Как появляются дети у мусульман
Рождение ребенка в мусульманской семье
Что происходит в мусульманской семье и общине в связи с рождением ребенка? Мы побеседовали на эту тему с имамом-хатыбом Шамилем АЛЯУТДИНОВЫМ.
Какое слово первым слышит любой мусульманский младенец? Что такое азан? Чем руководствуются мусульмане при выборе имени ребенку? Можно смело утверждать, что из читателей-немусульман на эти простейшие для приверженцев ислама вопросы ответят считанные единицы. А между тем, по разным оценкам, в России от 8-10 до 30-35 млн. мусульман. Причинами столь большого разброса статистических данных предоставим заниматься социологам и религиоведам, но ведь даже по самым скромным подсчетам число российских мусульман сопоставимо с населением, скажем, Финляндии!
Появление на свет каждого нового человека мусульмане считают великим даром Аллаха, одним из наиболее значительных событий в жизни семьи. В шариате оговорены положения, регламентирующие действия родителей и их родных в связи с рождением в семье ребенка.
ќтот обряд полон глубокого смысла. Согласно исламу, Сатана, враг людей, с нетерпением ожидает появления на свет каждого нового человека, дабы совратить его с пути истинного. Поэтому очень важно, чтобы призыв к Богу коснулся слуха младенца раньше, чем зов Сатаны. Слова веры в Бога и верности Ему будут сопровождать человека в жизни уже с первых глотков воздуха на этой земле.
2. СЛАДОСТЬ ПЕРВЫХ МГНОВЕНИЙ
После того как младенец услышал божественные слова, шариат рекомендует помазать ему губы и полость рта финиковой массой. Делается это следующим образом. Кто-то (как правило, мать младенца) тщательно прожевывает финик, после чего берет пальцем небольшую его часть и кладет в рот новорожденному. Затем легкими движениями пальца вправо и влево массируется полость рта малыша, так чтобы сладкая масса распределилась по всей ротовой полости. При отсутствии финика можно использовать любой сладкий продукт. Все эти действия сопровождаются чтением заздравных молитв и добрыми пожеланиями ребенку.
Считается, что подобный массаж полости рта укрепляет мышцы, участвующие в сосании, и способствует подготовке ребенка к принятию материнской груди. Согласно преданию, первый раз эту процедуру проделал сам Пророк Мухаммад над новорожденным сыном одного из своих последователей.
Через семь дней после рождения ребенка, по завету Пророка, желательно побрить ему голову и раздать нищим и страждущим серебро или золото, вес которого равен весу сбритых волос, или денежную сумму, соответствующую этому количеству драгоценного металла.
Что делают, если на голове только что родившегося малыша вовсе нет волос? Просто раздают милостыню (причем обычно весьма и весьма щедрую) тем, кто в ней нуждается.
4. «В ДЕНЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ВЫ БУДЕТЕ СОЗВАНЫ ВАШИМИ ИМЕНАМИ!»
Выбор имени необычайно важен для мусульманина.
Относительно срока наречения имени существуют некоторые разногласия. Одни настаивают на том, что имя дается ребенку на седьмой день после рождения. Другие утверждают, что имя может даваться и в день рождения ребенка.
Важен не столько день, сколько отношение к этому серьезнейшему в жизни человека событию. Известны, например, такие слова Пророка: «Поистине, в день Воскресения вы будете созваны вашими именами и именами ваших отцов. Так нарекайте же детей красивыми именами!».
Мусульманам рекомендуется нарекать детей именами пророков и ангелов. Вполне естественно, что особым почетом пользуется имя первого (не по времени, а по значению) из пророков, Мухаммада. Говорят, что дом, где есть имя Мухаммад, наделяется особым уделом.
Девочек чаще всего нарекают именами женщин из семьи Пророка: Фатима, Хадиджа, Зайнаб и т.д.
5. ВОЗНЕСИ БЛАГОДАРНОСТЬ ГОСПОДУ
В современных условиях крупного города принести в жертву животное не так-то легко. Но выход есть: мусульмане ездят в пригороды, где разводят овец, и осуществляют обряд жертвоприношения там, а домой привозят мясо жертвенного животного.
Обрезание совершается человеком, имеющим медицинское образование и религиозно грамотным в этом вопросе. Обрезание может проводиться как на дому с выездом врача, так и в любой больнице, где работает хирург.
Относительно сроков обрезания единого мнения нет. Большинство специалистов в области исламского права считают, что обрезание лучше всего совершать в тот же день, что и бритье волос младенца, т.е. на седьмой день после рождения. В некоторых странах (например в Турции) обрезание по традиции совершается над 7-10-летними мальчиками. И уж во всяком случае, обряд обрезания должен быть выполнен до достижения ребенком совершеннолетия.
Как появляются дети у мусульман
Появление потомства в той или иной семье – это воля Бога.
Редко кто из людей не любит детей. При виде беспечно и весело играющих детишек улыбка умиления появляется на лице у самого серьезного и озабоченного человека. Нас восхищает детская невинность, непосредственность, их простодушие и открытость. Каждый мужчина и каждая женщина, вступая в брак, мечтают, что у них будет потомство.
Мусульманское общество в этом вопросе не является исключением – наоборот, здесь детям радуются даже больше, чем где бы то ни было. Наверное, нет молодой семьи, которую родственники и друзья периодически не донимают расспросами и намеками на тему – когда же их обрадуют новостью о приближающемся прибавлении в семье?
Но есть в этом вопросе – увы, очень неприятная сторона. Иногда, общество, где наличие детей считается обязательной принадлежностью каждой семьи, подвергает насмешкам и осуждению всех людей, которые по каким-то причинам являются исключением из этого правила.
К сожалению, такое поведение есть ни что иное, как проявление невежества людей в собственной религии. В Коране четко сказано, что потомство – это дар от Всевышнего, именно от Него зависит, смогут ли супруги иметь детей, или их не будет, кто родится у женщины – мальчик или девочка.
«Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, а кого пожелает – мужского. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он – Знающий, Всемогущий» (сура Аш-Шура, 49-50).
Бесплодие – это всегда наказание?
В Коране и хадисах приводятся истории нескольких пророков, которые долгое время не могли иметь детей. Один из них – это великий пророк Авраам (Ибрагим), мир ему, которого одинаково почитают все три религии единобожия, «отец верующих» в Единого Бога.
Его жена Сара долгое время не могла забеременеть, и супруги уже потеряли надежду, поскольку были в преклонном возрасте, однако, по милости Всевышнего, им был дарован ребенок – хотя по законам природы они не должны уже были иметь детей (по преданию, Ибрагиму тогда было 100 лет, а его жене – 90).
Таким же образом – после долгих лет бесплодного брака – был дарован ребенок пророку Закарии, мир ему, и его жене.
«Вот он (Закария) воззвал к своему Господу в тайне и сказал: «Господи! Воистину, кости мои ослабели, а седина уже распространилась по моей голове. А ведь раньше благодаря молитвам к Тебе, Господи, я не был несчастен. Я опасаюсь того, что натворят мои родственники после меня, потому что жена моя бесплодна. Даруй же мне от Тебя наследника… О Закарийа (Закария)! Воистину, Мы радуем тебя вестью о мальчике, имя которому Йахья (Иоанн)» (3:3-7).
У матери праведной Марьям (матери Иисуса, мир ему), которую звали Хана, также долго не было детей, что ее очень огорчало. По преданию, однажды она сидела в саду и наблюдала, как птички ухаживают за своими птенцами. Тогда она взмолилась ко Всевышнему с просьбой о детях – ведь у всех живых существ, и у животных, и у птиц есть дети, а она одна не может родить ребенка. И пообещала при этом, что, если у нее будет ребенок, она посвятит его на служение Богу. После этого она забеременела и родила замечательную дочку Марьям, которая стала великой праведной женщиной.
Вот некоторые дуа из Корана о даровании потомства:
رَبَّنَا هَبْ لَنَا مِنْ أَزْوَاجِنَا وَذُرِّيَّاتِنَا قُرَّةَ أَعْيُنٍ وَاجْعَلْنَا لِلْمُتَّقِينَ إِمَامًا
Раббана хабляна мин азваджина куррата айюни вва адж’альна лиль-муттакына имама
«Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных».
رَبَّهُمَا لَئِنْ آتَيْتَنَا صَالِحاً لَّنَكُونَنَّ مِنَ الشَّاكِرِينَ
Раббахумā ля’ин ‘āтайтана салихан лянакунанна мина ш-шакирин
«Если Ты даруешь нам праведного ребенка, то мы непременно будем в числе благодарных» (7:189).
رَبِّ هَبْ لِي مِنَ الصَّالِحِينَ
Рабби хаб ли мина ас-сāлихин
«Господи, одари меня потомством из числа праведников» (ас-Саффат 37:100).
Стоит также вспомнить, что одна из самых любимых жен Пророка (мир ему и благословение) Аиша (да будет доволен ей Аллах) была бездетной. Однако, это никак не влияло на отношение к ней мужа и вовсе не было проявлением немилости Всевышнего к ней.
Она передала огромное количество хадисов, и мужчины, и женщины – приходили к ней за консультацией по религиозным вопросам. То есть, она пользовалась почетом и уважением в общине мусульман – несмотря на отсутствие детей.
Девочки – преграда от огня Ада
То же самое касается рождения в семье девочек, а не мальчиков. Арабы во времена невежества проявляли жестокость по отношению к дочерям, поскольку считали их источником позора в будущем и не желали растить их из страха перед бедностью. Такое поведение строго осуждается в Коране:
«…когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он себе ребенка с позором или же закопает ее в землю? Воистину, скверны их решения!» (16:58,59).
Людям, верующим в Единого Бога, не подобает такое поведение. Вспомним, что у самого Пророка (мир ему) рождались одни дочери (а мальчики умирали во младенчестве), его род продолжился именно через дочерей. Он оставил нам множество обещаний о награде для тех родителей, которые растили дочерей и были добры к ним:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто является отцом троих дочерей, по отношению к которым проявлял терпение, и которых одевал из своего имущества, то они станут для него преградой от огня» (Бухари).
Отцы и дочери в Исламе
Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Однажды какая-то женщина, просившая подаяния, зашла ко мне с двумя своими дочерями, однако у меня не нашлось ничего, кроме одного финика, который я и дала ей. Она разделила этот финик между своими девочками, а сама не отведала ни кусочка, после чего встала и вышла, а потом к нам зашёл Пророк. Я рассказала ему об этом, а он сказал: «Эти девочки защитят от пламени Ада того, кому они были посланы в качестве испытания» (Бухари, Муслим).
Итак, появление потомства в той или иной семье – это воля Бога, а никак не чья-то вина. И это вовсе не признак немилости Всевышнего, наоборот, если вы наберетесь терпения, у вас могут еще появиться замечательные талантливые дети – не забывайте только делать дуа о даровании потомства. Рождение девочек – а не мальчиков – должно быть для родителей не меньшей радостью. Ведь сам Пророк (мир ему) велел быть добрыми к ним и растить их с любовью и заботой.
Зачатие в исламе
Рекомендуемые продукты во время зачатия
Пища, которой вы питаетесь, не только оказывает большое влияние на физический аспект человека, но и на душу и психику. Поэтому настоятельно рекомендуется, чтобы родители могли держаться подальше от запрещенной пищи и даже тех продуктов, которые являются сомнительными. Кроме того, некоторые продукты также были специально рекомендованы Имамами для красивого и праведного ребенка.
До представления Харата Фахимы Пророк по приказу Аллаха держался подальше от Харата Хадиджи в течение 40 дней. В течение этих 40 дней он совершал поклонения и постился, а его рацион состоял из пищи, принесенной с небес.
Перед тем, как попытаться забеременеть, рекомендуется есть следующие продукты:
Рекомендуемые действия
Важно отметить, что многие из упомянутых в этом разделе действий аналогичны тем, которые описаны в разделе Сексуальный этикет, с добавлением того, как это влияет на запланированного ребенка.
Состояние ума
Состояние ума и души родителей оказывает большое влияние на ребенка. Следующие инциденты отражают важность состояния ума при зачатии и его последствий.
Поэтому, пытаясь забеременеть, в исламе настоятельно рекомендуется, чтобы рекомендованные ниже действия соблюдались, чтобы зачать чистого и хорошего ребенка:
Состояние тела
Состояние тела родителей также оказывает заметное влияние на ребенка и может привести к слабостям и болезням у ребенка, если вы не будете осторожны.
Защита от Сатаны
Чтобы предотвратить последствия сатаны в эту важную ночь, рекомендуются также следующие действия:
ПРИМЕЧАНИЕ. Любовь к Ахлул-Бейту не просто означает проявление симпатии к ним, а скорее принятие их в качестве ролевой модели для каждого аспекта нашей повседневной жизни и стремление работать по его примеру.
Что не стоит делать во время зачатия
Важно отметить, что многие из упомянутых в этом разделе действий аналогичны тем, которые описаны в разделе Сексуальный этикет, с добавлением того, как это влияет на задуманного ребенка.
Запрещённые действия
Поскольку некоторые действия отрицательно влияют на ребенка, такие как злоба против Ахлул-Бейта, рекомендуется, чтобы упомянутые ниже действия не были осуществленны:
Важно также иметь в виду, что другие запрещённые приемы действуют во время нормального сексуального этикета (как упоминалось в главе 2: Сексуальный этикет).
ПРИМЕЧАНИЕ. Как только женщина забеременела, рекомендуется воздерживаться от любви без Вуду, так как это приводит к тому, что ребенок скуден и внутренне слеп.
Рекомендуемое время для зачатия
Важно отметить, что многие из упомянутых в этом разделе случаев аналогичны тем, которые описаны в разделе Сексуальный этикет, с добавлением того, как это влияет на задуманного ребенка.
Нерекомендуемое время
Важно отметить, что многие из упомянутых в этом разделе случаев аналогичны тем, которые описаны в разделе Сексуальный этикет, с добавлением того, как это влияет на задуманного ребенка.
Если ребенок зачат в вышеупомянутые времена, родители не будут видеть никаких качеств, которые им нравятся в их ребенке, потому что они не считали эти признаки Аллаха важными.
Планирование беременности
Руководящие указания от Пророка ясно указывают дейсвтия, к которым нужно идти, чтобы иметь желаемое потомство. Сексуальные отношения в целях зачатия должны рассматриваться по-разному, как умственно, так и физически.
Иногда бывает так, что из-за отсутствия информации или по другим причинам обстоятельства зачатия ребенка не планируются. Вышеприведенная информация может быть источником беспокойства для родителей относительно возможных последствий зачатия порой и с действиями, которые не рекомендуются.
Следует иметь в виду, что существует множество факторов, которые способствуют физическому и психологическому разложению ребенка, такие как генетика, питание, социальный статус и т.д. Информация, упомянутая выше, является лишь некоторыми из этих факторов, которые могут повлиять на задуманного ребенка.
Кроме того, можно предотвратить возможные негативные последствия такими действиями как, чтение Благородного Корана и поиск тавассула (Божественного Покрова).
1. Sūrat al-Baqarah, Verse 168: “O mankind! Eat of what is lawful and pure in the earth.”
2. Also called succory, this is a perennial herb of which its dried, ground and roasted roots are used as an adulterant of or substitute for coffee.
3. Biĥār al-Anwār, vol. 62, pg. 215
4. Wasāil ash-Shī
a, vol. 25, pg. 104, no. 31499
5. al-Kāfī, vol. 5, pg. 355
6. Biĥār al-Anwār, vol. 66, pg. 278
7. Ibid., vol. 104, pg. 80
8. Makārim al-Akhlāq, pg. 88
9. Bargā’ī, pg. 549
10. Biĥār al-Anwār, vol. 81, pg. 101
11. Wasāil ash-Shī
a, vol. 25, pg. 165, no. 31538
12. Behdāsht Izdawāj az Nazr Islam, pg. 89
13. Izdawāj Asān, pg. 245
14. Biĥār al-Anwār, vol. 14, pg. 379
15. Rayĥān-e Beheshtī, pg. 33
16. Ibid., pg. 39
17. Wasāil ash-Shī
a, vol. 20, pg. 117, no. 25180
18. Ibid., vol. 20, pg. 253, no. 25560
19. °alliyatul Muttaqīn, pg. 112-114
20. Ibid.
21. Rayĥān-e Beheshtī, pg. 40
22. Niyāzhā wa Rawābith Mādarān wa Janīn, pg. 72
23. al-Kāfī, vol. 5, pg. 502
24. Sharh Man Lā Yahdhural Faqī, vol. 8, pg. 202
25. al-Kāfī, vol. 5, pg. 503
26. Ibid.
27. Tafsir Nur al-Thaqalayn, vol. 3, pg. 183
28. Niyāzhā wa Rawābith Mādarān wa Janīn, pg. 76
29. Sharh Man Laa Yahdhural Faqī, vol. 3, pg. 493
30. Al-Amāli of Shaykh ®adūq, vol. 7, pg. 383
31. Mānaqibe Ibn Shahr Ashūb, vol. 3, pg. 207
32. Biĥār al-Anwār, vol. 39, pg. 278, no. 87
33. Wasāil ash-Shī
a, vol. 20, pg. 122, no. 25197
34. Ibid., vol. 20, pg. 121, no. 25195
35. Ibid., vol. 20, pg. 125, no. 25205
36. °alliyatul Muttaqīn, pg. 112-114
37. Wasāil ash-Shī
a, vol. 20, pg. 133, no. 25223
38. Niyāzhā wa Rawābith Jinsī was Zanāshuī, pg. 64
39. °alliyatul Muttaqīn, pg. 112-114
40. Ibid.
41. Ibid.
42. Ibid.
43. Wasāil ash-Shī
a, vol. 20, pg. 148, no. 25271
44. Ibid.
45. °alliyatul Muttaqīn, pg. 112-114
46. Ibid.
47. Ibid.
48. Ibid.
49. Ibid.
50. Ibid.
51. Ibid.
52. Ibid.
53. Ibid., pg. 110
54. Niyāzhā wa Rawābith Jinsī was Zanāshuī, pg. 69
55. Wasāil ash-Shī
a, vol. 20, pg. 126-127, no. 25207
56. Ibid.
57. Ibid.
58. Ibid.
59. Ibid.
60. Niyāzhā wa Rawābith Jinsī was Zanāshuī, pg. 59
61. Wasāil ash-Shī
a, vol. 20, pg. 129, no. 25214
62. Ibid., vol. 20, pg. 129, no. 25212
63. Ibid., vol. 20, pg. 127, no. 25208
64. °alliyatul Muttaqīn, pg. 112-114
65. Ibid.
66. Ibid.
67. Ibid.
68. Ibid.
69. Ibid.
70. Confirmed with the office of Ayatullāh Sīstānī, Qom
Рождение ребенка
Появление на свет каждого нового человека мусульмане считают великим даром Аллаха, одним из наиболее значительных событий в жизни семьи. В шариате оговорены положения, регламентирующие действия родителей и их родных в связи с рождением в семье ребенка.
Первым словом, которое слышит мусульманский младенец, бывает слово «Бог». Как только малыш рождается, в его уши проговаривают слова восхваления Всевышнего: в правое ухо – так называемый азан (призыв к молитве), а в левое – икамат (т. е. второй призыв к молитве). Как правило, это делает отец, но может и мать.
Этот обряд полон глубокого смысла. Согласно исламу, Сатана, враг людей, с нетерпением ожидает появления на свет каждого нового человека, дабы совратить его с пути истинного. Поэтому очень важно, чтобы призыв к Богу коснулся слуха младенца раньше, чем зов Сатаны. Слова веры в Бога и верности Ему должны сопровождать человека в жизни уже с первых минут его жизни.
После того как младенец услышал эти слова, шариат рекомендует помазать ему губы и полость рта финиковой массой. Делается это следующим образом. Кто-то (как правило, мать младенца) тщательно прожевывает финик, после чего берет пальцем небольшую его часть и кладет в рот новорожденному. Затем легкими движениями пальца вправо и влево массируется полость рта малыша, так чтобы сладкая масса распределилась по всей ротовой полости. При отсутствии финика можно использовать любой сладкий продукт. Все эти действия сопровождаются чтением заздравных молитв и добрыми пожеланиями ребенку.
Считается, что подобный массаж полости рта укрепляет мышцы, участвующие в сосании и способствует подготовке ребенка к принятию материнской груди. Согласно преданию, первый раз эту процедуру проделал сам пророк Мухаммед над новорожденным сыном одного из своих последователей.
Через семь дней после рождения ребенка, по завету пророка, желательно побрить ему голову и раздать нищим и страждущим серебро или золото, вес которого равен весу сбритых волос, или денежную сумму, соответствующую этому количеству драгоценного металла.
Что делают, если на голове только что родившегося малыша вовсе нет волос? Просто раздают милостыню (причем обычно весьма и весьма щедрую) тем, кто в ней нуждается.
Выбор имени необычайно важен для мусульманина.
Относительно срока наречения имени в разных богословско-правовых школах существуют некоторые разногласия. Одни настаивают на том, что имя дается ребенку на седьмой день после рождения. Другие утверждают, что это может происходить и в день рождения ребенка.
Важен, собственно, не столько день, сколько отношение к этому серьезнейшему в жизни человека событию. Известны, например, такие слова Мухаммеда: «Поистине, в день Воскресения вы будете созваны вашими именами и именами ваших отцов. Так нарекайте же детей красивыми именами!»
Мусульманам рекомендуется нарекать детей именами пророков и ангелов. Вполне естественно, что особым почетом пользуется имя первого (не по времени, а по значению) из пророков, Мухаммеда. Говорят, что дом, где есть имя Мухаммед, наделяется особым уделом.
Есть и другие рекомендации по наречению имени. Человек, на которого возложена ответственность за ребенка, должен позаботиться в том числе и о том, чтобы ему не дали имени, задевающего его достоинство, имени, которое может оказаться поводом для насмешек. Рассказывают, что пророк изменял неблагозвучные имена. Так, например, девушке по имени Асия (непокорная, строптивая) он дал новое имя – Джамиля (красивая).
К предпочтительным мужским именам, помимо имен пророков и ангелов, относятся имена, в которых присутствует корень «’абд» (раб) в сочетании с одним из девяноста девяти имен Всевышнего: Абдулла (раб Господа), Абдуррахман (раб Милостивого) и др. Однако мусульманин – раб одного только Бога, поэтому недопустимыми считаются такие, например, имена, как Абдул-Мухаммед (раб Мухаммеда), – ведь при всем благоговении перед пророком нельзя быть его рабом.
Девочек чаще всего нарекают именами женщин из семьи пророка: Фатима, Хадиджа, Зейнаб и т. д.
Согласно шариату, в знак благодарности Господу за новорожденного ребенка желательно, если есть на то материальная возможность, на седьмой день после его рождения принести в жертву барана. При рождении девочки надо заколоть одного барана, а если родился мальчик, в жертву приносится один или два барана – в зависимости от материального положения отца.
В современных условиях крупного города принести в жертву животное не так-то легко. Но выход есть: мусульмане ездят в пригороды, где разводят овец, и осуществляют обряд жертвоприношения там, а домой привозят мясо жертвенного животного.
Обычай этот люди, далекие от ислама, могут счесть экзотическим, а то и варварским. Однако речь не идет о том, что жертва нужна Господу, – Всевышний, по определению Его сущности, не нуждается в какой бы то ни было жертве. В жертвах нуждается не Бог – она нужна людям: «Ни мясо, ни кровь их [жертвенных животных] не дойдут до Бога, но [доходит до Него] богобоязненность ваша», – говорится в Коране.
Усечение крайней плоти, или обрезание, – обычай очень древний и присущий не только исламу. Мусульмане совершают над мальчиками этот обряд в знак того, что родители, сами полностью покорившись Аллаху, предают Его воле и свое дитя.
Обрезание совершается человеком, имеющим медицинское образование и религиозно грамотным в этом вопросе. Обрезание может проводиться как на дому с выездом врача, так и в любой больнице, где работает хирург.
Относительно сроков обрезания единого мнения нет. Большинство специалистов в области исламского права считают, что обрезание лучше всего совершать в тот же день, что и бритье волос младенца, т. е. на седьмой день после рождения. В некоторых странах (например, в Турции) обрезание по традиции совершается над 7—10-летними мальчиками. И уж в любом случае обряд обрезания должен быть выполнен до достижения ребенком совершеннолетия.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Дайте мне ребенка
Дайте мне ребенка Лежу на столе битый час (минут десять) — и прошу малыша приложить к груди. Врачам же кажется, что у меня бред от перенапряжения. Но на седьмой просьбе все же принесли, положили мне на живот, хотя покормить не дали. Все им важнее вес и рост
Рождение ребенка
Рождение ребенка Когда в мусульманской семье рождается ребенок, это считается даром Аллаха.Способность иметь детей является великой благодатью, которую понимают и ценят. Новорожденных детей мусульмане сразу приобщают к умме, для чего в правое ухо младенца нашептывают
Рождение ребенка
Рождение ребенка Когда в мусульманской семье рождается ребенок, это считается даром Аллаха.Способность иметь детей является великой благодатью, которую понимают и ценят. Новорожденных детей мусульмане сразу приобщают к умме, для чего в правое ухо младенца нашептывают
Сон ребёнка
Сон ребёнка Однажды в осенний тёмный день из бабушкиной комнаты раздался плач Коли. Мальчик спал там днём на моем сундучке, на котором я до свадьбы спала под иконами на котором сидя молилась ещё девочкой.Няня Лида подошла к Коле, но он плакал, не унимался.— Идите сами к
Беременность и рождение ребенка
Беременность и рождение ребенка Добрые христианские родители с первой минуты явления младенца на свет осеняют его существо молитвой. Христианское дитя при честной матери-христианке растет с молитвой и в молитве, подобно тому как растение получает свое строение, свою
Рождение ребенка
Рождение ребенка Христос сказал, что, когда родит, мать забывает болезни рождения, в своей радости «яко родися человек в мир» (Ин. 16, 21). Эти слова показывают, что для Самого Бога рождение каждого младенца есть событие — каждая личность в глазах Божиих уникальна — это
Рождение ребенка — Богоявление
Рождение ребенка — Богоявление Ребенка, который выношен и рождается в Духе, встречают в семье верующей, христианской, не просто как сына человеческого, а как сына Божьего. Поэтому рождение ребенка может стать Богоявлением. Он предстанет перед нами в такой чистоте, в
Аскетика ребенка
Аскетика ребенка И.Г. Кто из святых отцов, по Вашему мнению, был идеальным воспитателем в истории Церкви?О.В. Христос. Только Христос. Потому что у каждого, даже святого, есть вещи, которые трудно применить в жизни и с которыми даже иногда трудно согласиться. Особенно это
Святость ребенка
Святость ребенка И.Г. Можно ли говорить о детской святости?О.В. Святость — это непричастность ко злу. Причастен ли ко злу маленький ребенок? В чине отпевания младенцев нет никаких разрешительных молитв. В таком возрасте, когда ребенок сознательно не творит греха, он
Ради ребёнка
Ради ребёнка Жила как-то одна семья: отец, мать и дочка-школьница. Жили они дружно, по крайней мере, так считали соседи: не было громких ссор между родителями, видно было, как те любят свою дочь. Вот только сама дочь не считала свою семью благополучной.Однажды, возвращаясь
Спасение ребенка
Спасение ребенка Приходской священник из деревни Керасья в районе Неа Миханиона неподалеку от Салоник, иерей Христос Цандалис, отец девяти детей, свидетельствует: «Мои дети забрались на плоскую крышу нашего дома. Там был открыт люк осветительной шахты, которая
7. Как причастить ребенка?
7. Как причастить ребенка? Вопрос:Как причастить ребенка?Отвечает священник Константин Пархоменко:В Православной Церкви мы причащаем не только взрослых, но и детей. Дело в том, что благодать Божия действует не только на подходящего к Богу «разумно». Сила Божия действует и