Как поступить в чехию самостоятельно
Поступление в ВУЗы Чехии
Сегодня большое количество российских и украинских выпускников задумываются о поступлении в Чехии для получения высшего образования. Во-первых, страна находится недалеко от России, а во-вторых, в чешских вузах можно получить качественное образование, диплом международного образца и возможность остаться жить и работать в стране.
Почему учеба в Чехии популярна
Главное преимущество обучения в Чехии — это качество образования. Правительством отлично финансируется образовательная отрасль, поэтому материальная и исследовательская база в колледжах и университетах находится на очень высоком уровне.
Чешское образование соответствует европейским стандартам. В образовательной сфере отсутствует коррупция, сдать экзамен за деньги у студента не получится. Преподаватели в первую очередь заинтересованы в получении знаний студентами, а не диплома об окончании учебного заведения.
После окончания чешского вуза выпускник может продолжить обучение в любой стране Европейского союза. Большим плюсом можно назвать то, что возраст абитуриента не ограничивается, основное требование — наличие аттестата об окончании средней школы.
Другие значимые преимущества обучения в Чешской Республике:
Статистика поступления российских студентов в чешские вузы
С 2000 по 2015 г. количество студентов из России, обучающихся в Чехии, выросло в среднем в 30 раз.
Сегодня в стране учится всего 1,75 % русских от общего числа студентов страны. Это примерно 6000 человек. Согласно статистике, большая часть российских студентов учится в государственных высших учебных заведениях Чехии.
Количество российских студентов в вузах различных типов
Год | Количество обучающихся в частных вузах Чехии | Количество обучающихся в государственных вузах Чехии |
2001 | 14 | 233 |
2002 | 27 | 299 |
2003 | 47 | 367 |
2004 | 94 | 447 |
2005 | 176 | 562 |
2006 | 272 | 758 |
2007 | 430 | 916 |
2008 | 659 | 1089 |
2009 | 807 | 1463 |
2010 | 857 | 1712 |
2011 | 921 | 1948 |
2012 | 1128 | 2278 |
2013 | 1144 | 2865 |
2014 | 1658 | 3579 |
2015 | 1609 | 4083 |
2016 | 1489 | 4434 |
2017 | 1421 | 4382 |
Большая часть российских студентов получает образование в университетах Праги.
Количество российских студентов по городам Чешской Республики
Год | Город | |||
Прага | Брно | Пльзень | Остальные города | |
2001 | 185 | 10 | 8 | 30 |
2002 | 242 | 10 | 8 | 39 |
2003 | 298 | 16 | 7 | 46 |
2004 | 353 | 27 | 10 | 57 |
2005 | 455 | 29 | 11 | 67 |
2006 | 596 | 36 | 19 | 107 |
2007 | 742 | 43 | 23 | 108 |
2008 | 841 | 71 | 25 | 152 |
2009 | 1112 | 93 | 24 | 234 |
2010 | 1297 | 128 | 28 | 259 |
2011 | 1465 | 185 | 32 | 266 |
2012 | 1747 | 256 | 44 | 231 |
2013 | 2177 | 358 | 60 | 270 |
2014 | 2692 | 474 | 99 | 314 |
2015 | 3009 | 530 | 143 | 401 |
2016 | 3287 | 555 | 184 | 408 |
2017 | 3247 | 549 | 160 | 426 |
Статистика студентов в Чешской Республике из разных стран мира
Страна | Количество студентов от общего числа обучающихся в Чехии |
Беларусь | 0,21 % |
Вьетнам | 0,31 % |
Казахстан | 0,51 % |
Украина | 0,82 % |
Россия | 1,75 % |
Словакия | 6,98 % |
Чехия | 89,43 % |
Главные особенности образовательной системы
Образовательная система Чешской Республики состоит из трех форм образования: дошкольного, школьного и высшего.
Плата в государственных учреждениях — 12 евро в месяц. Питание в стоимость не входит.
Важно! Только аттестат зрелости позволяет поступить в колледж или университет.
Уровни высшего образования:
Схема образования в Чехии
Этапы поступления в вузы Чехии
Первый шаг подготовки к поступлению заключается в выборе специальности и учебного заведения, где намерен учиться иностранный студент. А также следует выучить чешский язык.
Без знания чешского можно получать образование в вузах Чехии. Многие студенты обучаются на русском или английском языке. Но если вы хотите бесплатно получить высшее образование в стране, то потребуется сдавать экзамен на знание чешского языка (уровень не ниже В2).
Чтобы быстрее выучить язык и лучше подготовиться к экзамену, многие абитуриенты посещают языковые курсы.
После подготовки требуется сдать вступительные экзамены в вуз. За сдачу экзаменов потребуется в среднем заплатить от 20 до 30 евро. Плата за экзамены осуществляется банковскими картами или денежными переводами.
После оплаты на электронный адрес студента приходит приглашение на экзамен. На этом основании можно открывать краткосрочную визу в Чехию. Если иностранец поступает в вуз, то ему нужно будет открыть студенческую долгосрочную визу и сделать нострификацию документов.
После этих этапов можно отправляться на учебу в Чехию.
Выбор вуза и направления
Перед поступлением в вуз Чехии можно провести сравнительную характеристику частных и государственных университетов. Уровень образования в обоих типах заведений одинаковый, но отличия в них все же имеются.
В государственном университете можно поступить на бюджет. В частных институтах сложнее поступить на бюджет, средняя стоимость — от 1000 до 3000 евро в год. Занятия проводятся на двух языках: чешском и английском.
Возможно ли поступление после 9 класса
Поступление в Чехии после 9 класса возможно только в гимназию. Учиться нужно четыре года для получения аттестата зрелости.
Поступление после 11 класса
В чешской школе учатся 13 лет. Если российский выпускник намерен поступить в вуз страны после 11 класса, то ему необходимо пройти процедуру нострификации документов о получении образования.
Магистратура
Благодаря Болонской системе все выпускники высших учебных заведений стран СНГ могут получить степень магистра в любой стране Европы. Поступление в магистратуру в Чехии возможно как на бесплатной (обучение только на чешском языке), так и на платной основе.
Длительность учебы в магистратуре — два года после получения степени бакалавра. Для поступления в магистратуру принимаются заявления с конца февраля до конца апреля.
Вступительные экзамены могут проводиться как письменно, так и в устной форме. Все зависит от университета.
Подготовительные курсы
Подготовительные курсы необходимы иностранцам, намеренным учиться в Чехии бесплатно (на бюджете). Согласно статистике, более 95 % иностранных абитуриентов, прошедших языковые курсы, поступили в колледжи и университеты страны. Из поступающих иностранцев, которые самостоятельно изучали язык, стали студентами с первого раза — только 30 %.
Какие существуют языковые курсы для поступления?
Уровни знания языка
Стоимость обучения на годовых курсах — 2500 евро.
Подача заявки, экзамены, результаты
Первый экзамен, который обязаны сдать иностранные студенты, — по чешскому языку. Для обучения на бюджете необходимо знать язык на уровне не меньше В2. В творческих вузах достаточно будет уровня А2.
Если студент поступает на англоязычный факультет, то дополнительно представляет сертификат IELS.
Как выглядит сертификат IELS
Большинство чешских вузов требуют от студента сдачи экзамена OPS (национального сравнительного экзамена). Включает 90 вопросов, на ответы дается 110 минут. OPS представляет собой тестирование, которое состоит из четырех частей:
Остальные экзамены зависят от выбранной специальности.
Оформление долгосрочной визы
Согласно статистике, студенческие визы для обучения в одном из университетов Чехии получают 99,2 % заявителей. Это долгосрочное разрешение сроком на один год с правом дальнейшей пролонгации. Отказ в выдаче встречается крайне редко.
Оформляется долгосрочная виза в дипломатическом представительстве. Для подачи документов необходимо заранее зарезервировать дату.
Важно! С 31.10. 2017 система VISAPOINT не работает. Записаться на прием можно только посредством отправки письма на https://www.mzv.cz/jnp/. В заявке необходимо указать тип заявленной визы, фамилию, имя, цель поездки, дату рождения и контактную информацию.
скриншот сайта mzv.cz
В течение трех дней после отправки заявки на электронный адрес заявителя приходит уведомление с датой приема. Самостоятельно выбрать дату подачи документов нельзя.
Для открытия визы подается пакет, в который входят следующие бумаги:
Анкета на визу в Чехию на чешском языке
Пример оформленного полиса медицинского страхования для поездки за границу.
Так выглядят документы о зачислении в университет
Образец выписки со счета на английском языке
Пример справки о несудимости
В среднем документы рассматриваются на протяжении 60–120 дней.
Цена обучения в 2021 году
Стоимость обучения в университетах (в евро за один год):
Здание Чешского технического университета
Чешский агротехнический университет в Праге
Метропольный (частный) университет
Институт финансов и управления (частный)
Высшая школа экономики в Чехии
Высшая школа прикладного искусства в Праге
Англо-американский университет (частный)
Стипендии и гранты для иностранцев
На стипендии от Министерства образовании Чехии могут рассчитывать все иностранцы. Стипендия покрывает не только расходы на обучение, но и подразумевает ежемесячную выплату в размере 500 евро для студентов, обучающихся на бакалавриате и в магистратуре. Стипендия в размере 540 евро доступна только аспирантам.
Стипендии и гранты выдаются не только государством, но и различными фондами. Сегодня одним из самых известных является Международный Вышеградский фонд. Заявки на получение стипендии принимаются до 31 января.
Список стипендий и грантов представлен на сайте фонда https://www.visegradfund.org/.
Скриншот сайта visegradfund.org
Стипендия может выдаваться университетом. Существует несколько видов (евро):
Проживание
Иностранцы могут жить в общежитиях или снимать жилье самостоятельно. Большая часть студентов предпочитает общежития, так как стоимость аренды отдельного жилья в Чехии довольно высокая.
Месяц проживания в общежитии государственного университета стоит от 110 евро в месяц, а место в общежитии частного вуза — от 240.
На питание в среднем студенты тратят 150–170 евро в месяц. Проездной билет стоит девять евро в месяц. Большая часть медицинских услуг покрывается полисом медицинского страхования (на один год — 300 евро).
Об уровне жизни в Чехии можно узнать пройдя по данной ссылке.
Как наша дочь пыталась уехать учиться за границу после 9 класса
Варианты поступления в Чехии и Финляндии и почему в итоге не сложилось
Даша мечтала о заграничном образовании и сначала хотела в Великобританию.
Но учебные учреждения Великобритании оказались слишком дорогими, а Канада и США — чересчур далеко. Решили сконцентрироваться на остальной Европе.
До четвертого класса дочка училась в частной школе Магнитогорска, потом еще четыре года в государственном лицее Челябинской области. В июне 2020 года мы переехали в Санкт-Петербург, и программу девятого класса она окончила в онлайн-школе. Аттестат с преобладанием пятерок получала в московской гимназии. О сравнении этих трех систем образования я уже писала в Т—Ж.
Для поступления в зарубежные учреждения Даша учила английский, чешский, а потом финский языки. В 2021 году она успела поучаствовать в двух приемных кампаниях.
Даша не поступила, но мы получили немало информации, которая, надеюсь, многим пригодится.
Мы потратили на подготовку к поступлению 116 900 Р
Статья расхода | Сумма |
---|---|
Уроки чешского | 30 000 Р |
Уроки финского | 22 000 Р |
Сопровождение поступления в финский лицей | 21 000 Р |
Уроки по IELTS | 20 000 Р |
Оплата IELTS | 14 000 Р |
Сопровождение поступления в финский колледж | 9900 Р |
Курс о больших делах
Идея о поступлении в Чехию
Причины выбора. Осенью 2019 года дочь пошла в восьмой класс магнитогорского лицея и начала искать образовательные учреждения в Чехии. Выбор был во многом связан с тем, что мы отдыхали в Праге. Понравились доброжелательные, спокойные люди, старинные замки и площади, необычный зоопарк, милые посиделки в ботаническом саду и дегустация чая на Хеллоуин.
Вдобавок дочь моего коллеги уехала на языковые курсы в Чехию. Жила в Брно и, кажется, была совершенно счастлива. Потом она подала «приглашки», то есть заявления, в несколько университетов. Поступила и с удовольствием училась — бесплатно. Жаловалась разве что на излишне спокойную и тихую обстановку.
Квартиру девушка снимала вместе с подругой, которую нашла в Чехии, на двоих получалось 24 тысячи рублей. Под конец первого курса подрабатывала в магазине — забирала вещи из кабинок для переодевания и развешивала. За пару недель получала около 13 тысяч рублей и уже сама, без помощи родителей, могла оплачивать свою часть аренды. Пример был притягательным, но дочь хотела уехать раньше, уже после 9 класса.
Нам сначала казалось, что 16 лет — слишком рано для самостоятельной жизни. Потом муж вспомнил, что примерно в этом возрасте перебрался от родителей в другой город: учился в университете и жил в общежитии. А я после 10 класса работала в археологической экспедиции в Ханты-Мансийском автономном округе, глубоко в Сибири.
Школы и колледжи. Даша смотрела условия поступления и обучения в старших классах средних школ и в колледжах. Сначала делала это на сайте Министерства образования, молодежи и спорта Чешской Республики. Там публикуют новости и много информации обо всех видах образования. Разобраться оказалось непросто — на этом сайте слишком много всего.
Потом удалось найти сайт средних школ, гимназий и колледжей Чехии, где в более упорядоченном виде выложены списки учреждений, описание и ссылки.
Одновременно с этим нам стала попадаться реклама компаний, которые предлагали помощь желающим учиться в Европе. С профессией дочь тогда не определилась, поэтому выбор был разнообразный. Исходя из данных учебных центров и правительственных сайтов, она наметила для поступления:
Подумывала также об учебе в Колледже международных отношений в Праге. Искала подходящие варианты в Остраве. Но это были лишь идеи, до конкретики мы так и не дошли. Дальше расскажу почему.
Следом обратили внимание на годовые языковые курсы при вузах Чехии — в 2019 году цены были такими:
Курсы рассчитаны на выпускников 11-го класса — чтобы учиться, надо было жить в Чехии. Подумали, что в течение 8-го и 9-го классов Даша все-таки сможет выучить язык с репетиторами. Репетиторы на profi.ru и других сайтах просили минимум 900 Р за час. Чаще встречалась цена от 1000 и выше. Мы тогда жили в Магнитогорске, где цены на образовательные услуги значительно ниже, чем в Москве и за рубежом. Правда, неожиданно выяснилось, что в местных школах иностранных языков легче найти китайский, чем чешский.
В конце концов помог языковой центр DoGlobal, ее сотрудники нашли девушку, которая недавно окончила вуз в Чехии. Для Даши составили таблицу занятий с указанием дат, времени и тем.
Смешки по поводу похожих слов с противоположным значением в русском и чешском быстро закончились: pozornost по-чешски — «внимание», а čerstvý — «свежий». Убеждение о простоте славянских языков оказалось мифом. Язык сложный, с массой разнообразных окончаний, которые зависят от пола, падежа, единственного и множественного числа. Тем не менее обучение продвигалось вполне успешно. Даша до сих общается на языке с онлайн-друзьями из Чехии.
Особенности поступления. Больше всего полезной информации нашли в закрытой группе «Альма-матер Чехия» во «Вконтакте». Она работает и сейчас, чтобы туда попасть, нужно рассказать о себе, написать причины вступления в сообщество.
Оказалось, некоторым не понравилось — попросились домой. Трудно было в первые недели понимать учителей и одноклассников, которые говорили слишком быстро. Возникали сложности со знакомствами, не хватало друзей. То, что в России казалось мелочью, в Чехии приобрело большую важность. Например, очень серьезным делом оказался сбор гербария — незачет равносилен отчислению. Еще родители жаловались на излишнюю бюрократию различных ведомств в Чехии и рекомендовали поступать все-таки после 11-го класса.
Из разговоров в группе мы выделили для себя несколько осложняющих обстоятельств:
Образовательные учреждения Чехии подразделяются на частные и государственные. В первые поступить проще, но образование платное. В государственных учатся бесплатно, но нужно сдавать экзамены. Обычно это математика, география или физика. Впрочем, могут быть и другие экзамены: количество зависит от специфики образовательного учреждения и зачастую определяется по справке с количеством часов обучения по всем предметам за четыре последних года. Если часов не хватает, ученикам дают дополнительные испытания. Чехия выдвигает следующие требования:
Финская попытка
Причины выбора. К осени 2020 года мы просмотрели много информации о зарубежных учебных заведениях. После Чехии остановились на Финляндии, потому что привлекла возможность бесплатного обучения в лицеях и колледжах на английском языке, который дочь хорошо знала: смотрела на нем фильмы, пела песни и общалась с заграничными друзьями.
Иностранным учащимся Финляндия дает не учебную визу, как в Чехии, а вид на жительство. Родители несовершеннолетних тоже могут получить ВНЖ. Обычно сначала ВНЖ получает ребенок, потом заявления подают родители. Можно попробовать даже сделать это одновременно, но специалисты говорят, что лучше последовательно. Информация об этом опубликована в открытом доступе на сайте Миграционной службы Финляндии.
Вариант казался неплохим. Тем более что мы ездили в Финляндию в 2019 году. Жили в городке Вантаа и Кумпуле, зеленом районе Хельсинки. Конечно, гуляли по столице. Люди оказались приятными и отзывчивыми, жизнь вполне комфортной. Понравилось обилие парков и велодорожек. Пригороды порою выглядели скучновато и по-северному сурово, но это не смущало.
Где хотели учиться. После девятого класса иностранцы, в том числе россияне, могут выбрать для поступления:
Сначала Даша обращала внимание только на лицеи. Мы пытались найти нужные учреждения на сайте Национального агентства образования Финляндии. Потом изучали портал с международными образовательными программами IB. Попытки оказались не очень успешными. К тому же узнали, что для поступления несовершеннолетним нужен опекун. Руководство образовательных учреждений Финляндии, в отличие от Чехии, не заключает подобные договоры. Все это показалось сложным.
Начали выбирать компанию, которая специализируется на сопровождении абитуриентов. Цены порадовали — если за помощь с Чехией просили 50—80 тысяч рублей, то с Финляндией ситуация в 2020 оказалась другой:
После заключения договора компания предоставила контакты опекуна, информацию о периодах приемных кампаний и способах отправки документов. А также следующие услуги:
Менеджер предложила выбрать пять лукио и рассказала об особенностях каждого учебного заведения. Убрали из списка лицеи с обязательным знанием финского и техническим уклоном. В перечне оказались:
Документы. В пандемию многие лицеи Финляндии ограничились отбором по документам и онлайн-собеседованиями. Подать заявки нужно было с 23 февраля до 15 марта, а первые испытания намечались только в апреле.
Вот список необходимых документов:
У мотивационного письма в финские образовательные учреждения есть существенное отличие по сравнению со многими другими странами. Там можно признаться, что хочешь жить, учиться и работать в Финляндии. В Чехии о подобных желаниях нельзя даже намекать. Письмо Даша написала без проблем. А вот с получением документов из школы возникли сложности.
Дочь, как я уже писала, занималась в онлайн-школе, жила в Санкт-Петербурге, а числилась в московской гимназии. Для получения аттестата за 9 класс нужно быть зачисленным в обычную школу хотя бы формально. Проблематично оказалось получить даже справку о принадлежности к учебному заведению. Руководители опасались проверок и одновременно наших жалоб в вышестоящие органы. В итоге справку дали, а за рекомендациями мы обратились в лицей Магнитогорска, где Даша училась с пятого по восьмой класс. Преподаватели выслали характеристики с подписями. Дочь сама перевела все на английский язык и вставила в анкеты.
Два финских лицея ждали заявки и анкеты с электронной почты учебного заведения. И пришлось вновь уговаривать руководителей московской гимназии, которые не хотели ничего отправлять. Впрочем, в итоге все было сделано.
Переписывались с ним через «Вотсап». Отправили предоставленный компанией бланк, в который Иван вписал ФИО, адрес проживания, контакты и поставил подпись. Заплатили 50 €. Это было уже в конце 2020 года. В рублях получилось примерно 4000. В дальнейшем опекун, видимо, подписывает и другие документы, но нам это не понадобилось.
в месяц мы планировали отправлять дочери на расходы
Для подготовки мы выбрали занятия с преподавателем от Unif. Они проходили по «Скайпу» два раза в неделю — с графиками, экономическим анализом, публицистикой, рассуждениями на актуальные темы и написанием эссе. Готовились ко всем частям грядущего экзамена: аудированию, чтению, письму, говорению.
Сборники типовых заданий есть в свободном доступе. Можно скачать и заниматься, но без преподавателя обойтись сложно. Должен же кто-то контролировать правильность выполнения и подсказывать корректные варианты. Вдобавок регулярные занятия дисциплинируют.
В идеале преподаватель должен иметь опыт прохождения IELTS — чтобы подготовить именно к формату экзамена. Даша посчитала, что у преподавателя от Unif такого опыта не было. Впрочем, подготовила она все равно хорошо. Правда, до конца намеченной программы дойти не удалось: преподавательница начала спорить с дочкой о политике, причем на русском, и Даша отказалась с ней учиться. Дальше занималась самостоятельно.
Тест на устную речь, который проводили отдельно, показался дочери веселым развлечением. Остальные задания пришлось делать на следующий день в течение трех часов, что само по себе утомительно. Через две недели пришло сообщение с приглашением забрать сертификат. Результат — 6,5, уровень B2. Дашу это несколько расстроило: она ожидала, что будет больше. Впрочем, с подобным уровнем можно поступать сразу в университет.
Отбор абитуриентов. Лицей Лахти не стал мучить поступающих и сразу сообщил, что не возьмет тех, кто не поставил учреждение первым в перечне. У дочери лидировала Вааса, так что один вариант исчез быстро.
Лукио Ваасы назначило онлайн-собеседование по «Скайпу» в конце апреля. В испытании принимали участие сразу пять школьников и двое преподавателей. Были обязательные вопросы и темы для добровольного обсуждения. Говорили о любимых книгах и фильмах, волонтерстве, учебе и дружбе. В одном из заданий предложили назвать, что важнее: телефон, самолет, поезд или колесо, а потом обосновать свою позицию. Три человека оказались активными, в том числе моя дочь. Одна девочка с трудом говорила на английском и, похоже, плохо понимала вопросы. И был абитуриент, который предпочитал просто молчать.
Преподаватели много улыбались, подбадривали участников собеседования. Вроде все прошло отлично. Учится дочь в основном на пятерки. Казалось, что можно паковать чемоданы и уже не ждать лицеи, где проходит конкурс документов.
Но ответ пришел только через два месяца, во второй половине июня. В письме от департамента образования Финляндии содержалась информация сразу по всем лукио. Увы, было написано, что студент «не выбран». Для нас это, конечно, стало большим разочарованием.
Дополнительный набор в колледжи. Летом в колледжи Финляндии принимают документы на дополнительный набор, где не нужно сдавать экзамены, достаточно собеседования. Только испытания проходят на финском. Изначально мы не рассматривали колледжи: были уверены, что дочка поступит в лицей.
Дочь начала неторопливо учить язык весной, но в июне мы делали перерыв. Преподаватель был тоже от компании из Петрозаводска, студент финского вуза. Объяснял все очень доходчиво, стиль общения Даше нравился. Через некоторое время студент отказался от преподавания в компании, сославшись на экзамены.
После него уроки вела женщина из Unif. Сначала все было нормально, но в начале августа репетитор решила не ограничиваться прямыми обязанностями. Начала рассказывать дочери о том, что в 16 лет рано красить волосы, а жить и учиться надо в родной стране. Отвлечь преподавателя от процесса воспитания и вернуться к формату урока не удалось.
Затея с быстрым изучением финского языка была авантюрной, но мы читали рассказы учащихся, которые поступили с уровнем А2 и даже ниже. Да и в компании заверили, что все может получиться. Дочь была настроена на учебу именно в Финляндии. Кроме того, в колледжах с обучением на финском много преимуществ:
Компания Unif уточнила интересующие дочь направления. Ее привлекал дизайн и графика. Нам предоставили соответствующие списки колледжей, выделив желтым учреждения, куда поступить проще.
Колледжей, как и школ, надо было выбрать пять. В одном отказались принимать документы — не устроил указанный уровень А2. Осталось четыре учреждения:
Собеседования в колледжах. Встречи проходили онлайн в Microsoft Teams, который похож на «Скайп» и «Зум». Собеседования начались 9 августа. К этому времени уровень знания языка у дочери превысил А2, но еще не дошел до В1.
Колледж Riveria представляла комиссия из трех человек. В основном говорила одна представительница — очень быстро и тихо. Надо было ответить на вопросы и выполнить задания: прочитать текст, пересказать, проанализировать. В общем, проводился настоящий языковой экзамен, который во многом превосходил знания дочери по финскому. Отказ пришел быстро, уже через пару дней.
Собеседование с представителями Ylä-Savon ammattiopisto длилось больше часа. Первые 30 минут дочь отвечала довольно бодро, о чем-то шутила на финском. Потом явно устала. С трудом рассказала о городах и достопримечательностях страны. Последние 10 минут уже отвечала только «да», «нет», «не знаю». Отказ пришел со списком рекомендуемых языковых курсов.
Оставался еще один колледж — Koulutuskeskus JEDU. Преподаватель этого учреждения написала дочери на почту и предложила пообщаться просто по «Вотсапу». Пару раз переносила собеседования. Потом задержалась на часок. В итоге они созвонились по видео. Преподаватель улыбнулась, сказала, что вообще-то занята, но ладно, «давай пообщаемся». Они поболтали минут десять. Решение было принято только к ноябрю, через два месяца после собеседования. Даше сообщили, что нужно еще поучить финский.
Преподаватель колледжа Ammattiopisto Tavastia оказалась неторопливой и доброжелательной. Даша рассказала о разных видах дизайна и возможностях, которые дает обучение в этой сфере. Поговорили о Финляндии и самом колледже. Потом была приятная беседа об увлечениях и образовании в целом. Даше казалось, что в этот колледж ее точно примут. Тем более менеджер компании неожиданно расстаралась и подала в это учреждение не одну, а несколько заявок на разные факультеты. Сейчас начало ноября, но ответа мы так и не получили. Сотрудники колледжа пишут, что заявка все еще на рассмотрении.
Итоги
Поступить после девятого класса в зарубежные лицеи и колледжи возможно, но к вопросу подготовки нужно подойти тщательнее. Важен и фактор везения.
Приемная кампания в финские образовательные учреждения непрозрачная. Только после подведения итогов мы узнали о существовании балльной системы. Баллы были указаны в письме с результатами. Не поняли, сколько надо было набрать для приема, к чему они вообще привязаны и как выставлялись. Плюс проще поступить на программы с финским языком. Он сложный, но выйти на уровень А2 можно месяца за четыре. В идеале для поступления в колледж необходим уровень В1, а лучше В2.
После поступления в школу или колледж Чехии процесс получения визы в Чехию может затянуться. В период пандемии он стал еще длиннее. Вдобавок в школах обычно нет общежитий, или они не подходят иностранцам. Нужно снимать жилье, и тут могут возникнуть проблемы: никто не будет сдавать квартиру несовершеннолетнему. Чешская матурита по отзывам студентов и их родителей не легче российского ЕГЭ. Если в России ребенок был отличником или близко к этому уровню, то в другой стране успеваемость может снизиться из-за неродного языка.
Важна психологическая устойчивость семьи. Нужно быть готовым к любым поворотам событий и разрабатывать запасные варианты. Ведь можно потерять деньги, время и остаться без полного среднего образования. Мы это предусмотрели. В середине сентября дочь продолжила учебу в онлайн-школе. Выбрала ускоренное обучение с прохождением программ 10 и 11 классов за один год. Так что теперь ее не волнует еще один ответ из Финляндии, как, в общем, и среднее образование.
Мастерству дизайнера Даша уже учится дистанционно на 9-месячных курсах в России. Рассматривает эту специальность в качестве подработки. В июне будет поступать в вуз на английском или поедет на языковые курсы, чтобы на этот раз никуда не торопиться. В какую именно страну поступать — мы еще думаем.