сен санс история создания карнавала животных
Карнавал животных
«Карнава́л живо́тных» (фр. Le carnaval des animaux ) — сюита («зоологическая фантазия») для камерного ансамбля Камиля Сен-Санса.
Содержание
История создания
«Карнавал животных» был написан Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта, который виолончелист Шарль Лебук должен был дать на праздник Жирного вторника. Первое исполнение состоялось 9 марта 1886 года, в нём принимали участие флейтист Поль Таффанель, кларнетист Шарль Тюрбан, контрабасист Эмиль де Байи, для которых композитор специально написал сольные эпизоды. Партии двух фортепиано исполняли сам Сен-Санс и Луи Дьемер.
Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Все известные исполнения «Карнавала животных», состоявшиеся до 1921 (года кончины Сен-Санса), проходили в частных собраниях. Так, месяц спустя после премьеры, 2 апреля 1886 года, это сочинение было исполнено в доме Полины Виардо в присутствии Ференца Листа. В других исполнениях в разное время участвовали Габриэль Пьерне, Альфред Корто, Альфредо Казелла (фортепиано), Марен Марсик (скрипка), Анатолий Брандуков (виолончель), Филипп Гобер (флейта), Проспер Мимар (кларнет).
Единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил издавать и исполнять ― пьеса «Лебедь» для виолончели и фортепиано. Ещё при жизни композитора она прочно вошла в репертуар виолончелистов.
После смерти Сен-Санса партитура «Карнавала» была издана и впервые исполнена в публичном концерте 25 февраля 1922. Музыка получила большую известность и часто исполняется в концертах. Нередко «Карнавал животных» преподносится как музыка для детей и сочетается с поэтическими или прозаическими текстами, написанными специально для исполнения.
«Карнавал животных» наполнен юмором, иногда переходящим в сатиру — в его частях зачастую содержатся пародии и цитаты из известных музыкальных произведений, высмеиваются человеческие пороки либо просто ведётся подражание голосам животных.
«Персонажи, выведенные композитором на этом карнавале, предстают, кроме лебедя, в шутливом, а порой даже в карикатурно-сатирическом виде. Причем в некоторых случаях композитор имел в виду не столько собственно животных, сколько человеческие характеры, которые они олицетворяют» — А. Майкапар о «Карнавале животных» [1]
Музыка различных частей «Карнавала животных» часто используется в кино- и мультфильмах, рекламе, театральных постановках.
Инструментальный состав
Изначально композитор задумывал исполнение «Карнавала» небольшим камерным ансамблем, однако впоследствии его нередко играли даже оркестром, увеличивая количество струнных инструментов. Существуют также многочисленные переложения отдельных частей сюиты для разных инструментов.
Оригинальная авторская инструментовка такова:
Музыка
Seattle Youth Symphony Orchestra, conducted by Vilem Sokol,1980
«Карнавал животных» состоит из четырнадцати частей:
Сен санс история создания карнавала животных
Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»
Камиль Сен-Санс. Имя выдающегося французского композитора хорошо известно любителям классической музыки во всём мире. Будучи универсально одарённой и талантливой личностью, он оставил потомком богатое творческое наследие, среди которого есть одно удивительное сочинение. Это комическая сюита для камерного ансамбля, названная маэстро «Карнавал животных». Необыкновенная композиция покорила весь мир несмотря на то, что поначалу самим автором была осуждена. Сен-Санс лично поставил запрет на издательство «Карнавала животных», чтобы не «прославиться автором глупых музыкальных произведений». Однако судьба приготовила для этого шедевра композитора вечное бессмертие.
Историю создания «Карнавала животных» Сен-Санса, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
Начиная рассказ о создании сюиты «Карнавал животных» необходимо отметить, что её автор Камиль Сен-Санс обладал многими талантами. Он был весьма одарённой личностью, творил легко, не прикладывая особых усилий. Мы знаем Сен-Санса как выдающегося музыканта, но помимо этого он был автором статей по философии и различным видам искусства, а также сочинял пьесы, стихи и прекрасно рисовал, особенно карикатуры. Юмор и ирония сопровождали композитора всю его жизнь.
История создания «Большой зоологической фантазии», так назвал Сен-Санс свой остроумный и наполненный искрящимся юмором «Карнавал животных», началась задолго до того, как композитор в 1886 году записал его на нотной бумаге. Так, в 1861 году Камиля, молодого, но уже весьма известного музыканта, который прославился как талантливый импровизатор, пригласили на должность преподавателя по классу фортепиано в знаменитую школу классической и религиозной музыки, основанную Луи Нидермейером. Вероятно из-за того, что среди его воспитанников было много одарённых учеников, эта работа приносила Сен-Сансу большое удовлетворение. Общность интересов преподавателя и его подопечных была настолько велика, что между ними складывались весьма доверительные отношения.
Творческий подход к работе, а также ознакомление учеников с произведениями малоизвестных во Франции композиторов – романтиков Ф. Листа , Р. Шумана, Р. Вагнера , и вносило в процесс обучения особую новую струю. Например, Сен-Санс с таким радушием и вниманием разбирал ученические композиции юных музыкантов, будто перед ним настоящие музыкальные шедевры. При этом он не только с удовольствием хвалил, но и порицал, однако замечания педагога не обижали, а только взбадривали учащихся. Юные питомцы к своему наставнику относились с большим восхищением и часто, чтобы послушать виртуозные импровизации своего учителя, посещали храм святой Магдалины, где Сен-Санс продолжал служить органистом. Установившиеся между преподавателем и учениками доброжелательные отношения, подтолкнули Камиля к написанию шутовской драмы «Замок Рош Кардой, шли Жестокости судьбы». Этой пьесой, он хотел немного развлечь и позабавить своих воспитанников. После того как пьеса была успешно разыграна, ученики попросили Сен-Санса сочинить аналогично остроумное, но только музыкальное произведение. Композитор, разумеется, согласился.
Впоследствии с некоторыми из своих учеников Камиль поддерживал дружбу на протяжении всей жизни, и они частенько напоминали маэстро о его обещании. Прошло более двадцати лет, в течение которых Сен-Санс был занят интенсивной концертной деятельностью, а также с поразительной неутомимостью занимался сочинением новых музыкальных произведений. Лишь Франко-прусская война начала семидесятых годов заставила его в творчестве сделать вынужденный перерыв, но затем всё продолжилось, как и было ранее. Так в начале 1886 года Сен-Санс совершал концертное турне по Германии, которое из-за негативно настроенной публики и прессы оказалось провальным. Расстроенный таким исходом гастрольной поездки, композитор решил некоторое время отдохнуть и уединиться в одной их австрийских деревенек.
Вот там, чтобы отвлечь себя, он и сдержал обещание, данное много лет назад своим ученикам: сочинить наполненное юмором произведение. Музыка, как обычно, у маэстро сочинялась очень быстро, тем более, что помня о давней просьбе, он изредка обдумывал образы и темы будущей композиции. Так появилась сюита, названная Сен-Сансом «Карнавал животных», которая ко всему прочему задумывалась как сюрприз к частному концерту виолончелиста Шарля Лебука, назначенному на 9 марта. Помимо Лебука сольные партии исполняли известные музыканты: контрабасист Э. Байи, кларнетист Ш. Тюрбан, флейтист П. Таффанель. Одну из партий фортепиано исполнял сам Сен-Санс.
Премьера произведения состоялась с ошеломительным успехом, а «Лебедь» принёс славу не только композитору, но и виолончелисту. Три недели спустя «Карнавал» повторили на салонном вечере в доме певицы Полины Виардо специально для приехавшего ненадолго в Париж композитора Ференца Листа, выразившего желание прослушать произведение, о котором слышал весьма восторженные отзывы. Впоследствии, вплоть до кончины Сен-Санса, «Карнавал животных» исполнялся лишь на салонных концертах. Дело в том, что сам композитор считал эту сюиту «несерьёзной» музыкой, которая могла испортить его репутацию. Исполнять на концертах для широкой публики, а также печатать в издательствах он разрешал только пьесу «Лебедь». Впрочем, в своём завещании Сен-Санс снял для «Карнавала животных» установленный им ранее запрет, что позволило издать партитуру в 1922 году.
Интересные факты
Содержание «Карнавала животных»
Произведение в первоначальном варианте инструментовано для одиннадцати музыкантов: флейтиста, кларнетиста, двух пианистов, двух скрипачей, альтиста, виолончелиста, контрабасиста, а также исполнителей на стеклянной гармонике и ксилофоне.
Сюита включает четырнадцать пьес, каждая из которых имеет своё название.
«Карнавал животных». Это удивительное сочинение в нынешнее время пользуется необычайной популярностью как среди взрослых, так и совсем юных слушателей. Подобные программные произведения очень полезны для музыкального воспитания и развития творческих навыков подрастающего поколения. Слушая их, дети с удовольствием размышляют над тем, какой образ рисует та или иная музыкальная композиция.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»
Сен санс история создания карнавала животных
Камиль Сен-Санс «Лебедь»
Историю создания «Лебедя» Сен-Санса, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История
История создания музыкальной миниатюры для виолончели и фортепиано «Лебедь» неделимо связана с сочинением Камилем Сен-Сансом его сюиты « Карнавал животных », появившейся в 1886 году. При этом важно отметить, что намерение написать это произведение возникло у композитора гораздо раньше. В 1861 году двадцатишестилетнего Камиля Сен-Санса, служившего органистом в храме св. Магдалены и уже признанного талантливого музыканта, попросили поработать преподавателем в известной в Париже музыкальной школе Луи Нидермейера. Неведомое ранее занятие Сен-Сансу весьма нравилось. У него сразу проявился педагогический дар.
Молодые воспитанники, наделённые замечательными музыкальными способностями, побуждали Камиля искать особый подход к работе. Он знакомил своих подопечных с сочинениями композиторов романтического направления, которые в то время во Франции были малоизвестны, а когда проверял задания учеников по композиции, то хорошие нахваливал так, словно перед ним творения великих мастеров. При разборе недостаточно удачных работ Сен-Санс не обижал, а ласково подбадривал юных музыкантов.
Кроме того, ученики не переставали восхищаться виртуозным исполнительством своего наставника и частенько наведывались в храм св. Магдалины, в котором Камиль, наряду с работой в школе, служил на должности органиста. Доброта и общие интересы сблизили преподавателя и воспитанников так, что между ними установились прекрасные отношения, которые навели Сен-Санса на мысль немного повеселить своих подопечных. Для этого он решил написать сатирическую драму. После успешной постановки спектакля, воспитанники попросили Камиля сочинить шуточную музыкальную композицию. Сен-Санс дал на это своё согласие.
В дальнейшем с некоторыми из подопечных маэстро сохранил дружбу до конца жизни, а они не уставали упоминать Камилю о его обещании. Минуло почти двадцать пять лет, на протяжении которых музыкант активно занимался не только композиторской, но и концертной деятельностью, и только начавшаяся в семидесятом году война вынудила Сен-Санса сделать паузу в его интенсивной творческой жизни. После вынужденного перерыва всё продолжилось как прежде. Так, в январе 1886 года Камиль поехал с концертами в Берлин, однако из-за того, что композитор препятствовал постановке вагнеровского «Лоэнгрина» в Париже, публика немецкой столицы встретила его весьма недоброжелательно. После такого провального турне Сен-Санс решил немного побыть один и отдохнуть. Для этого он уехал в живописную австрийскую деревеньку и там, наконец, осуществил данное ученикам давнее обещание: сочинить шутливое произведение. Музыку миниатюр маэстро сочинил быстро, всего за несколько дней. Однако стоит заметить, что Камиль всегда помнил о просьбе своих воспитанников, а поэтому иногда подумывал над образами и мысленно раскрашивал их музыкальными звуками.
Интересные факты
Содержание «Лебедя» Сен-Санса
«Лебедь». Эта композиция, входящая в сюиту Камиля Сен-Санса «Карнавал животных» под номером тринадцать, контрастно отличается от тех сатирических образов, которыми наполнена «Большая зоологическая фантазия». Это единственная серьезная пьеса. В комической сюите французского композитора она отображает светлый символ любви и верности – гордую, величественную птицу.
Миниатюра, написанная в тональности Соль мажор и трёхдольном размере, заключена автором в простую трёхчастную форму, состоящую из трёх периодов, каждый из которых включает в себя два предложения. Периоды первой и второй части имеют восьмитактовое квадратное строение, а последний из-за заключительной каденции немного расширен.
Произведение начинается с небольшого фортепианного вступления, в котором ломаные арпеджио мягкой пульсацией шестнадцатых длительностей изображают лёгкий плеск и рябь, возникающую на поверхности воды. Далее такое плавное арпеджированное покачивание будет продолжаться до конца композиции, однако уже во втором такте на его фоне начинает звучать необычайной красоты вдохновенная мелодия, в которой звук за звуком бархатный голос виолончели вырисовывает образ величественной грациозной птицы. Благодаря спокойному темпу и выразительным динамическим оттенкам музыка звучит ласково и нежно.
«Лебедь». Это вдохновенное лирическое произведение Сен-Санса можно назвать лучшим творением композитора и поставить в ряд гениальных музыкальных шедевров. Созданный в произведении образ настолько совершенен в своей красоте, что время ему оказалось просто неподвластно.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«Лебедь» Сен-Санса
Сен-Санс «Карнавал животных»
Сен-Санс. «Карнавал животных»
Le carnaval des animaux
Большая зоологическая фантазия
Состав оркестра: флейта, флейта-пикколо, кларнет, ксилофон, стеклянная гармоника, 2 фортепиано, струнные (2 скрипки, альт, виолончель, контрабас).
История создания
Идея шуточного произведения под названием «Карнавал животных» возникла у Сен-Санса в начале 60-х годов — молодой профессор школы Нидермейера обещал его своим ученикам. Однако обещание это Сен-Санс выполнил спустя 20 с лишним лет. В феврале 1886 года прославленный композитор и пианист, утомленный гастрольной поездкой по Германии, уединился в маленьком австрийском местечке и за несколько дней написал «Карнавал животных».
Это был сюрприз, адресованный превосходному французскому виолончелисту Лебуку, — ему предстояло выступить в карнавальном концерте. Сыгранный им № 13 из «Карнавала животных» под названием «Лебедь» принес шумную славу как исполнителю, так и композитору. На протяжении ста лет «Лебедь» остается популярнейшей пьесой Сен-Санса. Сделаны его переложения чуть ли не для всех существующих инструментов, вокальные обработки «Лебедь — над водой», «Озеро грез» и даже «Мать Кабрини, святая XX века». Наиболее известен балетный номер «Умирающий лебедь», сочиненный на эту музыку знаменитым русским хореографом Михаилом Фокиным для Анны Павловой, одной из лучших балерин начала XX столетия.
Премьера «Карнавала животных», по одним источникам, состоялась в Париже сразу же после написания, 9 марта 1886 года, в узком кругу. По другим сведениям, он прозвучал еще в феврале, в парижском зале Вивьен, а затем — в «Обществе трубы», основанном для исполнения камерной музыки, членом которого был и Сен-Санс. 2 апреля того же года состоялся специальный показ «Карнавала животных» в салоне прославленной певицы Полины Виардо для Листа, посетившего Париж незадолго до смерти. На издание автор наложил запрет. Лишь в завещании, отказывая в праве публикации всех неизданных сочинений, Сен-Санс сделал исключение для «Карнавала животных», который и вышел в свет вскоре после смерти композитора, в 1922 году.
Юмор, ирония, сквозящие в авторском определении жанра — большая зоологическая фантазия, — вообще присущи музыке Сен-Санса, хотя другие его шуточные сочинения неизвестны. Однако музыковеды нашли в его наследии два неизданных произведения, являющихся своеобразными предшественниками «Карнавала животных». Это карнавальный скетч «Габриелла ди Вержи», итальянская «лирическая драма» некоего «органиста прошлых времен», и «Запахи Парижа» для фортепиано, арфы, трубы, волынки, оловянной дудочки, голосов птиц, большого барабана, пистолета и жужжащего волчка. Состав небольшого оркестра «Карнавала животных» не столь причудлив, хотя включает такие оригинальные инструменты, как ксилофон и стеклянная гармоника. Трактовка инструментов многообразна. Два фортепиано выступают то как концертно-виртуозные, то как скромно аккомпанирующие. В числе солирующих — не только две скрипки, виолончель, флейта и кларнет, но и — неожиданно — контрабас. Каждая из пяти партий струнных представлена одним исполнителем. Инструментальный состав во всех пьесах оригинален и почти не повторяется. 14 номеров очень невелики (в самом коротком 20 тактов) и чередуются по принципу контраста.
Музыка
№ 2, «Курицы и петухи», строится на звукоподражании, излюбленном еще французскими клавесинистами конца XVII — первой половины XVIII веков. Но если Рамо кудахтанье своей «Курицы» передал средствами клавесина, то у Сен- Санса перекликаются фортепиано (пианист играет одной правой рукой) и две скрипки, к которым позднее присоединяются альт и кларнет.
В № 3 предстают «Куланы — животные быстрые». Это технический этюд для двух солирующих фортепиано в стремительном темпе Presto furioso (неистово).
№ 4, «Черепахи», контрастен предыдущему. На редкость медлительные животные охарактеризованы одним из самых залихватских танцев, возникших в Париже в середине XIX века: в темпе величественного анданте струнный квинтет под фортепианный аккомпанемент интонирует канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду».
№ 5, «Слон», использует сходный пародийный прием. Здесь фортепиано сопровождает соло контрабаса: самый низкий инструмент оркестра, тяжеловесный и малоподвижный, играет вальс в темпе Allegretto pomposo (пышно, торжественно). При этом в центре возникает вальсовая мелодия из «Балета сильфов» —контрабас изображает духов воздуха, навевающих волшебные сны герою «Осуждения Фауста» Берлиоза.
В № 6, «Кенгуру», прыжки экзотических австралийских животных переданы аккордами стаккато словно соревнующихся друг с другом двух солирующих фортепиано.
№ 7, «Аквариум», рисует безмолвный подводный мир. Плавно струятся переливающиеся пассажи двух фортепиано, звучащих на левой педали; тихо повторяются отрывистые звуки стеклянной гармоники, флейты, струнных (без контрабаса) с сурдинами.
№ 8, «Персонаж с длинными ушами», почти так же краток, как № 6. Но теперь вместо двух фортепиано звучат две скрипки, и их скачки на огромные интервалы в свободном темпе подражают крику осла.
№ 9, «Кукушка в глубине леса», вновь основан на звукоподражании, но совершенно иного склада. Кукует кларнет, расположенный за кулисами, а притихший лес воплощен в красочных аккордах двух фортепиано, приглушенно звучащих на левой педали.
В № 10, «Птичнике», солирует другой деревянный инструмент — флейта, словно исполняющая виртуозный концерт в сопровождении струнных. Ее грациозный щебет сливается с звонкими трелями двух фортепиано.
№ 11, «Пианисты», представляет еще один вид упрямых и довольно тупых животных. Они усердно и громко повторяют гаммы в 4 руки, а в конце трудятся над упражнением в терциях. Квинтет струнных всячески поддерживает их старания. В примечании к партитуре французские издатели поясняют, что исполнители должны имитировать неловкую игру начинающего.
№ 12, «Ископаемые», еще одна музыкальная пародия в темпе Allegro ridicolo (смехотворно). Название имеет в виду не останки доисторических животных, а допотопные, вымершие образцы вокального искусства. В загробный мир вводит тема «Пляски смерти» самого Сен-Санса в характерном тембре ксилофона, хотя и в другом размере. Два фортепиано излагают мотивы старинных французских песен «Ах, скажу вам, мама» и «При свете луны». Их древность подчеркнута сложными полифоническими приемами. Последним ископаемым оказывается Розина из «Севильского цирюльника» Россини — кларнет имитирует сверкающие колоратуры ее каватины.
№ 13, «Лебедь», единственный серьезный номер в этой комической сюите рисует светлый идеал. В удивительной по красоте певучей мелодии виолончели, поддержанной плавным покачивающимся аккомпанементом двух фортепиано, сосредоточены характернейшие черты стиля композитора.
№ 14, развернутый Финал, использует все инструменты, вплоть до молчавшей до сих пор флейты-пикколо, и некоторые темы предшествующих номеров, что придает пестрому чередованию разнохарактерных образов известную цельность. Обрамлением служит начальная тема Интродукции, которой открывается Финал. Подобно рефрену звучит еще один бойкий канкан, а между его повторениями возвращаются уже знакомые персонажи: проносятся куланы, кудахчут курицы, прыгают кенгуру, кричит осел.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Карнавал животных
Автор программы Александр Генис
Виталий Комар: Во-первых, это не слон, а слониха. Ренэ всего 16 лет и она очень симпатичная и талантливая. И еще одна поправка. Мы работаем не только с Ренэ, но и с другими слонами. Но, в основном, это слонихи, это женщины. В истории искусств, как мы знаем, чаще встречаются мужские имена. А среди слонов, именно самки гораздо более талантливы и более склонны работать в соавторстве с нами.
Александр Генис: Виталий, зачем вам понадобились слоны?
Виталий Комар: Вы знаете, я думаю, эта история, эта потребность в соавторстве началась у нас очень давно. Может поэтому, мы работаем в соавторстве с 1965 года, когда мы сделали свою первую совместную работу, будучи художниками-студентами. Потом, временами, мы работали не вместе, отдельно, а потом опять соединялись. И сейчас, видимо, поиск соавторства и работа в соавторстве неотделимы. Потому что, в общем-то, люди, которые долго работают вдвоем, они с одной стороны, привыкают, это как бы фирма, знак, объединяющий их, а с другой стороны, хочется чего-то нового. И вот, в поисках нового хочется найти новых соавторов. Вот я напомню, что в начале 90-х годов мы попытались работать с массами. Тысячи людей были опрошены, высказали свои желания, свои мечты, что они хотят видеть в искусстве и мы, в соавторстве с этими массами, нарисовали ряд картин, наиболее желанных народами разных стран. А сейчас мы нашли других соавторов, в наш тесный коллектив впустили слониху Ренэ. И она очень оживила нашу жизнь и наши взаимоотношения творческие.
Александр Генис: Как это технически происходит?
Александр Генис: Виталий, что для вас важнее, процесс или результат? Рисующий слон или написанные им работы?
Виталий Комар: Это очень хороший вопрос. Дело в том, что процесс работы со слоном мы фиксируем на фотопленку в виде цветных фотографий и видеозаписи. И когда смотришь видеозапись нашей совместной работы с животными и видишь отдельно результат написанной работы, то понимаешь, что лучше всего они производят впечатление, когда они вместе. Это диптих. Мы видим одну часть диптиха, фотографию или экран телевизора или видео проектор, а с другой стороны мы видим живопись, как таковую.
Александр Генис: Я еще хочу задать один вопрос, связанный с использованием животных в искусстве. В прошлом году приезжал в Америку русский художник Кулик, в образе собаки, и доставил немало развлечений критикам и зрителям. В каком отношении находятся эти эксперименты к вашим работам?
Виталий Комар: Работы Кулика и художников близких к нему нам, тоже, очень близки. Я думаю, что в русском искусстве было несколько линий, зародившихся еще в 70-е годы. А может и раньше, в начале века. Если вы помните, была линия футуристическая, более эпатажная линия, и другая, более изотерическая линия, более декадентская, символистская линия. И я думаю, что Кулик, как и мы, с Аликом Меламидом, принадлежим к этой линии, которая ближе к футуристической. В то время, как другая, московская школа, которая ближе к Кабакову, она развивает вот эту декадентскую линию.
Александр Генис: Надо сказать, что использование животных в художественном процессе, как вы справедливо заметили, не такая уж новость. Я хочу напомнить несколько фактов. 1 декабря 1962 года Никита Сергеевич Хрущев, указывая на одну из картин, выставленных в московском манеже, сказал, дословно, следующее: «Осел хвостом мажет лучше». В том же году в «Огоньке» была опубликована статья некоего Решетникова «Тайны абстракционизма». Среди прочего, там утверждалось, что «недавно обнаружилось, что 759 абстрактных акварелей, выставленных в Лос-Анджелесе, написал одноглазый попугай мисс Пауэрс». Как вы думаете, следует ли доверять этим сведениям?
Диктор:
Александр Генис: Я вижу в этой басне описание двух видов ваших, с Меламидом действий. Во-первых, эксплуатация животных, в данном случае, слона, во-вторых, создание картин по опросам общественности.
Александр Генис: Виталий, скоро открывается знаменитое Биеннале в Венеции. Насколько я знаю, вас туда пригласили, не так ли? В качестве кого вы приглашены, какую страну вы будете представлять?
Виталий Комар: Мы приглашены министерством культуры России и, в этом смысле, мы представляем Россию. И представляем одновременно, я бы сказал, царство животных. Потому что на первом этаже павильона два помещения. В одном мы намерены показать слонов, а в другом будет обезьяна-фотограф. Кстати, обезьяна, которая родилась и живет в Москве и очень известна московской детворе. Она выступает в московском цирке. Так что это и Россия и, одновременно, царство животных.
Александр Генис: А что вы будете представлять в Венеции?
Виталий Комар: Мы намерены привезти живого слона из Таиланда. Дело в том, что мы начали работать с американским слоном, вернее с африкано-американским слоном, но продолжили эту работу с таиландскими слонами. Если слоны, живущие в американских зоопарках, вполне обеспечены, не голодают и прекрасно проводят время, то в Таиланде это не так. Там слоны уже примерно 300 лет принадлежат людям, они, своего рода, домашние животные и они заняты на лесоповале. Дело в том, что ценные породы тикового дерева растут на таких странных холмах, где ни один трактор не пройдет, и только слон может пройти спокойно, волоча за собой вот эти ценные стволы. Но сейчас лесоповал тиковых деревьев запрещен. Это дерево под охраной международных законов. И слоны в трех селениях лишились работы. Это звучит странно, но, действительно, и слоны и их владельцы голодают. Потому что им трудно заняться уборкой риса, которая традиционно была занятием их соседей. Очень трудно сменить профессию. И мы выступили с предложением организовать художественные школы для слонов в этих селениях. Три академии художеств в Таиланде. Сейчас мы их открыли, слоны рисуют и продают работы туристам. Первый сбор пожертвований в пользу слонов и первый аукцион их работ состоялся в Бангкоке примерно 4 месяца назад и принес 50 000 долларов. Дело в том, что на открытие выставки пришла принцесса, она считается покровительницей местных художников и, в том числе, слонов, в нашем случае. Вот этих 50 000 хватит для этих трех селений года на два спокойной нормальной жизни и также на покупку красок, бумаги, чтобы продолжать эту работу.
Александр Генис: А что будет в Венеции?
Александр Генис: Какие ваши с Аликом планы? Собираетесь ли вы и дальше спускаться по эволюционной лестнице? Достоевский упоминал о постановке, в которой участвовали поющие минералы. Вас эта идея не соблазняет?
Александр Генис: А какие овощи?
Виталий Комар: Картофель и морковь. Они наиболее упругие и напоминают кулак или палец.
Александр Генис: Это напоминает Чиполлино. А второй проект?
Виталий Комар: Это рисование при помощи деревьев и ветра. Это более романтический проект. Мы намерены прикрепить кисти к ветвям дерева и дождаться сильного ветра. Перед деревом, перед веткой, будет стоять мольберт с холстом и таким образом ветки будут рисовать абстрактные, самовыражающие себя мазки.
Александр Генис: Как всегда, ваши проекты крайне радикальные и выходят за пределы не только искусства но, я бы сказал, человечества. В связи с этим, я хочу задать вам вопрос, неизбежный в этом времени, в конце 20 века. Что вы думаете об искусстве следующего столетия? Как, по-вашему, будет выглядеть выставка через 50 или 100 лет?
Виталий Комар: Я думаю, это будет выглядеть как путешествие в мир древних мифов. Художники в 20 веке работали в разных техниках, в разных направлениях. Но, технически, фантазия художников была ограничена. Все эти монстры, которые изображались в сюрреалистических картинах, они не трехмерные, они не существуют в реальности. Но развитие экспериментов с генетическим кодом даст возможность художникам будущего работать с реальными созданиями фантазии. Монстрами или, наоборот, идеально красивыми объектами, наподобие греческих мифов. Будет не проблема создать прекрасную Елену или Кентавра. Тем более, нужно учесть, что искусство снимает моральное напряжение. Кровь на сцене, как известно, это клюквенный сок, это не настоящее убийство. Поэтому, я думаю, в том, чтоб художники использовали эти открытия, будут заинтересованы и, так называемые, силовые структуры. Потому что никто не будет тогда поднимать голос против этих экспериментов, потому что это будет покушение на свободу творчества в таком случае. И я вижу, в будущем, художников, работающих с большими лабораториями научными, создающими такие странные создания своей причудливой фантазии. Например, в случае с кентаврами соединяются и животные и люди.
Александр Генис: Что живо напоминает ваши эксперименты со слонами.