малоформатная торговля что это
Что ждет малоформатную торговлю в ближайшие 5 лет?
В начале 2020 года Минпромторг намерен представить на утверждение Правительству «Стратегию развития торговли до 2025 года». В ней особое внимание уделяется малому бизнесу и торговле разнообразных, в том числе уличных, форматов. Что сегодня мешает развитию малого бизнеса и как его регулировать, предприниматели и чиновники обсудили на форуме «Малый и средний ритейл», проведенном Министерством промышленности и торговли РФ и Ассоциацией малоформатной торговли в Москве 3 декабря.
Как Минпромторг планирует развивать малые торговые форматы?
Проект стратегии был опубликован Минпромторгом в сентябре этого года. В целом стратегия развития торговли до 2025 года направлена на создание комфортной среды для граждан и предпринимателей через развитие торговли разных форматов. В проекте рассматриваются возможности для развития малого бизнеса, нестационарной, мобильной торговли, рынков, ярмарок, интернет-торговли и прочих.
Презентуя стратегию, директор департамента внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов отметил, что 60% малого бизнеса в России занято в торговле, а если прибавить к нему бытовые услуги и общепит, то можно сказать, что малый бизнес — это и есть торговля:
«Если мы стремимся развивать малый бизнес, нужно поддерживать развитие торговли разных форматов. Сейчас необходимо максимально освободить торговлю от административного гнета. Малый бизнес — ключевой элемент комфортной потребительской среды — просто «погребен» под административным давлением. Понятно, что у торговли всех форматов общие проблемы, но для малого бизнеса они стоят особенно остро».
В числе прочего стратегия предусматривает возрождение уличной торговли или стрит-ритейла. Поскольку жилая застройка в российских городах плохо для этого подходит, в стратегии предлагается создание пешеходных торговых улиц и возведение торговых галерей. Мипромторг выпустил на этот счет специальные методические рекомендации для региональных властей о том, как наполнить торговлей улицы городов и как регулировать этот сектор.
«Малый бизнес — важнейшее звено нашей экономики. Хочется, чтобы наконец, был принят многострадальный закон о регулировании нестационарной и развозной торговли, но нам еще предстоит вести работу в этом направлении, — прокомментировал стратегию Виктор Евтухов, замминистра торговли и промышленности РФ. — Однако благодаря тому, что мы много «раскачиваем» эту тему, проблема была сдвинута с мертвой точки, ситуация с малой торговлей и мелкой неформатной розницей меняется. Во многих регионах были приняты новые законы, которые способствуют развитию предпринимательства».
Также замминистра подчеркнул, что одно из важных направлений стратегии — развитие ярмарочной торговли. Так, правительство уже поддержало проект компании «Русские ярмарки» по созданию сети ярмарочных комплексов по всей стране и готово поддержать любые рабочие проекты по развитию ярмарок.
Представители Минпромторга на форуме отметили, что крупные розничные сети поддерживают проекты по развитию малоформатной розницы, понимая, что это формирует здоровую конкурентную среду и готовы оказывать посильную поддержку. «Да, крупным компаниям легче справляться с регуляторной нагрузкой, чем мелким, но все предприятия торговли очень зависят от законодательных изменений, мы все в одной лодке — отметил Сергей Беляков, председатель президиума Ассоциаций компаний розничной торговли (АКОРТ), выступая на форуме. — Стратегия развития торговли до 2025 года нам нравится, но хочется, чтобы в документе были отражены конкретные меры по снижению регуляторной нагрузки. И важно, чтобы в дальнейшем законодательные акты принимались в соответствии со стратегией, а не наоборот. Чтобы через два года стратегия не стала неактуальной, повторив судьбу многих других аналогичных стратегий».
Запретов стало слишком много
Пока же мелкий и средний бизнес сталкивается с огромным количеством сложностей. На форуме представители бизнеса, региональных властей и эксперты обсуждали целый пласт проблем, которые приходится решать предпринимателям: от массового сноса торговых объектов в регионах, избыточных регуляторных требований, проверок до ассортиментных ограничений и угрозы новых ограничительных законопроектов.
«Иногда может показаться, что каждое отдельное требование или нововведение несущественно. Например, насколько сильно может повлиять на бизнес запрет на продажу безалкогольных энергетиков несовершеннолетним, который сегодня уже действует в половине регионов России? Их доля в обороте невелика, — прокомментировал модератор форума Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент «НП «ОПОРА». — Но если мы сложим все ограничения — запрет на торговлю алкоголем и табаком в малых точках, маркировку, новые требования по выкладке молочной продукции и многое другое, — то на фоне многолетнего падения доходов населения картина формируется довольно депрессивная».
Ситуация с энергетиками привлекла внимание Минпромторга, потому что научных оснований для запрета оборота этой продукции не существует (это подтверждает в официальном письме в московскую ТПП главный психиатр-нарколог Минздрава России Е. А. Брюн.) Эксперты министерства считают историю с энергетиками опасной, поскольку это первое вторжение государства в розничную торговлю за пределами регулирования оборота подакцизных товаров.
«Многолетний рост ставок акцизов в России привел к значительному разрыву в уровнях ставок акцизов и, соответственно, цен на табачную продукцию в странах-членах ЕАЭС, с которыми нет таможенных границ. Это является ключевым фактором роста нелегальной торговли табаком, борьба с которой пока носит несистемный характер и не приносит весомых результатов», — добавил спикер. При этом Груздев положительно оценил законопроекты, направленные на борьбу с нелегальным табаком: увеличение штрафов за незаконное производство и сбыт табачной продукции, введение единой минимальной цены табачной продукции, установление ограничений на перемещение немаркированной табачной продукции физлицами для личного потребления.
Константин Райнот, управляющий по взаимодействию с органами власти «Филип Моррис» предупредил, что розница мало готова к запрету оборота немаркированной продукции, который вступит в силу 1 июля 2020 года.
И пока легальная розница инвестирует в подготовку к работе с маркированной продукцией (покупает оборудование, устанавливает программное обеспечение), нелегальные торговцы наращивают оборот контрафакта, а проблема нелегальных сигарет только усугубляется.
Участники форума сошлись во мнении, что победить проблему контрафакта при помощи только одной системы цифровой маркировки, призванной стать действенным инструментом против черного рынка, нельзя. Ее позитивный эффект на ситуацию с оборотом нелегального табака может проявиться гораздо позже запланированных сроков. Именно поэтому необходимо волевое решение властей разобраться с проблемой нелегальных сигарет в России: активная борьба с производителями, складами и распространителями нелегальной продукции.
Обратная сторона регулирования
Присутствующие на форуме представители региональных властей, кстати, согласились, что иногда в регионах тема торговли, особенно алкоголем, приобретает популистский характер и спекулируется политическими движениями в ущерб интересам бизнеса.
» onmouseover=»metrikaGoal(‘view_term_popup’)»> АКОРТ Евгений Адашев призвал участников форума совместно работать над оценкой фактического воздействия этих инициатив и делиться информацией, которая поможет привлечь внимание к возникающим проблемам и изменить ситуацию.
«Устранять барьеры и не создавать новые — вот, что нужно для развития торговли, малого и среднего бизнеса в стране, это должно стать приоритетом в работе общественных организаций и власти» — резюме форума, конечно, звучит оптимистично, но насколько реально могут помочь публичные обсуждения и стратегии?
«Через стратегии происходит продвижение нужных подходов. Это очень важно, — подытожил Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент «НП „ОПОРА“. — Начиная с 2014 года, когда проблемами малого бизнеса начала заниматься команда замминистра Виктора Евтухова, многое изменилось. Раньше на встречах в рамках Недели российского ритейла вставали руководители из регионов и отчитывались о том, как они «душили, душили» мелкую торговлю. Теперь таких уже нет, пришли люди с другим взглядом и пониманием. И все больше появляется руководителей в регионах, которые понимают, что малую торговлю нужно развивать. Это все результат в том числе разработки, обсуждений и продвижения таких стратегий. Главное — не останавливаться».
Малые форматы торговли
Журнал «BTL-magazine» готовит к публикации статью, посвященную мерчендайзингу малых форматов торговли.
Не могли бы Вы выступить в качестве эксперта на страницах нашего издания и ответить на следующие вопросы:
Большое спасибо за предложение, попробую ответить на Ваши вопросы.
Что такое малые форматы торговли? Какие разновидности МФТ существуют на рынке?
К розничным предприятиям малого формата мы относим продуктовые магазины (мини-маркеты), магазины промышленных товаров, магазины на заправках, сети магазинов, розничные магазины типа «Бутик», «Спорт», овощные лавки, павильоны, киоски, лотки.
Рассмотрим подробнее продовольственные магазины.
На фоне глобализации форматов торговли страдают не только рынки, но и малый бизнес. Его удельный вес по сравнению с 2003 годом несколько сократился (на 0,9%), а доля крупных и средних предприятий продолжает увеличиваться: от 22,7% в январе-декабре 2003 года до 25,9% по итогам 2004 года. Однако такой дисбаланс заметили сети «Патэрсон» и «Седьмой континент». Помимо основного формата «супермаркет», они сделали ставку на небольшие магазины самообслуживания типа конвиньенс. Это один из самых перспективных форматов торговли. Он очень устойчив как с точки зрения бизнеса, так и с точки зрения востребованности покупателем. На мой взгляд, этот формат станет еще более востребованным в силу дефицита больших торговых площадей.
Торговая площадь магазина данного формата, как правило, колеблется в пределах 200-500м2 (ориентировочно). Ассортиментный перечень ограничен основными группами товаров повседневного спроса и составляет порядка 500-2000 наименований.
Конвиньенс находится в «шаговой» доступности от жилых районов, до 10 минут пешком, и предназначен для повседневных покупок 3-5 раз в неделю. Магазины данного формата обычно ориентированы на все категории покупателей, проживающих в шаговой доступности от магазина, независимо от уровня дохода.
Каковы особенности МФТ (оперативная логистика, небольшое полочное пространство и пространство зала, малые обороты, много (?) конкурентов…)?
В первую очередь надо сказать об ассортименте, т.к. успех такого магазина почти целиком зависит от правильно подобранного ассортимента. Как минимум ассортимент такого магазина должны составлять самые популярные и продаваемые товары. Конечно же полочное пространство в таком магазине ограничено и поэтому составить там грамотно ассортиментную матрицу будет нелегко.
Небольшая площадь, небольшой ассортимент, небольшое количество персонала, небольшое количество посетителей дают возможность магазину делать обслуживание покупателей индивидуальным, чего не могут себе позволить крупные магазины и оперативно реагировать на запросы и предпочтения покупателя в данном конкретном районе.
В чем выражаются преимущества и ограничения МФТ для мерчендайзинга?
Для мерчендайзинга в таких магазинах скорее больше недостатков, чем преимуществ. Запас продукции сделать сложно – складов нет или маленькие, полок недостаточно. Расположение для своего товара выбрать затруднительно, из-за маленькой площади. Представить продукцию тяжело из-за того, что на одной полке рядом будут стоять разные товарные категории.
К преимуществам, возможно, относится только то, что нет такого количества торговых марок-конкурентов на полке, да и проводить работу по представлению продукции несколько легче, т.к. нет такого пристального внимания мерчендайзеров конкурентов к этим торговым точкам. Но если речь идет о сетевом магазине со строгим контрактом, то все придется делать только через договор и оплату.
Какие позиции ассортимента следует ставить на полку, если пространство ограничено?
Поставщики называют такие товары «приоритетный ассортимент», сетевики называют «топ-100» или «маячковые товары». По правилу Парето это те самые 20% товаров, дающие 80% оборота в категории. По ним покупатели сравнивают цены, именно их покупают чаще всего. В зависимости от района и проживающих это могут быть совершенно разные товары. Например, в магазине коттеджного поселка никак не обойтись без хорошего ассортимента кормов для собак и кошек, т.к. животные, скорее всего, есть в каждом частном доме.
Каковы критерии отбора? Кто кого заказывает: ларек или поставщик?
Тут все зависит от магазина – сеть это или независимый магазин и от поставщика – крупный он или мелкий. Конечно, крупному поставщику не очень хочется идти на уступки мелкому одиночному магазину…
Какие виды POSM работают в МФТ?
В магазинах без самообслуживания – монетницы, шелфтокеры, шелфорганайзеры или просто фирменные, выделяющиеся ценники. О ценниках хочу сказать особенно. В одном маленьком магазинчике я постоянно покупаю мороженое. Там стоит фирменный холодильник одной торговой марки, но покупаю я постоянно другое мороженое, которое мне приносит продавец. И происходит это потому, что возле кассы, на высоком прилавке, на уровне глаз, на подставке стоят фирменные ценники этого мороженого. А большой фирменный холодильник другой торговой марки на маленьком расстоянии виден плохо, и поверхность выкладки мороженого в холодильнике расположена гораздо ниже уровня руки. Вот и делайте вывод.
Толкать к совершению покупки могут так же и средства наружного оформления, которым не всегда уделяется внимание в таких магазинах. Но Кока-кола это давно знает, и поэтому почти каждая вывеска одиночного магазинчика содержит логотип «Кока-кола».
Витрины маленьких магазинов часто завешены шторами. Это великолепный шанс разместить имеющиеся у Вас, изготовленные для крупных магазинов мобайлы, постеры и макеты коробок. В торговом зале эти материалы размещать бесполезно, на маленьких расстояниях крупные POS-материалы плохо заметны. А в витринах все это смотрится красиво и уместно, «по дороге к товару». Очень часто в своей практике вижу как ставятся задачи мерчендайзерам о размещении плакатов в торговых залах. Происходит это потому, что отдел маркетинга планирует бюджет на год, включает туда плакаты, изготавливает, а потом думает куда их деть. И никого не интересует, что в маленьком магазине действительно негде разместить плакат.
В маленьких магазинчиках с самообслуживанием задача POS-материалов сводится к тому, чтобы покупатель заметил товар среди малого количества переполненных полок. Тут для выделения подойдет целая гамма материалов для мест продаж – воблеры, шелфтокеры, ярлыки на горлышко бутылок, разнообразные нетрадиционные крепящиеся к полкам мини-мобайлы, флажки и даже напольные наклейки. Для мелкоштучного товара диспенсеры по-прежнему будут незаменимы, а вот фирменную стойку Вам навряд ли дадут куда-нибудь поставить. И даже если дадут, то условие выкладки только Вашего товара часто будет не соблюдено.
Право на точку
Две семилетки
Пока на федеральном уровне не утвержден единый подход к юридическому оформлению права на размещение подобных объектов, к срокам их аренды. Правила долгие годы устанавливали муниципалитеты. В результате в одних населенных пунктах малоформатная торговля процветала, в других пришла в упадок.
В разработке нового законопроекта, призванного исправить ситуацию, принимали участие представители отрасли. Но в ходе многолетних согласований он оброс заградительными правками от различных ведомств.
Один из самых сложных моментов связан с продлением договоров аренды. Законопроект позволяет заключать договоры на пять-семь лет и продлевать их без торгов, но только один раз. По истечении второй семилетки площадь под НТО выставят на аукцион, а владельцу нестационарного объекта придется его сносить. В противном случае бывший собственник торговой точки и другие предприниматели, которые решат арендовать это место, окажутся в неравных конкурентных условиях.
С банкоматами на выход
Петербургские власти и раньше пытались ограничить право владельцев НТО на сдачу помещений в субаренду. Однако предприниматели обжаловали этот запрет в арбитражном суде.
Исключить следует и пункт о специализации НТО, развивает тему президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов. Законопроект обязывает предпринимателей формировать не менее 80 процентов ассортимента товарами одной группы.
Кроме того, у местных властей в текущей редакции законопроекта остаются возможности для установки заградительных требований к арендаторам. Как полагает Владимир Меньшиков, единый подход следует распространить не только на сроки, но и на форму, условия и порядок заключения договоров аренды. Сейчас, согласно законопроекту, местные власти могут накладывать дополнительные ограничения на бизнес.
Адекватные правила игры
И Союз малых предприятий Санкт-Петербурга, и Ассоциация малоформатной торговли направили свои замечания законодателям. Эксперты уверены: если парламентарии откажутся от запрета субаренды, узаконят многократную пролонгацию договоров, оптимизируют соотношение товаров основной группы и сопутствующих товаров на прилавках НТО, конкретизируют условия и порядок заключения договоров аренды, новый закон принесет большую пользу отрасли.
Интересен пример Вологды, власти которой разработали концепцию по наведению порядка в сфере нестационарной торговли вместе с предпринимателями.
Более того, для предпринимателей, которые работают в правовом поле и оформляют павильоны в едином «вологодском» стиле, в течение трех лет предусмотрены льготы по оплате договоров. Такое решение летом прошлого года приняла Вологодская городская дума.
Никита Кузнецов, директор департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России:
Для этого мы и обсуждаем его и будем вносить поправки.
Путь к прилавку
По данным федерального Минпромторга, в 2020-м оборот малой продуктовой розницы сократился на 10-20 процентов по сравнению с 2019-м. А большинство крупных представителей продовольственного ретейла завершили прошлый год с хорошими результатами. Причины очевидны: весной ярмарки и рынки были закрыты. И даже когда местные власти начали снимать ограничения, многие горожане предпочли закупаться в сетевых магазинах у дома или, если есть такая возможность, в онлайн-супермаркетах.
Аграрии Новгородской области стараются идти в ногу со временем. К примеру, сельскохозяйственный кооператив «Новгородский фермер», объединяющий 15 фермеров, весной прошлого года освоил онлайн-торговлю. Фермерские овощи, картофель, мясо, молоко, рыбу, ягоды, мед можно заказать домой через специальный сайт или по телефону. Доставка пользуется популярностью у новгородцев, в том числе у пенсионеров. Но работает она либо в ноль, либо в небольшой плюс. Фермеры стали тратить больше бензина, добавились расходы на амортизацию грузового автомобиля, заработную плату водителя и двух менеджеров, принимающих заявки и администрирующих сайт.
Распоряжение правительства РФ, направленное на расширение возможностей сбыта отечественной продукции, было опубликовано в конце января. Региональные власти должны принять необходимые нормативные акты в течение двух месяцев и направить сведения об этой работе в федеральный Минпромторг.
Новгородские фермеры, чтобы приблизиться к потребителям, надеются создать собственную сеть небольших торговых точек формата «у дома». Но пока существуют проблемы с получением земли. Ее выдают на конкурсной основе на один год. Риск лишиться всех вложений по истечении короткого срока аренды сдерживает реализацию проектов.
В Вологодской области к созданию торговых мест для некрупных местных производителей приступили до выхода в свет распоряжения правительства РФ. Вологодчина стала одним из немногих субъектов, узаконивших понятия «ремесленник» и «ремесленная деятельность». В продолжение этой работы здесь откроются специальные площадки, на которых мастера, официально получившие статус ремесленников, смогут продавать свои изделия.
— В ближайшее время планируем организовать встречу городских представителей власти и ремесленников. Параллельно организуем встречи представителей фермерского сообщества с властями Вологды и Вологодского района. Необходимо определить площадки, на которых жители региона смогут продавать собственноручно выращенную аграрную продукцию. Это должны быть места не обязательно в центре города, но с хорошей проходимостью, транспортной доступностью, наличием парковки. Кроме того, важно заранее обговорить, а затем нормативно утвердить, кто получит право торговать на новых рынках. Пусть это будут либо официально зарегистрированные фермеры, либо граждане, имеющие в собственности огороды. Ни в коем случае нельзя допустить на специальные площадки перекупщиков, продавцов импортной продукции.
По словам известного вологодского ремесленника, главы семейного кооператива из деревни Марфино Андрея Зимина, мастера готовы организовать в Вологде и крупных районных центрах постоянно действующие вернисажи. Речь идет не только о торговых, но и об образовательных площадках, о проведении интерактивных мероприятий для туристов, мастер-классов для детей.
(Комментарий подготовлен газетой «Курская правда»)
Михаил Аксенов, председатель комитета промышленности, торговли и предпринимательства Курской области:
— В Курской области действует комплекс мер по поддержке и развитию фермерской торговли. На сегодня во всех муниципальных образованиях работает 56 постояннодействующих ярмарочных площадок. Также для продвижения продуктов питания местных товаропроизводителей и фермерской продукции, ежегодно в городе Курске в осенний период проводятся ярмарки выходного дня и плодоовощные ярмарки. В крупных сетевых предприятиях торговли расположены отделы по реализации фермерских товаров по принципу «магазин в магазине», где все желающие могут приобрести мясную, рыбную, молочную, плодоовощную, хлебобулочную и другую продукцию. Также в Курске действует объединение фермеров и ответственных производителей Кооператив «Ферма групп», в интернет-магазине которого можно заказать натуральные продукты. Способствуют этому продвижению и органы местного самоуправления.
(Комментарий подготовлен газетой «Алтайская правда», Барнаул)
Александр Евстигнеев, начальник управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры:
Вперед к киоскам
Убрали лишнее
Самым первым «звоночком» для мелких торговцев стал запрет на продажу пива в ларьках, что сильно ударило по оборотам их владельцев. Потом из палаток исчезли сигареты, сделав этот бизнес еще менее рентабельным. А затем нестационарные торговые объекты (НТО) начали убирать с улиц. Так, в Калуге городская управа в феврале 2014 года разослала предпринимателям уведомления о расторжении договоров аренды земельных участков и о сносе ларьков, павильонов, палаток.
Потребность осталась
Сегодня бурные страсти утихли, а торговые точки в шаговой доступности видоизменились и все же остались. Так, в спальных районах Тулы обосновались тонары, как правило, торгующие продукцией непосредственно от производителей. Квартиры на первых этажах жилых домов переоборудовали в небольшие магазинчики. Но судя по тому, как часто меняются профили этих торговых точек, выживать этому бизнесу не очень просто.
К слову, возвращать продажу табака и алкоголя в киоски минпромторг не планирует. В них, по словам замглавы ведомства Виктора Евтухова, станут реализовывать товары повседневного потребления. При этом у каждого ларька будет своя специализация, которую определит предприниматель.
Но вопрос качества продукции, продаваемой в таких НТО, остается пока открытым, считает зампредседателя гордумы Калуги Сергей Павлов.
Не сворачивались
Впрочем, представители малого и среднего бизнеса считают, что все не так безоблачно. По словам члена рязанского отделения «Деловой России» Артура Атакишиева, сети выдавливают с рынка местных предпринимателей. Предлагаемое нововведение, на его взгляд, вряд ли существенно отразится на пополнении городской казны, но бизнесменам поможет.
Виктор Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли России: