лунгин дирижер о чем

29 марта выходит в прокат фильм Павла Лунгина «Дирижёр», в котором звучит оратория «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). Музыкальная тема дает сюжету метафизическое наполнение, оттеняет философскую канву фильма.

Главные герои картины: Иерусалим, где происходит большая часть действия, – то открывающийся зрителям и персонажам, то ускользающий от них; музыка, которая будет «вести» персонажей, отзываться на происходящие события, помогать действию двигаться дальше. И – дирижёр. Немногословный, мощный человек, заставляющий звучать эту музыку. Сначала – слыша её внутри себя, а потом – выпуская её на волю на концерте в Иерусалиме.

лунгин дирижер о чем. Смотреть фото лунгин дирижер о чем. Смотреть картинку лунгин дирижер о чем. Картинка про лунгин дирижер о чем. Фото лунгин дирижер о чем

«Дирижер» Павла Лунгина

«Музыка как-то сама вписалась в картину, — говорит Павел Лунгин. — И оказалось, что получается эффект достижения совершенно нового качества. Она как бы уходит к тебе в душу.

Чем больше я занимаюсь кино, тем больше убеждаюсь, что эстетическое переживание идет через изображение. Но эмоции, слезы, как это ни странно, идут через звук. Не случайно американцы, не знаю, осмысляют они это или нет, огромные деньги вкладывают в звуковые моменты – во всё это дополнение, наполнение кинотеатров всевозможными репродукторами, музыкой, шумами, шорохом…

В фильме эта музыка берет на себя эмоциональное состояние зрителя. Поэтому, если у человека есть душа, какое-то душевное чувство, то мне кажется, он реагирует на подобное воздействие».

Начинается действие в московской квартире: дирижёр получает по факсу какое-то важное известие. Как позднее станет ясно, известие о гибели сына в Иерусалиме, где он должен выступать с оркестром.

Есть немного в картине Москвы, вскользь, потому что и дирижёра, и солистов его оркестра необходимость и музыка неудержимо влекут в аэропорт. Оттуда – в Иерусалим. Вроде бы ясно для чего – выступить на концерте, которого давно ждали. А на самом деле для того, чтобы переменить жизнь.

В фильме не очень много разговоров. Причём дирижёр – самый молчаливый персонаж. Но пространство вокруг него словно наэлектризовано, наполнено смыслами.

«Владас Багдонас – актёр глубокого «бергмановского» наполнения. Он создает образ слишком сильного человека. И мне кажется, в его лице можно прочитать очень многое», — говорит Лунгин.

лунгин дирижер о чем. Смотреть фото лунгин дирижер о чем. Смотреть картинку лунгин дирижер о чем. Картинка про лунгин дирижер о чем. Фото лунгин дирижер о чем

«Дирижер» Павла Лунгина

В Иерусалиме дирижёр отправляется туда, где лежит его сын. Непростой это путь – к умершему сыну. Чтобы добраться до места, он поднимается на автомобиле в гору, затем преодолевает лестницу. Можно предположить, какие же «горы» он преодолевает внутри себя.

Не только музыкальные аллюзии привлекает Лунгин, но и живописные. Дирижер находит в квартире сына картину со своим изображением. Но ее композиция вызывает в памяти работу Ганса Гольбейна-младшего «Мёртвый Христос в Гробу». Той самой, про которую князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского воскликнул: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!» Речь в картине Гольбейна даже не о Христе, а о смерти, о полной её победе.

В похожей позе, как и на картине сына, мы видим спящего дирижера в самом начале фильма.

Возвращаясь, он выбрасывает картину, словно делая шаг к воскрешению собственной души, из каменной превращая её в живую.

«Мне кажется, что человек развивается кризисами, наверное, как и общество. От кризиса к кризису, каждый из которых ведет к пониманию себя и своего места. В фильме есть момент, когда дирижёр признаётся, что всегда пытался уйти от неприятностей. Он говорит: «Я не люблю смерти, я никогда не ходил на похороны, ненавижу кладбища». Это выбивает его из колеи, ему удавалось ускользать от глубоких мыслей о смерти, о конце, о начале новой жизни.

Историю этого фильма можно рассказать просто в двух словах: о том, как очень сильный человек, кусок камня, глыба, впервые в жизни заплакал. Что надо было жизни, Творцу, чтобы выбить из него, из этой каменной души, эти слезы? Что с ним произошло?», — говорит Павел Лунгин.

Виновны?

«Иерусалим является действующим лицом этого фильма. – рассказывает Лунгин. — Это то место, где с тебя, как с луковицы, сваливаются одежки, шкурки, под которыми ты пытаешься спрятаться. И где проявляется правда. Под безжалостным черным солнцем Иерусалима все становится очевидным».

Иерусалим обнажает и правду о других персонажах, которые уж очень современны, то есть напоминают нас, современных людей, причём не в самом красивом виде.

Героиня Инги Оболдиной – солистка оркестра – единственная, кто позиционирует себя христианкой. Она надевает крестик на своего неверующего мужа (Карен Бадалов), потому что «в Иерусалим ж летим», говорит высокие слова о семье, о браке, совершенно не желая слышать человека, который находится рядом с ней. Идея, выполнение каких-то правил, заменили ей настоящую веру, любовь. И её попытки сохранить семью не становятся стремлением сберечь главное её составляющее – любовь. Она знает, что «брак – это навечно», и больше ей ничего не нужно.

И не случайно она — пусть косвенно, несознательно – становится причиной гибели женщины (Дарья Мороз), матери двоих детей, в которую влюбился её муж. Женщина гибнет именно в тот момент, когда солистка вдохновенно исполняет прекрасное музыкальное произведение. Произведение, все смыслы которого, она, как ей кажется, понимает. А на самом деле – ограничивается лишь внешними знаниями…

А её муж даже не понимает, о чём он поет. Вот его слова: «Церковные вещи. Я плохо разбираюсь. Оратория. У меня там партия Евангелиста». Тоже весьма узнаваемый персонаж, не правда ли?

лунгин дирижер о чем. Смотреть фото лунгин дирижер о чем. Смотреть картинку лунгин дирижер о чем. Картинка про лунгин дирижер о чем. Фото лунгин дирижер о чем

Фото: «Мастерская Павла Лунгина»

Герои уезжают из Иерусалима другими. Город, который сопутствовал, показывал себя с совершенно разных сторон, оставаясь при этом Вечным Городом, изменил их. В финале фильма перед зрителями – образ дороги, по которой уезжает автобус с музыкантами. Образ дороги – ёмкий и многогранный символ в мировом искусстве. Дорога мыслится как жизненный путь, а часто – как путь к Богу.

Вернулись ли все персонажи картины к Богу – неясно. Но то, что они вернулись к себе – очевидно.

«Мой герой – это человек, который меняет что-то в этой жизни, который грешит и может покаяться, переломить себя и стать иным», — ответил Павел Лунгин на вопрос, каким ему видится «герой нашего времени».

лунгин дирижер о чем. Смотреть фото лунгин дирижер о чем. Смотреть картинку лунгин дирижер о чем. Картинка про лунгин дирижер о чем. Фото лунгин дирижер о чем

«Дирижер» Павла Лунгина

Павел Лунгин в работах последних лет («Остров», «Царь») пытается найти то изначальное, на что можно опираться человеку в этом мире. Однако истинное легко подменяется собственными придумками и измышлениями, которые и принимаются за основу, и начинают двигать людьми, что приводит порою к очень страшным последствиям.

Лунгина с одной стороны критикуют за то, что он «не так» показывает христианство, не соблюдает «исторической правды». С другой – обвиняют в конъюнктуре. Однако, несмотря на разброс мнений, картины режиссёра не проходят незамеченными. Значит, цепляет что-то в них современного зрителя.

«Дирижер» продолжает главную тему «Острова» — тему покаяния. Но если в первой картине история разворачивается в не очень далёком прошлом, то «Дирижер» — это наша современность.

«Это история нашего времени, когда люди сами создают вокруг себя драмы и трагедии и живут в них», — говорит Лунгин.

Источник

Под музыку митрополита

Новый фильм Павла Лунгина «Дирижер» выходит в прокат 29 марта.

Павел Лунгин предварил премьерный показ своего фильма, который состоялся в Центральном доме литераторов, интригующими словами: «Это кино для тех, кто не хочет вливаться в цивилизацию грохочущего оптимизма». На первый взгляд, в фильме рассказана весьма простая история: знаменитый дирижер едет на гастроли со своим оркестром в Иерусалим, чтобы исполнить ораторию «Страсти по Матфею». Накануне маэстро получает телеграмму, в которой сообщается о гибели его сына. Он решает срочно ехать в Вечный город, но не объясняет причин никому из музыкантов своего оркестра…

— В какой-то степени, да. В том смысле, что здесь так же поднята тема раскаяния и покаяния, и в том, что фильм абсолютно перпендикулярен направлению современного российского кино. Я, кстати, был удивлен, когда совершенно неформатные «Остров» и «Царь» показали очень хорошие результаты в прокате. Видимо есть много людей, которые себя чувствуют неловко и неуютно в этом развлекательном плену и бесконечном оптимизме, который им навязывается.

Этот фильм начался с музыки, точнее с моего знакомства с митрополитом Илларионом Алфеевым. У него была идея создать фильм с его музыкой, ораторией «Страсти по Матфею, и эта музыка меня совершенно захватила, но я не хотел делать такой традиционно документальный фильм. Так, собственно, и получился фильм.

— Действительно, при просмотре есть ощущение, что вначале вами была услышана музыка, а потом на нее стал нанизываться какой-то сюжет.

— Да, все верно. И именно музыка и продиктовала географию съемок, возникла простейшая идея, герои едут в Иерусалим исполнять эту музыку. Поэтому в фильме она звучит всегда, и в финале «выходит» в концерте.

— Вам не хотелось в этом фильме уменьшить музыкальный ряд?

— Возможно ли, чтобы музыкант был неэмоционален?

— Читайте Томаса Манна.

— Как вы познакомились с Митрополитом Илларионом?

— Насколько легко снимался фильм?

— В «Дирижере» есть не только линия отца и сына, там есть и история о распаде отношений, расставании мужа и жены, музыкантов оркестра. Это реальная история или вы ее придумали?

— В Храме Гроба Господня спокойно разрешили снимать?

— Вы вкладывали в фильм идею об обновлении религиозного чувства?

— В вашем фильме можно разглядеть библейскую историю Бога Отца и Бога Сына. Особенно она считывается в момент, когда главный герой стоит в Храме. Вы такой смысл в картину вкладывали?

— Кто написал сценарий?

— Как нашли исполнителя главной роли?

— Вы думали о том, чтобы снимать Петра Мамонова и в этом фильме? Он все же музыкант.

— Нет, не хотел. Я очень люблю Мамонова, но понимал, что для этой роли он не подходит, это совершенно не его история, нужно искать другого.

— Где вы нашли иерусалимских ребят, которые играли друзей сына?

— Это молодые иерусалимские актеры. Очень интересные ребята. Нашли совершенно обычно, через кастинг.

— Что за картина использована в вашем фильме?

— Копия картины Ганса Гольбейна «Мертвый Христос».

— А что вы думаете по поводу проката?

— Приму любой вариант.

— А люди духовные видели картину? Какова была их реакция?

Источник

Тревожное ожидание – митрополит Иларион (Алфеев) о фильме «Дирижёр» (+ Видео)

14 апреля в 21:50 на канале «Россия 1» состоится телепремьера фильма Павла Лунгина «Дирижёр».

О том, почему стоит посмотреть этот фильм и как музыка из оратории «Страсти по Матфею» стала одним из персонажей картины, рассказывает автор оратории митрополит Иларион (Алфеев).

лунгин дирижер о чем. Смотреть фото лунгин дирижер о чем. Смотреть картинку лунгин дирижер о чем. Картинка про лунгин дирижер о чем. Фото лунгин дирижер о чем— Почему вы согласились отдать свою музыку в фильм Павла Лунгина?

— Мы встретились с Лунгиным вскоре после того, как он создал свой фильм «Остров», который мне очень понравился, и вскоре после того, как состоялась премьера моей оратории «Страсти по Матфею», которая понравилась Павлу Семёновичу. У нас возникла идея совместить наши силы и сделать что-то вместе.

Причём я первоначально предполагал, что самым правильным решением будет просто наложить видеоряд, который включает изображение событий из истории Страстей Христовых, на музыку оратории «Страсти по Матфею».

Но Павел Семёнович сказал, что он не занимается документалистикой, а занимается игровым кино, и что ему было бы интересно вписать эту ораторию в сюжет, в котором участвуют наши современники, обычные люди, музыканты оркестра, певцы хора. Дальше уже была работа над сценарием. И в итоге получился этот фильм.

— Целое музыкальное произведение не уместится в формат фильма, даже если оно – одно из действующих лиц. Всё равно приходится чем-то жертвовать, что-то упрощать. Как вы отнеслись к этому?

— Конечно, в фильме звучат только фрагменты оратории. Но с другой стороны, развитие сюжета построено таким образом, что, по крайней мере, несколько номеров из оратории вошли в фильм полностью. Причём сюжетные линии как раз целиком вписаны в тот хронометраж, который необходим для того, чтобы прозвучал данный музыкальный номер. И в этом есть какая-то своя драматургия, отличающая этот фильм от обычных художественных кинолент, под которые пишется музыка. Здесь очевидно, что не музыка писалась под фильм, а сюжет сочинялся под определённую музыку, под определённое настроение.

Мне кажется, то, что в фильме удалось – это связать музыку и религию с повседневной жизнью человека. И показать, что в жизни человека, в переплетениях и хитросплетениях человеческих судеб, вновь и вновь возникают те вечные вопросы, на которые отвечает только религия.

В строгом смысле слова это фильм не вполне религиозный. Там нет какого-то чёткого или ярко выраженного призыва, допустим, идти в церковь или идти на исповедь. И то покаяние, которое происходит у героя, не имеет ярко выраженного церковного характера. Но ведь не случайно это покаяние завершается в Храме Гроба Господня.

В ходе работы над фильмом мы разговаривали с Лунгиным, и он сказал мне, что любит работать на полутонах, не любит доводить сюжетные линии до их логического завершения, но хочет, чтобы зритель сам задумался о тех вопросах, которые поднимаются в фильме и находил бы на них ответы.

— В каких именно моментах картины вам кажется, что наиболее точно состыковались сюжетная линия и музыкальный отрывок?

— Во-первых, самое начало фильма, где звучат Евангельские блаженства и на этом фоне происходит завязка сюжета. Дирижёр просыпается, получает факс. И по его лицу мы видим, что он потрясён каким-то известием, но мы ещё не знаем, что это за известие.

«Мой герой – это человек, который меняет что-то в этой жизни, который грешит и может покаяться, переломить себя и стать иным», — ответил Павел Лунгин на вопрос, каким ему видится «герой нашего времени».

лунгин дирижер о чем. Смотреть фото лунгин дирижер о чем. Смотреть картинку лунгин дирижер о чем. Картинка про лунгин дирижер о чем. Фото лунгин дирижер о чемКульминацией фильма является тот момент, когда оркестр и хор начинают на концерте играть ораторию (первый номер оратории, который звучит целиком), а параллельно происходит развитие истории с террористом. Он появляется в фильме неожиданно, на полпути к финишу, но потом совершает свой террористический акт, лишающий жизни одну из героинь фильма и навсегда меняющий жизнь других героев.

В плане увязки музыки и сюжета есть ещё целый ряд других моментов. Например, когда дирижёр приходит в квартиру, где живут молодые люди, сообщившие ему трагическую весть. И там звучит музыка арии, посвящённой теме отречения Петра.

В общем, я думаю, для тех людей, которые знают эту музыку саму по себе, знают те сюжетные линии, которые она иллюстрирует в оратории «Страсти по Матфею», для них будут возникать при просмотре этого фильма множество параллелей, в том числе и с Евангельским сюжетом. Хотя сам этот сюжет представлен в фильме обрывочно.

— Музыка создаёт атмосферу фильма. Каково, на ваш взгляд, это настроение?

— Я думаю, что общее настроение фильма – это тревога. Тревожное ожидание. С самого начала, когда мы видим, что дирижёр получает факс, мы начинаем ожидать какого-то развития событий.

И дальше внимание зрителя не ослабевает. Он всё время переключается с сюжета на музыку, с музыки на показ лиц, с показа лиц на показ города. Вот эти несколько элементов, всё время чередуясь, приковывают внимание зрителя.

Я думаю, что в фильме большинство актёров очень хорошо играют. Они играют не просто роли, они играют самих себя. И ты забываешь, что перед тобой – актёры.

— Какой главный смысл музыкальная тема придаёт фильму?

— Я думаю, что тема фильма – это покаяние. Напоминание о том, что некоторые поступки человека могут иметь необратимые последствия, напоминание о хрупкости человеческих отношений и об ответственности человека перед своими ближними.

— Насколько тема покаяния в фильме и в музыке соотносятся?

— Музыка сочинена на конкретный сюжет. Этот сюжет – история Страстей Христовых. И первоначально, когда мы обсуждали сценарий фильма (он ещё не был написан), идея заключалась в том, чтобы каким-то образом история Страстей Христовых была представлена в картине. И на эту историю чтобы уже нанизывалась современная история современных людей.

лунгин дирижер о чем. Смотреть фото лунгин дирижер о чем. Смотреть картинку лунгин дирижер о чем. Картинка про лунгин дирижер о чем. Фото лунгин дирижер о чемВ итоге от самой истории Страстей Христовых осталось довольно мало, только два Евангельских отрывка, которые читаются в картине. Но общая атмосфера фильма, то, что действие происходит в Иерусалиме, то, что, в конце концов, главный герой приходит ни куда-нибудь, а в храм Гроба Господня, — это всё говорит о религиозной перспективе, которая ненавязчиво представляется зрителю в этом фильме.

— Герои фильма – жесткий дирижёр; певец, который не понимает, о чём он поет, даже на уровне содержания; его жена, которая позиционирует себя верующей, но в тот момент, когда она вдохновенно поёт, по её косвенной вине гибнет человек. Каково вам было отдавать свою музыку под этих героев?

— Во-первых, когда я отдавал музыку, я ещё не знал, какие будут герои. Во-вторых, я думаю, что этот фильм отражает реальность жизни. Я думаю, что те люди, которые приходят, например, на концерты моей музыки, — они так же, как и герои картины, живут в таких же обстоятельствах, может быть, совершают те же самые грехи, встречаются с теми же самыми проблемами.

Сила этого фильма заключается в том, что очень многие люди, так или иначе, узнают в этих героях самих себя и свои жизненные ситуации.

Хотел бы отметить, что это фильм не для молодёжной аудитории. На него откликаются люди среднего возраста. Именно потому, что в картине в основном затрагивается их проблематика.

— Кто из героев вам наиболее интересен, вызывает сочувствие?

— Наверное, всё-таки дирижёр. Потому что он очень хорошо показан, хорошо слеплен. Это, наверное, единственный образ, который тщательно прописан в фильме. И, конечно, мы видим его жёсткость, даже жестокость по отношению к своему сыну – то, что приводит к трагедии. Но всё-таки мы проникаемся к нему сочувствием, когда наблюдаем ту перемену, которая в нём происходит, и то покаяние, которое разворачивается на наших глазах.

— Почему, на ваш взгляд, зрителю стоит посмотреть этот фильм? Что он там может найти, открыть для себя?

— Я думаю, фильм стоит посмотреть, во-первых, потому, что это – серьёзное кино. Сейчас очень мало фильмов, заставляющих человека о чём-то задуматься – гораздо больше кинокартин, которые просто либо развлекают людей, либо пропагандируют низменные страсти, человеческие инстинкты. В таких фильмах много крови, много насилия. На этом фоне «Дирижёр» Лунгина, как и его другие работы, выделяется своим вдумчивым отношением к человеческой жизни, к её проблематике.

Во-вторых, в этом фильме есть и та религиозная перспектива, о которой я говорил и которая для меня имеет наибольшую ценность.

Мне кажется, многие из тех, кто посмотрят этот фильм – и в кинотеатрах, и на Пасху по телевидению, – задумаются об очень серьёзных вопросах. Кто-то, наверное, задумается о смысле жизни. Может быть, кого-то этот фильм приведёт в храм, как, в конце концов, это произошло с главным героем. Для меня это было бы самым лучшим результатом от просмотра фильма.

Источник

Дирижёр

составлен из 74
отзывов с оценкой

составлен по 9
рецензиям критиков

лунгин дирижер о чем. Смотреть фото лунгин дирижер о чем. Смотреть картинку лунгин дирижер о чем. Картинка про лунгин дирижер о чем. Фото лунгин дирижер о чем

Трейлер

Просмотр

Описание о чём фильм

В фильме Дирижёр отправившийся в Иерусалим для исполнения оратории «Страсти по Матфею» дирижёр начинает в течение трёх дней полностью переоценивать свою жизнь и мировоззрение, доказывая, что никогда не поздно измениться.

Отзывы зрителей

Вчера посмотрела фильм в кинотеатре. В субботу будут показывать по «РОССИИ», тоже неплохо, в пасхальную ночь..
Умный фильм для умных людей..три смерти, представителей трех религий, ценности, мировоззрение иудея, христианки, мусульманина. В фильме много места для воображения. Музыка же звучит до сих пор во мне.

В Иерулаиме Удивительным образом многое становятся на свои места. Распадается брак. который был «браком», интригует сцена подготовки араба к своему последнему шагу..
Многие слова звучат пророчески. Дирижер Петров за несколько дней до трагедии говорит сыну по телефону: у меня нет сына. И его не стало. Мятущаяся от страха солистка хора звонит по телефону паломнице и умоляет ее не приходить на концерт. Она не пришла, и она уже никогда не придет. Как не вспомнить библейское «вначале было слово». Замечательный фильм. Его стоит смотреть.

Великое отечественное кино живо.

О идее.
Кто-то может увидеть тему неумения самому решить свои проблемы, а кто-то строго религиозный посыл. Без сомнения есть о чём рассуждать. Лично я вижу, что фильм о личной несвободе. Почему «Дирижёр»? Напомню это главный герой.

Он внезапно объявляет артистам, что планы меняются и все они раньше времени едут в Израиль с концертом «Страсти по Матвею». Вся спешка из-за страшной новости, которая приходит к нему ещё в Москве. Артисты недовольны. «Даже не предупредил». Не подозревают о истинной причине. Он же скрытный, его все бояться. Не сопротивляются, едут.

Тут начинаем собирать подсказки Лунгина как ключи от сейфов, где спрятаны ответы.

Первый ключ. Оркестр это судьбы, это люди со своими чувствами. Вот один бунтует, не идёт на поводу у дирижёра. «Дайте мне свободы», кричит он в агонии. Перед нами пример борца за свободу.

Ключ второй отношения семейной пары в том же оркестре. Жена пытается управлять волей мужа. Но есть момент, что рано или поздно ружьё выстрелит. Всему есть предел.

Третий ключ тема власти и смирения человека перед ней. Наконец, мы выходим на раздор Израиля и Палестины. На то, что от конфликта между главами государств страдает мирное население. На то, что внутри него находятся те, кто тоже управляет судьбами во имя мира, принося этих невинных в жертву. Как некое послание президентам. Потому что как по-другому остановить многолетний конфликт?Как стать услышанным?

Вывод: слишком дорогую цену платит человек за желание выиграть, приказывать и повелевать судьбами. В итоге мы видим внутреннюю драму дирижёра, тянущего в свои муки ближних. Кроме того наблюдаем, что бывает, если неразумно пользоваться властью. А также что будет, если бездумно всем подчиняться.

О операторской съёмке.
Тут есть психологический момент. Иконописные краски. И ракурсы.

Итог.
Стереотипы от головы. Фильм «Дирижёр» от них противоядие. Так что зрителю, вечно плюющемуся от русского кино, либо его не начинать смотреть. Либо глянуть одним глазком, сюжет своё дело помнит, заманит, окутает и понравится где-то в глубине, посеет бунт и в ночных размышлениях подонимает вопросами. Ну, это кто кино любит, поймёт.

Источник

Детально о кинофильме «Дирижёр (2012)»

ИНТЕРВЬЮ РЕЖИССЕРА И АКТЕРОВ ФИЛЬМА

Павел Лунгин (режиссер, автор сценария, продюсер): «Этот фильм начался с музыки, точнее с того, что я познакомился с митрополитом Иларионом Алфеевым, и он дал мне послушать свою ораторию «Страсти по Матфею». У него была идея создать фильм с его музыкой, где были бы показаны храмы, фрески, сохранившиеся в старых полуразрушенных монастырях Сербии и Черногории. Музыка меня совершенно захватила, но я не хотел делать такой традиционно документальный фильм. Появилась новая идея, мы попытались соединить простую бытовую историю с высокодуховным симфоническим музыкальным произведением. Ведь как, например, передать чувство веры? Оно неосязаемо, но оно есть. Можно не находиться все время в молитвенной позе, жить вполне обыденной жизнью, но присутствие своей веры ощущать постоянно. Внешняя канва событий фильма проста: история поездки дирижера и его оркестра в Иерусалим для исполнения оратории. Эта музыка звучит постоянно, чтобы потом реализоваться уже в финальном концерте, реальном выступлении музыкантов. Получился удивительный эффект, чудесное превращение бытового изображения и музыки во что-то третье… Меня это волновало, вдохновляло, и мне кажется, что это очень интересный опыт.

Митрополит Иларион (Алфеев), композитор: «Дирижер» очень необычный фильм, который нельзя отнести ни к одной из существующих категорий. Это и не музыкальный фильм, и не триллер, он близок к драме, но не совсем драма, можно сказать, получился синтез нескольких жанров….

Здесь созданы очень убедительные человеческие образы, и, на мой взгляд, крайне важно, что в фильме затронута проблема отцов и детей. Это вечная тема. Отцы, как правило, считают, что знают, как должны жить дети, но феномен современного человека в том, что у отцов не хватает времени, чтобы вникнуть, чем живут их дети. Герой фильма профессиональный дирижер, который всю жизнь отдал музыке, для него на первом месте была карьера, а уже потом семья. И он проглядел сына. Отпустил в свободное плавание. Он понимает свою ошибку слишком поздно. Сегодня, к сожалению, люди слишком часто стали сталкиваться с подобными ситуациями, когда невозможно ничего исправить.

Тема непонимания между старшим и младшим поколением, тема отторжения отчасти взаимного, и, конечно, тема покаяния, все это вечные темы, которые проходят через многие произведения литературы и искусства, и которые в полной мере нашли свое отражение в фильме Павла Лунгина «Дирижер». Я бы сказал, что лейтмотивом фильма является тема покаяния как нравственного перерождения человека, даже если покаяние является следствием трагических событий и ошибок, имеющих необратимые последствия, все равно покаяние это внутреннее перерождение человека. И фильм именно об этом».

Инга Оболдина (актриса): «Мне очень понравился сценарий. Очень. С одной стороны, простой сюжет, но при этом очень глубокая история…

Люди, когда обретают веру, надеются и верят во все лучшее. Они верят в то, что если приехать на святую землю, то произойдет чудо и жизнь кардинально переменится к лучшему. И моя героиня ничем не отличается от других, так же надеется и верит. Она поет в хоре, как и ее супруг, вместе они едут на гастроли в Израиль, где действительно все меняется. Меняется у каждого, но совсем не так, как ожидают герои. Помните пословицу: «Человек предполагает, а Бог располагает». Наша история в том числе и об этом. Она рассказана очень просто, без надрыва. И снята почти в документальной манере. Например, мы снимали сцены в аэропорту, когда обычные пассажиры даже не догадывались, что рядом снимают кино. Знаете, оказывается, крайне сложно существовать в кадре с людьми, которые живут своей жизнью, не играют. Мы переснимали эту сцену до тех пор, пока не возникло ощущение правды. Так же мы работали и в Иерусалиме, и в горном монастыре. У Павла Семеновича в кадре все всерьез и по-настоящему, это всегда подкупает. И фильм получился очень тонким, без лозунгов.

Для меня самым запомнившимся съемочным днем была сцена теракта. Я приехала, у группы был обед: сидели люди с осколками стекол на лицах, все окровавленные… Они сидели и ели. Это было так страшно… ».

Карен Бадалов (актер): «Я играю певца в хоре. Он баритон. Это уточнение важно.. Любая профессия накладывает отпечаток на характер человека, на его образ мыслей. Недаром дирижер полифоничен, воспринимает все звуки, а если человек только тенор или баритон, то он больше ничего не слышит, он ограничен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *