манко капак что сделал

Манко Капак

Из Википедии — свободной энциклопедии

Согласно некоторым инкским легендам, был сыном бога Солнца Инти и богини Луны Килья и был послан своим отцом на Землю, чтобы спасти людей от дикости и варварства, научить земледелию и ремёслам и утвердить культ «подлинных» богов: Солнца, Луны и Пачакамака — «создателя мира».

манко капак что сделал. Смотреть фото манко капак что сделал. Смотреть картинку манко капак что сделал. Картинка про манко капак что сделал. Фото манко капак что сделал

Согласно испанскому хронисту Педро Сармьенто де Гамбоа (это лишь одна из многих версий), Манко Капак, сын Тикси Виракоча Пачаячачик (отец, создатель), вышел из горы Тампу-токко (дом окон, пещер; крепость) в селении Паккаритампу (дом изготовления, творения — в 6 лигах от Куско) вместе с братьями и сестрами. Всего с восемью инками пошло 10 родов — «Айлью»: Марас, Сутик-токко, Куйкуса, Маска, Оро, Тарпунтай, Саньок, Чавин Куско, Аярака, Вакантаки (пять последних принадлежали к Верхнему Куско после реформы Пачакутека). Одним из братьев был Аяр Аука, превращенный в камень в районе будущего Куско. Имя этого города переводилось как «Межевой камень», поскольку существовала пословица «Аяр Аука куско ванка» — то есть мраморный межевой камень. На месте будущей столицы Инков уже существовало поселение (или племя) Савасера Панака. Селение было уничтожено. Сам город был разделен на роды/окрестности: Ярампуй Канча, Кинти-канча, Чумпи-канча, Сайри-канча. В центре находилось — Интиканча (дом Солнца — «храм, гарнизон»), внутри которого размещался дом Манко Капака.

В честь сестры и жены Манко Капака Оклло был назван астероид (475) Оклло, открытый в 1901 году.

Источник

ВИДИМО, ЛЕНЬ БЫЛО ПРИДУМЫВАТЬ РАЗНЫЕ ИМЕНА.

Думаю, об этом историческом персонаже мало кто слышал:

«Ма́нко Ка́пак (кечуа Manqu Qhapaq или Manku Qhapaq, исп. Manco Cápac) — Инка, — Тауантинсуйу.

Ну, а об этом – из – знают немногим больше людей, в основном, образованных:

Ману — это также первый царь, правивший землёй и единственный человек, спасённый Вишну от всемирного потопа (см. Матсья). Ману обладают великим благочестием и мудростью…

…В традиции индуизма Сваямбхуву Ману принято считать автором таких текстов, как «Манава-грихьясутры», «Манава-шулбасутры» и «Ману-смрити». «Ману-смрити» принимается многими индуистами как для последователей индуизма и рассматривается как наиболее древний и наиболее важный текст из всех Дхарма-шастр…» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%83).

Посмотрим ещё в словаре санскрита:

«МАНУ

(«Санскритско-Русский симфонический словарь Махабхараты» академика АН ТССР Б.Л. Смирнова. – Издательство АН ТССР, Ашхабад, 1962 г.).

Сравните это со словом «человек, муж(чина)» в языках:

— «man» (англ., нидерл., швед.);

— «Mann, Mensch» (нем.);

— «mann» (норв.);

— «mand» (дат.)

Ну, он у нас не только Смотрим:

«Ма́тсья (санскр. मत्स्य — «рыба») в индуизме — первая аватара Вишну.

Согласно Пуранам, царь древних дравидов и приверженец Вишну, …

Вишну… сказал Ману, что скоро произойдёт потоп, который будет продолжаться семь дней и уничтожит всё живое. Вишну объяснил Ману, что он должен собрать и посадить в лодку все сорта растений и все виды животных, чтобы спасти их вместе с собой…

Ну, раз МАНУ у нас ещё и индийский НОЙ, смотрим:

«Ной (др.-евр. נֹחַ [Но́ах] — ) — в Библии потомок Сифа, последний (десятый) из допотопных ветхозаветных патриархов, происходящих по прямой линии от Адама; сын Ламеха, внук Мафусаила.

… Бог благословил Ноя, его потомков (то есть всё послепотопное человечество) и всё творение, что на земле (Быт. 9:1–17) и ряд моральных законов. » (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B9).

Заглянем в иврит:

נֹחַ

Ноах м.р.

непроизносимый (буква, значок)

מַנָח

ма-нах м.р.

נוֹחַ

ноах

1. удобный 2. приятный

מָנוֹחַ

ма-ноах I

покойный (об умершем)

ма-ноах II м.р.

Кстати, ивр. «маноах» состоит из слова «ноах» и приставки «ма-» (которая означает «от, из» и пишется в виде буквы «מ» («мем»), которая означает «воду»-«маим» («מַיִם»)).

Можно ли представить это как «ОТ НОЯ [ПРОИСХОДЯЩИЙ]»?

Или – «НАХОДЯЩИЙСЯ, ПОКОЯЩИЙСЯ НА ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ»? ТО ЕСТЬ «ПЛЫВУЩИЙ» ИЛИ «ВЫПЛЫВШИЙ».

(по поводу родственности «Н» и «НК/НГ», если Вас это смущает, см. мой «верхний» пост «ПРЕЖДЕ ВСЕГО…»: https://ich-neu-mon.livejournal.com/13572.html).

НУ, И В ДАННОМ КОНТЕКСТЕ СРАВНИТЕ И

А КТО У НАС ПЛАВАЛ И В , И В

Источник

Манко Капак, первый инка (биография)

Содержание:

Манко Капак, также известный как Манко Инка или Аяр Манко, был основателем Империи инков и династии ее правителей. Его собственное существование подвергается сомнению некоторыми историками, которые утверждают, что он был всего лишь мифическим персонажем. Другие, с другой стороны, утверждают, что это был реальный человек, и представляют некоторые археологические открытия в качестве доказательства.

Согласно мнению этих последних историков и легендам инков, Манко Капак привел свой народ в путешествие от озера Титикака до долины Куско в перуанских Андах. Хорошие экологические условия и плодородие земли были основополагающими факторами, по которым они решили поселиться на этом месте.

Инкам во главе с Манко Капаком пришлось сражаться с народами, которые уже населяли этот район. Победив их, они основали Куско, который стал столицей империи. Согласно летописцам, правитель издал законы, карающие убийство, супружескую измену и воровство.

Манко Капак был также основателем династии инков. Это были правители империи до их поражения перед испанскими завоевателями в 1571 году. По мнению экспертов, Манко Капак умер в возрасте 70 лет. Трон перешел в руки его сына Синчи Рока.

биография

История Manco Cápac смешивает реальные элементы с другими легендарными. По этой причине историки склонны приводить разные, а иногда и противоречивые данные о его жизни.

Большинство источников утверждают, что он родился в Тампутоко и правил инками около 30 лет. Его роль в зарождении империи была записана в двух самых важных легендах этого города.

Как и в остальной части его жизни, конкретные даты его рождения, смерти и основных достижений неизвестны. Существующие исследования показывают большое несоответствие, даже веками. Это ясно видно из данных, представленных Сармьенто, который заявил, что первый инка родился в 521 году и правил между 565 и 656 годами.

Однако большинство экспертов, как древних, так и современных, отмечают, что его правление было значительно короче и не так давно. Некоторые утверждают, что его правление длилось 41 год, между 1021 и 1062 годами, а другие датируют его правление между 1150 и 1178 годами.

Наконец, есть еще одна группа экспертов, которые говорят о 30-летнем правлении, между 1226 и 1256 годами.

Споры о его существовании

Обсуждаются не только даты правления Манко Капака. Его собственное существование как исторической личности также оспаривается некоторыми историками. Это историографическое течение считает его мифической фигурой инков.

Однако большинство экспертов считают, что это был реальный человек. Доказательством этого факта могут служить потомки его королевской семьи, называемой Чима Панака, которая до завоевания считалась частью аристократии инков.

Кроме того, эти историки утверждают, что некоторые археологические находки подтверждают существование Манко Капака. Они указывают, например, на остатки его дворца, Интиканча, сегодня Кориканча.

название

С другой стороны, слово Manco может быть связано с растением под названием манго. Наконец, некоторые эксперты отмечают, что имя Манко Капак на языке кечуа означает «богатый повелитель вассалов».

Происхождение

Наиболее распространенная гипотеза, что Манко Капак родился в Тампутоко. Этот город находился в нынешнем департаменте Куско.

Лидер инков явился на свет во время одного из перерывов, которые его этническая группа, тайпикала, должна была совершить в путешествии, спасаясь от вторжения аймара в их родную местность: горные районы Анд.

Отцом Манко Капака был Апу Тамбо, который возглавил этот 20-летний поход, во время которого его люди прошли всего 500 километров и вели полукочевой образ жизни.

Поездка инков

Как уже отмечалось, Мако Капак родился во время исхода его этнической группы с Альтиплано. Когда он пришел к власти, он должен был взять на себя руководство своим народом, чтобы продолжить свой путь. В то время он руководил всего десятком семей.

Согласно некоторым источникам, Манко Капак возглавлял тайпикалас в конце 12 века, хотя даты сильно различаются в зависимости от историков. Его маршрут по большей части совпадает с маршрутом, описанным в легенде о братьях Айяр, а его конечным пунктом назначения была долина Куско в перуанских Андах.

Когда они достигли этого места, инкам пришлось столкнуться с жившими там народами: сахуаро, хуалла и аяр учу. Победив их, Манко Капак приказал поселиться здесь насовсем, так как почва была очень плодородной, имелись многочисленные источники воды и густые леса.

Около одной из рек, пересекающих этот регион, Уатанай, Манко Капак решил основать Куско примерно в 1200 году. Этот город в конечном итоге стал столицей великой империи. В период своего расцвета, между 13 и 15 веками, его владения простирались от северного Эквадора до центральной части Чили.

Расширение кураказго

Сначала инки занимали только земли, расположенные в болотистой местности, пересекаемой двумя небольшими реками. Манко Капак приказал расширить город, и инки построили четыре разных района: Чумбиканча, Кинтиканча, Сайреканча и Ярамбуйканча. Взаимодействие с другими людьми

Хотя Куско вырос, город Манко Капак контролировал лишь небольшую часть всей долины. Здесь жили другие этнические группы, некоторые из них очень могущественные. Кроме того, севернее существовала угроза возможного вторжения конфедерации, образованной Аямаркасом и Пинагуасом.

Все те города, которые уже проживали в долине, получили Manco Cápac в качестве потенциального конкурента. Конфронтация была неизбежна, и первому инку пришлось посвятить значительную часть своего правления борьбе с этими этническими группами.

Законодатель и основатель династии

В то время, когда он находился у власти, Манко Капак характеризовался принятием законодательства, которое охватывало все аспекты жизни его народа. В уголовных делах, например, он установил смертную казнь для убийц, прелюбодеев и воров.

В семейной сфере инки постановили, что каждый мужчина должен взять женщину из своей семьи, но не раньше 20 лет. Манко Капак также узаконил аспекты религии, такие как установление Солнца как главного божества.

В честь Солнца он приказал построить в его честь храм в Куско. Рядом с этим священным зданием был поднят дом, в котором жили девы, посвященные этому богу.

С другой стороны, Манко Капак был инициатором династии инков. Он оставался у власти до своего исчезновения в 1571 году, когда испанцы обезглавили Тупака Амару.

Смерть

Манко Капак скончался в возрасте семидесяти лет. Его тело было мумифицировано и помещено в Инкачаку. Позже, во время правления Пачакутека, труп первого инки был перенесен в храм на озере Титикака.

После его смерти Манко Капак стал для своего народа мифическим персонажем. Его главным героем сделали различные легенды, повествующие о происхождении инков.

Легенда о братьях Аяр

Согласно этой легенде, восходящей к устной традиции инков, четыре брата в сопровождении своих жен вышли из окна под названием Капатоко, центрального из трех окон Храма, расположенного на холме Тампутоко.

Этих братьев послал Инти, бог солнца, чтобы принести цивилизацию людям.

После ряда превратностей один из братьев, Аяр Манко (Манко Капак), основал город Куско и стал первым правителем культуры инков.

Легенда о Манко Капаке и Мама Оклло

История начинается, когда Манко Капак, его жена и сестра Мама Оклло, дети бога Солнца, родились из пены озера Титикака. На острове Солнца они получили приказ идти на север с золотым жезлом. Это должно указывать на то, где они должны были построить столицу империи.

Чтобы узнать точное место, Манко Капаку пришлось бросить удочку и ждать, пока она утонет. Произошло это в долине реки Уатанай, недалеко от холма Уанакаури.

Легенды и реальность

Хотя очевидно, что предыдущие две истории наполнены мифологическими элементами, историкам удалось найти некоторые общие элементы, которые могут иметь историческое происхождение.

Наиболее широко распространенная гипотеза заключается в том, что основатели культуры инков бежали от вторжений аймара, хотя также используется теория, что они просто искали более плодородные земли.

Ссылки

5 практических упражнений по уходу за голосом

20 самых популярных социальных сетей в мире (и их цифры)

Источник

Манко Капак
Manco Capac

Манко Капак родился в XII веке в городе Тампутоко, Перу. Являлся сыном Апу Тамбо и вместе с семьей вел кочевой образ жизни. После смерти своего отца сменил его на посту главы «Айлью», к которому принадлежало несколько десятков семей.

Согласно некоторым инкским легендам, Манко Капак являлся сыном бога Солнца Инти и богини Луны Мама Килья и послан своим отцом на Землю, чтобы спасти людей от дикости и варварства, научить земледелию и ремеслам и утвердить культ «подлинных» богов.

В очередной раз переходя на новое место жительства, вместе с Манко Капак отправилось десять родов: Марас, Сутик-токко, Куйкуса, Маска, Оро, Тарпунтай, Саньок, Чавин Куско, Аярака, Вакантаки. На месте будущей столицы существовало поселение Савасера Панака, которое уничтожили.

По легендам, Манко Капак управлял государством около сорока лет, ввел свод законов, и как считается, отменил человеческие жертвоприношения.

Манко Капак умер около 1231 года. Его мумифицированное тело оставалось в городе до правления Пачакути, который приказал перевезти его в храм Тиуанако на озере Титикака.

В комиксе Скруджа МакДака «Сын Солнца», написанном Доном Розой, Манко Капак изображен как первоначальный владелец различных потерянных сокровищ

В первой главе «Надежного человека» Германа Мелвилла внезапное появление на рассвете 1 апреля загадочного вымышленного персонажа сравнивается с появлением Капака из озера Титикака

Куско, главный герой из «Новой канавки» императора, в первой версии фильма «Царство солнца» должен был называться Манко Капак

Источник

Манко Капак

Другой спор развернулся вокруг вопроса о том, как предстать перед губернатором: прибыть в золотом па­ланкине и золотом головном уборе, символе высокого достоинства, или нет. Инка склонялся к тому, чтобы не использовать ни того, ни другого, поскольку он не был еще признан Писарро.

Прием, внешне выглядевший вполне сердечным, не оправдал ни одну из возлагавшихся на него надежд Манко Капака. Единственный результат заключался в том, что он несколько успокоил Инку и породил надежду на его признание как верховного вождя. «Этот день был самым счастливым в жизни Инки»,— пи­сал Гарсиласо. Мир, который, казалось, был установ­лен, отмечался пышными празднествами.

Через несколько дней, напряженных для Инки и наполненных уклончивыми отговорками Писарро, после многочисленных консультаций о возможных последст­виях коронации конкистадор пришел к следующему, достойному его решению: «поскольку вступление во владение королевством предполагает возложение на Инку золоченой короны, он направился со своими лю­дьми в резиденцию Инки и без обиняков заявил ему, что просит взять под покровительство всю империю. Если бы он знал раньше, как пойдут дела, то не до­пустил бы, чтобы Инка хотя бы час оставался без короны». С распространением христианства среди населения решили повременить, поскольку для этого не хватало проповедников. Почувствовав, что мир в его руках, Писарро проявил свою изворотливость, чтобы извлечь наибольшую выгоду из создавшейся обста­новки.

Всеобщее восстание действительно началось на всей территории Тауантинсуйо. Манко осадил Куско. Пов­станцы окружили город и с помощью стрел с легко воспламеняющимся веществом подожгли его. Испанцы были вынуждены бежать из горящих домов и занять на площади круговую оборону, скрываясь за крупами лошадей. Семнадцать дней им пришлось выдерживать град стрел и камней из пращей. В течение восьми месяцев верные Инке люди держали осаду, усиливая свой натиск в полнолуние.

Некоторые индейцы, закабаленные испанцами и принужденные им служить, днем смешивались с осаж­дающими и проникали в город с продовольствием для осажденных и одновременно выполняли функции шпионов.

Известие об осаде Куско достигло Чили, где Альмагро вел военные действия, деля захваченные земли между собой и злосчастными братьями Писарро. С ним находились Паульу, молодой сын Уаина Капака, и ве­ликий жрец Вильях Уму. Было очевидно, почему кон­кистадор решил совершить переход через Анды, не­смотря на предостережения Паульу и превратности пути, на котором замерзли сотни людей и лошадей. Вос­стание Манко Капака он хотел использовать в сво­их интересах.

Ответ Альмагро был выдержан уже в ином тоне. Он с пониманием отнесся к притеснениям, допущенным в отношении Инки, а также к причинам, вызвавшим восстание. Вместе с тем Альмагро обвинял Инку в его организации. «Во всяком случае,— говорилось в письме,— я не намерен покарать тебя и обещаю тебе под­держку, приглашая встретиться со мной». И дальше: «Я обещаю, что обеспечу твою безопасность и ты вер­нешься к себе таким же свободным, каким придешь ко мне, без какого-либо вреда».

В это же время Инка получил письмо от Эрнандо Писарро, предостерегающего его от козней Альмагро. В этом письме говорилось, что последний лжет и ему нельзя верить, что только братья Писарро обладают властью, чтобы простить его в случае капитуляции.

Нетрудно представить себе растерянность Инки, пе­ред соперничеством испанцев, а также индейцев, вы­нужденных сражаться друг против друга. Людям Писарро, имеющим цветные повязки на оружии для различия на поле боя, было приказано убивать хрис­тиан, не имеющих таких повязок.

Паульу и великий жрец Вильях Уму также вскоре сошли со сцены. Но истребительные войны между испанцами продолжались, в них поочередно гибли пред­водители противоборствующих сторон, которых вели к катастрофе алчность, жажда власти и преступления.

Феодальная структура колоний с ярко выраженной кастовостью, рабством и крепостной зависимостью осо­бенно угнетала индейцев. Их безжалостно облагали бесчисленными поборами местные коррехидоры, разо­ряла арендная плата и многочисленные повинности. Среди этих повинностей преобладали две, которые, даже у испанцев, вызывали бесконечные протесты: мита и обрахе.

Обрахе назывались текстильные мастерские, где индейцы должны были принудительно работать в те­чение года, даже если их освобождали от повинности мита. Условия работы в этих мастерских были поистине бесчеловечны.

Что касается миты — другой принудительной, фор­мально временной, а на деле бессрочной повинности,— то она заключалась в отрыве индейца от дома и семьи и направлении его на работу в шахты. Описание этих повинностей, принадлежащее перу людей, которых нельзя заподозрить в симпатиях к страдающим ту­земцам, производит гнетущее впечатление.

Монах Буэнавентура де Салинас-и-Кордоба вслед за Лас Касасом взывает к состраданию к индейцам, обреченным на тяжкие повинности. Он пишет на страницах своих докладов, записок и писем, направ­ляемых королю Испании:

«Смею доложить Вашему Величеству о необхо­димости принять во внимание то, что индейцы сильно страдают на шахтах Уанкавелика как от тяжелой работы на глубине 550 вар под землей, так и от смер­тельных болезней. Рабочие поднимаются с грузом из глубин, где никогда не видят солнечного света, полу­голые, покрытые кровавым потом, многие харкают кровью. Воздух на глубине недвижим, он загрязнен и вреден для здоровья. Вода, которую они пьют разгоряченные, умирая от жажды, холодна как лед. Но особенно страдают горняки от обрушивающихся на них жестокостей и зверств, от притеснений надсмотр­щиков и метисов.

Во время отправки на работы мита грустно видеть индейцев группами по пятьдесят — сто человек, связан­ных, как преступники, веревками, в кандалах. Их со­провождают жены, дети и родственники. Они про­щаются с божьими храмами, покидают заколоченные дома и идут с растрепанными волосами, обращаясь к небу с жалобными воплями, напевая печальные за­упокойные песни и заунывно причитая. Эти несчастные знают, что уже никогда не вернутся в родные места и умрут в шахтах и подземных лабиринтах Уанкавелика».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *