любая приспособленность организмов носит относительный характер потому что

Приспособленность организмов и ее относительность

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Многообразие конкретных приспособлений можно разделить на несколько групп, которые являются формами приспособленности организмов к окружающей среде.

Некоторые формы приспособленности у животных.

Покровительственная окраска и Отпугивающее поведение:

Форма и окраско животного сливается с окружающими предметами. – скунс или американская вонючка;

-белая сова; Мимикрия (внешнее сходство незащищенного живо

-камбала; тного с защищенным )

-насекомое палочник. – безобидные тропические ужи похожи на ядовитых

Другие средства защиты:

Многие животные не обладающие средствами активной защиты, в случае опасности принимают позу покоя и замирают (насекомые, рыбы, амфибии, птицы).

Подражение окраски скорлупы яиц наблюдается в случае гнездового паразитизма у птиц. Пример : обыкновенная кукушка: яйца кукушки настолько похожи на яйца вида – хозяина, что самка не может различать их и насиживает вместе со своими.

Приспособления, обеспечивающие защиту потомства от врагов:

Азовские и каспийские бычки – откладывают икру в ямки, вырытые в грунте на дне, и затем охраняют ее в течении всего развития.

Самец колюшки строит гнездо с выходом и входом.

Некоторые американские сомы прилепляют икру на брюхо и носят еенасебе все время развития..

Многие рыбы вынашивают икру во рту или даже в желудке. В это время родитель ничего не ест.

Существуют виды лягушек, у которых икринки развиваются в специальной выводковой камере (сумке) на спине или в голосовых мешках самца.

Наибольшая безопасность потомства достигается, когда зародыши развиваются в теле матери. Плодовитость в этих случаях снижается, однако это компенсируется возрастанием выживаемости молоди.

Наивысшей степени развития достигают формы поведения у млекопитающих животных. Это проявляется и в отношении к детенышам; их кормлении; обучении ловли добычи; учении своих детенышей в избежении опасностей.

Некоторые формы приспособленности у растений.

Приспособления Приспособления Приспособления к Приспособления к

к повышенной сухости к повышенной влажности опылению насекомыми опылению ветром

— превращение листьев в испарения.

иголки. – мелкая, легкая пыльца

— пестик сильно опушен;

— лепестки и чашелистики не развиты:

не мешают обдуванию других частей

Др. средства защиты:

— от поедания травоядными животными

иглы; колючки (кактусы, шиповник, боярышник,

-от поедания гусеницами, улитками и грызунами

«обжигающие волоски» у крапивы, накопление

кристаллов щавелевокислого кальция в шипах некоторых растений

Ч. Дарвин подчеркнул, что все приспособления, сколь совешенными они ни были, носят относительный характер. Е.О. формирует приспособления к конкретным условиям существования (в данное время и в данном месте),а не ко всем возможным условиям среды.

Благодаря мимикрии большинство птиц не трогает ос и пчел, однако есть среди них виды, которые едят и ос, и пчел, и их подражателей. Еж и птица-секретарь без вреда поедают змей. Панцирь наземных черепах надежно защищает их от врагов, но хищные птицы поднимают их в воздух и разбивают о землю.

При изменении условий среды они оказываются бесполезными или вредными для организма.

Постоянный рост резцов грызунов-очень важная особенность, но лишь при питании твердой пищей. Если крысу кормить мягкой пищей, резцы не изнашиваются, вырастают до таких размеров, что питание становится невозможным.

Лаб. раб по теме: «Изучение приспособленности организмов к среде обитания.»

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Тест с ответами на тему: “Эволюционное учение”

I вариант.

1. Мелкие систематические группы – виды, роды, семейства – в процессе эволюции возникают путем:
а) биологического прогресса
б) идиоадаптации +
в) ароморфоза

2. Творческая роль естественного отбора проявляется в:
а) возникновении новых видов +
б) освоении организмами новых сред обитания
в) образовании подвидов

3. Эволюцией называют:
а) улучшение старых и создание новых сортов растений и пород животных
б) индивидуальное развитие любого живого существа
в) историческое развитие живой природы +

4. Утрата крыльев у одних видов островных насекомых или их сильное развитие у других видов – это пример:
а) идиоадаптации +
б) ароморфоза
в) дегенерации

5. Основная заслуга Дарвина в том, что он:
а) поместил человека в один ряд с человекообразными обезьянами
б) впервые создал эволюционное учение
в) выявил предпосылки и причины эволюционного процесса +

6. Что является единицей эволюционного процесса:
а) особь
б) популяция +
в) вид

7. Что является движущей и направляющей силой эволюции:
а) разнообразие условий среды
б) дивергенция признаков
в) естественный отбор наследственных изменений +

8. К чему приводит наличие таких факторов, как интенсивность размножения и ограниченность места и ресурсов для жизни:
а) к борьбе за существование +
б) к образованию новых видов
в) к естественному отбору

9. Найдите гомологи легких кошки:
а) трахеи плавунца
б) жабры рака
в) легкие лягушки +

10. К чему приводит движущая форма отбора:
а) к сужению прежней нормы реакции
б) к сдвигу прежней нормы реакции +
в) к уничтожению особи с отклонениями от средней нормы реакции

11. Любая приспособленность организмов носит относительный характер, потому что:
а) адаптация целесообразна при определенных условиях +
б) жизнь завершается смертью
в) идет борьба за существования

12. В результате проявления какой формы отбора возникает устойчивость к действию ядохимикатов:
а) стабилизирующего
б) движущего +
в) стихийного

13. Темные бабочки встречаются в загрязненных районах чаще, чем светлые потому что:
а) темные бабочки менее заметны на фоне окружающей среды для хищников +
б) в промышленных районах темные бабочки откладывают больше яиц, чем светлые
в) пачкаются

14. Дарвиновы вьюрки с Галапогоских островов образовали много видов в результате:
а) заселения каждого острова новым видом
б) различия климатических условий на островах
в) приспособления к разным экологическим нишам +

15. Кто предложил бинарную номенклатуру:
а) Линней +
б) Дарвин
в) Ламарк

16. Основные причины эволюции согласно Ламарку:
а) борьба за существование
б) способность организмов целесообразно реагировать на изменения окружающей среды +
в) наследственность

17. Социально – экономические предпосылки теории Дарвина:
а) клеточная теория
б) успехи палеонтологии и сравнительной эмбриологии
в) развитие капитализма в Англии +

18. Главные причины борьбы за существование согласно Дарвину:
а) появление летальных мутаций
б) недостаток кормовых ресурсов +
в) изменение условий среды

19. Естественный отбор сохраняет эти признаки:
а) нейтральные для вид
б) полезные для человека
в) полезные для вида +

20. Анатомическое сходство человека с млекопитающими животными – это результат:
а) дивергенции
б) родства +
в) конвергенции

II вариант.

1. Движущая форма отбора приводит:
а) к сдвигу прежней нормы реакции +
б) к уничтожению особи с отклонениями от средней нормы реакции
в) к сужению прежней нормы реакции

2. Выберите первого эволюциониста:
а) Дарвин
б) Ламарк +
в) Линней

3. Труд “Философия зоологии” принадлежит:
а) Дарвин
б) Линней
в) Ламарк +

4. Кто был основоположником систематики:
а) Ламарк
б) Линней +
в) Дарвин

5. Кто был основоположником теории градации:
а) Бэр
б) Линней
в) Ламарк +

6. Отбор, который направлен в сторону особей, ранее уклоняющихся от установившегося в популяции признака:
а) дизруптивный
б) движущий +
в) стабилизирующий

7. Самой жесткой формой борьбы считается:
а) внутривидовая +
б) с неблагоприятными условиями среды
в) межвидовая

8. Случайное направленное изменение частот аллелей в малой популяции называется:
а) изоляция
б) “волны жизни”
в) дрейф генов +

9. Видообразование, которое основано на географической изоляции:
а) филетическое
б) аллопатрическое +
в) симпатрическое

10. Гомологичные органы – это:
а) крыло птицы и ласт кита +
б) крыло птицы и крыло бабочки
в) роющие конечности крота и медведки

11. Какой это вид критерия: большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками?
а) географический
б) экологический+
в) морфологический
г) генетический

12. Какую форму борьбы за существование Дарвин считал наиболее напряженной?
а) борьбу с неблагоприятными условиями
б) внутривидовую+
в) межвидовую
г) все перечисленные формы в равной степени

13. Естественный отбор действует на уровне чего?
а) отдельного организма
б) популяции+
в) вида
г) биоценоза

14. Определите, какие ароморфозы позволили пресмыкающимся полностью освоить наземно-воздушную среду?
а) роговой покров, развитые легкие+
б) пятипалая конечность, живорождение
в) покровительственная окраска, способность к регенерации
г) четырехкамерное сердце, теплокровность

15. Этот вид изменчивости играет ведущую роль в эволюции:
а) определенная
б) модификационная
в) групповая
г) мутационная+

16. Какой фактор объединяет особей одного вида в отдельную популяцию?
а) свободное скрещивание особей друг с другом
б) сходство внешнего и внутреннего строения особей друг с другом
в) одинаковый хромосомный набор особей: форма и число хромосом
г) общая территория ( ареал ), занятая особями в природе+

17. Крупные систематические группы в процессе эволюции обычно возникают путем:
а) ароморфоза+
б) идиоадаптации
в) общей дегенерации
г) направленной эволюции

18. Выберите пример действия стабилизирующей формы естественного отбора:
а) существование реликтовой кистеперой рыбы латимерии+
б) появление темноокрашенной формы в популяции бабочки березовой пяденицы
в) появление раннецветущей и позднецветущей рас погремка большого на скашиваемых лугах
г) появление длиннокрылых и бескрылых насекомых на океанических островах, продуваемых ветрами

19. К чему обычно приводит движущая форма отбора?
а) к уничтожению особей с отклонениями от прежней нормы реакции
б) сужению прежней формы реакции
в) расширению прежней нормы реакции
г) сдвигу прежней нормы реакции+

20. К образованию чего приводит микроэволюция?
а) новых семейных групп
б) новых подвидов и видов+
в) новых родов
г) новых отрядов и семейств

Источник

Проверочная работа 11 класс «Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Проверочная работа по теме:

« Адаптация организма к условиям обитания как результат действия естественного отбора»

Выберите один верный ответ.

1) стремления особей к самосовершенствованию 3) деятельности человека

2) модификационной изменчивости 4) взаимодействия эволюционных факторов

1) является результатом активного стремления организмов приспособиться к конкретным условиям

среды;
2) является результатом естественного отбора особей, оказавшихся более приспособленными, чем

другие, к условиям среды благодаря наличию у них случайно возникших наследственных изменений;
3) является результатом непосредственного влияния внешних условий на развитие у организмов

соответствующих признаков;
4) она была изначально предопределена в момент создания творцом основных видов живых существ.

3. Явление, которое служит примером маскировочной окраски:

1) окраска пятнистого оленя и тигра;
2) пятна на крыльях некоторых бабочек, похожие на глаза позвоночных животных;
3) сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликониды;
4) окраска божьих коровок и колорадского жука.

1) предостерегающая окраска 2) мимикрия 3) приспособительная окраска 4) маскировка.

1) любая адаптация целесообразна только в определенных условиях

2) борьба за существование может привести к изменению вида

3) при резких изменениях условий группа организмов вымирает

4) приспособление не всегда адекватно условиям среды

1) зеленая окраска у певчего кузнечика; 3) зеленая окраска листьев у большинства растений;
2) ярко-красная окраска у божьей коровки; 4) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.

1) активное питание рыбой 3) большие размеры тела

2) быстрое передвижение в воде 4) плотный перьевой покров

1) наличии постоянной температуры тела 3) смене волосяного покрова

2) наличии зимней спячки 4) образовании стай.

1) предусмотрительное поведение 2) мимикрия 3) физиологическая приспособленность 4) маскировка

1) маскировки 2) мимикрии 3) покровительственной окраски 4) расчленяющей окраски

Выберите три правильных ответа из шести вариантов.

а) превращение передних конечностей в ласты г) обтекаемая форма тела

б) дыхание кислородом, растворенным в воде д) толстый подкожный слой жира

в) дыхание кислородом воздуха е) постоянная температура тела.

а) плоское тело придонных рыб 1. Поведенческая

б) частичный или полный анабиоз 2. Морфологическая

в) замирание, имитация смерти 3. Физиологическая

г) особая структура белков у термофильных организмов. 4. Биохимическая

13. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные термины

Проверочная работа по теме:

« Адаптация организма к условиям обитания как результат действия естественного отбора»

Выберите один верный ответ.

1) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих размножение в поколениях;
2) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих широкую изменчивость организмов;
3) появление в популяции генов, обеспечивающих сохранение признаков вида у организмов;
4) появление в популяции генов, обусловливающих приспособление организмов к условиям обитания.

1) естественный отбор 3) внутреннее стремление приспособиться к среде

2) модификационная изменчивость 4) конкуренция между видами

1) зеленая окраска у певчего кузнечика; 3) зеленая окраска листьев у большинства растений;
2) ярко-красная окраска у божьей коровки; 4) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.

1) зеленая окраска у певчего кузнечика;
2) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;
3) ярко-красная окраска у божьей коровки;
4) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

1) ярко-красная окраска у цветка розы; 3) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.
2) ярко-красная окраска у божьей коровки; 4) сходство в окраске у мухи-журчалки и осы;

1) окраска божьих коровок 3) муха-большеголовка по форме и окраске похожая на ос

2) светлое брюхо и темная спина рыб 4) зеленая окраска кузнечика

1) охота акул, скатов 3) миграция перелётных птиц;

2) ночная активность летучих мышей 4) движение створок раковины моллюска.

1) окраска шмелей, ос и пчел 3) форма тела акулы и дельфина

2) пятнистая окраска оленей 4) меняющаяся окраска хамелеона

1) отпугивание врагов 3) слияние с окружающей средой

2) подражание другим видам 4) поглощение солнечных лучей

10. Какое проявление покровительственной окраски называют мимикрией

1) окраску, расчленяющую тело на части

2) яркую окраску, сигнализирующую о ядовитости и несъедобности организма

3) подражание менее защищенных организмов одного вида более защищенным другого вида

4) приспособление, при котором форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами

Что из перечисленного не является приспособлением к окружающей среде?

а) высокая рождаемость г) инстинкты

б) мимикрия д) маскировочная окраска

в) высокая смертность е) предостерегающая окраска

12. Установите соответствие.

Адаптации: Вид адаптаций:

а) густой шерстный покров 1. Поведенческая

б) удаление избытка воды через почки 2. Морфологическая

в) яды змей, скорпионов 3. Физиологическая

г) вынашивание икры во рте теляпией 4. Биохимическая

1. Покровительственная окраска развивается у видов, живущих на открытом пространстве.

2. Эта окраска может быть сплошной, может быть расчленяющей.

3. Поведенческие приспособления характерны, как правило для особей с высокоразвитой нервной

4. Предостерегающая окраска развивается у ядовитых насекомых.

5. При понижении температуры окружающей среды некоторые животные впадают в состояние анабиоза.

Проверочная работа по теме:

« Адаптация организма к условиям обитания как результат действия естественного отбора»

Выберите один верный ответ.

1. Формирование приспособленности у организмов происходит в результате

1) освоения видом новых территорий

2) прямого воздействия среды на организм

3) дрейфа генов и увеличения численности гомозигот

4) естественного отбора и сохранения особей с полезными признаками

2. Многие виды мух имеют сходство в окраске с осами, пчёлами, шмелями, что

1) защищает их от врагов 2) облегчает добывание ими пищи

3) усиливает между ними конкуренцию 4) позволяет им переносить резкие колебания влажности

3. Приспособлением обыкновенного крота к обитанию в почве служит

1) весенняя линька 2) однородность зубов

3) цилиндрическая форма тела 4) отсутствие извилин в полушариях головного мозга

4. Приспособленность организмов к среде обитания — результат

1) стремления особей к самоусовершенствованию 2) проявления конвергенции

3) методического отбора 4) взаимодействия движущих сил эволюции

5. Приспособленность к обитанию в водной среде у дельфинов

1) жаберное дыхание 2) обтекаемая форма тела

3) наличие пятипалых конечностей 4) легочное дыхание

6. Какое проявление покровительственной окраски называют мимикрией

1) окраску, расчленяющую тело на части

2) яркую окраску, сигнализирующую о ядовитости и несъедобности организма

3) подражание менее защищенных организмов одного вида более защищенным организмам другого вида

4) приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами

7. Какая особенность насекомых позволяет им приспосабливаться к изменяющимся условиям среды

1) развитие с неполным превращением

2) способность хорошо маскироваться

3) быстрая смена поколений

4) развитие с полным превращением

8. Какие приспособления к перенесению неблагоприятных условий сформировались в процессе

эволюции у земноводных, живущих в умеренном климате?

1) запасание корма 2) оцепенение

3) перемещение в теплые районы 4) изменение окраски

9. Развитие растений экосистемы луга в разные сроки — это приспособление к

1) совместному обитанию 2) сохранению влаги

3) использованию минеральных веществ почвы 4) поглощению углекислого газа

10. В чем проявляется приспособленность зайца-беляка к защите зимой от хищников?

1) наличии постоянной температуры тела 2) смене волосяного покрова

3) наличии зимней спячки 4) способности быстро передвигаться по снегу

11. Установите соответствие

Адаптации млекопитающих животных

Б) равномерное распределение подкожного жира

В) запасание метаболической воды

Г) наличие крупных сильно выступающих ушей

Д) выделение концентрированной мочи

Е) развитый подшёрсток

12. Установите соответствие

А) вынашивание икры во рту тилапией

Б) сучковидная форма палочника

В) высокая плодовитость у трески

Г) замирание при опасности у опоссума

Д) наличие в коже лягушек-древолазов ядовитых желёз

Е) удаление избытка воды через почки

в виде слабоконцентрированной мочи речными рыбами

Ответы к Проверочной работа по теме:

« Адаптация организма к условиям обитания как результат действия естественного отбора»

Источник

Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный характер

Разделы: Биология

Оборудование:

Таблица “Приспособленность и ее относительный характер”, фотографии, рисунки, коллекции организмов растений и животных, карточки для выполнения тестов, презентация.

1. Повторение изученного материала:

В форме фронтальной беседы предлагается ответить на вопросы.

а) Назовите единственную направляющую движущую силу эволюции.
б) Что является поставщиком материала для отбора в популяции?
в) Известно, что наследственная изменчивость, поставляющая материал для отбора, случайна и не направлена. Каким образом естественный отбор приобретает направленный характер?
г) Дайте объяснение с эволюционных позиций следующему выражению: “Отбору подвергаются не отдельные гены, а целостные фенотипы. Фенотип выступает не только объектом отбора, но и выполняет роль передатчика наследственной информации в поколениях”.

По мере постановки вопроса его текст выводится на экран (используется презентация)

2. Учитель подводит беседу к формулировке темы урока.

В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной…? борьбы за существование, в результате которой выживают особи наиболее приспособленные к условиям окружающей среды. (Вывод схемы на экран, учащиеся записывают в тетрадь)

любая приспособленность организмов носит относительный характер потому что. Смотреть фото любая приспособленность организмов носит относительный характер потому что. Смотреть картинку любая приспособленность организмов носит относительный характер потому что. Картинка про любая приспособленность организмов носит относительный характер потому что. Фото любая приспособленность организмов носит относительный характер потому что

Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций – приспособлений к среде обитания, т.е. приспособленность – результат действия естественного отбора в данных условиях существования.

(Сообщение темы урока, запись в тетради)

Подумайте и попытайтесь сформулировать в чем заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания? (Вместе с учащимися учитель дает определение приспособленности, которое записывается в тетрадь, вывод на экран слайда)

Приспособленность организмов или адаптации – совокупность тех особенностей их строения, физиологических процессов и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды.

Как вы считаете, какое значение приспособленность имеет для организмов?

Значение: приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства. (Запись в тетради, вывод на экран слайда)

Возникает вопрос, как образуются приспособления? Попробуем объяснить образование хобота у слона с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина.

(На экране фотография слона и формулировка поставленного вопроса)

Предположительные ответы учащихся:

По Линнею: приспособленность организмов – проявление изначальной целесообразности. Движущей силой является Бог. Пример: слонов, как и всех животных создал Бог. Поэтому все слоны с момента возникновения обладают длинным хоботом.

По Ламарку: идея о врожденной способности организмов изменяться под воздействием внешней среды. Движущей силой эволюции является стремление организмов к совершенству. Пример: слоны при добывании пищи вынуждены были постоянно вытягивать свою верхнюю губу, чтобы достать пищу (упражнение). Этот признак передается по наследству. Так возник длинный хобот слонов.

По Дарвину: среди множества слонов были животные с хоботами разной длины. Те из них, у кого хобот был немного длиннее, более успешно добывали себе пищу и выживали. Этот признак передавался по наследству. Так, постепенно, возник длинный хобот слонов.

Какое объяснение более реально? Попробуем описать механизм возникновения приспособлений. (На экране схема)любая приспособленность организмов носит относительный характер потому что. Смотреть фото любая приспособленность организмов носит относительный характер потому что. Смотреть картинку любая приспособленность организмов носит относительный характер потому что. Картинка про любая приспособленность организмов носит относительный характер потому что. Фото любая приспособленность организмов носит относительный характер потому что

3. Многообразие адаптаций.

На столах учащихся рисунки, коллекции, иллюстрирующие различные приспособления организмов к окружающей среде. Работа парами или группами. Ученики описывают адаптации, называют их сами или с помощью учителя. На экране данные приспособления появляются по ходу беседы.

2. Маскировка: форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами (слайд).

(Морской конек, палочники, гусеницы некоторых бабочек).

3. Покровительственная окраска:

развита у видов, которые живут открыто и могут оказаться доступными для врагов (яйца у открыто гнездящихся птиц, кузнечик, камбала). Если фон среды не является постоянным в зависимости от сезона года – животные меняют свою окраску (заяц беляк, русак).

4. Предостерегающая окраска:

Очень яркая, характерна для ядовитых и жалящих форм (осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи). Часто сочетается с демонстративным отпугивающим поведением.

сходство в окраске, форме тела незащищенных организмов с защищенными (муха-журчалка и пчела, тропические ужи и ядовитые змеи; цветки львиного зева похожи на шмелей – насекомые пытаются завязать брачные отношения, что способствует опылению; яйца, откладываемые кукушкой). Подражатели никогда не превосходят численностью вид-оригинал. Иначе предупреждающая окраска потеряет смысл.

6. Физиологические адаптации:

7. Поведенческие адаптации:

8. Биохимические адаптации:

и психрофильных (холодолюбивых), позволяющая организмам существовать в горячиз источниках, вулканических почвах, условиях вечной мерзлоты.

Относительный характер приспособлений.

Предлагается обратить внимание на таблицу: заяц. Незаметный для хищников на снегу, хорошо заметен на фоне стволов деревьев. Вместе с учащимися приводятся другие примеры: ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков, но и летят на огонь, хотя и гибнут при этом; ядовитых змей поедают мангусты, ежи; если кактус обильно поливать – он погибнет.

Какой вывод можно сделать?

Вывод: любое приспособление целесообразно только в условиях, в которых оно сформировалось. При изменении этих условий адаптации теряют свою ценность или даже приносят вред организму. Следовательно – приспособленность носит относительный характер.

При изучении темы мы опирались на учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Оно объяснило механизм возникновения приспособленности организмов к условиям обитания и доказало, что приспособленность всегда носит относительный характер.

4. Закрепление знаний.

на столах учащихся листы с тестами и карточки для ответов.

1. Явление, которое служит примером маскировочной окраски:

а) окраска пятнистого оленя и тигра;
б) пятна на крыльях некоторых бабочек, похожие на глаза позвоночных животных;
в) сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликониды;
г) окраска божьих коровок и колорадского жука.

2. Как современная наука объясняет формирование органической целесообразности:

а) является результатом активного стремления организмов приспособиться к конкретным условиям среды;
б) является результатом естественного отбора особей, оказавшихся более приспособленными, чем другие, к условиям среды благодаря наличию у них случайно возникших наследственных изменений;
в) является результатом непосредственного влияния внешних условий на развитие у организмов соответствующих признаков;
г) она была изначально предопределена в момент создания творцом основных видов живых существ.

3. Явление. Примером которого служит сходство мухи-львинки и ос по окраске брюшка и форме усиков:

а) предостерегающая окраска;
б) мимикрия;
в) приспособительная окраска;
г) маскировка.

4. Пример покровительственной окраски:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
б) зеленая окраска листьев у большинства растений;
в) ярко-красная окраска у божьей коровки;
г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.

5. Пример предостерегающей окраски:

а) ярко-красная окраска цветка у розы;
б) ярко-красная окраска у божьей коровки;
в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;
г) сходство в окраске и форме тела.

1. Главный эффект естественного отбора:

а) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих размножение в поколениях;
б) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих широкую изменчивость организмов;
в) появление в популяции генов, обеспечивающих сохранение признаков вида у организмов;
г) появление в популяции генов, обусловливающих приспособление организмов к условиям обитания;

2. Пример покровительственной окраски:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
б) зеленая окраска листьев у большинства растений;
в) ярко-красная окраска у божьей коровки;
г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.

3. Пример маскировки:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
б) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;
в) ярко-красная окраска у божьей коровки;
г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

4. Пример предостерегающей окраски:

а) ярко-красная окраска у цветка розы;
б) ярко-красная окраска у божьей коровки;
в) сходство в окраске у мухи-журчалки и осы;
г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
б) ярко-красная окраска у божьей коровки;
в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;
г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

Карточка для ответов:

12345
а
б
в
г

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *