Как правильно дать чаевые официанту
Гид по чаевым: сколько, кому и как платить
27 августа на первой полосе Corriere della Sera появилась история о четырех туристах из России, которые в тосканском ресторане Cinqualino Beach оставили €4200 чаевых при счете €10 800 (ужин включал две бутылки вина Chateau Petrus, 1992-го и 1996 года плюс закуски, фирменные блюда, десерт). Газета никого ни в чем не упрекала, не было сказано ни слова про «русскую мафию» — но заметка все же появилась c подзаголовком «Излишества».
С размером денежных поощрений дело обстоит довольно просто: есть граница, ниже которой опускаться просто неприлично. А вот как давать чаевые — вопрос тонкий: многое зависит от культурных, социальных и экономических особенностей конкретной страны. «Клиенты задают туроператорам массу мелких вопросов о стране, куда собираются, но никогда не советуются насчет чаевых, — говорит Ирина Тюрина, главный редактор туристического портала Rata News. — А ведь в каждой стране своя культура чаевых».
В английских пабах не принято оставлять чаевые наличными, зато всегда можно «угостить» бармена напитком, стоимость которого будет записана на ваш счет. В Чехии и Германии просто округляют сумму счета в большую сторону — деньги надо вложить в принесенный официантом счет или хотя бы прикрыть салфеткой. «Оставить деньги для всеобщего обозрения просто неприлично», — рассказывает Анастасия Патрышева, совладелица сайта Travel.ru. А в салонах красоты на Ближнем Востоке клиент должен поощрить каждого, кто прикоснется к его волосам: мойщика головы, мастеров стрижки, окраски, укладки.
В Японии вообще не принято оставлять на чай, предложенными чаевыми можно оскорбить человека: хорошо работать — долг каждого японца, а получать за это дополнительное денежное вознаграждение — позорно. Опрос, проведенный среди населения Японии, показал, что из-за необходимости платить чаевые японцы даже путешествуют меньше, чем хотели бы.
Как правило, чем беднее страна, тем актуальнее вопрос чаевых. В Турции, ЮАР и на Кубе обслуживающий персонал работает только за чаевые при очень маленькой зарплате или вообще без нее. В чем-то это даже проще: о чаевых вам не дадут забыть. «На Кубе, — говорит Евгений Гиндилис, генеральный продюсер кинокомпании ТВИНДИ, — все местные жители прекрасно знают, сколько, за что и от кого им причитается. В случае чего вам напомнят. Для них это главный источник существования».
По сути чаевые — это благодарность клиента за хорошее обслуживание. А если оно вам не понравилось? Даже если плата за обслуживание уже включена в счет, есть способ обозначить свою позицию. Во Франции, например, принято в таком случае оставить на столе самую мелкую монетку: официант вас поймет. «Бывают случаи, когда неудобно не дать чаевые, — говорит Ирина Тюрина, — но нет такой ситуации, когда неудобно было бы эту сумму уполовинить». Однажды Тюрина сопровождала группу в поездке по Израилю. «Нам представилась возможность посетить Вифлеем. Он находится на арабской территории, работают там только свои гиды. Нам не повезло, наша гид говорила штампами, делала грубые ошибки, а потом она мне как старшей по группе в приказном порядке велела собрать для нее чаевые. Разумеется, я ей отказала».
В вопросе о том, сколько где платить, люди в основном полагаются на собственную интуицию, редко задумываясь о том, что она может и подвести — в каждой стране существуют свои негласные правила. Чтобы помочь читателям не попасть впросак, Forbes составил гид по чаевым.
Как получать больше чаевых официанту: 7 важных правил
Ресторанный сервис
Что такое сервис в ресторанном бизнесе? Это обслуживание гостей, весь комплекс мер, предпринимаемых для того, чтобы посетители заведения получили приятные впечатления.
Ресторанный сервис заключает в себя политику гостеприимства, которая означает, что весь персонал относится к клиентам как к дорогим сердцу гостям у себя дома.
Это значит, что вы рады их видеть всегда, и готовы им предложить самое лучшее.
Вы желаете проявить максимальную заботу и искренне проявляете ее, как к любимому человеку.
Гости приходят к нам отдохнуть и развлечься, а вы в силах подарить им радость.
Радушное обслуживание — это основа ресторанного сервиса, и без искренней заботы вы вообще можете не получить чаевые, а чтобы чаевых у вас было еще больше, я подготовила для 7 полезных правил.
Как получать больше чаевых официанту: 7 важных правил
Тут я расскажу о семи важных правилах, которые помогут получить больше чаевых любому официанту.
1. Золотое правило обслуживания
Обслуживайте гостя так, как бы ВАМ хотелось, чтобы обслужили вас.
Относитесь к другим так, как бы вы хотели, чтоб относились к вам — это простое правило, в котором заключен глубокий смысл. Если при обслуживании вы будете так думать, то значительная часть гостей будет довольна.
2. Платиновое правило обслуживания
Обслуживайте гостей так, как бы ИМ хотелось, чтобы их обслужили.
Учитывайте потребности каждого гостя, будьте к ним внимательны. Внимание и трепет приятны каждому человеку.
Это были два самых главных этических правила ресторанного сервиса, без соблюдениях которых вообще ничего не выйдет.
3. Улыбайтесь гостю
В психологии есть феномен эмоционального заражения, суть которого в том, что один человек может в определенной степени может прочувствовать эмоции, которые демонстрирует ему другой человек. Поэтому, если вы будете улыбаться клиенту — он ответит вам взаимностью, а если будете обращаться к нему с недовольным видом, то и он почувствует недовольство по отношению к вам, и чаевых не видать.
4. Общайтесь с гостем и будьте готовы предложить ему свою помощь
Задавайте вопросы посетителям: многие из них очень хотят высказать свои пожелания и обсудить их с профессионалом, а натыкаясь на молчание, они могут почувствовать себя обделенными вниманием.
5. «Раппорт» или подстройка
Подстраиваться — это значит становиться похожим на другого человека для того, чтобы вызвать состояние раппорта, состояние доверия. Суть подстройки заключается в том, что вы копируете некоторые жесты и фразы вашего клиента, как бы становясь похожим на него. А люди охотнее доверяют тем, кто на них походит. Естественно никто не призывает вас к зеркальному копированию и «попугайству»: от вас требуется лишь повторять последнюю фразу клиента (название заказанного им блюда) и стараться подстроиться к жестам клиента — сделать свои жесты немного похожими на его.
6. Кивок Салливана
«Кивок Салливана» — особый психологический прием. Он устроен нехитро: все, что нужно делать официанту — так это совершать методичные кивки головой в момент озвучивания клиенту рекомендаций по выбору тех или иных блюд, присутствующих в меню или кивание головой в момент, когда клиент собирается оплатить счет.
Кивание головой — довольно сильный инструмент воздействия на подсознание человека. В данном случае он невольно вызывает у посетителя доверительные ассоциации, и у него с высокой вероятностью появится желание выбрать именно тот «пункт меню», на который «кивнули» (при его озвучивании). Так же в момент, когда клиенту придется оплачивать счет, кивком Салливана вы можете побудить его оставить чаевые (но тут вам лучше будет обратиться еще и к техническому средству, о котором речь пойдет в следующем пункте).
Это были самые важные психологические приемы, от которых во многом зависит успешность официанта.
7. Личная визитка с формой оплаты для чаевых
Грех не знать о технических уловках, которые помогут вам получить чаевые. В настоящее время все люди, как правило, расплачиваются в ресторанах кредитной картой, и чаевые наличностью уже мало кто оставляет. Кто-то может доплатить с карты за обслуживание больше, кто-то — меньше, но для официанта это актуально только в том случае, если работодатель потом вернет ему эти деньги. Однако не всегда работодатель возвращает чаевые.
Соответственно, лучше всего иметь отдельную свою личную визитную карточку, приложив к которой свой телефон, человек смог бы попасть на вашу личную форму оплаты.
Важно, чтобы на карте был призыв вроде: «Приложи телефон, чтобы оставить чаевые».
К примеру, компания Jusl выпускает такие карты.
У Jusl к визитке можно подключить как форму оплаты Сбербанк, Яндекс Деньги, так и любые другие.
Заключение
Начала я с того, что основа ресторанного сервиса — это искренняя забота о клиенте, и без нее вообще ничего не получится.
₽ Как правильно давать чаевые в России. Кому и сколько надо
Хороший вопрос тут поднялся в редакции.
Вот гардеробщица повесила твою куртку. Донесли вещи в отеле. Починили кран дома. Благодарить или нет?
И ладно да/нет, а что делать с суммой чаевых – вообще атас. У каждого своё представление о том, сколько оставлять на чай. Кто даёт 5%, кто 10%, кто парится и даже 7% отсчитывает.
В общем, надо разобраться. Вот мы и решили это сделать. А чтобы тебе было вдвойне полезно, нашли пластиковую карту, которая позволяет давать чаевые бесплатно.
Что вообще такое – «чаевые»?
Чаевые — дополнительная награда (или «бонус») человеку, которая даётся сверху обычной суммы за услугу или товар. Способ поддержать человека за старание или качественно выполненное дело.
Частота и суммы варьриуются – нет общепринятых стандартов, нет законов, которые это регулируют. Поэтому нет понимания, кому давать и сколько.
Статистика по России: только половина из нас даёт чаевые. 25-30% не могут посчитать сумму. А 25% не дают чаевых. Не делайте так, это просто некрасиво.
Сколько чаевых принято давать в России
Точную сумму определяет куча факторов, и среди них: качество обслуживания, тип заведения (простое кафе, дорогой отель, элитный ресторан), мнение посетителя (щедрость, настроение, сложившаяся ситуация), сумма в чеке – скромный ланч на 300 руб. или банкет на 1 млн.
Если жалоб нет, просто оставляйте около 10%. Это стандарт.
Почему чаевые – это хорошо? В сфере обслуживания очень многие работают фактически за чаевые – и на минимально возможной зарплате.
Поэтому каждый раз, когда вы не даёте чаевых, вы по факту лишаете человека зарплаты. И необязательно того, кто непосредственно вас обслужил. Например, в ресторанах часто чаевые отправляются в общий «котёл», из которого потом заплатят поварам и другим работникам кухни ресторана. Прочувствовал на себе, когда полгода работал официантом.
Кому нужно давать чаевые
Официант в ресторане: нужно попросить счет, оплатить и получить сдачу. А после оставить необходимую сумму наличными. Оставляем 10%.
Ну и да, если официант самовольно забрал сдачу, которую вы ждёте, не стесняйтесь потребовать её.
При оплате картой в России чаевые, как правило, дают наличными. Оставлять «на чай» безналом у нас не принято: можно попросить вбить в чек, но заведение имеет полное право отказать. Один раз у меня прокатило, а другой (на Арбате) – нет.
Салон красоты: можно положить общую сумму на стойку администратору. Но лучше раздать тем, кто принимал участие в процессе. Больше 10% не оставляют.
Такси: ему можно оставить — 5-10%. Сейчас большинство сервисов предлагают оставить чаевые прямо в приложении, поэтому это стало совсем нетрудно. Кстати, например, в Греции и Бельгии чаевые таксистам не принято давать.
В отеле: чаевые горничной или швейцару не обязательны, их можно оставить по настроению, в зависимости от собственной оценки качества сервиса и статуса гостиницы. Консьержу, лифтеру, уборщику мусора чаевые не дают.
Заправщики, мойщики авто: заправщику и мойщику можно дать «на чай» в пределах 10% от стоимости услуги. Я вот даю 100 рублей заправщику, чтобы не мёрз. Не забывайте, что оставлять меньше 50 рублей не стоит — чай мелочью может стать причиной мысленных проклятий, посылаемых вам вслед.
Доставщики, курьеры: за доставку воды, продуктов и заказы в ресторанах — по желанию, но не более 10%, и если доставка была бесплатной.
Точно не оставляют: стюардессе, гиду, переводчику, шеф-повару, попутчику в поезде за помощь с вещами, личному тренеру, психоаналитику, врачам.
Сколько приятно давать чаевых в разных странах мира
Отношение к чаевым в мире сильно различается, суммы тоже.
Стандартные чаевые – 10%. В США традиционно оставляют больше на 3-5% больше – до 15%, во Франции 10%, в Испании 7%, а в Египте вообще редко оставляют чаевые.
Следите внимательно! В некоторых государствах принято включать чаевые в счёт — в таком случае сверху оставлять что-либо вообще не надо.
Если вы столкнулись где-то в мире с особенными стандартами чаевых — поделитесь этим с нами в комментариях, поможем друг другу выглядеть вежливо в путешествиях.
Как возвращать деньги за чаевые (только сейчас)
Это важно, потому что действует только сейчас и до конца февраля. Вернуть можно до 11,5% со всех чеков! Без шуток, прямо в рублях и на ту же карту, с которой оплатил.
Фактически Смарт Карта адаптируется к самым важным событиям каждого месяца, и поэтому выгодна именно тогда, когда нужна тебе больше всего.
В феврале действует дополнительный повышенный кэшбек 10% в:
Кэшбек в промокатегориях (аж 10%!) всегда начисляется в дополнение к базовому кэшбэку по Смарт Карте – в 1% или даже в 1,5% (стандартный кэшбэк увеличивается до 1,5%, если в этом месяце ты потратишь по карте больше 30 000 рублей).
Сегодня я позавтракал сендвичем и кофе за 250 руб., потом пообедал скромным ланчем за 300 руб., а вечером позвал любимую в ресторан (заплатил за двоих 1900 руб., оно того стоило). Всего вместе получилось 2450 руб.
Вернули по Смарт Карте: 281,75 за один день (при условии, если кэшбек 1,5%, да и без него вернули бы 269,5 руб.)!
Больше 250 рублей – между прочем, это завтрак.
Помимо выгодного кэшбека, у карты есть другие выгодные условия: дают 7,5% годовых на накопительный счет, разрешают бесплатно снимать наличные до 50 тыс. руб. в месяц из любого банкомата, если выполнять минимальные условия (да и без них немного бесплатных снятий есть, без наличных в нужный момент точно не останетесь). Всегда есть кэшбек от 1 до 1,5% на любые покупки, независимо от актуальных акций.
Как заказать Смарт Карту
Чтобы заказать карту, тебе нужно скачать приложение банка «Открытие». Клиентом банка быть необязательно — заявку на карту можно оставить как до, так и после регистрации в приложении.
Как только карту привезёт курьер, ты активируешь её прямо в том же приложении – и всё, можно получать назад до 11,5% с каждого чека и радоваться, конечно 🙂
Скачай приложение и закажи Смарт Карту!
Через приложение «Открытия», например, будешь следить за начислением кэшбека, за количеством бесплатных снятий денег в банкоматах и пользоваться всем тем, к чему мы привыкли: например оплачивать мобильный или переводить деньги друзьям.
В общем, хочешь кэшбек 11,5% в ресторанах – заказывай Смарт Карту с доставкой уже по 34 городам России. И после этого оставляй чаевые правильно – а в феврале ещё и бесплатно. Приятного аппетита вечером!
Никита Горяинов
Главный редактор iPhones.ru. Спасибо, что читаете нас. Есть вопрос, предложение или что-то интересное? Пишите на [email protected]
Как я живу и работаю в Донецке во время войны (личный опыт)
Apple представит 4 модели iPad Pro в марте 2017
Сравнил Портретный режим iPhone 11 и iPhone 13 Pro. Ночная съёмка творит чудеса
Spotify тестирует бесконечную ленту с мини-клипами. Получилось почти как у TikTok
Тим Кук поделился мнением насчёт программы самостоятельного ремонта Apple (если кратко, он очень рад)
10 самых красивых железных дорог мира. Путь вокруг Байкала уступил только Швейцарии
Xiaomi не удержалась и скопировала у Apple программу самостоятельного ремонта смартфонов
Apple рассказала про успехи во втором квартале 2021 года. Продажи Mac побили рекорд
Центробанк протестирует цифровой рубль в 2022 году. Что о нем известно
Apple расскажет о финансовых успехах 29 апреля
🙈 Комментарии 129
С чаевых заправщику прикуел немного. 10% от услуги? То есть за литр 95го бензина на заправке надо закладывать не 40, а 44 рубля? ))))
Ладно, Ваше дело 100 рублей ему дать или больше (сколько ж Вы даёте если он вам фары и окна помыл? 200?), не жалко и ладно, но чтоб высыпать ему мелочь в ладошку, чтоб в кармане не звенела (а я так именно и делаю) и получить вслед ПРОКЛЯТИЯ И НЕДОВОЛЬСТВО?! Уж извините, он точно на зарплате и эту зарплату ему не из расчета “вот те 7000 руб в месяц, остальное чаевыми добьёшь” назначают. Если заправщик работает 8 часовой рабочий день и в среднем ему дают 10 рублей чаевых, а заправляет он порядка 100 машин за смену (хотя я предполагаю что немного больше) – 1000 рублей в день неплохая прибавка к зарплате. Порядка 20000 в месяц выходит.
Вы давно в Америке не были. За 15% вас покроют проклятьями и в следующий раз не пустят. Там минимум 18%. И это если вам совсем не понравилось. Прям невкусно и хамили. Максимум 30%. И эта сумма постоянно растёт. Уже сами америкосы жаловаться начинают что беспредел. Но, официанты стараются эту сумму отработать (как могут). Единственное, бесит с какой навязчивостью они потом требуют эти деньги.
@bang5, Скорее всего чтобы стимулировать официантов предоставлять лучший сервис а не просто прийти и бросить тарелку на стол. Как вот уже писал человек Paradox по его наблюдениях в США “официанты стараются эту сумму отработать”, да и в принципе считаю что клиенту лучше самому оценить сервис и заплатить по достоинству чем сразу автоматом платить 20%. Хотя согласен, что эта схема более защищает работодателя, так как если дела в ресторане идут плохо и нету клиентов то расход на обслуживающий персонал вообще минимальный.
Сейчас в основном все расплачиваются кредитками и типы оставляют тоже на них, по моим наблюдениям где то с 20 чеков только 2-3 платят налом. Потому как все происходить электронно то чаевые тоже декларируется автоматически и на них платится официантом налог (где то 30%) так, что там особо от налога не уйдёшь, ну и конечно по закону ты должен наличные чаевые тоже декларировать в конце рабочего дня, но в основном все указывает намного меньше суму чем на самом деле.
В Израиле, в некоторых ресторанах/кафе, чаевые (10%) включены уже в счёт. Так что для тех кто едет туда первый раз и не знает об этом, дают ещё сверху помимо включённых. А если не включены и ты не положишь чаевые, то официант запросто может высказать своё недовольство, ибо чаевые в ресторанах/кафе Израиля, в порядке вещей.
Вспоминаются некоторые наши магазины в которых в чеке можно было обнаружить всякие “бонусы” типа доп страховки, платы за хорошее обслуживание и др попытки развести.
3% больше, проценты могут немного отпечатлеется.
Про чаевые такси первый раз слышу. Честно уже давно не ездил на такси. Но точно знаю что есть 2 варианта, по счетчику, и тогда сколько набежит столько и заплатите. или сразу обговорить цену поездки, обычно всегда пользовался 2 вариантом так как в этом случаи таксисту выгодно как можно скорее доставить вас на место назначения, если сумма кажется вам чрезмерной, всегда можно поторговаться и сказать пока (если такси не вызывали). Ну и как-то спокойнее когда едешь в незнакомое место и гадаешь сколько пробок по дороге встретится и сколько тебе это будет стоить.
Нет в чаевых ничего хорошего, это рудимент древних времен. Особенно прикольно оплатить счет картой и потом искать по карманам мелочь. Включали бы в счет – еще туда-сюда. А так – нафиг-нафиг.
Когда расплачивался налом, ни о каких процентах особо не задумывался, просто избавлялся от железа или округлял сдачу.
Мое мнение – чаевые нужно заслужить.
Официант в ресторане – оставляю только при условии работы сотрудника со мной(шутки, советы, общение, попытка угодить), а если он просто молча уносит тарелки и приносит еду – с чего вдруг то?
Салон красоты – никогда. В стоимость услуги всегда входит оплата работы мастера. Я вообще впервые слышу, что за это еще нужно давать чаевые Оо Давай те врачам давать чаевые….
Такси – никогда. За что? За то что он выполнил свою работу? Давайте тогда водителям маршруток, поездов и тп оставлять чаевые..
В отеле – никогда. Их услуги оплачены тобою, при покупке номера. Единственное исключение – когда сотрудник ресепшена помогает Вам вне своих обязательств (гида ищет, карту пытается достать, что-то переводит, скидку делает и тп)
Заправщики, мойщики авто- его услуги уже входят в недешевую стоимость бензина.
Доставщики, курьеры – никогда. Их услуги оплачены тобою, при покупке товара.
Недавно чаевые некрасиво? Это кто такое придумал? Где-то в законе прописано? Нет? Кто-то пытается навязать нам дополнительные неучитываемые расходы.
К чаявым отношусь нормально. Парикмахереру даю 20-30%, на заправке кешно сотки не оставляю, обычно мелочь 30-50₽. Таксистам перестал давать после череды случаев обмана. То экскурсию устраивают, будто если ты едешь в такси, то ты можешь быть водителем и знать Москву, то ждать приходится неприлично долго Даже с убером пытались обмануть. Как- то заказали такси после др с подругой на два адреса и мимо ушей прошло что вызывали убер, она выходила первая, я немного уснул, а как приехали, таксист объявил сумму. А у меня даже нала с собой не было. Хотел по сберу перевести, но в районе связь не очень. В итоге пообещал что переведу как проснусь. И с утра я очень удивился когда подруга пишет, мол с тебя 300₽. В итоге еденица водителю.
В рестиках если всё еда и обслуживание норм, то всегда оставляю 10-15%, знаю что на этом они живут, жена пару лет официанткой работала.
А вообще кешно давать или нет и процент зависит от многих факторов. Вот случай был в НЙ, прогуглили офигенный по отзывам ресторан с отменными стейками. Забронировали за неделю. В этот день колесили по городу на великах, жара, июнь. Накатались и в ресторан. Даже как-то не удобно было в поло, шортах и кросах там находиться, но знаю что в штатах особо не запариваются над этим. В общем заказали мясо, нам принесли выбрать на подносе разные виды сырого мяса, всё рассказали, показали. Стейки были просто фантастические, лучшие наверное что пробывал, официанты так и крутились вокруг нас. Такого сервиса и внимания к гостям, при чём не смотря на наш неформальный вид, просто поразило. В итоге на троих счёт был на 205$, алкоголь не пили. Мы даже не задумываясь оставили 300$.