Как появился классицизм в литературе
Классицизм в литературе
Алексей Цветков.
Классицизм.
Классицизм – художественный стиль речи и эстетическое направление в художественной литературе XVII-XVIII века, сформировавшийся во Франции в XVII веке. Основоположник классицизма является Буало, в частности его произведение «Поэтическое искусство» (1674 г). Буало основывался на принципах гармонии и соразмерности частей, логической стройности и лаконизма композиции, простоты сюжета, ясности языка. Франции особого развития достигли «Низкие» жанры – басня (Ж. Лафонтен), сатира (Н. Буало). Расцвет классицизма в мировой литературе послужили трагедии Корнеля, Расина, комедии Мольера, басни Лафонтена, проза Ларошфуко. В эпоху просвещения с классицизмом связанно творчество Вольтера, Лессинга, Гёте и Шиллера.
Важнейшие черты классицизма:
1. Обращение к образам и формам античного искусства.
2. Герои четко делятся на положительных и отрицательных.
3. Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник.
4. В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
5. Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.
Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров:
1. «Высокие» жанры – трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картина.
2. «Низкие» жанры – комедия, сатира, басня, жанровая картина. (Исключением является лучшие комедии Мольера, они были приписаны к «высоким» жанрам)
Представители классицизма придавали огромное значение воспитательной функции искусства, стремясь в своих произведениях создавать образы героев, достойный подражания: стойких перед жесткостью судьбы и превратностями бытия, руководствующихся в своих поступках долгом и разумом. Литература создавала образ нового человека уверенного, что жить нужно для пользы общества, быть гражданином и патриотом. Герой проникает в тайны мироздания, становиться активной творческой натурой, такие литературные произведения превращаются в учебник жизни. Литература ставила и решала наболевшие вопросы своего времени, помогала читателям разобраться, как жить. Создав новых героев, разнообразных по характеру, представляющих разные сословия, писатели классицизма дали возможность последующим поколением узнать, как жили люди XVIII века, что их волновало, что они чувствовали.
Классицизм в русской литературе
Вы будете перенаправлены на Автор24
Классицизм как литературное направление
Литературных направлений существует огромное множество. Это и романтизм, и реализм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является классицизм.
С точки зрения классицизма, все художественные произведения должны строго придерживаться установленных канонов. Жанровая иерархия классицизма распределяла все жанры на высокие и низкие и запрещала возможность смешивания жанров.
Классицизм сформировался в XVII веке во Франции, вскоре охватив всю Европу, а также Россию. Французский классицизм объявлял человеческую личность высшей ценностью. Ранее теологическая картина мира предполагала, что в центре вселенной находится бог; с развитием науки и общественной мысли акцент перешёл с бога на человека.
Классицизм во многом опирался на искусство Античности. Античные произведения стали для классицистов эталонами.
Готовые работы на аналогичную тему
Классицизм превыше всего ставил понятие разума. Классицисты считали, что только с помощью ума можно понять окружающий нас мир. Часто в произведениях поднимались вопросы борьбы разума и чувств, долга и страстей.
Герои классицистических произведений обязательно на хороших и плохих, причём положительные не могли выглядеть уродливо. В произведениях обязательно соблюдалось правило трёх единств: единство времени, места и действия.
Классицизм интересовали только вечные темы и существенные черты явлений и предметов.
Классицизм в русской литературе XVIII века
Несмотря на то, что зародился классицизм ещё в XVII веке, в Россию его «завезли» вместе с идеями европейского Просвещения только столетие спустя, в годы правления Петра I.
Развитие русского классицизма в этом веке можно поделить на несколько периодов.
Первым этапом стала литература петровского времени. Это была светская литература, сильно отличавшаяся от ранее знакомой русскому читателю церковной. На первых порах классицистическими были только переводные произведения европейских авторов, однако очень скоро и русские писатели включились в процесс развития этого литературного направления.
Большую роль в формировании русского классицизма сыграли А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков и В.К. Тредиаковский. Будучи реформаторами русского литературного языка, они активно работали над созданием оды и сатиры.
Сатиры Кантемира получили чрезвычайную известность.
Кризис классицизма был неизбежен. Последними русскими авторами-классицистами считаются А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин и Г.Р. Державин. Эти авторы были скорее разрушителями, чем разработчиками идей классицизма: в своих произведениях они начинали нарушать классицистические заветы. Фонвизин, например, в своих комедиях не соблюдал принцип трёх единств, а Радищев добавлял в свои произведения несвойственный классицизму психологизм.
Некоторые классицистические произведения XVIII века:
Классицизм в русской литературе XIX века
В XIX веке на смену классицизму пришёл сентиментализм, затем сменившийся романтизмом и реализмом. И хотя эти направления так или иначе опирались на классицистические идеи (чаще всего отрицая их), сам классицизм ушёл в прошлое.
Классицистические идеи и классические черты постепенно исчезали из литературы. Произведения, считавшиеся классицистическими, были такими только формально, поскольку очень часто принципы этого направления использовались намеренно, для создания комического эффекта.
В творчестве авторов начала века, например, А.С. Пушкина, ещё можно найти отголоски классицизма. Неоклассицизм просуществовал дольше своего прародителя, но никогда уже не был ведущим литературным направлением.
Классицизм в литературе
Классицизм воспевает понятие разума, считая, что лишь с помощью ума можно получить и упорядочить картину мира. Поэтому главным в произведении становится его идея (то есть, главная мысль и форма произведения должны быть в гармонии), а главным в конфликте разума и чувств – разум и долг.
Основные принципы классицизма, характерные как для зарубежной, так и для отечественной литературы:
Классицизм в русской литературе
XVIII век
(Михаил Васильевич Ломоносов)
В России классицизм появился намного позже, чем в европейских государствах, так как его «завезли» вместе с европейскими произведениями и просвещением. Существование стиля на русской почве принято укладывать в следующие рамки:
1. Конец 1720-х годов, литература петровского времени, светская литература, отличающаяся от церковной литературе, до этого господствующей в России.
Стиль стал развиваться вначале в переводных, затем и в оригинальных произведениях. С развитием российской классической традиции связаны имена А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова и В. К. Тредиаковского (реформаторы и разработчики литературного языка, они работали над стихотворными формами – над одами и сатирами).
(А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, П. Я. Чаадаев)
Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.
(Представители классицизма)
XIX век
Считается, что классицизм просуществовал по инерции до 1820-х годов, однако во время позднего классицизма произведения, созданные в его рамках, были классическими только формально, либо его принципы использовались намеренно, для создания комического эффекта.
Русский классицизм начала 19 века отходит от своих прорывных черт: утверждение первенства разума, гражданский пафос, выступление против произвола религии, против её гнета над разумом, критика монархии.
Классицизм в зарубежной литературе
Классицизм изначальный опирался на теоретические разработки античных авторов – Аристотеля и Горация («Поэтика» и «Послание к Пизонам»).
В европейской литературе при идентичных принципах стиль заканчивает свое существование с 1720-х годов. Представители классицизма во Франции: Франсуа Малерб (поэтические произведения, реформация поэтического языка, ), Ж. Лафонтен (сатирические произведения, басня), Ж.-Б. Мольер (комедии), Вольтер (драма), Ж.-Ж. Руссо (поздний классицист-прозаик, предвестник сентиментализма).
В развитии классицизма европейского выделяют два этапа:
Как появился классицизм в литературе
Классицизм — это направление, главной особенностью которого является естественное стремление человека к целостности, гармонии, красоте, идеалу. В области литературы это проявилось в полной мере, раскрыв миру плеяду новых имён и бессмертных произведений.
Место рождения классицизма – Франция.
История возникновения
Определённые исторические условия породили этот жанр. Когда в Европе господствовал абсолютизм, была полная идеология власти, человек тогда считался лишь рабом государства и главной целью его жизни должно было быть служение своей стране, гражданское мышление, готовность исполнить свой гражданский долг. Поэтому в произведениях классицизма главное внимание уделялось конфликту между разумом и чувствами, долгом и своими личными интересами. Здесь нет психологической углубленности в характерах персонажей, поскольку в то время никому не было дела до того, что чувствует обычный человек. Более того, в данном направлении в большей степени сложилось так, что отрицательными героями становятся те, кто живёт чувствами, а положительными – кто руководствуется рациональностью и умом, благодаря чему побеждают первых. Таким образом вырисовывался тот идеал, к которому должен был стремиться каждый человек.
Главной опорой, на которой возник классицизм, была философская концепция Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую». Этими словами утверждалось, что всем правит разум, рационализм, осмысленность.
Особенности классицизма
Правило триединства:
1. Единство действия – сфокусирована главная мысль, идея, на которой строится сюжет, именно ему автор уделяет главное внимание, а второстепенных сюжетных линий должно быть как можно меньше.
2. Единство места – всё действие происходит в одном конкретном месте, не выходя за его пределы.
3. Единство времени – ограничитель по времени действия – сутки.
Высокие жанры: ода, трагедия, эпопея;
Низкие жанры: комедия, басня, сатира.
Смешивать жанры не разрешалось.
— Античное искусство – это основа, источник вдохновения для классицизма, поэтому все античные идеалы воплощаются в этом новом направлении.
— Главная цель классицизма – воспитание нравственных чувств долга и ответственности.
— Главный конфликт в произведениях классицизма – борьба между чувствами и разумом.
— Преобладание государственных интересов над личными: воспитание гражданских чувств, патриотизма.
— Возвышение разума и рациональности.
— Чёткое разделение героев на положительных и отрицательных, часто каждый персонаж являлся воплощением какого-либо определённого качества: порока либо добродетели (мужества, жадности и т.д.). Таким образом, характер не получал развития, а герои не были наделены какими-либо индивидуальными чертами. Они воплощали конкретные образы, которые служили бы ориентиром для читателей.
— Жанр определяет форму и тему.
— Гармония, логичность, чистота языка, строгость, конкретика.
Представители классицизма в мировой литературе
Классицизм в русской литературе
В России данное направление появилось лишь спустя 100 лет после его возникновения в Европе. Это было связано в первую очередь с преобразованиями Петра 1, с тем, что он «прорубил окно в Европу», привнеся огромный вклад не только в промышленность, экономику и политику, но и в культуру.
Первый период
До этого момента основные книги, которые мог тогда прочитать русский человек, были исключительно религиозного, церковного содержания. Классицизм же предполагал светскую литературу, поднимавшую социальные темы и проблемы. Первыми произведениями этого направления стали работы зарубежных авторов в переводе.
Но вскоре в России появились свои представители классицизма, и ими стали А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков и В.К. Тредиаковский. Благодаря этим авторам активно развивались жанры сатиры и оды.
Второй период – 1730-1770-е гг.
Это самый яркий этап развития классицизма в России. Тогда главным его представителем стал М.В. Ломоносов, стремившийся развивать родной язык и отечественную литературу, желающий чётко разделить её на светскую и духовную.
Третий период – конец XVIII века.
Это время А.Н. Радищева, Д.И. Фонвизина и Г.Р. Державина. Они являются последними представителями классицизма в России. И даже они уже начинают нарушать строгие правила, что явно говорило о кризисе направления.
Особенности классицизма в отечественной литературе
Основной конфликт – между разными социальными классами (аристократия и буржуазия)
Классицизм в России процветал в период просвещённого абсолютизма, поэтому быстро стал очень популярным жанром. Патриотизм, чувство долга перед отечеством – всё это закладывалось в основу произведений данного направления. Авторы славили своё государство, его прошлое, его богатую историю.
Если у европейцев в основе была античная культура, то в России её аналогом стала собственная история.
Особое внимание уделяется сатирической направленности, развиваются такие жанры, как комедия, басня, где высмеивались пороки и утверждалась добродетель.
Воспитание в читателе нравственных чувств, установка моральных правил, гуманность, доброта.
Традиционный сюжет состоял из 3 главных героев – участников любовного треугольника.
Классицизм в литературе
Вы будете перенаправлены на Автор24
Характерные особенности классицизма
Под классицизмом подразумевают направление в европейском искусстве 17-19 веков. Впервые это направление появилось во Франции. Основными характерными чертами этого направления являются:
Классицизм в зарубежной литературе
Первоначально классицизм берет свое начало из теории античных деятелей культуры и искусства Аристотеля и Горация. Классицизм берет за основу именно их взгляд на литературные правила. Знаменитый французский поэт Никола Буало составил регламент писательского творчества. Это явилось своего рода путеводителем для классических писателей.
Второй этап классицизма связан с кризисом монархии. Люди начинают обращать внимание на недостатки этого политического строя. Писатели начинают высказывать больше критики в адрес короля, нежели возносить хвалебные речи. Ведущими жанрами на этом этапе были комедия, сатира, эпиграмма, известными представителями этого периода являются:
Готовые работы на аналогичную тему
Франсуа Малерб отказался следовать традиции гуманизма, работал в популярных для того времени жанрах ода, стансы, сонет, песня. Большое внимание поэт сосредотачивал на стихотворной фактуре, он порицал зияние, цезуры, требовал использования сложных рифм. Малерб считается основоположником эстетики классицизма.
Ж.-Б. Мольер – родоначальник высокой комедии.
Мольер был известным французским комедиографом, поэтом, актером, основоположник классической комедии. Первыми его комедиями были «Шалый, или Все невпопад» и «Любовная досада». С момента постановки пьесы «Смешных жеманниц» популярность Мольера начинает расти. Благодаря ему комедия стала влиятельным жанром, который способен влиять на умы людей, поднимать важные вопросы. Мольер сделал комедию высоким жанром. В своих комедиях Мольер следовал своему главному принципу «поучать, развлекая», он поднимал морально-нравственные вопросы в своих произведениях.
Для Мольера театр был своеобразным зеркалом, в котором могло отражаться общество того времени. В своих комедиях он реализовывал принципы классицизма.
Вольтер.
Вольтер знаменитый философ, поэт, прозаик. Вольтер старался развивать такие поэтические жанры как послание, ода и так далее. Он был представителем классической трагедии. На его счету 28 комедий.
Вольтер писал в жанре классической трагедии, но под его влиянием она преображалась. Он заменяет вымышленные события и героев на настоящих, использует аллегорические образы.
Классицизм в русской литературе
Классицизм в России появился позже. Он появился благодаря завезенным европейским произведениям. Изначально литературный стиль развивался в переводимых произведениях, затем он стал распространятся в оригинальных текстах.
Родоначальниками классицизма в России были А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков и В. К. Тредиаковский.
30-70-ее годы 18 века – это расцвет классицизма в русской литературе. Благодаря М. В. Ломоносову, который писал в таких жанрах как трагедии, оды, поэмы, происходит становление стиля.
Конец 18 века — это поздний классицизм. Этот период связан с такими известными именами как Фонвизин, Державин, Радищев.
А. П. Сумароков – родоначальник классицизма в русской литературе.
А. П. Сумароков основоположник классицизма в России. В своем творчестве он давал образцы классических произведений. Сумароков писал в различных жанрах, оды, стихотворные эпистолы. Особое значение Сумароков видел в влиянии театра. В нем он видел воспитательную функцию. Он является основоположником русского драматургии русского классицизма.
Сумароков считал, что главным требованием должны быть простота и ясность языка. По мнению Сумарокова поэт должен грамотно мыслить и рассуждать. Поэт должен ориентироваться на образцы идеальных классических произведений. Сумароков в своих теоретических работах провозглашал о строгой раздельности жанров, каждому жанру советовали свои герои, тематика, стиль. Необходимо было соблюдать единства времени, места и действия.
Сумароков внес неоценимый вклад в становление классицизма в русской литературе.
М. В. Ломоносов является ярким представителем эпохи классицизма. Он старался соблюдать все требования классической школы в своих произведениях. Самый излюбленный жанр Ломоноса – ода. Предназначение оды – освещать жизнь государства, восхвалять монарха. Ломоносов в своих произведениях особое внимание уделает императрице Елизавете и императору Петру I.
В одах Ломоносова Петр I предстает как образец для подражания. Императору писатель посвящает как отдельные произведения, так и упоминает его и его подвиги в других текстах. Петр I в произведениях Ломоносова идеальный государь, готовый на все ради процветания своей страны.
Известными одами Ломоноса считаются «Ода на взятие Хотина», «Ода на рождение Государя Великого», «Ода на прибытие Государыни Императрицы», «Ода Государыне Императрице Екатерине Алексеевне».