математика или русский что важнее
Исследовательская работа «Взаимосвязь двух наук: математики и русского языка»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Исследовательская работа Взаимосвязь двух наук: математика и русский язык Работу выполнил: Васильев Ефим, 10 класс Руководитель: Пузырькова Людмила Сергеевна, учитель математики МБОУ «Средняя школа №2» г. Велижа
Оглавление 1. Введение 2. Математика в русском языке: 2.1. Симметрия букв и слов 2.2. Фразеологизмы с числительными 3. Русский язык в математике: 3.1. Чтение буквенных выражений 3.2. Один или единица? 3.3. Ударение 3.4. Числительные 4. Взаимосвязь математики и русского языка: 4.1. Ребусы 4.2. Русские пословицы и поговорки 5. Заключение 6. Список используемых источников
1. Ведение Я в своей исследовательской работе решил проверить, можно ли в математике обойтись без знаний русского языка и наоборот. ПРОБЛЕМА: что важнее математика или русский язык? ГИПОТЕЗА: без грамматики не выучишь математики. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: учебники по математики и русскому языку 5-6 классов. Предмет исследования: информация, размещенная в школьных учебниках и на веб-сайтах. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: – сбор информации; – изучение литературы; – подведение итогов работы; – оценка результатов.
2. Математика в русском языке: 2.1. Симметрия букв и слов Различают два вида симметрии: центральную и осевую. «. быть прекрасным значит быть симметричным и соразмерным» Платон (древнегреческий философ, 428 – 348 г. до н.э.)
Слова с «горизонтальной симметрией: КОФЕ НОС ФЕН и др. Слова с «вертикальной симметрией»: ПОП ШАЛАШ и др. В русском языке есть «симметричные» слова – палиндромы, которые можно читать одинаково в двух направлениях: ШАЛАШ, КАЗАК и др.. Самый короткий палиндром в русском языке состоит всего из одной буквы — О!. Могут быть палиндромическими и предложения: А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА. ИСКАТЬ ТАКСИ. В нашем учебнике по русскому языку используются такие условные обозначения, они симметричны:
2.2. Фразеологизмы с числительными
3. Русский язык в математике: 3.1. Чтение буквенных выражений Остановимся на правилах чтения буквенных выражений. Для этого обратимся к школьному учебнику. В математике 5 класс, Виленкин Н.Я., 2013 год, приведены следующие примеры:
В математике 6 класс, Виленкин Н.Я., 2013 год, я нашел следующий пример:
Названия всех греческих букв в математике принято читать в среднем роде, и они, как и названия латинских букв, не изменяются по падежам: «альфа равно тридцати градусам». В математике 6 класс, Виленкин Н.Я., 2013 год, приведен следующий пример:
3.2. Один или единица? В различных математических предложениях чаще используется название единица. Математическая энциклопедия также для первого натурального числа дает только название «единица». Таким образом, при чтении математических выражений основным является термин единица. Термин же один используется при счете и в названиях чисел. Следует говорить: «один карандаш», «одна целая одна десятая», но «из единицы вычесть ноль целых две десятых», «синус единицы», «единичный отрезок».
В математике 5 класс, Виленкин Н.Я., 2013 год, приведен следующий пример:
Числительные употребляются не только на уроках математики, но и на занятиях по русскому языку. Тема «Числительные» изучается в 6 классе, в учебнике Русский язык, М.Т. Баранов и др., ч. 2, 2012 год. Вот, какие знания я получил о числительных, которые необходимы на уроках математики и наоборот: 3.4.Числительные
В математике 5 класс, Виленкин Н.Я., 2013 год, приведен следующий пример:
4. Взаимосвязь математики и русского языка: 4.1. Ребусы В своей работе я подобрал ребусы, которые связаны с математикой: в ответе получается число или в ребус входят числа. (Семь)
4.2. Русские пословицы и поговорки В настоящее время мы почти не пользуемся старинными русскими мерами длины, но они часто используются в пословицах и поговорках. В математике 5 класс, Виленкин Н.Я., 2013 год, я нашел следующую информацию:
5. Заключение Главные выводы работы: После анализа проведённой мной работы я выяснил, что связь между математикой и русским языком очень тесная. Математика для русского языка важный полезный инструмент для использования математических терминов и правил симметрии и для понимания представленной текстовой информации с использованием разных терминов. Результаты моей проектной работы могут быть использованы на уроках русского языка и математики.
6. Список используемых источников 1. Математике 5 класс, Виленкин Н.Я., 2013 год 2. Математика 6 класс, Виленкин Н.Я., 2013 год 3. Русский язык, М.Т. Баранов и др., ч.2, 2012 год 4. http://slovarick.ru/- пословицы и поговорки 5. http://vremyazabav.ru/zanimatelno/rebusi/rebusi-slova/82-rebusi-po-matematike.html – ребусы по математике 6. http://frazbook.ru/frazeologizmy/ – словарь фразеологизмов 7. http://cyclowiki.org/wiki/
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1602424
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Взаимосвязь наук: математика и русский язык»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
математика и русский язык
Секция «Прорыв в науку»
Руководитель: Саитова Анфиса Нагировна,
1.1 «Без грамматики не выучишь математики» 4
1.2. Множества и подмножества 5
1.3. Симметрия букв и слов. 5-6
1.4. Числительные в фразеологизмах, стихотворениях, поговорках. 6-9
1.5. Математика и русская литература. 9-10
2.1. Правила чтения буквенных выражений. 11
2.3. Склонение количественных числительных. 11
Использованная литература 14
Какой предмет важнее – математика или русский язык?
“Миром управляют числа. Поэтому математика – самая важная наука”, – скажут одни.
Математика и русский язык как учебные предметы различны не только по названию, но и по содержанию. Аргументы обоих спорящих сторон, справедливы. Если говорить о жизни вообще, как о существовании вселенной, то математика и русский язык наряду с другими науками составляют целостную систему окружающей нас действительности. Поэтому однозначно ответить на вопрос что важнее нельзя. Как сказал М.В. Ломоносов: «Все науки в грамматике нужды имеют».
Вот и мы в своей проектной работе решили проверить, можно ли в математике обойтись без знаний русского языка и наоборот.
Цель исследования: показать, как взаимосвязаны между собой две науки, как и на сколько одна из этих наук проникла в другую.
Гипотеза: межпредметная связь математики и русского языка позволяет углубить и расширить знания, развивает интерес познавательный интерес к данным наукам.
Актуальность : учащиеся часто отдают предпочтение какой-то одной области науки и считают, что если в будущем они захотят связать свою жизнь с филологией, например, стать журналистом или окончить институт культуры, то математика им совершенно не пригодится. Попробуем в своей работе доказать обратное и убедить сверстников в том, что даже на таком уроке, как русский язык, математические знания и формулы помогут справиться с поставленной задачей.
Исследование включало в себя ряд этапов:
а) изучение специальной литературы;
б) сбор фактического материала;
в) анализ собранного материала;
г) отбор нужной информации, то есть выбор наиболее ярких конкретных примеров.
В работе использовались поисковые методы исследования, то есть сбор научного материала его анализ и синтез.
Новизна исследования : предпринята попытка провести связь между двумя науками
Область практического использования результатов : на практике теоретическая часть научной работы может быть использована для углубления знаний по математике и русскому языку, при проведении факультативных занятий.
I .Математика в русском языке
1.1 «Без грамматики не выучишь математики».
Математика и русский язык. Эти два предмета очень разные на первый взгляд, но тесно связаны друг с другом. Недаром говорили в древности: «Без грамматики не выучишь математики».
Вначале люди научились говорить, гораздо раньше, чем читать и записывать цифры. Учили каждую букву по ее названию.
Поэтому сложилось много пословиц о грамматике. «Аз да буки избавят нас от скуки», «Аз, буки, веди – страшат как медведи», «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Азбука – к мудрости ступенька». Кстати, слово «азбука» и образовалось по названиям двух первых букв: «аз» и «буки».
Вначале в старославянском алфавите присутствовало 42 буквы. В 18в. царь Петр первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены, и их осталось 33.
После того как выучили грамоту, переходили к изучению математики. Учились писать цифры. Цифры на Руси обозначались буквами старославянского алфавита. Над буквами ставился специальный знак «
Десятки тысяч «тьма». Их обозначали, обводя в кружочек знаки единиц.
Сотни тысяч обозначались так.
Миллион обозначали из запятых или лучей.
Прошло очень много времени, прежде чем люди начали пользоваться современными цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Родились эти цифры в Индии более 1500 лет тому назад. А в Европу эти цифры завезли арабы, поэтому их называют арабскими цифрами.
1.2. Множества и подмножества
« Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, считают ее наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего века говорил совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе».
(С. Ковалевская – русский математик)
Практически при выполнении каждого упражнения мы применяем понятия множества и подмножества. Множество представляет собой объединение некоторых объектов, предметов или понятий в единую совокупность, по каким либо общим для них свойствам (признакам) или законам.
Например. Дано множество слов:
Задание. Из данных слов, выпишите сначала слова, в которых суффикс
Множества В и С являются подмножествами множества А, т.е. В Ì А и
1.3. Симметрия букв и слов
В наше время, наверное, трудно найти человека, который не имел бы какого-либо представления о симметрии. Мир, в котором мы живем, наполнен симметрией домов и улиц, гор и полей, природы и человека. С симметрией мы встречаемся буквально на каждом шагу: в природе, технике, искусстве, науке. Она встречается и в русском языке.
Написание некоторых букв русского алфавита имеет вертикальную и
горизонтальную симметрию. Выполнив исследовательскую работу все буквы можно разбить на 4 группы:
Буквы с горизонтальной осью симметрии
Буквы с вертикальной осью симметрии
Буквы, не имеющие ось симметрии
Буквы с горизонтальной и вертикальной осями симметрии
В Е Ж З К Н О С Ф Х Э Ю
А Д Ж L М Н О П Т Ф Х Ш
А вот такие слова как: ША L АШ, ПОТОП, ТОПОТ – имеют вертикальную ось симметрии.
1.4. Числительные в фразеологизмах, стихотворениях, поговорках.
Связь русского языка с областью математики разнообразно проявляется в мире фразеологизмов, включающих в свой состав числительные. Очень много можно найти в русском языке фразеологизмов, стихотворений, поговорок, пословиц с числительными. Мы постарались найти их с каждой цифрой. Представляем некоторых в таблице:
Один на один. (С. Маршак)
Одного поля ягоды – похожи друг на друга по своим качествам.
Обещал ребятам Павлик:
Единицу я исправлю.
Завтра двойку получу
Продают ежам булавки.
раз-два и обчелся – очень мало, что даже можно пересчитать
Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят (загадка)
Только и съела, бедняга,
Что пятьдесят поросят,
Да полсотни гусят. да двадцать бочонков
Нанырявшись по морям,
В два счета – очень быстро.
Заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем-нибудь простом.
Тринадцать дней и ночей.
За тридевять земель – очень далеко.
Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки.
Родились у нас котята –
Их по счету ровно пять.
Только и съела, бедняга,
Что пятьдесят поросят,
На нашей улице шестнадцать домов.
На стене часы висят,
Делят все на шестьдесят.
Все минуты точно делит
На секунды циферблат.
Шестьдесят гусей на тридцать
Помножить я не смог. (А. Барто)
Семь дней в неделе.
Семь пятниц на неделе.
На седьмом небе – в состоянии высшего счастья.
Рассыпался горох на семьдесят дорог.
Семьсот тонн металла.
Восемь шариков воздушных-
Восемь братцев непослушных.
Каждый, хвостиком дразня,
Уплывает от меня. (Г. Глушнев)
К восьмистам прибавить двести.
Девять – нечетное число. Арабская цифра 9. Земля – одна из девяти планет, обращающихся вокруг Солнца.
Десять дней Айболит
Не ест, не пьет и не спит,
Десять дней подряд
Он лечит несчастных зверят.
Не из робкого десятка; не робкого десятка – о смелом, храбром человеке.
И я нетерпением поглядывал на часы, ожидая, когда наконец стрелки покажут одиннадцать.
Сто ужей на двух ребят
В сто крат – во много раз.
Скоро тысячи скворцов
С домиком подружат,
Скоро множество птенцов
Выглянет наружу. (Я. Аким)
На уроках русского языка и литературы мы с вами изучали много пословиц и поговорок. Я вам сейчас буду называть пословицы, а вы попробуйте придать им математический смысл, назвав их одним математическим термином.
1. Хоть пруд пруди (с избытком, хватит всем) (Много)
2. С гулькин нос (гулькин буквально обозначает голубиный, голубиный клюв) (Мало)
3. От горшка два вершка (вершок – старинная мера длины, равная 4,4см) (Маленький)
1.5. Математика и русская литература.
В некоторых художественных произведениях встречаются математические задачи, на которые обычно не обращают внимания, так как они для читателя не главное. И сами авторы часто рассматривают математическую задачу как деталь, фон, эпизод своего повествования. Но были писатели, которые серьезно интересовались математикой и придумали немало задач, которые настолько интересны, что так и хочется попытаться их решить. В некоторых художественных произведениях встречаются математические задачи.
«Артели косцов надо было скосить два луга, один вдвое больше другого. Половину дня артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру до конца; вторая же половина косила малый луг, на котором к вечеру еще остался участок, скошенный на другой день одним косцом за один день работы. Сколько косцов было в артели?»
Решение : Пусть x – число косцов в артели, а y – размер участка, скашиваемого одним косцом в один день. Площадь большого луга: xy/2+xy/4 = 3xy/4. Площадь малого луга: y+xy/4 = (xy+4y)/4. Но первый луг больше второго в 2 раза, значит: 3xy/4: (xy+4y)/4 =2 или 3xy/(xy+4y)=2. 3x/(x+4) = 2 3x = 2x+8 x = 8 Ответ: было 8 косцов
И.С. Тургенев «Муму» «…Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения».
Решение: Зная соотношения между старорусскими мерами длины и современными вычислим рост Герасима: 12* 4,5 см = 54 см. Рост младенца в среднем составляет 51-53 см. Какой же Герасим тогда богатырь? Но раньше указывали лишь число вершков, на которое он превышал два аршина. Проведем повторное вычисление:
1) 2*72см = 144см (2 аршина)
2)144 +54= 198см (2 аршина и 12 вершков).
Задача от Григория Остера « 38 попугаев»
История о том, как главные герои измеряли рост удава. Оказывается, что он составляет 38 попугаев, 5 мартышек или 2 слоненка. А так ли это на самом деле? На самом деле, средний рост попугая = 22см, мартышки = 77см, слона = 335см, удава = 10м.
Итак, математика и литература, не так далеки друг от друга. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости и наблюдения различных явлений жизни. Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир. Если грамотно использовать математические факты, то художественное произведение становится достоверным и реальным.
II . Русский язык в математике.
2.1. Правила чтения буквенных выражений
При чтении выражений названия букв по падежам не изменяются:
3у «три игрек», а не «три игрека»,5х «пять икс», а не «пять иксов».
Если модуль коэффициента отличен от 1; 0,1; 0,01 и т. д., то выражение читают во множественном числе:
3х=120 «три икс раны ста двадцати», 0,8у=-2,4 « ноль целых восемь десятых игрек равны минус двум целым четырем десятым».
Например: альфа, бета, гамма, дельта и т.д.
Ударение в фамилиях английских математиков всегда на первом слоге:
2.3. Склонение количественных числительных.
Например, возьмем число 16849.
И. п. шестнадцать тысяч восемьсот сорок девять
Р. п. шестнадцати тысяч восьмисот сорока девяти
Д. п. шестнадцати тысячам восьмистам сорока девяти
В. п. шестнадцать тысяч восемьсот сорок девять
Т. п. шестнадцатью тысячами восьмьюстами сорока девятью
П. п. о шестнадцати тысячах восьмистах
III . Взаимосвязь наук: математика и русский язык
Нельзя обойти вниманием и то, что в рамках русского языка существует огромное количество ребусов, включающих в себя и изображения, и символы, и знаки препинания, и буквы, и цифры. В ребусах и шарадах очень часто переплетаются знания русского языка и мира математики. Цифры помогают ожить словам, слова могут превратиться в цифры.
4.
В своей проектной работе мы хотели показать математику и русский язык как две неразрывные науки. Говорят, что числа правят миром. Но править в одиночку очень и очень тяжело, и вот здесь находится крепкое плечо, на которое можно опереться – русский язык. Ещё великий учёный, скульптор, художник эпохи Возрождения Леонардо до Винчи в своё время сказал: «Никакое человеческое исследование не может называться настоящим знанием, если оно не прошло через математическое доказательство». Он, творец прекрасных скульптур, он, в чьих рукописях были найдены чертежи подводной лодки и космического корабля, знал, о чём говорит. Многие знаменитые математики проявили себя на литературном поприще, соединив логику и художественное воображение в стихе. Трудно в жизни сделать что-то крупное, имея познания только в естественных или гуманитарных науках. «Вдохновение нужно в поэзии, как в математике»,- эти слова принадлежат великому Пушкину, и пусть они нас не покидают в дальнейшем процессе обучения. Мы поняли, как все наши школьные предметы близки друг другу, как они дружно живут бок о бок, помогая нам разобраться в трудных вопросах жизни.
ЕГЭ и олимпиады — в чем разница?
В контексте нашего обсуждения и ЕГЭ и олимпиады это градусники, при помощи которых:
Тем не менее, надо отчетливо понимать, что поскольку ЕГЭ (здесь и далее я обсуждаю по умолчанию ЕГЭ по математике) и олимпиады решают принципиально разные задачи, то эти два градусника выявляют разные наборы характеристик интеллекта школьников. Упрощая ситуацию (и не принимая во внимание одну-две задачи полуолимпиадного типа из части C), можно сказать, что ЕГЭ выполняет следующие функции:
В чем отличие олимпиады от ЕГЭ? Обычно говорят, что на олимпиадах приходится решать нестандартные задачи, однако это не совсем правильное объяснение. В олимпиадных задачах, как правило, нужно хорошенько разобраться в самой задаче и понять следующие моменты:
Другими словами в олимпиадных задачах требуется построить логически непротиворечивую модель задачи (объекты и их свойства, эволюция и связи объектов, граничные условия, ограничения, границы применимости и т.д.) и только потом уже обсчитать эту модель. Расчет может быть стандартным и простым, а может быть трудоемким и нестандартным, но, как правило, всегда самое важное это построенная (придуманная) модель, расчет же вторичен. Иногда за счет удачного построения модели счет удается свести к тривиальности или к уже решенной ранее задаче.
Опять упрощая ситуацию можно сказать, что олимпиада требует от школьника:
Таким образом, отличия олимпиад от ЕГЭ состоят в следующем:
Тем не менее, несмотря на все перечисленные отличия ЕГЭ от олимпиад надо понимать, что олимпиадники набирают на ЕГЭ 70+ баллов абсолютно неслучайно — требования олимпиады к набору математических знаний и умений школьника существенно выше. Другими словами, поскольку есть два общих параметра (знания и умения), которые измеряют оба градусника, то результаты олимпиад очень надежно сопоставимы с результатами ЕГЭ соответствующего профиля. На околонаучном языке это же утверждение звучало бы как «между результатами ЕГЭ и результатами олимпиады соответствующего профиля существует статистически значимая корреляция». По крайней мере, это сопоставление результатов должно выполняться при корректно работающих, т.е. без фальсификаций, градусниках.