литераторские мостки что это
Литераторские мостки
(В канун Лазаревой субботы)
Совершенно естественно, будучи в Питере, заглянуть в одно из тех мест, где спят на земляном ложе, укрывшись каменным одеялом, петербуржцы прежних времен. На кладбище заглянуть всегда естественно. Хотя бы на Литераторские мостки. Там имена, слышанные в школе, совпадают с надписями на черном граните. Менделеев, Мамин-Сибиряк, Миклухо-Маклай. Радищев, Блок, Лесков, Тургенев… И так далее. А снег раскис, и на дорожках лужи. И все точно так, как у Саврасова на том холсте, где «грачи прилетели».
В советские годы это кладбище должно было играть роль грустной каменной мелодии, звучащей день и ночь под открытым небом в честь различных писак и мыслителей, приближавших (как им казалось) всемирное счастье. Там есть целый уголок, специально заселенный спящими телами, принадлежавшими отчаянным атеистам с тревожной совестью. К ним можно прийти, минуя огромный памятник физиологу Павлову, оставляя слева от себя печальную могилу Александра Блока и проходя мимо мемориала родственникам Ленина. Точнее – матери и двум сестрам.
Атеисты-социалисты и богоборцы-теоретики лежат тесно, кучкой, как привыкли и при жизни кучковаться в комнатах питерских съемных квартир. Там они спорили до хрипоты, размахивали руками, задыхались от праведного гнева. Теперь лежат молча, предоставив продолжение идейного шума книгам, которые написали.
Белинский в этом ряду первый. Вашу, Виссарион Григорьевич, переписку с Гоголем нас заставляли учить близко к тексту. Причем только ваши слова. Без гоголевских ответов. Про кнут и цепи, про то, что довольно с России молитв и проповедей. Нужны, мол, рационализм и законность. Еще вы говорили, что попросите положить вам в могилу под голову номер «Отечественных записок». Не знаю, положили или нет. Думаю, что вряд ли. Это было «красное словцо», не более. Как и многое другое. В конце недолгой жизни (всего 36 лет) вас, Виссарион Григорьевич, утешал вид строительства нового вокзала. Не знаю, радостно ли будет вам узнать, что вашим именем назвали кратер на Меркурии. Так прямо и назвали: кратер Белинского. Похоже на слабую компенсацию за полный провал ваших мечтаний о Земле. Всемирное счастье ведь, доложу вам, так и не построено, в отличие от вокзалов, которых не счесть. И жаль огня, которого так много было в вашем сердце. Мир вашему праху, вне зависимости от того, лежит у вас под голым черепом истлевший номер «Отечественных записок» или не лежит.
Да что «Записки»! Рядом с Белинским лежит тот, кто больше записок! Добролюбов. Сын священника и выпускник Нижегородской семинарии, этот тихий юноша сломался после смерти матери. Детская вера, покачнувшись, упала, а зрелая вера, закаленная болью и слезами, не родилась. Родился плохой поэт и тенденциозный литературный критик. Это с его легкой руки утопившаяся Катерина стала почему-то «лучом света в темном царстве». Добролюбов (такие фамилии давали только в семинариях и только успешным ученикам!) умер, как и Белинский, от чахотки, только прожил на 9 лет меньше – 25. И когда сыра земля на Волковском кладбище приняла соседствующий прах этих двух молодых людей, тогда, собственно, и возникли «Литераторские мостки».
Повернем голову направо. В этой стороне от Добролюбова найдем могилу его идейного продолжателя – Писарева. Тоже литературный критик – более бойкий и более злой. Ленин его любил, видимо, по сходству темпераментов. Писарев окончил университетский курс. Писал работу по Аполлонию Тианскому. Выбор темы вряд ли случаен. Этого позднеантичного мистика, фокусника и проповедника образованные эллины противопоставляли Христу. Дескать, у евреев был свой целитель и мудрец, а у нас – свой. Писарев был последовательный антихристианин. Следовательно, и антимонархист. Тогда эти вещи были прочно связаны. За письменные призывы к упразднению династии Романовых Писарев познакомился с казематами Петропавловской крепости. Вышел. Ополчился на эстетику. Дышал какой-то странной ненавистью к Пушкину. Его и Гоголя считал пройденным этапом и чем-то ненужным в будущем. Все, конечно, от великой практичности ума и жаркой любви к простому человеку. Пережил Добролюбова года на два, но умер не от чахотки. Утонул в холодных волнах залива. О нем хорошо отзывался «отец русского марксизма» Плеханов. Плеханов лег неподалеку.
Этот «отец русского марксизма» изображен на памятнике с книгой Маркса в руках. Сбоку на памятнике написано из английской поэзии: «Он слился с природой». Как бы не так! Великим утешением было бы для грешника просто «слиться с природой» и Христу в глаза не смотреть. О лопухе, выросшем из могилы, как о последней посмертной форме жизни, рассуждал тургеневский Базаров. (Тургенев, кстати, тоже тут прилег неподалеку.) Но, очевидно, дело обстоит сложней и неприятней. Христу глянуть в глаза придется.
Все внезапно озарится, что казалося темно,
Встрепенется, пробудится совесть, спавшая давно,
И тогда она укажет на земное бытие.
Что он скажет? Что он скажет в оправдание свое?
Это Апухтин написал. Страшно сказать, но Апухтин тоже здесь лежит. Только поближе к выходу, поближе к Блоку.
Так вот, подумалось мне на этом раскисшем снегу, под синим небом и среди черных стволов деревьев: атеисты ведь никуда не исчезли. Их число крайне велико по причине крайнего бесчувствия или неумения думать. Они нафаршированы чужими мыслями и не дают себе труда их переварить. А что если бы явились к ныне здравствующим атеистам эти, уже отжившие свое! Явились бы, пахнущие дымом и пламенем, и сказали: «Не верьте нам! Мы не знали ничего и обманули себя и вас! Земной рай – это мираж, зато вечная жизнь – это реальность. Не слушайте нас там, где мы отрицаем Бога. И простите нас».
И скажут почившие атеисты здравствующим: «Мы обманули себя и вас. Вечная жизнь – это реальность»
Это могла бы сказать Вера Засулич, стрелявшая в генерала Трепова и тем не менее оправданная судом присяжных. Это мог бы сказать Салтыков-Щедрин, напившийся, как говорит Розанов, русской крови и отваливший в могилу. Незадолго до смерти верующая жена Щедрина звала к больному мужу отца Иоанна Кронштадтского. Думала, молитва праведника растопит лед в душе мужа. Щедрин, скрепя сердце, дал согласие, но так и остался при своем неверии. Это мог бы сказать Лесков, от Христа не отказавшийся, но ушедший из Церкви в штунду и громко хлопнувший дверью. Все они здесь – на Литераторских мостках. Все они шумной толпой могли бы явиться для вразумления к кому-нибудь из сочетавших безбожие с образованностью, ибо и они эти два пункта в себе сочетали.
Впрочем, Евангелие говорит: «имеют закон и пророков». А если Писанию не верят, то и мертвецу ожившему не поверят. Истинная правда. Но жалость остается.
Эх, жаль не явится и никого не вразумит.
И вы не явитесь, Гаршин, Михайловский, Надсон и далее по списку. Бог лишил нас легких путей и быстрых озарений. Хочет, чтобы мы потрудились и было видно как на ладони, кого казнить, а кого миловать.
И если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Вот мы и пришли к вам – побродить между могил, попрыгать через лужи, вспомнить то, что в школе нужно было выучить из ваших текстов, чтобы получить отметку.
На кладбище служится Святая служба «о всех и за вся» – в отраду останкам, не болеющим, в отличие от мозга, атеизмом
Здесь на кладбище храм живет и колокол звонит регулярно. Служится Святая служба «о всех и за вся». И это – несомненная отрада вашим костям, которые, в отличие от засоренного мозга, не болеют атеизмом. Кости хотят ожить, процвести, скрепиться жилами и одеться кожей. Кости соединиться хотят друг ко другу в последний День, как нарисовано в анатомическом атласе и как Иезекииль в 37-й главе описывает. Кости трубного гласа и воскресения мертвых ждут, пока книжки, написанные хозяевами костей, продолжают дерзко проповедовать безбожие.
Вот ведь до чего странное существо – человек! Он и мал, как вошь; и необъятен, как Вселенная. И глуп, как пень; и велик, как царь видимого мира. И дерзок, как падший дух; и любим все-таки Богом. Любим по-настоящему, до тернового венка и позорного распятия.
Завтра уже суббота Лазарева. До Пасхи чуть больше недели.
Литераторские мостки
Литераторские мостки — это одновременно часть Волковского кладбища и музейный некрополь. Кладбище расположено буквально в 15 минутах езды от центра Петербурга. Как один из самых старых некрополей северной столицы, Литераторские мостки привлекательны и для туристов.
В комплексе захоронены не только литераторы, но и другие деятели науки и искусства. Добраться до музейного комплекса можно непосредственно от одноименной с кладбищем станции метро «Волковская».
В 1935-м году некрополь присоединили к музею скульптуры в качестве отдела (филиала). Основная часть его экспозиции располагается на другом кладбище.
Кто похоронен на Литераторских мостках
Самым первым человеком, похороненным в этом месте, был А. Н. Радищев. Автор «Путешествия из Петербурга в Москву» впал в немилость, был подвергнут репрессиям и затем похоронен на Волковском кладбище, изначально построенном для нищих. Однако это не опустило его на позицию нищего, а подняло место до его уровня. Место его захоронения стало последним пристанищем и для других известных личностей науки и искусства. Позже там был похоронен еще один известный литератор — Виссарион Белинский. В 1861 г. на кладбище появилась могила Добролюбова. На его похоронах выступал Чернышевский.
Постепенно культовые могилы были обнесены металлической оградой. И когда спустя несколько лет умер Дмитрий Иванович Писарев, место для захоронения было выбрано тоже на Мостках, в «компании» его коллег литературного творчества. Невероятным событием оказались похороны там же Тургенева. Во время них стояла атмосфера угрюмости, так как писатель не одобрялся властью. Позже здесь были погребены другие известные люди: М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский. Постепенно место становилось все более литераторским, и все забывали, почему оно связывается с мостками.
Дело в том, что в самом начале постройки кладбища почва представляла собой привычную для Петербурга болотную грязь. По ней было крайне сложно ходить, поэтому были проложены мостки, от которых и пошло название музейного комплекса-некрополя.
Здесь начали хоронить не только деятелей литературного творчества, но и ученых: Дмитрия Менделеева, Владимира Бехтерева и других. Также здесь были похоронены и деятели революции, например, Вера Засулич, а также мать и сестры Владимира Ульянова (Ленина). Нашли свое последнее пристанище некоторые артисты, танцоры, скульпторы.
В связи с получением местом музейного статуса, на нем были перезахоронены и другие писатели, такие как Александр Блок, Иван Гончаров. Их могилы могли быть уничтожены, и перемещение оказалось весьма кстати.
Практически на каждом кладбище присутствует небольшое культовое сооружение, Волковском не стало исключением. Для посещения открыта Воскресенская церковь. В ее ограде установлена мемориальная доска Радищеву, поскольку его могила не сохранилась и посетить ее невозможно.
Храм был освящен в сентябре 1785 г. Каменное здание с колокольней появилось на этом месте после того, как сгорел первый деревянный храм, что был построен за 8 лет до того, в 1777 г. В том же году он был освящен во имя Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Сооружение, возведенное по проекту архитектора Старова, затем ремонтировалось в 1813 г. В советские годы храм был закрыт. Официально здание, являющееся памятником архитектуры федерального значения, до сих пор не возвращено Епархии — хотя этот вопрос обсуждается на протяжении многих лет.
При этом службы в храме идут. Литургии проводятся по средам, пятницам и выходным дням, а также в дни всех Великих Православных праздников. Начинаются они в 10:00, исповедаться можно с 9:30. Актуальное расписание богослужений можно уточнить на сайте храма или на его официальной странице «ВКонтакте». Службы ведутся на церковнославянском языке.
Часы работы некрополя
У некрополя есть конкретные часы и дни работы, когда желающие могут посетить это место, посмотреть экскурсию, послушать историю имеющихся здесь захоронений.
Музей работает по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям с 11:00 до 19:00. Четверг — выходной день. Также можно позвонить по телефону музея +7 (911) 921-00-71 и записаться отдельно при необходимости. Вход бесплатный.
Экскурсии по Литераторским мосткам
Существует два варианта экскурсий по Литераторским мосткам. Первые проводятся непосредственно музеем-некрополем — на них необходима предварительная запись. Вторые проводят независимые экскурсоводы — найти их можно в интернете, либо просто встретить на улицах Санкт-Петербурга. Часто экскурсия по Литераторским мосткам входит в состав другой комплексной экскурсии. Вход в музей в любом случае будет бесплатным.
Как правило, на экскурсиях рассказывается об истории места и о похороненных там людях, об их жизненном пути и вкладе в культуру, науку или общественную жизнь России.
Как добраться до Литераторских мостков
Ближайшая станция метро — «Волковская». От нее по улице Волковской и Волковской набережной около 700 м до самого кладбища. Некропольная часть выделяется зданием музея.
Можно доехать и от других станций метро. От станции «Обводный канал» ходит автобус № 74, а также трамваи № 25, 16, 49. Все они начинают ходить с 6:00, но помните, что сам музей открывается только в 11:00. Время проезда от станции до музея наземным транспортом — от 10 до 15 минут. Выходить необходимо на остановке «Старообрядческий мост».
Панорама Литераторских мостков на Гугл-карте
Литераторские мостки на видео
Некрополь «Литераторские мостки» в Санкт-Петербурге
В юго-восточной части Санкт-Петербурга, буквально в 15 минутах езды от центра города, находится древнее Волковское кладбище. Своей популярностью среди туристов оно обязано тем, что одну его часть занимают «Литераторские мостки» — музей-некрополь, где находятся захоронения многих известных деятелей науки и искусства.
Волковское кладбище
Как добраться на метро
Буквально в пяти минутах от входа на кладбище находится одноимённая станция метро — «Волковская». Но путь до «мостков» займёт у вас несколько больше времени. Дело в том, что некрополь располагается на огороженной территории и зайти в него можно только через главные ворота на северо-западной стороне. Для этого можно пройти через православное кладбище до Расстанного проезда и повернуть направо или обогнуть всю территорию комплекса, следуя по набережной реки Волковки, и затем свернуть на Расстанный переулок.
Кстати, вполне возможно, что название улицы Расстанной напрямую связано с Волковским кладбищем. Ведь именно по этой дороге возили покойников и расставались с ними. Правда, есть ещё одна версия происхождения названия — по трактиру «Расстанье», находящемуся недалеко от современного Лиговского проспекта.
Могила академика Владимира Михайловича Бехтерева
Вернёмся к «Литераторским мосткам». Некрополь открыт с 11:00 до 17:00 с сентября по май и с 11:00 до 19:00 в остальное время года. Вход на территорию кладбища свободный, выходной день здесь — четверг. Осмотреть музей под открытым небом можно как самостоятельно, так и в составе экскурсионной группы. Всю информацию о посещениях можно узнать в сообществе «Литераторских мостков» Вконтакте.
Семейное место Ульяновых
Кованная скамья
Немного истории
Свою предысторию Волковское кладбище ведёт с Московско-Ямской слободы — поселения, в котором ещё при Петре I проживали ямщики. В начале XVIII века ими была возведена часовня, позже перестроенная в церковь Рождества Иоанна Предтечи. Сегодня здесь, на пересечении Лиговского проспекта и набережной Обводного канала, расположен Крестовоздвиженский собор.
Памятники здесь можно встретить самые разнообразные
Здесь же, в Ямской слободе, было организовано и кладбище, вместо которого в 1756 году был открыт новый участок для захоронений вблизи деревни Волково. Именно с этого момента и ведёт свою летопись современное Волковское кладбище.
Есть несколько версий появления названия деревни Волково, от которой, кстати, именуется не только кладбище, но ещё и речка с проспектом, проходящие неподалёку. Одна из легенд гласит, что поселение называлось так из-за большого количества волков, обитающих в округе. Другое же объяснение наименования местности — связь с фамилиями первых поселенцев.
Могила актёра Бруно Артуровича Фрейндлиха
Могила поэтессы Ольги Фёдоровны Берггольц
«Литераторские мостки»
Некрополь с захоронениями известных литераторов появился на Волковском кладбище в середине XIX века. Сейчас здесь покоятся писатели И. С. Тургенев, А. И. Куприн, О. Ф. Берггольц, учёные Д. И. Менделеев, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, архитекторы А. А. Оль, Л. Н. Бенуа и многие другие видные деятели. Своеобразной доминантой участка является церковь Воскресения Словущего, возведённая в 1785 году.
Могила Ивана Сергеевича Тургенева
Что касается названия «мостки», которое закрепилось за некрополем, то связано оно с тем, что в целях борьбы с сыростью и грязью здесь были прорыты осушительные канавы, а пространство между могил покрывалось досками — так называемыми «мостками».
С 1935 года «Литераторские мостки» являются частью музея городской скульптуры, на территории некрополя находится около 500 надгробных памятников, представляющих историческую и художественную ценность.
Надгробие скульпторов Михаила Константиновича Аникушина и Марии Тимофеевны Литовченко
Сегодня на территории некрополя находится около 500 надгробных памятников
Напомню, что это не единственный подобный музейный комплекс в нашем городе. В своих статьях я уже упоминал про некрополь XVIII века и некрополь мастеров искусств, расположенные в Александро-Невской Лавре.
Если кратко, в целом:
- большое количество исторических памятников и захоронений известных деятелей; бесплатный вход; возможность посетить музей в составе экскурсионной группы.
«Литераторские мостки» – самое беспокойное кладбище
Волковское кладбище Санкт-Петербурга состоит из двух частей. Первая никак не называется, а вторая носит гордое имя «Литераторские мостки». Мостков тут больше нет, а вот писатели остались
Нигилизм и не только
Первопроходцем «мостков» был писатель Радищев. Его, впавшего в немилость к государыне и подвергнутого тяжелейшим репрессиям, похоронили на окраине столицы, на кладбище, некогда созданном для нищих.
Одного не учли – таким образом не Александр Николаевич опустился до уровня убогого кладбища, а кладбище поднялось до планки, поднятой автором «Путешествия из Петербурга в Москву», чуть ли не самой популярной книги среди русской мыслящей интеллигенции. Это произошло в 1802 году.
Постепенно к могиле Радищева приходило все больше и больше людей. Приносили цветы. Выступали с речами. Но хоронить, однако же, предпочитали в местах более престижных: в Александро-Невской лавре, на московском Новодевичьем. И только в 1848 году на кладбище похоронили еще одну знаменитость либерального толка – Виссариона Белинского.
За эту речь Чернышевского осудил еще один из присутствовавших, П.Баллод: «Говорить так резко там, где, конечно, присутствовал не один шпик, для меня казалось диким. Он плакал, говорил и был вне себя».
Кладбище делалось своего рода продолжением нигилистических салонов. Впрочем, само слово «нигилизм» возникло лишь на следующий год, когда вышел роман Тургенева «Отцы и дети» – там он называл нигилистом Евгения Васильевича Базарова.
Фото с сайта topdialog.ru
Слова не было, а нигилизм вовсю существовал. Следующее громкое событие на этом кладбище пришлось на 1866 год – могилы Белинского и Добролюбова обнесли общей наградой. И спустя несколько лет, когда умер Дмитрий Иванович Писарев, место ему было уготовано на том же Волковском, в компании с коллегами, литературными критиками.
Не очень понятно, кого на тех похоронах было больше – столичных либералов или же агентов Третьего отделения. Вот, к примеру, донесения одного из них:
«За гробом шествовал здешний нигилистический синклит, можно сказать, что гроб изменил даже свою физиономию и походил скорее на пирамиду, усыпанную цветами».
Другой же агент дополнял: «Могила приготовлена была как раз против того места, где погребены Белинский и Добролюбов, в нескольких шагах от могилы известного нигилиста Ножина, умершего во время производства следствия по поводу покушения 4 апреля.
При опускании гроба в могилу, с него сорвали все гирлянды и цветы, которые разошлись по рукам присутствовавших. Гроб был опущен в могилу без священника, и в нее посыпались цветы; первый венок было предложено бросить отцу покойного.
Зарывание было уже кончено и могила убрана цветами, а публика все не расходилась – как бы ожидая чего-то: первый раз обратил на это внимание Павленков и с соседней высокой могилы произнес краткое слово, в котором выразил, что всякие надгробные речи излишни и что лучшим почтением памяти покойного служит то, что на могиле собрались люди самых разнообразных убеждений, что свидетельствует о честной и благотворной деятельности покойного».
Но, несмотря на пожелание господина Павленкова, без речей не обошлось. Литературный критик Григорий Евлампиевич Благосветлов, к примеру, сказал: «Здесь лежит замечательнейший из современных русских писателей; это был человек с твердым сердцем, развившийся под влиянием государственных реформ последнего времени, ни перед чем не отступавший и никогда не падавший духом.
Фото с сайта topdialog.ru
Тот же Благосветлов присутствовал и на похоронах упомянутого в донесении Добролюбова.
Огромным событием сделались похороны Ивана Тургенева. Иван Сергеевич скончался в 1883 году. Сестрица Ленина, Анна Ильинична Ульянова писала о них: «Вся погребальная процессия была сжата тесным кольцом казаков. На всем лежал отпечаток угрюмости и подавленности. Ведь опускался в землю прах неодобряемого правительством «неблагонадежного» писателя.
На его трупе это показывалось самодержавием очень ясно. Помню недоуменное тягостное впечатление нас, двух юнцов. На кладбище пропускали немногих, и мы не попали в их число. Потом попавшие рассказывали, какое тяжелое настроение царило там, как наводнено было кладбище полицейскими, перед которыми должны были говорить немногие выступавшие».
Анне Ильиничне несколько дней назад исполнилось всего лишь девятнадцать лет, но в компании друзей Тургенева она себя чувствовала словно рыба в воде.
А юрист Анатолий Кони вспоминал: «Прием гроба в Петербурге и следование его на Волково кладбище представляло необычное зрелище по своей красоте, величавому характеру и полнейшему и единодушному соблюдению порядка.
Фото с сайта topdialog.ru
Непрерывная цепь 176-ти депутаций от литературы, от газет и журналов, ученых, просветительных и учебных заведений, от земств, сибиряков, поляков и болгар заняла пространство в несколько верст, привлекая сочувственное и нередко растроганное внимание громадной публики, запрудившей тротуары, – несомыми депутациями изящными, великолепными венками и хоругвями с многозначительными надписями.
Так, был венок «Автору «Муму» от общества покровительства животным
Венок с повторением слов, сказанных больным Тургеневым художнику Боголюбову: «Живите и любите людей, как я их любил», от товарищества передвижных выставок; венок с надписью «Любовь сильнее смерти» от педагогических женских курсов.
Особенно выделялся венок с надписью «Незабвенному учителю правды и нравственной красоты» от Петербургского юридического общества… Депутация от драматических курсов любителей сценического искусства принесла огромную лиру из свежих цветов с порванными серебряными струнами».
Каждый, кто как умел, выражал свою скорбь.
На кладбище по Расстанной дороге
Затем были Всеволод Михайлович Гаршин, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Николай Сергеевич Лесков, Глеб Иванович Успенский. Все больше и больше людей забывало, почему это кладбище так называется, при чем здесь мостки.
На самом деле, когда оно еще специализировалось на безвестных и безденежных, почва на кладбище представляла собой весьма характерную для Петровской столицы болотную топь. Чтобы можно было хоть как-то перемещаться по кладбищу, между могилами проложили мостки.
Постепенно у этих мостков появлялись названия – надо же было как-то ориентироваться самим и ориентировать здешних могильщиков. Часть тех мостков, бывших некогда Надтрубными (по проходившим под ними трубами канализации), как раз и сделались Литераторскими.
Территория давно стала цивилизованной, мостки канули в прошлое, а вот название осталось. Как Никитские ворота и Кузнецкий мост в Москве.
Политическая значимость этого кладбища была, естественно, неколебима. Характерна статья публициста Григория Захаровича Елисеева: «Ты говоришь, что «нам ничего не осталось в наследство от прошлого», что у нас нет никакого великого общественного дела, над которым мы могли бы работать в настоящем, что у нас нет никаких надежд и идеалов в будущем, что мы имеем в своем обладании одно Волково кладбище, одни могилы наших великих покойников – Белинского, Добролюбова, Писарева, Тургенева, Кавелина и других подобных им, хоть и на других кладбищах нашедших себе вечное успокоение, но по духу и мысли несомненно принадлежащих к этой же светлой плеяде Волкова кладбища.
С ними, с этими покойниками, должна жить наша мысль в постоянном единении, на их могилы должны мы ходить освежать свою душу, страдающую и томящуюся в беспросветной мгле настоящего воспоминаниями об исчезнувших идеалах и надеждах, и там искать разрешения и уяснения наших будущих судеб».
Фото с сайта topdialog.ru
Разумеется, со временем здесь стали хоронить не только литераторов. На кладбище покоятся останки ученых Дмитрия Менделеева, Владимира Бехтерева и Ивана Павлова, скульптора Василия Козлова (автора знаменитого памятника Ленину перед Смольным), композитора Исаака Шварца, множества революционеров – Веры Засулич, Георгия Плеханова, а заодно матери Ленина Марии Александровны Ульяновой и его сестер (в том числе и Анны Ильиничны).
Среди всего этого пантеона как-то даже экзотически воспринимались простые питерские обыватели, которые здесь тоже хоронили своих умерших родственников.
Одна из простых жительниц столицы вспоминала: «Выезды делали и на Волково кладбище на могилки, где у нас за решеткой были похоронены дед, бабка, прадед и другие родственники. На Волково отправлялись в четырехместной карете, которую тогда можно было нанять для такой поездки за рубль или рубль с четвертью.
На могилках располагались также с самоваром и едой. Кто-нибудь снимал с ноги сапог и голенищем раздувал самовар, что нам, ребятишкам, очень нравилось. Поездка эта иногда объединялась несколькими родственными нам семьями. Служили литии по покойникам. У мужчин не обходилось и без возлияний».
Фото с сайта topdialog.ru
На кладбище ездили по так называемой Расстанной дороге. По преданию, именно расставание с усопшими и положило ей название. Там же располагался и трактир «Расстанье», в котором было принято устраивать поминки.
А вот значимость кладбища как символа свободолюбивой борьбы постепенно не то чтоб утрачивалась, но явно теряла свою остроту, становилась обыденностью. Пример тому – спокойный, даже скучный тон одной из газетных заметок 1910 года: «23 января, в 23-ю годовщину смерти поэта Надсона, кружком литераторов, в старой церкви Волкова кладбища была отслужена панихида, после которой все находившиеся в церкви почитатели поэта в предшествии духовенства, направили к могиле покойного на «Литераторских мостках», где и была отслужена краткая лития.
На литии, кроме литераторов, присутствовала и публика, главным образом учащаяся молодежь. На могилу поэта возложены новые венки».
Где страстные речи, горящие взоры? Где агенты спецслужб? В прошлом все. Теперь главные революционные силы – не на кладбищах, а на фабричных окраинах. Именно там вдали от глаз полиции готовится главное потрясение за всю историю страны.
Музей расширяет экспозицию
В 1935 году, когда умерла дважды уже упоминавшаяся Анна Ильинична Ульянова, кладбище сделалось отделом Государственного музея городской скульптуры (основная территория его располагалась на другом питерском кладбище, на Лазаревском).
В связи с этим «экспозиция» расширилась: на «Литераторских мостках» перезахоронили Ивана Гончарова, Александра Блока, Николая Помяловского. Их могилы по разным причинам готовились к уничтожению, так что музейный статус пришелся явно кстати.
Много хоронили здесь в Великую Отечественную, в блокаду.
Кладбище стало – как всякое знаменитое кладбище – обрастать слухами и анекдотами.
В частности, в перестройку кто-то пустил слух, что прах Ленина тайно вывезли из мавзолея и захоронили рядом с матерью и сестрами, на «Литераторских мостках». Кто-то под это дело даже установил рядом с могилами Ульяновых соответствующий памятник.
Могила же Радищева, с которой, собственно, все началось, давно утрачена. Доска в его память сейчас установлена в ограде Воскресенской кладбищенской церкви.
Увы, так бывает нередко.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.