Как появились часы для детей
НОД «История возникновения часов» подготовительная группа
НОД «История возникновения часов» в подготовительной группе
Познакомить детей с циферблатом часов. Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека. Активизировать словарь, совершенствовать навыки речевого общения.
Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления.
Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
Материал к занятию:
Ноутбук, проектор, презентация «История часов»», магнитофон, музыкальная запись, цветные карандаши, листы белой бумаги, макет часов с движущимися стрелками.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение книг, беседы, загадывание загадок, экскурсия в библиотеку.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
-Мы с вами большая, дружная семья, давайте передадим наше тепло друг другу обнявшись. Давайте друг другу улыбнемся.
— Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, а куда,вы должны отгадать загадку:
Мы ходим ночью, ходим днём,
А всё же с места не сойдём.
Мы бьём исправно каждый час,
А вы, друзья, узнали нас. (Часы)
— Что это такое? (Это часы)
— Правильно, это часы. Сегодня мы отправляемся на планету времени. Все готовы? Отправляемся. Встали в круг, положили руки друг другу на плечи, закрыли глаза. Представьте себе свой полет, посмотрите сколько звезд, сколько разнообразных планет, как безупречно красиво небесное пространство (звучит космическая музыка).
— Вот мы с вами и добрались. Посмотрите, какая необычная планета. Это планета времени (слайд1)
— Как вы думаете о чем мы с вами будем рассуждать (о часах)
-Сейчас я вас познакомлю с историей часов.
Самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы примерно знать время, — это солнечные часы. Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат (слайд 3)
–Угадайте, а это что за часы?
— Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.
– Узнали кто это? (ответы детей) (Слайд 4)
— Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, скоро утро! хватит спать!
— Посмотрите, какие необыкновенные часы – цветы. (слайд 5). Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время.
— А это, водяные часы (слайд 6)
В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.
Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Эти часы назвали песочными.
— Жизнь не стоит на месте, люди стали все больше дорожить своим временем, и часы стали необходимостью для всех. Часы стали постоянно совершенствоваться. Появились электронные часы, наручные, настенные (слайд 8)
— Как вы думаете, зачем людям нужны часы? (ответы детей)
Чтобы было, если люди не знали времени? (ответы детей)
— А теперь давайте отдохнем:
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (приседания, показ избушки – руки над головой)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (приседания)
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга. (вращение туловища вправо)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (вращение туловища влево)
А часы идут, идут, (ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают, (замедление темпа ходьбы)
А бывают, что спешат,
Словно убежать хотят! (бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (дети останавливаются,
— Подойдите, пожалуйста, ко мне.
Дети подходят к столу,на котором размещены: корпус, циферблат с цифрами; стрелки; часовой механизм; часы.
Воспитатель (берет в руки часы):
Из каких частей состоят часы?
— Правильно, у всех часов есть корпус, есть циферблат. На циферблате размещены цифры.
— Воспитатель: Каким образом они расположены?
Ответы детей: (по кругу, по порядку).
— Что будет, если цифры перепутать? (ответы детей).
— Воспитатель: Молодцы! Все с работой справились. А теперь я предлагаю вам придумать свои часы или нарисовать те, которые вам понравились больше всего. А кто-то может и придумает свои часы будущего. А прежде чем мы начнем, давайте разомнем наши пальчики.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
Дети рисуют (под музыку)
— Вот наше путешествие подошло к концу. Что нового вы сегодня узнали (ответы детей)
— Давайте с вами рассмотрим ваши работы (Анализ детский работ)
— Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов? (Дети рассуждают).
— Чем вам было интересно на планете времени? (ответы детей)
Что было трудно? (ответы детей)
В следующий раз мы отправимся с вами на другую планету, где много интересного.
Дидактические пособия по теме «Часы, время» Работая над созданием мини-музея «Измерений» по теме «Часы, время», была создана презентация «Этапы развития часов». С целью закрепления.
История возникновения часов! Видео В старшей группе был организован кратковременный проект на тему: «История возникновения часов». Была проведена предварительная работа: 1)дети.
Конспект НОД в старшей группе «История возникновения часов»
Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
— познакомить детей с историей возникновения часов;
— расширять знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни; расширять кругозор; обогащать словарь детей;
— закреплять знания детей с различными видами часов – солнечные, огненные, водяные, механические (башенные, напольные, настенные, наручные, карманные); электронные;
— воспитывать интерес к технике, бережное отношение к приборам.
Материалы и оборудование: игрушка «Буратино», предметные картинки с изображением всех видов часов; будильник.
Словарная работа: обогащение словаря (электронные, механические, настольные, напольные, настенные, наручные, карманные).
Ход занятия
— Воспитатель. Кто это у нас плачет? (Заглядывает за ширму.) Да это же Буратино! Что случилось, почему ты плачешь, Буратино?
— Буратино. Дело в том, что я хотел сегодня попасть на праздник «День знаний», но пока собирался, он уже закончился. Я посмотрел на улицу, солнце еще светило, подумал, что успею. и вот опоздал! Солнце меня подвело.
— Воспитатель. При чем здесь солнце, Буратино. Люди определяют время не по солнышку. Я сейчас загадаю детям загадки и они конечно же их отгадают, и тогда ты узнаешь при помощи чего люди определяют, который час.
Стучим, стучим. (Часы)
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
— Воспитатель. Правильно, ребята не удобны такие часы, они работают только в солнечную погоду, вечером и ночью также не узнаешь время по ним.
(Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг).
(Изображают кулачками молоточки).
Так стучит каблучок.
— Воспитатель. Поэтому люди стали придумывать другие часы.
(Показ картинки с водяными часами)
— Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, как называются эти часы? (Ответы детей)
— Воспитатель. Правильно, ребята, это водяные часы. А как строены водяные часы и как можно определить по ним время? (Ответы детей)
— Воспитатель. Правильно, ребята, в высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей вода вытекала из отверстия. Её становилось всё меньше и меньше. По уровню воды люди определяли сколько времени прошло.
— Воспитатель. А как вы думаете, ребята, удобны были такие часы. (Ответы детей)
— Воспитатель. Молодцы, дети, правильно не удобны такие часы. В сосуд
все время приходилось доливать воду. Затем люди изобрели вот такие часы.
(Показ картинки с песочными часами)
— Воспитатель. Как называются такие часы и как они устроены?
— Воспитатель. Да, правильно, это песочные часы. Вы знакомы уже с песочными часами. Скажите, удобны ли они в использовании? Почему? (Ответы детей)
— Воспитатель. Да, верно, потому что их хватает на несколько минут, а затем их надо переворачивать.
Скучен был процесс с песком
Поумнел на целый год и сказал он
Что часы без механики слабы.
Воспитатель: И вот наконец появились механические часы.
(Показ картинок с настенными, напольными, наручными часами)
Воспитатель: Какие вы здесь видите часы? Что общего у всех этих часов?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Это механические часы. У них у всех есть циферблат и стрелки. Внутри часов колесики приводят в движение стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Механические часы нужно заводить каждый день. Забудешь завести такие часы, и они остановятся.
— Эти часы работают от батареек. Их не надо заводить каждый день. Они очень удобны в применении.
Я предлагаю подарить будильник Буратино, чтобы он никогда не опаздывал.
Итог: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с чем? (с историей часов). Какие часы изобретали люди? Какими часами мы пользуемся сейчас?
«История возникновения Олимпийских игр» Конспект интегрированной НОД в разновозрастной группе, средний и старший дошкольный возраст (образовательные области: познавательное развитие,речевое.
Конспект занятия «История возникновения родного города Сергача» Цель:1. Закрепить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, познакомить с историей возникновения города, его названием,.
История возникновения ложек Цель: Закрепить устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке. Задачи:.
Конспект занятия в подготовительной группе «История возникновения колоколов на Руси» Цель: Сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси. Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания. Воспитывать.
НОД «История возникновения часов» подготовительная группа НОД «История возникновения часов» в подготовительной группе Программные задачи. Образовательные: Познакомить детей с циферблатом часов.
Презентация в старшей группе по теме «История возникновения колоколов. Колокол-символ нашей Родины» Цель: познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси, как традиционной народной культуры. Задачи: приобщить детей к культурным.
Занятие в подготовительной группе «История часов» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОвАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЗВЁЗДОЧКА» ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ИСТОРИЯ.
Рассказываем детям о времени и часах увлекательно: 5 рассказов и сказка
Время нельзя увидеть или пощупать. Но можно следить за ним с помощью часов. История часов для детей становится интересна в возрасте 6-9 лет. Серия рассказов и сказок поможет понять тему наиболее полно. В них есть ответы на вопросы, как появились часы, какие они бывают, как устроены, почему в минуте 60 секунд и многие другие.
Рассказы о часах и времени для детей
Каждый взрослый понимает, что такое время. Но как рассказать о нем детям понятно и просто?
Зачем людям знать о времени?
В древние времена людям приходилось каждый день бороться за жизнь. Будет ли у них еда, зависело от того, насколько успешно пройдет охота, вырастет ли что-то в земле. Охота и посадка семян наугад часто оставляли их с пустыми руками и желудками. То урожай погибнет в земле, то птицы улетят из лесу….
Тогда люди стали замечать сезонные изменения в природе. Например, что некоторые птицы улетают в теплые страны, зайцы меняют шубку, медведи укладываются в берлогу, волки сбиваются стаями. Деревья то зеленели, то желтели и сбрасывали листву. Шли дожди, потом лежали снега…
Опыт накапливался, и люди научились все делать согласно природе. Они знали, как выбрать время для охоты. Например, охотники не ходили в лес, когда у зверей появлялись детеныши, и они становились особенно опасны. Семечки сажали в землю, когда только-только сойдут снега, чтобы урожай к зиме успел вырасти.
Чем точнее люди определяли время, тем успешнее была их жизнь.
Поначалу они научились считать года – по летам. Так они знали свой возраст, могли записывать события предыдущих лет и многое другое. Благодаря восходу и заходу солнца они определяли дни. Измерять сутками стали намного позже. Дни и ночи считались отдельно. В летописях писали: «Прошло 2 дня и 2 ночи».
Для счета дней ставили зарубки или завязывали узелки. Так выяснили, сколько длится год, какие в нем сезоны и месяцы, как они сменяют друг друга. Люди завязывали узелки подобно тому, как мы отрываем листки календаря.
В году 365 дней. Это время обращения земного шара вокруг Солнца.
Как и почему появились первые часы?
История возникновения часов началась примерно тогда, когда люди заметили, что день сменяет ночь, а ночь сменяет день. И так по кругу. А происходит это потому, что солнце никогда не стоит на месте. Оно беспрерывно катится по небосклону. Утром огненный шар появляется из-за края земли. В полдень над самой головой оказывается, а к концу дня за противоположный край уходит. Люди день-деньской на него поглядывали и говорили: «Вот восход. Вот полдень. Вот закат». И жили себе по этим небесным часам, пока не захотели узнавать время точнее.
Не зная времени, сложно договариваться о встрече друг с другом. Счет времени помогает планировать свою работу и отдых.
Наши предки смастерили что-то похожее на солнечные часы. Вместо циферблата расчертили площадку под открытым небом. Поставили по центру колонну. И двигалась тень от нее подобно настоящей стрелке. Ходит солнышко по небу, а тень беззвучно скользит по земле, отмеряя время. Уловив связь между длиной и положением тени от предметов и положением солнца на небе, люди сделали самый первый вертикальный прибор. На фото самые древние сохранившиеся солнечные часы. Они относятся примерно к 1500 г. до н. э. Найдены в Древнем Египте.
Как час состоял из пяти часцев, или Почему в сутках 24 часа, а в минуте 60 секунд?
Слово «час» в русском языке существовало испокон веков. Вот только значило оно вовсе не 24 часа в сутках. «Тотчас» или «в одночасье» говорили, когда нужно было сделать что-то немедленно. Были распространены выражения: «неровен час», «в добрый час». Но «час» означал миг или мгновение, а не точную единицу времени.
Вообще, делить сутки на 24 части научились еще Древнем Египте. Вот только части эти были разными по длине. Сутки делились на час утренних сумерек, 10 часов светлых, час вечерних сумерек и 12 часов темных.
Египетские солнечные часы гномон
На Руси существовало свое деление суток. Трудовой день был долгий, трудились с самой зари. Отсюда и вели счет. Получалось 17 часов в сутках. Иначе говоря, русские считали длину светового дня. Час делили на мелкие часы – часцы. В одном часе было 5 часцов, а каждый часец делился на 5 малых (вторых) часцов.
Современное деление часа и суток были позаимствованы у великих древних цивилизаций Египта и Междуречья.
Египтяне мерели все не десятками, а 12. День они делили на 12 часов, и ночь на 12 часов. Получалось 24 часа в сутки. Вавилоняне были еще более искусными математиками. Их счет основывался не на 12, а уже на 60.
Ученые античности воспользовались числом 60 и создали систему географических координат. Круг поделили на 360 градусов (6 по 60). Каждый градус – на 60 первых мелких частей, а те в свою очередь, на 60 вторых мелких частей. На латинском они звучали как partes minutae primae и partes minutae secundae.
Минуты и секунды были позаимствованы из географии и геометрии. Земля делает оборот вокруг оси за 24 часа – 360 градусов.
Часы – они такие разные!
Следом за солнечными, человек придумал водяные часы. В древности они представляли собой сосуд с метками, соответствующим отрезкам времени. Из сосуда медленно вытекала вода. По оставшемуся количеству воды предки определяли, «сколько воды утекло». То есть, сколько времени прошло.
Водяные часы в древности
Когда было освоено искусство выдувания стекла, появились часы песочные. Работали они по тому же принципу, что и водяные. Только наполнены были песком. Они были гораздо удобнее. Ведь солнце иногда пряталось за тучами, а вода испарялась. Небольшие сосуды было удобно брать в морские путешествия, использовать дома.
Песочные часы
К слову, не только приборы могут отмерять время, но и растения, животные. Некоторые цветы открываются точно на рассвете, вечером, когда начинает смеркаться, в яркий полдень или вообще ночью. Известные часы-будильник – деревенский петух. Как покажется свет солнышка за краем земли, птица будит своим криком всю округу: «Ку-ка-ре-ку! Вставайте! Новый день пришел!».
С развитием цивилизации появились первые механические часы. Поначалу них не было циферблата. Они отмеряли время громким «бом», и висели на башнях средневековых городов. Сегодня самый старый сохранившийся механизм, сделанный в 1386 году, находится в Англии в Солсбери. Чуть позже были созданы маленькие механические часики с пружиной – карманные. Они были настоящим чудом для той эпохи.
Первые механические часы
Придумывая все новые и новые приборы, люди хотели добиться точности измерения времени. Важно было сделать такой прибор, который бы работал независимо от погоды, жары, холода, тряски при движении и других «помех».
В 17 веке Христианом Гюйгенсом были придуманы маятниковые часы. Они были очень точными на суше, но плохо работали в море.
Старинные часы с маятником
Для того чтобы прибор не воспринимал колебания, стали использовать кристалл кварца. Так появились кварцевые часы. Сначала это был прибор размером с целую комнату. Никто и подумать не мог, что в 1980 году кварцевые часики будут носить на руке все от мала до велика. Спустя годы они стали самыми доступными и популярными.
Первые кварцевые часы
За последние 200 лет человеком было придумано много разных приборов, измеряющих время: электронные, астрономические, атомные часы. Они невероятно сложные, но зато очень точные.
Эталон времени
Без точного времени человеку не обойтись, особенно в современном мире. Поезда, двигающиеся даже с небольшой ошибкой, могут столкнуться. Высокая точность времени нужна для слаженной работы многих людей, механизмов, компьютеров. Например, чтобы соединить компьютеры в сети, нужна точность в 10^−17 секунды. На такое способны только атомные часы. За одну секунду атом совершает 9 миллиардов 192 миллиона 631 тысячу 770 колебаний. Это эталон времени.
Лаборатория электроники
В России самое точное время определяют во Всероссийском научно-исследовательском институте физико-технических и радиотехнических измерений. Атомные часы занимают два этажа здания. Здесь нельзя шуметь. Сотрудники постоянно поддерживают одинаковую температуру и давление. Бесперебойно работает электричество. Несколько раз в неделю российский эталон сверяют с эталонами Германии, Японии, Франции. А люди уже по ним выставляют время на своих наручных часиках и мобильных телефонах.
Всесоюзный научно-исследовательский институт (ВНИИ)
Сказка про Часы на письменном столе
Сказка поможет понять детям, зачем нужно следить за временем и какую роль часы играют в жизни школьника.
«На обычном письменном столе обычного Мальчика стояли Электронные Часы. Они едва виднелись из-за горы тетрадок, разных ручек, карандашей, линеек. Часы стояли во всех смыслах этого слова. Печально выглядывало темное гладкое окошко. А ведь когда-то на нем светились ярко-зеленые цифры. Но они погасли, когда маленькое сердечко остановилось. Батарейка перестала работать.
С того самого дня поселился на письменном столе Беспорядок. Ведь никто не знал, сколько времени. Малыши-карандаши стали опаздывать в Пенал, который был для них транспортом в школу. Некоторые малыши и вовсе оставались дома. Ручки не знали, когда им нужно писать примеры. Оттого Тетрадки были все измазаны красными чернилами учительницы.
Настольная лампа стала выключаться раньше чем обычно. От этого на столе часто случались аварии. Степенная Линейка однажды в темноте задела бумажный Клей. На Письменном столе образовалось белое липкое болото, в котором утонул бедняжка Ластик. Все жители стола ругались на Часы:
— Как им не стыдно! — возмущался Фломастер.— Неужели не видят, как все мы тут мучаемся.
Тетрадки грустно вздыхали:
— Мы так на них надеялись. Теперь приходится каждый день краснеть, оттого что, Ручки вовремя не делают свою работу.
Часики лишь беспомощно молчали, обрастая толстым слоем пыли. А Беспорядок захватывал все новые и новые территории. Но все плохое когда-нибудь заканчивается. В один прекрасный день Часам подарили только что-распечатанную, сверкающую батарейку. Новое сердечко вставили на место старого. Часы радостно замигали своими зелеными глазами.
— Ура! Да здравствует время!
Канцелярская семья очень радовалась. На столе все зашевелись, и начали находить свои места. Они едва успели, когда в комнату вошел Мальчик. Его очень удивил Порядок, который появился на столе после того, как он поменял батарейку в часах. Он посмотрел на циферблат, который показывал 21:00 – время сна. Мальчик сладко потянулся и лег в свою кроватку, чтобы утром не проспать в школу».
Рассказы детям о времени поможет понять значимость часов в жизни. Для понимания времени по стрелкам нужно больше. Ребенок должен знать, где право и лево, уметь считать до 60, знать устройство часов. Приобретению навыка способствует режим дня, игры. Например «переведи стрелки на…», «сколько времени нужно маме, чтобы нарезать хлеб». Изучение времени поможет детям стать более организованными и успешными в своей деятельности.