Как появилась наука тгп марченко

История возникновения и развития науки теории государства и права.

Как появилась наука тгп марченко. Смотреть фото Как появилась наука тгп марченко. Смотреть картинку Как появилась наука тгп марченко. Картинка про Как появилась наука тгп марченко. Фото Как появилась наука тгп марченко Как появилась наука тгп марченко. Смотреть фото Как появилась наука тгп марченко. Смотреть картинку Как появилась наука тгп марченко. Картинка про Как появилась наука тгп марченко. Фото Как появилась наука тгп марченко Как появилась наука тгп марченко. Смотреть фото Как появилась наука тгп марченко. Смотреть картинку Как появилась наука тгп марченко. Картинка про Как появилась наука тгп марченко. Фото Как появилась наука тгп марченко Как появилась наука тгп марченко. Смотреть фото Как появилась наука тгп марченко. Смотреть картинку Как появилась наука тгп марченко. Картинка про Как появилась наука тгп марченко. Фото Как появилась наука тгп марченко

Как появилась наука тгп марченко. Смотреть фото Как появилась наука тгп марченко. Смотреть картинку Как появилась наука тгп марченко. Картинка про Как появилась наука тгп марченко. Фото Как появилась наука тгп марченко

Как появилась наука тгп марченко. Смотреть фото Как появилась наука тгп марченко. Смотреть картинку Как появилась наука тгп марченко. Картинка про Как появилась наука тгп марченко. Фото Как появилась наука тгп марченко

Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону.

В системе философских знаний со временем обосабливается философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества.

Шершеневич: «Философы не желают сходить с неба на землю, а юристы не хотят поднять своих глаз от земли повыше».

ТГП прошла сложный, многоэтапный путь развития.

1. Исходные положения появились уже в древних культурах
(Индия, Китай, Греция, Рим).

Важнейший вклад в развитие теоретических исследования внесли Платон (работа “Государство”, ”Законы”), Аристотель (“Политика”), Цицерон (“О государстве”). Значительные результаты по выявлению тонкостей юр. отношений были достигнуты в Риме, наиболее общее выражение они получили в Кодексе Юстиниана. В этом отношение древнеримское право является величайшим образцом юр. культуры. Именно в тот период возникло профессиональное юр. образование, появились первые в истории человечества учебники по правоведению (институции). Среди них отличились Институции Гая, которыерые потом были положены в основу Институций Юстиниана и получили силу закона.

2. Следующий этап в становлении и развитии ТГП
относится к Средним векам.

Правовые исследования и преподавание были обусловлены как конкретно-исторической действительностью каждого государства, так и мировыми цивилизационными процессами на Востоке и Западе. Одним из крупных явлений той эпохи на Востоке стало Мусульманское право, возникшее на основе ислама и способствовавшее распространению и превращению его в одну из мировых религий. В Европе шло переосмысление римского права, формирование канонического и “общего права”. Например Представители французской школы гуманистов пытались изучать римское право в системном виде, сравнивая его положения с постулатами обычного и церковного права. В средневековой Руси размышления о государстве, законе носили патриархально- религиозный характер, подтверждение тому есть у Иллариона в “Слове о Законе и благодати”, а также в Повести временных лет и др. источниках.

3. Период перехода от Средневековья к Новому времени,
Эпоха Возрождения

Характеризуется революционным переворотом в умах людей, экономических, политических и юридических отношениях. Появляются уникальные труды – “Государь” Маккиавели, “Политический трактат” Спинозы, “Два трактата о правлении” Локка и др.

Они отражали сложность и противоречивость того времени. Несмотря на разные научные школы, диапазон подходов (от утопического до рационалистского, от теологического до антирелигиозного, сугубо светского) их объединяло одно – стремление усовершенствовать управление государством, полнее использовать потенциал закона, выявить соотношение политики и права.

Новое время (17-19в.)

Теоретические исследования о государстве и праве приобретают системный, постоянный характер. Именно в это время самой жизненной практикой, великими философами и просветителями были выработаны и получили закрепление в Декларациях и Конституциях принципиальные положения о демократии, о разделении властей, республике как о форме гос-ва, естественном праве, неотъемлемых правах человека.

В 19 веке в правоведении в кач-ве самостоятельной дисциплины стала выделяться обобщающая юр. Наука – теория права. Ее появление связывается и изданием книги Остина “Чтения по юриспруденции” (1832 г.). В это же время издаются и обобщающие работы по государствоведению. В России также появляются различные труды, например “Общая теория права” Шершеневича, “Энциклопедия права” Трубецкова.

В современную эпоху

Обобщающие дисциплины по Г и П нередко связываются с отдельными философскими и иными научными течениями методологического характера (марксизм, нормативизм, религиозные концепции и др.) ТГП в настоящее время – обширная область человеческих знаний, выраженная в большом кол-ве книг и статей.

Источник

newinspire

История и предпосылки возникновения теории государства и права

Ключевые слова: история, предпосылки, возникновения, теории, государства, права

В России данная наука стала преподаваться в Московском университете в XVIII в. Современное наименование она получила в конце XIX в. как результат осмысления учеными неразрывности государства и права. Среди дореволюционных представителей русской юридической науки, занимавшихся теорией государства и права, можно выделить С.А. Муромцева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, Г.Ф. Шершеневича, Д.И. Каченовского, Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского, Е.Н. Трубецкого, Л.И. Петражицкого, А.Н. Хвостова, И.В. Гессена, П.А. Сорокина и многих других.

Необходимость теоретического осмысления таких феноменов политической жизни, как государство и право, возникла издавна. Замена первобытных общественных образований политически организованной властью потребовала введения правовой регламентации социальных отношений, а также управленческих функций власти. Уяснение значения права как инструмента воздействия на общественные отношения и особенностей функционирования государства становится основной темой всего последующего развития политико-правовой мысли.

Позднее эстафета построения правовых концепций «лучшей» организации политической жизни перешла к средневековому бюргерству, идеологам буржуазии периода ранних антифеодальных революций и к последующим проводникам идей, направленных против авторитаризма и тоталитаризма. Их учения о праве и политической организации власти составляют историю теоретико-философской науки права (ее студенты юридических факультетов изучают в курсе истории правовых и политических учений), которая в свою очередь является частью юриспруденции вообще и источником знаний общетеоретической науки права в частности.

Дело обучения юристов-управленцев не особенно продвинулось вперед и после Петра. При Екатерине II отмечалось, что «коллегии-юнкеры» не получали необходимых знаний по «пристойным им наукам» и Сенатская школа была закрыта. Позднее, при Павле I, институт юнкерства был возрожден при всех коллегиях, кроме военных. Правоведение или юриспруденция были главными из изучаемых в них предметов.

С началом изучения специальных наук на юридическом факультете на первых порах в Московском, затем и в других университетах правовая теория не была ни самостоятельной, ни единой отраслью знания. В университетах изучение теории права и государства как отдельной дисциплины не предполагалось. Отдельные общетеоретические проблемы права изучались в курсе «нравственных наук» вместе с логикой, психологией, политической экономией.

Известную сложность в становлении общетеоретической правовой науки в российских университетах составляло то, что для профессорской работы в университетах не было достаточно подготовленных кадров ученых-правоведов. Первые русские профессора, читающие курсы российского законодательства, были в большинстве своем из практических работников, а общетеоретические знания, преподаваемые иностранными профессорами, воспринимались не более как «отвлеченные формулы», «теоретические утонченности правоведов Запада».

Западная правовая мысль того времени основывалась более всего на принципах естественного права, а естественно-правовая доктрина с культивируемой ею идеей разума в силу значительной абстрактности не могла служить должной опорой для формирования общей правовой теории в России, фундаментом теоретической юриспруденции из-за практической направленности отечественного правоведения, специфических особенностей российской общественной практики.

Вообще, в российском правоведении идея связанности национального права универсальным естественным правом, господствовавшая в университетах западных государств и проводимая иностранными профессорами, не нашла достаточной поддержки, и в российских университетах укрепились позиции исторической школы права. Поэтому предпочтение в преподавании было отдано не естественному праву, как на Западе, а законоведению. И это понятно. Российская действительность диктовала свои условия: в первую очередь требовались подготовленные кадры для государственной работы. Препятствием для развития общей теории правоведения была и неупорядоченность российского законодательства.

Потребность в выделении общетеоретической юридической науки в качестве самостоятельной учебной дисциплины и отрасли правоведения возникла на определенном этапе социального и исторического развития, когда накопленный за столетия разнообразный правовой материал потребовал осмысления, когда в социальной психологии идеи права начали приобретать мировоззренческий смысл.

Начало XIX в. ознаменовано проведением крупных государственных реформ, преобразованием центральных органов управления, либерализацией политического режима в целом. В первые десятилетия XIX в. законодательное творчество как одна из государственных функций по значимости постепенно выдвигается на одно из первых мест. Государственные преобразования в царствование Александра I особенно выявили потребность в качественном изменении подготовки юристов. Осуществление законодательства стало деятельностью, требующей от ее исполнителей не только совокупности определенных знаний, но и достаточного уровня специальной теоретической подготовки. На качество знаний по праву экзаменовались чиновники по спец. Указу 1809 г.

Введение общей теоретической правовой подготовки, перенесение обучения юристов на глубокую теоретическую основу стало столь же необходимым, как и практическое изучение законодательства. Юридическая подготовка и получение соответствующего образования, хотя и были необходимы в первую очередь для чиновничества, требовали как освоения навыков юридической работы, так и теоретико-исторического познания политико-правового опыта.

Источник

Теория государства и права: история и предпосылки возникновения и развития

Развитие теории государства и права как науки

Древние мыслители пытались познать окружающий мир благодаря единой общей науке – философии. Если сравнивать ее с такими науками как логика, этика, математика, медицина, физика, станет сразу понятно, что философия занималась исследованием проблем государственной и правовой жизни социума согласно присущему ей мироощущению. Правовая государственность рассматривалась, как наиболее справедливый механизм социума и первоначально сформировалась у древних греков в форме мысленного образа реального полиса, представленного объединением людей, которые должны были подчиняться единственному и справедливому закону.

Например, у древнегреческого мыслителя Демокрита (ок. 460—360 до н.э.) возникла мысль о том, что качество государственного управления прямо влияет на благополучие граждан государства, что благопристойность призывает послушания закона, власти и интеллектуального превосходства.

Проходят года, и система философских знаний выделяет философию права как обособленную науку. Предмет ее – изучение государственно-правовой стороны жизни социума. Философия права представляет собой методологическую базу юриспруденции.

Общую философию сравнивают с философией права как часть и целое. Так как философия права входит в состав философии, у нее нет отличий от целого ни в функциях, ни в методах. В сравнении с другими юридическими науками философия права находит решение тех же общенаучных проблем, что и философия в отношении всех областей человеческого знания. Большинство ученых и практиков сходятся во мнении, что общетеоретическая задача философии права содержится в изучении глобальных государственно-правовых категорий, которые являются основой юридических наук. Помимо этого, основная и высшая научная категория юриспруденции – это право.

Право – это явление социальной либо государственной жизни общества.

Именно по этой причине научную трактовку права возможно раскрыть только на фоне государства, предполагающего понятие о социуме.

У немецкого философа Г. В. Ф. Гегеля (1770—1831) не возникало сомнений не только в том, что философия права — это наука, но и в том, что наука о праве — это философия. Антагонистичным было мнение русского юриста Н. М. Коркунова (1853—1904). Он не признавал сверхъюридическую правовую научность, но все-таки считал, что имеет место быть применение словосочетания «философия права», чтобы обозначить те высшие уровни теории права, на которых глобальные обобщения еще сохраняют осознанную связь с правовым материалом. Толкование философии права как методологии и гносеологии юриспруденции также довольно-таки популярно.

Вторая половина XIX в. отметила тенденцию акцентирования внимания под названием «философия права» на многообразные фрагменты философских взглядов и подходов, по различным мотивам импортируемых, а затем «легализуемых» в правоведении.

К примеру, утверждение немецкого юриста Густава Гуго (1764—1844) отражало мысль о том, что не наука о праве есть часть философии, а философия права — часть юридических теорий.

В России в 1970-1980-е года правоведы приобретают особо яркое философско-правовое самосознание: они были солидарны лишь с той философией права, которая «вырастает на фундаменте всего юридического знания».

Виды философии права

Согласно современной отечественной трактовке философии права выделяются два ее вида: юридический и интегративный. Первый вид предлагает разнообразные версии философии как юриспруденции и игнорирует тот факт, что сформированные на юридической территории философские мысли либо «мумифицируются», либо сами модифицируются в юриспруденцию, либо переделывают ее в философию, либо синтезируются в особый тип знания. Можно с уверенностью утверждать, что наиболее вероятной является интегративная двухуровневая модель, которую предложили в своих работах С. С. Алексеев и В. С. Нерсесянцев. Первый уровень представляет философию права как исконно философскую дисциплину, которая рассматривает право под углом зрения универсальной философской системы или историко-философских разработок. На втором уровне философия права рассматривается как интегрированная философско-правовая область знаний, «когда правовой материал научно прорабатывается, основываясь при этом на определенную сумму философских идей».

Таким образом, философия права — это специальная область, имеющая два направления движения к пункту конкретности истины о праве:

Ранее российские ученые интерпретировали философию права как конституцию правопознания.

«Философия права – это интегрирование объединения всех принципов познания, которые были выработаны ею, общей философией и комплексом юридических наук».

Последнее время отечественная литература отражает перенос акцента с логики познания права на познание логики самого права. Философия права охарактеризована как наука о праве в гуманном обществе. Некоторые ученые считают, что она может трактовать право, его смысл и предназначение с точки зрения мировоззрения и ценностей. Помимо этого, происходит возвращение к классическому положению, в соответствии с которым «цель разума — истина, и философия права пытается найти истину о праве».

Таким образом, становится понятным современное понимание объекта философско-правовых изысканий.

Второй уровень трактует его как «действительность в тех пределах, в которых бытует право», а первый уровень поднимает нас еще на одну ступень — до того предела реальности, где существование права может стать понятным и обоснованным. В этот момент право возникает как укорененный в системе взаимоотношений «мир — человек» целый юридический универсум — широкое и сложное образование, которое содержит в себе всевозможные формы собственно права, правосознания, правовые идеалы, правоотношения и среду их функционирования, различные механизмы мотивации и регулирования деятельности. В самом юридическом универсуме содержится и то, что правом как таковым не является, но без чего его быть не может, — ценностная форма социального существования, определенные сущностные характеристики человека, «виртуальное право» (инфраправо, или так называемые непосредственные социальные притязания) и, скорее всего, многое другое, что еще ожидает открытий и осмыслений.

Гегелевская философия права и государства — это философское учение об объективном духе, т.е. о сфере внешней объективизации свободы в виде форм права и государства.

Право, по Гегелю – это есть наличное бытие свободной воли. Диалектика такой воли сходится с философским конструированием системы права как права царства реализованной воли. Гегелевская философия права использует данное понятие в следующих основных значениях:

Философ убежден, что государство – «есть действительность нравственной идеи — нравственный дух как явная, самой себе ясная субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает». Государство – это разумное в себе и для себя.

Поэтому идеи Гегеля о государстве являются правовой действительностью, в иерархии которой государство, выступая наиболее конкретным правом, является правовым.

Существуют и другие воззрения согласно данной теме.

Например, немецкий философ Эммануил Канта (1724—1804) утверждает, что всякая личность имеет совершенное достоинство, абсолютную ценность; личность не является орудием исполнения каких-либо планов, даже если они благородные. Человек — субъект морального сознания, в корне отличный от окружающей природы, его поведение должно быть основано на веления нравственного закона. «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства», — рекомендовал философ.

То есть, делай так, чтобы относиться к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого как к цели — и никогда только как к средству.

По мнению Канта, право – это единство условий, которые ограничивают произвол одного по отношению к другим, используя при этом объективный общий закон свободы. То есть определение наталкивает на мысль о том, что право обязано выполнять регулирование внешней формы поведенческих действий людей, которые, в свою очередь, выражаются вовне человеческих поступков. Если рассматривать само отношение к государству, то мудрец пытался установить связь между необходимостью государства — объединения большого количества людей, над которыми главенствуют правовые законы, — только лишь с категориями, совершенно относящимся к рассудочному, умопостигаемому миру. Благо государство по Канту – это состояние предельной согласованности конституции с принципами права.

Интерпретация философии права

Согласно российской юридической мысли, философия права вырабатывает общее мировоззрение, основываясь при этом на выводы отдельных наук. Однако, не смотря на то, что произошло современное развитие человеческого знания, философия не может подвергнуть исследованию закономерности всякой особой науки, в том числе бесчисленных юридических дисциплин, которыми охвачены почти все человеческое общежитие в его государственно-правовой сфере.

По этой причине функции философии права опираются на теорию права, внимание которой сконцентрировано на изучении важнейших всеобщих закономерностей предоставленной сферы социальной жизни.

Не секрет, что прогресс и совершенствование человека не стоит на месте. Общее оздоровление реальной социальной жизни поднимает актуальность изучения проблемы взаимной связи и взаимного обеспечения философии и наук, которые ставят перед собой задачи исследовать определенные стороны окружающего мира. Философия как «наука наук» — в суждениях Аристотеля, Канта, Гегеля — может являться такой, лишь имея под собой основу интеграции всех нынешних знаний о природе, человеке, мышлении, обществе. Обобщение некоторых научных знаний, в особенности науки о государстве и нраве является базой для выявления закономерностей мироздания. Она придает ему юридическую значимость. Как философия, так и любая другая наука обладает специализацией.

Специализация — это сравнительное обособление знаний установленной части дисциплины, которая располагает самостоятельной жизнью.

Не смотря на это, если отсутствуют системные связи с мировоззренческой основой, не может быть ни философа, ни другого специалиста в сфере человеческой деятельности.

Научный и практический смысл юриспруденции опирается на философские знания. Однако может ли философия права включить в себя весь спектр юридических знаний, всерьез проводить практическое исследование главных закономерностей государства и права, вырабатывать методологию неисчислимых отраслевых аспектов государственно-правовой науки? Современные условия дают такую возможность ли при наличии основы тесного научного сотрудничества с общей теорией права. Социальная жизнь нуждается в углублении, интегрировании, развитии, конкретизации философских основ общей теории государства и права. Пренебрегать теорией государства и права как общетеоретической наукой невозможно хотя бы из практических взглядов. Наряду с этим нынешняя российская философия права не имеет последовательности и противоречива, содержит в себе расходящиеся мнения почти по всем вопросам, охватывая предмет и природу данной дисциплины.

Таким образом, дисциплина «Философия права» во-первых, подробно изучает основные философские правовые учения великих мыслителей от Античности до сегодняшнего времени, и, во-вторых, анализирует основания юриспруденции как самостоятельной науки, её смысл, значение и центральные принципы.

Благодаря этому, данный курс занимает важное место в учебном процессе. Ведь являясь дополнением таких дисциплин как «Всеобщая история государства и права», «История политических и правовых учений», «История государства», «История права в России», «Римское право», «Теории государства», он позволяет выработать единое представление о теоретической юриспруденции и развить у студентов осмысленную гражданскую позицию.

Источник

§ 1.1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки

§ 1.1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки

Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков (VI-V вв. до н.э.) в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону[1]. Демокрит считал, что благополучие граждан государства зависит от качества государственного управления, и утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству. Тяжело быть под властью человека более низкого.

В системе философских знаний со временем обосабливается философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества.

На этот счет существует несколько различающихся позиций, выделенных учеными.

Например, польский ученый Е.Врублевский считает, что философия права это: применение философии к праву, или часть философии; анализ философских проблем права, куда входят онтология, эпистемология, аксиология, логика, феноменология права и методология его изучения; более общая, чем теория права, наука, которая исследует сущность права[3].

Видный представитель современной юридической мысли К.Бринкман считает философию права наукой о ценностях и антиценностях, «философией правовых ценностей и антиценностей». «Право» и «несправедливость» находятся у него на том же категориально-понятийном уровне, как и «полезное» и «бесполезное», «достойное» и «недостойное», «правильное» и «неправильное» и др.[4]

М. Ф. Голдинг к предмету философии права относит природу права, проявляющуюся, прежде всего, во взаимоотношении права и морали, цель права, сущность ответственности, а также критерии справедливости при разрешении юридических споров[7]. Интересно, что цель права связывается им с пределами правового регулирования в обществе. Обращает внимание тот факт, что в данном случае полностью отсутствует гносеологическая проблематика в предмете философии права.

В этой связи более последователен В. Кубеш, который к философскоправовой проблематике относит фундаментальные знания о правовой реальности и о месте права в обществе, определение условий значимости этих знаний для отдельных юридических дисциплин и обобщение результатов исследований отдельных юридических дисциплин, в результате чего формируется научное правовое мировоззрение[8]. Задачами философии права, по его мнению, являются: исследование сущности права; способов его познания; анализ идеи права, его смысла и цели; обоснование логики в сфере права и логической структуры основных правовых понятий; дифференциации юридических наук; формулирование правового мировоззрения[9]. Вместе с тем формулирование обще юридических понятий относится, по его мнению, именно к философии права, а не юридической догматике, которая лишь систематизирует и интерпретирует правовой материал, применяя нормативные и телеологические методы[10].

Обратимся к работам отечественных авторов, посвященным данной проблематике.

По мнению Д.А.Керимова, философия права выступает теорией познания правовых явлений и в качестве гносеологии входит в теорию права[12]. Соглашаясь с тем, что философия права входит составной частью в теорию права, нельзя не отметить, что связывать предмет философии права исключительно с гносеологической функцией означает непозволительную ограниченность его трактовки.

Несколько иначе подходит к выяснению предмета философии права В.С.Нерсесянц. По его мнению, философия права является междисциплинарной наукой, объединяющей начала юридической науки и философии[13], выполняющей «ряд существенных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксиологического характера»[14]. В качестве главной проблемы философии права B.C. Нерсесянц считает вопрос о том, что такое право, и рассматривает его преимущественно с точки зрения различения и соотношения права и закона[15]. Как видим, здесь проблематика философии права охватывает гораздо более широкий круг вопросов по сравнению с позицией Д.А.Керимова. Такая позиция представляется вполне приемлемой. Однако вызывает возражение, во-первых, отнесение философии права (и философии) в разряд науки, во-вторых, жесткое различение проблематики философии права с точки зрения собственно философии и юриспруденции, и, в-третьих, акцент и в онтологии, и гносеологии, и аксиологии права на разграничение права и закона[16].

Более последовательной представляется позиция В.М.Сырых и его утверждение о том, что связь теории права и философии не зависит от содержания философии[19]. Философия, выполняя мировоззренческие, теоретические, методологические и гносеологические функции, выступает тем самым основанием теории права. Философия исследует всеобщие законы развития природы, общества, мышления и является необходимым основанием теории права, так как любое конкретное явление характеризуется определенной совокупностью всеобщих черт, признаков. Для их выявления и применяются философские диалектико-материалистические категории[20].

Еще одно интересное суждение по данному вопросу вычказывает С.Г. Чукин. По его мнению, философия права представляет собой философский дискурс права и является главным средством легитимации права[21]. Философия права, на взгляд, выполняет методологическую функцию (в рамках методологического дискурса) и функцию легитимации права с точки зрения внешних принципов (в рамках дискурса обоснования права, проводимого с позиций предельных оснований)[22], и включает в себя онтологию, эпистемологию и методологию права. Познавательный же дискурс, и это представляется не до конца последовательным, отнесен к ведению юридической науки[23].

Как видно, в зарубежной и отечественной литературе нет единства мнений по поводу предмета философии права, определение которого равнозначно определению проблематики (т.е. роли, назначения) философии права, от которой, в свою очередь зависит ее дисциплинарный статус (составная ли это часть философии, самостоятельная научная дисциплина или часть теории права). Для того чтобы аргументировать какую либо точку зрения по данному вопросу, необходимо, как представляется, выяснить вопрос о соотношении философии и науки, так как очевидно, что взаимодействие философии права и юридической науки не может ничем принципиально отличаться от соотношения философии и науки как таковых.

Необходимо отметить, что при любом подходе к описанию и объяснению научного знания оно неизбежно опирается на некоторое предпосылочное, априорное знание. Примерами такого предпосылочного знания могут являться хорошо описанные в литературе теория парадигм Т.Куна, научноисследовательских программ И. Лакатоса, неявного знания М. Полани, традиции Л.Лаудана, тематических структур Дж.Холтона, концептуальных установок Я.Хинтикки[24].

Представляется, что следует отталкиваться от идей, выдвинутых В.С. Степиным относительно понятия, структуры и функций философских оснований. Они, с его точки зрения, включают в себя нормы и идеалы исследования, научную картину мира и философские идеи и принципы, с помощью которых и эксплицируются нормы и идеалы исследования[25]. Тем самым основания науки выполняют эвристическую и адаптационную функции: детерминируют научный поиск, адаптируя социокультурные факторы до (вне-) научного порядка к данной отрасли научного знания[26].

Социология как самостоятельная наука сложилась в XIX веке. Основателями социологии являются французский ученый О. Конт (1798-1857) и английский исследователь Г. Спенсер (1820-1903).

Г. Спенсер обратил внимание на противоречивый, и редко понятный характер развития общества, в том числе и в правовой области. В этой связи он подчеркнул следующее: нередко увеличению избирательных прав в обществе сопутствует то, что чиновничество ограничивает в разных формах деятельность граждан[32].

Под влиянием взглядов О. Конта[33] и Г. Спенсера развивалась буржуазная социология.

Наиболее влиятельная современная социологическая концепция права базируется на теории социальных систем Н.Лумана. Он обосновывает существование социологии права как самостоятельной научной дисциплины, поскольку ее утверждение в таком качестве все еще встречает сопротивление. В социологической литературе до сих пор не прослеживается связь права как предмета научного исследования «с развитием новой социологической теории».

Причину этого Н.Луман видит в том, что для социолога правовая наука с ее специфическим понятийным аппаратом невероятно сложна; проникновение в правовую материю «без обременительного специального изучения» невозможно. Никто из социологов, например, не знает, что такое действие закона в пространстве, негаторный иск, обеспечение обязательств и т.д. По существу, социологией права могут плодотворно заниматься по совместительству лишь юристы.

И все-таки, подчеркивает Н.Луман, социология права должна существовать и развиваться как самостоятельная научная дисциплина. При этом он ссылается на достижения таких специальных отраслей, как социология семьи, социология организации, политическая социология, социология науки и др.[35]

Значительны заслуги в развитии современной западной социологии права Э.Дюркгейма (1858-1917), основателя французского направления в социологии. В историю социологии права он вошел, во-первых, концепцией объяснения социального «социальным» (ценности и идеи воплощаются в общественные нормы и становятся рычагами регуляции поведения индивида), во-вторых, идеей так называемой «аномии» (отсутствие нормы, отсутствие права), обозначающей состояние ценностно-нормативного вакуума и кризисных периодов развития общества. Согласно его взглядам, предметом социологии права выступает изучение права в его общественном контексте, связи между правом и моралью, а также феномен аномии как причины социальной патологии и часто преступности[37].

Определенный вклад в становление социологии как самостоятельной науки внесли и российские обществоведы[40].

Авторитетными отечественными учёными, рассматривающие правовые вопросы с социологической точки зрения, были правоведы Л.С. Явич и А.А. Пионтковский.

Например, А.А. Пионтковский, ещё в 1956 году, прямо указывал на то, что социологический подход при изучении права должен привести к установлению объективной истины. Он писал: «При изучении действующего законодательства, в целях его правильного применения на практике, основным методологическим вопросом является проблема взаимоотношения права как специфической формы регулирования общественных отношений с её социально-экономическим содержанием»[41]. Говоря о задачах теории государства и права, А.А.Пионтковский подчеркнул, что теоретические абстракции имеют смысл лишь в том случае, когда они не только связаны с действительностью, но и черпаются из неё: «Для того чтобы основные общие понятия в юридической науке были действительно подлинно научными абстракциями, необходимо чтобы они выражали классовую, общественную суть соответствующих правовых явлений»[42].

Как видно из вышесказанного, за целый век существования такого направления как социология, было накоплено много эмпирического материала, но из-за определённой политической ситуации у нас в стране и на Западе («холодная война») эти материалы не получали объективной оценки[44]. Поэтому формирования социологии права, как направления в науке, пришлось на начало 50-х годов XX века, а окончательно сформировалось в конце 80-х годов XX века.

Таким образом, категория «социология права» в качестве самостоятельного научного направления была введена в научный оборот в 1962 г. на V Международном социологическом конгрессе. На нем была создана специальная группа, объединяющая социологов и юристов, которые предложили конгрессу обсудить проблему «содержание и метод социологии права». По итогам дискуссии был сформулирован вывод. Его содержания сводились к тому, что современный интеллектуальный фактор человеческой цивилизации, само развитие социологической теории, а также методология общественных наук определили потребность институализации социологии права как науки.

Энциклопедия права. На ранней стадии развития европейской юридической науки энциклопедия права являлась формой сведения в единую систему всей суммы юридических знаний[47]. В XIX веке она стала наименоваться вводной юридической дисциплиной теоретического плана.

У некоторых авторов энциклопедия права по существу совпадала с общей теорией права[48], чаще она включала в себя и изложение основных институтов и понятий важнейших отраслей права (в этом варианте именовалась также «Введение в науку права»[49]).

По мнению большинства авторов, энциклопедия права представляла собой не самостоятельную науку с собственными предметом и методом, а учебную дисциплину[50], которая в 20-30-е годы XX века прекратила свое существование.

Энциклопедические взгляды на государство и право в XIX веке складывались под влиянием философских воззрений немецких философов как Ф.Шеллинга[51], И.Г. Фихте, Г. Гегеля и российского юриста-правоведа Ф.Г. Баузе.

Первым печатным курсом энциклопедии является сочинение русского юриста П.И. Дегая «Пособия и правила изучения российских законов, или Материалы к энциклопедии, методологии и истории российского права» (1831)[52], в котором изложены общие воззрения автора на задачи правоведения.

Сочинение Н.Ф. Рождественского: «Энциклопедия законоведения» (Санкт- Петербург, 1863) носит исключительно догматический характер, состоит из философского введения, в духе учения И.Г.Фихте[53], и из обозрения содержания отдельных юридических наук.

Ряд блестящих страниц по общим вопросам права содержится во введении к лекциям по гражданскому праву Н.Л. Дювернуа (Санкт-Петербург, 1889)[54] являющегося противником иеринговской теории права[55]. Таким же противником иеринговских воззрений выступил С.В. Пахман в речи «О современном движении в науке права» (Санкт-Петербург, 1882), на которую С.А.Муромцев ответил этюдом: «Что такое догма права?». Полемика эта обратила на себя внимание и за границей.

«Энциклопедия права» П.Л. Карасевича (1872) дает почти одно только введение. В «Очерках энциклопедии права» П. Деларова (1878) право рассматривается как один из элементов общественной жизни, наряду и в связи с ними. Статья профессора Н.А. Зверева «Энциклопедия права в ряду юридических наук» («Юридический вестник». 1880. № 1), в противоположность господствующему среди русских юристов мнению, проводит взгляд о необходимости сохранить различие между философией и энциклопедией права.

Учитывая множество философских воззрений в тот период, создание цельной науки, которая бы охватывала всю совокупность юридических знаний, оказалось невозможным.

В последующем русская юридическая мысль пришла к однозначному выводу, что энциклопедия права как наука методологически несостоятельна, поскольку у нее нет ни собственного предмета, ни метода исследования, т.е. того, что присуще любой науке.

Конечно, энциклопедия права не может быть признана наукой в современном понимании. Однако энциклопедические словари и другие издания, содержащие краткое изложение юридических понятий, дающие современную информацию о действующем законодательстве весьма полезны и необходимы для всех граждан, интересующимися проблемами права. Общие первичные знания о государстве и праве нужны и будущим юристам.

В настоящее время энциклопедия права трансформировалась в учебную дисциплину под названием «Введение в юридическую специальность»[56], которая изучается во многих юридических учебных заведениях страны.

Если говорить о советском периоде, то следует обратить внимание, что все учебники того времени носили одно название: «Теория государства и права», в которых, исходя из марксистской концепции государства и права, изучались все государственные и правовые институты и понятия этой науки.

Государство и право трактуются ныне как важнейшие элементы цивилизации, как ценности, благодаря которым становятся возможными прогрессивное развитие общества и создание нового мирового порядка на основе общепризнанных принципов и норм.

Изучение теории государства и права на базе данного учебника направлено на усвоение комплекса общетеоретических знаний о государственно-правовых явлениях; получение представлений об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права; определение значения общетеоретических знаний для последующей практической деятельности; развитие и закрепление нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, чувства законности и справедливости; постижение основных принципов права, умения правильно толковать и применять его.

Читайте также

Вопрос 243. Право на обращение в арбитражный суд, его субъекты и формы осуществления. Предпосылки возникновения права на обращение в суд и условия его реализации, последствия их отсутствия (несоблюдения).

Вопрос 243. Право на обращение в арбитражный суд, его субъекты и формы осуществления. Предпосылки возникновения права на обращение в суд и условия его реализации, последствия их отсутствия (несоблюдения). Право на обращение в арбитражный суд вытекает из общего

Глава 2. Предпосылки (причины) возникновения и содержание несовершенства права в России

Глава 2. Предпосылки (причины) возникновения и содержание несовершенства права в России В научной и художественной литературе описывается формирование права в России на основе норм повседневного поведения проживавших славян на территории Древней Руси,

Глава 1. Развитие теории государства и права как науки

Глава 1. Развитие теории государства и права как науки Постепенное развитие человеческого общества, усложнение его устройства, а также отношений, а также непрекращающиеся попытки осмыслить роль государства и права в жизни человека привели к появлению обособленного

Глава 2. Предмет науки теории государства и права

Глава 2. Предмет науки теории государства и права Объект научного изучения отличается от предмета науки. Один и тот же объект может изучаться разными науками, причем каждая наука изучает данный объект с позиций своего особого предмета и метода. В общем виде можно сказать,

§ 2.1. Особенности предмета науки теории государства и права

Глава 3. Метод науки теории государства и права

§ 3.2. Методология теории государства и права

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

§ 2.1. Теории происхождения государства и права

§ 2.1. Теории происхождения государства и права Вопрос о происхождении государства и права свидетельствует о том, что в мировой и отечественной науке нет единообразного представления о происхождении государства и права. Мыслители различных времен и народов по- разному

§ 11.1. Предпосылки возникновения Советского государства

§ 11.1. Предпосылки возникновения Советского государства Образование Советского государства имело как объективные, так и субъективные предпосылки.К объективным относится общественно-политическая ситуация, сложившаяся в России к 1917 году и обусловленная трагическими

Исторические предпосылки возникновения административного права

Исторические предпосылки возникновения административного права 1. Развитие философских воззрений о роли и месте государства и государственного управления в общественной жизни; увеличение в ней роли государства.2. Употребление в конституциях ведущих стран мира

§ 4. Основные теории возникновения права

§ 4. Основные теории возникновения права Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности,

1.4 Структура теории государства и права

1.4 Структура теории государства и права Изучаемый в юридических вузах курс теории государства и права дает соответствующий фундамент правовых знаний, который позволяет овладеть специальными отраслевыми дисциплинами, выработать у студентов, а в дальнейшем и у лиц,

1.5 Методология теории государства и права

1.5 Методология теории государства и права Особенности теории государства и права как науки определяются не только предметом, но и методом. Следовательно, свой предмет теория государства и права изучает при помощи определенных методов, которые сформировались в ходе

4. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА, ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ

4. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА, ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ Термин «международное частное право» появился в 1834 г. и стал широко применяться с того времени, когда член Верховного суда США Д. Стори употребил его в своем труде «Комментарии к

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *