Как появились калмыки в россии

Калмыки — “отделённый” народ калмыцких степей

История калмыков неразрывно связана с прошлым России, она позволяет лучше понять этот народ, проникнуться его ценностями и идеалами. Более трёх с половиной веков назад калмыки добровольно стали подданными России, тем самым связав свои судьбы с русскими. Однако этим временам предшествовали непростые суровые испытания, драматичные события, происходившие в жизни племён.

О происхождении и становлении калмыков как народа написано немало научных работ, однако по сей день остаются спорные вопросы. Я же предлагаю погрузиться в прошлое Калмыкии и узнать, как складывалась судьба её народа. Кто стал предками современных калмыков? Что ожидало их после вхождения в состав России?

Название народа

Сами калмыки называют себя “хальмгуд”. Как считают языковеды, слово это принадлежит к тюркским языкам, а его основа “хал-” (“гал-”) означает “отделение”. Относительно такой интерпретации самоназвания и привычного нам слова “калмык” высказывался русский учёный В.М.Бакунин, что много лет жил в Калмыки. Он писал:

“Сие слово „калмык“ произошло из языка татарского, ибо татары называют их „калмак“, что значит „отсталых“ или „отстальцев”.

Это определение очень ярко отражает историю калмыцкого народа. В трудах немецкого исследователя Петра Палласа отмечается, что калмыков действительно можно назвать отделившимся племенем от основной группы своих предков — ойрат-монголов.

Его коллега Б.Бергман не согласен с этой теорией. По его мнению, “отступниками” калмыков называли из-за отказа от шаманизма, который являлся господствующей религией их предков. На мой взгляд, первая гипотеза вернее, поскольку сами исторические факты говорят в её пользу.

Как появились калмыки в россии. Смотреть фото Как появились калмыки в россии. Смотреть картинку Как появились калмыки в россии. Картинка про Как появились калмыки в россии. Фото Как появились калмыки в россииКалмыки в 1917 году

Появление калмыков

Формирование калмыков приходится на конец XVI столетия. В те времена часть ойратских племён, прежде населявших Джунгарию, отделяется от основной массы. Перемещение общин происходит в сибирские пределы — вдоль рек Иртыш, Омь, Ишим. Со временем кочевники перемещаются к юго-западным землям, занимая территории у Волги и Прикаспия. Именно там, как считает большинство историков, и происходит зарождение калмыков.

Но что заставило часть племён отправиться к новым неизвестным землям? На этот счёт есть разные мнения. Ойраты занимали немалые территории, а потому со временем стали нуждаться в новых пастбищах и местах проживания. Вероятно, это и стало основной причиной отделения группы, что в дальнейшем дало начало калмыцкому народу.

Междоусобные войны также сыграли немалую роль в вытеснении значительной части общин. Однако воевать предкам калмыков пришлось и по пути к своей новой родине. В процессе переселения происходили столкновения с ногаями, казахами, башкирами.

Как появились калмыки в россии. Смотреть фото Как появились калмыки в россии. Смотреть картинку Как появились калмыки в россии. Картинка про Как появились калмыки в россии. Фото Как появились калмыки в россииГ.Лучинский «Калмыки на Иртыше в XVI веке» (светло-зеленый цвет)

Отношения с русскими

Укрепившись на новых землях, калмыки начинают налаживать отношения с русскими. Я хочу отметить, что для каждого из народов такой союз имел свои выгоды. Калмыкам необходимо было расширять свои торговые пути, развиваться экономически.

В свою очередь, русским нужны были силы для противостояния татарам и туркам. Калмыки были идеальным вариантом — у них имелось многотысячное войско и прекрасная конница. Представители этого народа участвовали во многих военных операциях под командованием русских.

Во второй половине XVI века на территории Российской империи появляется Калмыцкое ханство, жители которого являлись подданными русского царя. Впрочем, далеко не всегда обещания калмыцких тайджи исполнялись — понятие о клятве в верности у них и русских сильно различалось.

Исследователь Фёдор Бюлер в своих работах отмечал:

“Присяга в верности кочевых азиатских племён в глазах их самих не заключает в себе ничего святого. Она для них лёгкое средство для достижения предполагаемых выгод и нарушить её при первом удобном случае им ничего не значит”.

Новое “отделение” калмыков

Между представителями русской и калмыцкой аристократии заключались браки, образовывая крепкие союзы между общинами разных народов. Негативным аспектом стала христианизация.

Многие калмыки отказались принять новую веру, из-за чего часть племён вернулась в Джунгарию. Усугубили положение несколько голодных зим, из-за чего калмыцкие крестьяне не могли платить налог русским помещикам. Население вынуждено было бежать от непосильного оброка.

Основная часть калмыков отправилась к Маньчжурии. Сложный изнурительный переход длился более полугода. Часть племён пострадала из-за болезней, немалое число калмыков было уничтожено казахами, атаковавшими беглецов.

Представители народа, оставшиеся в России, стали жителями Астраханской губернии. Как и их предки, калмыки не раз славно проявили себя во многих войнах, в которые отправлялись вместе с русскими.

Как появились калмыки в россии. Смотреть фото Как появились калмыки в россии. Смотреть картинку Как появились калмыки в россии. Картинка про Как появились калмыки в россии. Фото Как появились калмыки в россииВасилий Верещагин «Калмыцкий лама» 1869-1870

Калмыки в наше время

Прошлый век принёс много перемен в жизнь калмыков. В первую очередь, они стали оседлым народом. Власти России старались повысить уровень образованных людей Калмыкии. Люди изучали латиницу и кириллицу, с помощью которых калмыки могли бы изучать родной язык. В дальнейшем было решено повсеместно перейти на русский язык.

Республика Калмыкия сегодня является субъектом Российской Федерации. В наше время на её территории проживает около 165 тысяч калмыков, часть народа живёт в Киргизии и Казахстане. С переходом к оседлому образу жизни у калмыков начало развиваться земледелие.

Как появились калмыки в россии. Смотреть фото Как появились калмыки в россии. Смотреть картинку Как появились калмыки в россии. Картинка про Как появились калмыки в россии. Фото Как появились калмыки в россииНачало 20 века. Группа калмыков

Сегодня на их родине выращивают зерновые, лён, табак, арбузы и дыни. Люди, живущие неподалёку от рек, занимаются рыболовством, однако и в наше время скотоводство играет главную роль в деятельности калмыцкого народа. Как и их предки, современные калмыки поддерживают торговые связи со многими соседними народами.

Современные калмыки с трепетом относятся к старинным обычаям и верованиям. Среди калмыков встречаются приверженцы христианства, тибетского буддизма, ислама. В разные периоды своей истории на них оказывали влияние другие племена, однако калмыки сохранили национальную самоидентичность, а сегодня в Калмыкии и вовсе происходит культурное возрождение былых традиций.

Источник

Калмыки — кочевой народ, исповедующий буддизм

Калмыки относятся к монгольскому этносу ойратской группы. Это автохтонное население Республики Калмыкия. Она входит в состав Российской Федерации. Столица — город Элиста. Калмыки являются представителями современной кочевой культуры.

Как появились калмыки в россии. Смотреть фото Как появились калмыки в россии. Смотреть картинку Как появились калмыки в россии. Картинка про Как появились калмыки в россии. Фото Как появились калмыки в россии

Численность

Этот народ относится к малочисленным — на территории РФ его количество исчисляется 183 000 человек. В его состав входит множество субэтносов. Наиболее крупные из них:

Где живут

Калмыкия размещает у себя 162 000 людей калмыцкой национальности. Небольшую группу принимает Киргизия — около 4 000 человек. Самые большие диаспоры за границей: 2 000 — США, 1 000 — Франция.

Калмыки общаются на калмыцком и русском языках. Калмыцкий относится к монгольской ветви языков.

