Как построить бизнес на путешествиях
Бизнес: бюро путешествий
Как зарабатывать на коньковых походах и нырянии с китами
Я работал программистом в Москве и мечтал путешествовать по миру без туркомпаний. Сначала отправился в Африку, а потом занимался дайвингом в разных странах.
Друзья в соцсетях видели фотографии из поездок и спрашивали, можно ли присоединиться. В 2015 году мы с женой собрали в путешествия несколько групп.
Сейчас организуем по 25 путешествий в год. Прибыль от поездок очень отличается: иногда уходим в минус на 150 тысяч рублей, а иногда зарабатываем на крупных поездках миллион.
Дешево на Мальдивы
В 2010 году я отправился с женой и друзьями в Африку на три недели. Потом мы увлеклись дайвингом и выбирали страны, в которых можно нырять и плавать вместе с акулами и китами. Нам нравилось возвращаться в уже знакомые места и помогать друзьям открывать их вместе с нами.
О поездках я рассказывал на странице в Фейсбуке. Знакомые часто спрашивали в комментариях, можно ли поехать с нами. Это натолкнуло на мысль, что можно сделать из хобби бизнес: зарабатывать и путешествовать.
В 2015 году мы организовали первую групповую поездку — на Мальдивы. Отдых там считают дорогим, красивым и скучным, но я знаю Мальдивы с другой стороны. Там есть недорогие гестхаусы — только не на островах-отелях, а в местных деревнях. На Мальдивах легко встретить китовых акул, скатов, черепах, поэтому там необязательно две недели лежать на пляже под пальмой. Интереснее взять маску, ласты и акваланг и исследовать подводный мир.
Чтобы прорекламировать поездку, я опубликовал пост в «Живом журнале». Десятидневная поездка на одного человека стоила 900 долларов, плюс путешественник покупал авиабилет. Сумма все равно выходила меньше, чем традиционный отдых в отеле на тот же срок. За неделю мы набрали 15 человек на весенний и 17 — на осенний заезды.
Организация была простой: на все время мы сняли один гестхаус, а повара гестхауса готовили нам еду. Мы просто привезли участников на остров, на котором уже были и все знали. Каждый день плавали на риф и наблюдали за подводным миром, а желающих заняться дайвингом отправили в местный дайв-центр на прохождение курса.
После первой поездки я прошел курс фридайвинга — плавал под водой с задержкой дыхания, не используя экипировку вроде баллонов. Мне понравилось, и я захотел организовать такое для второй группы. Через знакомую нашел инструктора и добавил ежедневные занятия в программу выезда. Это был полноценный курс с практикой на мелководье и глубине с буем — студенты ныряли по тросу вниз по очереди. Вводное занятие проводили бесплатно, остальная программа оплачивалась отдельно.
Траты в поездке на Мальдивы на 10 ночей для 16 туристов — 633 930 Р
Проживание и питание в гестхаусе | 450 000 Р |
Лодка-трансфер | 104 230 Р |
Билеты турлидеров | 61 320 Р |
Комиссия отеля и местный налог | 18 380 Р |
Сколько заработали за путешествие
Разрешение от африканского вождя
Следующую поездку организовали в Эфиопию на вулкан с лавовым озером в кратере. Ехали в первый раз: у нас не было своих фотографий и историй об этих местах. Иллюстрации для сайта и соцсетей взяли на фотостоках, а маршрут продумывали по рекомендациям людей, которые там уже были.
Кроме поста в «Живом журнале» я рекламировал поездку и на Фейсбуке, но набралось всего четыре клиента. Тур стоил 1150 долларов. Мы не планировали заработать на первых поездках, потому что воспринимали их как пробные, поэтому путешествие не отменили.
В Эфиопии опасно арендовать машину и путешествовать одному. Местное население настроено воинственно, а нормальных дорог почти нет. Перед поездкой мы нашли на туристическом форуме местную компанию-партнера, которая помогла бы с организацией, и внесли предоплату 20% — 80 тысяч рублей.
Потом узнали, что знакомый едет в Эфиопию с той же компанией. За две недели до поездки знакомого они написали ему, что директор компании попал в аварию и погиб — без него работа встала. С нами же компания продолжала переписываться и ни о чем не предупреждала. Мы поняли, что это развод, но деньги вернуть не смогли, потому что договор не оформляли. Единственное, что получили, — это консультации по маршруту.
мы потеряли из-за того, что не заключили договор с партнером
Времени оставалось мало, поэтому мы нашли другую местную компанию, которая сдавала в аренду машины. С ними договорились, что ребята помогут с организацией на месте. Мы планировали посмотреть вулкан на территории местного кочевого народа афар. Они контролируют любые перемещения машин. Сейчас на вулкане бывает одновременно по 150 туристов — местные зарабатывают на них, выдавая разрешения на посещение. Без эфиопского подрядчика мы бы не разобрались, куда нужно пойти и кому заплатить — договариваться на английском там сложно. Компания помогла нам получить разрешение на проезд к вулкану у вождя.
Кроме клиентов с нами поехали четверо друзей. Они оплачивали свои расходы сами и помогали в организации: закупали продукты и готовили с нами для группы на газовой горелке.
По пути познакомились с молодым гидом, который тоже вел туристическую группу. На следующую поездку договорились с ним об организации всей программы: транспорта, разрешений, гида, повара и еды. Он не брал предоплаты, а для нас это было важно после неудачного опыта. Вторая поездка в Эфиопию, но уже вместе с гидом, обошлась дешевле. С нами поехало семь человек — мы заработали 3000 долларов. Сейчас этот гид продолжает работать с нами.
Новые направления и запуск бюро
В конце 2015 года к Мальдивам и Эфиопии мы добавили тур в ЮАР и Намибию с заездом на водопад Виктория. Потом появилась Камчатка. Сначала мы поехали на полуостров волонтерами на лето: участвовали в проектах по изучению косаток и медведей. Фотографии из поездки опубликовали в соцсетях и журналах о путешествиях. Люди о нас узнали, поэтому в камчатское путешествие сразу удалось собрать 45 человек.
В 2016 году я ушел из программирования, чтобы заниматься только бюро путешествий «Тим трип».
Мне не понравилось, платить не буду
Когда мы только начинали, случались разные косяки. Например, мы с женой организовывали программу, а туристы сами оплачивали свой перелет. Мы были уверены, что если человек купил авиабилет, то и за тур он тоже заплатит. Понадеявшись на порядочность людей, с которыми мы проведем ближайшие несколько дней в тесном контакте за границей, мы разрешали им вносить деньги уже после тура, еще и платить частями.
Так делать не стоило. У туристов, которые не заплатили сразу, возникает соблазн найти недостатки в нашей работе и в итоге вообще не заплатить за поездку. Хорошие отношения и тесный персональный контакт не помогли.
Так произошло при путешествии в Намибию. Мы набрали команду из четырех человек, которые до этого никогда не ночевали в палатках. Мы забыли предупредить о возможных холодных ночевках, участники не взяли с собой теплых спальников и в одну из ночей замерзли и не выспались.
Двое туристов собирались отдать остаток денег за тур по возвращении в Москву. Одна из них платить отказалась, а потом к ней присоединилась и вторая. Так мы остались без тысячи долларов.
Теперь всю стоимость тура участники оплачивают до вылета.
В декабре 2018 года туристка, которая не оплатила поездку в 2015, извинилась и отдала оставшуюся сумму. Она хочет снова поехать с нами в путешествие.
Направления и цены
Сейчас организуем 25 путешествий в год. В среднем это две поездки в месяц, но в майские праздники и летние каникулы стараемся путешествовать больше.
Самые популярные путешествия — к китам на Азорские острова и Тонга. Тонга — это архипелаг из 177 островов в Тихом океане, где можно нырять с горбатыми китами, плавать с акулами и смотреть на действующий вулкан. Тур стоит 3250 евро.
стоит тур на архипелаг Тонга в «Тим Трипе»
Мальдивы часто выбирают благодаря низкой цене в сравнении с другими турами — поездка стоит 1000 долларов. Но не всегда дело в цене. Байкал, например, стоит меньше, но не все готовы проходить по 20 км в день по льду в минус 20—25 градусов и ночевать в палатке. Людям, которые собираются туда в первый раз, сложно представить, как прожить неделю без душа в минусовой температуре.
Количество человек, которое окупает поездку, зависит от затрат. Например, на Мальдивах расходы — это наши билеты, аренда оборудования, зарплата турлидера, проживание и питание в гестхаусе. Чтобы выйти в ноль, достаточно взять с собой пятерых туристов.
Обычно в одну поездку набирается 10 человек. Иногда мы ограничены ресурсами — например, количеством мест на яхте в путешествии на Землю Франца-Иосифа, Антарктиду и морские круизы на Камчатке. На Мальдивах мы ничем не ограничены и можем взять до 20 человек. Изначально договариваемся с одним гестхаусом, но если набирается больше людей, расселяем их по соседним.
У нас редко случаются дополнительные расходы, которые сильно влияют на бюджет. Риски бывают, если мы снимаем дорогое оборудование — машину или яхту. За яхту платим фиксированную цену — независимо от количества людей. Чем меньше туристов, тем выше себестоимость на одного человека.
С автомобилями бывают свои проблемы. Например, на Азорских островах узкие улицы, поэтому машину легко поцарапать. Однажды в Намибии попали в аварию. Большая птица перебегала дорогу, водитель дернул руль, и машину занесло. Лидеру группы и туристке пришлось наложить в больнице гипс. К счастью, за все годы похожих случаев больше не было.
В ценах приходится ориентироваться на рынок. Хотя мы разрабатываем собственные маршруты, у других организаторов встречаются похожие поездки. Они могут быть в другом формате, но для нового клиента это не всегда очевидно. Они видят: там Байкал и тут Байкал. Мы понимаем, что если человек о нас еще не знает, то пойдет туда, где дешевле. Поэтому мы проверяем цены на аналогичные поездки у других туроператоров и стараемся им соответствовать.
Есть и рискованные путешествия. Например, в 2019 году планируем первую поездку в Антарктиду. Там хотим организовать дайвинг для опытных — для этого закупили оборудование на 12 тысяч долларов и наняли польского гида. Надеемся встретить морских леопардов, пингвинов, китов и косаток. Если наберем две группы по семь человек, то будем в небольшом плюсе. Если не доберем хотя бы двух человек, то окажемся в огромном минусе, потому что двухместная каюта стоит 12,8 тысячи евро за человека, а оплачивать нужно всю яхту целиком независимо от количества туристов.
Клиенты и продвижение
Основной костяк клиентов сегодня — самостоятельные путешественники. Они не всегда могут организовать подобные поездки сами, потому что в одиночку выходит дороже, чем группой. С теми же, кто привык к пакетным турам, иногда случаются сложности.
Когда мы с женой едем самостоятельно в какую-нибудь интересную страну, то бронируем простой отель, общаемся с местными на пальцах, худо-бедно решаем бытовые вопросы и в итоге получаем классные впечатления и эффектные фотографии. Выкладываем их в соцсети. Люди на них смотрят и впечатляются: «Тоже так хочу». Они приходят к нам и записываются в следующее путешествие.
Некоторые клиенты думают, что помимо красивой природы и эффектных видов они получат привычный для себя пятизвездочный сервис: хорошие гостиницы, русскоговорящих гидов, брендированный джип и фирменную папочку с документами. А еще в их глазах мы как волшебники: все знаем о стране, умеем решать любые вопросы на границе, свободно говорим на всех языках и знаем в лицо всех местных змей и какие от них нужны противоядия. А мы просто двое ребят, которые любят путешествовать.
В путешествии по Галапагосским островам часть клиентов была недовольна буквально всем. На Галапагоссах нет русскоязычного гида: я привлекал местного, а потом переводил его слова группе. Туристы же привыкли, что в пакетных турах вся программа русскоязычная. Отели им тоже не нравились — они были удобными, но не такими красивыми, как по программам «все включено». В итоге никакие черепахи, ящерицы и скалы уже не были так интересны, если ты ожидал высококлассный сервис.
В путешествиях мы часто ночуем в кемпингах — это оборудованная территория, где ставят палатки. В первых поездках мы не учитывали, что турист может оказаться в палатке впервые и не выспаться. Это портило отдых, даже если потом он видел горную гориллу и закат на вулкане.
Сейчас все условия оговариваем заранее. Например, указываем в договоре отели, чтобы клиенты посмотрели, где будут останавливаться, и заранее сказали, если что-то не нравится.
Клиенты узнают о нас по сарафанному радио и через Фейсбук. С рекламой в соцсетях получается непредсказуемо: бывает, потратишь 200 долларов и получишь пять клиентов, а иногда кампания не приносит ни одного.
Еще о нас узнают по проектам, посвященным животным и их защите. Например, мы помогали снимать фильм «Медведи Камчатки. Начало жизни». Сотрудничаем с проектом «Друзья океана» на Сахалине — ребята борются с отловом косаток в Охотском море. Чтобы освещать эту проблему, мы организовали путешествие на Шантарские острова. Если развивать туризм, то, возможно, отлов когда-нибудь прекратится.
Команда
В начале мы с женой все делали сами. Я организовывал путешествия и общался с клиентами, а Настя занималась дизайном и сайтом.
В 2017 количество поездок выросло до 24 — мы перестали успевать и наняли менеджера. Она занялась рекламой, добавляла на сайт туры, общалась с клиентами и помогала планировать программы.
Сейчас я уже не готов так много ездить, поэтому стараюсь организовывать поездки, в которых лидером буду не я.
Часто турлидерами работают биологи — с большинством знакомимся в поездках. Например, Стас Захаров приехал к нам туристом на Азорские острова. Вместе мы придумали проект по наблюдению за китами «Вейл вочинг Раша». Это ответвление от «Тим трип» для иностранных клиентов.
Каждую неделю мы получаем по два письма от людей, которые хотят вести наши группы. Сложно взять человека с классным резюме, если мы не видели кандидата в деле. Даже с проверенными людьми не всегда получается, потому что им бывает сложно найти баланс: в путешествии нужно работать, а хочется фотографировать и отдыхать.
В поездках всегда появляются организационные вопросы — лучше, чтобы их решали люди из нашей команды. Местные гиды не всегда говорят на русском и английском и часто не готовы договариваться с туристом, если он чем-то недоволен.
Однажды туристы попросили организовать им индивидуальное путешествие не в те даты, которые мы планировали. Мы рискнули: подготовили маршрут и отправили их с местными гидами без турлидера.
я заплатил из своего кармана за отель для недовольных туристов, которых мы отправили без турлидера
Это довольно дикий тур — на пути нет отелей и цивилизации, ночевки проходят под открытым небом. Туристы оказались недовольны походной едой и отелями, в которых останавливались в первый и последний день путешествия. Удаленно мы договорились о том, что переселим их на последнюю ночевку в отель люкс. Я доплатил за него 300 долларов из своих денег. Если бы на месте был наш турлидер, он бы смог провести переговоры и уладить ситуацию быстрее. Больше мы не отправляем туристов в поездки без турлидера.
У лидеров нет постоянной зарплаты. Оплата каждого проекта высчитывается из бюджета поездки и всегда разная. Постоянную зарплату получают только менеджеры и бухгалтер. Сейчас у нас один постоянный менеджер, а два работают на четверть ставки. Первый общается с клиентами и партнерами и ведет соцсети. Два других выполняют рутинную работу: вносят клиентов в базу данных, подписывают договора и оформляют страховки.
С 2017 года мы начали брать волонтеров в поездки со сложной организационной работой: на Азорские острова, Байкал, Соловецкие острова и в Африку. Они помогают руководителю путешествия сопровождать группу: водят машину, готовят еду, содержат дом в чистоте и решают организационные вопросы. Ребята оплачивают билет и питание, а все остальное для них бесплатно.
В волонтеры попадают те, кто уже ездил с нами в качестве туриста, или их друзья. Количество волонтеров зависит от размера группы. На каждых трех-четырех туристов нужна машина и один водитель.
Случаются поездки, которые полностью сопровождают местные гиды. Например, в Эфиопии мы не водим группу самостоятельно. В каждый тур обязательно едет наш лидер, чтобы отвечать на вопросы туристов, инструктировать и решать сложные вопросы. Например, задача лидера — утвердить план на следующий день, донести его до всех участников. Если завтра по плану выход в море, а по прогнозу шторм, переиграть на наземную программу, а морской день перебронировать на другую дату. Если кто-то заболел, съездить в больницу и помочь.
Результаты и планы
В 2018 году оборот проекта составил 9 миллионов рублей — из них мы заработали 2 миллиона.
В следующем году планируем добавить к текущим новые поездки — в Исландию, Южную Америку и на Мадагаскар. Будем выходить на иностранный рынок с проектом «Вейл вочинг Раша». Мы исследуем китов в России и открываем новые места, где их можно увидеть.
7 способов путешествовать на машине и зарабатывать в пути
Мы все завидуем ведущим популярных телешоу, которые ездят по разным странам, да ещё и получают за это деньги. Ася Репрева из сервиса для поиска попутчиков BeepCar собрала несколько способов превратить поездки в источник дополнительного дохода. Вряд ли вы заработаете миллионы, но бензин точно окупите.
Реклама на машине
Крупные компании платят автомобилистам за размещение рекламных наклеек на машине. Чтобы начать зарабатывать, зарегистрируйте свое авто на специальной бирже, например Рекламовоз.ру. На этой бирже заказывают размещение более семи сотен рекламодателей, которые платят каждому водителю от 300 до 15 тысяч рублей в месяц. Средняя цена одного размещения — 1000 рублей в месяц.
Требования у биржи не слишком жесткие — для размещения рекламы достаточно иметь пробег от 100 километров в неделю. И чем больше пробег, тем больше платит рекламодатель.
Фотостоки
Если вы снимаете красивые картинки, и у вас есть хотя бы самая простая зеркальная камера или хорошая «мыльница», зарабатывайте на фотостоках! Самые известные — Shutterstock и Fotolia.
Общие правила работы со стоками такие: вы регистрируетесь, загружаете фотографии в хорошем качестве (обычно не менее 2 Мбайт), делаете подписи к фото и ждете продаж. Если кто-то из пользователей стока купил вашу фотографию, вы получаете деньги.
Новичкам лучше работать со стоком Fotolia — там вы начнете зарабатывать сразу же. На Shutterstock нужно сдать своеобразный экзамен — прислать 10 фотографий и ждать одобрения. Если администрация сайта одобрит ваши снимки, вы сможете работать с Shutterstock.
Самые доступные снимки, которые делают в путешествиях — это фотографии еды и пейзажные фото. С людьми все немного сложнее: если вы хотите продавать на стоке картинку, где видны лица людей, вы должны получить их согласие.
Фриланс
Возможно, вам повезло, и ваша профессия позволяет работать удаленно на фрилансе. Если вы программист, журналист или веб-дизайнер, никаких трудностей с этим не возникнет. А если ваша профессия не позволяет работать удаленно?
Тогда вы можете находить подработки в том месте, где вы сейчас находитесь. Если вы путешествуете по России, зарегистрируйтесь как исполнитель на сайтах вроде YouDo и Profi.ru. Там вы найдете заказы, например, на мелкий бытовой ремонт. Путешествуете на своей машине? Поможете людям с курьерской доставкой или переездом!
На таких «биржах труда» можно найти самую разнообразную подработку, даже если вы не умеете ничего делать руками. На YouDo, к примеру, есть такие задачи, как «сфотографировать здание» или «проверить наличие товара в магазине».
Средняя цена несложных заданий — 500–1000 рублей, за более серьезную работу вы получите 2–3 тысячи.
В мире тоже есть аналоги YouDo и Profi.ru. Самый известный американский аналог — это сервис TaskRabbit.
Поделиться опытом
Проводите лекции в разных городах. Если вы едете не в пустыню, а в крупный город, у вас есть интересные знания, и вы умеете выступать перед публикой, это ваш шанс! Сейчас модно обмениваться опытом, причем люди любят практические «лайфхаки» от экспертов, а не скучные лекции теоретиков.
Узнайте, есть ли в городе колледж или университет, который занимается той темой, в которой вы профи. Если такой имеется, свяжитесь с администрацией и предложите гостевую лекцию или мастер-класс. Подготовьте тезисный план выступления, резюме со своими регалиями и опытом, соберите отзывы и рекомендации с прошлых выступлений (если такие были).
Учебные заведения — не единственное место для публичных выступлений. Сегодня многие кафе, анти-кафе и рестораны организуют мероприятия с гостями, чтобы привлечь новую аудиторию в заведения. Найдите популярные в городе места и предложите им темы, в которых вы эксперт.
Обычно, если вход на мероприятие платный, спикеру отдают 40–50% выручки от билетов (а в кафе еще и кормят). Пиаром занимается заведение, ваша забота — только интересная презентация и выступление.
Отчёт по итогам поездки
Много путешествуете и знаете, куда пойти в том или ином городе? При этом умеете и любите писать? Перед поездкой договоритесь с каким-нибудь сайтом, тематическим блогом или СМИ: вы едете путешествовать и привозите из поездки статью и информацию для них. Главное — обсудить все заранее, чтобы знать, за какой информацией охотиться: нужна ли инструкция о том, где дешево поесть, или список мест, где тусуются местные жители, или способы сэкономить, или обзоры необычных музеев.
Многие СМИ переписывают информацию с других сайтов, поэтому уникальный контент от очевидца высоко ценится. Кто-то платит за количество знаков, кто-то — по договорной цене за каждую статью. Стандартный гонорар — рубль за написанный знак.
На сайтах СМИ обычно указан хотя бы один e-mail редакции — напишите на него письмо, расскажите о себе и о том, почему вы станете для них хорошим автором. Прикрепите ссылки на свои тексты (подойдет даже блог или страничка в соцсетях). Можно также найти редакторов популярных СМИ в социальных сетях и связаться с ними напрямую.
Зарабатывайте также с помощью сайтов-планировщиков, таких как Agentika, Timescenery, IQPlanner. Съездили куда-то? Добавьте информацию об этом месте, о гостиницах, ресторанах и своем маршруте на сайт. Каждый раз, когда пользователь бронирует что-то по мотивам вашего маршрута, сайт делится с вами комиссией от партнеров — до 70% от общей суммы комиссии.
Перевезти посылку в другой город
Кто-то заказывает любимые пряники из Тульской области, кто-то хочет передать подарок, а кому-то нужно срочно доставить в другой город документы. И люди даже готовы заплатить за то, чтобы человек довез их посылку. Вам же все равно по пути, так почему бы не заработать?
Разместите свою поездку на специализированном сайте — Туда? Туда, Gransjoy, Grabr. Укажите сумму вознаграждения, за которую вы доставите посылку. Иногда вам нужно будет только забрать вещь и передать ее получателю, иногда понадобится купить ее самостоятельно (во втором случае смело просите вознаграждение повыше).
Сдать своё имущество
Вероятно, вы не планируете уезжать очень надолго (хотя кто знает?). Однако свое жилье можно сдать, даже если вы едете в путешествие на пару недель — а чего имуществу простаивать?
Сдать жильё на короткий срок можно через Airbnb и другие подобные сайты — HomeAway, Wimdu, Roomorama. Или можно предложить свое жилье на Locals — на этом сайте, в отличие от других, сдают квартиры без посредников и комиссии, поэтому съемщику будет выгодно арендовать ее на короткий срок.
Также можно сдавать вещи, которые не нужны вам, пока вы в путешествии. На сайтах вроде Rentmania и «Арендориум» вы сдадите свой велосипед, гараж, вторую машину. Если вы уезжаете надолго, можете отдать напрокат буквально все — от мебели и бытовой техники до комплекта посуды.
Какой бизнес можно открыть за 150 000 ₽: 10 историй предпринимателей
Начать свое дело, судя по данным ВЦИОМ, хочет четверть россиян. Главные препятствия для запуска бизнеса — нехватка денег, дорогие кредиты и необходимость приличного стартового капитала.
Как победить выгорание
Прокат карнавальных костюмов в Воронеже
Стартовые вложения: 119 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 100 000—150 000 Р
Расходы на старте: костюмы и аксессуары, мебель и оборудование, аренда, реклама в соцсетях, регистрация ИП
Вика любила костюмированные вечеринки, но в Воронеже было сложно достать наряд. Так у девушки появилось новое хобби — она покупала костюмы, а чтобы подзаработать, начала сдавать их в аренду. Увлечение постепенно переросло в бизнес — сначала прокат занимал пару часов в день, но со временем обороты выросли и пришлось полноценно посвятить себя этому делу.
Фонд костюмов Вика формировала постепенно: собирала заработанные деньги и раз в месяц покупала 5—10 костюмов. Со временем выяснила, что самые ходовые размеры: 42—48 для женщин, 46—50 для мужчин.
Прокат карнавальных костюмов — сезонный бизнес: костюмы обычно берут на утренники, выпускные вечера, вечеринки и корпоративы. Нужно заранее купить костюмы под праздники, угадать, какие кинопремьеры станут популярными настолько, чтобы люди арендовали костюмы героев из них. Чтобы выровнять падение выручки от сезонности, Вика параллельно продает антикварные вещи и предметы декора, проводит творческие мастер-классы, организовывает праздники. Еще предлагает костюмы барам и клубам, потому что им можно сдать сразу несколько костюмов, пусть и со скидкой.
Сайт для салона проката костюмов оказался бесполезным. Люди все равно приходят в магазин примерить наряд. Еще по опыту выяснили, что лучше не шить костюмы самостоятельно — покупать их проще и дешевле.
Фигуры из картона в Волгограде
Стартовые вложения: 14 800 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 160 000 Р
Расходы на старте: аренда помещения, мебель, материалы, госпошлина за открытие ИП
Прежде чем начать свой бизнес, Александра поработала в аналогичной мастерской по изготовлению декораций из картона и набралась опыта. Свое дело начала как фрилансер с редких заказов и простых задач, например делала упаковки для подарков. Когда заказов стало много, в том числе и от компаний, предпринимательница сняла помещение и запустила свою мастерскую.
Александра делает не только фигуры из картона, но и строит декорации для фотосессий и клипов, украшает офисы компаний и проводит детские выездные мастер-классы. Сотрудников начала нанимать, когда перестала успевать все делать сама. Постепенно рабочий коллектив вырос до пяти человек, время от времени привлекают дополнительных помощников.
Основными клиентами мастерской стали крупные компании: производители сока, банки, заводы, операторы сотовой связи и торговые центры. В бизнесе есть сезонность: с сентября по декабрь — горячий период, с января по февраль клиентов мало.
Швейное ателье в Сыктывкаре
Стартовые вложения: 66 350 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 30 000—40 000 Р
Расходы на старте: аренда помещения за 4 месяца, две швейные машинки б /у, материалы и инструменты, визитки, плакаты, листовки и баннер для входа
Инна шесть лет работала портной: шила чехлы на автомобильные кресла, перетягивала мебель, меняла поролон. Потом заболела и потеряла работу.
В центре занятости ей предложили грант на собственный бизнес. Инна согласилась и решила открыть свое ателье. На запуск от государства она получила 78 800 Р : деньги ушли на аренду и оборудование. Промышленные машинки пришлось брать подержанные, а раскройный стол сделать самостоятельно.
Чтобы привлечь клиентов, Инна тестировала разные виды рекламы. Выяснилось, что баннер в газете не работает, лучше размещаться в строительных каталогах. Со временем про ателье узнали, к Инне стали обращаться поликлиники, гостиницы и мотоклубы.
Сначала предпринимательница работала с родственниками, но потом поняла, что так делать не стоит — они не выполняют поручения и могут вообще не прийти на работу, поэтому проще нанимать посторонних людей. Сотрудников Инна ищет через соцсети и центр занятости и оформляет их по договору гражданско-правового характера. Когда заказов мало, выполняет их сама.
Интернет-магазин обоев в Москве
Стартовые вложения: 126 300 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 700 000 Р
Расходы на старте: обои и каталоги, бухгалтерия, реклама, регистрация ИП и открытие расчетного счета
Николай занимался программированием и сделал поставщику обоев сайт-визитку. Бизнес его заинтересовал, и Николай предложил клиенту сотрудничество — вместе продавать обои через интернет. Они стартовали, но со временем поставщик начал менять условия. Тогда Николай разорвал партнерство и запустил новый магазин, уже с другом.
Разработкой сайта и размещением данных о товаре Николай занимался сам. Друг помог с доставкой: забирал товар у поставщиков, собирал заказы и отдавал их курьерам.
Бизнес стал расти — ребята экономили на аренде и формировали заказы на крытой стоянке, поэтому могли держать цены ниже, чем в офлайн-магазинах. За год оборот вышел на 4,7 млн рублей, прибыль составила 450 000 рублей. Тогда предприниматели наняли первого сотрудника, который обрабатывал заказы, и сняли склад и магазин, куда могли прийти покупатели за товаром. Постепенно расширили ассортимент и добавили ламинат и освещение.
В процессе роста бизнеса были и ошибки. Например, не сработала идея открыть магазин рядом с продажей кухонь, чтобы привлекать покупателей сопутствующими товарами для ремонта. Еще была попытка открыть второй магазин, но штат стал большим и не удавалось держать низкую наценку — пришлось закрыть. В итоге оставили один офлайн-магазин и сайт.
Активно развивать бизнес помогла работа с сайтом и текстами — за год друзья добавили на страницу магазина большое количество материалов, которые рассказывали о разных видах обоев. На сайт стали заходить по 90 000 человек в месяц, часть из них становились покупателями.
Пончики в Чебоксарах
Стартовые вложения: 100 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 350 000 Р
Расходы на старте: аппарат для приготовления пончиков, сырье, сертификация, фритюр, дозатор для начинки, аренда за помещение, металлические столы
Анжелика вместе с другом Сашей пробовали продавать овец, но с поставщиком не сложилось. Тогда решили заняться другим бизнесом. Идею нашли на «Авито»: там продавали пончиковый аппарат. Девушка вспомнила свою работу няней в США: местные часто ели пончики, как в «Симпсонах», а в России Анжелика такой еды не видела.
Первые пончики жарили дома на сковородке, потом купили аппарат и долго искали рецепт идеального теста. Когда получилось вкусно, сняли недорогое помещение под производство и еще арендовали 6 м² в торговом центре — поставили «островок» для реализации.
Чтобы приготовить пончик, предприниматели использовали хлебопечку для замеса теста, аппарат, где тесто поднимается под воздействием углекислого газа, электрическую плиту и дозатор для начинки — все это помещалось на двух металлических столах. Начинку покупали готовую, а глазурь варили сами. Производство получилось увеличить, когда нашли поставщика готовых смесей для пончиков — если не делать тесто самим, можно приготовить в два раза больше штук за то же время.
Пончики — это сезонный бизнес. Высокий спрос приходится на праздники, а падает с середины весны до середины лета, когда часть покупателей отказывается от мучного и сидит на диетах. Чтобы заработать больше, Саша и Анжелика начали продавать кофе и договорились с другими кофейнями и магазинами о поставке своей продукции.
Если хотите открыть такой же бизнес, внимательно отнеситесь к договорам на помещения — арендодатель Анжелики заметил, что ее бизнес идет в гору, и не стал продлевать договор. Вместо этого он открыл аналогичную пончиковую сам. Хорошо, что девушка подготовилась к такому варианту развития событий — создала другие варианты сбыта.
Сахарная вата в Кемерове
Летом лучше арендовать место в парках, на набережной или рядом с детской площадкой. Зимой придется переехать в торговый центр: на улице продукты замерзнут. Еще можно брать аппарат на фотосессии, праздники, мероприятия: если планируете выездную работу, ищите аппарат с газовой подачей, он не зависит от электричества. Пригодится и специальный купол — так во время готовки горячие капли не попадут на зрителей.
Веники для бани в Горячем Ключе
Стартовые вложения: 70 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: до 550 000 Р
Расходы на старте: веники и упаковка
Иван занимался производством спортивного питания в небольшом городе Горячий Ключ. Чтобы расширить рынок сбыта, он поехал в Москву и попытался продать партию товара в первый попавшийся фитнес-клуб. Там он познакомился с предпринимателем, который выкупил у него спортивное питание и заодно сделал заказ на веники для бань — такие делают многие жители Ключа. Иван понял, что это может стать стабильным бизнесом, ведь с сырьем проблем нет: можно покупать веники у жителей и продавать большую партию в Москве.
Сертификаты на банные веники не нужны, вмести них можно оформить отказное письмо на продукцию — это документ, в котором говорится, что товар не подлежит сертификации.
Чтобы открыть такой бизнес, нужно найти вязальщиков — тех, кто вяжет веники. В Ключе это бабушки и дедушки, которые таким образом создают себе прибавку к пенсии. Веники делают вручную, чтобы контролировать, какая ветка ляжет в пучок, а какая нет. Еще для производства пригодится заготовитель — он договаривается с лесниками, оформляет лесные билеты, нанимает сборщиков веток, проверяет качество работы.
Основные клиенты — крупные оптовые заказчики, которые поставляют веники в бани, торговые сети, на мелкие оптовые базы и в магазины. Еще веники покупают крупные банные комплексы и предприниматели, которые торгуют подобными товарами в розницу.
Конструкторское бюро в Москве
Стартовые вложения: 95 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 500 000 Р
Расходы на старте: еда, жилье, транспорт и регистрация юридического лица
Этот бизнес появился из кружка по интересам. Дмитрий еще в университете увлекся созданием 3Д-моделей инженерных конструкций — разобрался в специальной программе, участвовал с друзьями в олимпиадах по этой теме. Когда кружок дорос до двадцати человек, ребята обратились к ректору — тот помог с помещением и оборудованием.
Портфолио наработали тоже с помощью вуза — бесплатно перевели металлургическое оборудование для кафедры в трехмерный вид. Сотрудники рассказали о толковых студентах друзьям и коллегам — так появились первые клиенты. Со временем количество заказов росло, ребята сделали экзоскелет, шлем для оцифровки мимики, станции велопроката. Сейчас в портфолио бюро факел для олимпийского огня и подводные беспилотники.
Работа строится так: сначала клиент приходит с идеей, ребята изучают рынок похожих устройств. Выясняют, что не нравится пользователям и как они используют такую технику. Потом делают простой макет из подручных средств, согласуют с клиентом, на его основе создают рабочую модель. Ее тестируют, снова показывают клиенту. Получается готовая модель, с которой можно идти на серийное производство. Патент и все права на такое изобретение становятся собственностью клиента.
Творческая мастерская в Казани
Стартовые вложения: 115 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 200 000—500 000 Р
Расходы на старте: аренда комнаты, ремонт, роспись стен, мебель и оборудование, расходные материалы, регистрация ИП
Братья Васильевы по образованию программисты, но всегда хотели заниматься творчеством. Однажды они решили организовать выездные мастер-классы по мультипликации и песочной анимации: оказалось, спрос на это есть, но выезды отнимали слишком много сил. Поэтому предприниматели нашли помещение и открыли творческую мастерскую — место, где взрослые могут попробовать разные хобби.
Сначала проводили разовые мастер-классы пару раз в неделю. Затем организовали выставку мультипликации: после нее о братьях узнало много людей и посещаемость мастер-классов выросла. Чтобы люди возвращались, братья постоянно запускают новые направления, а от непопулярных отказываются.
Чтобы получить дополнительный доход, братья стали продавать продукцию, изготовленную на оборудовании мастерской. Еще они начали участвовать в выездных фестивалях: проводить там мастер-классы и продавать готовые товары — это помогло увеличить прибыль и привлечь новых клиентов.
Студия живописи в Воронеже
Стартовые вложения: 151 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 40 000—70 000 Р
Расходы на старте: аренда, мебель и мольберты, посуда, материалы для живописи, натюрмортный фонд, реклама и полиграфия, хозяйственные мелочи
Настя работала преподавателем в студии живописи. Когда собственник решил закрыться, Настя выкупила бизнес и стала работать на себя.
У студии развлекательный формат: учиться приходят люди, которые не планируют становиться художниками, а хотят попробовать что-то новое и порисовать. Лицензия для такого бизнеса не нужна, документы об образовании Настя не выдает.
Работает девушка не одна — на мастер-классы она привлекает и других преподавателей. Как сотрудников никого не оформляет — наоборот, преподаватели арендуют у нее студию за процент от пришедших на занятия людей.
Если вы хотите открыть такой бизнес, ищите просторное и светлое помещение. Проходимость не особо важна, потому что на мастер-класс редко приходят случайные люди. Окна должны быть большими, потому что художникам нужно много света. Еще пригодится зона отдыха, где ученик может попить чай и отвлечься.
Для работы нужно купить мольберты, разбавитель для красок, сами краски, кисти, холсты, карандаши, бумагу. Собрать натюрмортный фонд — из него ставят постановку для срисовывания. В композицию лучше вложиться — постановка должна быть интересной и с разными деталями.
Большая часть клиентов такого бизнеса — женщины от 25 до 45 лет. Есть и детские встречи, но они не делают основной выручки.
Чтобы заработать больше, нужно проводить разовые мастер-классы: они привлекают новых клиентов, которые могут стать постоянными. Еще в продвижении помогают соцсети: Настя публикует во «Вконтакте» заметки о живописи, уроки рисования, отзывы о мастер-классах. Повезет, если группу заметят полезные люди — журналисты, представители творческих объединений, организаторы выставок и мероприятий: они могут организовать мастер-класс студии у себя на площадке и рассказать о ней большому количеству людей.