маркетплейс банка россии что это
Маркетплейс
Банк России инициировал проект «Маркетплейс» в декабре 2017 года. Его цель — создание законодательной и нормативной базы для дистанционной розничной продажи финансовых продуктов (услуг) по всей стране, без географических ограничений, с регистрацией таких финансовых сделок в специальном реестре — регистраторе финансовых транзакций.
Летом 2020 года Государственная Дума Российской Федерации приняла закон «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы» и закон-спутник «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Это создает возможности для дальнейшего развития «Маркетплейса» на рыночных принципах.
«Маркетплейс», с одной стороны, открывает равный доступ пользователям к широкому спектру финансовых услуг 24 часа в сутки, вне зависимости от места нахождения. С другой — формирует предпосылки для развития конкуренции на рынке и оптимизации финансовых сервисов: у компаний, независимо от их размера, появляется дополнительный канал привлечения новых клиентов.
Продуктовый ассортимент будет включать банковские вклады, государственные и корпоративные облигации, паи паевых инвестиционных фондов (ПИФ), ОСАГО и ипотечные кредиты. В перспективе он может быть расширен за счет кредитных, страховых, инвестиционных и других финансовых продуктов.
Инфраструктура системы
«Маркетплейс» функционирует по принципу «plug&play» («подключайся и играй») и объединяет следующих участников:
Для работы на платформе клиенту необходимо зарегистрироваться на ней один раз, после чего он может беспрепятственно приобретать финансовые продукты во всех подключенных к ней банках, страховых компаниях и так далее. Например, можно будет собрать в одну «корзину» на финансовой платформе несколько вкладов в разных банках и перевести деньги в один клик.
Маркетплейс банка россии что это
Чем маркетплейс ЦБ отличается от платформ-агрегаторов, почему банки пока не могут быть финансовыми платформами и что ждет рынок в связи с распространением «невидимых финансов», «Ъ» рассказала советник первого заместителя председателя Банка России Елена Чайковская.
— Закон «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы» вступил в силу в июле 2020 года. Однако только сейчас наблюдается рост подачи заявок на попадание в реестр ЦБ. Чем это объясняется?
— Это объясняется достаточно просто: первые три финансовые платформы вступили в реестр сразу после принятия нового законодательства, потому что стартовали раньше других. Они участвовали в фокус-группах, которые проектировали бизнес-процессы, тестировали прототип системы, готовили предложения по изменению регулирования. И к моменту вступления закона у них уже были написаны все правила и регламенты, разработаны IT-решения. Остальные участники рынка наблюдали со стороны. Когда система заработала и стали очевидны преимущества новой бизнес-модели, они тоже стали подавать заявки на получение статуса.
— Сколько сейчас заявок подано? Чем компании, подавшие и вступившие в реестр в этом году, отличаются от тех, которые вместе с ЦБ проводили «пилоты»?
— В августе этого года в реестр финансовых платформ был включен портал «Сравни.ру». На рассмотрении в Банке России находятся еще две заявки. Несколько компаний обращались за консультациями по подготовке документов и процедурным вопросам. В отличие от первых трех пилотных участников, которые совмещают этот статус с другой лицензируемой ЦБ деятельностью, теперь в реестр хотят войти агрегаторы, вендоры-интеграторы, то есть участники, для которых платформенная бизнес-модель является основной. Статус финансовой платформы позволит им преодолеть регуляторный потолок, в который они уперлись в своем развитии, и сделать качественно новый сервис для клиентов.
— Какая продуктовая спецификация этих маркетплейсов?
— Платформы традиционно следуют за рынком, за продавцами и покупателями. Банки и страховые компании выступают основными заказчиками, они готовы платить деньги за услуги платформ. Сейчас высокий спрос банков на продвижение кредитных продуктов. Мы ожидаем, что разворот тренда и рост ставок добавит популярности вкладам. Недавно мы провели тематический опрос широкого круга банков, так вот заинтересованность в дистанционном привлечении средств обогнала интерес по кредитованию. Среди страховых продуктов платформенными лидерами являются полисы ОСАГО — как наиболее простой и массовый продукт.
— Планируется расширение продуктовой линейки маркетплейсов на пенсионные продукты, а также на продукты микрофинансирования. Почему эти продукты не были введены в линейку при старте? Какие еще продукты считаете нужным добавить?
— Наша роль как регулятора — обеспечить правовую базу. Чтобы новое законодательство помогало развиваться инновационным решениям, давало возможность значительно улучшать дистанционные сервисы для клиентов. Чем конкретно наполнять продуктовую линейку, решает рынок. Проект логично стартовал с самых базовых и востребованных у населения продуктов — это вклады и облигации для сбережения средств, полисы ОСАГО. Потом добавились продукты коллективных инвестиций, скоро запустятся кредиты. Сейчас мы реализуем проект «Маркетплейс 2.0» — подготовлен следующий пакет предложений по законодательным изменениям. Он предусматривает в том числе и дальнейшее расширение продуктового ряда, и возможность обслуживать юридические лица в качестве клиентов финансовых платформ.
— В законе записано, что маркетплейс не может совмещать свою деятельность с «деятельностью кредитной организации, иной некредитной финансовой организации», кроме ряда исключений. Зачем вводились такие нормы? Правда ли, что ЦБ рассматривает возможность предоставления банкам и некредитным финорганизациям право быть маркетплейсами? Будут ли ограничения? И почему регулятор поменял свою позицию?
— Был целый набор причин для введения таких ограничений. Прежде всего, финансовые платформы рассматриваются в качестве инфраструктурных организаций, предоставляющих решения по дистанционному привлечению и обслуживанию клиентов. Услугами финансовых платформ может пользоваться широкий круг финансовых организаций — как крупных, так и небольших. Постепенно этот канал будет приобретать все большую значимость, и стабильность его функционирования выходит на первый план.
Исходя из этой логики, сейчас финансовым платформам разрешено совмещать свою деятельность только с инфраструктурными видами деятельности, которые имеют схожие риски. Поскольку, например, у банков невозможно упорядоченное сворачивание совмещаемой платформенной деятельности: в случае отзыва банковской лицензии сразу прекращается и его платформенная деятельность. То есть одномоментно останавливается канал продаж, которым могли пользоваться большое количество участников рынка, а для кого-то он уже мог успеть стать основным каналом привлечения клиентов. Поэтому для минимизации потенциальных системных рисков на старте проекта было принято решение сохранить за платформами только инфраструктурную функцию, равноудаленность от производителей продуктов.
Кроме того, отдельного обсуждения требует вопрос о режиме специального счета, который платформы используют для расчетов. Этот режим сейчас отличается от правил, действующих для банков, ведь в случае банкротства платформы средства на таком спецсчете сразу раздаются клиентам, они не включаются в конкурсную массу, как это происходит у банков. Но тем не менее в настоящий момент ЦБ проводит общественное обсуждение тематики совмещения различных видов деятельности на финансовом рынке в целом. Не исключено, что по его итогам позиция в отношении финансовых платформ будет скорректирована — исходя из системного подхода, с оценкой возникающих рисков и применением механизмов управления такими рисками.
— В прошлом месяце председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что «нужно подумать», чтобы порталы-агрегаторы, продающие финансовые продукты, обязать к вступлению в реестр маркетплейсов ЦБ. Насколько эта идея проработана? Как и когда будет реализована?
— На первом этапе реализации проекта мы отказались от обязательного разрешительного режима для финансовых платформ, поскольку под потенциальные квалифицирующие признаки подпадала значительная часть участников рынка с элементами платформенной бизнес-модели в своей деятельности. Это было четыре года назад. За это время мир сильно изменился, пандемия подхлестнула развитие дистанционных сервисов. Платформенная бизнес-модель становится все более популярной и широко используется. Агрегаторы отвечают на запрос клиента, удобно сравнить и быстро выбрать продукты и услуги, в том числе и финансовые. По сути, на агрегаторы постепенно мигрирует «последняя миля» общения с клиентом. Конечно, этот тренд уже неправильно игнорировать, прежде всего с точки зрения защиты интересов потребителей, но конкретные предложения пока находятся на стадии проработки.
— Зачем финансовым маркетплейсам вступать в реестр ЦБ, создавать большой капитал, накладывать на себя поднадзорность Банку России, если можно работать в формате такого агрегатора? В чем у них, кроме издержек, реальные конкурентные преимущества?
— Статус финансовой платформы дает два преимущества — доверенную среду и качество клиентского пути. Когда речь идет о финансах, клиенты хотят надежности. Отправить свои деньги онлайн на вклад — это все-таки не пиццу заказать на ужин. Новый институт, который заработал с запуском системы «Маркетплейс», — это регистратор финансовых трансакций (РФТ). Он создан на базе Центрального депозитария и хранит юридически значимую информацию о всех сделках, совершенных на финансовых платформах. Выписку из РФТ клиент может в любой момент получить на портале госуслуг. Особенно это важно для вкладов, ведь при наступлении страхового случая (например, если у банка отзовут лицензию) АСВ выплатит клиенту средства по «платформенному» вкладу, опираясь на информацию из РФТ. Клиенту не придется подавать никаких заявлений, обращаться в банк-агент — все произойдет автоматически. Кроме того, сам статус финансовой платформы как компании, соблюдающей требования ЦБ, в том числе по информбезопасности, дает человеку нужный ему уровень надежности, в отличие от нерегулируемых агрегаторов.
Если говорить про качество клиентского опыта, то статус дает платформам возможность использовать механизм делегированной идентификации. Она обеспечивает экстерриториальность, которую сегодня не может дать ни один агрегатор. Ведь, как правило, чтобы стать клиентом банка, нужен личный визит в банк или встреча с его представителем. С представителем финансовой платформы клиент встречается только один раз. После этого появляется полная бесшовность в приобретении продуктов любого подключенного к платформе банка. Процесс полностью безбумажный: при приеме на обслуживание клиент не подписывает ни одного распечатанного документа.
Можно сказать, что финансовые платформы изначально экологичны и спроектированы согласно ESG-принципам, но это и с прагматической точки зрения сильно снижает издержки, связанные с обработкой и хранением бумажных документов. За счет подключения к государственным информационным системам и цифровому профилю анкета клиента и иные нужные ему данные предзаполняются и регулярно обновляются автоматически — это значительно улучшает клиентский опыт. И так далее. Если кратко, то поскольку при реализации проекта сначала разрабатывались бизнес-процессы, а только потом под них готовились регуляторные изменения, в результате были реализованы наиболее прогрессивные решения, нужные рынку.
— Чем обусловлена величина регуляторного капитала, установленная для маркетплейсов? Каковы основные издержки платформ?
— Величина регуляторного капитала отражает общий подход ЦБ к организациям, выполняющим инфраструктурную функцию, от которых может зависеть деятельность многих других участников. Такая инфраструктура — это, конечно, высокие затраты на самые современные IT-системы, их безопасность, непрерывность деятельности, управление операционными рисками. Капитал покрывает бизнес-риски и операционные риски.
— Финансовые организации, в том числе банки, жалуются, что маркетплейсы «съедают» их маржу. Насколько обоснованы их претензии?
— Цифровизация усиливает конкуренцию. Клиенту становится все проще в пару кликов поменять обслуживающий банк, пользоваться несколькими банками одновременно. Трансформируются бизнес-модели, сужается маржа по банковским продуктам, растет актуальность задачи по управлению издержками. Маркетплейс — это канал продаж. Чтобы оценить его эффективность, надо сравнить с другими каналами — собственным и партнерскими. Учесть расходы на офисную сеть, на штат выездных представителей, на поддержание собственных дистанционных каналов, на маркетинг, закупку клиентского траффика в интернете, колл-центр. Сравнить свое территориальное покрытие и в каких регионах предлагает сервис платформа. По результатам проведенного нами опроса большинство розничных банков заинтересованы в расширении дистанционных продаж с использованием финансовых платформ.
— Каково будущее российского рынка маркетплейсов? Как их развитие повлияет на финансовую индустрию страны?
— Если кратко, то текущие тренды можно нарисовать так. Платформенные решения и далее экосистемность, а также формат «одного окна» становятся новой нормой. Причем это «окно» находится на экране мобильного телефона. Большинство игроков на рынке стратегически видят себя мультисервисными, предлагающими клиенту широкую линейку продуктов. Как финансовых, так и нефинансовых. «Невидимые финансы» будут растворяться в товарах и услугах. За удобным интерфейсом должен стоять «движок» — надежный, высокотехнологичный, отвечающий современным запросам бизнеса. Финансовые платформы спроектированы именно как такой механизм.
Маркетплейс
Система «Маркетплейс» — новый электронный канал реализации финансовых продуктов, базирующийся на принципах надежности и удобства для клиентов, работающий в режиме 24/7
О проекте
В рамках реализации Основных направлений развития финансовых технологий на период 2018 — 2020 годов Банком России совместно с участниками рынка в декабре 2017 года запущен проект «Маркетплейс». Цель проекта — организация системы дистанционной розничной дистрибуции финансовых продуктов (услуг) и регистрации финансовых сделок.
Проект «Маркетплейс» призван, с одной стороны, обеспечить равный доступ пользователей услуг к финансовому рынку, с другой — сформировать предпосылки для развития конкурентной среды и оптимизации финансовых сервисов. Среди преимуществ проекта — улучшение ситуации с финансовой доступностью, в частности за счет снятия географических ограничений. При этом пользователи получат дистанционный доступ к финансовым услугам в режиме 24/7 и широкую линейку финансовых продуктов. Продуктовый ассортимент будет включать банковские вклады, государственные и корпоративные облигации, паи паевых инвестиционных фондов (ПИФ), ОСАГО и ипотечные кредиты. В перспективе он может быть расширен за счет иных кредитных, страховых, инвестиционных и прочих финансовых продуктов.
Реализация проекта не предполагает государственных инвестиций в создание элементов системы «Маркетплейс», ее построение будет происходить на рыночных принципах. Роль Банка России — способствовать созданию благоприятной регуляторной среды для эффективного функционирования системы. При подготовке нормативных документов будет учитываться опыт пилотных запусков системы по приоритетным финансовым продуктам и анализ бизнес-моделей ее участников.
Инфраструктура системы
Система функционирует по принципу «plug&play» и объединяет следующих участников:
Инфраструктура системы будет интегрирована с платформой для удаленной биометрической идентификации, функционирующей в соответствии с одним из направлений развития Ассоциации ФинТех, что позволит перевести финансовые услуги в цифровую среду и повысить уровень их доступности для потребителей. При построении системы «Маркетплейс» будут использованы также такие инновационные разработки других проектов Ассоциации ФинТех, как стандартные открытые интерфейсы (Open API) и Система быстрых платежей.
Этапы реализации проекта
Октябрь 2017 года — концепция проекта впервые представлена на форуме инновационных технологий Finopolis.
Май 2018 года — совместно с участниками рынка протестирован прототип платформы «Маркетплейс 1.0» для дистанционного открытия физическими лицами банковских вкладов на базе Московской Биржи (без фактического движения денежных средств).
Декабрь 2018 года — презентация на XVI Российском облигационном конгрессе в Санкт-Петербурге двух новых пилотных платформ, присоединившихся к проекту: по облигациям и паям ПИФ. Пилотные сделки прошли в «боевом» режиме, с реальными расчетами и подписанием договорной документации между всеми участниками процесса, с направлением информации в Регистратор финансовых транзакций.
2019 год — планируется принятие необходимых законодательных изменений, промышленный запуск трех платформ (по вкладам, облигациям и паям ПИФ) в рамках проекта «Маркетплейс».
Октябрь 2017 года
анонсирование концепции проекта
Декабрь 2017 года
старт практической реализации проекта
Май 2018 года
презентация прототипа по вкладам
Октябрь 2018 года
направление законопроекта на согласование ФОИВам
Декабрь 2018 года
пилотные сделки с облигациями и паями ПИФ
Февраль 2019 года
техническая готовность «Макетплейс 1.0» по вкладам
Весенняя сессия Государственной Думы
принятие законопроекта (план законопроектной работы)
2019 год
«Маркетплейс 1.0», запуск по вкладам, облигациям и паям ПИФ
2019–2020 годы
«Маркетплейс 2.0», запуск других продуктов и сервисов (ОСАГО, ипотека)
Услуги маркетплейса будут доступны в любой точке России
Преимущества проекта:
Для населения
Для поставщиков финансовых услуг
Для витрин-агрегаторов/платформ
Для Банка России
О чем этот проект? Проект «Маркетплейс» — это создание новой доверенной среды дистанционной продажи финансовых продуктов. Новая инфраструктура будет соединять продавцов (банки, страховые и иные финансовые компании) и потребителей. Она сможет заменить или дополнить традиционные каналы продаж — офисы, сайты, мобильные приложения отдельных компаний. Вместо этого потребители смогут приобретать финансовые продукты через сайты и мобильные приложения витрин-агрегаторов, которые показывают информацию от многих продавцов и дают возможность сравнить несколько финансовых продуктов. Например, через приложение в мобильном телефоне можно будет сравнить процентные ставки по банковским вкладам разных банков, выбрать вклад и тут же открыть его.
Когда будет запущен проект? В настоящее время завершен 1 этап реализации проекта — обеспечена техническая готовность «Маркетплейс 1.0» по банковским вкладам. В ноябре состоялась презентация двух новых пилотных платформ, присоединившихся к проекту: по облигациям и ПИФам. Пилотные сделки прошли в «боевом» режиме, с реальными расчетами и подписанием договорной документации между всеми участниками процесса, с направлением информации в регистратор финансовых транзакций. На данный момент в Государственную Думу внесен законопроект, регулирующий заключение дистанционных сделок на электронной платформе. Промышленный запуск трех пилотных платформ в рамках проекта «Маркетплейс» станет возможен после вступления в силу принятых законодательных изменений.
Как это будет работать? Новая система будет состоять из витрин-агрегаторов, которые показывают потребителям информацию о финансовых продуктах, а также из специальных платформ, технологически соединяющих витрины-агрегаторы с продавцами финансовых продуктов. В системе будет использоваться удаленная идентификация, что позволит дистанционно приобретать финансовые продукты. Система позволит потребителям получить дистанционный доступ к широкой линейке продуктов и услуг финансовых организаций онлайн, а также отслеживать историю финансовых транзакций в режиме «единого окна» (через личный кабинет) регистратора финансовых транзакций (РФТ).
Какова роль Банка России в проекте? Банк России обеспечивает создание регуляторной среды для эффективного и надежного функционирования системы. При подготовке нормативного регулирования будет учитываться опыт пилотного запуска системы и анализ бизнес-моделей ее участников.
Витриной системы Маркетплейс станет специально создаваемый сайт под брендом Банка России? Нет, создания мобильного приложения или специального сайта не предполагается.
Финансирует ли Банк России этот проект? Нет, государственных инвестиций в проект не предполагается. Все расходы на создание инфраструктуры несут участники проекта.
Какие сделки можно будет совершать через эту систему? На этапе «промышленного запуска» системы, запланированного на 1 полугодие 2019 года, продуктовый ассортимент системы «Маркетплейс» будет включать банковские вклады, государственные и корпоративные облигации, паи ПИФов. В дальнейшем он будет расширен за счет включения страховых продуктов (ОСАГО), кредитных продуктов (ипотека), а также за счет других инвестиционных и финансовых продуктов.
Что такое боты и зачем они нужны? Потребитель может сравнивать и выбирать финансовые продукты самостоятельно (вручную), а может использовать специальное программное обеспечение (ботов). Боты предоставляют автоматизированные услуги по подбору финансовых продуктов, заключению и исполнению сделок. Они помогают упростить процесс покупки финансовых продуктов. Например, по инструкции потребителя бот может ежемесячно автоматически размещать заданную сумму денежных средств на банковский вклад с наилучшей на тот момент процентной ставкой.
Что такое витрина-агрегатор? Это информационный ресурс (например, сайт или мобильное приложение), предоставляющий потребителю возможность выбора финансового продукта через систематизацию и визуализацию сведений о финансовых продуктах в определенной последовательности, зависящей от заданных критериев (параметров). Это могут быть как списки, сортированные по заданным параметрам (например, сортировка банковских вкладов по размеру процентной ставки), так и специальные рэнкинги (например, народные рейтинги банков).
Будет ли платформа только одна? Нет, таких ограничений не будет. На этапе пилотирования в проекте участвуют 4 платформы по разным финансовым продуктам.
Любая организация, которая будет соответствовать требованиям законодательства, в том числе требованиям по минимальному капиталу, уровню информационной безопасности, сможет стать участником системы «Маркетплейс» в качестве электронной платформы.
Что такое платформа? Площадка, к которой подключены продавцы финансовых продуктов и витрины-агрегаторы, показывающие потребителям информацию об этих продуктах. На платформе происходит взаимодействие финансовых организаций и потребителей в целях заключения финансовых сделок. Основная задача платформы — автоматизация процессов взаимодействия, повышение скорости и удобства совершения транзакций.
Что такое РФТ? Регистратор финансовых транзакций представляет собой систему хранения данных о заключенных сделках. По запросу клиенту будут предоставляться выписки из реестра для использования в качестве юридически значимой информации (например, в судах), также клиент сможет видеть информацию по всем заключенным сделкам в своем личном кабинете по принципу «одного окна». Планируется, что такой личный кабинет будет находиться на сайте Госуслуг. Например, в личном кабинете можно будет увидеть информацию о своих вкладах, размещенных в разных банках.
Маркетплейс от ЦБ: что это такое и кому он нужен
Как будет работать финансовый супермаркет
До конца года в России может появиться финансовый маркетплейс — площадка с круглосуточным доступом к услугам банков и не только. Как будет работать платформа и кому она интересна — в материале Frank Media.
Что такое маркетплейс. Маркетплейс – это электронный сервис и финансовый супермаркет. В нем граждане смогут удаленно получать услуги банков, страховщиков и других финансовых организаций. Например, можно будет онлайн открыть вклад, взять кредит или купить ценные бумаги. Для продавцов услуг маркетплейс станет новым каналом привлечения клиентов.
Инициатором проекта «Маркетплейс» выступил Банк России в конце 2017 года. На разработку законопроекта и его рассмотрение в Думе ушло около двух с половиной лет. В июле 2020 президент подписал закон «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы».
Цель создания платформы — повышение конкуренции на рынке финансовых услуг и упрощение доступа к ним. «Развитие онлайн-сервисов — главный тренд финансовой отрасли, а маркетплейсы — это следующий уровень услуги, когда клиент через одно приложение получает доступ не к одному банку, а ко множеству», — говорил первый зампред Банка России Сергей Швецов.
ЦБ против экосистем. Идея с марктеплейсом стала также ответом ЦБ на создание банками собственных экосистем. По логике ЦБ, российские банки не должны создавать замкнутые экосистемы, в которых пользователь не имеет доступа к продуктам других финансовых организаций, отмечает директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ Олег Шибанов.
О рисках экосистем ЦБ писал в своем докладе, отмечая, что банки «в рамках своих экосистем задают собственные правила работы, замыкают граждан в периметре своих экосистем, тем самым заменяя собой государственные институты и оказывая существенное влияние на экономические показатели». В ЦБ считают, что в результате происходит монополизация не только финансового рынка, но и других отраслей экономики финансовыми организациями, а также увеличивается риск утечки и неправомерного использования информации о гражданах.
Как будет работать маркетплейс. В экосистему маркетплейса будут интегрированы банки и уже существующие на рынке платформы, витрины и агрегаторы, которые позволят сравнивать и покупать продукты разных финансовых организаций. Например, участвовать в проекте намерены Банки.ру и Сравни.ру.
До принятия закона банки не имели права поручать идентификацию клиента третьим лицам. Платформы и агрегаторы только передавали данные клиентов банкам и те сами оформляли продукты. «Новый закон позволит маркетплейсам самим идентифицировать клиентов и продавать услуги банков», — поясняет генеральный директор Сравни.ру Сергей Леонидов.
Государственных инвестиций в проект не предусмотрено. Все расходы на создание инфраструктуры несут участники проекта.
На первом этапе работы маркетплейса гражданам будут доступны банковские вклады. Далее планируется подключить возможность приобретения ценных бумаг и страховых продуктов. Затем линейка будет расширена кредитными продуктами. «Предполагается, что банки будут платить маркетплейсу за оказание услуги оформления кредита, — рассказывает Леонидов. — Это достаточно распространённая на рынке практика, например в сервисах такси и продажи авиабилетов таксопарки и авиакомпании платят интернет-сервисам за поиск клиентов и организацию продажи услуги».
Прогноз по рынку банковской розницы
Трехлетний прогноз по рынку вкладов и кредитов в трех сценариях. Обновляется раз в квартал.
› Комиссия останется у маркетплейса, она должна покрывать операционные затраты платформы, а также идти на технологическое развитие и рекламное продвижение. «Мы не планируем брать с клиента какую-либо комиссию, однако не исключаем, что кто-то будет это делать», — говорит Леонидов.
Платформа будет идентифицировать пользователя по биометрическим данным, которые ему нужно предварительно сдать, чтобы воспользоваться сервисом. Биометрические образцы — изображение лица и слепок голоса — клиент сдает в Единую биометрическую систему (ЕБС), зарегистрировавшись заранее на портале госуслуг.
Сейчас более 200 банков принимают биометрию и передают ее в ЕБС, но система наполняется медленно. Часть банков уже предоставляет дистанционные услуги по биометрии, такие как Почта Банк, Совкомбанк, Тинькофф, ПСБ, Хоум Кредит.
Однако большинство банков оформляют продукты только в отделениях. С появлением маркетплейса практика предоставления услуг онлайн должна стать более распространенной. Выбор продуктов расширится: например, если региональный банк предлагает выгодный вклад, то открыть его смогут и москвичи, даже если у банка нет офиса в столице.
Риски. Использование биометрических данных считается удобной формой управления идентификаторами и контроля доступа. Однако, есть ряд вопросов. «Биометрические данные уникальны, что, с одной стороны, является преимуществом, но с другой — это один из главных недостатков», — говорит аналитик Digital Security Валерия Губарева. По ее словам, биометрия подразумевает крайне чувствительную информацию, не подлежащую замене в случае утечки: документы заменяемы, пароль можно сбросить и создать новый, а в случае с биометрией данные заменить будет непросто.
Кому нужен маркетплейс. Маркетплейс позволит банкам выйти на новые рынки и при качественном продукте получить возможность быстрого роста, а также сэкономить на открытии офисов, считает генеральный директор Банки.ру Динара Юнусова. По ее мнению, появление проекта усилит конкуренцию между банками, что должно повысить качество предоставляемых услуг. Развитие маркетплейса выведет на новый уровень качество продуктов для розничных клиентов, позволив им выбирать не бренд, а наиболее выгодные и привлекательные по своим условиям предложения, добавляет представитель ПСБ.
Впрочем, Шибанов из Сколково-РЭШ считает, что истории, при которой банки массово пойдут в маркетплейс, скорее всего не случится. Например, Сбербанку, как отдельной экосистеме, маркетплейс не очень интересен. «Небольшие банки действительно могут предложить более высокие проценты по вкладам, однако неясно, будут ли пользователи платформы готовы доверять маленьким региональным банкам свои сбережения», — добавляет он. Некоторым банкам марткетплейс может быть интересен. «Например ВТБ в своей стратегии не рассматривает создание экосистемы внутри банка, банк более открыт к сотрудничеству и ему удобно, что маркетплейс предложили извне», — считает Шибанов.
Сбербанк не ответил Frank Media на вопрос об участии в маркетплейсе, сказав лишь, что оценок действий регулятора не дает, представитель пресс-службы ВТБ сказал, что вопрос участия банка в данном проекте обсуждается.
Совкомбанк комплексно рассматривает данную площадку для размещения финансовых продуктов в рамках стратегических направлений развития, сообщил зампред правления банка Алексей Панферов. Меморандум об участии в маркетплейсе подписал ПСБ, уточнил его представитель.
Таким образом, банки находятся на начальном этапе вхождения в проект, но далеко не все заинтересованы в быстром присоединении к маркетплейсу.
Во времена финансовых кризисов банкирам важно оставаться в курсе текущих новостей. Подпишись на наш телеграм – канал Frank RG (https://t.me/frank_media) чтобы оперативно получать данные о ситуации в банках и экономике. Не пропусти, когда начнется!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.