Как правильно готовиться к пересказу
Памятка для обучающихся начальной школы «Виды пересказа. Как подготовить пересказ»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ПАМЯТКА «Как научить пересказывать текст»
1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай вслух весь текст.
2. Если в тексте есть незнакомые слова, узнай их значение.
3. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста.
4. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
5. Вырази идею в одном предложении.
6. Выдели в тексте ключевые слова (они раскрывают главную мысль произведения).
7. Раздели текст на части, озаглавь их.
8. Прочитай названия частей и проверь, на сколько точно они передают содержание текста (не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода).
9. Составь план пересказа.
10. Пользуясь планом, перескажи произведение.
11. В пересказе используй отрывки из разных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», конце концов», «наконец» и т.д.)
1. Внимательно прочитай текст, выясни значение непонятных слов.
2. Вдумайся в тему выборочного пересказа, определи его границы.
3. Внимательно перечитай текст, выбери то, что относится к теме, сделай необходимые пометы и выписки.
4. Определи основную мысль пересказа.
5. Определи, какой стиль (художественный, научный, публицистический..) и тип речи (описание, повествование, рассуждение) ты будешь использовать.
6. Составь план отобранного текста.
7. Продумай, как связать смысловые части выборочного пересказа.
КРАТКИЙ (СЖАТЫЙ) ПЕРЕСКАЗ
1. Прочитай текст, определи его тему и главную мысль, отметь изобразительно-выразительные средства.
2. Выдели в тексте все его части.
3. Определи, какие части можно исключить, объединить. Почему?
4. Составь план сжатого пересказа.
5. В каждой части выдели главное.
6. Отметь то, что можно объединить.
7. Подумай, как связать части между собой.
8. Изложи сжато каждую часть.
1. С изменением лица рассказчика
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-796463
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проверенный пошаговый план подготовки к пересказу
Добрый день дорогие друзья! Рада видеть вас на страницах блога. Сегодня решила вспомнить как мы с моей дочерью Сашулей пересказывать учились. Думаю, что у многих младших школьников возникают проблемы с такого рода заданиями. Они вместо того, чтобы пересказывать начинают зубрить наизусть, при этом совершенно не понимая о чем речь, и нередко доводя себя до слез. Ведь выучить текст не так-то просто!
Сейчас моя Александра уже в четвертом классе, и с пересказами она справляется самостоятельно, легко и просто. Но по-началу, мы с ней закрывались в комнате, просили, чтобы нас не беспокоили и учились пересказывать. Думаю, что наш опыт будет полезен тем, кто в данный момент задается вопросом, как подготовиться к пересказу? Как научить ребенка работать с текстом?
Хочу представить вам наш пошаговый план подготовки пересказа. План рабочий. Проверено! Так что пользуйтесь на здоровье.
Итак, для того чтобы подготовить пересказ нужно предпринять следующие шаги:
У некоторых шагов необычные названия, это сделано для того, чтобы ребенку было интереснее заниматься.
Да, не короткий план. Согласна. Но, вполне возможно, что когда вы доберетесь до шестого пункта, текст уже будет в голове у ребенка. Но для надежности советую идти до конца.
Этот план работает не только в отношении уроков чтения, но и окружающего мира, где также приходится многое пересказывать.
Руководствуясь предположением, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, предлагаю прямо сейчас поработать по этому плану с вполне конкретным текстом. Мне кажется, так будет понятнее. Вы с нами? Тогда начинаем.
Образец текста
Наступило лето. В школе начались длинные каникулы. Бывший второклассник Димка начал собираться в дорогу. Каждый год в начале июня он уезжал в деревню Давыдово к своей бабушке Клаве. Отвозила Димку мама. Сначала они целый день ехали на поезде, а потом еще 2 часа на автобусе и еще полчаса шли пешком. Потом мама отправлялась обратно в город, а Димка оставался в деревне до середины августа.
Бабушка очень любила своего внука. Всегда старалась накормить его чем-нибудь вкусненьким и многое ему позволяла. А Димка помогал бабушке в огороде и в саду. А когда было свободное время, мальчик вместе со своим деревенским другом Васькой ходил на речку купаться. Речка называлась Ягодка. Она была неглубокая, тихая и теплая.
Как-то раз, вдоволь накупавшись, мальчишки валялись на берегу и загорали. Вдруг они заметили, что по речке плывет полено, а на нем сидит маленький котенок. Димка и Васька тут же бросились в воду и поплыли к полену. Котенок изо всех сил цеплялся за дерево коготками и тоненько пищал.
Друзья вытащили полено на берег. Котенок был весь мокрый и сильно дрожал. Димка завернул кроху в футболку и со всех ног бросился домой. Васька едва за ним поспевал. Дома мальчики напоили котенка теплым молоком. Скоро он перестал дрожать, замурчал, лег на кресло и уснул.
Бабушка Клава похвалила друзей за такой геройский поступок и даже назвала их юными спасателями. Она разрешила оставить котенка у себя. Васька предложил назвать нового лохматого жителя Матросом. Потому что он был весь полосатый и плавал по реке. Димка возражать не стал.
«Первый шаг»
Первый наш шаг – это первое чтение. Прочитайте рассказ ребенку, а он пусть послушает. Пусть поймет, о чем вообще речь. Читайте с выражением, постарайтесь заинтересовать. Поскольку намного легче запоминается то, что вызывает эмоции.
«Ловец слов»
«Ловец слов» — это такое упражнение, которое рекомендуется выполнять для развития слуховой памяти. Задача ребенка поймать в тексте определенные слова.
Скажите ребенку, что сейчас вы еще раз ему почитаете, а он пусть внимательно слушает и постарается поймать имена всех героев рассказа, а также географические названия и запомнить их.
Теперь читайте. После выясните, что удалось поймать. Если ребенок что-то пропустил, скажите ему об этом.
Димка. Давыдово. Клава. Васька. Ягодка. Матрос.
Этот шаг ценен тем, что он аккуратно вынуждает ребенка не просто слушать, а слушать внимательно.
Теперь переходим к шагу номер три. Он самый веселый.
«Немое кино»
Вы снова читаете текст. А ребенок текст показывает. То есть, если вы читаете, про то, что Димка помогал бабушке в огороде, то ребенок должен это изобразить. Если мальчики плавают, то и ребенок как будто плывет. Если котенок дрожит, то это тоже нужно показать.
Этот шаг только на первый взгляд кажется легкомысленным. На самом деле мы включаем в процесс запоминания двигательную память ребенка.
«Борьба с неизвестностью»
Дорогие родители, поздравляю, вам больше читать не придется! Теперь будет читать ребенок. Вслух! Но не просто банально, бездумно читать. У него будет задача. Нужно обнаружить в тексте незнакомые слова.
Если таковые найдутся, то нужно с ними познакомиться, то есть объяснить школьнику, что они обозначают. В нашем примере такими словами могут оказаться, например, «вдоволь» или «возражать».
«Мы делили апельсин»
Как апельсин делится на дольки, так и текст делится на части.
Задача: разделить рассказ на смысловые части. Тут важно объяснить ребенку, что чаще всего текст уже разделен автором. Если видишь, что предложение начинается с красной строки, значит здесь начало новой смысловой части.
Если посмотреть на наш пример, то легко заметить, что он состоит из пяти частей.
«Иллюстраторы»
А теперь поработаем художниками-иллюстраторами и заодно включим в процесс запоминания нашу зрительную память.
Задача: к каждой смысловой части, которые мы определили еще в прошлом пункте нарисовать иллюстрацию. Ну как иллюстрацию… Скорее схему. То есть не нужно брать краски и прорисовывать каждый цветочек и облачко. Нужна простая примитивная схема. Рисунок, который будет понятен тому, кто собирается пересказывать.
Схемы к каждой части рисуйте на отдельном листочке.
Вот какие схемы получились у меня. Сразу предупреждаю, котенок не удался)
«По кочкам»
Как болото можно перейти, прыгая по кочкам, так и с текстом можно справиться, опираясь на ключевые слова. Подробно о том, как их искать, я писала в этой статье.
В каждой смысловой части ищем ключевые (опорные) слова.
У меня получились такие:
Лето. Димка. Давыдово. Бабушка Клава. Поезд. Середина августа.
Вкусненьким. Помогал. Васька. Речка Ягодка.
На берег. В футболку. Теплым молоком. Уснул.
Геройский поступок. Оставить. Матрос.
Нужно отметить, что у вас могут получиться совсем другие ключевые слова. Здесь нет единственно верного ответа, как в математике. Все люди мыслят по-разному. Так что выбирайте те слова и словосочетания, которые вам кажутся правильными. Ключевые слова к каждой части запишите на листочках, на которых вы рисовали схемы.
«Что? Где? Когда?»
Это самый «вопросительный» шаг нашего плана.
Нужно задать вопросы к каждой части текста. Вопросов может быть несколько. И задавать вопросы будете не вы, это задача ребенка. Пусть он вас поспрашивает, а вы будете, как прилежный ученик отвечать. Если будет ну очень трудно, покажите как надо. Придумывайте вопросы вместе. И ищите ответы на них в тексте.
В нашем случае вопросы могут быть такими:
Когда он уезжал к бабушке?
Кто ехал вместе с ним?
Сколько часов нужно было ехать на автобусе?
Как долго Димка будет в деревне?
Как звали друга Димки?
Как называлась речка?
Что мальчики делали на берегу?
Что они заметили в речке?
Кто сидел на полене?
Во что завернул котенка Димка?
Чем накормили котенка?
Как назвали котенка?
Кто придумал котенку имя?
Какого цвета был котенок?
«Как вы лодку назовете. »
… так она и поплывет. Сейчас будем давать названия нашим смысловым частям. Но только прежде обсудите, почему автор так назвал свой рассказ? И объясните, что заглавие передает основной смысл всего написанного.
В нашем случае заглавие – «Юные спасатели». Так как текст о том, как два маленьких мальчика спасли котенка.
Теперь озаглавим части.
Примерно так. Это опять же моя версия. У вас может быть другая. Главное чтобы эти названия указывали ребенку, о чем идет речь в той или иной части рассказа. Заголовки разместите на листочках со схемами и ключевыми словами.
Пересказ по частям
Ну вот, основная работа выполнена. Скорее всего ребенок уже запомнил текст. Сейчас это и проверим.
Будем пересказывать рассказ по частям. Чтобы было проще возьмем листочек, где нарисована схема, написаны ключевые слова и заголовок.
С такой мощной, самостоятельно сделанной шпаргалкой, пересказать текст труда не составит.
Пересказываем все части, одна за другой.
Пересказ полный
Выходим на финишную прямую!
Выписываем на отдельный листочек заглавия наших частей.
Поздравьте своего маленького школьника с тем, что он успешно составил план пересказа! Теперь, опираясь на составленный план, можно приступать к полному пересказу.
Получилось? Замечательно! Для того, чтобы закрепить результат в памяти, повторите пересказ перед сном.
Вот и все. Оказывается, работать с текстом можно весело и интересно. Побольше творчества, друзья, и все получится! Это умение пригодится школьникам и сейчас, на этапе начальной школы, и в будущем на уроках истории, географии да и на всех остальных уроках тоже.
Если у вас есть свои способы подготовки к пересказам, то, пожалуйста, напишите о них в комментариях.
Благодарю вас за внимание, надеюсь, что статья окажется полезной)
Подготовка к пересказу
Обычно у четвероклассников уже нет никаких проблем с пересказами – эти задания они делают просто, легко, быстро и без подсказок взрослого. Однако, все это становится возможным, если родитель провел комплексную подготовительную работу. Для этого нужно пройти 10 шагов. Каких именно – расскажем в этой статье.
Этот план проверен временем и ситуациями, поэтому поможет не одному десятку заботливых родителей.
«Первая ступень»
Логичное начало любого пересказа – это знакомство с текстом. Пусть родитель займет позицию чтеца, а ребенок – слушателя. С выражением прочитайте текст и постарайтесь заинтересовать малыша. Если он смысл текста будет ему понятен, а само повествование обрастет эмоциями, то вы на правильном пути – ребенку будет проще запомнить информацию.
«Ловец слов»
Второй шаг подготовки к пересказу направлен на слуховую память. На этом этапе задача школьника – схватить в повествовании слова так ловко, как Гарри Поттер ловил снитч в квиддиче. Сообщите малышу, что вы прочитаете текст снова, а его задача – не просто старательно слушать, но и попытаться запомнить имена действующих лиц, названия и другую важную информацию.
«Ловец слов» — это полезное упражнение, которое аккуратно направляет ребенка на путь внимательного слушателя. Когда ребенок озвучил все, что смог запомнить, то похвалите его и не забудьте сообщить, если что-то ускользнуло от его внимания.
«Немой кинофильм»
Третий этап будет самым веселым для малыша. Родителю снова придется занять позицию чтеца, а ребенок будет иллюстрировать текст, который он слышит. Если взрослый читает о том, как купаются малыши, то и ученику нужно изобразить плаванье.
Упражнение «Немой кинофильм» кажется дурачеством. Но родитель включает двигательную память и подключает ее к процессу запоминания текста.
«Борьба с неизвестными»
Наконец-то родитель и ребенок меняются ролями. Теперь школьнику придется читать вслух, а взрослому – внимательно его слушать. Но цель выполнения этой задачи – это не бездумное базовое чтение. Ребенок должен найти в тексте слова, которые ему незнакомы. Если они будут обнаружены, то родителю нужно пояснить их значение не заумными словами, а так, чтобы ученик все понял.
«Делим мандарин»
На этом этапе задача взрослого – помочь ребенку разбить текст на смысловые части так же легко, как мандарин делится на дольки. Объясните малышу, что автор в большинстве случаев все сделал за него. Новый абзац или красная строка – это главные подтверждения этого.
«Рисуем рассказ»
Теперь к запоминанию подключается память визуальная. Взрослому и малышу нужно побыть художниками и попытаться нарисовать картины (схемы), которые расскажут о событиях в каждой отдельной части. Главная задача – нарисовать изображения, понятные ребенку. Не нужно детализации и предельной аккуратности. Нужно, чтобы было понятно, а не красиво.
«Прыгаем по кочкам»
С повествованием можно поладить, если прыгать по ключевым словам. Именно они и должны быть опорой при пересказе текста.
Ключевые слова не нужно выбирать родителю и навязывать ребенку. Их поиск должен быть совместным увлекательным занятием. Кроме того, помните, что в этом деле нет одного верного решения, как в математическом примере. Даже ваше мнение и позиция ребенка могут не совпадать.
Запишите ключевые фразы к каждой части на тех листочках, где изображены схемы к ним.
«Играем в эрудита»
Ребенку нужно представить себя ведущим интеллектуальной игры и попытаться задать вопросы ко всем частям повествования по отдельности. Конечно, их должно быть несколько.
Роль родителя – отвечать на вопросы. Если малышу будет трудно справиться с этим заданием, то покажите ему пример или придумайте пару вопросов вместе.
«Называем лодку»
На этом этапе родитель и ученик дают имена смысловым частям текстам. Перед этим нужно обсудить, почему автор дал своему рассказу такое название? Что он хотел этим подчеркнуть? Объясните ребенку, что название – это указатель на основной смысл текста.
Имена каждой отдельной части должны подсказать малышу, о чем в них идет речь. Конечно, заголовки нужно зафиксировать на листиках, где изображены иллюстрации и написаны ключевые слова.
«Частичный пересказ»
Мы добрались к предпоследнему этапу пересказа. После того, как вся подготовительная работа выполнена, нужно проверить ее качество. Пусть ребенок попытается пересказать события в каждой смысловой части, опираясь на листочек с названием, схемой и ключевыми словами.
Такая мощная подсказка точно поможет ребенку воспроизвести основные моменты повествования без особых усилий. Пересказывайте части в хронологической последовательности. Если все-таки что-то важное ускользнуло от внимания школьника, то не забудьте мягко об этом напомнить.
«Полная картина»
Наконец-то мы подобрались к последнему этапу пересказа. На отдельном листочке запишите заглавия частей и поздравьте маленького школьника с тем, что у него есть готовый план повествования. На его основе пусть ребенок попытается пересказать текст полностью.
Если миссия завершилась успешно, то не спешите радоваться – пересказ нужно повторить перед сном еще раз. Если вас ожидал провал, то не отчаивайтесь. Просто спокойно повторите предыдущий этап еще раз.
Эти 10 шагов позволят родителям и школьникам весело и слаженно работать над текстом. Эти техники пересказа потом можно применять не только на уроках литературы – они помогут подготовиться к уроку географии или истории.
Как эффективно и просто научить ребенка пересказывать текст
В этой статье мы подготовили для вас подборку техник эффективного обучения для пересказа текста.
Технику «Габмургер», и как с ее помощью можно научить ребенка выделять в тексте основную мысль
Технику «Рыба» с помощью которой просто подготовить пересказ текста
Технику «Паук-карты», которые помогут усвоить прочитанный материал
Технику «Палочка» для пересказа и работы с художественным текстом
Эти материалы позволят работу с текстом учебника сделать не только интересной и увлекательной, но и максимально полезной для развития мышления у детей.
А так же сможете скачать их себе на компьютер, чтобы сразу же опробовать их в действии.
[Техника эффективного обучения «Гамбургер»]
Текст учебника как гамбургер: они оба имеют несколько слоев.
Только в гамбургере – это котлета и сыр, а в тексте – введение, основная мысль, детали, кульминация, заключение.
Используйте этот графический организатор, чтобы помочь ребенку построить пересказ текста.
1. Для верхнего слоя, напишите основную мысль, которое представляет главную идею.
2. Заполните средних слоев с поддерживающими деталями.
3. Нижний слой держит все это вместе с заключительным выводом.
Пример использования «Гамбургера»
[Техника эффективного обучения «Рыба»]
Чтобы упростить подготовку по устным предметам используйте рыбу.
Для этого нарисуйте голову, скелет рыбы.
И вдоль скелета запишите ответы на вопросы, которые заданы в конце параграфа.
Можно писать краткий ответ, 1-2 ключевых слова.
Такую рыбу можно положить на парту, и во время устного ответа параграфа или выполения письменной работы одного взгляда будет достаточно, чтобы впомнить материал учебника.
Эта простая техника позволяет затрачивать меньше сил и лучше запоминать материал.
Вы можете составить много рыбок, и сложить их в папку.
Это упростит процесс подготовки к четвертным и итоговым контрольным работам.
[Техника эффективного обучения «Паук-карты»]
Используйте карту, чтобы систематизировать мысли и упростить для понимания и пересказа текст учебника.
Сделать это вам поможет паук-карта.
1. Напишите название параграфа в центре.
2. В каждой клетке паутины, напишите подробно, аргументы и основные факты, которые были перечислены в тексте.
Пример использования «паучка»
[Как пересказывать художественный текст? Техника шести вопросов]
Для пересказа художественного текста можно для ребенка подготовить план, состоящий из шести вопросов
Эта техника поможет вашему ребенку думать о различных элементах рассказа.
Вырежьте вопросы и приклейте каждый к палочке (или трубочке).
Когда вы читаете вместе, периодически останавливайте и передавайте ребенку палочку, чтобы использовать ее качестве подсказки.
Так же вопросы просто можно распечатать и приклеить скотчем на обложку учебника.
Ребенок отвечая на вопросы с успехом перескажет о чем прочитал.
Отвечая на вопросы ребенок систематизирует прочитанное.
Описанные выше методы — фрагмент из книги Ренаты Кирилиной «Как научить ребенка пересказывать текст»
Книга содержит эффективные способы обучения ребенка пересказу художественной и учебной литературы. Уникальной книгу делают тренажеры, включенные в издание, а также «помогаторы», которые каждый читатель может скачать, чтобы использовать вместе с детьми для подготовки пересказа. Книга для родителей школьников, педагогов.
Мы разработали уникальные тренажеры «16 минут чтения и пересказа» для отработки навыков беглого чтения и легкого пересказа.
Идеально подойдет для занятий с ребенком в период летних каникул.
Тетради разработаны для детей 1-4 классов.
В результате работы с тетрадью ребенок будет себя чувствовать уверенно!
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять