Как починить кварцевые часы наручные
Глава 3. Кварцевые часы
Глава 3. Кварцевые часы
Так называются наручные электронно-механические часы с кварцевым генератором (рис. 9).
Рис. 9. Кинематическая схема кварцевых часов КНЧ 3050:
1 — головка переводная;
5 — звездочка с колесом;
6 — колесо вексельное;
8 — триб минутной стрелки;
9 — колесо центральное с трубкой;
10 — ротор шагового двигателя;
11 — статор шагового двигателя;
12 — триб шагового двигателя;
13 — колесо передаточное;
14 — колесо секундное с трибом;
15 — колесо промежуточное;
16 — колесо переводное;
17 — муфта кулачковая;
18 — рычаг заводной;
19 — рычаг переводной со штифтом;
20 — пружина кулисы
Кварцевый генератор — это источник высокостабильных колебаний, расположенный в электронном блоке.
Блок кварцевого генератора представляет собой печатную плату с размещенными на ней кварцевым резонатором, интегральной микросхемой и пассивными элементами. Блок соединяется с платиной винтами. Исполнительным устройством в часах является шаговый двигатель, выполненный в виде автономного узла. Элемент питания обеспечивает не менее 12 месяцев непрерывной работы часов.
Принцип действия и кинематическая схема работы часов таковы: электрический сигнал кварцевого генератора подвергается делению его частоты и после формирования импульса поступает на шаговый двигатель. Частота следования импульсов — 1 Гц. Шаговый двигатель, в свою очередь, преобразует последовательные электрические импульсы в прерывистое вращение основной колесной системы.
Посредством колесной системы вращение вала двигателя передается на стрелки и календарное устройство (если оно имеется).
Триб шагового двигателя (12) находится в зацеплении с передаточным колесом (13), триб которого ведет секундное колесо (14). От триба секундного колеса через промежуточное колесо (15) с трибом вращение передается центральному колесу (9). Стрелочный механизм состоит из триба минутной стрелки (8), вексельного колеса (6) с трибом, часового колеса (7).
Переводной вал (2) с головкой (1) может занимать два фиксированных положения. Если у часов имеется календарное устройство, тогда переводной вал будет рассчитан на три положения.
Для того чтобы перевести стрелки, необходимо поставить переводную головку во второе фиксированное положение. Кулачковая муфта (17) при этом должна войти в зацепление с переводным колесом (16). Далее вращение передается на стрелочный механизм.
Во время перевода стрелок стопорный рычаг, механически связанный с переводным валом, стопорит переводное колесо и предотвращает движение колесной системы и шагового двигателя при переводе стрелок. После установки стрелок и при возвращении переводной головки в начальное положение рычаг возвращается в нормальное положение, обеспечивая пуск шагового двигателя.
Отверните запорное кольцо и снимите крышку корпуса.
Отверните винт пружины элемента питания, снимите пружину и осторожно, желательно при помощи пинцета, вытащите элемент, беря его только за цилиндрическую часть корпуса.
Далее отверните винты подключения шагового двигателя, обязательно придерживая пинцетом наконечники проводников.
Вставьте в механизм элемент питания и тестером проверьте исправность электронного блока.
Плюсовой щуп тестера подключается к платине механизма часов, а минусовой — поочередно к контактам подключения шагового двигателя. Стрелка прибора при этом должна отклониться до 1,4–1,5 В и совершать колебания в пределах 1–2 мм с интервалом в 2 с. Если такие колебания отсутствуют, замените электронный блок.
Затем определите исправность шагового двигателя. Переключатель тестера для этого следует установить в положение измерения сопротивления.
Подключить щупы тестера к контактам (выводам) шагового двигателя и измерить сопротивление катушек, которое должно находиться в пределах 3–4 кОм.
Один щуп тестера подключите к платине часов, а второй — к одному из выводов шагового двигателя.
При этом стрелка прибора должна быть в левом крайнем положении шкалы прибора. То же самое повторить с другим выводом. Если при замере стрелка отклонится вправо, значит, катушка шагового двигателя замыкается на корпус. Такой двигатель надо заменить.
Снимите электронный блок. Для этого надо отвернуть винт крепления токопровода, снять изолирующую шайбу, отвернуть два винта крепления блока к платине, осторожно приподнять пинцетом блок, сдвинуть его в сторону и снять с колонок.
Нажмите на подставку переводного вала, вытащите из корпуса вал, а затем и весь механизм.
Отверните винты крепления моста шагового двигателя. Снимите мост, затем отверните два винта крепления шагового двигателя и осторожно вытащите, взяв пинцетом.
При извлечении и установке шагового двигателя можно пользоваться только латунным пинцетом, а для источника питания — только пластмассовым.
Далее разберите стрелочный механизм. Для этого требуется снять стрелки, два винта циферблата, циферблат, три винта, мост, часовое, вексельное и переводное колесо и триб минутной стрелки. Затем снимите календарное устройство, если оно есть.
Разберите основную колесную систему. Для этого отверните винты и снимите мост.
После разборки механизма следует чистка деталей. Промывают все детали, кроме источника питания, шагового двигателя, циферблата, корпусных стекол, вставок, блока кварцевого генератора и окрашенных стрелок. Все перечисленные детали, кроме шагового двигателя, очищают мягкой волосяной щеткой.
Установите центральное колесо с трубкой (9), триб минутной стрелки (8).
Запрессуйте центральную трубку в отверстии триба минутной стрелки, затем проверьте плавность вращения центрального колеса, а также его осевой и радиальный зазоры. Смажьте все посадочные места центральной трубки.
Соберите колесную систему. Это делается в следующем порядке: установить промежуточное колесо (15) с трибом, передаточное (13) и секундное (14) колеса с трибами и мост основной колесной системы так, чтобы тормоз стопорного рычага вошел в паз моста, закрепить мост винтами. Проверьте зазоры промежуточного и секундного колеса с трибами и плавность вращения системы.
Соберите переводной механизм. Для этого надо установить переводной рычаг (19), рычаг муфты и саму кулачковую муфту (17), а также переводной вал (2).
Проверьте плавность вращения вала в платине, установите стопорный рычаг и смажьте все детали.
Установите минутное колесо с трибом, передаточное колесо, мост и закрепите его винтами.
Установите часовое колесо (7).
Установите пружинную шайбу и циферблат. Приверните циферблат винтами, а затем установите часовую, минутную и секундную стрелки. При этом надо следить за положением переводного вала; при установке часовой и минутной стрелок вал должен находиться в положении перевода стрелок.
С помощью переводного вала переведите стрелки на цифру 12 и установите секундную стрелку, согласовав ее положение с делениями циферблата.
Минутную, секундную и часовую стрелки следует устанавливать, не применяя больших усилий, чтобы не нарушить установленные вертикальные зазоры в основной колесной системе.
Вставьте в корпус механизм, кольцо крепления механизма, переводной вал.
Установите блок кварцевого генератора, шаговый двигатель и источник питания. Винт крепления шагового двигателя нельзя сильно затягивать.
Закройте крышку корпуса. После окончания сборки шаговый двигатель должен немедленно начать свою работу, это будет видно по движению секундной стрелки.
Крупногабаритные кварцевые часы
В качестве примера мы рассмотрим механизм настольных электронно-механических часов с кварцевым резонатором (рис. 10).
Рис. 10. Конструктивная схема кварцевых часов «Янтарь» 59206:
1 — элемент питания;
3 — гайки крепления редуктора;
5 — стопорное устройство;
6 — винты крепления шагового двигателя;
7 — триб шагового двигателя;
8 — винты крепления катушки;
9 — двигатель шаговый;
10 — колесо вексельное;
12 — колесо часовое;
14 — вал переводной;
15 — колесо центральное;
17 и 19 — колеса промежуточные первое и второе;
20 — колесо секундное;
21 — блок электронный;
22 — винты крепления электронного блока
Механизм состоит из шагового двигателя, основной колесной системы, элемента питания и электронного блока.
Кварцевый генератор часов начинает работать при подключении элементов питания к электронному блоку. Для преобразования электрической энергии в механическую служит шаговый двигатель (9). С триба (7) через первое промежуточное колесо (17) вращение передается на секундное колесо (20). На оси секундного колеса находится секундная стрелка. Для того чтобы привести в движение минутную стрелку, вращение передается дальше, через второе промежуточное колесо (19) и центральное колесо (15), на втулке которого и закреплена минутная стрелка.
Движение с центрального колеса передается на вексельное колесо (10), а оттуда — на часовое колесо (12). Узел центрального колеса снабжен специальным устройством, которое позволяет скоординировать показания минутной и часовой стрелок. Для установки точного времени и перевода минутной и часовой стрелок используется переводной вал (14).
Для установки секундной стрелки на точное время используется устройство стопорения секундной стрелки (5).
Снимите кожух и вытащите элемент питания и клеммы.
Снимите электронный блок (21); для этого надо, во-первых, отвернуть два винта (22) крепления электронного блока, чтобы отсоединить его от колонок панели (13) и моста (4); во-вторых, отсоединить электрический разъем.
Снимите шаговый двигатель (9); для этого надо отвернуть два винта (6) крепления шагового двигателя к колонкам панели.
Отверните две гайки (3) крепления редуктора.
Снимите задний мост (4), секундное колесо (20), первое (17) и второе (19) промежуточные колеса.
Снимите устройство стопорения секундной стрелки (5), передний мост (18), центральное колесо (15), вексельное колесо (10), часовое колесо (12).
Снимите пружину (16) и переводной вал (14).
Снимите колонки (11), для чего отверните две гайки крепления колонок к лицевой стороне панели.
При необходимости разберите шаговый двигатель. Для этого надо снять узел ротора шагового двигателя, отвернуть два винта крепления катушки и снять ее. После разборки все детали шагового двигателя и редуктора, кроме катушки, надо промыть в бензине. Для промывания оси ротора двигателя нужно снять катушки и ротор, а само промывание проводить при собранных магнитопроводах.
Основной неисправностью шагового двигателя, как правило, бывает обрыв провода катушки. Ремонт при этом возможен только в том случае, если оборвался внешний конец провода. Процедура ремонта следующая: лак катушки растворите с помощью амилацетата около оборванного конца так, чтобы хватило длины вытянуть провод. Затем паяльником удалите остатки провода с клеммы. Сделайте вокруг этой клеммы 2–3 витка и припаяйте провод заново.
Смочите щетку в смеси спирта с бензином и очистите место пайки, а затем покройте его лаком.
Наиболее часто встречающиеся неисправности электронного блока часов — это отказ интегральной микросхемы и кварцевого резонатора. Эти узлы лучше всего заменить.
Дефекты основной колесной системы исправляются так же, как и в механических часах.
Сборка и регулировка механизма часов
Установите две колонки (11). На правую колонку наденьте пружину (16) и зафиксируйте ее положение штифтом подставки. Затем поставьте на эту же колонку передний мост (18); отгиб пружины должен входить в паз моста.
Первое промежуточное колесо (17) вставьте в отверстие моста трибом вверх. На ось секундного колеса (20) наденьте шайбу и сферическую пружину и также вставьте секундное колесо в отверстие моста.
Слегка приподняв секундное колесо, установите второе промежуточное колесо (19) и стопорное устройство.
Установите задний мост и заверните две гайки.
Положите на задний мост узел основной колесной системы. Минутное колесо поставьте на трубку переднего моста, а переводной вал (14) закрепите в отверстиях переднего и заднего мостов.
На ось переднего моста наденьте вексельное колесо, а на втулку минутного колеса — часовое колесо.
На колонки сверху установите панель (13), заверните две гайки.
Поставьте катушку на основание узла шагового двигателя и закрепите винтами. Ротор двигателя установите на оси.
Триб ротора введите в зацепление с первым промежуточным колесом. Установите шаговый двигатель и закрепите его двумя винтами.
Установите электронный блок в соответствующие гнезда двигателя и закрепите его двумя винтами. В пазы панели вставьте две клеммы, проверьте контакт. Если это необходимо, язычки клемм можно подогнуть.
Чтобы проверить работу механизма, подключите его к источнику питания.
Читайте также
6.2.4. Старинные часы
6.2.4. Старинные часы В старинных часах, особенно в напольных, почти всегда есть пространство, которое можно использовать. Это уже готовый секретный отсек. Чтобы проникнуть туда, достаточно снять заднюю стенку
Часы Известно, что ориентацию собирателей часов затрудняют многочисленные подделки, выдаваемые за оригиналы. Издавна известность мастеров часового дела и ценность их работ соблазняли ловкачей и мошенников (кстати, тоже неплохих мастеров) на фальсификации. А повод к
Кварцевые часы
Кварцевые часы Кварцевые часы – устройство для точного измерения времени, в котором для отсчета времени используются колебания кварцевого резонатора. Для возбуждения колебаний резонатора служит кварцевый генератор. Кварцевые часы содержат также делитель частоты,
Солнечные часы
Солнечные часы Солнечные часы – прибор для измерения времени по Солнцу, относится к простейшему хронометрическому прибору, который разработан на суточном движении Солнца, в редких случаях – годовом. Представляет собой древнейший научный измерительный инструмент,
Часы Часы – измерительный прибор, с помощью которого определяют текущее время – часы, минуты, секунды. Потребность знать время была всегда, и это способствовало созданию устройств для его определения. Самый первый прибор подобного рода появился уже за 3000 лет до н. э. –
Часы (прибор)
Часы (прибор) Часы – прибор для измерения промежутков времени с периодической последовательностью заданной продолжительности, измеряются в единицах, не превышающих одни сутки, начиная с 3/4 с.Часы подразделяются по размеру и портативности на башенные, карманные,
Часы Если ребенок умеет считать и знаком с цифрами, научите его определять время по часам.Покажите ребенку макет часов (в продаже часто встречаются игрушечные часы, если вам не удалось их купить, сделайте сами из листа плотного картона, пришив стрелки, закрепив с обеих
Часы См. также «Время», «Пунктуальность» Мы распяты на циферблате часов. Станислав Ежи Лец Стрелки часов — две руки, которые отнимают у нас время. Гжегож Станьчик Слушая тиканье часов, мы замечаем, что время опережает нас. Рамон Гомес де ла Серна Сломанные часы дважды в
Часы работы
Часы работы Рабочее время разнится по стране, но в целом соблюдается следующий режим:Продуктовые магазины (Alimentari) время работы: пн-сб 9.00–13.00 и 15.30–19.30 (или летом 17.00–21.00), могут быть закрыты во второй половине дня в сб, а также в пн или чт.Банки время работы: пн-пт 8.30–13.30 и
Остановились наручные часы: причины, способы устранения неисправности
Остановились наручные часы, и владелец вынужден отдать их в часовую мастерскую. Без привычного аксессуара на руке становится неуютно. И вроде бы в наше время узнать время проще простого, но куда удобнее и приятнее делать это, сверяясь с любимым механизмом.
Конечно, если часы кварцевые, то первая мысль при остановке – замена батарейки. Как правило, этой меры бывает достаточно. С механическими часами всё не так просто, в данном случае причин может быть множество. С чем же связана остановка часов, и почему лучше отдать их надежному мастеру, читайте в этом материале.
Основные причины остановки наручных часов
Наручные часы – это функциональный аксессуар, который длительное время может служить своему владельцу. Кроме своего основного предназначения, они являются и важным элементом стиля. Вот только любой механизм не может работать вечно. Однажды вы можете столкнуться с неприятностью, когда наручные часы остановились. Это может произойти по ряду причин.
Грязь и небрежное обращение с часами
К остановке наручных часов может привести пыль и грязь, накопившиеся на поверхности отдельных элементов механизма. Часто это приводит к коррозии на трибах, что особенно характерно для хронометров небольшого размера. К таким же последствиям приводит неполный завод пружины.
Заводной вал
Цапфа заводного вала выходит за пределы пластины и мешает свободному движению другого элемента механизма. Кроме того, барабан может мешать вращению промежуточного колеса.
Стрелки и циферблат
При небольшой деформации стрелки могут задевать стекло корпуса, циферблат или цепляться друг за друга. Может заклинить колесная система. Причиной защемления стрелок может стать ненадежное крепление циферблата и просадка стрелок из плохого стояния приводящего механизма. Иногда встречается просадка штифта вексельного колеса. В этом случае минутный гриб, приподнимаясь, останавливает колесный механизм.
Заводная пружина
С пружиной может быть связано множество поломок, поскольку она постоянно соприкасается с барабанной крышкой и дном. Поэтому встречаются ситуации, при которых, например, недостаточно смазочной жидкости, пружина сломана и требует замены, барабанный крючок соприкасается с центральным колесом или другими внутренними частями механизма, произошел перекос барабана (часто случается при полном заводе).
Хронометр прекращает работу до того момента, как закончится весь период завода, поскольку пружина проскальзывает. В центральной части барабана большие выступы мешают четкой работе заводной пружины. Барабанная крышка смещается с корректной позиции из-за неграмотной сборки или падения. Пружина на собачке изогнулась и соприкасается с боковыми частями барабана.
Колесная передача
Колесная передача является хрупким элементом, поэтому неполадки могут быть разные: расшатанные отверстия, деформированные зубья, маленький зазор. Помимо этого, часто встречаются перекос осей, ошибочный выбор высоты при установке триба секундного и ходового колеса, чересчур широкий радиальный зазор, влияющий на работу колесной передачи.
Внутри отверстия и на камневых опорах образовались значительные трещины. Цапфы в часовом механизме играют важную роль, поэтому в колесной передаче они могут быть погнуты. Если такая деформация произошла, секундная стрелка начнет задевать в циферблате края отверстия. Сильная изношенность цапф, которая приводит к ошибкам при передаче. Зубчатые колеса необходимо заменить, поскольку являются причиной застопоривания. Некоторые трибы не могут достаточно зацепиться за колесо. Увеличенные отверстия для осей зубчатой передачи. Если пружина завода разрывается, существует вероятность повреждения зуба минутного триба.
Механизм хода
Большинство проблем здесь связано с анкерной вилкой. Например, маленький зазор или его полное отсутствие. Торможение ролика. Часто встречающаяся неполадка в наручных часах — переизбыток смазочного масла в вилке. Если эллипс установлен слишком длинный, он может дотрагиваться до копья. Проблемы могут быть вызваны смещением эллипса. Со временем некоторые детали расшатываются, поэтому их нужно проверять. К ним относятся паллеты, накладные камни.
Ролик в механизме хода может доставить множество неприятностей. Он поддается смещению. Колесо хода не встраивается в налет, а ролик предохранителя цепляется за винт или нижнюю цапфу баланса. При этом цапфа может сломаться, погнуться или износиться, предохранительное копье выйти из положения. Специальный клей — шеллак скапливается на эллипсе в большом количестве. Винт на балансе расшатан, поэтому задевает рядом расположенные детали. Оси баланса деформированы или расплющены (при падении или ударе).
Нарушения в спирали баланса
Спираль нарушает баланс в положении циферблата лицом вниз, касаясь перекладины. В таком же положении колонка спирали оказывает влияние на баланс, поскольку расположена недостаточно близко. Если спираль немного велика, она также тормозит работу. Нарушается функционирование минутного колеса. Смещение обода мешает анкерной вилке. Необходимо удостовериться, что все детали спирали достаточно крепко и плотно закреплены (колонка, колодка), а сама спираль хорошо заштифтована.
Баланс находится под давлением низко посаженных штифтов градусника. Градусник расположен чересчур далеко, анкерная вилка задевает колесо. Эллипс необходимо заменить в силу его непригодности или полного отсутствия. Эллипс и цапфы оси баланса недостаточной длины. Эллипс не может войти в пазы анкерной вилки. Спираль контактирует с винтом анкерной вилки. Штифты посажены недостаточно плотно. Зубья ходового колеса не имеют зазоров, или они касаются паллет.
Масло и смазывание часов
Смазочное масло обладает свойством загустевания. Высокое содержание смазки поддерживает работу часов, но после сгущения происходит сбой и остановка. При высыхании детали трутся друг о друга, что провоцирует затирание (особенно в районе минутного колеса). Также масла может быть недостаточно, чтобы обеспечить мягкую работу частей механизма.
Корпус и другие детали
В закрытом состоянии корпус соприкасается со спиралью баланса, тем самым нарушая его. Крышка на задней части оказывает давление на важные детали в центре механизма.
Если корпус часов закрыт неточно, он будет давить и деформировать внутренние части. Хрупкий материал, из которого сделан корпус часов, не защищает детали. Некорректно установленные винты могут выпасть и застрять в механизме. Стекло на циферблате оказывает давление на стрелки. Муфта работает неисправно, отчего возникает ошибка при переводе стрелок. Мастер, который проводил ремонт часов в прошлый раз, сделал его неграмотно. Увеличенное магнитное поле часов. Хронометр не может начать ход вновь, поскольку в заводном или барабанном колесе повреждены зубья. Головка завода или триб некорректно установлены, что показывает, будто часы перестали тикать.
Что делать, если остановились механические часы
Если ваш механический хронометр перестал работать, для начала убедитесь, необходимо ли его подзавести. Исходя из типа вашего устройства (ручной или автоподзавод), проведите стандартные действия: аксессуар с автоматическим заводом можно легонько встряхнуть, подождать, а затем проверить, начал ли он снова работу; в классических моделях часов вам нужно пару раз повернуть головку завода, чтобы проверить, возобновилось ли тиканье и начали ли стрелки свое мерное движение.
Безрезультатно проведенные манипуляции являются верным признаком того, что вам нужно обратиться к часовому мастеру. В таком случае вы получите верную и точную информацию о возникшей в хронометре проблеме. Ситуация может быть легко исправлена. Причина скрывается в забитом пылью механизме, отсутствии достаточной смазки или вашем халатном отношении к месту и способам хранения часов.
Рекомендуем каждый год проводить профилактический осмотр аксессуара, бережно эксплуатировать его, тогда любимые часики прослужат долгие годы.
Причины остановки кварцевых наручных часов
Кварцевые аксессуары набирают все большую популярность среди любителей часов. Однако никто не застрахован от ситуации, когда приходится разбираться, почему наручные часы останавливаются. Для начала посмотрите на условия хранения и эксплуатации аксессуара.
Затем проверьте «живость» батарейки. Для определения состояния вам понадобится обычный тестер или специальный вольтметр.
Если первые два пункта не дали результатов, возможно, проблема заключается в микросхеме.
Еще одной причиной, оказывающей негативное влияние на кварцевые наручные часы, является влага. Причины, по которым вода попала внутрь механизма, могут быть разными. Но вина ложится на владельца аксессуара. Если вы пару раз забыли и приняли душ с часами на руках, не удивляйтесь, что они перестали ходить.
Помимо кварцевых моделей, описанные выше проблемы могут нанести вред и электронным часам (при условии, что они не имеют защиты от ударов и влаги). Также у каждого человека в доме имеются различные электрические приборы (холодильник, телевизор и прочее). Они оказывают существенное и опасное влияние на работу хронометров, поскольку излучают мощное магнитное поле.
Что делать, если остановились кварцевые часы
Давайте разберемся, что делать, если у вас остановились наручные часы. Тщательно проверьте, имеет ли корпус значительные повреждения. Если вы не обнаружили никаких деформаций и царапин, скорее всего причина остановки кроется в севшей батарейке.