Как появился хлеб для детей
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Откуда хлеб пришёл?»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
«Откуда хлеб пришел?»
Закрепить знания детей о хлебе, как об одном из величайших богатств на Земле
Рассказать детям, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит.
Закрепить названия профессий людей, производящих хлеб.
Развивающие:
Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже
Активизация и обогащение словаря: механизатор, комбайнер, агроном, взбороновать, сеялка, молотилка, пекарь, мукомол, элеватор.
Развивать связную речь, упражняя в употреблении сложных предложений
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и изготавливают хлеб
-чтение пословиц о хлебе, разъяснение их смысла
-беседы на темы: «Осень в деревне», «Профессия агронома», «Весенние работы в поле», «Осенние работы в поле»
Ход занятия:
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом
А пришел на стол к нам ….
— Хлебом.
Воспитатель: А теперь повторяйте за мной
Жок- жок- жок –это пирожок
Шки-шки-шки- мама жарит пирожки
Чи-чи-чи-пекутся в печке калачи
Чи-чи-чи-мы любим калачи
Леб-леб-леб-хрустящий вкусный хлеб
Ку-ку-ку-мелем мы муку
Ны-ны-ны-я люблю блины.
Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный (игра с шариками).
А вы, ребята, какие знаете поговорки о хлебе?
— Чтобы положить зерно в землю, ее нужно сначала разрыхлить и взбороновать Теперь земля готова к посеву, можно бросать в нее семена.
— Зерно сеют тоже тракторы. К трактору прикрепляется прицеп- сеялка. В сеялки насыпается зерно. Трактор едет по полю и равномерно распределяет зернышки в землю. На этом весенние работы закончены.
— А как вы думаете, ребята, что нужно для хорошего роста зернышек?
Дети:- Тепло, свет и вода.
— Зерно превращается в ростки.
Дидактическая игра «Назови ласково.»
Беседа «Откуда хлеб пришёл» (старшая группа)
Валентина Кузнецова
Беседа «Откуда хлеб пришёл» (старшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко»
Беседа «Откуда хлеб пришёл».
(старшая группа)
Воспитатель: Кузнецова В. С.
-закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле.
Познакомить с зерновыми культурами: овес, ячмень, пшеница, рожь. Учить определять из каких злаков получается, какая мука и крупы. Закрепить названия профессий людей, растивших и изготавливающих хлеб. Воспитывать уважительное отношение к хлебу.
Материал: колосья овса, ячменя, пшеницы, ржи и емкости с различными крупами. Иллюстрации сельскохозяйственной техники, хлебобулочных и кондитерских изделий.
Ход беседы:
Дети, я хочу вам рассказать, какой длинный путь проходит хлеб, прежде чем появиться у нас на столах.
Пышный, мягкий, пропеченный,
Хлеб с горбушкой золоченной
Шел к тебе издалека…
Вот он – хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал – пришел.
В нем – чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Осенью в землю нужно внести удобрения, чтобы вырос хороший урожай. Трактористы в любую погоду выезжают в поля, чтобы весной взошли дружные всходы.
Но что бы был хороший урожай, нужны не только удобрения. Весной растениям нужна влага. Для этого еще зимой на полях проводят снегозадержание – сгребают снег в кучи, в валки.
Почему люди заботятся о том, чтобы на поле было много снега? Когда придет весна, солнце согреет землю, снег растает, будет много влаги, в которой нуждаются растения. В феврале часто метут метели, выпадает много снега, поэтому хлеборобы в это время проводят на полях снегозадержание.
Но задержать на полях снег – это еще полдела. Весной, когда пригреет солнце и талая вода может испариться, ее также стараются задержать. Для этого к трактору прицепляют бороны. Они рыхлят землю, и вода с поверхности проникает в более глубокие слои земли. Так сохраняется влага в почве.
Вот и ожило поле, задышало. Ждет сева. Но пока весеннее солнце не согреет землю, сеять нельзя, погибнут в холодной земле зерна. За этим следят агрономы.
И настает пора сева. На поля выезжают трактора с сеялками. На сеялках работают сеяльщики и сеяльщицы. Они внимательно следят, чтобы сеялки не засорялись и на поле не оставались незасеянные участки. Если же случалось, что сеялки забиваются зерном, то сеяльщица нажимает на кнопку-сигнал, трактор останавливается, и тогда с помощью специального устройства прочищают механизмы.Работа сеяльщиков очень ответственная: если вовремя не прочистить сеялку, поле будет засеяно неровно, и урожай станет меньше. Поэтому ставят на такую работу самых внимательных, быстрых, находчивых и добросовестных людей.
Вот и зазеленели хлебные поля, а вместе с ними и сорняки, которые мешают расти злакам.Помощь людям в борьбе с сорняками оказывает авиация: с самолета посевы опрыскивают такой жидкостью, от которой погибают только сорняки. А когда колосья заколосятся, им угрожают насекомые-вредители; и снова у людей забота – как их уничтожить.И опять помогает авиация: на вертолете распыляют ядовитые вещества, уничтожают вредителей.
Наконец наступила радостная пора: созрела пшеница. Первый день жатвы всегда праздник. Будет богатый урожай, собранный без потерь. Считалось, что если в доме есть хлеб, значит голод не страшен.
Как называются машины, которые убирают зерно – комбайн. А профессия – комбайнер.
Посмотрите, как в густую золотую пшеницу медленно и плавно входит комбайн. Словно большой корабль по морю, плывет комбайн по золотистому хлебному полю. Удаляясь все дальше и дальше, он оставляет за собой узкие дорожки (валки) из колосьев как будто волны, бегущие за кораблем.
Вот и полный бункер зерна. К комбаину подьезжает грузовая машина. Зерно из бункера шнеком выгружается в машину. Шофера увозят зерно на зерноток, где его сушат на зерносушилках. Важно хлеб не только вырастить,но его и сохранить: уберечь от дождя. Если зерно намокнет, оно будет прорастать, погибнет, заплисневеть, згнить.
Но путь хлеба еще не окончен. Очистив от пыли и просушив в электрических сушилках зерно, его отправляют на элеватор. С элеваторов оно поступает на мукомольные комбинаты, где превращается в муку.
Так дети вы узнали путь хлеба до того, как он ляжет на стол караваем, булочкой, печеньем и другими хлебными изделиями.
Хлеб получается из зернышек. Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи).
Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно). Какие еще бывают зерновые растения? (Кукуруза, овес).
Рассмотрите с ребенком на картинке колосок ржи и пшеницы и сравните их. Чем они похожи? (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые) А чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи)
Пословицы по теме «Хлеб»:
— Хлеб – всему голова! (Что значит «голова»? – главный. Почему хлеб всему главный).
— Доплясались, что без хлеба остались. (Детям сложно понять переносный смысл слова «доплясались», поэтому здесь лучше использовать прямой смысл – если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь).
— Хлеб – батюшка, вода – матушка.
— Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
— Хлеб да соль, и обед пошел.
— Будет хлеб — будет и песня.
— Рожь поспела — берись за дело.
— Много снега — много хлеба.
Считалки о хлебе.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.
Катилась торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?
Рассказ о том, почему хлеб надо беречь?
М. Глинская «Хлеб»
Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.
Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
Проходил мимо дядя Матвей,остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»
-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу.Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».
Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:
«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».
Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»
— Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор. — Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.
Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».
-Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.
— Куда же теперь хлеб девать?
В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.
— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит.Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».
— Почему М. Глинская назвала свой рассказ «Хлеб»? (Потому что речь в нем идет о хлебе)
— Какой хлеб дала мама Грише? (Вкусный, душистый с блестящей корочкой)
— Как поступил Гриша, когда его позвали играть? (Бросил хлеб на землю)
— Почему он так поступил? (Он наелся и не знал, что делать с хлебом)
— Правильно поступил Гриша? (Нет)
— Почему неправильно? (Хлеб надо беречь,в нем работа многих людей: дяди Матвея, Гришиной мамы, все деревни)
— Как Гриша исправил свою ошибку? (Он отдал хлеб жеребенку)
— А как вы поступили бы на месте Гриши? (Ответы детей: я бы быстро хлеб доел; я бы поделился с ребятами; я бы положила его на стол и т. д.)
— Ребята, как нужно обращаться с хлебом? (Бережно! Не крошить хлеб за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба, сколько можно съесть.)
Загадки о хлебе.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Режут ножом. (Хлеб)
Всем на загляденье.
Ну и объедение! (Баранка или бублик.)
Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – Здоровье, наша сила,
В нем – Чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины)
Потянулось к солнышку. (Потянулись)
С ветерком оно играет, (Руки вверх)
Ветерок его качает, (Прогнулись)
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет! (Наклоны туловища, присели)
Сколько в поле колосков –
Столько сделаем шагов. (Ходьба до пяти)
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай (Руки вверх и потянуться)
Теперь ниже наклониться,
Как колышется пшеница. (Наклоны в сторону)
Сколько в поле тракторов,
Столько сделаем прыжков (Прыжки до пяти).
Чистоговорки о хлебе.
Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.
Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.
Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе «Откуда хлеб пришёл?» Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе. Тема: «Откуда хлеб пришёл?» Цель: формирование представления детей о процессе.
Исследовательская деятельность «Откуда хлеб пришёл?» На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная.
Конспект по развитию речи «Откуда хлеб пришёл» ТЕМА: Откуда хлеб пришел НАПРАВЛЕНИЕ: Познавательно-речевое развитие ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: интеграция образовательных областей: познание,.
Логопедический проект «Откуда хлеб пришёл?» Актуальность. Тема хлеба никогда не теряет своей актуальности. Хлебу отведено главное место на столе у людей и в будни, и в праздники. Хлеб.
Презентация к познавательно-исследовательской деятельности «Откуда свет пришёл» Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду. Говоря о познавательно- исследовательской деятельности мы имеем в виду активность.
Конспект НОД «Откуда хлеб пришёл к нам на стол?» Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол. Задачи: 1. Сформировать.
НОД по ознакомлению с окружающим для подготовительной группы «Откуда хлеб на стол пришёл?» Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий. Задачи: Образовательные:.
Конспект занятия по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел?» (старшая группа) » Откуда хлеб пришел?»Цель: Знакомить детей с процессом получения хлеба, развивать связную речь, пополнять словарный запас, продолжать сохранять.
Занятие «Откуда хлеб пришёл?» ТЕМА: «Откуда хлеб пришёл» 1. Сформировать представление о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании, о труде хлебороба, мельника,.
НОД с детьми старшей группы «Откуда пришел хлеб»
Елена Прокопьева
НОД с детьми старшей группы «Откуда пришел хлеб»
Цель: Проследить путь от зерна до буханки хлеба.
• Выявить значение слова «Хлеб»
• Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на Земле.
• Рассказать, как появляется хлеб на наших столах.
• Закрепить названия профессий людей, производящих хлеб.
• Активизация и обогащение словаря.
Социально –коммуникативное развитие:
• Привитие детям бережного отношения к хлебу.
• Воспитывать патриотизм, чувство сострадания, уважения.
• Активировать крупную моторику
1.Практические: Сравнение злаков пшеницы и ржи.
2.Наглядные: просмотр презентации «Откуда пришел хлеб»
3.Словесные: загадывание загадок, прослушивание стихов, словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, злаки ржи и пшеницы, карточки с ингредиентами для игры «Испеки каравай», хлебобулочные изделия для игры «Узнай по вкусу».
Давайте поиграем в игру «Узнай по вкусу» На тарелке лежит хлеб покрытый салфеткой разных сортов (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье) Вызываю ребенка и кладу в рот кусочек хлебобулочного изделия.
— Я сегодня утром шла на работу и задумалась: «Откуда пришел хлеб?»
— Как вы думаете, как хлеб появился на столе? (детские ответы)
— Ну, теперь смотрите. Я сейчас вам все расскажу.
-Каждый день мы едим хлеб, но ни кому не приходила в голову мысль о том, что это не просто распространенный продукт, а одно из величайших чудес света. И дается он человеку ценой больших усилий.
Наш хлеб появился много лет назад. Первобытные люди начали собирать хлебные злаки, они очень отличались от сегодняшних злаков. А потом заметили, что уронив зерно в землю, они прорастают и возвращаются с большим количеством. Первобытные люди долго употребляли сырые зернышки в пищу, затем начали растирать между камнями, так появились первые жернова. Получали из зерен крупу и варили ее. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу. Позже люди на стол клали черствые куски черствого хлеба, которые служили тарелками. Они впитывали влагу. После еды так называемые тарелки отдавал бедным людям. Хлебом очень гордились.
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятки рук.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, то на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Только снег сошел в апреле
Как поля зазеленели.
— Посмотрите на картинку.
— Где растут колосья? (На поле)
— Из чего делают белый хлеб? (Ответ детей)
-Из чего делают ржаной хлеб? (Ответ детей)
-Ребята белый хлеб делают из пшеницы, а ржаной хлеб делают из ржи.
-Как вы думаете, почему пшеницу и рожь называют «злаковыми»? (Ответы детей) Да, они дают зерно.
Какие еще бывают злаковые растения? (кукуруза, овес, ячмень, просо)
Ребята у каждого на столе зерна пшеницы и ржи. А у меня колоски этих злаков. Давайте рассмотрим их. В чем сходство и различие.
-Какие колоски у пшеницы? (Толстые)
А у ржи? (тоненькие). У пшеницы зерна – круглые, а у ржи длинные). Усики у ржи длиннее, чем у пшеницы.
Вы назвали различия, а сходство. У растения есть стебель, усики, зернышки, они зерновые)
Послушайте стихотворение: В. Воронько «Вешний день, пахать пора».
«Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.
Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.
Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!»
-О чем это стихотворение?
-Люди, каких профессий работают в поле? (Ответы детей)
Да, комбайнеры, трактористы, пекари, агрономы.
Землю — словно приручил,
Знает он, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Знает всё в краю родном
Упрятав чёлку под фуражку,
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка.
Зато ладони – на руле. (Тракторист.)
Что делает – тракторист? (Пашет и рыхлит землю) На чем тракторист работает? (На тракторе) Трактор работает с ранней весны до поздней осени. В начале, он пашет с помощью плуга. Потом к нему прикрепляют борону. Борона прочесывает землю как расческой. Потом культиватор, с его помощью рыхлят землю. И на конец, устанавливают сеялку, что бы засеять зерновые культуры.
В поле вызреет пшеница,
день и ночь уборка длится.
Дорог очень каждый день,
всем трудиться там не лень.
Кто в уборке хлеба скор?
Посмотрите на картинку. Что делает комбайн на поле? (Убирает урожай) Да, ребята, с помощью этой машины убирают урожай и сгружают в грузовики. Которые везут зерна на элеватор. Где его хранят. У нас в городе тоже есть элеватор, посмотрите.
-Как называют человека работающего на комбайне?
— Как получить муку? Что нужно сделать? (Перемолоть). Ребята, зерна загружают на грузовики и везут на хлебозаводы, на которых есть цеха по перемолу зерен. То есть мельницы.
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекари)
–Как вы думаете, что дальше происходит с мукой? (Ответ детей) Мука отправляется в мешках в цех по изготовлению хлебобулочных изделий. Кто, же делает хлеб? (Пекарь)
Сначала замешивается тесто.
-Что кладут в тесто? (Муку, соль, сахар, дрожжи, молоко, вода, масло)
затем формуется хлеб и поступает он в большую печь.
Что дальше происходит с хлебом? (Он попадает в магазин)
Игра «Назови профессию»
Кто работает на тракторе – (тракторист)
Кто выпекает хлеб – (пекарь)
Кто следит за урожаем – (агроном)
Кто перемалывает муку – (мельник)
Кто продает хлеб – (продавец)
Игра «Испеки каравай»
Карточки: мука, соль, сахар, дрожжи, молоко, изюм, вода, овощи, фрукты
Послушайте стихотворение С. Михалкова «Булка»
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
— Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
— Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
-Ребята, как поступили мальчики?
-Что они сделали не верно?
-Что такое бережливость?
-Кого вы считаете бережливыми?
— Ребята, во время приема пищи, у вас на столе есть хлеб? (Да)
Игра «Кто быстрее найдет свой калач»
Бай, качи- качи – качи
Три ребенка калачика, за ними выбегают дети, образуют круг вокруг каждого калачика. Под песню бегут по кругу, на слова присаживаются на корточки, закрывая глаза.
Налетели тут грачи,
-О чем мы сегодня говорили? (о хлебе)
-Какой путь у хлеба от поля к столу? (повторить цепочку)
-Как нужно относиться к хлебу?
До сегодняшнего дня есть такие правила.
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб друзья!
Конспект занятия ФЦКМ для подготовительной группы «Откуда хлеб пришел на стол» По теме: ФЦКМ «Откуда хлеб на стол пришел». Автор конспекта ООД : Алиева Гюля, воспитатель, МБОУ ЦО№36 Задачи приоритеной образовательной.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Откуда хлеб пришел» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Волошинский детский сад Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Музыкальное занятие «Откуда хлеб пришел?» Музыкальное занятие «Откуда хлеб пришел» Программные задачи:. 1. Продолжать формировать навыки ритмичного движения, совершенствовать движение.
Фотоотчет о НОД «Откуда хлеб пришел?» (старшая группа) Непрерывная образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе. «Откуда хлеб пришел?» Программные задачи: Дать детям представление.
Фотоотчет «Откуда хлеб пришел» Ознакомление детей с темой занятия. Чтение стихотворения Е. Кравченко «Чудесный колосок» Расскажу тебе, дружок, Про чудесный колосок. Тот,.
Конспект занятия «Откуда хлеб пришел» ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ Задачи: дать детям представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии; развивать.
План работы группы по проекту «Откуда хлеб пришел» План работы по проекту «Откуда хлеб пришел» Сентябрь 1. Беседа о сельскохозяйственном труде. Знакомство с профессией хлебороба. Рассматривание.
Разработка серии занятий для подготовительной группы «Откуда хлеб пришел» «Откуда хлеб пришел» Задачи: • Формировать интерес к самостоятельному познанию, о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. •.