Как появились потешки и прибаутки
Потешки — кладовая знаний о культуре, духовных и нравственных традициях предков
тишакова любовь сергеевна
Потешки — кладовая знаний о культуре, духовных и нравственных традициях предков
ОКРУЖНАЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЮЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
и нравственных традициях предков
Автор: Новосельцева ПолинаЮрьевна,
ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Фрунзенский
Большеглушицкого района Самарской области
Научный руководитель: Тишакова Любовь Сергеевна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Фрунзенский
Большеглушицкого района Самарской области
1.1. Актуальность темы
1.2. Обоснование выбора темы исследования
1.3. Новизна и практическая значимость работы
1.4. Проблема, цель, задачи исследования
1.5 Социологический опрос
Глава I. Малые жанры фольклора
2.1. Обзор литературы по предмету исследования
2.2. Потешки – вид малого жанра фольклора
3.1. Потешки. Богатство и выразительность
3.2 Роль потешек в развитии ребенка
3.3 Роль потешек в воспитательной работе СП ДС пос. Фрунзенский и с. Большая Глушица
3.4 Приобщение взрослых и детей к фольклору
Моей сестренке Вареньке 3 года. Когда она родилась, мне хотелось быстрее начать общаться с нею. Но неожиданно я поняла, что малышке нужен другой язык общения, а не тот, к которому мы привыкли. Что сказать ей? Какую ласковую песенку спеть, чтобы она закрыла глазки? Каким веселым стишком ее развеселить, чтобы она счастливо улыбнулась мне в ответ?
Именно в этот период я заметила, что мама играет ее ручками, поглаживает по животику, прикасаясь легкими массажными движениями,
Прислушиваясь к ласковому голосу мамы, сестренка смеялась и вскоре протягивала ручки, вытягивала ножки. Я спросила у мамы, как называются эти приговорки. Она ответила, что это пестушки и потешки, с помощью которых начинается общение с малышом. Мама научила меня произносить их, а прабабушка, играя с сестренкой, поведала мне о том, что распевала их в далеком детстве. А научила ее этому тоже бабушка. Так я узнала, что пестушки и потешки очень древний жанр.
Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что сегодня в жизнь современного ребенка с детства входит компьютер. Народный язык начинает терять свою эмоциональность, его заполонили иностранные слова. Заваливая малыша дорогими игрушками, а подросшего ребенка дисками с мультфильмами, некоторые родители не желают играть в «Ладушки», «Сороку», которыми их самих тешили в детстве родители. И как мне кажется, они лишают детей приобщению к культуре своего народа.
Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь и нежность к ребенку и воспитать здорового, жизнерадостного и любознательного человека. Через устное народное творчество ребенок овладевает не только родным языком, но и впитывает «с молоком матери» его выразительность, осваивает его красочность, приобщается к культуре народа.
Проблема исследования: в повседневной жизни не часто используются примеры из устного народного творчества, а это ведет к утрате связей между поколениями, к потере культурных традиций, духовности людей.
Объект исследования: малые жанры фольклора
Предмет исследования: потешки
Цель: изучить влияние потешек на развитие ребенка и пробудить интерес детей и взрослых к фольклору.
Для достижения цели я планирую решить следующие задачи:
1. Познакомиться с литературой по теме «Малые жанры фольклора»
2. Изучить потешки и определить их тематику
3. Провести анализ потешек
4. Раскрыть роль потешек в развитии ребенка
5. Провести анализ плана воспитательной работы детских учреждений района, выделив мероприятия по теме исследования
6. Провести Социологический опрос
Гипотеза: если использовать потешки в повседневной жизни, то с их помощью можно всесторонне развивать ребенка, прививать любовь к родному языку, к традициям и культуре предков.
Методы исследования: в своем исследовании я использовала
— теоретические (анализ, сравнение, сопоставление, обобщение) и
— практические (исследование, соцопрос, наблюдение) методы.
Практическая значимость работы: Полученные в ходе исследования знания можно применять на уроках и во внеурочных занятиях, на занятиях в детских садах, чтобы привлечь внимание детей и взрослых не только к потешке, но и к фольклору.
Для занятий с сестренкой мне хотелось выучить новые потешки. Я провела опрос сверстников и выяснила, что они знают те же потешки, которым научила меня мама. Приложение 1
И тогда я познакомилась с литературой, посетив библиотеку и сайты Интернета, побеседовала с воспитателями детсада.
Фольклор (folk-lore) – буквальном переводе он означает – «народная мудрость», «народное знание» и обозначает различные проявления народной духовной культуры. К малым фольклорным жанрам относятся произведения, имеющие небольшой объем, а среди них потешки и пестушки. Приложение 2
Что такое потешки»? Начиная исследование, я заглянула в словари.
I. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.
II. Англо-русский и русско-английский словарь (краткий) под редакцией
О. С. Ахмановой, Е. А. М. Уилсон.
Потешка – imaginary story (воображаемый рассказ);
Я решила провести исследование и ответить на вопрос: «В чем польза пестушки и потешки? Проведя анализ литературы я увидела, что потешки сопровождают малыша в течении всего дня и относятся к разным случаям в жизни ребенка.
1. Просыпаемся и потягиваемся
От того как проснётся малыш, зависит настроение, с которым он проведёт целый день. Едва открыв глаза, малыш видит самое родное и знакомое ему лицо и улыбку. Улыбка подтвердит ему, что всё хорошо, что он в безопасности. Используя для пробуждения потешки, сделав ему потягушечки, мама поднимает малышу настроение.
Как появились потешки и прибаутки
Введение.
Цель: исследование и использование в повседневной жизни потешек и прибауток.
Объект исследования – потешки и прибаутки.
Гипотеза – в повседневной жизни не часто используются примеры из устного народного творчества. И это ведет к утрате связи между поколениями, к потере культурных традиций, бездуховности людей.
Раздел 1.
Люди издавна передают свое устное народное творчество последующему поколению из уст в уста. Подрастающее поколение черпает из него знания о нравственности, взаимоотношениях между людьми, духовности. Наследие поколений дошло и до сегодняшнего дня.
До сих пор все мамы поют детям народные колыбельные, большинство из них используют потешки и приговорки при одевании, купании и первых играх малышей.
Что же называют потешками и для чего они нужны? Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми. Потешками и называются песенки-приговорки, организующие эти забавы.
Раздел 2.
В потешки вводятся простейшие шутки, игровые моменты. Это необходимо для поддержания радостных эмоций. Именно потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии.
Заваливая ребёнка дорогими игрушками, некоторые родители не желают играть в “Ладушки”, “Сороку”, которыми их самих тешили в детстве родители. Подобное отношение к потешкам равносильно духовному обкрадыванию своих детей.
Хочу предложить вашему вниманию несколько потешек.
“Коза рогатая”: Мама делает “козу”(поднимает все пальцы, кроме указательного и мизинца и “бодает” малыша, приговаривая):
Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая,
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп
Того забодает, забодает!
“Коза” бодает малыша, а он смеётся. Ему весело играть.
Ладушки, ладушки, где были?
Попили, поели, кыш, кыш!
Домой полетели, на головку сели,
“По кочкам”: Ребёнок сидит на коленях у взрослого, который движением ног подкидывает его вверх то равномерно, то повыше, а потом вдруг делает вид, что дитя проваливается, падает:
По ровной дорожке, по ровной дорожке,
Ехали, ехали, к бабе за орехами.
Ехала барыня по ровной дорожке,
“Сорока”: В “Сороку” играют по-разному. Обычно раскрывают ладошку на руке ребёнка, указательным пальцем другой руки водят по раскрытой ладошке, приговаривая:
Сорока-белобока кашу варила,
Здесь поочерёдно начинают загибать пальчики:
и так далее. Когда останется большой палец, его теребят, приговаривая:
Раздел 3.
Прибаутки в чем-то сродни потешкам. Они предназначены прежде всего для развлечения малыша, а их народное название — «забавушки». Прибаутка, по определению В. И. Даля, — «короткий смешной рассказец, анекдот», это небольшая стихотворная сказочка с ярким динамичным сюжетом.
Как правило, в центре внимания находится одно событие, либо события быстро сменяются, что позволяет удерживать внимание маленького слушателя.
Эти небольшие рифмованные истории еще больше расширяют представления ребенка об окружающем мире, будят его фантазию и воображение.
По дорожке он пошел
Купил себе сапожки,
Начерпал медведь воды
Надо, надо чистым быть,
Чистым по лесу ходить!
Встает она до солнышка,
Травку в полюшке жует,
Молочко домой несет!
Всем нальет в стаканчики:
Здесь говорится о том, откуда берется молоко.
Здесь говорится о гостеприимстве людей.
Здесь говорится о пробуждении ребенка.
Здесь говорится о том, что нельзя доверять незнакомцам.
Анкетирование одноклассников.
Я провела опрос в своем классе из 30 человек. Вопросы были следующие:
Знаете ли вы, что такое прибаутки и потешки? – Да ответили 30 человек.
Используете ли вы в своей семье потешки и прибаутки? – Да ответил 1 человек.
Как вы думаете, нужны ли потешки и прибаутки? – Да ответили 30 человек.
Из опроса видно, что в своей повседневной жизни устное народное творчество практически никто не использует. Но все же люди осознают, что применение его в жизни необходимо для развития и воспитания ребенка. Рассказав потешку ребенку, можно развеселить его, если он расстроен. Потешкой можно отвлечь ребенка, если ему не нравится купаться, во время пробуждения, кормления и одевания на прогулку. Рассказав прибаутку ребенку, можно не только развеселить его, но и привить уважение к труду, к еде, любви к природе, животным и т.д.
Вывод.
Я в своей работе хотела показать, что, используя потешки и прибаутки в повседневной жизни, можно всесторонне развивать ребенка. Они дают положительные эмоции, веселое, бодрое настроение, помогают овладеть родным языком, развить память, воображение, мышление, дают возможность побегать, попрыгать. Они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. Родители должны помочь ребенку овладеть родной речью с помощью потешек. Особенно важно это для детей в возрасте от 3 до 5 лет. Изучение потешек является на этом пути важным способом помочь ребенку овладеть его родной речью, освоить духовное богатство, которое народ накопил годами. Устное народное творчество становится основой для развития интеллекта, подготавливает ребенка к освоению богатств художественной литературы и художественной культуры вообще. И конечно же благодаря нашим бабушкам потешки и прибаутки не исчезают из нашей жизни.
Мне в детстве рассказывали русские народные сказки, прибаутки и потешки. Мне нравится сочинять новые потешки и прибаутки. Например:
Малые жанры фольклора детям
Русские песни пестушки, потешки, прибаутки, игровые
Дети, играющие в мастерской — Маковский Константин
Малые жанры фольклора. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.
Общая история
Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.
Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперёк толстонюшки
А в ручки хватюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
Потешка
Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу[1].
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?[1]
«Сорока» (вариант, фигурирующий в мультфильме «Песенка мышонка»):
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)
Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у…
Шуууу. (Домой) Полетели!
На головку сели! («Ладушки» запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели. [2]
Это вариант игр на коленках: качайте ребенка на коленях и напевайте одну из этих потешек.
Скок, да поскок,
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька —
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька
Невеличенька –
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Молодичка-молода
Поехала по дрова,
Зацепилась за пенек,
Простояла весь денек.
Скок-поскок!
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели,
На головушку и сели!
Скок-поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошел
Молодичку нашел,
Молодиченьку –
Круглоличеньку,
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Скок,скок-поскок,
Молодой дроздок
По водичку ходил,
Коромысло носил.
Да неловко ступил,
Сапожок водой залил.
Зацепил ногой ведро —
Всё вокруг залило.
Испугался дроздок
И пустился наутек. 3.4.
ПРИБАУ́ТКА — шутливое народное выражение, полное безобидного юмора; иногда короткий рассказец в виде расширенной поговорки, часто с рифмами и аллитерациями. Например, известная П. — «Ах, как сладки гусиные лапки! — А ты их едал? — Нет, не едал, но мой дядя видал, как наш барин едал».
Прибаутка Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — 376 с.5.
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история[3], которую рассказывает мама своему ребёнку, например:
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
Пословицы и поговорки
Основные статьи: пословица и поговорка
Поучают чему-то.
Дорога ложка к обеду.
Волка бояться — в лес не ходить.
Рыбак рыбака видит издалека.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
У страха глаза велики.
Глаза боятся, а руки делают.
Под лежачий камень вода не течёт.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Знал бы, где упадёшь — соломки бы подстелил.
Мягко стелет, да жёстко спать.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Семеро одного не ждут.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Пчела мала, но и та работает.
Хлеб всему голова.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Волка ноги кормят.
Дело мастера боится.
Игра́ — тип осмысленной [1] непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе.
Для игр были специальные песни. Игры могли быть:
Сезонные игры. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».
Пример целовальной игры:
Селезень
Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
Утя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!
В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».
Заклички и приговорки
Подробнее по этой теме см. Заклички весенние.
Подробнее по этой теме см. Заклички про дождь.
Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Приговорки – обращения к насекомым, птицам,
животным. Это могут быть не только прямые обращения, но и
звукоподражания, например, птицам. К приговоркам относится и
всем известное обращение к кукушке: «Кукушка-кукушка, сколько
мне жить?».
По своему происхождению заклички и приговорки восходят к
древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши
предки пытались повлиять на силы природы. Сейчас они перешли в
детский фольклор.
* * *
Пчелка, пчелка, дай нам меда,
Чтоб полна была колода!
Будем мы медок едать, приговаривать:
«Ах, какая наша пчелка работящая!»
* * *
Травушка-муравушка,
Зелена, пахуча — нет тебя лучше!
На полянке и в лесу
Не тупи мою косу,
Сена в зиму запасу
И коровке принесу!
* * *
Бабочка-красавица,
Что ж тебе не нравится?
Кружишься, не садишься,
Чего же ты боишься?
Вот тебе ладошка,
Отдохни немножко!
* * *
Птичка-птичка — соловей,
Прилетай к нам поскорей!
Тирли-тирли-тирли-лей,
Жить нам станет весел
Считалка
Подробнее по этой теме см. Считалка.
Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Скороговорка
Подробнее по этой теме см. Скороговорка.
Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.
Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку —
Рак за руку греку — цап!
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.
В печурке — три чурки, три гуся, три утки.
***
Бобр Добр для бобрят.
***
Бобры Добры идут в боры.
***
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
***
На иве галка,
На берегу галька.
Загадка
Подробнее по этой теме см. Загадка.
Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочно затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.
Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.
Дразнилки – это прибаутки, песенки или стишки, в которых
предметом вышучивания и иногда издевки являются имена, физические
недостатки, внешность, черты характера. Дразнилка учит детей умению
подмечать плохое, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в
жизни. Они высмеивают лень, жадность, трусость, хвастовство и другие
плохие привычки.
***
Любопытному на рынке
Прищемили нос в корзинке.
Любопытному на днях
Прищемили нос на днях.
Любопытной Варваре
Нос на рынке оторвали.
***
Дядя хрюша — повторюша,
А по имени Индюша.
Все тарелки облизал,
А спасибо не сказал!
***
Я скажу тебе на ушко
Про зеленую лягушку.
Никому не говори,
Потому что это ты.
***
Дядя Степа с длинным носом
Приходил ко мне с вопросом:
— Как убавить этот нос,
Чтобы больше он не рос? –
Вы купите купоросу
И приставьте его к носу,
Ковыряйте долотом –
Нос отвалится потом.
Примечания
1.Детские потешки и прибаутки. Ладушки. Пальчиковые игры. Детский фольклор — русские стихи потешки для детей. Пестушки, потешки (недоступная ссылка). Дата обращения 13 сентября 2012. Архивировано 4 декабря 2010 года.
Ладушки
3.Морохин В.Н. Введение // Малые жанры русского фольклора / Сост. В.Н. Морохин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1986. — С. 5—27. — 352 с.
3. Потешки https://allforchildren.ru/kidfun/poteshki34.php
4. Шейн. Русские народные песни.pdf
h.tp://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/%D0%92ook%20collection%20writers%20PD/Ostrovsky_collection/%D0%A8%D0%B5%D0%B9%D0%BD.%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8.pd
5.Прибаутка // Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — 376 с.
Приложение.
Пословицы для второго класса школы
Век живи — век учись.
Где кто родился, там и пригодился.
В здоровом теле – здоровых дух.
Делу — время, потехе — час.
Глаза страшатся, а руки делают.
Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.
Язык болтает, а голова не знает.
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
Вода с гор потекла — весну принесла.
Все за одного, а один за всех.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Без корня и трава не растёт.
Хороший друг — отрада для души.
В каждой шутке есть доля правды.
Видно птицу по полёту — человека по делам.
Нет друга — ищи, а найдёшь — береги.
Береги нос в большой мороз.
Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Повторенье — мать ученья.
Лучше поздно, чем никогда.
Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Дружбу помни, а зло забывай.
Хорошая книга — лучший друг.
Нет земли краше, чем Родина наша.
Как оса, лезет в глаза.
Всякой матери своё дитя мило.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Хочешь есть калачи — не лежи на печи.
Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
Вся семья вместе — и душа на месте.
Мудрым никто не родился, а научился.
На деньги ума не купишь.
Детство — время золотое.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Жизнь дана на добрые дела.
Добрый человек добру и учит.
Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Малые жанры фольклора детям: 2 комментария
Нашла у Вас очень актуальное для сегодняшнего дня — » Родина — мать, умей за неё постоять».
Постоять за Родину-актуально как никогда.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.