мальчик и война о чем
Поздним вечером к отцу мальчика пришли гости – дядя Аслан со своим взрослым сыном Валико. Парнишка их хорошо знал, поскольку вместе с родителями жил у них, когда его семья отдыхала в Гаграх. Ему там нравилось всё: и море, и люди, и их радушие, общительность. Но теперь в Абхазии шла война, причин которой он никак не мог понять.
И хотя мальчик уже лежал в постели, ему была слышна беседа взрослых на кухне. Двадцатипятилетнему Валико довелось повоевать. Он вспомнил о том, как взял в плен двух вражеских гвардейцев. У одного из них оказалась граната. К счастью, от взрыва никто не пострадал. Догоняя сбежавших пленных, Валико натолкнулся на мародёров, не желавших бросать награбленное. Он рассердился и прострелил ногу младшему из них. Через какое-то время у него состоялся серьёзный разговор с родственниками этого человека.
Потом дядя Аслан поведал, что убили доктора Георгия и его тёщу.
Услышанное поразило мальчика. Он разуверился в том, что человечество в процессе эволюции стало умнее и добрее, и что добро сильнее зла. На следующий день на примере нищей старушки, кормящей бездомных собак, отец постарался убедить его в обратном. Его доводы убедили сына, что добро всегда побеждает.
Также читают:
Рассказ Мальчик и война (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
Произведение по жанровой направленности является лирической новеллой, главным героем которой становится частный сыщик Дюпен.
Главными персонажами рассказа являются дети, Даша и Петька, приехавшие на летние каникулы к бабушке в деревню, в которой имеется болото под названием Ведьмино. От местных жителей ребята узнают древнюю легенду
Главным героем произведения является старый конь пегой окраски, в прошлом являющийся прекрасным рысаком, но при этом имеющим тяжелую судьбу.
В 1852 году военный фрегат «Паллада» под командованием вице-адмирала Путятина вышел из Кронштадта. Он направлялся к берегам Японии с дипломатическим визитом. Перед отправкой на судне появился писатель Иван Александрович Гончаров.
Фазиль Искандер — Мальчик и война:
Краткое содержание
Начало 1990-х годов, Москва. 12-летний мальчик слышит разговор на кухне. Там сидят отец и его друзья из Абхазии, дядя Аслан с 25-летним сыном Валико. В Абхазии идет война между абхазскими и грузинскими националистами. А ведь раньше эти люди были добрыми соседями, жили в мире. Мальчик ездил в Гагру на море.
Утром мальчик расспрашивает отца: много ли сейчас людоедов? Тот отвечает, что мало. Мальчик хочет, «чтобы все люди в далекие времена были людоедами». Тогда получится, что они подобрели. Отец ставит ему в пример старушку-инвалидку, которая раздает объедки дворняжкам. «Она великий человек». Думает не о себе, а о тех, кому еще хуже. Значит, добро «неистребимо, и оно сильнее зла». Обрадованный мальчик мирится с этим миром и просит купить ему жвачку.
Читательский дневник «Мальчик и война» Искандера
Сюжет
12-летний мальчик из Москвы слышит рассказы гостей из Абхазии дяди Аслана и его сына Валико о грузино-абхазской войне. Соседи убивают друг друга. Расстреляли милого доктора Георгия. Мир взрослых неразумен. А человечество не добреет, а звереет. Отец успокаивает мальчика: раз бедная больная старушка кормит дворняжек, добро в людях есть. И оно сильнее зла. Мальчик радуется.
Отзыв
Война изменила нравы людей, пробудила в них зверя. Соседи, друзья на почве национализма убивают друг друга. Тема войны, ее бессмысленности, людского горя и ненависти. Война глазами ребенка. Мальчик сомневается, что мир взрослых разумен. Он не хочет жить в таком мире. Отец успокаивает сына: в мире хватает людей, которые думают не только о себе, помогают другим. Добра больше, и когда-нибудь оно восторжествует. Рассказ учит ценить жизнь, мир, близких людей. Учит искать смысл жизни, свое место в ней, задавать честные вопросы, помогать, сохранять веру в добро, ненавидеть зло.
Краткое содержание Мальчик и война Искандер для читательского дневника
Временной период, который описывается в данном произведение является Абхазской войной, которая происходила в 1992 году. В то время, человек повествующий читателям эту историю проживал вместе со своим дядей в Гаграх. Однажды к дяде автора в гости пришел человек по имени Валико, ему было двадцать пять лет. Как оказалось, он участвовал в Абхазской войне. Он начал рассказывать о том, как во времена войны ему удалось взять в плен двух солдат гвардии и то, как он говорил с близкими людьми человека, которого ему пришлось подстрелить, по причине того, что он крал у людей вещи во времена войны.
Автор рассказа, тогда был еще молодым и поэтому сидел в своей собственной спальне и слушал диалог двух бывалых людей оттуда. Прослушав все это, он серьезно начал думать о нравственном развитие человека. Тогда его сильно волновали те истории, и он начал думать о том способен ли все-таки человек, на то, чтобы измениться и быть лучше и добрее со временем.
Читать краткое содержание Мальчик и война. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Фазиль Искандер. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Мальчик и война
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
Знаменитую повесть «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» по праву можно признать исторической. Ведь она правдиво показывает и рассказывает о сложном и тяжелом времени
Детство Салтыкова-Щедрина прошло не весело, так как мать, рано выйдя замуж, превратилась в жестокую воспитательницу шестерых детей, последним из которых был Михаил. Однако благодаря этой строгости ему удалось выучить несколько языков
Однажды весной вышла медведица с медвежатами погулять по лесу. Медвежата играться стали, бороться. Пришел охотник, и чтобы спасти детенышей от него, медведица отвела их за себя, а сама на мужика поднялась. Да он готов к этому оказался
Повествование ведется от имени Пауля Боймера, немецкого юноши, который, с шестью своими одноклассниками, добровольцем пошел на войну. Это случилось под влиянием патриотических речей их учителя Канторека
Фазиль Искандер «Мальчик и война»: краткое содержание, герои, чему учит?
Фазиль Искандер «Мальчик и война»: какое краткое содержание для читательского дневника?
Фазиль Искандер «Мальчик и война»: кто главные герои?
Фазиль Искандер «Мальчик и война»: какая главная мысль, чему учит?
Данное произведение Фазиля Искандера «Мальчик и война» описывается война в Абхазии, произошедшая в тысяча девятьсот девяносто втором году. Главным героем повести является мальчик, проживающий со своим родным дядей в Гаграх и ставший свидетелем рассказа человека по имени Валико, пришедшего к ним в гости. Валико был участником Абхазской войны, где была жестокость и невинные жертвы, мародерство и воровство. Слушая рассказы взрослых людей, главный герой произведение не может понять, зачем люди убивают другу друга, почему в мире столько зла. После разговора с отцом мальчик всерьез задумывается, способен ли человек с течением времени нравственно меняться, быть добрее и лучше, в этом, собственно говоря, и заключена основная мысль автора произведения Фазиля Искандера.
И в гости к дядьке главного героя пришел известный Валико. Ему было примерно 25 лет. Валико и был участником страшной Абхазской войны. Он поведал о том, как забрал в плен 2-х гвардейцев и как Валико разговаривал с родней мужчины, какого он подстрелил по причине того, что мужчина воровал чужие вещи в период войны.
После этой истории, поведанной Валико, дядя Аслан рассказал историю о враче Георгие. Георгия все знали и уважали. Дядя проронил, что не ведает толком, отчего убили доктора Георгия.
Повествователь этого рассказа, какой сидел в собственной спальне, услышал весь разговор. И он призадумался над моральным развитием человека. Конечно, подростка крайне взбудоражили истории, поведанные дядей и Валико, и он серьезно задумался: возможно ли, что человек будет добрее после того как пережил такое?
Рассказ учит тому, что надо всегда оставаться Человеком.
Естественно, что рассказ учит и патриотизму и любви к своей Родине.
Краткое содержание повести Фазиля Искандера «Мальчик и война» для читательского дневника:
Герои повести Фазиля Искандера «Мальчик и война»:
Главная мысль Фазиля Искандера «Мальчик и война»: автор с читателем рассуждает, существует ли нравственное развитие человечества в исторической перспективе, становится ли человек добрее или жестокие войны неизбежны и зло заложено в самой природе человека.
Краткое содержание искандер мальчик и война за 2 минуты пересказ сюжета
Мальчик был уже в постели, когда друг отца вместе со своим взрослым сыном пришел к ним в гости. Звали его дядя Аслан, а сына звали Валико.
Это были гости из Абхазии. Мальчик три года подряд вместе с отцом и матерью отдыхал в Гаграх. Они жили у дяди Аслана. И это были самые счастливые месяцы его жизни. Такое теплое солнце, такое теплое море и такие теплые люди.
Они там жили в таком же большом доме, как здесь в Москве. Но в отличие от Москвы там люди жили совсем по-другому.
Все соседи-абхазцы, грузины, русские, армяне ходили друг к другу в гости, вместе пили вино и вместе отмечали всякие праздники.
Если кто-нибудь варил варенье, или пек торт, или готовил еще что-нибудь вкусное, он обязательно угощал соседей. Так у них было принято. В доме все друг друга знали, а на крыше была устроена особая площадка, каких не бывает в московских домах, где соседи собирались на праздничные вечера.
И вот сейчас в Абхазии идет страшная война и люди друг друга убивают. Чего они не поделили, мальчик никак не мог понять. Сейчас возбужденные голоса родителей и гостей раздавались из кухни.
— Ты, кажется, воевал? — спросил отец мальчика у Валико. Валико было лет двадцать пять, он был лихим таксистом.
— Ребята, с вами ничего не будет, вы пленные.
И вдруг один из них нагибается и вырывает из голенища сапога гранату. Я не успел опомниться, а автоматы у нас за плечами. Видно, отчаянный парень был, вроде меня. Одним словом, кидает гранату в меня, и они бегут. Граната ударила мне в грудь и отскочила. Слава Богу, на таком близком расстоянии она не взрывается сразу. Ей надо шесть секунд.
Иду в их сторону и думаю, как это нам повезло, что гранатой нас не шарахнуло.
И вдруг вижу — двое, старик и молодой парень, выходят из дому, как раз в том месте, где лежат убитые гвардейцы. А на спине у них вот такие тюки. Перешагивают через мертвых гвардейцев и идут дальше. Я сразу понял, что это мародеры. Мы берем город, значит, наши мародеры.
— Бросьте тюки! — кричу им по-абхазски.
Молчат. Идут дальше.
Молодой оборачивается в мою сторону. А тюк за его спиной больше, чем он сам.
— Занимайся своим делом, — говорит он, и они идут дальше.
Я психанул. Мы здесь умираем, а они барахло собирают. Скинул свой автомат и дал им по ногам очередь. В старика не попал, а молодой упал. Я даже не стал к ним подходить. Надо было в бой идти. Одним словом, Гагры мы отбили.
Проходит дней пятнадцать. Я вообще забыл про этот случай. Живу в гостинице. Все наши бойцы жили в гостинице. В тот день мы отдыхали. Вдруг вбегает ко мне сосед с нижнего этажа и говорит:
— Приехали за тобой вооруженные ребята. Все с автоматами. Духовитый вид у них. Может, помощь нужна?
— Не надо, — говорю, — никакой помощи.
Я вспомнил того, молодого, которого я в ногу ранил. Что делать? А на мне вот эта же тужурка была, что сейчас. Взял в оба кармана по гранате и выхожу. Руки в карманах. Гранат не видно. Готов ко всему.
Вижу, метрах в двадцати от гостиницы стоит машина. А здесь у гостиницы четыре человека. Все с автоматами.
Я подхожу к ним не вынимая рук из карманов.
И они немного растерялись. Никак не могут понять, почему я, невооруженный, не боюсь их. Стою, руки в карманах, а они с автоматами за плечами. И тогда старший из них говорит, кивая на машину:
— Подойдем туда. Можешь при нем повторить все, что ты здесь сказал?
— Конечно, — говорю, — пошли.
Я иду рядом с ним, но руки держу в карманах. Подошли к машине. Тот, кого я ранил в ногу, сидит в ней. Я его узнал. И я повторяю все, как было, а этот в машине морщится от злости и стыда. Окна в машине открыты.
— Правду он сказал? — спрашивает тот, что привел.
— Да, — соглашается тот, что в машине, и ругает в Бога, в душу мать своих родственников за то, что они его привезли сюда.
А у меня руки все еще в карманах.
— Что это у тебя в карманах? — наконец спрашивает тот, что привел меня к машине. Уже догадывается о чем-то, слишком близко стоит.
— Гранаты, — говорю, — не деньги же. Я воюю, а не граблю.
— Ты настоящий мужик, — говорит он, — мы к тебе больше ничего не имеем.
— Я к вам тоже ничего не имею, — отвечаю ему и иду вместе с ним назад, но руки все-таки держу в карманах.
Так мы и разошлись. Война.
Бывают ужасные жестокости с обеих сторон. Но я, клянусь мамой, ни разу не выстрелил в безоружного человека. Эти двое не в счет. Я же психанул. Гранатой шарахнули в двух шагах.
— А почему ты не с автоматом вышел, а с гранатами? — спросил отец мальчика.
— Если бы я вышел с автоматом, — ответил Валико, — получилась бы бойня. А так они растерялись, не поняли, почему я их не боюсь. Я правильно рассчитал. Я был готов взорваться вместе с ними. И потому твердо и спокойно себя держал. Если бы они почувствовали мой мандраж, кто-нибудь скинул бы автомат. А так они растерялись, а потом было уже поздно.
— Ладно тебе хвастаться, — перебил его отец, — счастливая случайность тебя спасла и от гранаты гвардейца, и от родственников этого раненого. По теории вероятности, если два раза подряд повезло, очень мало шансов, что повезет в третий раз… Учти. А ты знаешь, что доктора Георгия убили?
Он явно обратился к отцу мальчика. У мальчика екнуло сердце. Он так хорошо помнил доктора Георгия. Тот жил в доме друга отца. После работы он выходил во двор и играл с соседями в нарды. Вокруг всегда толпились мужчины. Доктор Георгий громко шутил, и все покатывались от хохота.
Однажды доктор Георгий рассказал:
— Сегодня еду из больницы в автобусе. Вдруг одна пассажирка кричит: Доктор Георгий, вас грабят! Тут я почувствовал, что парень, стоявший рядом со мной, шарит у меня в кармане.
Я поймал его руку и говорю: Это не грабеж, это медицинское обследование. Автобус хохочет. Многие меня знают. Парень покраснел, как перец. Тут как раз остановка, и я разжал его руку. Он выпрыгнул из автобуса.
Если вор способен краснеть, он еще может стать человеком.
— За что его убили? — спросил отец мальчика.
— Кто его знает, — ответил дядя Аслан. — Но он громко ругал и грузинских, и абхазских националистов. Я о случившемся узнал от нашей соседки. Тогда еще шли бои за Гагры, я места себе не находил, потому что не знал, мой сын жив или нет.
Двое вооруженных автоматами людей ночью вошли в наш дом и постучали в двери соседки. Она открыла.
— Нам нужен доктор Георгий, — сказали они, — он в вашем доме живет. Покажите его квартиру.
— Зачем вам доктор Георгий? — спросила она.
— У нас товарищ тяжело заболел, — сказал один из них, — нам нужен доктор Георгий.
Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу Ф.Искандера «Мальчик и война»
Провела учитель высшей квалификационной категории Габараева И.М.
1.Образовательная: формировать умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
1.Слово учителя: Доброе утро, дорогие пятиклассники! В этот замечательный солнечный день хочется вам напомнить, что все будет хорошо, если вы будете внимательны друг к другу и к окружающим, будете стараться понять все. что происходит в мире, окружающем нас.
Как вы знаете, в этом году мы изучаем произведения, героями которых являются ваши ровесники. Мы наблюдали детей в самых разных случаях – и в семейном кругу, и среди сверстников, в опасных ситуациях и в веселые моменты.
Вспомните, кто из героев вам особенно запомнился и чем?
Я спросил у учителя робко: — Что такое черепная коробка? — Черепная?! — воскликнул учитель И одернул мучительно китель.—
Что за странный вопрос? Черепная…
Это в общем коробка такая, Где хранится наш разум и опыт, Что веками учения добыт. Потому в историческом плане
Мы рассмотрим вопрос…
Перед нами Среднерусская наша равнина, А на ней Святослав и дружина. Что мы видим? Картина знакома. Пир горою. Все пьют из шелома. Но, обычай народный поправ,
Пьет из черепа князь Святослав.
И, конечно, он в этом неправ, Ибо череп — священный сосуд, Из которого, к счастью, не пьют. Так вино и отрыв от дружины Разлагали устои общины. Вывод, думаю, всем будет ясен:
Алкоголь для здоровья опасен.
О, тупица! — воскликнул учитель, Раскрывая зловеще журнал,— Назови мне такую обитель, Где бы твой педагог не стонал.
Вот указка. Вот карта. К доске!
…Я проснулся в ужасной тоске.
Как вы думаете, кто мог бы написать такие стихи? Каким вы представляете себе этого поэта? Это поэт и прозаик Фазиль Абдулович Искандер.
2- Кто же такой Фазиль Искандер? Презентация на компьютере, подготовленная учениками.. Сообщения учащихся о писателе, его разностороннем творчестве.
«Я русский писатель, но певец Абхазии».
Ребята, а кто-нибудь из вас бывал в Абхазии? Тогда, возможно, вы слышали легенду, которую абхазцы рассказывают всем гостям республики. В ней говорится о том, как Бог распределял земли разным народам. Представитель Абхазии пришел позже всех, когда уже вся земля была разделена. Он опоздал, так как принимал гостя.
Узнав об этом, Бог сказал: «Осталась у меня одна часть земли, которую я оставил для себя, но так и быть, отдам ее абхазам, раз они выше всего ценят гостеприимство». Так достался абхазам чудесный край с голубым морем, величественными горами и теплым климатом. Именно оттуда родом писатель, с чьим творчеством мы познакомимся на этом уроке.
Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Говорят, что дерево может вырасти лишь на высоту своих корней. По корням Фазиля Искандера можно судить о том, какая это могучая личность. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике дедушки, куда он приезжал на лето.
Посмотрите, какая природа его окружала! (Демонстрация слайдов с видами Абхазии).
— Отец его был персом по происхождению. Но в одну ненастную ночь восьмилетний Фазиль простился с отцом и больше его не увидел никогда. Высланный в Иран, отец умер на чужбине.
— Воспитывала его одна мама, которую он очень любил и высоко ставил, хотя она была простая крестьянская женщина и не прочла в своей жизни ни одной книги. Она была от природы по-настоящему умна. Но главным воспитателем был дедушка. Главным, если не считать Абхазии и суровых, но справедливых нравственных заповедей гор.
— Самое заметное свойство Ф.Искандера — юмор. Смешное у него рождается словно из ничего, является всегда неожиданно. Суть творчества не зависит от того, что он описывает: империю или маленькое село.
А смысл его творчества в том, что он приблизил страну, существующую уже сорок лет, где между небом и землей расположилось горное село Чегем, к нам, и мы почувствовали важность и значимость маленького народа, любого народа.
3.- Посмотрите, вот она «Страна Ф.Искандера», которую населяют в основном ваши сверстники. (Выставка книг).
4. В прочитанном стихотворении учитель предлагал ученику пойти к доске с картой. Последуем же его совету и найдем на карте Москву, Абхазию, Гагры.
Произведение, с которым мы будем работать, называется «Мальчик и война» Не правда ли, несколько необычное название? Почему? Потому, что дети и война – понятия несовместимые. Докажем это путем подбора эпитетов к каждому из слов. Мальчик – маленький, милый, веселый, озорной, любознательный, увлекающийся, счастливый и др.
5. Сообщение заранее подготовленного ученика о грузино- абхазской войне 1993 года.
6. А теперь обратимся к тексту. На сколько смысловых частей можно разделить рассказ?.Как жили народы Абхазии до войны? Чем их жизнь отличалась от столичной?
Каким вы представили себе героя рассказа? Нарисуйте его словесный портрет.
8. В рассказе есть ряд слов и выражений, значение которых нуждается в уточнении. Заранее подготовившиеся ученики двют толкование слов лихой таксист, шарахнуло, гвардейцы, мародёры, тюки, националисты.)
Как ведёт себя Валико с приехавшими родственниками раненого парня? Почему выходит с гранатами, а не с автоматом?
Как к нему отнеслись эти люди, подтвердите словами текста.
Представим себе, что мы очевидцы этих событий. Придумайте диалог, который мог состояться между парнем-мародёром и его родственниками после общения с Валико.(Работа в группах)
Как вы понимаете смысл фразы счастливая случайность?
9. Война – испытание на человечность для многих людей. Одни, как мародеры, теряют в погоне за наживой человеческие качества, другие же остаются людьми в любых ситуациях. Таким героем в рассказе был доктор Георгий.
Почему у мальчика ёкнуло сердце, когда он узнал о гибели доктора Георгия?
Каким человеком был доктор Георгий?
Чем примечателен случай с вором в автобусе? Какая фраза, сказанная доктором по этому поводу, могла бы стать эпиграфом к нашему уроку?
Посмотрите, какая интересная деталь, автор не показывает читателю доктора Георгия, а показывает поступки людей, связанных с ним: соседки, экскаваторщика, Аслана.
Как ведут себя эти люди? (они ведут себя по-разному: соседка переживает, ей жаль доктора, понимает, что он обречен и она беспомощна предотвратить это; экскаваторщик – корыстный человек; дядя Аслан отдаёт все деньги, чтобы предать земле тело хорошего человека).
Какое впечатление произвёл на мальчика рассказ о гибели доктора Георгия?
Каким предстал перед ним мир взрослых?
10. Под влиянием каких событий мы взрослеем?Как изменился мальчик после ночи, потрясшей его, ошеломившей его? Найдите и зачитайте портрет мальчика. Что значит космическая тоска?
В чём видит отец причины такой перемены в сыне?
Какие вопросы волнуют мальчика?
Пользуясь словарем, узнайте значение слова пессимист. Какую мысль мальчика отец считает пессимистичной? 5.Как отец пытается развеять мысли сына: «Как-то противно жить, если не знать, что люди постепенно добреют».
6. На примере чьих жизней и отец, и сын приходят к выводу, что «добро сильней»?
Что вы поняли о человеке: меняется ли он, что меняет его и каждый ли способен измениться? Меняются ли герои рассказа, если да, то кто и как? Какой великий русский писатель упоминается в рассказе? Думаю, именно слова Л. Н.
Толстого могут стать ответом на вопрос, мучивший мальчика: «Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными.
Человек течёт, и в нём есть возможности: был глуп, стал умён, был зол, стал добр, и наоборот»
Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли.
Ответьте на вопрос: «Почему в рассказе Ф. у мальчика нет имени?
Напишите письмо мальчику, попытайтесь объяснить, что «добро сильней».
Придумайте историю женщины-нищенки.
Краткое содержание «13 подвиг Геракла»
Рассказ «13 подвиг Геракла» Искандера был написан и опубликован в 1964 году. Главными героями книги являются пятиклассники грузинской школы, которым предстоит делать выбор между дружбой и предательством, честью и бесчестьем, достоинством и трусостью.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «13 подвиг Геракла», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Проверить свои знания можно на нашем сайте при помощи специального теста.
Рассказчик – главный герой, ученик 5-«Б» класса.
Харлампий Диогенович – учитель математики, аккуратный, требовательный, строгий педагог.
С началом нового учебного года в школе появился новый учитель математики – Харлампий Диогенович, «по происхождению грек». Он выгодно отличался от своих коллег опрятным внешним видом и сильным, волевым характером.
С первого урока ему удалось установить в «классе образцовую тишину». Строгая дисциплина достигалась учителем не наказаниями или угрозами – ему удавалось так тонко и остроумно подшучивать над нарушителем спокойствия, что тот становился настоящим посмешищем. В такой роли частенько выступал Шурик Авдеенко – откровенно слабый ученик, и большой любитель списывать.
Мальчик с трудом сдерживает волнение – он совершенно не подготовлен к уроку. Надежда на спасение появляется в виде доктора и медсестры, которые должны были привить класс от тифа. Они ищут 5-«А», и герой просит разрешения провести медиков к кабинету параллельного класса, располагавшегося «в одном из флигелей при школьном дворе».
По дороге он убеждает доктора начать вакцинацию с их класса, чтобы тем самым сорвать урок математики. Ему это удается, и в 5-«Б» начинают делать прививки от тифа. От страха Алик заметно бледнеет, и сразу после укола падает в обморок.
Герой собирается бежать за «скорой», но медсестра быстро приводит Алика в чувство. До конца урока остается совсем немного времени, и Харлампий Диогенович, перебирая в руках желтые четки, принимается рассуждать о двенадцати подвигах Геракла и некоем молодом человеке, решившем совершить тринадцатый подвиг мифического героя, но не из храбрости, а из трусости.
Герой чувствует, «что в воздухе запахло какой-то опасностью» – его вызывают к доске решить заданную на дом задачу, и он позорится перед всем классом.
Повзрослев, герой понял, что учитель математики своими насмешками закалял «лукавые детские души», и приучал своих учеников относиться к себе с изрядной долей юмора.
Своим произведением Фазиль Искандер хотел донести до детей и подростков простую мысль – нужно работать над своими слабостями, бороться с ними, чтобы в дальнейшем не вошли в привычку.
Краткий пересказ «13 подвиг Геракла» будет особенно полезен для читательского дневника. После его ознакомления рекомендуем прочесть рассказ полностью.
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 1452.
Краткий пересказ рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»: идея и герои, анализ и содержание
Идея рассказа
Главный герой искренне доверяет своему учителю математики и совсем не обижается на него за то, что тот с юмором и смехом пытался научить их не обижать друг друга, не лгать, а относиться к себе и к окружающим с достоинством.
Это интересно: история создания Отцы и дети Тургенева.
Герои произведения «Тринадцатый подвиг Геракла»
В рассказе Фазиля Искандера «13 подвиг Геракла», читать онлайн который легко и доступно, всего лишь один герой. Но чтобы лучше понять его поступок, чтобы правильно оценить то, что он делал и как вёл себя учитель, автор показывает и несколько одноклассников мальчика:
В рассказе есть и другие герои, которых можно отнести к миру взрослых людей. Это, прежде всего, учитель математики Харлампий Диогенович, директор школы, завуч, доктор и медицинская сестра Галя.
План рассказа
Часто в школе ученикам при изучении рассказа конспект даётся составить дома или в классе, выписывая лишь только главные мысли. Тезисы могут стать и пунктами плана, который можно будет использовать и для написания сочинения по этому произведению.
План произведения:
Каждый читатель, конспект которого несложно составить, сможет понять и оценить метод учителя математики, который старался правильно и достойно воспитывать детей.
Краткий пересказ произведение «Тринадцатый подвиг»
Все учителя математики обычно люди неряшливые и, несмотря на свою гениальность, слабохарактерные. Но вот в школе, где обучался герой, учитель математики был противоположностью. Звали его Харлампий Диогенович. По происхождению своему, как и Пифагор, он был греком. После его появления в классе всегда царила тишина. Иногда эту тишину нарушал смех, который организовывал сам же учитель.
Бывало, что какой-нибудь ученик опаздывал на полминуты, а учитель уже стоял в дверях класса, то Харлампий Диогенович пытался пропустить такого учащегося.
При этом лицо его начинало выражать радостное гостеприимство, словно это был такой большой праздник, что ребёнок всё-таки решил посетить этот урок.
А когда опоздавший ученик неуверенной походкой начинает двигаться по классу, чтобы сесть на своё место, учитель математики обязательно назовёт его каким-нибудь именем из истории. Например, принц Уэльский.
Класс начинал при этом смеяться. А после этого Харлампий Диогенович садится на место и тут же наступает тишина. Начинается урок. Кроме журнала, у учителя был ещё блокнотик, куда он во время опроса постоянно что-то записывал.
Он никогда не кричал и не вызывал родителей в школу. На контрольных работах он был спокоен и всегда давал возможность списать. Но ребята боялись это делать, так как он всегда узнавал ту работу, которая была списана, и высмеивал этого ученика перед всем классом.
Никто не хотел быть высмеянным, поэтому старались не списывать.
Однажды смешным стал и главный герой рассказа, от лица которого и идёт повествование. Он не решил задачу, которая была задана на дом.
Мальчик долго сидел над её решением, но его решение никак не желало сходиться с ответом. Поэтому на следующий день он пришёл пораньше в школу. Так как они учились во вторую смену, то сделать это было несложно.
Но, узнав, что кто-то из ребят её тоже не сделал, успокоился и стал играть в футбол.
Когда прозвенел звонок, то оказалось, что все ребята сделали эту задачу. Герой с ужасом ждал того момента, когда учитель спросит его. Но Харлампий Диогенович не торопился. Неожиданно открылась дверь и в кабинет вошли доктор и медсестра. Но они искали 5 «А» класс, а мальчик учился в «Б».
Тогда главный герой предложил свою помощь, чтобы провести медицинских работников во флигель, где учился параллельный класс. Но вдруг неожиданно для самого себя мальчик сообщил взрослым, что им сейчас необходимо сделать уколы, так как на следующем уроке они организовано идут в краеведческий музей. Поэтому доктор и медсестра опять вернулись в класс.
В это время у доски стоял Шурик Авдеенко и никак не мог объяснить домашнюю задачу. Учитель дал возможность врачам делать своё дело, а сам присел за парту. Весь его вид показывал, что он был грустен и немного обижен.
Первому сделали прививку Авдеенко, и тут сосед по парте стал сильно переживать. Главный герой пытался его успокоить и немного приободрить, но ничего не получалось.
Он даже рассказал о том, что страдает хронической малярией.
Когда Алику стало плохо во время укола и его посадили на стул, то мальчик решил, что нужно позвонить в «Скорую помощь». Харлампий Диогенович гневно посмотрел на главного героя, а медсестра сунула под нос Алику какой-то флакон, и тот сразу же вскочил и пошёл на своё место. Сделали укол и мальчику.
Когда врачи ушли, то до конца урока ещё оставалось время. Харлампий Диогенович стал перебирать свои чётки и стал рассказывать о том, что в древнегреческой мифологии у Геракла было 12 подвигов. Но сегодня, по мнению учителя, главный герой решил изменить историю.
Но только древнегреческий герой совершал свои подвиги храбро и мужественно, а вот тринадцатый подвиг был совершён из-за трусости. И когда он вызывал главного героя к доске, чтобы спросить решение задачи, то весь класс замер. Но ответа не последовало, зато весь класс стал смеяться.
Звонок с урока звучал так, словно это был погребальный колокол.
С тех пор мальчик стал серьёзнее относиться к домашним заданиям. О том, что с ним произошло, он никогда не жалел и был благодарен своему учителю за то, что он смехом закалял детские души и приучал правильно относиться к себе.
Анализ произведения
Уже название рассказа указывает на связь произведения с Древней Грецией. Сразу же вспоминаются мифы, где рассказывается о 12 подвигах Геракла. Но поступок мальчика, которого учитель в шутку называет Гераклом, совсем непохож на подвиг. Ведь он был совершён из-за трусости и слабости.
Искандер Фазиль “Тринадцатый подвиг Геракла” Читательский дневник
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее
содержание)
Герой рассказа не приготовил задачу и, чтобы не стать
объектом насмешек, решил совершить подвиг. Он позвал врача делать уколы всему
классу.
Сюжет — краткое содержание
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод, когда герой проявил смекалку и
сообразил позвать врача делать уколы в их класс. Правда, герой не подумал о
своих друзьях, и получилось, что он их подставил.
План произведения для пересказа
Рассказ учит дисциплине, ответственности, упорству. Учит не
сваливать свою вину на других. Учит отвечать за свои поступки. Учит не смеяться
над другими.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному
Рассказ мне показался интересным, но вызывает огромный
протест метод Харлампия Диогеновича. Этот учитель обладал, видимо, завышенным
самомнением, а потому позволял себе смеяться над учениками. Конечно, герой
рассказа поступил плохо, но косвенным виновником этого стал сам учитель,
который так замордовал учеников, что те боялись отвечать больше, чем уколов.
Похожее
“13 подвиг Геракла”, краткое содержание
Вариант 1
В школе появляется новый учитель математики Харлампий Диогенович. С первых минут появления в школе ему удаётся установить на уроках «образцовую тишину».
Если ученик как либо провинился, Харлампий Диогенович шутил над ним, и весь класс не мог удержаться от смеха.
Однажды ученик 5 «Б» класса (от которого ведётся повествование), не выучив домашнего задания, пришёл на урок к Харлампию Диогеновичу. Мальчик очень боялся, что после своего выхода с домашним заданием к доске станет мишенью для искромётного юмора своего учителя.
Через некоторое время после начала урока в класс вошёл доктор вместе с медсестрой, которые проводили вакцинацию от тифа среди учеников школы. Они разыскивали 5 «А», но по ошибке зашли в параллельный класс. Чтобы обезопасить себя от выхода к доске, ученик-повествователь вызвался проводить врачей на урок к 5 «А».
Более того, пока они шли коридорами школы «доблестному» пятикласснику удалось убедить врачей начать вакцинацию в 5 «Б». Таким образом ему удалось спасти от неминуемой двойки и юмора учителя себя и своих одноклассников.
После докторских «экзекуций», сорвавших урок, до звонка оставалось совсем немного времени, и в этот промежуток Харлампий Диогенович решил-таки послушать решение домашнего задания у нашего пятиклассника.
Герою, только что спасавшему класс, не удалось избежать ни сарказма своего преподавателя, ни смеха своих собратьев по классу. С тех пор он гораздо ответственнее стал подходить к домашним заданиям.
Этот подвиг был не из-за смелости, а из-за трусости, из-за того, что он не сделал домашнее задание по математике.
Вариант 2
В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» рассказ ведется от имени мальчика, который учится в пятом классе мужской школы в Грузии.
Действие рассказа происходит во время войны. Мы узнаем об этом от самого рассказчика, который дразнит своего соседа по парте по имени Адольф.
Главный герой рассказа — шустрый, озорной и лукавый мальчик. Он, как и многие мальчишки, любит играть в футбол, иногда не может справиться с задачей, смеется вместе со всеми над одноклассниками, которых ставит в смешное положение Харлампий Диогенович — учитель.
К товарищам по классу герой относится по дружески, с иронией. Рассказчик наблюдателен и точно описывает главные черты своих друзей.
Он подмечает постоянное благополучие Сахарова, который, даже смеясь, старается оставаться отличником, подмечает скромность и незаметность Алика Комарова и угрюмость Шурика Авдеенко. Но в классе у Харлампия Диогеновича нет любимчиков.
Смешным может оказаться каждый. И вот наступает момент, когда класс смеется над главным героем.
Главный герой не справился с задачей по математике. Вместо того чтобы попросить помощи у товарищей, он до уроков играл в футбол, убедив себя в том, что ответ в учебнике неверный.
Затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока математики.
Когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил задачу, то Харлампий Диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок математики.
Учитель наказывает смехом не ученика, а его трусость. Он говорит, что рассказчик совершил «тринадцатый подвиг Геракла», то есть подвиг, которого на самом деле не было, который вовсе не является подвигом. Да, он изменил ситуацию, но изменил не из благородных побуждений, а из трусости.