Как поступали в вузы в ссср
Как в СССР поступали в ВУЗы, чего боялись студенты и другие нюансы советского высшего образования
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Почти равные шансы на поступление и льготы для победителей олимпиад и спортсменов
При социализме система образования имела неоспоримые преимущества: за учебу платить было не нужно, а поступить в вуз мог каждый — все зависело от того, как человек сдавал экзамены. Конечно, существовал и так называемый «блат», который распространялся и на эту сферу. Но если абитуриент был действительно хорошо подготовлен, то шансы стать студентом были достаточно велики.
Талантливых девушек и парней из глубинки ждали в высших учебных заведениях. Победители школьных и районных олимпиад и конкурсов имели преимущества, как и спортсмены. Мастеров спорта с удовольствием принимали на учебу, так как они в будущем представляли заведение на межвузовских соревнованиях. Были доступны «рабочие» и малые факультеты», после окончания которых молодежь легко сдавала вступительные экзамены.
Система высшего образования была направлена не только на обучение, но и на воспитание студентов, нравственное и политическое. В те времена прогулы среди учащихся были скорее нонсенсом, чем системой и осуждались коллективом. В процессе обучения студентам приходилось усердно конспектировать лекции и работать с четко прописанной литературой. Сегодня же основным источником знаний стал интернет, а литература может выбираться самостоятельно. Более того, во времена СССР практически каждый термин имел свое собственное, четкое определение, и отходить от него не следовало.
Отношение к учебе: тишина во время лекций и «позор прогульщикам»
В советские времена культивировалось уважительное отношение к преподавателям. Те, в свою очередь, могли сделать студенту замечание, которое относилось не только к учебному процессу, но и к внешнему виду или поведению. Во время занятий в аудиториях было тихо, опоздания считались некрасивым поступком. Сегодня студенты частенько не посещают лекции, кроме того, нынешняя система образования предусматривает значительный объем самостоятельной работы. С одной стороны это хорошо, с другой — отсутствие жесткой дисциплины нередко негативно сказывается на учебном процессе.
Студенческая жизнь: правила общежитий, стройотряды и вездесущий комсомол
В общежитиях тоже было все строго: после 23 часов студенты должны были находиться в своей комнате. Осуществлялись проверки, и если в общежитии был кто-то посторонний, у него могли изъять документы. Получить их обратно можно было только с помощью объяснительной записки. Курение и алкоголь порицались, хотя все равно молодежь нарушала этот запрет. Студенты, конечно же, крутили романы. Но сексуальные отношения не афишировались. Были очень распространены студенческие браки.
Молодежь всегда была занята: учеба, спорт, КВН, разные студии и т.д. Летом многие работали в студенческих строительных отрядах. Силами учащихся возводились дома, школы, детские сады, прокладывались железные дороги. Да, небольшие деньги за это платили, но больше, чем финансы студентов влекла строительная романтика и веселое общение с друзьями.
Существовали различные студенческие организации, работал журнал «Студенческий меридиан». Большую активность проявляла комсомольская организация — в ней состояло не менее 90% учащихся. Комсомол, с одной стороны, был политическим явлением, а с другой объединял молодежь, декларируя высокоморальные принципы. В шестидесятые годы появился Университет дружбы народов, принимающий молодежь из многих стран мира.
Досуг был разнообразным и весьма интересным. Проводились литературные вечера, организовывались дискотеки. Многие увлекались спортом, участвовали в турнирах, олимпиадах. Каким бы ни был политический строй, студенчество отличалось единством, чего сегодня явно не хватает.
Ужасы распределения: суд для уклонистов и способы избежать отдачи «долга» родине
После окончания вуза студент направлялся государством на работу и должен был трудиться не менее трех лет. Такое распределение было введено в 1933 году Советом Народных Комисаров. Только тогда срок был не три, а пять лет, а для уклонистов существовала грозная мера — суд.
Наступал день распределения, собиралась комиссия, возглавляемая деканом факультета. Нервничающие студенты заходили по одному и выслушивали «приговор». Частенько молодых специалистов направляли в самые отдаленные уголки страны, где они должны были приложить полученные знания и умения. В 60 годы XX века предприятия, которые сделали заявку на иногороднего молодого специалиста, обязали предоставлять ему жилье. Потому многие студенты хотели распределиться провинцию, чтобы получить жилплощадь.
Не все студенты хотели распределяться. Существовали различные способы, чтобы избежать этого. К примеру, так как по закону запрещалось «разбивать» супружеские семейные пары, молодежь стремилась заключить брак до окончания учебы и получить право на самораспределение. Нередко студенты добывали фальшивые запросы от предприятий подходящего профиля. Крайней мерой была справка о том, что кто-то из родных тяжело болен и нуждается в уходе.
Свои предписания были и у советских школьников. Их наказывали за джинсы или за короткие юбки.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Новое в блогах
Как в СССР поступали в ВУЗы, чего боялись студенты и другие нюансы советского высшего образования
Люди, которые учились в вузах в советское время с ностальгией вспоминают студенческую жизнь. Конечно, были и сложности — строгие вступительные экзамены, большой объем знаний, требовательные преподаватели. Но студенческая романтика привлекала всегда. Сегодня многое изменилось. Чтобы поступить в вуз, достаточно хорошо написать ЕГЭ и набрать нужное количество баллов. А уж представить, что советские студенты боялись распределения как огня, достаточно сложно. Читайте, какой была учеба во времена СССР и почему, несмотря на трудности, люди вспоминают ее с восторгом.
Почти равные шансы на поступление и льготы для победителей олимпиад и спортсменов
При социализме система образования имела неоспоримые преимущества: за учебу платить было не нужно, а поступить в вуз мог каждый — все зависело от того, как человек сдавал экзамены. Конечно, существовал и так называемый «блат», который распространялся и на эту сферу. Но если абитуриент был действительно хорошо подготовлен, то шансы стать студентом были достаточно велики.
Талантливых девушек и парней из глубинки ждали в высших учебных заведениях. Победители школьных и районных олимпиад и конкурсов имели преимущества, как и спортсмены. Мастеров спорта с удовольствием принимали на учебу, так как они в будущем представляли заведение на межвузовских соревнованиях. Были доступны «рабочие» и малые факультеты», после окончания которых молодежь легко сдавала вступительные экзамены.
Студентам во время учебы приходилось много конспектировать: на лекциях, в библиотеке, дома. /Фото: img-fotki.yandex.ru
Система высшего образования была направлена не только на обучение, но и на воспитание студентов, нравственное и политическое. В те времена прогулы среди учащихся были скорее нонсенсом, чем системой и осуждались коллективом. В процессе обучения студентам приходилось усердно конспектировать лекции и работать с четко прописанной литературой. Сегодня же основным источником знаний стал интернет, а литература может выбираться самостоятельно. Более того, во времена СССР практически каждый термин имел свое собственное, четкое определение, и отходить от него не следовало.
Отношение к учебе: тишина во время лекций и «позор прогульщикам»
Во время лекций студенты старались сохранять тишину и внимательно слушать преподавателя. /Фото: journals.eco-vector.com
В советские времена культивировалось уважительное отношение к преподавателям. Те, в свою очередь, могли сделать студенту замечание, которое относилось не только к учебному процессу, но и к внешнему виду или поведению. Во время занятий в аудиториях было тихо, опоздания считались некрасивым поступком. Сегодня студенты частенько не посещают лекции, кроме того, нынешняя система образования предусматривает значительный объем самостоятельной работы. С одной стороны это хорошо, с другой — отсутствие жесткой дисциплины нередко негативно сказывается на учебном процессе.
Студенческая жизнь: правила общежитий, стройотряды
Многие студенты летом работали в стройотрядах. /Фото: cdn.tvc.ru
В общежитиях тоже было все строго: после 23 часов студенты должны были находиться в своей комнате. Осуществлялись проверки, и если в общежитии был кто-то посторонний, у него могли изъять документы. Получить их обратно можно было только с помощью объяснительной записки. Курение и алкоголь порицались, хотя все равно молодежь нарушала этот запрет. Студенты, конечно же, крутили романы. Но сексуальные отношения не афишировались. Были очень распространены студенческие браки.
Молодежь всегда была занята: учеба, спорт, КВН, разные студии и т.д. Летом многие работали в студенческих строительных отрядах. Силами учащихся возводились дома, школы, детские сады, прокладывались железные дороги. Да, небольшие деньги за это платили, но больше, чем финансы студентов влекла строительная романтика и веселое общение с друзьями.
Существовали различные студенческие организации, работал журнал «Студенческий меридиан». Большую активность проявляла комсомольская организация — в ней состояло не менее 90% учащихся. Комсомол, с одной стороны, был политическим явлением, а с другой объединял молодежь, декларируя высокоморальные принципы. В шестидесятые годы появился Университет дружбы народов, принимающий молодежь из многих стран мира.
Досуг был разнообразным и весьма интересным. Проводились литературные вечера, организовывались дискотеки. Многие увлекались спортом, участвовали в турнирах, олимпиадах. Каким бы ни был политический строй, студенчество отличалось единством, чего сегодня явно не хватает.
Ужасы распределения: суд для уклонистов и способы избежать отдачи «долга» родине
Комиссия по распределению изучала личное дело студента и его успеваемость. /Фото: nastroy.net
После окончания вуза студент направлялся государством на работу и должен был трудиться не менее трех лет. Такое распределение было введено в 1933 году Советом Народных Комисаров. Только тогда срок был не три, а пять лет, а для уклонистов существовала грозная мера — суд.
Наступал день распределения, собиралась комиссия, возглавляемая деканом факультета. Нервничающие студенты заходили по одному и выслушивали «приговор». Частенько молодых специалистов направляли в самые отдаленные уголки страны, где они должны были приложить полученные знания и умения. В 60 годы XX века предприятия, которые сделали заявку на иногороднего молодого специалиста, обязали предоставлять ему жилье. Потому многие студенты хотели распределиться провинцию, чтобы получить жилплощадь.
Не все студенты хотели распределяться. Существовали различные способы, чтобы избежать этого. К примеру, так как по закону запрещалось «разбивать» супружеские семейные пары, молодежь стремилась заключить брак до окончания учебы и получить право на самораспределение. Нередко студенты добывали фальшивые запросы от предприятий подходящего профиля. Крайней мерой была справка о том, что кто-то из родных тяжело болен и нуждается в уходе.
Как в СССР поступали в ВУЗы, чего боялись студенты и другие нюансы советского высшего образования
Почти равные шансы на поступление и льготы для победителей олимпиад и спортсменов
При социализме система образования имела неоспоримые преимущества: за учебу платить было не нужно, а поступить в вуз мог каждый — все зависело от того, как человек сдавал экзамены. Конечно, существовал и так называемый «блат», который распространялся и на эту сферу. Но если абитуриент был действительно хорошо подготовлен, то шансы стать студентом были достаточно велики.
Талантливых девушек и парней из глубинки ждали в высших учебных заведениях.
Победители школьных и районных олимпиад и конкурсов имели преимущества, как и спортсмены. Мастеров спорта с удовольствием принимали на учебу, так как они в будущем представляли заведение на межвузовских соревнованиях. Были доступны «рабочие» и малые факультеты», после окончания которых молодежь легко сдавала вступительные экзамены.
Система высшего образования была направлена не только на обучение, но и на воспитание студентов, нравственное и политическое. В те времена прогулы среди учащихся были скорее нонсенсом, чем системой и осуждались коллективом. В процессе обучения студентам приходилось усердно конспектировать лекции и работать с четко прописанной литературой. Сегодня же основным источником знаний стал интернет, а литература может выбираться самостоятельно. Более того, во времена СССР практически каждый термин имел свое собственное, четкое определение, и отходить от него не следовало.
Отношение к учебе: тишина во время лекций и «позор прогульщикам»
В советские времена культивировалось уважительное отношение к преподавателям. Те, в свою очередь, могли сделать студенту замечание, которое относилось не только к учебному процессу, но и к внешнему виду или поведению. Во время занятий в аудиториях было тихо, опоздания считались некрасивым поступком. Сегодня студенты частенько не посещают лекции, кроме того, нынешняя система образования предусматривает значительный объем самостоятельной работы. С одной стороны это хорошо, с другой — отсутствие жесткой дисциплины нередко негативно сказывается на учебном процессе.
Студенческая жизнь: правила общежитий, стройотряды и вездесущий комсомол
В общежитиях тоже было все строго: после 23 часов студенты должны были находиться в своей комнате. Осуществлялись проверки, и если в общежитии был кто-то посторонний, у него могли изъять документы. Получить их обратно можно было только с помощью объяснительной записки. Курение и алкоголь порицались, хотя все равно молодежь нарушала этот запрет. Студенты, конечно же, крутили романы. Но сексуальные отношения не афишировались. Были очень распространены студенческие браки.
Молодежь всегда была занята: учеба, спорт, КВН, разные студии и т.д. Летом многие работали в студенческих строительных отрядах. Силами учащихся возводились дома, школы, детские сады, прокладывались железные дороги. Да, небольшие деньги за это платили, но больше, чем финансы студентов влекла строительная романтика и веселое общение с друзьями.
Существовали различные студенческие организации, работал журнал «Студенческий меридиан». Большую активность проявляла комсомольская организация — в ней состояло не менее 90% учащихся. Комсомол, с одной стороны, был политическим явлением, а с другой объединял молодежь, декларируя высокоморальные принципы. В шестидесятые годы появился Университет дружбы народов, принимающий молодежь из многих стран мира.
Досуг был разнообразным и весьма интересным. Проводились литературные вечера, организовывались дискотеки. Многие увлекались спортом, участвовали в турнирах, олимпиадах. Каким бы ни был политический строй, студенчество отличалось единством, чего сегодня явно не хватает.
Ужасы распределения: суд для уклонистов и способы избежать отдачи «долга» родине
После окончания вуза студент направлялся государством на работу и должен был трудиться не менее трех лет. Такое распределение было введено в 1933 году Советом Народных Комисаров. Только тогда срок был не три, а пять лет, а для уклонистов существовала грозная мера — суд.
Наступал день распределения, собиралась комиссия, возглавляемая деканом факультета. Нервничающие студенты заходили по одному и выслушивали «приговор». Частенько молодых специалистов направляли в самые отдаленные уголки страны, где они должны были приложить полученные знания и умения. В 60 годы XX века предприятия, которые сделали заявку на иногороднего молодого специалиста, обязали предоставлять ему жилье. Потому многие студенты хотели распределиться провинцию, чтобы получить жилплощадь.
Не все студенты хотели распределяться. Существовали различные способы, чтобы избежать этого. К примеру, так как по закону запрещалось «разбивать» супружеские семейные пары, молодежь стремилась заключить брак до окончания учебы и получить право на самораспределение. Нередко студенты добывали фальшивые запросы от предприятий подходящего профиля. Крайней мерой была справка о том, что кто-то из родных тяжело болен и нуждается в уходе.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Как в СССР поступали в ВУЗы, чего боялись студенты и другие нюансы советского высшего образования
Люди, которые учились в вузах в советское время с ностальгией вспоминают студенческую жизнь. Конечно, были и сложности — строгие вступительные экзамены, большой объем знаний, требовательные преподаватели. Но студенческая романтика привлекала всегда. Сегодня многое изменилось. Чтобы поступить в вуз, достаточно хорошо написать ЕГЭ и набрать нужное количество баллов. А уж представить, что советские студенты боялись распределения как огня, достаточно сложно. Читайте, какой была учеба во времена СССР и почему, несмотря на трудности, люди вспоминают ее с восторгом.
Почти равные шансы на поступление и льготы для победителей олимпиад и спортсменов
При социализме система образования имела неоспоримые преимущества: за учебу платить было не нужно, а поступить в вуз мог каждый — все зависело от того, как человек сдавал экзамены. Конечно, существовал и так называемый «блат», который распространялся и на эту сферу. Но если абитуриент был действительно хорошо подготовлен, то шансы стать студентом были достаточно велики.
Талантливых девушек и парней из глубинки ждали в высших учебных заведениях. Победители школьных и районных олимпиад и конкурсов имели преимущества, как и спортсмены. Мастеров спорта с удовольствием принимали на учебу, так как они в будущем представляли заведение на межвузовских соревнованиях. Были доступны «рабочие» и малые факультеты», после окончания которых молодежь легко сдавала вступительные экзамены.
Студентам во время учебы приходилось много конспектировать: на лекциях, в библиотеке, дома. /Фото: img-fotki.yandex.ru
Система высшего образования была направлена не только на обучение, но и на воспитание студентов, нравственное и политическое. В те времена прогулы среди учащихся были скорее нонсенсом, чем системой и осуждались коллективом. В процессе обучения студентам приходилось усердно конспектировать лекции и работать с четко прописанной литературой. Сегодня же основным источником знаний стал интернет, а литература может выбираться самостоятельно. Более того, во времена СССР практически каждый термин имел свое собственное, четкое определение, и отходить от него не следовало.
Отношение к учебе: тишина во время лекций и «позор прогульщикам»
Во время лекций студенты старались сохранять тишину и внимательно слушать преподавателя. /Фото: journals.eco-vector.com
В советские времена культивировалось уважительное отношение к преподавателям. Те, в свою очередь, могли сделать студенту замечание, которое относилось не только к учебному процессу, но и к внешнему виду или поведению. Во время занятий в аудиториях было тихо, опоздания считались некрасивым поступком. Сегодня студенты частенько не посещают лекции, кроме того, нынешняя система образования предусматривает значительный объем самостоятельной работы. С одной стороны это хорошо, с другой — отсутствие жесткой дисциплины нередко негативно сказывается на учебном процессе.
Студенческая жизнь: правила общежитий, стройотряды
Многие студенты летом работали в стройотрядах. /Фото: cdn.tvc.ru
В общежитиях тоже было все строго: после 23 часов студенты должны были находиться в своей комнате. Осуществлялись проверки, и если в общежитии был кто-то посторонний, у него могли изъять документы. Получить их обратно можно было только с помощью объяснительной записки. Курение и алкоголь порицались, хотя все равно молодежь нарушала этот запрет. Студенты, конечно же, крутили романы. Но сексуальные отношения не афишировались. Были очень распространены студенческие браки.
Молодежь всегда была занята: учеба, спорт, КВН, разные студии и т.д. Летом многие работали в студенческих строительных отрядах. Силами учащихся возводились дома, школы, детские сады, прокладывались железные дороги. Да, небольшие деньги за это платили, но больше, чем финансы студентов влекла строительная романтика и веселое общение с друзьями.
Существовали различные студенческие организации, работал журнал «Студенческий меридиан». Большую активность проявляла комсомольская организация — в ней состояло не менее 90% учащихся. Комсомол, с одной стороны, был политическим явлением, а с другой объединял молодежь, декларируя высокоморальные принципы. В шестидесятые годы появился Университет дружбы народов, принимающий молодежь из многих стран мира.
Досуг был разнообразным и весьма интересным. Проводились литературные вечера, организовывались дискотеки. Многие увлекались спортом, участвовали в турнирах, олимпиадах. Каким бы ни был политический строй, студенчество отличалось единством, чего сегодня явно не хватает.
Ужасы распределения: суд для уклонистов и способы избежать отдачи «долга» родине
Комиссия по распределению изучала личное дело студента и его успеваемость. /Фото: nastroy.net
После окончания вуза студент направлялся государством на работу и должен был трудиться не менее трех лет. Такое распределение было введено в 1933 году Советом Народных Комисаров. Только тогда срок был не три, а пять лет, а для уклонистов существовала грозная мера — суд.
Наступал день распределения, собиралась комиссия, возглавляемая деканом факультета. Нервничающие студенты заходили по одному и выслушивали «приговор». Частенько молодых специалистов направляли в самые отдаленные уголки страны, где они должны были приложить полученные знания и умения. В 60 годы XX века предприятия, которые сделали заявку на иногороднего молодого специалиста, обязали предоставлять ему жилье. Потому многие студенты хотели распределиться провинцию, чтобы получить жилплощадь.
Не все студенты хотели распределяться. Существовали различные способы, чтобы избежать этого. К примеру, так как по закону запрещалось «разбивать» супружеские семейные пары, молодежь стремилась заключить брак до окончания учебы и получить право на самораспределение. Нередко студенты добывали фальшивые запросы от предприятий подходящего профиля. Крайней мерой была справка о том, что кто-то из родных тяжело болен и нуждается в уходе.
Высшее образование в СССР и сейчас
Сегодня поступление в ВУЗ считается естественным продолжением школьной ступени образования. С каждым годом всё меньшее количество выпускников желают продолжать своё обучение в средне-специальных учреждениях. Наличие диплома для многих людей стало негласной гарантией успешной карьеры. Однако в советское время высшее образование имело несколько другой статус.
Советская система образования – общедоступное качество
С приходом революции обучение в университете было провозглашено общедоступным и внесословным. Правда, долгое время это заявление существовало лишь в словесной форме. И только после окончания Второй Мировой войны высшее образование смогло стать по-настоящему доступным для населения. Поступать в высшие учебные заведения, разрешалась мужчинам и женщинам, успешно сдавшим экзамены и имеющим достаточный багаж знаний для дальнейшего обучения.
Но эта реформа не вызвала должного ажиотажа среди школьников и их родителей. Высшее образование, конечно, давало некоторые привилегии, но отнюдь не всегда гарантировало высокую зарплату и социальные льготы. Квалифицированный рабочий мог получать гораздо большую заработную плату, нежели инженер, окончивший ВУЗ. Молодежь стремилась скорее стать материально независимой и поэтому спешила присоединиться к рабочему классу.
Советская система высшего образования старалась соответствовать потребностям молодежи, но еще больше старалась соответствовать потребностям государства. В связи с этим активное развитие получали технические ВУЗы и отдельные факультеты, готовящие специалистов для решения государственных вопросов.
Большим плюсом советской системы было то, что высшее образование тесно связывалось с практической деятельностью. Студенты направлялись на практику на производства, где вживую знакомились с будущим рабочим местом.
Помимо непосредственной подготовки специалистов, советские ВУЗы имели обширную научно-исследовательскую базу, которая позволяла заниматься научной и новаторской деятельностью.
Существовали и другие достоинства:
Образование было абсолютно бесплатным.
При поступлении в ВУЗ студенты сдавали письменные и устные экзамены, что обеспечивало принятие на специальность действительно заинтересованных и способных абитуриентов.
Студентам выплачивалась стипендия, на которую возможно было прожить 1 месяц. (Для сравнения, можно отметить, что заработная плата инженера составляла примерно 130-150 рублей)
Делался упор на дисциплину и фундаментальность, своевременность знаний. Не сдавшие сессию студенты отчислялись без поблажек.
ВУЗ покидали специалисты, которые высоко ценились на производстве.
Минусом советской системы высшего образования можно назвать тот факт, что любые творческие и новаторские проявления подавлялись жесткими рамками идеологии. Также, к сожалению, за пределами Советского Союза квалификация специалистов не оценивалась по достоинству (особенно это ощутили выпускники 1990-х годов). Неоднородность развития технических и гуманитарных наук снижала прогресс в подготовки специалистов в некоторых нетехнических сферах.
Высшее образование в наше время
Современная система высшего образования начала с подписания в 2003 г. Болонской декларации, целью которой было создание единого с европейскими странами пространства образования. Этот шаг был необходим для того, чтобы российские студенты смогли получать практику и бесценный опыт обучения за границей. Принятие условий Болонской декларации полностью изменило советскую структуру высшей образовательной системы.
К 2010 году были установлены следующие уровни обучения:
бакалавр – степень, подтверждающая получение необходимой базы знаний и навыков по специальности;
магистр – вторая часть ступени высшего образования, предполагающая большую углубленность в изучаемую специальность;
специалист – это ступень, оставшаяся после советской системы, включающая базовое и специальное образование;
аспирантура – отдельная ступень, которая рассматривается как подготовка к получению научной степени.
Плюсы современной системы высшего образования:
Интернациональность образования. Студенты получили возможность стажироваться за границей, обмениваться опытом, изучать иностранную литературу.
Вновь усилилась практическая направленность обучения. К чтению лекций привлекаются владельцы компаний, известные представители в сфере искусства, науки, бизнеса. Возобновились экскурсии на заводы, предприятия.
Электронное и дистанционное образование позволяют на платной основе получить дополнительную специальность без отрыва от основной работы.
Широкое применение мультимедийной аппаратуры, электронной библиотеки разнообразит процесс обучения и экономит время.
Что касается общего уровня образования в современной России, оно, по словам бывшего Министра образования Дмитрия Ливанова, оставляет желать лучшего, несмотря на увеличение финансирования. И дело не только в устаревшей системе преподавания, которая прочно закрепилась в ВУЗах…
В связи с принятием Болонской системы высшее образование переориентировалось на самостоятельное обучение. Хотя лекционная система и сохранилась, но преподаватель теперь выступает в качестве консультанта, рекомендующего источники и направляющего самостоятельную работу студентов.
Готов ли к этому современный выпускник?
К сожалению, в школе не развита система, которая бы стимулировала школьников заниматься самообразованием и организацией собственного времени. Получается, выходя из школы, студент попадает в абсолютно незнакомую среду, к которой он не был приспособлен. Между двумя ступенями получения школьного и высшего образования – большая пропасть, которую восполнить на данный момент в состоянии только родители. Школьник, привыкший, что рамки учебного процесса задает учитель, оказывается в ситуации, где знания нужно добывать самостоятельно.
Частой проблемой современных студентов становится неосознанный выбор профессии. Из-за того, что в школах пока еще не уделяют должного времени профориентации, в старших классах возникают серьёзные трудности с самоопределением. В последствии от студентов можно услышать жалобы, что преподаватель скучно преподносит информацию, не умеет заинтересовать. Однако проблема заключается не только в преподавателе, но и в отсутствии рационального выбора школьником будущей профессии.
В том случае, если профориентационный выбор был сделан сознательно, выпускник школы с интересом идет на занятия в институт, самостоятельно восполняет те пробелы в знаниях, которые не смог восполнить преподаватель. Студент осознает: он ответственен за свой выбор, поэтому должен сделать все, чтобы стать специалистом по данному профилю.
Еще одной значимой проблемой современного высшего образования является тот факт, что низкий уровень студенческих стипендий заставляет многих молодых людей искать подработки, которые чаще всего становятся помехой учебному процессу.
Стипендии выплачиваются студентам, окончившим семестр без троек. Виды стипендий:
государственная социальная стипендия (730 рублей в месяц);
государственная академическая стипендия (1340 рублей в месяц);
государственная стипендия аспирантам (6000 рублей в месяц);
государственная стипендия докторантов (10000 рублей в месяц).
И конечно, существенный минус современной системы высшего образования заключается в том, что в последние несколько лет существует тенденция к сокращению бюджетных мест, особенно это касается гуманитарных специальностей. В то время как стоимость обучения за семестр неизменно повышается. Учитывая скромность доходов населения, доступность высшего образования по желаемой профессии ставится под вопрос.
Дорогие читатели, а как вы относитесь к советской и современной системам высшего образования? Могут ли они составить друг другу конкуренцию? Хотели бы вы вернуть советскую систему образования?
Статья не может быть закончена без вашего участия!
Бессмысленно в школепроводить профориентации. Точее, смысл есть, но школьник физически не может успеть понять все варианты выбора обучения.
Водном экономическом вузе будет около 20-30 специальностей, от управления персоналом до финансового менеджмента. Абсолютно разные специалисты на выходе.
Вот я долго не мог определиться, наконец выбрал специальность, на которую не прошел. В итоге мне срочно пришлось выбирать другую, отчасти спонтанно. И о каком осознанном выборе можно говорить? Да взрослые часто не знают что хотят
Правда, долгое время это заявление существовало лишь в словесной форме. И только после окончания Второй Мировой войны высшее образование смогло стать по-настоящему доступным для населения.
осилил первый абзац. Остановился на » С каждым годом всё меньшее количество выпускников желают продолжать своё обучение в средне-специальных учреждениях.»
Моя практика показывает обратное: самые толковые уходят после 9го класса. Боязнь ЕГЭ и нежелание учиться дальше с тупыми одноклассниками.
И конечно, существенный минус современной системы высшего образования заключается в том, что в последние несколько лет существует тенденция к сокращению бюджетных мест, особенно это касается гуманитарных специальностей.
Да вы немного заебали уже с этим, бюджетные места напрямую зависят от демографии. Если нет студентов, то нет и мест.
на данный момент число бюджетных мест рассчитывается таким образом, что бы на каждые 10 000 человек в возрасте от 17 до 30 лет приходилось бы 800 бюджетных мест.
Из школы выпускался в 1979 году.
Престижным считалось поступление в институт. Более-менее приемлемым – поступление в техникум. Поступление же в профессионально-техническое училище (ПТУ, ГПТУ) не требовало высокого или даже среднего уровня общеобразовательных знаний. В ПТУ принимали любого желающего, имеющего школьный аттестат, что и служило причиной возникновения в устном школьном фольклоре фразы, вынесенной в заголовок.
Я, как и многие мои ровесники, был во власти этого заблуждения. Но мне повезло от этого заблуждения избавиться очень быстро.
Так случилось у меня, что поступление после школы в ВУЗ пришлось отложить на год. Устроился слесарем-монтажником в ВМУС-7. И этого своего трудоустройства нисколько не стеснялся. Интересная была работа, интересно общение с мужиками в бригаде, интересно было созидать!
Сначала довелось с нашей бригадой менять трубопроводы между цехами ЭФК-3 и ЭФК-4 стальные на каменное литье. А, как только это сделали, нас перевели на строительство завода по переработке фосфогипса.
Я не задумывался, что это очень полезный жизненный опыт, приобретение трудовых навыков, развитие смекалки, ответственности, расширение кругозора… Просто с удовольствием ходил на работу, и ждал потом нового рабочего дня.
По вторниками и четвергам в нашу бригаду приходил мой ровесник Лёха – учащийся ПТУ.
В ПТУ он поступил после восьмого класса, сейчас у него был выпускной курс, и по учебному плану два дня в неделю у них была трудовая практика. И если случалось, что бригадир давал нам двоим какое-то несложное задание – то старшим из нас он всегда назначал Леху, что было вполне логичным. И его профессиональному превосходству я нисколько не удивлялся. Ведь я вот только пришел, а он в этой бригаде вон уже сколько крутится.
Прошло несколько месяцев.
Леха перестал приходить два раза в неделю. В бригаду приняли новичка – он демобилизовался из армии, и в монтаже никогда не работал. Если бригадир что-то поручал делать ему и мне – старшим ставил меня, задание объяснял мне.
Впрочем, уже недели через две в бригаде про этого сказали:
— Скоро уйдет! В пожарные или в милицию…
Мне в ответ снисходительно улыбнулись:
— Работать не любит. Ленивый.
Так оно потом и случилось.
Прошло ещё несколько недель. Леха пришел в бригаду на двухмесячную преддипломную практику.
За это время я набрался практического опыта. И уже не ощущал такого явного профессионального его превосходства. Но буквально каждый день, а то и не раз в день, мог убедиться в его профессиональных знаниях. Он читал и понимал чертежи, знал свойства различных марок сталей, в том числе и инструментальных, имел представление о химии процессов газовой резки металлов и электросварки, каких-то основах строительной механики и сопротивления материалов (это я потом осознал, когда сам изучал в вузе эти дисциплины), был ознакомлен со спецификой смежных специальностей – например «стропальщик».
А поскольку сам я на практике уже нахватался поверхностных знаний по профессии слесарь-монтажник, появилась у меня возможность понять, оценить, и преисполниться уважением к объему и качеству профессиональной подготовки, которую получали учащиеся нашего Воскресенского ПТУ № 15.
Прошел мой год в монтаже – поступил в военное строительное училище. На первом занятии по начертательной геометрии преподаватель сказала: «Мы готовим из вас инженеров. Но на начертательную геометрию отведено часов меньше, чем в ПТУ… Тем не менее – сделаю, что смогу!»
Спрашивала она с нас строго. В нашем взводе учились несколько выпускников ПТУ. У них проблем с начертательной геометрией не было.
Одна из моих продавцов до замужества и декрета закончила то же самое ПТУ-15 по специальности «повар». А у меня был такой период, когда сыновья подросли, и отказались ехать с мамой в отпуск – остались со мной в городе. И я им готовил каждый день, а что и как интересненькое приготовить – советовался со своими продавцами. И вот эта продавец, которая была профессиональный повар, так, между делом, давая практические советы по приготовлению достаточно несложных, но вкусных и интересных блюд, проявляла знания о разных технологиях, о химическом составе продуктов, о химических процессах, протекающих в этих продуктах при их хранении, приготовлении и снова хранении, о посуде, ножах, сервировке и о многом другом.
Она не кичилась своими знаниями. Для неё это было само собой разумеющееся. Но я эти знания заметил и уважительно оценил их наличие.
В СССР была развитая система профессионально-технического образования. Эта система была востребована.
Молодежь обучали профессиям, нужным народному хозяйству.
Учащиеся ПТУ получали качественные профессиональные знания, проходили практику на реальных действующих производственных участках, и после выпуска из училища их ждали на производстве.
Не воспринимайте этот текст, как панегерик СССР и Советской власти.
Хорошо ли, плохо ли, но было так, как здесь рассказал.
О внедрении ЭВМ в систему высшего образования
В этом посте привожу свои воспоминания о том, как в 1965-1990 г.г. происходило внедрение ЭВМ в учебный процесс двух вузов. По результатам общения с сотрудниками некоторых других вузов сделал вывод, что описанные в посте ситуации и проблемы были достаточно типичными в вузах для того времени.
В 1965 г. я поступил в политех на обучение профессии инженера-электрика по специальности «Электронные вычислительные машины» (ЭВМ). Что же профессионального мы изучали в годы учебы? Учебные дисциплины «Электронная и полупроводниковая техника» (2 семестра, первый – электронные лампы, второй – полупроводники), «Электромагнитная техника» (трансформаторы, ферритовые элементы и схемы), «Электрорадиоизмерения» (1 семестр), «Импульсная техника» (1 семестр: электронные ключи, одновибраторы, мультивибраторы, триггеры), «Аналоговые вычислительные машины (АВМ)» (2 семестра: усилители постоянного тока и схемы на них – интеграторы, дифференциаторы, сумматоры; блоки нелинейных функций; решение диф.уравнений), «Арифметические и логические основы ЦВМ» (1 семестр: системы счисления, коды, машинная арифметика, мат. логика, методы минимизации логических выражений, примеры построения схем в базисе И-ИЛИ-НЕ), «Цифровые вычислительные машины (ЦВМ)» (2 семестра: регистры, сумматоры., память на ферритовых кольцах, блок схема и основные принципы построения блоков ЦВМ), «Основы теории программирования» (1 семестр: машинные коды и язык АЛГОЛ), «Проектирование и спецтехнология выч. машин» (1 семестр: схемы на микромодулях). Никаких операционных систем, офисных пакетов программ и т.п. еще не существовало.
После окончания учебы в 1070 г. я был оставлен на институтском ВЦ на обслуживании ЭВМ Урал-3 (об этом пост Будни «обслуги и эксплуататоров» ЭВМ первого поколения ).
А через полгода один из преподавателей кафедры вычислительной техники поступил в очную аспирантуру, его надо было срочно заменить, на кафедре решили, что я им подойду, и я, вчерашний студент, на три года стал ассистентом (а на обслуге Урал-3 остался полставочником). Вот с позиции преподавателя и расскажу, как выглядело использование ЭВМ в вузе в те годы.
Все 8 факультетов и все специальности на них были техническими («эффективных менеджеров» в политехе тогда не готовили). И все студенты изучали основы вычислительной техники (1 семестр, одна лекция и одна лабораторка в неделю, по итогам – зачет без оценки). На весь лабораторный учебный процесс в вузе была одна аудитория, в которой стояло две ЦВМ Проминь и три АВМ МН-7. Аудитория была загружена в две смены дневниками, а вечером – еще и вечерниками. Для занятия группы студентов разбивали на бригады по 4-5 человек, т.е. 5 бригад на 5 машин. На бригаду выдавался один экземпляр на синьке методических указаний к лабораторной работе. В итоге обычно в бригаде что-то реально делали 1-2 человека, а остальные просто присутствовали. Типичная проблема для студентов и преподавателей состояла в том, что лекции и лабораторные работы проводились в одном и том же семестре, и на лабах студентам нередко приходилось самостоятельно осваивать знания, которые еще не давались на лекциях.
Лекции были потоковые. У меня, к примеру, один из потоков состоял из 8 групп, т.е. примерно 170-190 человек. Даже при том, что на лекцию ходили человек 100-120, проводить лекцию было сложно. Аудитория узкая, длинная, говорить надо громко, чтобы слышали на задних рядах, писать крупно, чтобы видели на задних рядах, в аудитории шумновато, т.к. сотня слушателей переговариваются друг с другом (я, как вчерашний студент, особых претензий к этому не имел, т.к. помнил, как вел себя на потоковых лекциях по не интересному для себя предмету). А предмет для многих действительно интереса не представлял, ибо они считали, что в будущей профессиональной деятельности с ЭВМ им иметь дело не придется (я вел занятия у студентов химических специальностей – нефтяников, нефтетехнологов, инженер-технологов), да и я в то время думал примерно так же (правда, на втором году работы нашел книгу по химической кибернетике и для лекций брал оттуда примеры математического описания химических реакций. Эту математику можно было промоделировать и на ЦВМ, и на АВМ, но математика была простой, и даже она вряд ли была бы востребована в практической работе инженера-химика).
А вот по окончании семестра для меня началась неделя ада: надо было в зачетную неделю принять крохи знаний, чтобы поставить зачеты, примерно у 250 человек (студент должен был отчитаться за лабораторные работы и решить выданную ему задачу – либо написать простенькую программу для Проминь, либо нарисовать схему для решения диф. уравнения на АВМ). Урок вышел для меня поучительным, и к следующему учебному году я себе существенно упростил жизнь: договорился с коллегой, и мы сообща написали подробную методичку по программированию на Проминь и решению диф. уравнений и их систем на МН-7. Методичку издали типографским способом массовым тиражом, отдали в институтскую библиотеку, и на лабах мне стало значительно легче. А для зачетов я использовал имевшийся в политехе кабинет программированного контроля и обучения, написал материал для контроля знаний (некий прообраз ЕГЭ – вопрос и 5 вариантов ответов, один из которых правильный). Вопросы с ответами фотографировались на фотопленку, которая потом склеивалась в кольцо и вставлялась в проекционный аппарат, похожий на телевизор (аппаратов в кабинете было штук 10). К аппарату прилагалась простая клавиатура для указания номера ответа на вопрос и управления сменой кадров. После прохождения всего вопросника автоматически ставилась оценка. Так что на зачете работа моя стала донельзя простой: я всем, получившим 3 балла и выше, проставлял зачет. Другие преподаватели тоже стали активно использовать данный вариант принятия зачетов.
И тут нам помогло Министерство высшего и среднего специального образования. Там решили, что все преподаватели вузов должны иметь базовые знания по компьютерной технике и программированию и использовать ЭВМ в своих учебных курсах. Позднее обязали во все дипломные проекты ввести раздел, связанный с использованием ЭВМ.
Мне довелось обучать преподавателей азам вычислительной техники. Обучали всех, включая преподавателей общественных кафедр – истории КПСС, философии, политэкономии и научного коммунизма. Помню одного доцента, к.и.н. с кафедры истории КПСС, у которого докторская диссертация уже наполовину была готова. Он в технике был по нулям и даже вместо «алгоритм» говорил «аглоритм», что меня забавляло и удивляло, термин-то не компьютерный, а общенаучный, но вот такие у нас были светила-общественники. После общего обучения мне и моим коллегам по ВЦ пришлось еще немало поработать индивидуально с преподавателями, которые в ЭВМ увидели интересную возможность углубить преподаваемую ими учебную дисциплину.
Например, мой коллега Александр затратил много времени и сил, чтобы донести основы алгоритмизации и программирования на Бейсике (это тогда был основной язык для имевшихся у нас малых ЭВМ) до зав. кафедрой инженерной геодезии, доцента, которому было уже около 70 лет. Совместно написали несколько небольших программ для учебного процесса, и у доцента произошел инсайт (озарение, не путать с инсультом :)) ). Он учебных программ написал штук двадцать, и студенты стали основное время в лабораторных и курсовых работах тратить на инженерные знания и умения, а не на калькуляторные вычисления, как было раньше.
Ко мне подошел доцент, ведущий курс строительной механики, и рассказал, что для расчета сил, действующих на строительные конструкции, есть хороший, достаточно новый метод, основанный на матричном представлении данных и матричной математике. Но из-за того, что нужно выполнять объемные операции умножения матриц и обращение матрицы, приходится давать студентам либо другие, более старые методы расчета нагрузок, либо более простые схемы нагрузок, чтобы матрицы были размером не более, чем 3х3. По его алгоритму я написал программу на варианте Бейсика, где были подпрограммы работы с матрицами. В итоге курсовые проекты по сложности исходных данных стали приближаться к реальным задачам, решаемым проектировщиками-строителями.
Преподавателями кафедры вычислительной техники совместно с программистом ВЦ для ЕС ЭВМ была реализована интересная диалоговая программа моделирования усилителей постоянного тока (УПТ). Студент в рамках курсового проектирования приводил выданную ему исходную схему УПТ к каноническому виду, а затем, сидя за дисплеем, мог посчитать ряд параметров УПТ, посмотреть графики АЧХ, меняя номиналы элементов схемы УПТ, получить нужную АЧХ и пр.
Что касаемо обязательного использования ЭВМ в дипломном проектировании, то эту проблему решили административно – в учебную нагрузку некоторых преподавателей кафедры вычислительной техники включили консультирование дипломников по вопросам применения ЭВМ. Мне, к примеру, достались дипломники строительного факультета, у них же был и в составе экзаменационной комиссии на защите дипломов. Консультировал так: читал основной раздел дипломного проекта, находил, где можно применить расчеты на ЭВМ, дипломник с моей помощью (или я сам) писал простенькую циклическую программу с выводом на печать таблицы результатов расчета, программа и таблица вставлялись в пояснительную записку, и оба расходились довольные. Дипломникам-заочникам программу приходилось писать мне самому, уровень знаний у них был никакой. После первого года консультирования я написал методичку по применению ЭВМ в дипломном проектировании, мне и другим руководителям дипломного проектирования стало полегче.
Политика кафедры вычислительной техники заключалась в том, чтобы студент максимально плотно работал с ЭВМ. Как только промышленность стала выпускать бытовые микроэвм, мы сразу закупили штук 15 Микрош, и на лабораторках студенты сидели по 1-2 человека за ЭВМ. Микроши помогли нам прожить пару лет, потом прикупили несколько Д3-28. А когда пошли отечественные персоналки Искра-1030, то ими оборудовали целый класс. Доступ студентов к ЭВМ ограничивался лишь потребностями учебного процесса. А если машина свободна, можешь занимать и работать хоть до конца рабочего дня ВЦ (до 22 часов). Толковые студенты сами писали программы для своих курсовых и дипломных проектов, писали и программы по заданию преподавателей разных кафедр.
Была у нас «элитная» студенческая группа микропроцессорщиков, куда отбирали лучших после второго курса. К окончанию вуза уровень их компьютерной подготовки соответствовал инженерному (помимо Бейсика они изучали еще Clipper, на котором в те года писали софт работы с базами данных). Выпуск их из вуза пришелся на конец 80-х и начало сложных 90-х годов, но все известные мне студенты нашли себе место в ВЦ разных, причем не всегда железнодорожных, организаций, и карьера их сложилась успешно.
А когда началась перестройка и бардак в системе образования (молодежь ринулась в кооперативы, ларьки и т.п., а престиж высшего образования упал ниже плинтуса), наши лучшие кадры ушли из вуза «на вольные хлеба», а за ними в начале 1992 года ушел и я, ушел в организацию, созданную бывшими вузовскими работниками, занимавшуюся научно-производственной деятельностью. Но это уже совсем другая история…