медиа проект что это такое
Медиапроект: понятие, типы, жизненный цикл
Дата публикации: 16.06.2019 2019-06-16
Статья просмотрена: 10797 раз
Библиографическое описание:
Никишин, И. В. Медиапроект: понятие, типы, жизненный цикл / И. В. Никишин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 478-481. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60705/ (дата обращения: 21.12.2021).
Слова, содержащие элемент медиа-, активно используются в языке современной публицистики. Этот факт подтверждается результатом запроса в Национальном корпусе русского языка (5442 документа, 11 446 вхождений) [5]. Элемент «медиа» входит в состав названия многих организаций и предприятий, действующих в области электронных коммуникаций (например: СТС Медиа, Сохо Медиа, Итера Медиа и пр.).
В толковом словаре дается толкование значения этой продуктивной в современном русском языке словообразовательной единицы и слова:
Медиа-. Первая составная часть сложных слов. Обозначает отнесенность к медиа, в том числе к массмедиа, средствам массовой информации. Медиа. Средства коммуникации, информации, в том числе массмедиа [9, с. 390–391].
Медиа (англ. «media») — это средства информирования и коммуникации субъекта (субъектов) с другим субъектом (другими субъектами) общения и взаимодействия, являющиеся источниками и носителями информации, то есть берущие на себя функцию передачи, переноса, трансляции, трансмиссии некоторых сведений с помощью использования той или иной технологии или в рамках деятельности социальной организации и встающие между субъектами коммуникации [4, с. 293].
Толкование лексемы медиапроект представлено в Викисловаре:
Медиапроект. Проект в сфере деятельности средств массовой информации [10].
Термин «проект» происходит от латинского слова projectus, что в переводе означает «брошенный вперед». Слово заимствовано из классического менеджмента, в котором под проектом понимается уникальный комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение конкретной цели при определенных требованиях к срокам, бюджету и характеристикам ожидаемых результатов.
Как видим, понятие медиапроект толкуется очень широко.
Обзор теоретических и практических материалов позволил сделать выводы об использовании медиапроектов в различных сферах профессиональной деятельности. Так, в образовательной сфере медиапроекты — это «исследовательские работы учащихся, выполненные с помощью мультимедийных технологий» [1, с. 39].
Медиапроект — это самостоятельно разработанный и изготовленный медиапродукт от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем преподавателя с использованием современных медиатехнологий [3].
Медиапроект рассматривается как вид медиаискусства, т. е. искусства, произведения которого создаются и представляются с помощью современных информационно-коммуникационных (или медиа) технологий, преимущественно таких как видео, компьютерные и мультимедиа технологии, интернет. К его разновидностям относят сайт, презентация, видеоролик. Медиаискусство включает в себя несколько жанров, различающихся в зависимости от типа используемых технологий и формы представления произведений: видеоарт (в том числе виджеинг), саундарт, медиаинсталляция (иногда также медиаскульптура), медиаперформанс, медиаландшафт (или медиасреда), сетевое искусство (интернет-арт или нет-арт, иногда также веб-арт). Однако типология жанров и форм медиаискусства не ограничивается этим списком, так как это чрезвычайно гибридный в техническом и методологическом отношениях вид искусства, интенсивно развивающийся вместе с эволюцией технологий.
Понятие медиапроект в качестве объекта журналистики рассматривается как с точки зрения классического менеджмента, так и с точки зрения журналистики, определяющей форматы и типы медиапроектов. Если медиапроекты подготовлены непосредственно для трансляции на телевидении, то их приравнивают к телевизионным проектам. В большинстве случаев проект имеет информационно-познавательную, социальнокультурную и развлекательную направленность.
Целевой группой медиапроектов социальной направленности является широкая аудитория. Их главная цель— освещение и продвижение актуальных социальных аспектов жизни и акцентирование внимания на создаваемых и трактуемых ими социальных образах.
Обширная типология медиапроектов представлена в статье М. В. Соколова «Сетевой медиапроект как средство формирования готовности к саморазвитию будущего педагога» [7].
Признаки медиапроекта
Тип медиапроекта
Доминирующая в проекте деятельность
Характер координации проекта
Медиапроект с открытой координацией
Медиапроект со скрытой координацией
Количество участников проекта
Технологическая платформа проекта
Характер привлечения новых участников (только для сетевых медиапроектов)
С закрытым участием
С открытым участием
С учетом количества участников и финансирования выделяют два типа: краудсо́рсинговые и краудфа́ндинговые медиапроекты.
Краудсо́рсинг (англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — привлечение к решению проблем инновационной производственной деятельности широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах с применением инфокоммуникационных технологий.
Краудфа́ндинг (англ. crowdfunding — «народное финансирование», «crowd» — букв. «толпа») — способ коллективного финансирования, основанный на добровольных взносах. С английского языка термин краудфандинг переводится как «народное финансирование»
Современная модель краудфандинга подразумевает взаимодействие автора-инициатора, который предлагает идею или проект для финансирования, краудфандинговой площадки (или платформы) — специализированного интернет-сайта для анонсирования краудфандинговых проектов и сбора средств, а также спонсоров (или доноров, бэкеров), которые поддерживают проект и получают материальное или нематериальное вознаграждение.
Краудфандинг применяется в широком спектре случаев: для помощи пострадавшим от стихийных бедствий, производства товаров, создания программного обеспечения, записи музыкальных альбомов, запуска или поддержки других проектов [2].
Таким образом, выделение определенных типов медиапроектов базируется на специфике их целевой и тематической направленности, особенностях человеческих и финансовых ресурсов, количественных и временных характеристиках.
Жизненный цикл медиапроекта включает в себя несколько этапов:
1) организационно-подготовительный этап (проектирование медиапродукта);
2) технологический этап (разработка медиапродукта);
3) заключительный этап (презентация медиапродукта) [3].
Первый этап включает проектирование медиапродукта. На этом этапе самое главное — это генерирование идеи медиапроекта [6].
Технологический этап включает в себя разработку содержательных составляющих медиапроекта:
Заключительный этап создания включает в себя презентацию медиапродукта.
В сфере управления проектами представлена сходная структура медиапроекта, содержащая, помимо указанных, еще и аналитический этап, включающий анализ результатов выполнения проекта и оценку качества его выполнения.
Таким образом, подготовка медиапроекта осуществляется поэтапно и последовательно, что в конечном счете обеспечивает его логичность, единство формы и содержания, хронологическую и финансовую оптимальность, высокую образовательно-прикладную эффективность.
Как создать медиапроект на социальную тему
Вашу аудиторию волнует какая-то проблема, которая существенно влияет на её жизнь? Вы считаете, что можете рассказать об этом на разных площадках и повлиять на ситуацию? Если это действительно так, значит, можно делать медиапроект. «Новый репортёр» подготовил гайд для создания медиапроекта по рекомендациям Олега Хоменка, старшего советника по вопросам медиа Internews Украина.
Что такое медиапроект и медиапродукт?
Давайте сначала разберёмся с определениями.
Медиапроект — это последовательность действий для создания и донесения до целевой аудитории уникального медиапродукта, который нацелен на достижение результатов или изменений.
Отличительные особенности медиапроекта:
Медиапродукт — уникальный результат работы журналистов в разных жанрах и форматах, размещённый на разных платформах и площадках, которые использует целевая аудитория медиапроекта.
Отличительные особенности медиапродукта: уникальный результат, различные жанры и форматы, различные платформы, направленность на аудиторию.
Разработка медиапроекта делится на три этапа, которые включают в себя несколько фаз:
Что такое социальная проблема?
Социальная проблема — вопрос или ситуация, которая прямо или косвенно негативно влияет на человека и, с точки зрения последствий для значительного числа людей, является достаточно серьёзной, требующей коллективных усилий по их преодолению.
Формулировка проблемы, которую должен решить медиапроект, начинается с анализа ситуации. Обычно мы говорим о том, что несёт вред, и о том, какой негативный результат получают те, кого это касается. Анализ ситуации и формирование проблемы делается для того, чтобы определить цели и конечный результат проекта.
Как сформулировать цели проекта?
Один из возможных способов правильно сформулировать цели — воспользоваться технологией SMART. Ваши цели должны быть:
Под ресурсами мы понимаем деньги, время и усилия, которые необходимы для реализации проекта.
Как спланировать деятельность и бюджет проекта?
После того как мы поняли ситуацию, определили проблему, сформулировали цели и результат, необходимо понять:
Справиться с этим пунктом поможет электронная таблица, в которую вписаны задачи, которые надо выполнить, и люди, которые работают над проектом. Например, вам необходимо собрать информацию, организовать поездки, сделать фото- или видеосъёмку, смонтировать материал и так далее. В зависимости от компетенции, которая есть у членов команды, вы определяете, кто и чем будет заниматься.
Такая таблица, помимо распределения ответственности, позволит увидеть степень загруженности команды, что повлияет, в том числе, и на бюджетирование — вы будете знать, как формировать гонорары сотрудников.
2. Составить календарный план сроков реализации проекта.
Диаграмма Гантта
Здесь может помочь диаграмма Гантта или календарный план проекта. Вы можете формировать его с той степенью детализации, которая нужна именно вам — помесячно, еженедельно, ежедневно.
Если в предыдущей матрице вы отмечаете что именно вы будете делать, то в этой будет отражено — когда вы будете это делать.
3. Посчитать бюджет вашего медиапроекта.
Что обычно в него входит?
80 % неуспешных медиапроектов — результат неудачной коммуникации
Как оценить успешность проекта?
Индикаторы качества и успешности медиапроекта:
Больше полезных материалов
Узнать больше о создании медиапроектов можно из вебинара Марии Рзаевой («Бумага»):
Дизайн мышления для медиапроектов:
Выступление Олега Хоменка прошло во время контент-лаборатории на тему проблем образования, организованного образовательным проектом Teach & Share в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, которая реализуется Internews при финансовой поддержке USAID.
Медиа проект что это такое
Что такое медиа? Это СМИ и Интернет? А Коммуникация? При чем здесь информация? Что такое медиапроект и чем он отличается от обычного проекта?
Упс, но сначала…коммуникация (как связь и общение) — от лат. «communicatio» — сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать — принятый в исследованиях термин, которым обозначают операционные системы, повседневно обеспечивающие единство и преемственность человеческой деятельности.
Под термином «коммуникация» понимают как систему, в рамках которой осуществляется обмен информацией, так и процесс обмена информацией, и способы взаимодействия, с помощью которых создается, передается и принимается информация.
Социологи и психологи рассматривают коммуникацию как процесс передачи информации, идей или эмоций от одного человека к другому. От коммуникатора к реципиенту. Ю. Лотман, в частности, говорил о коммуникации как о переводе текста с моего «я» на язык твоего «ты».
Основная задача коммуникации – эффективность, эффективная передача нужной информации либо оказание необходимого воздействия.
Теория коммуникации представляет собой область научного знания, предметом изучения которой являются коммуникация, ее роль и место в обществе, а также коммуникационные методы, системы, процессы и закономерности их функционирования и развития.
В настоящее время имеется около 250 (. ) различных ТК, и весьма остро стоит вопрос о необходимости систематизации этих теорий, и выделения исследования коммуникации как самостоятельной области знания – науки коммуникологии.
Линейная (классическая) модель коммуникации Г. Лассуэлла, американского политолога, одного из основоположников современной политологии, включает 5 основных элементов коммуникативного процесса:
1. КТО? (передаёт сообщение) — коммуникатор;
2. ЧТО? (передаётся) — сообщение;
3. КАК? (осуществляется передача) — канал;
4. КОМУ? (направлено сообщение) — аудитории (реципиенту);
5. С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? (эффективность сообщения, обратная связь) — результат.
Почему это важно? Потому что это фактически схема создания и реализации любого медиапроекта: что мы делаем и с какой целью; по каким медиаканалам пойдет информация; кому и с каким результатом. Все просто!
В современном мире информация представляет собой один из важнейших ресурсов и, в то же время, одну из движущих сил развития человеческого общества. Информационные процессы, происходящие в материальном мире, живой природе и человеческом обществе изучаются (или, по крайней мере, учитываются) всеми научными дисциплинами от философии до маркетинга.
Джон Барлоу, киберлибертарианец, американский поэт и эссеист, в работе «Продажа вина без бутылок: Экономика сознания в глобальной Сети» пишет: «Информация есть глагол, а не существительное. Высвобожденная из своих вместилищ, информация с очевидностью не есть вещь. В действительности, она есть нечто, что случается в сфере взаимодействия между умами или объектами, или другими частями информации… Информация есть действие, которое занимает время, а не состояние бытия, которое занимает физическое пространство, как в случае материальных предметов. Это подача, а не мяч, танец, а не танцор… Информацию переживают, а не владеют ею. Даже когда она заключена в какую- то статическую форму вроде книги или жесткого диска, информация все-таки остается чем-то, что случается с вами в то время, как вы мысленно разархивируете ее из того кода, в котором она хранится».
Принято выделять несколько типов людей с преобладающим типом восприятия информации: визуалы, аудиалы, кинестетики. Некоторые специалисты выделяют еще и дискретов – людей, у которых информация воспринимается в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков и логических доводов. Они – большая редкость.
При переработке в нашей нервной системе информация существенно трансформируется, она может искажаться, частично теряться или обогащаться дополнениями. Каждый человек воспринимает свою карту мира как реальность, поскольку для него она логична и объяснима. Таким образом, можно сказать, что информация проходит через фильтры:
1. Нейрофизический фильтр. Всем известно, что информация, поступающая через 5 органов чувств, не вся осознается. Например, звук волны, частота которой либо меньше 20, либо, наоборот, больше 20 000 колебаний в секунду человеческим ухом «не воспринимается» — это подпороговый диапазон. Зрительная система способна улавливать волны в интервале от 380 до 680 миллимикрон. У каждого человека этот диапазон сенсорных каналов от природы или от воспитания может быть разным.
2. Социальный фильтр. Речь идет об ограничениях восприятия и переработки информации, искажающих реальность, связанных, например, с общественными нормами, традициями, религией, законами социальной системы, в которой мы воспитываемся.
3. Индивидуальный фильтр. Этот уровень ограничений связан с уникальным жизненным опытом каждого человека.
. а теперь про СМИ
И вот, наконец.
Самое распространенное его толкование в настоящее время: медиа как заимствование из английского языка в значении «средства массовой коммуникации», масс-медиа, означающее совокупность понятий «телевидение», «радио», «печатная пресса» и «Интернет».
В переводе с латинского Medium – «способ, средство, поддержка, посредник, середина, промежуточная стадия, примиритель». Media – множественное число от medium, которое кроме средства массовой коммуникации означает некую субстанцию, через которую передаётся сила или другое воздействие; среда (вещество, в котором что-либо существует), а так же окружение, окружающая реальность и обстановка (условия жизни).
Ещё одно значение слова «медиум», тоже известное достаточно хорошо, – это человек, якобы обладающий способностью устанавливать контакт между духами умерших людей и живыми, некий контактер-проводник между двумя мирами.
Сегодня одними из главных источников в области исследования медиа являются работы канадского ученого и публициста Герберта Маршалла Маклюэна, который по праву считается одним из первых медиатеоретиков. Свою деятельность он во многом посвятил анализу коммуникативных каналов и исследованиям повседневной жизни человека в информационном обществе и мире. Именно он одним из первых использовал термин «media», который в контексте исследований применялся для обозначения различных средств коммуникации.
МЕДИАСРЕДА
В науке нет однозначного и четкого определения понятия «среда». «Среда» в буквальном смысле — «середина». В современном русском языке средой называют то, что расположено «посредине», то есть занимает промежуточное положение между рассматриваемыми объектами, являясь посредником между ними. И посредник здесь, на наш взгляд, главный смысл.
В «Толковом словаре» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой понятие «среда» трактуется следующим образом: «…условия, благоприятные для существования, порождения чего-нибудь». Современная философская мысль определяет среду как решающий, но не единственный фактор индивидуального развития. На уровне общей характеристики понятия «среда» определяется как субстанция, которая, в отличие от пустого, незаполненного пространства (вакуума), обладает определенными свойствами, влияющими на перенос взаимодействия между данными объектами.
2005 году, вышла книга Кириловой Н.Б. «Медиасреда российской модернизации», в которой автор сформулировала понятие «медиасреда» в медиакультурном дискурсе. Медиасреда по Кирилловой Н.Б. это «то, что нас окружает повседневно. Это совокупность условий, в контексте которых функционирует медиакультура, то есть сфера, которая через посредничество массовых коммуникаций (печать, радио, ТВ, видео, кино, компьютерные каналы, Интернет и др.) связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует те или иные нравственно-эстетические ценности, оказывает идеологическое, экономическое или организационное воздействие на оценки, мнения и поведение людей. Словом, влияет на общественное сознание».
И.В. Жилавская: «Медиасреда – это часть медиапространства, которая формируется вокруг человека с помощью различных видов медиа и с его непосредственным участием».
Медиапространство состоит из медиасред, которые создают люди, осознанно взаимодействуя с медиа. Взаимовлияние: человек влияет на медиасреду, среда влияет на него.
Медиа
Медиа (социальные медиа)
Продуктом является созданное и регулярно обновляемое открытое сообщество в социальной сети, в котором текст, созданный автором проекта или коллективом под его руководством, составляет не менее 20000 знаков. В качестве продукта к защите представляются гиперссылка на сообщество и файл с текстами, созданными автором проекта или коллективом под его руководством (если необходимо, в файл включаются тексты, публикация которых еще только планируется, их объем не может превышать 40% от общего объема). При наличии к отчету прилагаются отзывы участников проекта, аудитории и экспертов. Текст публикаций проходит проверку в системе “Антиплагиат”, допускается не более 20% заимствований.
Медиа (медиа-освещение события)
Медиа (документальный фильм)
Продуктом является документальный фильм (рекомендуемая продолжительность от 7 до 20 минут), размещенный в сети Youtube. В качестве продукта к защите представляется ссылка на фильм в сети Youtube с обязательным указанием авторства в титрах и описании. При публикации под псевдонимом необходимо подтвердить принадлежность псевдонима. Также представляются промежуточные материалы: сценарий, раскадровка, исходные записи видео и звука, фото актеров, помещений, документов, декораций и реквизита, процесса съемки (30-40 фотографий).
Медиа (художественный фильм / сериал)
Продукт представляет собой художественный фильм или сериал (рекомендуемая общая продолжительность от 50 до 60 минут), размещенный в сети Youtube. В качестве продукта к защите представляется ссылка на фильм или сериал в сети Youtube с обязательным указанием авторства в титрах и описании. При публикации под псевдонимом необходимо подтвердить принадлежность псевдонима. Также представляются промежуточные материалы: сценарий, раскадровка, исходные записи видео и звука, фото актеров, помещений, декораций и реквизита, процесса съемки (30-40 фотографий).
Медиа (рубрика, серия публикаций)
Медиапроект как бизнес цифровой эпохи
Рубрика: 11. Маркетинг, реклама и коммуникации
Дата публикации: 24.12.2015
Статья просмотрена: 1682 раза
Библиографическое описание:
Безуглова, М. Н. Медиапроект как бизнес цифровой эпохи / М. Н. Безуглова, А. А. Зубенко. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/172/9400/ (дата обращения: 21.12.2021).
Рассмотрены варианты использования различных медиа для продвижения проекта, а также заработка на предлагаемом контенте и увеличения его популярности. Представлены пути развития и финансирования медиапроекта на примере работы телекомпании. Отмечены способы доставки контента зрителю и тенденции в них, связанные с ростом популярности Интернета. Названы проблемы распространения телепродукта и привлечения аудитории. Определены причины необходимости развития медиапроекта.
Ключевые слова:медиа, медиакоммуникация, медиапроект, конвергенция, телевизионный проект, телевидение, Интернет, бизнес
Развитие науки и технологий стремительно меняет мир. Как писал Билл Гейтс, «В ближайшие десять лет бизнес изменится сильнее, чем за предыдущие пятьдесят» [1, с.12]. Поэтому, чтобы не оказаться «за бортом», важно не просто быть в курсе текущих событий, но и продумывать стратегию ведения бизнеса на несколько шагов вперед.
На сегодняшний день медиа являются активно развивающейся частью экономической системы, а также выступают в качестве связующего звена между компанией и её аудиторией. Медиа — это обширное понятие, которое включает в себя всю совокупность технологических средств и приемов, служащих для передачи конкретному потребителю информационного сообщения в том или ином виде (печатное слово, музыкальная композиция, радиопередача и т. п.). Также термин определяют как «совокупность всех СМИ». Они подразделяются на печатные, аудиовизуальные и электронные.
Однако сегодня в медиа наблюдается конвергенция, то есть интеграция информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс. Таким образом, проект размещает свой контент на всех возможных площадках, позволяя узнать о себе большему числу людей, и становится медиапроектом.
Для успешности и эффективности работы он должен соответствовать следующим критериям.
Рассмотрим пути развития и финансирования медиапроекта в условиях современного рынка на примере работы телекомпании.
Для телепроектов очень важными медиа становятся печатные СМИ, наружная, полиграфическая реклама, и радио. Они не являются способом заработка, так как в этом случае телеканал — это и есть рекламодатель, но позволяют привлечь внимание аудитории к проектам канала и мотивируют потенциального зрителя перейти на площадку размещенного контента. То есть посмотреть, к примеру, сериал по телевизору или в Интернете.
Продвижение бренда в печатных СМИ и с помощью наружной, полиграфической рекламы включает в себя публикацию материалов в газетах и журналах, размещение всевозможных баннеров, растяжек, плакатов на улицах, а также в местах пребывания целевой аудитории, печать листовок и т. п. Так, каналом СТС, для привлечения внимания к новому сериалу, была размещена реклама на билбордах, расклеены афиши на информационных стендах университета. Кроме того, используются различные виды радиосообщений. К основным относятся информационные, игровые, имиджевые, музыкальные ролики.
Одним из способов финансирования телекомпании является абонентская плата. Это своего рода налог на зрителей за пользование каналами (юридически абонентская плата не является налогом). Во многих странах эта система является основным источником доходов телеканала. Однако с развитием коммерческого телевидения на рынке, где зритель сам может выбирать не только какой список каналов, но и какие телепрограммы ему смотреть, этот способ может очень скоро потерять популярность. Хотя кабельное телевидение имеет самую крупную абонентскую базу (17,3 млн. абонентов, спутниковое — 12,9 млн., IPTV — 3,4 млн.), оно не даёт зрителям такой свободы выбора, как спутниковое или IPTV. Поэтому уже сейчас снижается рост его пользователей. Так, по данным iKS-Consulting, за 2013 год прирост абонентской базы кабельного ТВ составил 0 %, спутникового — 19 %, IPTV — 25 % [4].
Также зритель может оформить платную подписку на «пакет» интересующих его каналов. Такие услуги в России уже предоставляют многие операторы (например: Ростелеком, НТВ-ПЛЮС, Триколор ТВ).
С улучшением медийной оснащённости домохозяйств становится возможной ещё одна форма финансирования — оплата за просмотр или pay-per-view. Зритель может выбрать, какую передачу и в какое время он будет смотреть, и, соответственно, заплатить только за неё. Пока этот способ не является массовым, однако за рубежом многие вещатели предоставляют зрителям возможность «поштучной» оплаты фильмов, спортивных соревнований, концертов.
Также существуют такие формы, как «почти видео по заказу» и «видео по заказу», где зрителю предлагается почасовая оплата программ.
Согласно данным исследований, основным источником доходов телеканалов является реклама. Размер прибыли зависит от состояния национальной экономики, которая, в свою очередь, влияет на объём расходов на рекламу потенциальных рекламодателей и потребительский спрос.
Одним из способов сотрудничества с рекламодателем является спонсорство. В этом случае компания — спонсор берёт на себя расходы на производство программы, а взамен получает возможность выпустить в телеэфир свои рекламные ролики [6].
Телевидение остаётся самым популярным медиа на протяжении нескольких лет подряд: 72 % населения каждый день смотрит телевизор. Тем не менее, с 2012 по 2014 год дети и молодёжь в возрасте от 4 до 24 лет потребляют информацию посредством телевидения меньше на час в сутки, молодёжь и взрослые от 25 до 43 лет — меньше на полчаса. Для каналов СТС и ТНТ это — основная платёжеспособная аудитория, которая постепенно перестаёт смотреть телевизор, предпочитая ему потребление контента на компьютере, планшете или смартофоне через Интернет. По данным TNS за январь — март 2015 года, уже сейчас пользователями Всемирной паутины являются 82 миллиона россиян или 66 % населения России в возрасте 12–64 лет [2]. А значит перед телеканалами стоит угроза уменьшения числа зрителей и, соответственно, потери доходов от рекламы. Поэтому телевизионные проекты теперь выходят на новый уровень. Помимо непосредственной трансляции программы по телевизору, они начинают взаимодействовать с аудиторией в социальных сетях, социальных медиа, и даже на мобильных устройствах.
По результатам исследований, проводимых J’son & Partners Consulting, объем российского рынка легальных видеосервисов в 2014 году стал равным 7,4 млрд. руб. Из них 66,5 % выручки составила рекламная модель, когда пользователю предлагается бесплатный контент, но с предварительным просмотром рекламы. 29,8 % выручки приносит модель, когда пользователь платит за доступ к одному конкретному продукту (или возможность его скачать). Подписная модель составляет всего 3,6 % рынка.
По прогнозам J’son & Partners Consulting, к 2018 году доходы рынка вырастут до 12,9 млрд. руб., рекламная модель при этом останется лидером рынка с долей в 72 %. Объемы доходов от подписной модели вырастут до 4,5 % [3].
На сегодняшний день такие каналы, как СТС и ТНТ активно используют возможности Интернета. ТНТ публикует программы, отрывки из них, фотографии, краткие анонсы, конкурсы от партнёров и прочее на официальном сайте, на «Rutube», в «Facebook», «В контакте», «Instagram» и «Twitter». Более того, разработано приложение для смартфонов «ТНТ-CLUB», где, кроме вышеперечисленной информации, есть раздел, полностью посвящённый продаже товара на специальных для держателей одноимённых карт условиях.
Кроме того, компания «СТС-Медиа», выяснив в результате исследований, что люди во время просмотра телевизора параллельно общаются, смотрят новости или ищут полезную информацию на планшете или смартфоне, решили использовать это в своих целях и разработали приложение «Второй экран». Помимо публикации анонсов программ, оно синхронизируется с телевизором по анализу звука и устраивает различные опросы, публикует юмористический контент, позволяет общаться в чате с другими зрителями, показывает, сколько времени осталось до конца программы.
Пока, однако, эти телеканалы почти не размещают рекламу на своих страницах в сети и оставляют бесплатный доступ к программам. Собственные наблюдения, а также социологические опросы показывают, что россияне пока не готовы к полноценной платной подписке в Интернете. Поэтому зарабатывать деньги таким способом ещё рано [5].
Таким образом, сейчас распространение телекомпаниями контента в сети выполняет стимулирующую функцию, как печатная и радиореклама, а основным источником заработка остаётся размещение рекламы в эфире. Однако статистика и прогнозы экспертов говорят о том, что скоро Интернет окончательно сольётся с жизнью людей и займёт лидирующее место среди прочих медиа. Поэтому превращение классического телевизионного проекта в медийный — это вклад в будущее успешной компании.