маржа и чистая прибыль в чем разница

Эффективность продаж: как и для чего считать валовую прибыль

Сумма выручки может ввести предпринимателя в заблуждение. Она не помогает понять, как идут дела в бизнесе. Чтобы узнать доход, предприниматель рассчитывает валовую, чистую прибыль и маржу.

Рассказываем, на что влияют эти показатели и как с ними работать. Поставщик
Приемка
Учет
Ценники
Этикетки
Прибыль

Зачем следить за бизнес-показателями

Когда предприниматель начинает новое дело, ему сложно оценить работоспособность бизнеса. При одинаковой выручке бизнес может развиваться и идти к банкротству. Бизнес-показатели помогут узнать реальное положение дел и принять правильное решение. Вот какие выводы можно сделать на основе цифр.

Рассчитать, когда бизнес выйдет на окупаемость. Предприниматель арендовал помещение для магазина обуви и закупил товар на 500 000 ₽. Выручка в первый месяц составила 115 000 ₽. Чтобы определить, за сколько месяцев вложение окупится, нужно рассчитать чистую прибыль.

Узнать, какие расходы оптимизировать. Владелец магазина обуви посчитал расходы и увидел, что больше всего денег уходит на аренду. Для оптимизации расходов стоит договориться с владельцем помещения о скидке.

Определить точки роста. Предприниматель вычислил маржу основного товара — обуви — и дополнительных, таких как стельки, носки, крем для ухода. Обычно у дополнительных товаров маржа выше, поэтому их стоит чаще предлагать.

Что такое валовая прибыль

Когда деньги клиентов поступают в кассу магазина, их сумма складывается в выручку — за день, месяц или год. По одной выручке невозможно определить, сколько заработал бизнес.

Большая выручка — как разгон машины до 100 км/ч за три секунды. Если машина при этом тратит 30 литров бензина на 100 км, то это сомнительная ценность. Так и с бизнесом: чтобы предварительно оценить доход, вычисляют валовую прибыль и делают по ней выводы.

Валовая прибыль — это разница между выручкой и закупочной ценой товара. Сумма валовой прибыли учитывает налоги, но не исключает операционные расходы — зарплаты сотрудникам и аренду помещения.

Сервис Кабинет Дримкас автоматически считает прибыль с продаж на онлайн-кассе

Чем различается валовая и чистая прибыль

Чистая прибыль — та часть дохода, которая остается в распоряжении предпринимателя, когда он заплатил операционные расходы и обязательные платежи в бюджет. В отличие от валовой, из чистой прибыли вычитают расходы на зарплаты и аренду помещения.

Чистая прибыль показывает, какой доход приносит бизнес. Если компания фиксирует чистую прибыль, а не убыток — значит дела идут хорошо.

На основе чистой прибыли можно понять, когда бизнес выйдет на самоокупаемость. Например, предприниматель вложил в открытие магазина 500 000 ₽, валовая прибыль за первый месяц составила 115 000 ₽, а чистая — 35 000 ₽. Это значит, что бизнес в идеальных условиях может окупиться за 15 месяцев.

Валовая прибыль и другие показатели — на смартфоне

Следите за объемами продаж, валовой прибылью и маржой бизнеса — прямо с телефона, планшета или компьютера. Оперативно принимайте решения о закупках, выплатах и изменении цен.

Подключите Кабинет Дримкас к онлайн-кассе и будете в курсе, сколько денег приносит бизнес.

Формула валовой прибыли

Валовая прибыль вычисляется по формуле:

Предпринимателю полезно считать не валовую прибыль предприятия, а по отдельному направлению. Например, в магазине обуви можно сравнить прибыль у двух кассиров, которые работают посменно. При схожей выручке у одного валовая прибыль может быть ниже, чем у другого:

Елена Андрей
Выручка 58 700 ₽ 56 300 ₽
Себестоимость товаров 31 600 ₽ 24 300 ₽
Валовая прибыль 27 100 ₽ 32 000 ₽

При сравнении валовой прибыли видно, какой кассир приносит больше.

Если у магазина есть мотивационная программа для продавцов, лучше считать их процент от валовой прибыли, а не от выручки. Так кассиры будут заинтересованы приносить больше денег в компанию — у предпринимателя вырастут доходы.

Расчет маржи от прибыли

Маржа показывает, какую прибыль получает бизнес при продаже. Она рассчитывается от цены товара, которую платит покупатель. Чтобы увидеть среднюю маржу, валовую прибыль делят на показатель выручки. Маржу считают в процентах:

Маржа = Валовая прибыль / Выручка * 100%

Зная маржу предприятия, предприниматель может оценить эффективность продаж и найти точки роста бизнеса. С помощью маржи магазину еще проще сравнить работу двух кассиров:

Елена Андрей
Выручка 58 700 ₽ 56 300 ₽
Себестоимость товаров 31 600 ₽ 24 300 ₽
Валовая прибыль 27 100 ₽ 32 000 ₽
Маржа 46% 57%

Бизнесу важно добиваться роста маржи по отдельным направлениям, чтобы увеличить общую рентабельность. Чем выше общая маржа, тем более устойчива компания на рынке.

Что надо знать о показателях эффективности продаж

Показатели эффективности бизнеса в режиме реального времени

Отчет по валовой прибыли, история закупочных цен, приемка и учет остатков уже доступны пользователям тарифа «Приемка товаров‎» в Кабинете Дримкас‎.

Начните считать валовую прибыль уже сейчас — следите за реальными показателями продаж и развивайте бизнес с нами.

Источник

Маржа и чистая прибыль в чем разница

5 МИН

Чтобы оценить эффективность и рентабельность бизнеса, нужно разобраться, насколько он маржинальный. Объясняем, как считать маржинальность, чем она отличается от прибыли и наценки.

Что такое маржа и маржинальность

Маржа — это разница между себестоимостью товара и ценой, по которой продают товар. В себестоимость входят все издержки на производство, закупку, упаковку и логистику товара, в том числе траты на сырьё, газ, свет и зарплату сотрудников.

Маржинальность можно считать по разным формулам. Если хотите узнать маржу в деньгах (в абсолютной величине), используйте эту:

МАРЖ = Ц − СТ

Ц — цена
СТ — себестоимость
МАРЖ — маржинальность бизнеса

Если нужна маржинальность в процентах — эту:

МАРЖ = (Ц − СТ) / ОП × 100 %

Зачем считать маржинальность

Маржинальность, наценка и прибыль. В чём разница?

Наценка не то же самое, что и маржа. Путаница возникает потому, что для наценки и маржи нужна одна и та же формула, если считать в деньгах. Поэтому считайте в процентах.

Маржинальность = (Цена — Себестоимость) / Цена × 100 %

Наценка = (Цена — Себестоимость) / Себестоимость × 100 %

При вычислении маржинальности нужно делить на цену, по которой товар продаётся, а при расчёте наценки — на себестоимость. Наценка неограниченна и может быть любой в зависимости от расходов продавца и востребованности на рынке. Маржинальность же имеет верхнюю планку и не может быть выше 100 %.

Прибыль — это доход бизнеса за вычетом обязательных расходов, но до налогов. Чистая прибыль — это доход после налоговых выплат.

Чистая прибыль = Выручка − Себестоимость товаров − Управленческие и коммерческие расходы − Прочие расходы − Налоги

Виды маржинальности для разных товаров

К низкомаржинальным относятся товары первой необходимости: бытовая химия, детское питание, бакалея. В этой сфере много конкурентов и небольшая наценка — 10–20 %.

Все расчёты проведены на примере ИП, работающих по УСН 6 %.

Пример

К среднемаржинальным товарам относятся бытовая техника, стройматериалы, электроника. Конкуренция на этих рынках высока, но товары используются долго и могут стоить дорого. Здесь наценка побольше — в среднем 50 %. Продаются такие товары в меньшем объёме, чем низкомаржинальные, но тоже пользуются спросом.

Пример

Высокомаржинальные товары — это продукты, спрос на которые стабильно высокий. Они окупаются благодаря высокой наценке, достигающей 300–500 % и более.

Читайте также:  ауди не закрывается дверь

Пример

Компания продаёт воздушные шарики с гелием.

Источник

Маржинальность как показатель бизнеса

Смысл предпринимательской деятельности заключается в извлечении прибыли. Каждый бизнесмен заинтересован в улучшении экономических показателей компании, ориентируясь на товар, пользующийся повышенным спросом у населения. Количество реализованной с максимальной выгодой продукции, которая востребована на рынке, является одним из главных показателей маржинальности (прибыльности) коммерческого проекта. Чем он выше, тем доходнее предприятие.

Понятие

Маржинальность – это экономическая категория, фиксирующая разницу между ценой, по которой товар реализуется конечному потребителю, и расходами, инвестированными в себестоимость товара. Чтобы исключить потенциальные убытки, продавец изначально закладывает затраты и издержки, связанные с производством и продвижением продукта (оборудование, коммунальные услуги, реклама, аренда помещений и прочее) в его рыночную стоимость. Товар должен приносить доход на вложенный капитал, иначе коммерческий проект чреват банкротством. В повседневной практике предприниматели зачастую отождествляют понятия маржинальности и рентабельности.

Что показывает и зачем ее считать

Только проанализировав показатели доходности бизнеса, можно определить, насколько он успешен. Опытные предприниматели отводят маржинальности приоритетное значение в вопросе «насколько перспективен будет проект и стоит ли им заниматься в будущем?». Если прибыль от продаж едва-едва превышает затраты на себестоимость товара, то актуальность ведения коммерческой деятельности попросту нивелируется. Мониторинг значений маржинальности помогает объективно оценить, стоит ли заниматься изготовлением конкретного товара и будет ли он востребован на рынке в ближайшее время.

Анализ разницы между себестоимостью продукта и его рыночной ценой крайне необходим на стадии планирования бизнес – проекта, чтобы исключить потенциальные риски финансового характера.

Отличие от прибыли и наценки

Некоторые бизнесмены ставят знак равенства между маржой, прибылью и наценкой. Но такое отождествление разных по смыслу экономических категорий носит ошибочный характер.

Под маржой следует понимать денежную массу, которая осталась у предприятия после всех выплат, включая налоги.

Прибыль – это закономерный итог смежных операций. Маржу можно зафиксировать на любой стадии осуществления предпринимательской деятельности. Несмотря на обобщенный характер, фактический размер прибыли оказывается меньше разницы между рыночной ценой товара и его себестоимостью. Такой диссонанс возникает по причине того, что при подсчете маржи не всегда учитываются расходы на выплату заработной платы работникам, аренду офиса и производственных помещений.

Если прибыль фиксируется после проведения сделки, являясь ее закономерным результатом, то анализ разницы между рыночной ценой и себестоимостью товара осуществляется на этапе планирования бизнес-проекта. Маржа изначально определяет целесообразность продажи продукта.

Не следует отождествлять рассматриваемую категорию с наценкой, которая позиционируется как добавочная стоимость товара, чтобы минимизировать расходы на его изготовление, хранение и транспортировку. Показатель маржи не может преодолеть отметку в 100 %, а наценка зачастую достигает диапазона от 200 % до 400 %. Расчет первой категории осуществляется на основе общей прибыли предприятия, а второй – с учетом изначальной стоимости продукта.

Термин маржа используется сразу в нескольких сегментах бизнеса (банковское дело, биржевое дело, страховое дело, торговля), поэтому критерии ее классификации носят множественный характер. Рассмотрим основные виды экономической категории.

Операционная

Определяется как процентное соотношение операционной выручки компании к ее доходу. Указанная вариация маржи фиксирует, какая сумма денежных средств откладывается на банковском счету компании с каждой единицы товара (после вычета всех расходов, связанных с его изготовлением, транспортировкой, хранением и прочее).

Процентная

Определяется как разница между доходностью от банковской деятельности и ее затратами. Процентная маржа позволяет мониторить степень прибыльности операций по займам, а также определять уровень финансовой готовности кредитного учреждения компенсировать собственные затраты. На показатели рентабельности в банковской сфере существенное влияние оказывает темпы инфляции.

Вариационная

Определяется как величина потенциальной прибыли или финансовых потерь на рынке трейдинга.

Некоторые эксперты рассматривают вариационную маржу в качестве показателя доходности торговой сделки. Если участник биржи угадал с трендом, то он получит солидную прибыль. Убытки трейдер несет в том случае, если прогноз на увеличение/уменьшение стоимости материальных активов не подтвердился.

Чистая

Определяется как разница между общей выручкой предприятия и затратами, которые связаны с себестоимостью и реализацией товара. Чистая маржа определяет, успешно ли компания справляется текущими расходами. Размер чистой прибыли зависит от конкретной модели ценовой политики и способа оптимизации затрат на предприятии.

Валовая

Определяется как часть дохода предприятия, полученная после компенсации переменных затрат (приобретение оборудования, выплата заработной платы, реклама и прочее). Высокий показатель валовой маржи свидетельствует о прочной материальной основе предприятия.

Платежеспособности

Определяется как разница между финансовыми средствами, аккумулированными страховой компанией в процессе предпринимательской деятельности, и затратами, связанными с исполнением взятых обязательств. Если маржа платежеспособности демонстрирует отрицательные значения, органы надзора в сфере страхования инициируют определенные санкции к структуре с неблагоприятными экономическими показателями или рекомендуют ей процедуры финансового оздоровления.

Как рассчитать маржинальность: формула расчета

Существует несколько способов, посредством которых определяют разницу между рыночной ценой товара и его себестоимостью. Одни рассматривают маржу как чистую прибыль, другие – как ее коэффициент, но точность прогноза по поводу рентабельности предприятия от этого не страдает.

Чистая маржа рассчитывается по следующей формуле: Д – З = М, где:

Коэффициент маржинальности определяется по другой методике расчета: П/Ц = к, где:

П – прибыль с ед. товара;

Ц – стоимость продажи ед. товара;

к – коэффициент маржинальности.

Оптимальным для предприятия считается коэффициент в диапазоне от 30 до 40 %.

Указанную методику подсчета рентабельности бизнеса необходимо активно практиковать тем компаниям, которые планируют заниматься изготовлением разнообразного ассортимента продукции. Коэффициент маржинальности даст возможность определить, какие наименования товара будут пользоваться повышенным спросом, а какие останутся невостребованными. При помощи формулы: П/Ц = к начинающие предприниматели также смогут определиться с оптимальными объемами производства.

Анализ показателя

Систематический мониторинг коэффициентов маржинальности позволяет разрабатывать высокоэффективные маркетинговые стратегии, которые в разы увеличивают товарооборот предприятия. Детальное изучение показателей рентабельности дает возможность не только определить оптимальный курс ценообразования, но и спрогнозировать финансовые риски компании.

Маржинальный анализ применим при условии дифференциации затрат компании на переменные и постоянные. Данный инструмент выявляет не только разницу между доходами и расходами предприятия, но и позволяет просчитать, какие возможны последствия в случае корректировки объемов производства. Маржинальный анализ – это один из главных ориентиров финансового планирования любой компании, стремящейся к прочной материальной основе и увеличению стоимости бизнеса в будущем.

Указанный инструмент используется, чтобы определить:

Но при расчетах прибыльности предприятия, сотрудники обязаны учитывать, что фактор порчи и брака продукции в анализе не учитываются, а количество изготовленной продукции является единственным критерием, который влияет на величину переменных затрат.

Товары с высокой маржинальностью

Продукт, пользующийся повышенным спросом и представленный в ограниченном количестве, продается в короткие сроки и обеспечивает продавцу максимальную прибыль. Если потребитель проявляет особый интерес к товару, который вдобавок является дефицитным, то он относится к категории «высокомаржинальных».

В современных условиях рынка, продавец вправе самостоятельно устанавливать максимальную стоимость продукта. Но в попытках извлечь баснословную прибыль некоторые предприниматели не учитывают, что чрезмерно завышенная цена товара потенциально нивелирует уровень спроса.

Продукт с высокой маржинальностью – это то, без чего человек не может обойтись, вне зависимости от уровня его дохода, экономической ситуации в стране и времени года. Указанное правило действует и в сфере услуг. Кафе, столовые, рестораны и прочие заведения общепита всегда будут приносить колоссальную прибыль, поскольку потребность в еде у человека никогда не исчезнет.

Читайте также:  Как правильно бортировать велосипедное колесо

В перечень высокомаржинальных товаров входит:

Для организации сверхдоходного бизнеса недостаточно выбрать продукт, который с легкостью продается здесь и сейчас. В условиях конкуренции потребность в нем может быть сведена к минимуму, поэтому необходимо систематически анализировать, насколько предлагаемый товар востребован на рынке. Своевременный мониторинг спроса на высокомаржинальный продукт позволит при необходимости найти ему достойную альтернативу и нивелировать финансовые риски.

Источник

Прибыль в бизнесе: какие виды бывают и как рассчитать

Содержание статьи

Предприниматель работает для извлечения прибыли. Но при финансовом учете важно рассчитывать несколько видов прибыли, чтобы понимать, насколько эффективно действует бизнес. Рассказываем, как это все посчитать и почему от этого бизнесу будет лучше.

Что такое прибыль

Прибыль — это разница между тем, что заработал бизнес и всеми издержками. При этом считаются доходы и расходы по всем видам деятельности. По сути, это самое главное в бизнесе. Ради прибыли предприниматели и начинают свое дело.

Давайте разберем на примере. Киоск продает шаурму. Каждый день продажа еды и напитков приносит примерно 15 тысяч рублей. За 31 день в кассе заведения оказалось 465 000 рублей. Но у киоска есть расходы на продукты, аренду, зарплату работников, коммунальные платежи и налоги. Например, на это уходит 370 тысяч рублей. Значит прибыль заведения 95 тысяч рублей в месяц.

Чем прибыль отличается от выручки

Предприниматели в малом и среднем бизнесе довольно часто путают выручку и прибыль.

Основатель магазина хенд-мейда «Плюшкин-Вилль» Борис Зак считает, что это связано с тем, что у предпринимателей не всегда есть соответствующие знания:

«Человек с экономическим образованием вряд ли способен спутать выручку и прибыль. Но в предприниматели не всегда идут экономисты. А данные по выручке выглядят красивее, чем по прибыли. Обратите внимание на рекламу франшиз: там часто пишут, какой доход (то есть выручку) будет получать франчайзи, умалчивая о размерах прибыли, потому что так франшиза выглядит более привлекательной в глазах начинающих предпринимателей»

Выручка — это заработанные деньги компании за выполненные обязательства. И тут нужно сделать акцент именно на выполнении обязательств.

Смотрите, предприниматель продает древесину для деревообрабатывающих предприятий. Заказчики покупают товар по предоплате, но пока не было отгрузки товара, деньги не принадлежат продавцу. Они могут лежать на расчетном счете, но станут выручкой для учета в момент, когда покупатели получат древесину и отразят это в документации.

В этот момент деньги станут принадлежать компании. Но станут ли они прибылью? Нет. Потому что у компании есть и другие обязательства: зарплаты, ЖКХ, налоги, затраты на заготовку дерева. Эти расходы вычитаются из выручки, и получается прибыль.

То есть выручка появляется, когда компания выполнит обязательства перед контрагентами, а прибыль — это выручка за минусом собственных расходов.

Каждому предпринимателю нужно обязательно разделять эти термины. Слишком много случаев, когда поступает выручка, и собственники пускают ее на свои расходы, а потом не остается денег для закрытия обязательств.

Старший преподаватель экономического факультета РУДН Елена Егорычева уверена, что разобраться в этих понятиях способен каждый предприниматель:

«Можно смело утверждать, что заполнив самостоятельно один раз Форму №2 «Отчета о финансовых результатах» или просто изучив его внимательно на протяжении нескольких отчетных периодов, любой руководитель компании будет четко понимать разницу, более того, будет знать, как формируется валовая прибыль его компании, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и сама чистая прибыль. Больше затруднений для предпринимателя, бизнес которого не только сводится к купле и последующей перепродаже товаров, составляют правильное исчисление себестоимости, так как не любой бизнесмен со стажем сможет грамотно обосновать решение, какие расходы относить на себестоимость, а что относить на управленческие расходы. В связи с этим часто возникают проблемы завышения цены, это делает товар или услугу неконкурентоспособной на рынке, либо, наоборот, занижения цены, что приводит к убыткам компании»

Бухгалтерская и экономическая прибыль

Эти показатели смотрят для определения финансового состояния бизнеса на определенном этапе. Например, когда инвесторы или покупатели хотят оценить выгодность бизнеса.

Бухгалтерская прибыль – это доходы минус расходы по всем видам деятельности.

Экономическая прибыль – это доходы минус расходы, но в расходы включают и все неявные издержки.

Давайте разберемся чуть подробнее. В показатели бухгалтерской прибыли включают все явные затраты: зарплаты, коммунальные расходы, затраты на оборудование и материалы, банковские и налоговые платежи.

А при расчете экономической прибыли вычитают и неявные расходы. Например, деревообрабатывающий цех принадлежит предпринимателю, но его можно сдавать и в аренду. А это значит, что есть неявные денежные потери, то есть возможная недополученная прибыль от аренды.

Этот вид прибыли рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективна основная деятельность. Поэтому экономическую прибыль также можно рассчитать по формуле:

Экономическая прибыль = Бухгалтерская прибыль – внутренние(неявные) затраты.

Если показатели экономической прибыли выше, то предпринимательской деятельностью заниматься не выгодно.

Директор онлайн-бухгалтерии Небо Артем Туровец считает, что бухгалтерская прибыль нужна для целей учета:

«Во-первых, эта прибыль больше нужна для учета. Для ее определения используют стандартный подход, который не меняется. Во-вторых, обычно этот показатель применяют, когда надо сравнить компанию с другими. Например, инвестор хочет купить бизнес. Он знает показатели похожего бизнеса и хочет убедиться, что они совпадают с цифрами предприятия, которое хочет купить. Он берет значения бухгалтерской прибыли для сравнения. Потому что они подсчитаны по одинаковым стандартам. А экономическая прибыль используется для принятия управленческих решений»

Маржинальная прибыль

Этот вид прибыли помогает предпринимателям понять, как развивается бизнес от месяца к месяцу. Маржинальность считают по формуле:

Маржинальная прибыль = Выручка – Переменные расходы.

В переменные расходы включают зарплаты менеджеров по продажам или закупку сырья. То есть показатели, которые регулярно меняются. Например, продали больше товаров, и менеджеры получили больше денег в качестве зарплаты. Или компания по обжарке кофе в мае закупала сырье по одной цене, а в августе стоимость изменилась из-за кризиса в Бразилии. Расходы поменялись, а следом меняется маржинальная прибыль.

Лучше регулярно смотреть, как меняется этот вид прибыли. Например, в мае кофейная компания продала продуктов на 700 тысяч рублей, а переменные расходы были 400 тысяч. Если в августе выручка осталась в районе 700 тысяч, а переменные расходы увеличились до 600 тысяч, то это повод пересмотреть бизнес-процессы. Возможно, стоит увеличить цены на товары.

С помощью маржинальной прибыли рассчитывают рентабельность бизнеса по формуле:

Рентабельность = Маржинальная прибыль : на Выручку.

Давайте снова вернемся к кофейной компании. В мае маржинальная прибыль составила 300 тысяч рублей. Разделим это число на 700 000 и получим рентабельность 0,43 или 43%.
В августе маржинальная прибыль составила 100 000 рублей. Разделим на 700 000 и получим 0.14 или 14%, то есть видим падение рентабельности.

Полезно следить за показателями рентабельности каждый месяц. Если значения падают, то лучше принять меры для изменения ситуации. Например, сократить издержки. В блоге ПланФакта есть полезная статья, которая поможет грамотно это сделать.

Пример того, как это отражается в ПланФакте в отчете с маржинальной прибылью:

Валовая прибыль

С помощью валовой прибыли определяют целесообразность продажи или производства отдельных товаров или услуг. Для этого используют формулу:

Валовая прибыль = Выручка от продажи – Себестоимость.

Читайте также:  почему пожарский не стал царем кратко

Главное, что в этом случае считают прямые затраты, связанные с этим товаром. Например, себестоимость шаурмы 80 рублей, а клиентам продают за 180 рублей. Валовая прибыль равна 100 рублей.

Этот показатель помогает предпринимателям рассматривать бизнес по отдельным направлениям. В перспективе станет понятно, какие направления выгодно развивать, а от каких проще отказаться.

Операционная прибыль

Этот показатель используют, чтоб понять, насколько компания успешно ведет дела по основной деятельности. Для расчета применяют формулу:

Операционная прибыль = Выручка – Расходы по основной деятельности.

Расходы по основной деятельности = Прямые + Косвенные(Переменные) + Постоянные.

Кроме этого, используют и другую формулу:

Операционная прибыль = Маржинальная прибыль – Постоянные расходы.

Например, у деревообрабатывающего цеха маржинальная прибыль 4 000 000 рублей. а расходы 3 600 000 рублей. Значит, операционная прибыль составляет 400 тысяч рублей. Если в течении полугода или года показатели падают, то бизнес теряет рентабельность.

Пример отчета о прибыли из сервиса ПланФакт:

Чистая прибыль

Это главный финансовый показатель компании. Расчет выглядит так:

Чистая прибыль = Выручка компании – (Расходы по основной деятельности + Прочие доходы + Прочие расходы + Амортизация + Проценты по кредитам + Налог на прибыль(доходы).

Обратите внимание, что нужно вычесть все затраты: постоянные, переменные, налоги и амортизацию. Итоговый результат показывает, насколько успешен бизнес в целом.

Например, показатели ларька с шаурмой за месяц выглядят так:

Чистая прибыль = 465 000 – (100 000 + 150 000 + 50 000 + 20 000 + 5000) = 140 000 рублей.

Эти деньги можно потратить на свои нужды или инвестировать в развитие бизнеса.

Зачем считать разные виды прибыли и как ее анализировать

Все это делается для управленческих решений. Подсчет прибыли показывает, как на самом деле работает бизнес. Ведь иногда кажется, что компания зарабатывает достаточно денег, но их не хватает на масштабирование, развитие и запуск новых направлений.

Борис Зак уверен, что без таких расчетов не понять, насколько хорошо развивается бизнес:

«В видах прибыли необходимо разбираться, чтобы понимать эффективность ведения бизнеса и сколько реально зарабатывает предприниматель. Например, валовая прибыль показывает, пройдена ли точка безубыточности компании. И ее размеры могут быть впечатляющими. Но чистая прибыль при этом может оставаться близкой к нулю. Из этого следует вывод, что точка безубыточности пройдена, но зарабатывать компания еще не начала»

Расчеты прибыли помогают понять рентабельность бизнеса. Для этого нужно анализировать цифры несколькими методами.

Горизонтальный анализ (по времени)

Для этого прибыль сравнивают с определенными периодами. Например, март, апрель, май 2020 года с аналогичным периодом 2021 года. Цифры помогут понять, развивается бизнес или нет. В 2020 году на это время пришлась первая волна Covid-19, и многие заведения общепита были закрыты. И если анализ показывает, что у киоска с шаурмой в 2021 году показатели прибыли больше, значит бизнес развивается, не стоит на месте.

При этом анализе можно вовремя заметить падение выручки и принять решения, чтобы улучшить показатели или хотя бы подтянуть к показателям прошлого периода.

Вертикальный анализ (структурный)

Этот подход анализирует структуру выручки, сколько уходит на налоги, косвенные затраты, себестоимость, постоянные расходы и кредитные платежи. Например, чистая прибыль деревообрабатывающей компании в апреле 2021 года была 4 миллиона рублей или 12% от выручки.

В мае чистая прибыль стала 5 миллионов, но чистая прибыль составила 7% от выручки. Значит придется разбираться, почему просела прибыль. Возможно, поставщики увеличили цены из-за того, что в лесах распутица, и трудно вывозить древесину. Тогда в следующем периоде чистая прибыль должна подрасти. Но может компания продала больше материалов с низкой валовой прибылью, и следует пересмотреть бизнес-процессы.

Конкурентный анализ

Показатели бизнеса полезно сравнивать с показателями конкурентов. Для этого обычно используют результаты операционной прибыли. Как узнать цифры конкурентов? Некоторые предприниматели используют инсайдерскую информацию. Например, сотрудник конкурента не подписывал договор о неразглашении информации, а после увольнения рассказал о показателях на новой работе.

Есть финансовые консультанты, которые помогают с бизнес-планами и финансовыми моделями. Если у них десятки клиентов, то они знают показатели по направлениям бизнеса. Раскрывать значения конкурентов они не станут, но подскажут к каким цифрам необходимо стремиться.

Если нет возможности получить данные этими способами, то используйте статистику Росстата. Они ежегодно считают средние показатели по отраслям. Эти цифры помогут сориентироваться в показателям и понять, как себя чувствует компания в сравнении с другими участниками рынка.

Артем Туровец считает, что показатели прибыли показывают эффективность руководителя:

«Расчет прибыли помогает понять, где теряет или зарабатывает бизнес. Если валовая прибыль в порядке, а маржинальная нет, то самое время разобраться с косвенными расходами. Например, сократить зарплату директору или сократить неэффективных сотрудников. А если прибыль в целом не устраивает, то нужно полностью разобрать бизнес и, возможно, закрыть его»

На самом деле неумение считать прибыль может привести к плачевным результатам. Есть реальный случай, когда предприниматель решил открыть производство древесных пеллет на базе леспромхоза. Он арендовал цех и оборудование, а потом получил тендер на поставку продукции в детский оздоровительный лагерь. К сожалению, собственник не умел правильно считать деньги и банально перепутал выручку и прибыль. Платежи от тендера он потратил на покупку автомобиля и недвижимость. Когда пришло время платить по обязательствам, то у компании не было денег на зарплату и покупку сырья. История печально закончилась тем, что за предпринимателем ходят судебные приставы и пытаются взыскать долги.

Должен ли предприниматель самостоятельно во всем этом разбираться

Здесь нет однозначного ответа, но лучше, чтобы предприниматель понимал, как складываются финансовые показатели бизнеса. Хотя бы для того, чтобы в будущем его не могли обманывать сотрудники или сторонние специалисты. Борис Зак уверен, что на начальных этапах лучше во все вникать самостоятельно:

«На базовом уровне предприниматель должен понимать, что такое выручка, что такое прибыль, какой она бывает и как ее рассчитать. Это необходимо для подготовки бизнес-плана, чтобы уже на этом этапе понять, при каких условиях бизнес-проект будет выгодным. По мере роста бизнеса лучше нанять финансиста, который будет следить за этими показателями, чтобы владелец бизнеса мог сосредоточиться на стратегических вопросах»

Эксперт по франчайзингу Евгений Талдыкин думает, что опытные предприниматели разбираются в этих показателях, но на определенных этапах понадобятся эксперты:

«Честно говоря, не встречал предпринимателей, которые не разбираются в видах прибыли. Когда клиенты хотят запустить франшизу, то у них уже есть управленческий и финансовый опыт. Его хватает, чтобы расписать так называемый бизнес-план на салфетке. А вот уже дальше лучше привлекать экономиста, который сделает подробную финансовую модель и детально считает маржинальность и рентабельность. В целом, расчет прибыли дает трезвую оценку бизнесу: выгодный он или нет»

Елена Егорычева уверена, что в крупном бизнесе у предпринимателей другие задачи, и за финансовые показатели отвечают отдельные специалисты:

«На самом деле, человеку, который генерирует предпринимательские идеи, управляет людьми, развивает свой бизнес и масштабирует его, разбираться в видах прибылей и особенностях их формирования нет необходимости и даже потребности. Это компетенции его главного бухгалтера или финансового директора»

Получается, что для развития бизнеса нужно вовремя принимать управленческие решения. Это поможет сделать расчет разных видов прибыли. Если бизнес небольшой, то это реально сделать самостоятельно. Когда показатели вырастут, то лучше нанять отдельных специалистов.

Источник

Обучающий онлайн портал