Как появились кабардинцы на кавказе

Происхождение кабардинского народа

Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть фото Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть картинку Как появились кабардинцы на кавказе. Картинка про Как появились кабардинцы на кавказе. Фото Как появились кабардинцы на кавказе

Татаро-монгольское нашествие привело к радикальным изменениям в экономике, культуре и быте значительной части предгорно-плоскостных районов Северо-Западного Кавказа. Сущность этих изменений заключалась в том, что многие адыги, для которых издревле было характерно оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство, перешли к полукочевому образу жизни. Основу их экономики составило экстенсивное скотоводство, которое требовало обширных пастбищных угодий.

В этой связи и началось продвижение групп адыгов на север от Кубани, в восточное Приазовье, а также на юго-восток, в бассейн Терека, где к концу XIII—XIV в. они расселились на значительной территории предгорно-плоскостных районов Центрального Кавказа. Тем самым было положено начало обособлению части адыгов в самостоятельную народность — кабардинцев.

Одним из аргументов для обоснования правомерности расселения кабардинцев в указанное время могут служить сведения «Повести о Михаиле Тверском», написанной в 1319 г. Автор «Повести. », который был очевидцем убийства князя Михаила в ставке золотоордынского хана Узбека в 1318 г., сообщает, что это трагическое событие произошло «за рекою Терком, на реце на Севенци, под городом Тютяковым, минувши горы высокыа Яссыя. Черкесскыя, близ врат Железных» (2). Город Дедяково «отождествляется с Верхним Джулатом (Татартупом) в Северной Осетии» (3). Предполагается, что если ближайшие к городу Дедяково горы были известны в начале XIV в. как «Черкесскыя», то начало переселения кабардинцев в данный район предшествовало этому времени (4).

Однако до конца XIV — начала XV в. численность кабардинцев, расселившихся на Центральном Кавказе, была относительно невелика. Расселению больших групп адыгов в XIII—XIV вв. к востоку от Прикубанья препятствовало то обстоятельство, что плоскостная часть края, включая и правобережье Терека с Малкой, а также район Пятигорья, была занята в тот период татаро-монголами и подвластными им многочисленными кыпчакскими племенами, составлявшими основную массу населения Золотой Орды. Об этом свидетельствуют как данные археологии, так и письменные источники (русские летописи, В. Рубрук, П. Карпини, Ибн Баттута, Рашид Ад-Дин) (5).

Массовое продвижение адыгов-кабардинцев на восток вплоть до Сунжи имело место в XV в. после бесповоротного заката могущества Золотой Орды и крайнего ослабления ее позиций на Северном Кавказе в результате опустошительных погромов армией Тимура в 1395—1396 гг.

Переселившихся на восток адыгов начали называть кабардинцами. Впервые этот термин (в форме Кертебея) зафиксировал И. Барбаро. «Если ехать из Таны… — писал он,— то через три дня пути вглубь от побережья встретится область, называемая Кремук (примерно, где ныне живут адыгейцы). Правитель ее носит имя Беберды, что значит «богом данный». Он был сыном Кертебея, что значит «истинный господин». Под его властью много селений, которые по мере надобности могут выставить две тысячи конников» (6).

Исследователи считают, что в этнониме «къэбердэй» частица «берды» взята из тюркских языков и оформлена окончанием «эйч», являющимся показателем принадлежности. «Къэбердэй» — это то, что принадлежит Кабардыю. В начале XIV в. кабардинцы уже населяли широкие просторы предгорий центральной части Северного Кавказа. С обособлением от адыгского этноса в Центральном Предкавказье стала складываться кабардинская народность. Однако оставалось раздробленным управление отдельными объединениями. Малейшие попытки централизации власти вызывали яростное сопротивление со стороны удельных феодалов.

По преданию, родоначальнику кабардинских бесленеевских и темиргоевских князей Иналу (жившему в начале XV в.) удалось сломить сепаратистские тенденции ряда феодалов и объединить значительную часть населения под своей властью. Сохранившийся в народной памяти умный, энергичный и решительный правитель Инал стремился обуздать непокорных князей, ликвидировать феодальные междоусобицы, укрепить центральную власть. «Под его твердым и благоразумным управлением,— пишет Ш. Б. Ногмов,—прекратились смуты и беспорядки… Он упрочил свою власть и успел примирить воюющие стороны и соединить расселенные силы» (7). Однако не долго сохранялось единство Кабарды.

К XVI в. кабардинцы занимали равнинные места и предгорья по левым притокам Терека, до входа в горные ущелья, по правому берегу Терека и левому берегу Сунжи. Пятигорье в описываемое время уже не было местом их постоянного жительства (8). В связи с распадом в конце XVI в. Кабарды на Большую (от Малки до Уруха) и Малую (от Уруха до Среднего Терека и по правому берегу Терека), происходили массовые внутриэтнические передвижения населения, охватывавшие большие пространства края. Подвижность кабардинцев была связана не только с характером их хозяйства и внутриполитическими событиями, но и с постоянной опасностью крымско-султанской агрессии. Известно, что в конце XVI —начале XVII в. кабардинцы Алкасовых кабаков (Малая Кабарда) трижды меняли свое местожительство. Неоднократно передвигались и поселения Алегуки и Хотождуки Казыевой Кабарды.

1. Лавров Л. И. Происхождение кабардинцев и заселение ими нынешней
территории//СЭ. 1956, № 1. С. 19—28.
2. Цит. по кн.: Кучкин В. А. Где искать ясский город Тютяков? // Изв. Северо-Осет. НИИ. Орджоникидзе, 1966. Т. 25. С. 172.
3. Лавров Л. И. Происхождение кабардинцев… С. 27; Крупнов Е. И. Еще раз о
местонахождении города Дедякова // Славяне и Русь: Сб. статей. М., 1968. С. 291-297.
4. Лавров Л. И. Происхождение кабардинцев… С. 27.
5. Ртвеладзе Э. В. К вопросу о времени переселения кабардинцев в центральные районы Северного Кавказа // Тез. докл. и сообщ. III Крупновских чтений. Грозный, 1973. С. 20, 21.
6. Барбаро и Контарини о России. С. 153.
7. Ноемов Ш. Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1947. С. 54.
8. Лавров Л. И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. М., 1966. Ч. 1. С. 133—134.

Источник

«Рыцари Кавказа» — интересные факты о кабардинцах

Кабардинцы принадлежат к самой многочисленной этнической ветви народа адыгов. Их неспроста называют “рыцарями Кавказа”, ведь это — хранители уникальной старинной культуры. Кабардинские песни и яркие танцы способны очаровать даже самых требовательных ценителей искусства.

Большинство представителей кабардинской нации проживает в республике Кабардино-Балкария, что является исторической родиной этого этноса. В русской истории они порой именуются “пятигорскими черкесами”, что указывает на место их расселения. Но, несмотря на столь ясное географическое расположение родины кабардинцев, мы совсем мало знаем об этом народе. Чем интересна Кабардино-Балкария? Чем могут удивить её люди?

Древний народ

Долгое время историки вели споры о том, когда же появился кабардинский народ, но конец дискуссиям положили археологические находки.

Они явно указывают на то, что предки адыгов населяли территорию современной Кабардино-Балкарии ещё в IV тысячелетии до нашей эры. Именно благодаря им и появилась майкопская культура, что в дальнейшем стала основой северокавказской, прикубанской и кобанской культур.

Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть фото Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть картинку Как появились кабардинцы на кавказе. Картинка про Как появились кабардинцы на кавказе. Фото Как появились кабардинцы на кавказеКабардинцы в конце XIX века. Хромолитография

Первое государство в России

Предки кабардинцев отличались высокоразвитым социальным строем и чёткой структурой общества. Неудивительно, что такие особенности уклада позволили им достаточно быстро приступить к созданию крупных городов и государств (часто эти понятия составляли одно целое, представляя города-государства).

Мало кому известно, что первое государство на территории нынешней России было образовано именно предками адыгов. Одно из местных племён — синды — основали на побережье Чёрного моря Синдику.

Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть фото Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть картинку Как появились кабардинцы на кавказе. Картинка про Как появились кабардинцы на кавказе. Фото Как появились кабардинцы на кавказеКабардинец

Столица этого государства, появившегося в V веке до нашей эры, располагалась в Синдской гавани. Общество того времени представляло типичную рабовладельческую структуру. В дальнейшем синды стали одними из предков современных кабардинцев.

А в трудах византийских учёных можно встретить упоминания о первых государственных образованиях уже на территории Кабардино-Балкарии.

Император Византии Константин Багрянородный писал:

“Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии — страна по названию Касахия (страна Касогов — современных кабардинцев), выше Касахии находятся Кавказские горы (Кавказский хребет), а выше этих гор — страна Алания”.

Конфликт народов

В одном только названии Кабардино-Балкарии указано, что это — регион двух племён: кабардинцев и балкарцев. Эти народы достаточно сильно различаются между собой, однако их конфликт можно назвать скорее латентным, нежели явным. Несмотря на ряд противоречий и различий в менталитете, до противостояния между этими племенами дело не доходило.

Но чем же кабардинцы отличаются от балкарцев? В первую очередь, происхождением. Кабардинцы принадлежат к группе адыгов, а потому близки черкесам и адыгейцам.

А вот балкарцы являются предками аланов и тюркских народностей. Издавна кабардинцы проживали на равнинной местности, а их близкие соседи — в горах. В наши дни этот уклад остаётся прежним.

Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть фото Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть картинку Как появились кабардинцы на кавказе. Картинка про Как появились кабардинцы на кавказе. Фото Как появились кабардинцы на кавказеБалкарцы

В “Этнографическом словаре” есть и ещё одна интересная заметка:

“У кабардинцев в меньшей степени, чем у балкарцев, проявляется внутренняя готовность и предрасположенность к национально своеобразному проявлению чувств, динамики и характера поведения, взаимодействия, общения. Зачастую они отходят от национальных стандартов”.

На мой взгляд, именно такая особенность характера кабардинцев помогает им успешно уживаться с другими народами, избегая конфликтов. Впрочем, доказательство этому мы наблюдаем в их взаимодействии с балкарцами.

Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть фото Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть картинку Как появились кабардинцы на кавказе. Картинка про Как появились кабардинцы на кавказе. Фото Как появились кабардинцы на кавказеКабардинская женщина с кувшином

Город “Подкова”

Известнейшим местом в Кабардино-Балкарии стал город Нальчик. Располагается он в окружении гор, причём из-за этого приобрёл весьма специфическую форму полукруга. В переводе с местного наречия “нал” значит “подкова”, причём Нальчик действительно похож на этот предмет.

Однако у исследователей есть и другая версия. Согласно ей, некогда в этих местах располагалось непроходимое болото. Грязь в нём была настолько вязкой, что у лошадей срывало подковы. Быть может, кабардинцы именно поэтому так назвали город?

Как бы то ни было, но сегодня на месте прежних топей сияют широкие проспекты и горят огнями современные здания. Однако подкова сохранилась — на эмблеме города.

Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть фото Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть картинку Как появились кабардинцы на кавказе. Картинка про Как появились кабардинцы на кавказе. Фото Как появились кабардинцы на кавказеКабардинский парк в Нальчике

Разрушенные сёла

Даже в наши дни в Кабардино-Балкарии можно увидеть значительное число разрушенных селений, дома которых уже напоминают руины. В 1944 году была проведена депортация местного населения в Среднюю Азию.

В эшелонах было отправлено более 37 тысяч человек, среди которых были даже младенцы. Возвратиться на родину им не позволили, а потому опустевшим домам и целым сёлам оставалось лишь тихо “умирать”, разрушаясь от времени.

Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть фото Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть картинку Как появились кабардинцы на кавказе. Картинка про Как появились кабардинцы на кавказе. Фото Как появились кабардинцы на кавказе

Кабардинцы — народ крайне гостеприимный, но гордый. Они не терпят неуважения и пренебрежения к своим ценностям, и в этом их можно понять. Кабардино-Балкария славится своей богатейшей природой, живописными видами, уникальными историческими местами и целебными источниками. Но главным достоинством республики являются её люди.

Кабардинская культура за многие столетия и времена гонений не потеряла своих яркости и колорита, а сами кабардинцы остаются верными благородным принципам предков.

Источник

Как появились кабардинцы на кавказе

Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть фото Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть картинку Как появились кабардинцы на кавказе. Картинка про Как появились кабардинцы на кавказе. Фото Как появились кабардинцы на кавказе

1. В армянской истории М. Хоренского сообщается о нашествии на Армению в I в. нашей эры, в царствование Арташеса, алан в союзе с грузинами. Об этом же событии сообщает и грузинская летопись, называя при этом союзников грузин овсами (т. е. осетинами).
Сопоставление этих двух известий — армянского к грузинского — дает основание для вывода, что аланы и овсы-— один и тот же народ,

2. Иосиф Флавий сообщает, что «народ аланы есть часть скифов, обитающая у Танаиса и Меотийского озера».
Русский переводчик XII в. передает это известие так: «язык же яський ведом есть, яко от печенежского рода родился, живуща подле Тани и Меотьского озера». Таким образом, у русского автора XII в. было убеждение в тождестве алан с ясами, т. е. осетинами.

3. Византийский историк Кедрин (род. в 1033 г.) сообщает, что вдова абхазского царя Георгия Альда, родом аланка, вступив в союз с императором Романом, передала ему крепость Анакуфу. Об этом же событии сообщает и грузинская летопись, причем вдову царя Георгия называет дочерью овского царя. Таким образом, народ, известный у грузин под названием овсов, у византийцев назывался аланами.

4. В армянской географии VII в. дается подробный перечень племен Северного Кавказа, причем упоминаются самые мелкие этнические группы. Рядом с ними называются и аланы, которые помещаются к востоку от дигорцев. Таким образом, в армянской географии под аланами подразумевается лишь восточная часть осетин — ироны, в то время как западная часть осетин — дигорцы значатся под этим частным именем.
Сведения армянской географии служат опро¬вержением имевшего место в литературе взгляда, что название аланы не этническое, а собирательное, объединяющее большинство племен Северного Кавказа, так как в названной географин имя алан не объединяет не только какого-либо количества племен Северного Кавказа, но даже всего осетинского племени.

5. Дарьяльские врата во многих источниках называются аланскими, как, например, в названной армянской географии, у средневековых арабских писателей — Масудн, Ибн-Рустэ и др. В этом следует видеть одно из доказательств в пользу отож¬дествления алан и осетин.

6. Средневековые западно-европейские путешественники — Плано Карпини, Рубрук, Иосиф Барбаро отождествляют алан с асами, т. е. осетинами.

7. И р а н с т в о в П р и ч е р и о м о р ь е. Следует признать установленным присутствие с древнейших времен иранского элемента в Причерноморье — среди скифов, а в особенности среди сарматов.
В то же время давно установлено наличие иранского элемента в осетинском языке. Имеющийся лингвистический (эпиграфический) материал, обнаруженный главным образом на Дону, устанавливает ту связь, которая существовала между осетинским и аланским (и, вообще, сарматским) языками.

9. Осетинский язык в Балкарии и Карачае. Исследованиями В. Миллера и В. И. Абаева выяснено присутствие многочисленных осетинских топонимических названий в Балкарии и Карачае. Это свидетельствует о том, что на указанной территории когда-то раздавалась осетинская речь.
Так как по многим данным территория алан простиралась далеко к западу от нынешней Осетии до Кубани, то следует сделать вывод, что на т

Источник

Кабардинцы — смелые воины и законодатели мод

Кабардинцы — один из наиболее влиятельных кавказских народов. Кабардинские мужчины считались смелыми и искусными воинами, женщины ставились красотой, опрятностью, изысканными нарядами. Ну и, конечно, на весь мир знаменита выведенная народом кабардинская порода лошадей: сильных, быстрых, бесстрашных и статных скакунов.

Название

Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть фото Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть картинку Как появились кабардинцы на кавказе. Картинка про Как появились кабардинцы на кавказе. Фото Как появились кабардинцы на кавказе

У исследователей нет единого мнения относительно происхождения названия народа. Одни связывают версию появления этнонима с Идаром Кабардеем — полулегендарным князем, под предводительством которого народ занял территории бассейна Терека в XV столетии. По другой версии, князя звали Кабарда Тамбиев — его считают основоположником этноса кабардинцев. Согласно легенде, князь переселился с Западного на Северный Кавказ вместе с одной из ветвей адыгов.
Сами себя кабардинцы, как и другие черкесы, называют адыгэ. Этноним имеет древние корни, исследователи не смогли прийти к единому мнению относительно его появления. Согласно одной из версий, слово обозначает «дети солнца».

Где живут, численность

В период расцвета кабардинцы занимали обширные территории Центрального Предкавказья. Регион расселения получил название Кабарда, земли которой делились на Малую и Большую Кабарду. Точных данных о численности кабардинцев до Кавказской войны нет, приблизительные оценки говорят о 35 000 дворов, что предполагает общее число жителей не менее нескольких сотен тысяч человек.
Резкое сокращение числа населения произошло в начале XIX столетия. Разрушительная Кавказская война и сильнейшая эпидемия чумы практически полностью опустошили Малую Кабарду, серьезно сократили численность жителей Большой. В 1825 г. кабардинцев включили в состав России. По завершении Кавказской войны, наряду с другими адыгскими народами, насильно выселены за пределы Российского государства, в основном в Турцию.

По данным переписи 2010 г., численность кабардинцев в России составляет 517 000 человек. Большая часть из них — 490 000 человек, проживает на территории Кабардино-Балкарии, составляя 57% населения Республики. Численность кабардинцев в других регионах России:

В связи с депортациями, в результате Кавказской войны и репрессий 1944 г. значительная часть представителей народности обитает за рубежом. Самая крупная диаспора адыгов, включая кабардинцев, находится в Турции, по некоторым данным, считаясь третьим по величине народом государства. Зафиксированы черкесские диаспоры в Сирии, Ливане, Саудовской Аравии, Иордании, Германии, США, Северной Африке.

Кабардинцы говорят на языке адыгэбзэ, ученые называют его кабардино-черкесским языком в составе абхазо-адыгской семьи. Часть лингвистов считает адыгейский и кабардино-черкесский языки диалектами единого общего для адыгов языка. Кабардинцы согласны с версией, о чем говорит самоназвание языка, возможность общения на нем с представителями других адыгских народов.
Исследователи не нашли следов письменности кабардинцев: предания передавались из уст в уста. В случае необходимости передачи текстовых сообщений использовали арабскую графику. В 1885 г. Умаром Берсеем составлен первый черкесский букварь. С 1936 г. используется алфавит на кириллической основе. В начальных классах местных школ ведется преподавание родного языка. Наряду с русским, кабардино-черкесский повсеместно используется в повседневной жизни народа.

История

Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть фото Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть картинку Как появились кабардинцы на кавказе. Картинка про Как появились кабардинцы на кавказе. Фото Как появились кабардинцы на кавказе

Предками адыгов выступают меотские племена, занимавшие причерноморские и приазовские территории в первом тысячелетии до нашей эры. Языковые сходства заставляют предположить, что в формировании этноса участвовали племена древних касков и хаттов, населявших Анатолию и Южное Причерноморье с третьего тысячелетия до новой эры.
Первое упоминание кабардинцев относят к X столетию. Константин Багрянородный описывал Касахию — страну Касогов, расположенную вблизи Алании, Папагии, Зихии. К XVI столетию сведения о народе становятся более точными, область проживания локализуется в трех направлениях:

С XVI столетия налаживаются прочные связи с Московским государством, обусловленные целью воздействия на общего врага: Крымское ханство. Значительную роль в установлении дружеских отношений с Москвой сыграл кабардинский князь Темрюк Идаров (также Идарович). Он сумел объединить соседние народы, составив первое посольство 1552 г. Ивану Грозному. В последующие годы вместе с Грозным кабардинцы участвовали во взятии Казани, Темрюка, Тамани, Астрахани. Отношения скрепил в 1561 г. брак Ивана Грозного и дочери Темрюка Идарова, после крещения получившей имя царицы Марии Темрюковны.

Через 10 лет османское влияние восстановилось, в кабардинском регионе наступил период феодальной раздробленности. Местные князья продолжали оказывать влияние на соседние народы, перенимавшие быт, костюм, обычаи, культуру, правила поведения кабардинцев. Знатные представители родов поступали на российскую службу, в Смутное время приходили на помощь царю. Князь Черкасский, как ближайший родственник Марии Темрюковны и значившийся в Совете Второго ополчения первым по местничеству, выступал одним из претендентов на престол. Однако Земский собор 1613 г. остановился на нейтральном кандидате — Михаиле Романове, чье царствование положило начало 300-летнего правления великой династии Романовых.

В 1681 г. Черкасский договорился о вечном мире с Османской империей, а в 1739 г. от притязаний на территории отказалась Российская империя. До 1825 г., когда в ходе Кавказской войны регион был вновь присоединен к России, Кабарда существовала, как независимое государство.

Внешность

Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть фото Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть картинку Как появились кабардинцы на кавказе. Картинка про Как появились кабардинцы на кавказе. Фото Как появились кабардинцы на кавказе

Антропологически кабардинцы относятся к так называемому пятигорскому миксу, представляющему смесь кавкасионского и понтийского типов. К отличительным особенностям внешности относят:

Одежда

Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть фото Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть картинку Как появились кабардинцы на кавказе. Картинка про Как появились кабардинцы на кавказе. Фото Как появились кабардинцы на кавказе

Кабардинские князья считались законодателями мод Кавказа. Традиционный костюм состоял из шаровар, сафьяновых чувяков, рубахи с высоким воротом на пуговицах, бешмета, черкески, папахи. Обязательный элемент костюма — богато украшенный наборный пояс или сабельное опоясье для холодного оружия: кинжала, шашки, сабли. Черкеска черного, коричневого, красного, белого цвета дополнялась газырями, нагрудником. В холодное время года и в походах носили бурки, для повседневного ношения использовали овчинные шубы.
Женский костюм состоял из туникообразной, доходящей до пола, рубахи, шаровар, распашного платья. Последнее могло быть повседневным и праздничным: торжественные наряды декорировались золотым и серебряным шитьем, искусно выделанным серебряным поясом, украшениями из драгоценных металлов. Девушки дополняли наряд высокой шапкой с золотым шитьем. После замужества ее заменяли на черный платок, концы которого оборачивали вокруг шеи, завязывая на голове. Сверху надевали изящный ажурный платок светлого оттенка.

Жизнь

Социальная организация

Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть фото Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть картинку Как появились кабардинцы на кавказе. Картинка про Как появились кабардинцы на кавказе. Фото Как появились кабардинцы на кавказе

Кабардинцы разделялись на пять классов или сословий:

Семейный уклад

До XIX столетия кабардинцы жили большой патриархальной семьей, средняя численность составляла порядка 60 человек. Главой семьи был старший по возрасту мужчина, существовала поговорка: «Власть старшего равна власти Бога». Почитание старших — одна из основополагающих традиций кабардинцев. Самый старший мужчина, даже если он был ниже по сословию, всегда садился на самое почетное место за столом. Другие мужчины садились позже или оставались стоять, сыновья не имели права есть с отцом за одним столом. Часто в обыденной жизни глава семьи разделял пищу лишь с внуками, за воспитание которых нес ответственность.

Старшая женщина считалась главной в решении домашних, хозяйственных дел, обладала полной властью над детьми, невестками. Женщины находились в зависимом от мужчин положении, однако пользовались уважением и почетом, не испытывали физического и морального насилия. Ислам разрешал многоженство, но семейные ценности предписывали кабардинцам иметь одну спутницу жизни. Негативно относились к разводам, хотя подать просьбу могли мужчины — без объяснения причин, и женщины — из-за измены или по причине мужского бессилия. Существовала пословица: «Первая жена — тебе жена, второй жене — ты жена».
Неоднозначно исследователи относятся к обряду избегания, запрещавшему невестке разговаривать со свекрами. Особенно строгие правила существовали относительно общения со свекром. Первые годы, обычно до рождения первенца, молодой жене требовалось в присутствии отца мужа укрывать лицо, запрещалось заговаривать первой, смотреть в глаза, стоять спиной или напротив: только в пол оборота.
Ряд исследователей считает это, вкупе с обычаем калыма и договорных свадеб, притеснением женщины. Другие считают избегание проявлением уважения к невесткам, сформировавшимся с древности укладом, помогающим в большой семье избегать межличностных конфликтов и противоречий.
Избегание касалось также мужа и жены, родителей и детей, зятя и родителей супруги. С последними после свадьбы не виделись месяц: после привоза молодой жены в гости в отчий дом запрет снимался. Супруги не называли друг друга по имени, позорным было говорить о жене или муже при посторонних. В случае необходимости обращения говорили «сын того-то», «их дочь». Позором считалось проявление нежных чувств, запрещалось оставаться днем наедине в одной комнате: встречались супруги по ночам или в присутствии других родственников.

Занятия

Традиционными занятиями кабардинцев выступали земледелие и скотоводство. Сеяли пшеницу, ячмень, просто, кукурузу. Занимались садоводством, огородничеством, пчеловодством. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, применяли отгонную технологию. В качестве тягловых животных использовали буйволов.
Кабардинцы прославились, как отменные коневоды, выведшие знаменитую верхово-упряжную кабардинскую породу. Кони отличались необыкновенной выносливостью, работоспособностью, бесстрашием, стойкостью к болезням, что делало их незаменимыми в дальних походах, перегонах, сражениях. Являясь аборигенной породой, кабардинская лошадь отлично сохраняла равновесие в горной местности, на скалистых, скользких тропах, спусках, подъемах.

Религия

С XV-XVI вв. Кабарду захватывает ислам. Ряд исследователей полагает, что ранее в регионе исповедовали православие, другие говорят о преобладании язычества. До наших дней сохранились отголоски традиционных верований, например, обряд вызывания дождя. Почитали бога громовержца Шибле: после первого грома весной обливали водой зернохранилища с просьбой обильного урожая в новом сезоне.
Одним из наиболее почитаемых в пантеоне считался бог земледелия и плодородия Тхашхо. С ним связан полный цикл земледельческой обрядности: народные гулянья с жертвоприношениями животных перед пахотой, праздник первой борозды, окончание пахоты, уборки урожая. Существовал культ деревьев, сакральным животным считался волк: кости, зубы, жилы животного считались оберегами.

Традиции

Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть фото Как появились кабардинцы на кавказе. Смотреть картинку Как появились кабардинцы на кавказе. Картинка про Как появились кабардинцы на кавказе. Фото Как появились кабардинцы на кавказе

Свадебная обрядность кабардинцев включала в себе множество этапов, что обеспечивало значительную его продолжительность: от нескольких месяцев до нескольких лет. Цикл включал следующие мероприятия:

Завершали свадебный цикл многочисленные обряды знакомства невестки с родственницами, домом, хозяйством.

Видео

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *