м а бакунин что сделал
Краткий курс истории. Михаил Бакунин
30 мая (н. ст.) 1814 года родился Михаил Александрович Бакунин, всемирно известный теоретик анархизма, революционер, народник.
Свободный сын консерватора
Михаил Александрович был отпрыском достаточно богатого помещика, владевшего имением Прямухино в Тверской губернии. Александр Бакунин являлся одним из образованнейших людей своего времени, был предводителем тверского дворянства, выписывал европейские журналы, газеты, книги. В доме Бакуниных говорили на четырех иностранных языках. Глава семейства был, с одной стороны, консервативен, с другой – детей воспитывал в свободе. Михаил Бакунин, старший из сыновей и третий ребенок в семье, до 14 лет обучался дома, после чего был отправлен в артиллерийское училище, где вскоре начались конфликты с руководством. Из-за одного из них Бакунину не дали окончить училище и отправили в войска. Годы учебы и службы Бакунин посвятил изучению наук и философии, тогда же выучил польский язык, а тяга к знаниям не остывала в нем всю жизнь. В молодые годы Бакунин был сторонником и большим знатоком философии Гегеля, входил в кружок Станкевича. О Бакунине говорили, что он мгновенно сходился с людьми. Кстати, Иван Тургенев также входил в кружок Станкевича, а его произведение «Уездный лекарь», по сути, описывает завершение отношений Станкевича с сестрой Бакунина – Любовью.
Автопортрет М. А. Бакунина
Человек действия
Всяким развлечениям Бакунин предпочитал споры о философии. В 1840 году он переехал в Берлин, продолжил заниматься философией. В 1843 году, уже в Цюрихе, Бакунин проникается коммунистическими идеями. Из-за опубликованных им статей на эту тему возникает дипломатический конфликт. Бакунина вызывают в Петербург, он не возвращается, следует лишение его российского подданства с угрозой ареста по возвращении на родину. В середине 1840-х годов Бакунин в Париже знакомится со многими теоретиками коммунизма (в самом широком смысле), в том числе с Прудоном и Марксом. Последний станет для Бакунина другом и соратником, затем противником и даже врагом по I Интернационалу, да таким, что обе стороны доходили до совершенно гнусных пасквилей в адрес друг друга. Затем Бакунин заведет дружбу с немецким композитором Вагнером, а также лидером итальянского национально-освободительного движения Гарибальди и другими. Бакунин был человеком действия, что отличало его от большинства теоретиков-революционеров того времени. В 1848 году он принимал участие в революционных событиях в Париже. В 1849 году на стороне восставших участвовал в Дрезденском восстании, был арестован, приговорен к смертной казни, замененной на пожизненное заключение. Затем были австрийские тюрьмы, снова смертный приговор, замененный высылкой в Россию, заключение в Петропавловской крепости, Шлиссельбурге. После восьми лет тюрем Бакунин, сильно подорвавший здоровье, благодаря хлопотам родственников был отправлен на вечную каторгу в Сибирь. Там Михаил женился и затем, в 1861 году, бежал. До последних лет Бакунин продолжал заниматься революционной деятельностью, скончавшись 1 июля 1876 года в Швейцарии.
Выступление М.А. Бакунина перед членами I Интернационала
Идеи
Бакунин возводил в культ понятие внутренней жизни, которая, по его мнению, является ключом к подлинному бытию человека. В центре внутренней жизни, то есть работы человека над собой, располагается, по Бакунину, понятие любви в смысле первоначала бытия. Одной из центральных мыслей Бакунина как теоретика анархизма была идея необходимости созидания, которое невозможно без разрушения, поскольку нужно сначала расчистить место для строительства. В 1847 году Бакунин пришел к идее панславизма – необходимости национального политического объединения всех славянских народов (абсолютное большинство которых тогда не имело суверенных государственных образований), которое станет «бомбой» для самодержавия и европейского миропорядка. Тогда же он сформулировал еще одну центральную анархистскую мысль: объединение человеческого общества и обществ «снизу» на основах федерализма, отрицание любых привилегий, уничтожение социального и экономического неравенства, а также всего несовместимого с принципами индивидуальной свободы. Особенностью Бакунина было то, что он кругом видел революционную ситуацию, воспринимая желаемое за действительное. Можно сказать, что жизненным кредо Бакунина было «бунт прямо здесь!». Впрочем, в конце жизни он признал, что Европа и Россия не готовы к осуществлению идеала анархии.
М.А. Бакунин в 1872 году
Михаил Бакунин
Михаил Александрович Бакунин
Михаил Александрович Бакунин родился в дворянской семье тверского помещика (18) 30 мая 1814 года. В семье было 10 детей. Пятнадцати лет от роду он стал юнкером Петербургского артиллерийского училища, откуда его отчислили за нерадивость, дерзость и направили на службу в армию.
В 1835 году Бакунин вышел в отставку и переехал жить в Москву, где играл видную роль в кружке Н.Станкевича, был близок с В.Белинским, А.Герценом и Н.Огаревым. В эти годы Михаил Александрович увлекался философией И.Фихте и Г.Гегеля. В 1840 году он уехал за границу, жил в Германии, Швейцарии, Бельгии, Франции.
В Берлинском университете Бакунин слушал лекции К.Вердера по логике и Ф.Шеллинга по «философии откровения». Примкнув к левым гегельянцам, выразил свои радикальные воззрения в статье «Реакция в Германии» (1842), которую приветствовали в России Герцен и Белинский. В Цюрихе Бакунин познакомился с В.Вейтлингом и увлекся коммунистическими идеями. А вскоре познакомился с К.Марксом и Ф.Энгельсом.
Его деятельность за границей обратила на себя внимание царских властей, которые потребовали его возвращения на родину. Но Бакунин не подчинился и в 1844 году заочно был приговорён Сенатом, в случае возвращения в Россию, к лишению прав и ссылке в Сибирь на каторгу.
В России он был заключён в Петропавловскую крепость, где по предложению царя написал «Исповедь», в которой рассказал о революционных событиях в Европе и своём участии в них. В 1857 году Михаил Александрович был отправлен на поселение в Сибирь, но через четыре года бежал через Японию и США в Лондон.
Бакунин был «бунтарем». В любой стране, где бы он ни оказывался, он призывал людей к восстанию, свержению власти, пытался развязывать войны, и часто всё это ему удавалось. А ещё чаще своими чересчур агрессивными действиями он восстанавливал против себя власть, а нередко и своих соратников-революционеров, потому как своими выходками вредил их репутации.
За всю свою революционную карьеру Бакунин так и не пришел к какой-то единой программе. Вернее не определил, чего именно он хочет добиться путем революции. Он метался от славянофильства к западничеству, от гегельянства к социализму. Одно было ясно – текущая ситуация требует срочных мер насильственного характера.
В конце жизни Бакунин посвящал много времени написанию теоретических трудов о революционной деятельности. Он оставил богатое литературное наследие, а его книга «Революционный Катехизис» стала библией русских анархистов.
Умер Михаил Бакунин (19 июня) 1 июля 1876 года в больнице для Чернорабочих в Берне (Швейцария), даже при смерти оставаясь анархистом.
Михаил Бакунин
Михаил Бакунин родился 30 мая 1814 года в дворянской семье тверского помещика Александра Михайловича Бакунина и Варвары Александровны Бакуниной (урождённой Муравьёвой). Всего в семье Александра Михайловича и Варвары Александровны Бакуниных было десять детей.
Через год, в 1835 году, сказавшись больным, подал в отставку и поселился, вопреки желанию отца, в Москве, где, войдя в дружескую связь с кружком Станкевича, отдался изучению германской философии. В этот период Михаил Александрович решает посвятить себя научной деятельности.
В 1839-40 годах он знакомится с Герценом, Огарёвым.
Со всей страстью отдаётся М. А. Бакунин изучению немецкой классической философии, читает в подлинниках Канта, Фихте и, наконец, Гегеля.
Ничто, казалось, не предвещало будущих метаморфоз в сознании Бакунина. Разве что «скверность характера» связывает молодого Мишеля, «примиряющегося с действительностью», с будущим теоретиком и деятелем «социальной ликвидации».
В 1842 году у Михаила Бакунина сформировалось твердое желание навсегда остаться в Европе и не возвращаться в Россию. Так в своём письме к брату Николаю 9 октября он писал:
Весной 1842 года Бакунин познакомился с приехавшим в Дрезден и ставшим к тому моменту крайне популярным немецким революционно-демократический поэтом Гервегом. Они подружились и даже стали снимать одну квартиру на двоих. В начале 1843 года последовал указ о высылке Гервега из Пруссии за его революционные стихи. Бакунин также был взят под наблюдение прусской полицией. Герверг решил вообще покинуть пределы Германии и отправился в Швейцарию. Бакунин уехал вместе с ним.
В 1844 году правительствующий Сенат приговорил «бывшего поручика» Михаила Бакунина, отказавшегося вернуться в Россию, к лишению «дворянского достоинства и всех прав состояния», а также «в случае явки в Россию сослать в Сибирь в каторжную работу». Всё принадлежащее ему в России имущество было конфисковано в казну.
В 1847 году Михаил Бакунин в Париже, на банкете, устроенном в честь участников Польского восстания (1830-1831 годов), Бакунин произнёс речь с резкими нападками на русское правительство. Об этом становится известно правительству России, и вскоре по требованию русского посла в Париже Бакунин был выслан из Парижа. Он провел несколько месяцев в Брюсселе, но как только вспыхнула февральская революция во Франции, тотчас же вернулся в Париж и здесь с энергией и страстностью принялся за организацию парижских рабочих. Его энергия показалась опасной даже членам временного правительства, и они поспешили удалить его из Парижа, дав ему поручение в Германию и славянские земли.
В Праге он написал статью «Основы славянской политики», напечатанную в газете «Dziennik Domowy» по-польски и в «Slavische Jahrbucher» за 1848 год (№ 49) по-немецки. В этой статье проводится идея всеславянской федерации, и высказывается мысль о праве каждого её гражданина на участок земли.
В июне 1848 года Бакунин принял активное участие в Пражском народном восстании («Святодуховское» восстание, усмиренное войсками), на которое он попал, прибыв первоначально в Прагу на Пражский славянский съезд.
После подавления восстания в Праге Бакунин бежал в Германию, где продолжал поддерживать свои славянские связи и издал по-немецки «Воззвание к славянам»(«Aufruf an die Slaven»), направленное против германизаторских стремлений франкфуртского парламента. В этом воззвании он ставит целью европейского революционного движения «учреждение всеобщей федерации европейских республик».
В мае 1849 года он стал одним из руководителей восстания в Дрездене. После подавления восстания Бакунин, бежал в Хемниц, где был арестован. Был приговорён Саксонским судом к смертной казни. Он отказался подписать просьбу королю о помиловании, но смертная казнь все же была заменена ему пожизненным заключением. Вскоре, однако, саксонское правительство выдало его Австрии, где он был в 1851 году вторично судим Австрийским судом и осуждён на смертную казнь за участие в Пражском восстании, но и на этот раз замененной пожизненным заключением. В этом же 1851 году он был выдан австрийским правительством царскому правительству России. Отбывал заключение в Алексеевском равелине Петропавловской крепости (с 1851 по 1854 год) и Шлиссельбургской крепости (с 1854 по 1857 год).
Находясь в заключении в Петропавловской крепости, Бакунин написал по требованию российского императора Николая I своё известное произведение «Исповедь», в котором изложил свой взгляд на революционное движение и славянский вопрос.
В 1857 году после 7 лет заключения, уступая настойчивым хлопотам семьи Бакунина, Александр II разрешил перевести его на вечное поселение в Сибирь.
В дальнейшем по ходатайству его родственника Муравьева-Амурского он был переведен в Иркутск.
Осенью 1861 года Михаил Бакунин совершил побег из Сибири через Японию и Америку в Англию в Лондон, где был принят Герценом в состав издателей «Колокола».
В конце 1862 года он выпустил брошюру: «Народное Дело. Романов, Пугачев или Пестель?», в которой писал, что Александр II не понял своего назначения и губит дело своей династии. Бакунин утверждал, что если бы царь искренно решился сделаться «земским царем», созвал бы земский собор и принял бы программу «земли и воли», то передовые русские люди и русский народ охотнее всего пошли бы за ним, предпочитая его и Пугачеву, и Пестелю. В этой брошюре впервые ставятся определенные народнические задачи русской передовой молодежи и затем повторяется та же программа славянского федерализма, которая излагалась в его предыдущих статьях.
В 1862-1863-х годах Бакунин со страстью отдался делу польского восстания. 24 февраля 1863 года Бакунин приехал в Стокгольм для подготовки польского десанта в районе Паланги (Под командованием Лапинского), кончившейся неудачей.
С 1864 по 1868 год Бакунин жил в Италии (до 1865 года во Флоренции, затем в Неаполе), где он организовал целый ряд социалистических организаций, направленных одновременно и против всех существующих исторически сложившихся государств, и против христианского республиканизма Мадзини.
В 1867 году он участвовал на конгрессе демократической «Лиги мира и свободы» в Женеве и выступил с речью, в которой доказывал невозможность мирной конфедерации существующих государств, основанных на насилии и централизации управления, и требовал их разрушения и замены свободными автономными обществами, организованными «снизу вверх».
В 1869 году на русском языке выходит издание «Манифеста коммунистической партии» Карла Маркса в переводе Михаила Бакунина.
В 1869 году, когда в России начались крупные студенческие волнения, Бакунин принял деятельное участие в агитации среди молодежи и сблизился с явившимся за границу Нечаевым, который привлек его своею необыкновенной энергией. Нечаев был приверженцем принципа «цель оправдывает средства» и признавал необходимым орудием революции обман и полное порабощение революционных деятелей, в сущности принципиально резко отличался от Бакунина, но Бакунин во многом ему подчинялся, чем, конечно, в глазах многих сильно скомпрометировал себя.
В 1871 году Бакунин принял участие в попытке организации лионской революционной коммуны, причем ему опять приходилось поступаться своими основными взглядами в сторону революционного якобинизма. В 1872 году, на гаагском съезде интернационала, был заслушан подробный доклад Н. Утина, обвинявший Бакунина в устройстве организаций, не согласных с основными принципами союза, и в участии в безнравственных революционных предприятиях Нечаева. Бакунин был исключен из интернационала незначительным большинством голосов. Это вызвало крупные несогласия, приведшие в том же году к распаду союза. На стороне Бакунина оказались все южные секции интернационала и большинство революционных рабочих организаций в романских странах Европы.
Известно, что Михаил Бакунин состоял в масонских ложах.
Бакунин считал люмпен-пролетариат, то есть те некультурные рабочие массы, которые германским социал-демократам представлялись одним из тормозов организованного рабочего движения, главной движущей силой своих идей, а главным способом пропаганды среди этих масс он считал систему постоянных мелких восстаний и бунтов, аграрных волнений и т. п., называя это пропагандою фактами (par le fait). В последние годы своей жизни он сделал лично попытку организации такого движения в северной Италии, для чего предпринял особую экспедицию в Болонью, кончившуюся полной неудачей, причем он сам спасся от итальянских жандармов в возе сена. Неудача этой экспедиции сильно подействовала на Бакунина, показав ему невозможность сколько-нибудь успешного действия при помощи неподготовленных и неорганизованных некультурных народных масс. В последние годы он стал, по-видимому, приходить к признанию неизбежности переходных форм. Хотя после разрыва с Нечаевым сам Бакунин не принимал непосредственного участия в русском революционном движении, однако идеи его среди русских революционеров начала семидесятых годов получили большое распространение, и в сфере революционного народничества бакунисты являлись одной из самых многочисленных групп.
Михаил Александрович Бакунин похоронен в Берне, и над его могилой Фогтами был поставлен надгробный камень.
«… мы читаем Бакунина и слушаем свист огня. »
Автор выставки И.В. Смирнова
«Анархизм в истории России, – как подчеркивают во введении составители одноименного словаря-справочника, – занимает особое место», «интерес к истории, философии и практики российского анархизма существует …с того момента как только зародилось это социальное явление. Стремление к свободе, к раскрепощению, критика государства и его властных институтов, угнетающих личность и общество в целом, – в основе своей имеют природное начало, а потому практически невозможно их «преодоление» с помощью каких бы то ни было силовых или идеологических приемов». Анархическое учение, сложившееся к середине XIX века, прошедшее через весь XX век, не потеряло своих сторонников и в начале XXI века. Интерес к изучению истории и теории анархизма, попытки применить социально-философское учение анархизма в практике идеологической и политической деятельности являются реалиями начала XXI века.
В 2014 году отмечалось 200-летие со дня рождения Михаила Александровича Бакунина, крупнейшего русского революционера и мыслителя, «апостола анархизма», который, наряду с Прудоном и Штирнером, явился основоположником анархистского учения. Его общественная и революционная деятельность прямо или косвенно оказала значительное влияние на изменения социально-экономической и политической обстановки в мире во второй половине XIX века.
Пятидесятилетие со дня смерти Бакунина, широко отмечавшееся в нашей стране в 1926 году, было, по существу последним его юбилеем. Когда в 1964 году во всем мире отмечалось 150-летие Бакунина, а у нас не завершился период «оттепели», газета «Известия» и журнал «Вопросы истории» попытались объективно представить его жизнь и деятельность. Но уже следующая дата – столетие со дня смерти в 1976 году, ознаменовавшаяся многими книгами, статьями и научными конференциями за рубежом, в нашей стране осталась незамеченной. 200-летний юбилей революционера также не привлек к себе особого внимания исследователей.
И все-таки прав был Александр Блок, когда в 1906 году в своей юбилейной статье, посвященной 30-летию со дня смерти Бакунина, писал: «Чиновники плюются и корчатся, а мы читаем Бакунина и слушаем свист огня. Имя «Бакунин» – не потухающий, может быть еще не распылавшийся, костер. Страстные споры вокруг этого костра – да будут они так же пламенны и высоки, чтобы сгорела мелкая рознь!»
Михаил Александрович родился в старинной дворянской семье 8(20) мая 1814 г. в Прямухине Тверской губернии. Его мать, Варвара Александровна, принадлежала к широко известному в России роду Муравьевых.
Отец, Александр Михайлович, губернский предводитель дворянства Тверской губернии был представителем старинного дворянского рода, владевшего обширными вотчинами в Новоторжском уезде. Он, дипломат, профессор философии Падуанского университета, был европейски образованным, свободомыслящим человеком, знакомым со многими знаменитыми представителями европейской науки и философии. Уйдя в отставку, Александр Михайлович посвятил себя воспитанию детей. Старшему из них – Михаилу, по дворянским обычаям была определена военная карьера. В 1829 г. М.А. Бакунин поступает в Петербургское артиллерийское училище, после окончания которого, в 1833 г. уезжает в глухой военный гарнизон в Литве. Но уже в 1835 г. он уходит в отставку, поселяется в Москве и становится вольным слушателем историко-филологического факультета Московского университета.
Под влиянием близкого знакомого семейства Бакуниных общественного деятеля и философа Н.В. Станкевича он входит в литературно-философское объединение – кружок Станкевича.
Участников кружка объединяли интерес к немецкой философии, особо к трудам Ф. Шеллинга и Г. Гегеля, литературе и истории, отвращение к крепостничеству, пропаганда гуманистических идеалов и личное обаяние Станкевича. Ближе всего в кружке Бакунин сошелся с В.Г. Белинским, вместе с которым он изучал философию Гегеля. Белинский в 1836 – 1838 гг. одно время жил вместе с Бакуниным в Москве и дважды проводил лето в Новоторжском имении Бакуниных. Белинский называл Бакунина своим «философским другом», отмечая его «дикую мощь, беспокойное, тревожное и глубокое движение духа, беспрестанное стремление вдаль, без удовлетворения настоящим», «вечно движущееся начало его духа».
В середине 1840 г. Бакунин уезжает заграницу и поселяется в Берлине, тогдашнем центре «германского любомудрия», где в Берлинском университете с увлечением изучает политическую экономию, историю, физику, но, прежде всего, философию, слушает лекции Вердера, знакомится с Шеллингом.
После знакомства с левогегельянцами, в том числе с их лидером А. Руге, Бакунин переходит на радикальные, революционно-демократические позиции. Радикализация мировоззрения этого периода жизни Бакунина нашла отражение в известном афоризме: «Страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть!», которым он закончил свою статью «Реакция в Германии», опубликованную в 1842 г. под псевдонимом Жюль Элизар в журнале А. Руге «Немецкие ежегодники». Эта статья принесла М.А. Бакунину широкую известность. Высоко оценил революционный пафос этой статьи А.И. Герцен, назвав ее «открытым, торжественным возгласом демократической партии».
В этот же период Бакунин знакомится с философией Л. Фейербаха и проникается идеями его антропологического материализма. Сближение Бакунина с немецкими радикалами и социалистическими кружками заставило саксонское правительство в 1843 г. выслать его из Дрездена за пределы Германии. В 1844 г. М.А. Бакунин обосновывается в Париже, где близко сходится с Прудоном, Марксом, Энгельсом, Мицкевичем, Бланом, Беранже, Жорж Санд, сближается с представителями радикальных журналов, знакомится с жизнью рабочих мастерских, участвует в работе польского эмиграционного комитета.
Царское правительство, III отделение следили за все возрастающей радикализацией взглядов Бакунина. В декабре 1843 г. шеф жандармов приказал ему вернуться в Россию, но Бакунин игнорировал этот приказ, решив навсегда остаться политическим эмигрантом. Николай I подписал указ, лишающий Бакунина всех прав, приговаривающий его, в случае возвращения к ссылке в Сибирь. Когда в январе 1845 г. этот указ напечатали парижские газеты, русский эмигрант в газете «Реформа» публикует открытое письмо, в котором дает резкую отповедь царизму.
Жизнь показала, что не наука, не философия, а действие, политическая борьба составили основу его деятельности. Начиная со второй половины сороковых годов, М.А. Бакунин до конца своей жизни постоянно находится в центре революционной борьбы.
Он участвовал в панславистском движении, в революционных событиях 1848 – 1849 гг. в Париже, Праге, Дрездене. В 29 ноября 1847 г. в годовщину польского восстания 1830 г. Бакунин выступил с речью, в которой призывал поляков и русских патриотов к совместному действию в интересах освобождения Польши и образованию общеславянской федерации. Его активная деятельность повлекла за собой высылку из Парижа по распоряжению премьер-министра Ф. Гизо, признавшего, что такая «необузданная» личность даже во Франции нетерпима. Перед революцией 1848 г. Бакунин возвращается в Париж, где поселяется в казарме рабочих, охраняющих революционного префекта полиции. Его зажигательные речи, хаотичная деятельность и вмешательство во внутренние дела Франции, заставило французское революционное правительство удалить его страны под предлогом политической миссии в славянские земли.
Бакунин со свойственным ему жаром и горячностью принимает участие в чешском революционном движении 1848 г., а затем в дрезденском восстании весной 1849 г. после подавления которого, он был арестован и приговорен властями Саксонии к смертной казни, заменой пожизненным заключением. Когда в Австрии началось следствие по делу о пражском восстании, он в 1850 г. был выдан австрийским властям, в свою очередь, также приговорившим его к смертной казни. Приговор не был приведен в исполнение и Бакунина, как русского подданного, передали русским властям. Он был заключен сначала в один из казематов Алексеевского равелина Петропавловской крепости (1851 – 1854), затем в Шлиссельбургскую крепость (1854 – 1857).
12 марта 1854 г. Бакунин был доставлен в Шлиссельбургскую крепость с предписанием коменданту: «Так как Бакунин есть один из важнейших арестантов, то соблюдать в отношении к нему всевозможную осторожность, иметь за ним бдительнейшее и строжайшее наблюдение, содержать его совершенно отдельно, не допускать к нему никого из посторонних и удалять от него известия обо всем, что происходит вне его помещения так, чтобы самая бытность его в замке была сохранена в величайшей тайне».
Бакунин тяжело переносил одиночное заточение. Он заболел цингой, в результате которой потерял все зубы. Впоследствии он говорил Герцену об этом времени: «Страшная вещь – пожизненное заключение. Влачить жизнь без цели, без надежды, без интереса! Со страшной зубной болью, продолжавшейся по неделям… не спать ни дней, ни ночей, – что бы ни делал, чтобы ни читал, даже во время сна чувствовать… я раб, я мертвец, я труп…».
В Шлиссельбургской крепости М.А. Бакунин написал свою «Исповедь», в которой проклинал свои «грехи», «преступления» и благодарил Бога, что его гибельные «предприятия» остались неосуществленными. В «Исповеди» Бакунин достаточно искренне, обстоятельно и точно описал свою эмигрантскую деятельность, изложил основы своего мировоззрения, взгляды на положение дел в России и славянских странах. В ней отразился кризис левогегельянских взглядов Бакунина. В «Исповеди» он часто и явно отступает от своих прежних идей и высказывает верноподданнические чувства в духе просвещенного абсолютизма. Но его просьба заменить заключение в крепости каторгой осталась без последствий, и только новый царь – Александр II после еще одного покаянного письма Бакунина отправляет его на поселение в Сибирь.
С 1857 г. Бакунин живет в Томске, а затем переселяется в Иркутск. Здесь в 1858 г. он женится на дочери ссыльного поляка Антонии Квятковской.
Получив разрешение на путешествие с научной целью по Амуру, Бакунин совершает побег в Европу. 1 января 1862 г. он уже в Лондоне у Герцена и Огарёва, которые знали его еще по Москве, и активно включается в революционную пропаганду, печатается в «Колоколе». В 1863 г. он принимает участие в поддержке польского восстания. Бакунин думал о создании польского легиона, который помог бы польским повстанцам, и с этой целью направился в Швецию. Попытка организации морской экспедиции для помощи восставшим потерпела неудачу. После подавления польского восстания Бакунин окончательно переходит на позиции анархизма. Отрицая любую форму государственной власти, он считал, что общество должно быть организовано «снизу вверх», в виде федерации самоуправляющихся общин, артелей, ассоциаций, областей, народов. Будущее общество он рассматривал как торжество свободы, при которой возможно наиболее полное развитие всех человеческих способностей.
Когда в 1864 г. в Лондоне Марксом и Энгельсом было создано Международное товарищество рабочих – I Интернационал, Бакунин встречается с Марксом, вступает в Интернационал и предлагает свои услуги для пропаганды его документов в Италии, где жил в это время. Там же он знакомится с итальянскими масонами и Гарибальди и создает тайное «Интернациональное братство», для которого пишет «Революционный катехизис». Разглядев в масонах буржуазную по своей сущности структуру и убедившись в бесплодности своих попыток использовать «братство» в революционных целях, Бакунин переезжает в Швейцарию. В 1867 г. вступает в пацифистскую организацию «Лига мира и свободы» и выступает с речью на ее 1-м конгрессе, пытается превратить ее в анархическое общество. В 1868 г. он порывает с Лигой, вступает в Женевскую секцию Первого интернационала, и в то же время организует «Альянс социалистической демократии», мало чем отличающийся от анархического «Интернационального братства». Бакунин прилагает колоссальные усилия, чтобы «Альянс» был принят в I Интернационал, и это ему удается при условии, что «Альянс» как союз будет распущен. Но он сохраняет внутри Интернационала тайную организацию и ведет с Марсом и Энгельсом ожесточенную борьбу по важнейшим политическим и теоретическим вопросам, выдвигая в качестве основных положений равенство классов, отмену наследования как исходную точку социального прогресса, воздержание от участия в политическом движении.
В 1869 г. Бакунин знакомится с С.Г. Нечаевым и попадает под влияние этого авантюриста от революции. Бакунин надеялся через Нечаева распространить идеи «Альянса» в России, где своего эмиссара представил как представителя несуществующего «Европейского Революционного Союза». Но вскоре разошелся с Нечаевым в вопросе о методах революционной борьбы, сформулированных в «Катехизисе революционера», так как считал недопустимыми мистификации, шантаж провокации, предательство по отношению к товарищам.
Раскольническая деятельность «Альянса» вызывала резкую критику со стороны членов I Интернационала и в 1872 г. на Гаагском конгрессе Международного товарищества рабочих Бакунин был исключен из его рядов. Исключение из рядов Интернационала не охладило анархических претензий Бакунина на теоретическое обоснование стратегии и тактики революционной борьбы. Он создает Анархический интернационал под названием «Международное товарищество рабочих». Активизация анархического движения в Европе и Америке вызывает ожесточенную борьбу К. Маркса и Ф. Энгельса с идеологией и практикой бакунизма.
В 1874 г. Бакунин отправился в Болонью, где предполагалось крестьянское восстание, но попытка не удалась, и он вынужден был бежать. Последние два года Бакунин живет в Лугано, его материальное положение было довольно печально. Главным образом он жил на различные пожертвования, кроме того, ему помогали А.И. Герцен, И.С. Тургенев, А. Фогт и А. Рейхель, кое-что присылали братья.
1 июля 1876 г. Михаил Александрович Бакунин умер в Берне в больнице для бедных. Похоронен на бернском кладбище, над могилой возвышается простая, грубо обработанная гранитная стела, на которой выбиты два слова – MICHEL BAKUNINE и даты – 1814 – 1876.