Как поступить в магистратуру за рубежом
Специфика обучения и перспективы магистратуры за границей
Главная / Статьи о магистратуре / Специфика обучения и перспективы магистратуры за границей
В пословице говорится: нет пророка в своем отечестве. Так и многие россияне считают, что все заграничное лучше: и одежда, и продукты питания, и обучение. Однако сегодня такое мнение можно назвать пережитком прошлого, когда высшее образование отставало от современных технологий и стандартов.
Времена изменились, и теперь в лучших вузах России преподаются современные дисциплины талантливыми бизнес-практиками. Ярким примером является ИБДА РАНХиГС. Здесь можно получить высшее образование и обучаться в магистратуре, получить престижный диплом MBA, EMBA или DBA. Однако рассмотрим специфику обучения по магистерской программе за границей и его перспективы.
Специфика обучения
Стать студентом магистратуры престижного вуза за границей не просто. Для этого абитуриент должен:
Стоит отметить, что в зарубежных вузах основной упор делается на самообучении студентов. Преподаватели уверены, что их главная цель – направить студента на исследование изучаемого вопроса. Потому основной упор делается не на лекции, а на семинары и групповые занятия.
Перспективы обучения за границей
После получения диплома магистра за границей многое в жизни может измениться. Документ подтверждает квалификацию и дает право работать по специальности в любой стране мира. Это важно для тех, кто решил трудиться в зарубежных компаниях или остаться жить за границей. Однако, приехав в Россию, выпускник зарубежной магистратуры столкнется с тем, что полученные знания далеки от российской реальности. В некоторых случаях придется подтверждать иностранный диплом. Но он может стать плюсом при устройстве в одну из международных компаний. В них ценят зарубежное образование и прекрасное владение иностранным языком.
Прежде чем рассматривать варианты обучения в зарубежной магистратуре, стоит познакомиться с магистерскими программами ИБДА РАНХиГС. Получение образования здесь имеет много преимуществ по программам, методикам преподавания, престижности диплома и возможностям карьерного роста.
Инструкция: Как поступить в магистратуру
Магистратура — это завершающая ступень высшего образования. Магистерские программы готовят молодых специалистов к научно-исследовательской и педагогической деятельности, дают фундаментальное образование в конкретной области. Магистратура рассчитана на абитуриентов с базовым высшим образованием (бакалавров и специалистов). В рамках программ ведется глубокая проработка выбранной темы, специализации. Большинство студентов магистратуры продолжает заниматься по направлению, выбранному ранее, хотя в рамках магистерской программы возможна и смена специальности.
Магистратура дает преимущества самым разным категориям слушателей. С одной стороны, здесь готовят специалистов, планирующих в дальнейшем заниматься научной деятельностью или преподаванием. С другой стороны, диплом магистра значительно облегчает поступление в аспирантуру и сокращает срок обучения в ней. Вместе с тем, практики получают в магистратуре углубленную специализацию и фундаментальные знания в выбранной области. Подавляющее большинство программ рассчитано на 2-2,5 года. Студенты очной формы учатся 2 года, студенты очно-заочной и заочной формы — 2-2,5 года.
Всего российские вузы предлагают абитуриентам магистратуры более 100 направлений обучения. Получить степень магистра можно по тем же направлениям, что и степень бакалавра — экономическим, техническим, гуманитарным, юридическим, психолого-педагогическим, творческим. Для медицинских специальностей магистратура не предусмотрена, так как обучение врачей проходит по программам специалитета.
Поскольку магистратура изначально предполагает более узкий профиль, чем бакалавриат, прием здесь проводится не на расширенные направления (экономика, программирование, менеджмент), а на специализированные программы обучения в рамках этих направлений. Среди абсолютных лидеров по количеству магистерских программ можно назвать НИУ ВШЭ (более 100 программ), МГУ им. Ломоносова (более 80 программ), РУДН (60 программ), РАНХиГС при Президенте РФ (59 программ), МГТУ им. Баумана (50 программ).
Абитуриенты при выборе учебного заведения должны руководствоваться тем правилом, что любое направление лучше изучать в профильном вузе, поскольку именно там можно найти лучшие программы и получить специализацию в конкретной области. Так, например, в Финансовом университете, который предлагает семь магистерских программ по экономике, можно изучать бухгалтерский учет и аудит, анализ рисков, ценные бумаги и финансовый инжиниринг. МГИМО специализируется на международных программах в области юриспруденции, в том числе по международному частному, международному финансовому, международному экономическому праву, а также праву Европейского Союза.
На различных факультетах Московского государственного психолого-педагогического университета представлены все возможные психологические специализации: от психологии развития до консультативной, социальной, клинической и экстремальной психологии. Учиться программированию можно в магистратуре ведущих технических вузов — МГТУ им. Баумана, МИРЭА, МАИ, МИФИ, МЭИ. По наиболее популярному направлению «Менеджмент» вузы предлагают абитуриентам десятки программ обучения. Например, в РАНХиГС набор в этом году проводится на 34 магистерские программы по менеджменту, в МГУ — на 10 программ, в НИУ ВШЭ — на 15, среди которых «Логистика», «Маркетинг», «Бренд-менеджмент», «Управление человеческими ресурсами».
Для зачисления в магистратуру необходим диплом о высшем образовании, подтверждающий квалификацию бакалавра или специалиста. При этом поступить в магистратуру могут как недавние выпускники вузов, так и абитуриенты, которые получили первый диплом уже давно. «Свежие» выпускники чаще всего продолжают обучение по своему направлению, их цель — получить образование более высокого уровня по имеющейся специальности, расширить свои компетенции, получить узкую востребованную специализацию. Абитуриенты магистратуры «с улицы», которые получили диплом о высшем образовании несколько лет назад, нередко хотят освоить новую специальность. Чаще всего они поступают на программы в области экономики, бухгалтерского учета, договорного права, менеджмента, информационных технологий, психологии. Связано это с тем, что знания из этих областей обычно требуются уже практикующим специалистам.
Главное отличие магистратуры от бакалавриата и специалитета — высокая степень самостоятельности студентов: больший объем информации предлагается для внеклассного изучения. Обучение максимально ориентировано на практику. Семинары, мастер-классы, промежуточные тестовые работы строятся на реальном опыте как преподавателей (многие из которых — практикующие специалисты), так и самих студентов. Будущих магистров все время подталкивают к применению теоретических знаний на практике и ко внедрению собственного опыта в учебные проекты. Результат такой политики — отсутствие дистанции между теорией и реальностью. На выходе предусмотрены выпускные экзамены по специальности и защита научной работы. Это серьезный труд, над которым студенты работают практически с первого дня обучения.
Да, можно. Государственные вузы предлагают абитуриентам магистратуры бесплатные места. Среди московских вузов по количеству бюджетных мест лидируют МГУ им. Ломоносова, НИУ ВШЭ и Московский педагогический государственный университет. Эти университеты ежегодно принимают на 1 курс магистратуры более двух тысяч абитуриентов. Также достаточно много бесплатных мест (около тысячи) открыто в технических университетах — МЭИ, МИРЭА, МАИ, МГТУ им. Баумана.
Направление | Где больше всего бюджетных мест |
---|---|
Экономика | Финансовый университет при Правительстве РФ (245); Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (210); МГУ им. М.В. Ломоносова. Экономический факультет (105) |
Юриспруденция | Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (353); МГУ им. М.В. Ломоносова. Юридический факультет (251); Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (248) |
Реклама и связи с общественностью | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (30); Московский политехнический университет (18); Российский государственный гуманитарный университет (15); |
Информатика и вычислительная техника | Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (207); Московский государственный технологический университет «Станкин» (145); Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) (145) |
Менеджмент | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (260); Финансовый университет при Правительстве РФ (116); Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (105) |
Для того чтобы поступить в магистратуру, придется сдать вступительные экзамены, вне зависимости от программы, формы обучения и отделения (бюджетное или платное). Наиболее серьезные испытания ожидают абитуриентов ведущих государственных вузов. Так, например, на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ сдают письменный экзамен по прикладной математике и информатике, а на программе «Мировая экономика» экономического факультета МГУ — экзамены по мировой экономике и иностранному языку. Чтобы стать студентом программы «Бизнес-информатика» в НИУ ВШЭ, необходимо сдать теоретические основы информационных технологий и квалификационный экзамен по английскому языку (тестирование и аудирование). Поступающие в негосударственные вузы (например, Российский новый университет, Московский финансово-юридический университет) сдают междисциплинарный экзамен по профилю подготовки. Во всех ведущих вузах работают подготовительные курсы, где абитуриенты магистратуры могут ознакомиться с требованиями приемной комиссии и расширить свои знания по профильным дисциплинам.
В магистратуре можно учиться по очной, очно-заочной, заочной и дистанционной форме обучения. Стоит отметить, что учебные заведения идут навстречу студентам, многие из которых работают, так что в большинстве случаев занятия даже на очном отделении проходят в вечернее время. Очно-заочная форма предусматривает обучение по вечерам в будни или в выходные дни, а студенты заочной и дистанционной форм должны появляться в вузе только во время сессии.
Кроме того, получить диплом магистра заочно, не отрываясь от основной деятельности, вполне реально даже бесплатно. Бюджетные места открыты в Финансовом университете, Российском государственном гуманитарном университете, Московском педагогическом государственном университете, МГЮА им. Кутафина, технических университетах. Конечно, заочное отделение в магистратуре есть далеко не во всех вузах. Например, такая форма обучения не практикуется в НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО. В основном учиться заочно и бесплатно можно по финансово-экономическим, социальным, педагогическим и юридическим специальностям, а также по некоторым технологическим направлениям в технических вузах.
Магистратура — это второй, завершающий этап высшего образования, рассчитанный на абитуриентов с базовым дипломом бакалавра или специалиста, которые хотят получить углубленную специализацию. Второе высшее образование не является более высокой образовательной ступенью по отношению к первому — оно дает не повышение квалификации, а новую специальность. Получить второе высшее образование можно только платно, тогда как в магистратуре предусмотрены бюджетные места.
Стоимость обучения напрямую зависит от престижа учебного заведения и, соответственно, статуса диплома. На некоторых факультетах НИУ ВШЭ она достигает 460 тыс. рублей в год, в МГУ — 465 тыс. рублей, в МГИМО — 516 тыс. рублей, в Финансовом университете — 450 тыс. рублей. Несколько дешевле стоит обучение в магистратуре технических вузов. В МГТУ им. Баумана можно учиться за 235 тыс. рублей в год, в МГТУ «Станкин», МАДИ и Московском Политехе — за 220 тыс. рублей в год.
Самые недорогие программы на очном отделении можно найти в коммерческих вузах. Так, например, ведущие негосударственные вузы — МНЭПУ, Российский новый университет — предлагают получить диплом магистра за 100-160 тыс. рублей в год. Гораздо дешевле учиться на заочном отделении. Средняя стоимость обучения по заочной форме в московских вузах — 70-100 тыс. рублей в год.
Информацию о всех магистерских программах, включая название специальностей, условия приема, стоимость и продолжительность обучения вы найдете в каталоге учебных заведений «Учёбы.ру».
Обучение за рубежом: как поступить в престижный университет
Об эксперте
Катя Завьялова — эксперт в области международного образования и карьеры. Выпускница и стипендиат экономического университета Bocconi и Копенгагенской бизнес-школы, автор проекта Art of Career. Проект помогает студентам и молодым специалистам достичь карьерных амбиций с помощью профессионалов, которые уже прошли аналогичный путь.
Что дает обучение за рубежом
Последние десять лет все больше студентов из России и СНГ разрушают миф о том, что обучение за границей — только для детей из богатых семей или гениев. По данным ЮНЕСКО, количество российских студентов в зарубежных вузах выросло более, чем в два раза (около 60 тыс. человек) с 2000 года. Тренд продолжает набирать обороты, и на это есть пять причин.
1. Новые рынки труда
Выпускник зарубежного вуза как минимум получает доступ к рынку труда страны, в которой он получил образование, как максимум — возможность устроиться на работу в любой точке мира. Например, выпускников Гарвардского и Оксфордского университетов рады видеть работодатели по всему миру.
Во время учебы студент может выучить локальный язык, понять культурный код, войти в местное сообщество и найти первую работу. Многие страны продлевают студенческую визу после окончания университета на год, чтобы выпускник успел найти стажировку или устроиться в компанию.
2. Обучение, заточенное на практику
Университеты и бизнес-школы обычно работают с широкой сетью коммерческих компаний и некоммерческих организаций. Сотрудники таких компаний часто участвуют в учебном процессе, а топ-менеджеры и собственники — преподают. Студенты учатся у практиков, поэтому получают максимально актуальные знания.
Например, в Bocconi University предмет «Продуктовые инновации» преподавали совместно с компанией Vodafone. В течение семестра мы проходили полный цикл создания мобильного приложения, а в конце курса презентовали наработки менеджменту компании. Лучшая команда получила финансирование на запуск минимальной рабочей версии своего приложения (MVP).
В компаниях-партнерах можно пройти стажировку во время учебы или после ее окончания, а рекрутинг студентов начинается уже в университете.
3. Редкие программы и специальности
В российских университетах до сих пор нет или не хватает программ по специфическим бизнес-специальностям, устойчивому развитию и альтернативной энергетике, гейм-дизайну и мультимедиа, искусственному интеллекту.
4. Международная сеть профессиональных контактов
Это не только одногруппники из разных стран, но и преподаватели, администрация школы, карьерный центр, корпоративные партнеры. Если студент проактивно строит и поддерживает свою сеть контактов, она даст огромные перспективы в будущем, как для академической и корпоративной карьеры, так и для старта собственного проекта.
5. Опыт жизни в другой стране с людьми из разных культур
Один из критериев рейтинга вузов и программ — разнообразие студентов в классе по образованию, профессиональному опыту, национальной принадлежности и другим признакам. Разносторонний класс на программе дает более полный опыт каждому студенту. Именно на зарубежных программах студенты регулярно работают в команде с людьми разных национальностей и культур, развивая навык работы в мультикультурной среде — один из главных навыков современного управленца.
Чем выше процент иностранных студентов, тем выше программа стоит в рейтинге. Примеры рейтингов: Financial Times для вузов и программ по бизнесу и финансам, рейтинги QS Top Universities и Times Higher Education для других специальностей.
Выбор образовательного учреждения за границей
Перед тем, как выбирать вуз и программу, поставьте четкие цели своего образования. Например, профессиональная эмиграция или получение уникальной специальности. Опираясь на цели, выбирайте программу. Учитывайте престиж университета, сложность поступления, стоимость обучения и субъективные факторы.
Престиж университета и программы, перспективы
На какие вопросы ответить:
Сложность поступления
На какие вопросы ответить:
Стоимость обучения за границей и доступность финансирования
На какие вопросы ответить:
Субъективные факторы
На какие вопросы ответить:
Как найти финансирование
Абитуриенты часто теряются в требованиях и бюрократических аспектах финансирования учебы. Из-за этого сильно переживают и откладывают обучение за границей до лучших времен. Но существует масса способов получить доступное зарубежное образование. Вот несколько вариантов:
Как поступить в зарубежный университет
Начать подготовку к поступлению следует за 1,5—2 года до начала обучения, в зависимости от уровня владения иностранным языком и готовности сдавать международные экзамены. При этом документы нужно будет подать заранее — за 6—12 месяцев. Вот примерный план подготовки.
1. Подобрать университеты и образовательные программы, опираясь на свои интересы и цели. Проверьте известные мировые рейтинги: QS Top Universities, Financial Times — для бизнес-школ, ARWU, Times Higher Education. Выберите 4—5 вузов и программ, чтобы увеличить шансы на поступление.
2. Изучить требования университетов. Если вы поступаете на магистерские программы, подготовьте подходящий пакет документов:
3. Подать заявки в университеты. Обычно документы заканчивают принимать за 6—9 месяцев до начала учебы.
4. Проверить ответы вузов. Определитесь с программой, получите студенческую визу и отправляйтесь получать зарубежное образование.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
В чем нужно разобраться, чтобы получить полную стипендию для учебы за рубежом
Типы грантов, поиск подходящих программ, стратегии подачи заявки и проверка пакета документов
В 2016 году я получила стипендию на обучение в зарубежной магистратуре, а потом выиграла еще несколько грантов
В итоге я стала помогать друзьям заполнять заявки на программы обмена и конференции. Постепенно помощь с поступлением и стипендиями стала одним из направлений моей работы.
Первое образование я получила в Казанском федеральном университете, где училась на юриста. После бакалавриата решила податься на стипендию High Potential Scholarship на обучение в магистратуре по правам человека в Маастрихтском университете, в Нидерландах. Не особенно верила в успех, но эксперимент оказался удачным. В тот же год дошла до полуфинала стипендии Chevening, выиграла стипендию Erasmus+ для учебы по обмену в Лейпциге и несколько грантов для участия в конференциях в Швейцарии и Великобритании. В 2017 году я начала учиться в Голландии.
По возвращении в Россию спустя четыре года я защитила кандидатскую диссертацию в КФУ на основе наработанных опыта и знаний. После этого год жила в Швеции, а сейчас снова вернулась в Нидерланды и живу в Амстердаме, где работаю над проектами в области образования и прав человека.
По моим наблюдениям, большинство студентов не верят, что смогут поучиться за границей. Но мой опыт и опыт моих друзей доказывает: поступление в престижный вуз со стипендией возможно, даже если в резюме только университетские конференции и отличные оценки. Кроме того, если разбить большой и сложный процесс на маленькие шаги, подача заявления станет чуть менее пугающей, ведь с планом действий легче понять, что делать.
За годы работы я выделила несколько основных вещей, в которых надо разобраться, чтобы выбрать — и, может быть, выиграть — подходящий грант. В статье сосредоточусь на магистратуре: у меня в этом больше опыта.
Курс о больших делах
Какими бывают стипендии и как это влияет на отбор кандидатов
Решение о присуждении стипендии принимают после изучения заявки и сопроводительных документов. Редко могут позвать на собеседование, где представители стипендиальной программы спрашивают о мотивации, планах, иногда задают вопросы по специальности.
Чтобы увеличить свои шансы при отборе, надо понять, на какие критерии опирается стипендия, и подобрать грант, который ориентирован на человека, похожего на заявителя.
Например, многие программы Erasmus Mundus — они включают в себя одноименную полную стипендию — требуют от кандидата знания двух или даже трех иностранных языков, ведь программа обучения проходит в разных странах. Следовательно, если вы подаете заявку, имея в своем арсенале лишь русский и английский, будьте готовы к отказу.
И теперь проходит аспирантуру в Италии по программе Chemical Sciences and Technologies в Университете Кальяри
Для понимания критериев лучше всего разобраться в типах стипендий. Можно выделить три основных.
Merit-based — стипендия, основанная на достижениях: академических, профессиональных, на личностных качествах, например умении заводить и поддерживать связи и вести за собой людей.
К примеру, такие стипендии, как Chevening и Swedish Institute Scholarships for Global Professionals, ищут кандидатов с большим опытом работы и лидерскими качествами. Поэтому, если вы только выпустились из вуза и еще не набрались профессионального опыта, подаваться на эти программы может быть еще рано.
То же самое относится и к стипендиям, которые требуют значительных академических достижений и высоких оценок в дипломе. Таких стипендий много в Европе: High Potential Scholarship Маастрихтского университета в Нидерландах, Hill Foundation Scholarship Оксфордского университета в Великобритании или DAAD в Германии.
Erasmus Mundus часто отбирает кандидатов с большим международным опытом, будь то учеба, стажировка, волонтерский проект или участие в конференциях.
Для подачи на merit-based-стипендии обычно необходимы документы с подтверждением достижений:
На такие стипендии лучше подаваться тем, у кого есть достижения в области учебы, работы, волонтерства или доказанные лидерские качества. Нужные достижения зависят от запроса стипендии.
Need-based — стипендия, основанная на финансовой нужде. Стипендии, призванные поддержать талантливых студентов, которые не могут позволить себе учебу самостоятельно.
Основанием для присуждения таких стипендий служит финансовое положение студента и его семьи. Для решения о присуждении обычно составляется список нуждающихся, отсортированный по финансовому положению. Примером служит Diritto allo Studio (DSU) в Италии. Размер стипендии будет отличаться в зависимости от того, в какую категорию вы попали.
К сожалению, такие стипендии довольно редкие и зачастую встречаются только в Италии. Стипендии DSU могут немного различаться в зависимости от региона, где студент будет проходить обучение. Примеры стипендий DSU: EDISU Piemonte, Lazio Disco и Veneto.
Для подачи понадобятся финансовые документы: выписка из реестра недвижимости, справки из налоговой, с места работы, банковские выписки. Полные списки требований опубликованы на сайтах программ. О том, как их читать, я напишу ниже.
На need-based-стипендии лучше подаваться, если вы не уверены в своих силах для merit-based-стипендий или хотите иметь запасной вариант, если не получите стипендию мечты.
Merit and need-based — стипендия, основанная на финансовой нужде и достижениях. Она учитывает не только финансовое положение студентов, но и их достижения.
Такие стипендии могут как покрывать расходы частично — например, в виде оплаты обучения, скидок или фиксированной суммы, — так и полностью компенсировать стоимость обучения и проживания. Пример такой стипендии — ISU Bocconi Scholarship. Похожий вид финансовой помощи можно найти на программах бакалавриата в США, где сначала оценивают студентов на основе достижений, а затем изучают финансовое положение их родителей, чтобы определить размер помощи.
Следовательно, для подачи понадобятся и финансовые документы, и достижения для merit-based-стипендий: высокий средний балл, хорошие рекомендации, стажировки, волонтерство и награды. Подаваться на такие стипендии лучше тем, у кого есть достижения из указанных выше областей, но при этом не очень высокий доход.
При выборе следует здраво оценить свои достижения и задать себе несколько вопросов, которые помогут определить, на какой тип стипендий лучше обратить внимание. В чем заключаются мои самые сильные качества? В какой сфере у меня больше всего конкретных достижений: в академической, профессиональной или, может быть, волонтерской? Как я могу приумножить достижения? Изменить оценки в дипломе невозможно, но можно пройти еще одну стажировку, поучаствовать в волонтерском проекте или придумать собственную лидерскую инициативу. Понимание критериев поможет уменьшить количество отказов.
Как искать стипендии и почему стоит уделить внимание не только самым популярным
По моим наблюдениям, большинство студентов из года в год подают бумаги на одни и те же стипендии: Chevening, Fulbright, SISGP (в прошлом — VISBY), Eiffel Scholarship, Erasmus Mundus, DAAD. Это престижные стипендии, которые покрывают все расходы, но многие пытаются получить их лишь потому, что информацию легко найти в интернете.
Минус такого подхода в том, что, если вы соберетесь подавать туда документы, остальные студенты сделают то же самое. Конкуренция возрастает, и, следовательно, конкурс на место повышается.
Например, в 2020 году Шведский институт опубликовал статистику: 168 человек подали заявку и только 12 получили стипендию. Конкурс — 14 человек на место. Если взять Chevening, то лишь 2—3% подающих заявки получают стипендию, что служит «знаком потенциала и престижа».
Но кроме указанных стипендий существует множество других, менее известных. Чтобы их найти, нужно потратить больше времени и сил. Расхожее заблуждение, что самый энергозатратный процесс в поступлении — написание мотивационного письма. Подбор менее известных стипендий — процесс такой же затратный, на него может уйти и месяц, и три. Но чем усерднее участник подойдет к поиску программ, тем больше шансов, что он найдет стипендию, которая ему подойдет и про которую не будут знать все поступающие. Вот несколько примеров:
В большинстве случаев такие стипендии могут также покрывать все или большинство расходов, а статус стипендиата может прекрасно смотреться в резюме в качестве достижения.
Мой вывод не значит, что не нужно подавать заявки на престижные стипендии. Важно проверить, насколько студент соответствует критериям отбора, и запастись парой запасных вариантов.
Стипендии можно искать несколькими способами: по странам, университетам или агрегаторам.
По странам. Проверьте, есть ли у страны, где хочется учиться, сайт StudyIn. Эти сайты созданы государством, там представлена полная информация о системе образования, программах, стипендиях, визах для иностранных студентов. Такие сайты есть у многих стран:
Ищите вкладку Scholarship или Finance Your Studies. Там указана общая информация о том, какие стипендии представлены в университетах, иногда есть примеры и ссылки на конкретные стипендии, как на нидерландском сайте.
По университетам. Для начала можно составить список университетов, которые вам нравятся: на основе мировых рейтингов, отзывов, местонахождения или других критериев. Затем проверить, предлагают ли эти университеты учебные программы, которые вас интересуют, и открыть вкладку Scholarships. Там и будут перечислены стипендии, которые есть в выбранном университете.
По агрегаторам. Агрегаторы собирают информацию из разных источников, но она бывает устаревшей, лучше перепроверить самостоятельно. Несколько агрегаторов, которые нравятся мне:
Еще информацию о стипендиях публикуют в телеграм-каналах и инстаграм-аккаунтах:
Как разобраться на сайте стипендии и какую информацию там можно получить
Страницы стипендий зачастую устроены довольно запутанно, и нужно запастись временем и силами, чтобы изучить все ресурсы вдоль и поперек. Но это того стоит: обычно на сайте есть вся информация, которую люди ищут на сторонних ресурсах.
Для меня примером запутанного сайта служит сайт стипендии SISGP. В нем много разделов и страниц, где по крупице описывается идеальный кандидат. В одном разделе написано, что необходимо охватить темы Устойчивого развития ООН, в другом — про социальную устойчивость, в третьем — про лидерство, в четвертом — про четкую идею того, как программа обучения в Швеции принесет пользу родной стране потенциального стипендиата. Чтобы составить хорошую заявку и успешно написать мотивационное письмо, важно попытаться охватить все пункты и раскрыть свою кандидатуру в рамках требований.
Нет специальных тактик, на что обращать внимание и как найти нужную информацию. Важно просто внимательно изучить весь сайт и все вкладки, включая описание стипендии, критерии отбора, требования, список документов, портрет идеального кандидата, интервью с выпускниками. В каждом разделе есть информация, которая может пригодиться для выводов.
Еще обращайте внимание на ключевые слова и выражения, которые повторяются несколько раз для описания кандидатов. Стипендия Chevening много раз упоминает слова leader, leadership, change. Анализ, возможно, поможет понять, какого человека ищет Chevening, и представить себя в таком свете в мотивационном письме.
Где искать дополнительную информацию и советы
После того как вы подробно изучили сайт программы, проанализировали требования, критерии отборов и документы, можно поискать стипендиатов или выпускников тех программ и стипендий, куда вы мечтаете поступить. Они могут рассказать о своем опыте, ответить на ваши вопросы о заявке, если вы чего-то не поняли. Кроме того, изучение их резюме или профилей в социальных сетях, особенно профессиональных вроде «Линкедина», могут помочь сравнить их с вашими собственными. Расскажу, как найти стипендиатов.
Подкасты про образование за границей. Появляются классные проекты, которые берут интервью у стипендиатов. В описании выпусков обычно есть их контакты — инстаграм или телеграм. Вот мои любимые:
«Линкедин» и «Фейсбук». В социальных сетях вы можете поискать по ключевым словам: часто стипендиаты указывают информацию в описании профиля. Еще многие стипендиаты состоят в тематических группах, которые тоже можно найти, введя ключевые слова в поиске соцсети, обычно это название стипендии.
Тематические телеграм-каналы. Новый тренд — вступать в тематические группы, где ребята поступают вместе. В них могут состоять и стипендиаты, также можно попросить их контакты у участников.
Как сделать заявку логичной и последовательной
Любая заявка — это история кандидата, рассказанная приемной комиссии. Чем эта история последовательнее и яснее, тем лучше. Ведь у приемной комиссии будет меньше вопросов и соискателю, и к его заявке, а следовательно, больше понимания, кто он и чего хочет от жизни.
Распространенная ошибка — несоответствие планов тем проблемам, которые студент выделяет в своей отрасли. В основе успешной заявки обычно лежит четкая проблема, которая тормозит отрасль. Проблема может быть крупной и глобальной, а может быть небольшой, местной — здесь нет предпочтительного варианта.
Скажем, соискателя волнует несовременный подход к образованию в его стране, но, описывая свои планы, он указывает, что планирует пойти в аспирантуру, а потом преподавать в университете. Но проблема устаревшего подхода к образованию обычно не решается на уровне преподавателя в университете — это более комплексная и масштабная задача, которую нужно вынести на уровень администрации университета, а то и на общегосударственный уровень. Даже если один конкретный преподаватель будет использовать инновационные методы преподавания, это не решит указанную проблему, потому что соискатель все равно будет ограничен программами и методиками факультета и университета. Более «правильный» план для достижения этой цели — работа в менеджменте или министерстве образования.
Это не единственный пример того, как личная история может быть непоследовательной. Желательно также указать причину обучения по программе, что становится особенно актуально, если кандидат меняет специальность — даже слегка. Если он учился по программе лингвистики и работал переводчиком, но собирается поступать на программу по психологии, важно объяснить, что послужило причиной или триггером смены сферы деятельности.
Если вы чувствуете, что вам нужно полностью «поменять» личность, чтобы поступить на определенную программу или получить стипендию, возможно, стоит подобрать другую специальность или более близкий по духу грант.
Баланс между хвастовством и скромностью
К сожалению, многие считают так: чтобы поступить, нужно представить себя кем-то другим, придумать что-то необычное или сказать то, чего от тебя ожидают, — но это совершенно не так. Любая мотивация, любой проект, любые карьерные планы — часть вашего собственного пути: не стоит притворяться тем, кем вы не являетесь. Часто приемная комиссия хочет увидеть живых и настоящих кандидатов с неудачами и страстями в профессиональной жизни, а не идеальных людей.
Если вы участвовали в организации конференции на 1000 человек, не пишите, что организовали всю конференцию самостоятельно, укажите, за какие процессы отвечали. Можно написать так: planned and organized coffee-breaks at the international conference for 1000+ persons.
На что обратить внимание при проверке пакета документов
Документы — самый важный аспект всей заявки. Не стоит недооценивать процесс подготовки документов, но и не стоит сильно его пугаться. Документы рассматривают несколько человек, и важно то, как убедительно соискатель составил свою заявку и насколько четко документы помогают раскрыть его личность. Вот основные документы, которые требуются практически везде:
Заявка. Зачастую заявка — документ, куда кандидат вносит общие данные о себе: личные сведения, информацию об образовании, о том, в какие университеты хочет поступить. Заявка обычно не требует креативности, только внимательности при вводе данных.
Образовательные документы. Для подачи документов на зарубежные магистерские программы в 95% случаев не нужен диплом, можно подать заявку, еще будучи студентом выпускных курсов. Диплом можно будет дослать позже, летом, это не повлияет на результаты поступления или стипендии. Ребята, у которых еще нет диплома на момент подачи заявки, предоставляют выписку из зачетной книжки, где также представлен список предметов, оценки, часы или кредиты — зачетные единицы.
Когда дело касается образовательных документов, встает вопрос их заверения. Существует несколько видов заверения копий и оригиналов документов:
Будьте внимательны, читайте требования к заверению документов: в Германии не всегда принимается университетское заверение, а в Хельсинкском университете не всегда подойдет нотариальное.
Университетское заверение. Университет имеет право заверять копии документов, которые выдает сам или к которым имеет отношение, например справки, поэтому часто университет сам может заверить копии диплома. Обычно это делается быстро и легко: нужно подойти в отдел для работы со студентами или в деканат, где на копиях диплома ставится печать «Копия верна» и подпись человека, который заверяет документ.
Плюс метода в том, что это бесплатно и быстро. Минус — не все зарубежные университеты принимают университетское заверение, предпочитая нотариальное.
Нотариальное заверение. Нотариус удостоверяет, что представленная копия верна и соответствует оригиналу диплома или аттестата. Чтобы заверить диплом или аттестат, вам нужно прийти к любому нотариусу с оригиналами и копиями документов. Нотариус сшивает документы и ставит печать и подпись, подтверждая, что копия соответствует оригиналу.
Плюсом такого заверения служит то, что его принимает большинство университетов и стипендиальных фондов. Минус в том, что заверение может быть недешевым — около 5000 Р за комплект документов.
Апостиль. Это международная стандартизированная форма заполнения сведений о законности документа для предъявления на территории стран, признающих такую форму легализации.
Апостиль редко требуется для подачи заявок. Есть страны вроде Италии и Австрии, которые могут требовать предоставление апостилированных документов для регистрации в университете, то есть когда соискатель уже принял предложение университета и точно решил, что будет учиться там.
Кроме самих документов, нужно направить и переводы бумаг. Вид перевода зависит от требований программы и стипендии. Перевод бывает:
Мотивационное письмо. При написании советую обратить внимание на прошлый опыт и задать себе несколько вопросов. Я предлагаю ребятам представить такую ситуацию, чтобы показать свою кандидатуру в самом выгодном ключе. Вы работник приемной комиссии, каждый день просматриваете 20—100 заявок. Что бы вы хотели увидеть в мотивационном письме, чтобы оно вам запомнилось?
Скажем, подойдите к проблеме так: « Если бы моя жизнь была фильмом, в чем заключалась бы его завязка?» Отсюда вытекают дополнительные вопросы:
Из них следует вторая группа вопросов — «Чем закончится мой фильм?»:
Это база любой мотивации, если только университет не задает другие, более точные вопросы.
Важно написать отдельное письмо для каждой программы, куда вы подаете документы. Даже если студент подает заявку на идентичные программы в Университетский колледж и Королевский колледж Лондона, у него не должно быть двух одинаковых мотивационных писем. У каждого университета свои ценности и сильные стороны, и мотивационное письмо должно показать, почему именно этот университет запал в душу. Не забудьте о конкретных примерах, курсах, профессорах, с которыми бы хотелось работать. На мой взгляд, лучше написать качественные и хорошо продуманные мотивационные письма на три программы и стипендии, которые соответствуют профилю студента, чем отослать слабые заявки на десять программ и не пройти ни на одну.
Я считаю пустой тратой места перечисление владения навыками работы в «Микрософт-офисе», «Зуме» или личностных качеств без примеров и конкретизаций. «Коммуникабельный», «пунктуальный» без примеров — просто оценки. Если все же решите включить их раздел навыков, то можете написать вот так: Organizational skills. I have organized 20+ conferences with an overall number of 500+ participants.
Так вы показываете, что это не просто ваше личное оценочное суждение, а подтвержденный результат.
Рекомендательные письма. Главный враг любого рекомендательного письма — общие фразы и краткость. Если ваш рекомендатель просто пишет, что вы хороший студент, то без примеров сложно понять, что подразумевается: хороший исследователь, отличник, активный на семинарах? Кроме того, в рекомендации важно показать потенциал студента.
Для приемной комиссии единственный способ понять, какой человек кандидат, — послушать, прочесть мнение преподавателя, который с ним уже работал и узнал его получше. Плюс, как и CV, рекомендательное письмо — возможность показать навыки и достоинства.
Еще один важный шаг перед отправкой документов — пруфридинг, или вторая проверка, корректура. Здесь речь и о тщательной проверке английского или другого языка, и о форматировании документа, разделении на абзацы, буллет-поинтах, запятых, выравнивании и других особенностях написания резюме и мотивационных писем. Документы кандидата — это его «лицо», и чем аккуратнее, красивее и, главное, грамотнее он их преподнесет, тем больше шансов на успех. Хорошие и грамотные документы иногда служат в том числе критерием отбора — он называется accuracy.
Попросите прочитать документы друзей, преподавателя английского или профессионалов, которые знакомы с процессом поступления за границу. Привлечение другого человека к прочтению важно, потому что иногда замыливается глаз и мы перестаем замечать явные ошибки или непонятные формулировки.
Если попросить некого или не хотите вовлекать в процесс других людей, можете использовать подручные средства, например проверку английского в сервисах вроде Grammarly или Ginger. Их минус в том, что они не проверят полностью и хорошо, но по крайней мере артикли и запятые помогут расставить. Если вы не уверены в своем английском, старайтесь писать не очень длинными предложениями, чтобы смысл не терялся. Плюс носители сами не всегда пишут сложносочиненными или сложноподчиненными предложениями. Еще один совет — написать и отложить документ на пару дней или неделю, а потом вернуться к нему и прочитать свежим взглядом.
Писать про свой опыт на английском, к тому же красочно и убедительно, — задача не из легких. Даже если вам кажется, что вы преподнесли все четко и понятно, к сожалению, это не всегда так. Если человек из приемной комиссии не нашел нужные документы или не понял несколько абзацев из мотивационного письма, это не его проблемы, а соискателя. Поэтому стоит уделить подготовке документов должное время. Из чего следует еще одно правило.
Как соблюсти тайминг и не подаваться в последний момент
В сроках легко запутаться: у разных стипендий разные дедлайны. На одни стипендии, например DAAD, нужно подавать документы до подачи на учебные программы университетов; на другие, например SISGP, — после; на третьи, например Utrecht Excellence Scholarship, — одновременно.
Совет, которым я всегда пользуюсь сама, — составить список дедлайнов или писать таблички с ними. Раньше я делала это просто на листке бумаги или в «Ворде», сейчас использую Notion, там можно удобно сортировать по датам.
Самые ранние дедлайны — в ноябре, у стипендий DAAD, Chevening, Hill Foundation. В среднем большинство дедлайнов закрываются в период с декабря по февраль — это Erasmus Mundus, Stipendium Hungaricum, стипендии в Нидерландах, часть французских стипендий. После марта процесс подачи на стипендии понемногу утихает.
На подбор стипендий и программ закладывайте от двух до восьми недель. Чем глубже и эффективнее будет поиск, тем больше вероятность, что найдете более редкую стипендию, про которую мало кто знает, или стипендию, которая максимально подойдет по требованиям. При планировании написания и подписания рекомендательных писем учитывайте праздники, командировки, выходные, отпуска ваших рекомендателей. Рекомендации — документы, которые можно делать заранее.
На написание мотивационного письма также закладывайте от одной до пяти недель, хотя я знаю ребят, которые писали крутые и выигрышные письма за ночь. Важно изучить сайты стипендий, поговорить со стипендиатами, подумать, как лучше представить себя и свою стратегию.
Загружать и отправлять документы важно не в последний день. Мой совет — начать проверку документов как минимум за неделю до дедлайна, а лучше намного раньше. У вас было достаточно времени, чтобы исправить грамматические или смысловые ошибки, а иногда даже найти недостающий документ, например школьный аттестат, о котором вы напрочь забыли. К тому же за два дня до дедлайна порталы для подачи заявки обычно начинают сильно висеть, что может поставить под угрозу весь процесс поступления. И не забывайте, что некоторые стипендии и программы требуют отправить пакет документов по обычной почте, на что может уйти несколько недель.
С чем связаны отказы и что с ними делать
Причины отказов бывают разные, и это не всегда слабое резюме. Зачастую они связаны с ошибками в документах или особенностями стипендий.
Формальные критерии. Например, у студента нет опыта работы, высокого среднего балла или он не предоставил нужный документ.
Географическое распределение стипендии. Зарубежные приемные комиссии строго придерживаются правил недискриминации, обычно они зафиксированы на сайте вуза в разделе «Об университете» или подобном.
Но у стипендий все же могут быть квоты. Квоты по странам существуют, чтобы ребята из развивающихся регионов смогли получить качественное образование. Бывают квоты по месту учебы и другим критериям.
Специализация стипендии. Большинство стипендий не пишут о предпочтительных направлениях. Исключением служит разве что SISGP — Swedish Institute Scholarships for Global Professionals, которая открыто говорит: стипендиаты должны иметь опыт или потенциал в Целях устойчивого развития ООН.
Но, по моему опыту, стипендии часто дают ребятам, которые собираются учиться на социально значимых или социально острых направлениях: условно, получить стипендию на программу Gender Equality чуть легче, чем на программу English Literature или Finance. Каждый год стипендия SISGP выкладывает приоритетные отрасли. В 2019—2020 годах это были экологическая и социальная устойчивость, инновации, ответственность в управлении и устойчивый экономический рост.
По какой бы причине ни отказали кандидату — а обычно их не указывают, — исправить положение можно одним способом: еще раз внимательно изучить требования, улучшить заявку и подать ее вновь. Продумайте несколько вариантов действий, подавайте заявки на несколько стипендий в разных странах и не отчаивайтесь, если не получится поступить с первого раза.
Не существует единого секрета или волшебной таблетки, которая поможет получить любую стипендию мира. Но если заручиться набором конкретных инструментов и тщательно продуманной стратегией поступления, можно существенно повысить свои шансы на успех.
Внимательно изучайте требования университетов и стипендий, заложите побольше времени на подготовку и заручитесь поддержкой друзей или единомышленников: они могут не только поддержать морально, но и помочь в процессе поступления.