Религия

Большинство калмыков исповедует тибетский буддизм. Небольшая часть является православными, есть исламисты и атеисты. Калмыкия — единственный регион в Европе, где присутствует традиционная форма буддизма. Эта религия получила распространение с конца 16 века. До этого времени существовали культы неба (тенгрианство), огня, воды, земли, гор. Практиковались шаманизм и фетишизм, предполагавшие совершение жертвоприношений, поклонение тотемным животным. Среди шаманов встречались и мужчины, и женщины. Некоторые обряды сохранились до сих пор.

Название

Сами себя калмыки называют «хальмгуд». Историки считают, что этимология термина исходит от тюркских, татарских названий племен «калмак», что переводится как «отставший», «отделившийся». Монгольские языки, близкие к калмыцкому, такого слова не имеют. Следовательно, название дали соседние народы. Есть две версии трактования термина. Согласно одной из них, слово «оставшиеся» обозначает людей, вычленившихся из ойратского этноса и оставшихся жить на территории современной Калмыкии. Другая теория религиозного толка. Часть историков считает, что так их стали называть татары после принятия буддизма, то есть как отделившихся от языческих верований. Другие ученые говорят, что калмаки — это оставшиеся в иной вере, не вернувшиеся в ислам (как татары). Русские летописцы упоминают о калмыках с 16 века.

Внешность

Антропологи относят калмыков к монголоидам. Это обладатели типичной азиатской внешности. У них высокий лоб, широкое сплюснутое лицо, разрез глаз узкий. Для калмыков характерен эпикантус — так называемая монгольская складка, прикрывающая внутренний угол глаза. Нос небольшой, сплющенный, небольшие пухлые губы. Волосы прямые, черные, цвет радужки — карий. Встречается небольшой процент людей с относительно светлыми волосами, а также рыжими. Цвет кожи смуглый, темно-коричневый с желтоватым оттенком. Калмыки невысокого роста, коренастые, девушки худощавые. Современная молодежь европеизирована, она предпочитает модную европейскую одежду: джинсы, туфли на каблуках, толстовки. Девушки активно пользуются косметикой, наращивают ресницы. В ходу бижутерия, стилизованная под национальные украшения.

Как появились калмыки в россии. Смотреть фото Как появились калмыки в россии. Смотреть картинку Как появились калмыки в россии. Картинка про Как появились калмыки в россии. Фото Как появились калмыки в россии

История

Формирование этноса начинается с конца 16 века, когда часть ойратских племен, населявших Джунгарию, отделилась от основной массы и перекочевала на территорию Руси (низовья Волги и Урал). Среди причин переселения называются дефицит пастбищ и междоусобная вражда. По пути ойратские племена воевали с казахами, ногаями, башкирами. Затем они начали контактировать с русскими. Периодически возникали конфликты, однако калмыкам было разрешено торговать на территории Русского царства, их брали на военную службу. Русские нуждались в дополнительных силах, которые помогли бы им противостоять туркам и татарам. Калмыки обладали мощным войском с 70 000 лошадей для конниц. В составе русской армии они участвовали во многих военных операциях.

18 век стал началом насаждения христианства у калмыцких племен. Многие приняли его, но тайно продолжали исповедовать буддизм. Со второй половины 17 века на территории Российской империи образовалось Калмыцкое ханство. Его жители были российскими подданными. Между представителями русской и калмыцкой аристократии образовывались браки, от которых пошли дворянские роды. Калмыцкое ханство закончило существование столетие спустя, когда население массово ушло обратно на земли Джунгарии.

Исход населения связывают с начавшимся голодом из-за холодной зимы и притеснений русских помещиков. Вторая причина — влияние китайских правящих династий. Большая часть калмыков совершила поход, который длился 7 месяцев. Они подвергались нападениям казахских племен, погибали от голода, болезней. Добрались до Маньчжурской территории только 20 000 из 180 000. Оставшиеся на месте калмыки были включены в состав Астраханской губернии. Калмыцкие войска участвовали в войне 1812 года, Бородинской битве, других сражениях.

20 век стал периодом перехода большинства калмыков к оседлому образу жизни. Попытки привести население к грамотности сопровождались переходом к латинскому алфавиту и кириллице. Это затрудняло обучение населения. Впоследствии народу пришлось повсеместно перейти на русский язык. В середине 20 века восстановили Калмыцкий автономный округ, с 1992 года субъект получил статус республики.

Жизнь

Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.

Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как:

Дети беспрекословно подчинялись родителям. Их учили уважению, почитанию родственников. Разговаривать или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только после их разрешения. Сквернословие строго осуждалось, как и развязное поведение. Тем не менее, молодежь пользовалась известной свободой, им не было запрещено высказывать свое мнение. Важные вопросы в семье решались сообща.

Жилище

Традиционным жильем калмыков, как и у большинства кочевых народов, были юрты (кибитки). Они делались переносными или устанавливались на повозку. Зимой в них было тепло, летом — прохладно. Они легко разбирались и собирались. Основание состояло из жердей и деревянных реек. Жердей требовалось достаточно много: 60-140. Вверху их концы туго связывались между собой. Для этого использовалась веревка, сплетенная из хвостов лошадей. Строения были очень прочные, не разрушались от ветра и непогоды. Остов покрывали войлочным материалом. В холодные зимы использовали двойной слой войлока. Двери были деревянные, с двумя створками. Юрта была достаточно просторная, в ней могло жить несколько семей.

В центре размещался очаг, обложенный камнями. Дым выходил наружу через отверстие вверху. По периметру жилища устраивались спальные места из войлока. Вещи складывали в деревянные ящики типа сундуков. На пол также укладывали войлок. Пищу принимали на низких столиках. Юрта делилась на две половины: мужскую и женскую. Место возле очага было священным. После перехода калмыков на оседлый образ жизни первыми жилищами были землянки. Затем начали делать срубные строения по типу русских изб.

Кухня калмыков сформировалась в условиях кочевого образа жизни. Она довольно проста, для нее характерно однообразие. До перехода на оседлость пищу составляли в основном мясо и молоко животных, которых разводили калмыки: коз, овец, коров. Известно, что кочевые народы, в частности и калмыки, могли есть мясо погибшего животного, которое считается падалью. Также они употребляли в пищу полевых мышей. Позднее рацион разнообразился свининой, домашней птицей. С развитием бахчеводства, садоводства на столе появились дыни, арбузы, яблоки, груши. Стали делать варенья, джемы. Основу питания и сейчас составляют молочные продукты, баранина, говядина. Из специй используется лук, чеснок, лавровый лист. Благодаря большому наличию мяса, жирных молокопродуктов, муки, пища питательна и калорийна, хорошо насыщает. Популярные блюда калмыцкой кухни:

На основе молока коз, овец, коров, лошадей готовят множество полезных блюд. Путем сквашивания делают чигян — молочнокислый напиток наподобие кефира. Он считается лечебным, его часто пьют буддийские монахи. Из овечьего творога путем высушивания получают вкусное блюдо шююрюмг. Популярен также кумыс. Перегонкой из молока делают самогон — арак. Калмыцкий чай (джомба) сильно отличается от русского напитка. Он больше напоминает бульон. Состоит из заварки (листового чая), воды, сливок, коровьего масла, соли, корицы. Может добавляться поджаренная мука. Чай хорошо согревает, придает силы.

Одежда

Женщины в быту одевались довольно просто. Их повседневной одеждой была широкая рубаха и шаровары. Также были распространены длинные платья в пол. Они застегивались на металлические пуговицы или подпоясывались ремнем. Нагрудник украшали золотистой или серебристой тесьмой. Поверх платья могли носить халат без рукавов из цветного материала. Подол, низ рукавов расшивали растительными узорами. Расцветки праздничных нарядов были яркими: зелеными, красными, синими с золотистой каймой по краям. Летом головными уборами были суконные или войлочные шапочки. Женщины всегда носили шапки, выходить из дома с непокрытой головой им не разрешалось. Праздничные шапки шили из парчи, бархата, богато отделывали узорами из тесьмы, вышивкой. На ногах носили сафьяновые сапоги. Богатые калмычки дополняли костюм серьгами, браслетами, ожерельями. Украшения делали из драгоценных металлов, хрусталя, яшмы, кораллов.

Традиции

У калмыков довольно много праздников, связанных с их религией — буддизмом. В основном они отмечаются массово, с гуляньями, угощением, соревнованиями. Также есть некоторые праздники, не относящиеся к религиозным верованиям, среди которых: день поэзии, день калмыцкого чая, день степи. Ежегодно проводится фестиваль тюльпанов — красочное мероприятие, призванное обратить внимание людей всего мира на проблемы экологии. Он длится 1-2 недели, каждый раз его устраивают на новом месте — среди полей, где растут тюльпаны. Гостям предлагаются национальные блюда калмыков, можно посмотреть соревнования по борьбе, стрельбе из лука, гонки на верблюдах. Среди множества религиозных калмыцких праздников важное значение имеют такие:

Имена

У калмыков в ходу не только имена, произошедшие от ойратских, но и производные от тибетских, санскритских и русских. Исконные имена часто происходят от названий животных, топонимов, чисел или цвета. Также мальчикам дают имена народных героев. Распространено наречение с упоминанием качеств, черт характера. Иногда дают имена по названию драгоценных камней, небесных светил, планет. Некоторые мужские имена:

Девочек часто называют именами цветов, фруктов, присваивают женственные черты характера. Нередко ребенку дают имя музыкального инструмента. Женские имена:

Для защиты от злых духов давались имена, производные от других языков. Например: Егор — Ягур, Николай — Микула.

Характер

От природы калмыки обладают веселым нравом. Они не унывают даже в тяжелые времена. Это активные, жизнерадостные люди. Возможно, на позитивное отношение к жизни повлияли буддистские учения, которые проповедуют, что в этой жизни все преходящее. Калмыки любят принимать гостей. В доме сажают на лучшее место, готовят угощения. Они всегда открыты для общения, искренни. Представители этого народа никогда не отгораживаются от общества, не замыкаются в себе.
Молодежь хорошо воспитана, с уважением относится к старшим. В делах это практичные, рациональные люди. Можно сказать, что они экстраверты. Калмыки артистичны, любят петь, танцевать. В них есть оригинальность, желание выделиться из общей массы. Среди них много талантливых людей: писателей, певцов, артистов.

Источник

Калмыки: откуда на самом деле появился этот народ

Как появились калмыки в россии. Смотреть фото Как появились калмыки в россии. Смотреть картинку Как появились калмыки в россии. Картинка про Как появились калмыки в россии. Фото Как появились калмыки в россии

В составе монголо-татарского войска, покорившего Русь в 1237-1240 гг., были воины разных народов. А вот были ли среди них собственно монголы? Или хотя бы представители народов монгольской языковой группы?

Многие, наверное, думают, что доказательством былого прихода монголов в Восточную Европу является расселение калмыков в низовьях Волги. Однако история калмыков, оказывается, вовсе не связана с походами Чингисхана и его преемников!

Калмыки пришли из глубин Центральной Азии на юг Западной Сибири и Урала только во 2-й половине 16 века. Причём их приход не сопровождался какими-то громкими завоеваниями и разорениями. Хотя калмыки, борясь за места для кочевий, сталкивались с ногаями, сибирскими татарами и казахами. Калмыки, в частности, нападали на Сибирское ханство Кучума до его завоевания Ермаком, но в то же время торговали с восточными русскими владениями на Урале. После начала покорения Сибири русскими значительная часть калмыков оказалась в пределах Русского государства.

В 17-18 веках калмыки обживали степи Нижнего Поволжья, причём основная часть народа кочевала в регионах современных Самары и Саратова. В это время они были уже буддистами ламаистского толка, тогда как монголы времён Чингисхана оставались приверженцами древних шаманистских культов. Архимандрит Иакинф Бичурин, изучавший в начале 19 века китайские хроники, утверждал, что калмыки, начиная движение на запад, мечтали восстановить империю Чингисхана, но это предположение не находит поддержки у современных историков.

В 1771 году произошла массовая возвратная миграция калмыков в Восточный Туркестан (Джунгарию), ставший к тому времени прочным владением Китайской империи. Причины такой откочёвки до сих пор во многом загадочны. Территория расселения оставшихся в Российской империи калмыков свелась примерно к той, которую ныне занимает Республика Калмыкия.

Итак, калмыки с «монголо-татарским игом» никак не связаны и никогда не заходили на территории древнерусских княжеств. Калмыки оставались кочевым народом степей, а юго-восточные границы русских земель до второй половины 16 века совпадали с границей леса со степью и не выходили в степи.

Наверное, для определения того, были или нет монголы на Руси, было бы достаточно данных топонимики. При обилии даже в центральных русских областях топонимов из тюркских языков, здесь нет ни одного названия, производимого от монгольских языков. В Московской Руси начиная с 15 века были значительные тюркские анклавы (Касимовское ханство), многие Чингизиды и представители знатных ордынских родов шли на службу к русским князьям. Они дали названия некоторым городам, деревням, кое-где речкам, урочищам. Все это выдает исключительно тюркское происхождение ордынских выходцев на Руси. И никакого монгольского следа в русской топонимике.

Границы встречаемости монгольских топонимов на карте России чётко очерчены в исследовании Владимира Очир-Гаряева (2012) из Бурятского государственного университета. Легко объяснимы монгольские или связанные с монгольскими народами названия на территориях разных регионов Сибири и Урала, даже Северного Кавказа и Крыма. Последнее однозначно связывается с нашествиями Чингисхана и его преемников. В Поволжье и на Нижнем Дону тоже встречаются монгольские топонимы, но большинство их отражает уже пребывание калмыков в позднее время (16-18 вв.). Тоже относится и к калмыцким названиям в Башкортостане. Пожалуй, самым глубоким проникновением монгольских топонимов на северо-запад, в лесную зону, следует считать речку Баянгул в Ульяновской и Пензенской области. Баянгул это монгольское Баянгол, но и это название могло быть принесено калмыцкими кочевниками со своей родины.

Итак, свидетельства топонимики о присутствии монголов, в отличие от тюрков, на землях древней Руси отсутствуют начисто.

В 1990-е годы в Пензенской области на руинах древнего городища Золотарёвка под руководством профессора Геннадия Белорыбкина были раскопаны следы грандиозного сражения, происшедшего на этом месте в Средние века, приблизительно в 13 столетии. Предположительно оно связывается с нашествием Батыя на Волжскую Булгарию и Мордовию в 1236 или 1237 году.

Судя по вооружению, одежде, амулетам и прочим деталям, здесь имела место подлинная «битва народов», не запечатлённая, как ни странно, ни одним письменным источником. Это тем более удивительно, что в битве участвовали, судя по находкам, также и русские воины.

Участниками сражения, как пишет Белорыбкин в статье «1237 год. Гибель города на Суре» на своём сайте, «со стороны монголов были различные, в основном тюркские племена, а со стороны защитников – булгары, буртасы, мордва, русские, кипчаки и, что уж совсем неожиданно, аскизы, жившие в начале 2 тыс. на Алтае, то есть почти за 3000 км от Посурья».

Таким образом, сколь можно судить, признаков участия этнических монголов в битве нет, а «монгольским» войско нападавшей стороны названо лишь в дань исторической традиции. Впрочем, можно думать и так, что в этом сражении погибла значительная часть монгольского войска, и собственно монголы дальше пройти не смогли.

Интересен был бы анализ краниологического материала – на поле битвы собрано немало черепов её участников – но он пока не проводился.

Как бы то ни было, не существует никаких признаков того, чтобы отряды захватчиков, принадлежавших к народам монгольской этнической группы, дошли в 13 веке до Руси.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *