасположение — рядом с Адмиралтейством, которое основал государь. Для возведения памятника императрице посоветовали пригласить французского скульптора Этьена Мориса Фальконе. Монумент, выполненный из бронзы, получился выдающимся. Свое название памятник «Медный всадник» получил благодаря одноименному творению Александра Сергеевича Пушкина. И было бы удивительно, если бы взвивающийся в небо Петр не оброс легендами. Некоторые из них довольно-таки мистические.
Петр I сам благословил
Этьен Фальконе всю жизнь мечтал о создании монументального произведения. Воплотить эту мечту ему удалось в России. Императрица Екатерина II поручила скульптору создать конный памятник Петру I. После приезда мастера в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью.
Фальконе усердно работал над образом Петра, собирал исторический материал, засиживался в архивах, изучал документы, встречался с людьми, которые общались с императором лично. Как гласит одна из легенд, скульптор провел ночь в спальне государя в его дворце в Летнем саду.
Когда он спал, к нему явился дух Петра Первого. И мастер пообещал, что он будет служить царю верой и правдой, и создаст памятник, достойный великого государственного деятеля.
Нашли Гром-камень
Когда Фальконе начал работать над созданием памятника, возникла проблема. Он думал, где можно найти подходящий камень для постамента. Скульптору было поручено изобразить Петра всадником, и чтобы монумент стоял на скале, напоминающей по форме морскую волну. А это стало бы символом завоеваний Петра Первого, который сделал выход России к морю.
По проекту Фальконе, статуя должна была состоять из отдельных гранитных блоков, поскольку найти цельную глыбу нужного размера было нереально. Но все-таки дали в газетах объявление. На него откликнулся поставщик строительного камня для нужд Петербурга — Семен Вишняков. Ему подсказал юродивый. Недалеко от Лахты в незапамятные времена была гранитная скала, которую расколола молния. Из-за этого местные крестьяне прозвали ее Гром-камнем. Также они говорили, что во время Северной войны Петр Первый не раз поднимался на вершину этого утеса для того, чтобы обозревать окрестности.
Валун Конь
По этому поводу существует еще одна легенда. Огромный валун в Лахте назывался Конем. Когда-то на Ладоге был остров Коневец, который закрывал собой проход в иной мир. Чтобы задобрить нечистую силу, каждый год местные жители приносили на нем в жертву коня. Так длилось до тех пор, пока в середине XIV века на остров не прибыл инок Арсений с Валаама. Он помолился около камня, окропил его святой водой, а на вершине установили крест. Потом из-под камня начали вылетать бесы, превращаться в ворон и селиться на выборгском берегу. Они нашли себе приют на другой скале, которая впоследствии образовалась в форме коня. Вот на её-то, якобы, и указал Семен Вишняков.
Без Лизетты не обошлось
Согласно еще одному преданию, в скульптурной композиции «Медного всадника» Петр I восседает на своем любимом жеребце по имени Лизетта. Этого коня царь купил у повстречавшихся купцов, когда возвращался из Великого посольства. За него он переплатил «100 голландских червонцев». Петру Первому очень понравилась эта лошадь бурого окраса. И сразу же он назвал ее Лизеттой, что, кажется, необычно для коня. Петр Первый, якобы, назвал ее в честь девушки, которая служила при дворе Саксонского короля. И поговаривали, что у царя была с этой девушкой связь. Лизетта была «лошадью одного хозяина», Петра слушалась беспрекословно, но конюхи с ней мучились. Конь прослужил хозяину около 10 лет, а когда умер, Петр приказал сделать чучело. Оно до сих пор хранится в Зоологическом музее.
«Всадник Апокалипсиса»
«Все Божье и мое»
Гласит еще одна легенда о памятнике. Якобы, царь в месте, где он установлен, перепрыгивал на коне Неву с одного берега на другой. И при этом произносил: «Все Божье и мое». Дважды он перепрыгнул и произнес эту фразу, а на третий раз оговорился, сказав: «Все мое и Божье». Получается, что царь поставил себя выше Бога. Сказав это, царь окаменел. А по другой версии, сказав это, он свалился в воду, простыл и тяжело заболел. А когда он выздоровел, больше никогда ни себе, ни приближенным не позволял богохульничать.
Змея спасительница
Согласно другому преданию, когда Петр Первый был в лихорадочном бреду, ему померещилось, что наступают шведы. Царь вскочил на коня и ринулся к Неве. Но тут выползла змея, обвила ноги коня, и не дала прыгнуть в воду, чем спасла Петра от гибели.
Змея также является частью скульптурной композиции памятника. Но ее ваял не Фальконе, а русский скульптор Гордеев. Змея является третьей точкой опоры скульптуры.
Противо-стояние императоров
Петр Первый изображен скульптором, указывающим рукой в сторону Швеции, кто был в те времена главным врагом России. И в центре Стокгольма стоит памятник Карлу XII, основному противнику Петра, который указывает рукой в сторону Санкт-Петербурга.
Один и тот же сон
Эта легенда о «Медном всаднике» очень известная. В 1812 году, когда Петербургу грозила опасность наполеоновского вторжения, государь Александр I распорядился вывезти статую Петра Великого в Вологодскую губернию. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина, преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменно-островского дворца, из которого выходит к нему навстречу озабоченный государь.
«Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, – говорит ему Петр Великий, – но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «топот копыт». Пораженный рассказом Батурина князь Голицын передает сновидение Александру Первому, после чего государь отменяет свое решение, и статуя Петра остается на месте.
Хранитель города
10 легенд о «Медном всаднике»
С самого начала создания памятник обрастал легендами, в которых факты мешались с вымыслом. «РГ» собрала 10 самых интересных преданий.
Фальконе очень дотошно работал над образом Петра, по максимуму собирал исторический материал, работал в архивах, изучал документы, встречался с людьми, общавшимися с императором лично. Одна из легенд гласит, что скульптор даже провел ночь в спальне государя в его дворце в Летнем саду, где дух самого Петра предстал перед ним, и Фальконе вынужден был держать экзамен. Петра ответы француза удовлетворили, а скульптор обещал служить царю верой и правдой и создать памятник, достойный великого государственного деятеля.
По другой версии, огромный валун в Лахте назывался Конем. Легенда гласит, что когда-то на Ладоге был остров Коневец, который закрывал собой проход в иной мир. Остров пользовался дурной славой, и чтобы задобрить нечистую силу, каждый год местные жители приносили на нем в жертву коня. Это продолжалось до тех пор, пока в середине XIV века на остров не прибыл инок Арсений с Валаама. Он помолился около камня, окропил его святой водой, а на вершине установил крест. С тех пор из-под камня вылетали бесы, превращались в ворон и селились на выборгском берегу. А там, где гнездовалось воронье, тоже появилась скала в форме коня. Вот ее-то якобы и нашел Семен Вишняков.
Считается также, что когда культовый камень, сохранивший языческие верования, стали вывозить в Петербург, местные жители попытались этому помешать. А когда поняли, что ничего сделать невозможно, прокляли его.
Еще одно предание гласит, что в образе «Медного всадника» запечатлен не только сам Петр I, но и его любимый жеребец Лизетта. Этого коня царь купил спонтанно у повстречавшихся купцов-барышников, когда возвращался из Великого посольства, переплатив за него лишних «100 голландских червонцев». Очень уж ему понравилась эта лошадь бурого окраса. И сразу же назвал ее Лизеттой, что необычно для коня. Якобы в честь девушки при дворе Саксонского короля, с которой у Петра была связь. Лизетта была «лошадью одного хозяина», Петра слушалась беспрекословно, но конюхи с ней мучились. Конь прослужил хозяину около 10 лет, а когда умер, Петр приказал сделать чучело. Оно до сих пор хранится в Зоологическом музее.
На самом деле, когда Фальконе делал наброски для будущей скульптуры, ему позировал гвардейский офицер на орловских рысаках из императорской конюшни, который раз за разом вскакивал на специальный постамент и резко осаживал лошадь. Чучело коня Петра I здесь ни при чем, а значит, монумент не может быть памятником Лизетте.
Согласно другому преданию, в горячечном бреду Петру померещилось, что наступают шведы. Царь вскочил на коня и ринулся к Неве. Но тут выползла змея и обвила ноги коня, не дала прыгнуть в воду и спасла Петра от гибели.
Змея действительно является частью монумента. Ее, кстати, ваял не Фальконе, а русский скульптор Гордеев. Змея является третьей точкой опоры скульптуры. В символике того времени она означает зависть, вражду, препятствия, чинимые Петру и попранные им.
Говорят, что рукой Петр указывает в сторону Швеции, главного врага России в те времена. И что в центре Стокгольма стоит памятник Карлу XII, основному противнику Петра, который указывает рукой в сторону Санкт-Петербурга.
Это самая известная легенда о «Медном всаднике». В 1812 году, во времена наполеоновского вторжения, Александр I распорядился вывезти монумент в Вологодскую губернию. Однако безвестного майора Батурина стал преследовать один и тот же сон, в котором статуя оживает, сходит со своего постамента и скачет на Каменный остров, где тогда во дворце жил император. Александр I выходит навстречу своему царственному предку, и Петр ему говорит: «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию! Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться». Всадник поворачивает назад, и слышно только, как цокают металлические копыта по камням мостовой. Об этом сне доложили Александру I. Он был так впечатлен, что отменил эвакуацию памятника. И действительно, Наполеон до Санкт-Петербурга не дошел.
Литературоведы также усматривают параллели между сюжетом этой легенды и поэмой Пушкина «Медный всадник». Кстати, монумент стали так называть с легкой руки поэта. На самом деле он отлит из бронзы.
Вечный студент
Сайт, посвященный культуре, гуманности, истории и самопознанию
Photo Gallery Slideshow
Подписаться на блог по эл. почте
Поиск
Финалист конкурса «На Благо Мира»
Изображение
Аранжировка на заказ
Профессиональный композитор принимает заказы на аранжировку музыкальных произведений любых стилей, жанров и сложности.
Группа «Время и времена» ВКонтакте
Популярные записи и страницы
Онлайн агентство «Вектор мастерства»
Финалист Московской литературной премии
Метки
Змея под копытом
Лето 1768 года. Идет третий год работы скульптора Этьена Фальконе над конной статуей Петра I, которую через 55 лет назовут с легкой руки Пушкина Медным всадником.
Конная статуя на двух точках опоры — задача трудная и рискованная. Фальконе еще и еще раз проверяет свои расчеты и продолжает сомневаться. Огромная тяжелая масса статуи требует дополнительной опоры. Откуда взять ее, не нарушив динамичности образа?
И пришло гениальное решение — змея, извивающаяся кольцами под копытом коня. Судорожный изгиб ее тела, будто схваченный стоп-кадром, коснется хвоста лошади, создав полное впечатление случайного прикосновения. А на самом деле этот изгиб тела змеи будет искомой третьей опорой статуи.
Почему в качестве опоры была выбрана именно змея? Именно из-за ее динамичности. Она в гармонии со стремительным взлетом коня. Ее движения так же экспрессивны и создают такую иллюзию легкости, что взгляд зрителя даже не замечает ее соприкосновения с хвостом лошади. Ни один другой образ не мог бы создать такую иллюзию движения.
И тут скульптора охватили сомнения. Змея была прекрасной моделью, но при этом чрезмерно значимой деталью. Этот образ тут же рождал аллегории и ассоциации. А к подобной ходульной символике Этьен Фальконе относился очень настороженно. Время аллегорий в искусстве уже уходило, классицизм сдавал свои права эпохе просвещения с ее культом естественности и презрением к важной многозначительности.
И первым делом Фальконе спешит посоветоваться с императрацей Екатериной. Но правительница как всегда не спешит принимать решение. Она прислушивается и к мнению И.И.Бецкова, всегдашнего врага Фальконе, который пытается представить этот образ бессмысленным и эксцентричным. На его взгляд, следовало бы украсить подножия памятника изображениями поверженных врагов.
То есть столкнулись два мнения, лежащие в совершенно разных плоскостях. Бецкой до аллегорий еще не дорос, а для Фальконе это уже пройденный этап.
В конце концов Екатерина согласилась, что змея — образ интересный. Но тут маятник качнулся в противоположную сторону, и посыпались мнения «знатоков», что змея чересчур спокойная. Ее бы нужно побольше покривить и завить кольцами.
Видимо, столь противоречивые мнения совершенно сбили Екатерину с толку, и она уже готова была запретить это вариант. Так, на всякий случай!
Целый год шли дискуссии и оживленная переписка. Наконец, в одном из писем Екатерине Фальконе написал следующее.
Эта замечательная фраза разрешила все сомнения.
Екатерине очень важна была эта параллель с Петром. И если врагом Петра действительно была зависть, то для нее, никаких прав на русский престол не имеющей княжны захудалого прусского княжества, зависть была страшным, смертельным врагом. И как Петр, она эту змею-зависть раздавила и построила собственное величие.
Мудрый Фальконе тонко уловил сущность личности Екатерины и те причины, по которым она затеяла всю эту грандиозную историю с памятником Петру. Ей действительно важно было стать в глазах своей страны преемницей дел Петра, второй Великой в ее истории.
И вот наконец змея под копытом коня была одобрена. Фальконе сделал эскиз, и по этому эскизу большую модель для отливки создал русский скульптор Федор Гордеев.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
СТРАШНЫЕ СКАЗКИ ПАНДЕМИИ: ДЕДЫ МОРОЗЫ ПРОТИВ QR-КОДОВ. Новогоднюю ночь ждут и взрослые, и дети. В.
10 причин увидеть Читу. То, что Чита красавица, хоть и не всем нравится, вы уже у.
—Ссылки
—Музыка
—Новости
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
18 августа 1782 г. состоялось открытие памятника
Ме́дный вса́дник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
Его открытие состоялось 7 (18) августа 1782 года.
Памятник изготовлен из бронзы. Название «медный» закрепилось за ним благодаря поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».
О Фальконе и его знаменитом «Медном всаднике» справедливо говорит исследователь (А.Г.Ромм): «Памятник Петру I затмил все, что было создано им ранее, и все конные статуи его предшественников. Все необычайно в этом изваянии: его сила воздействия, его роль в мировой поэзии, его исторические судьбы и сама история его возникновения».
Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770 г. Голову статуи лепила ученица этого скульптора, Мари Анн Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи осуществлялась под руководством литейных дел мастера Екимова Василия Петровича и была закончена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен.
В августе 1766 года русский посланник в Париже Дмитрий Голицын заключил контракт с французским скульптором Фальконе, рекомендованным Екатерине II её корреспондентом философом-просветителем Дени Дидро. Вскоре по прибытии Фальконе в Петербург, 15 (26) октября 1766 года, работы по созданию монумента двинулись полным ходом. Мастерскую устроили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Каменное здание бывшей конюшни при дворце приспособили для жилья Фальконе. В начале 1773 года в помощь к Фальконе был назначен Фельтен: он должен был заменить уволенного от работ капитана де Ласкари, и, кроме того, к этому времени понадобился надзор профессионала-архитектора за установкой памятника.
Памятник Медный всадник в Санкт-Петербурге: авторы, история
Последнее обновление 9 декабря, 2020
Визитной карточкой Санкт-Петербурга можно считать конную статую Петра I. Но у монумента есть и другое, более узнаваемое название – Медный всадник. История ваяния монумента уже давно обросла легендами и тайнами.
Описание памятника
Величество скульптуре придаёт конь, вставший на дыбы, с сидящим на нём всадником. Впечатляет и то, как тяжёлый конь стоит на задних ногах, имеет лишь две опорные точки.
Высота всей композиции составляет чуть больше пяти метров. Это без учёта гранитной каменной глыбы. Вес всего сооружения пять тонн. В основном конструкция изготовлена из бронзы.
С самого начала авторская композиция вызвала много кривотолков, споры возникли между создателем с одной стороны и императрицей Екатериной с приближёнными с другой стороны. Дворянство настаивало на том, чтобы император, как властитель, был облачён в мантию, держа в руках жезл и скипетр. Пожалуй, о чём не было споров, так это о месте установки монумента. Сенатская площадь сразу была выбрана.
Но скульптор Этьен Фальконе настаивал, что Пётр не происходил от четы римских правителей, поэтому мантия ему не к лицу. Поэтому русского правителя он наделил своими характеристиками. К их числу относятся:
Фигура изображена таким образом, что её взгляд всегда устремлён вдаль, оценивая защитные планы государства, мечтая о новых свершениях.
Почему памятник называют Медным всадником
Поначалу у монумента не было такого названия – Медный всадник. Но вот уже более 200 лет оно прочно закрепилось в умах гостей и коренных жителей. Тут чётко прослеживается связь с Пушкинской поэмой «Медный всадник».
Многие учёные утверждают, что слава и вечность в пушкинские времена описываются определением «медный». Литературоведы утверждают, что сам поэт писал о Петре, подчеркивая упрямство характера, намекая на устойчивое выражение «медный лоб». Самым простым объяснением такого названия является тот факт, что к металлическим предметам в XIX веке часто применялось название «из меди». А бронза – это сплав меди с металлами.
Факт уже установленный! Образ памятника для своих произведений заимствовали Федор Достоевский и Саша Белый. Ссылались они именно на монумент на Сенной.
Авторы памятника
Так кто же автор памятника Медный всадник? Идея, как впрочем и создание памятника, принадлежит французскому скульптору Этьену Фальконе. Хотя принимала участие в разработке ученица скульптора, приглашали литейщика Екимова В., змею лепил Гордеев Ф., а архитектурной планировкой занимался Фельтен Ю.
Екатерина II полностью одобряла идеи Петра Великого. Поэтому ей хотелось заслуги императора запечатлеть и увековечить в скульптуре навека.
На дворе был 1765 год, когда императрица отдает приказ обратиться к талантливому скульптору из Франции. Ведь прежнее творение Франческо Растрелли ей не понравилось. Фальконе взялся за работу. Все детали он отрабатывал лично. Для передачи всех точностей ему позировал настоящий всадник на живой лошади из королевских конюшен.
Примечательно, что задумку по созданию императрица обсуждала со знаменитыми просветителями Дени Дидро и Вольтером. Философские идеи и внешний вид скульптуры являлись предметом спора.
История создания Медного всадника
После согласования всех вопросов начали лепить заготовку из гипса в естественную величину. Все работы по лепке проводились на территории временного Зимнего дворца. К 1769 году трудоемкий процесс был завершен.
Интересно, но факт: скульптурные детали головы и лица прорабатывала юная талантливая ученица мастера Мари – Анн Колло. А всё потому, что все три эскизных варианта мастера Екатерина отклонила.
Помощница за ночь создала зарисовки с посмертного слепка императора. После этого за свои творения Мари – Анн стала членом Российской художественной Академии с назначением пожизненной пенсии.
Работа над проектом
После создания, утверждения гипсовой заготовки, её ожидала бронзовая отливка. К 1772 году в город приезжает литейщик из Франции. Правда, работал он недолго. После изучения обстоятельств дела он посчитал, что все задуманные проекты нельзя воплотить в жизнь. Всеми подготовительными работами лично руководил Фальконе.
Через два года были проведены первые попытки, которые потерпели неудачу. К концу 1777 года верхняя часть композиции была готова. Неоценимую помощь тогда оказал литейщик Екимов Василий.
Постамент «Гром-камень»
Несколько интересных моментов связано с нижней частью скульптурной композицией. Такой мощный камень нашёл крестьянин Вишняков в селении Лахта. Местные жители придумали ему название – Гром-камень. Ведь его рассекла молния.
Масса валуна не меньше 1600 тонн, да и находился он далеко от места предполагаемого монумента. Возник вопрос: как переправить такой гигантский камень? В течение пяти месяцев такую махину транспортировали к Финскому заливу. Только осенью 1770 года её удалось переправить на Сенатскую площадь.
На нижней части огромной глыбы высекли: «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782».
Литьё и установка памятника
Мероприятия по случаю открытия памятника были намечены по поводу столетия восхождения императора на престол, летом 1782 года. Самого скульптора на открытии его детища не было, у него тогда были прения с Екатериной. Но на родину мастера прислали памятные монеты. Если взять все подготовительные работы и считать время до открытия монумента, то общий срок создания памятника Медный всадник составил 12 лет.
Интересно, но у монументальной фигуры есть свои секреты. Конечно, фигура потрясает своим равновесием! Создается впечатление, что всё её равновесие сосредоточено на задних ногах лошади. Но это не так. Талантливый мастер здесь использовал некоторые хитрости.
Для возвышения величия императора и взлета бесстрашной лошади была использована фигура змеи. Изгиб её тела как бы невзначай сдавлено конскими копытами и касается хвоста лошади. Соединение змеи и хвоста животного – дополнительная опорная точка. Именно этот момент продумывал русский скульптор Гордеев.
Равновесие также создается путём того, что круп коня в монументе намного массивнее, чем его передняя часть. Во время работы стенки передней части коня отливались тонкими, менее одного сантиметра. Русский литейщик Хайлов не один год работал над этим вопросом. Были даже неудачные попытки: фигуру императора приходилось переделывать.
А кто создал памятник Медный всадник? Не вызывает никаких сомнений, это Фальконе. После очередной попытки литья памятника он оставил свою запись в складках мантии, которая говорит о его авторстве.
Если присмотреться повнимательней, то у Петра проработаны детально глаза. Он как будто смотрит на свой любимый Санкт-Петербург. Здесь его зрачки напоминают форму сердец. Говорят, что так свои чувства к мастеру выразила юная ученица.
Интересные факты о Медном всаднике
И по сей день история создания монумента окутана легендами. Вот они эти интересные факты:
Где находится
Монументальная скульптура находится в Санкт-Петербурге на Сенатской площади, станция метро Адмиралтейская.
Памятник Медный всадник является одним из популярных мест у гостей и жителей Санкт-Петербурга. Его величие потрясает и восхищает своей задумкой и воплощением. Советуем при посещении города побывать у этой знаменательной композиции.