грот у кремлевской стены

Итальянский грот, превратившийся в «Руины»

Не знаю как у Вас, но иногда, проходя мимо вроде бы знакомых мест, обнаруживаешь что-то новое.

Декабрьским вечером 2017 года я спешил к входу в Кремль, чтобы успеть туда попасть в ходе многочасовой прогулки по Москве И дольше века длится день в Москве. Часть 3. Вечер в Кремле и на Красной площади. Возле кремлёвской стены заметил нагромождение камней.

грот у кремлевской стены. Смотреть фото грот у кремлевской стены. Смотреть картинку грот у кремлевской стены. Картинка про грот у кремлевской стены. Фото грот у кремлевской стены

Так я очутился возле грота «Руины».

Когда-то на месте Александровского парка текла река Неглинка, а напротив Средней Арсенальной башни располагался пруд.

грот у кремлевской стены. Смотреть фото грот у кремлевской стены. Смотреть картинку грот у кремлевской стены. Картинка про грот у кремлевской стены. Фото грот у кремлевской стены

Москву не раз захватывали иноземные воинства. Опасаясь возможного нападения шведов на Москву во время Северной войны, Пётр Первый приказал в 1707 году укрепить Кремль и Китай-город. Вокруг Кремля были устроены земляные бастионы треугольной формы болверки (от нем. «bollwerk», что означает «оплот», «бастион»). Вдоль реки Неглинной возвели пять болверков: Боровицкий, Неглинный, Троицкий, Никитский и Воскресенский.

грот у кремлевской стены. Смотреть фото грот у кремлевской стены. Смотреть картинку грот у кремлевской стены. Картинка про грот у кремлевской стены. Фото грот у кремлевской стены

Работы начались 1 июня 1707 года. Строительство бастионов контролировали лично члены императорской фамилии. 20 октября 1707 года приезжал царевич Алексей Петрович, в честь него устроили проверочную стрельбу с недостроенных болверков. Дав указание ускорить строительство, царевич убыл восвояси. В декабре 1707 года прибыл сам император Пётр Первый, его также позабавили стрельбой. А за несколько месяцев до этого, после начала строительства, император успокаивал москвичей: «Известно нам здесь учинилось, что у вас на Москве не малый страх произошел, оттого что стали крепить Московские городы; и то нам зело дивно и смеху достойно, что мы час от часу от Москвы дале, а вы в страх приходите…»

В тот раз обошлось, войско шведского короля Карла IX было разбито под Полтавой, а через сто лет с Наполеоном в Москве не воевали, сдав столицу без боя. Так укрепления и не пригодились. Зато пригодились для засыпки старого русла Неглинной.

После разрухи, воцарившей в городе Москве после «визита вежливости» французского императора Наполеона Бонапарта, была создана императорским указом от 5 мая 1813 года «Комиссия о строении Москвы». Главной задачей её было ликвидация последствий пожара 1812 года, заодно была решена задача перепланировки Москвы. Комиссия плодотворно трудилась почти тридцать лет, хотя первоочередные задачи по восстановлению были решены в основном за первые пять лет.

грот у кремлевской стены. Смотреть фото грот у кремлевской стены. Смотреть картинку грот у кремлевской стены. Картинка про грот у кремлевской стены. Фото грот у кремлевской стены

который с 1814 году был назначен главным архитектором «фасадической части», надзирающим за проектами и их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам». Под его руководством с 1820 года приступили к созданию Александровского сада. Вот тогда пригодились болверки, а если быть точнее строительный материал, из которого они были сооружены, которым был засыпан овраг, где текла река и располагался пруд.

На получившейся ровной площадке был обустроен мемориальный сад в лучших традициях итальянских садов эпохи Ренессанса.

грот у кремлевской стены. Смотреть фото грот у кремлевской стены. Смотреть картинку грот у кремлевской стены. Картинка про грот у кремлевской стены. Фото грот у кремлевской стены

Одним из элементов таких садов являлись гроты, лабиринты и скульптурные группы. Поэтому уже в июле 1821 года на месте Никитского болверка появился грот в стиле эпохи классицизма. Бове дал ему название «Итальянский грот», но название не прижилось, и грот более известен как «Руины». Этому способствовала легенда о том, что для сооружения грота использовались обломки сгоревших в пожаре 1812 года обломков домов.

Александровский сад стал одним из излюбленных мест для променада праздно гуляющей московской публики, а в нише, расположенной под сводами грота, по праздникам играл духовой оркестр.

В советское время идеей с оркестром не заморачивались. Вот так выглядел грот в 1920 году, умиляет детская песочница.

грот у кремлевской стены. Смотреть фото грот у кремлевской стены. Смотреть картинку грот у кремлевской стены. Картинка про грот у кремлевской стены. Фото грот у кремлевской стены

Постепенно грот становился все более не приглядным, зарос грязью и пылью, а на колоннах во множество появились надписи типа «Здесь был Вася».

В 2004 года была проведена частичная реконструкция и ныне грот выглядит вполне нормально.

Источник

История грота в Александровском саду

грот у кремлевской стены. Смотреть фото грот у кремлевской стены. Смотреть картинку грот у кремлевской стены. Картинка про грот у кремлевской стены. Фото грот у кремлевской стены

В Тверском районе Москвы находится парк, носящий название Александровский сад. Итальянский грот, расположенный в нем, также называющийся «Руины», был создан в начале 19-го века. Это архитектурное сооружение носит декоративный характер и украшает парк. О гроте в Александровском саду, истории его создания и особенностях подробно в этой статье.

Несколько слов о создании

История грота в Александровском саду (Москва), расположенного рядом с Арсенальной Кремлевской башней, началась на заре 19-го века. В период с 1820 по 1823 год проводились работы по благоустройству мемориального парка рядом с Московским Кремлем. В 1821 году рядом со Средней Арсенальной башней был создан грот в Александровском саду. Как говорилось ранее, он назывался «Итальянский» или «Руины». Интересный факт, что второе из указанных названий грот получил из-за того, что при его возведении использовались остатки зданий, разрушенных в 1812 году войсками Наполеона.

грот у кремлевской стены. Смотреть фото грот у кремлевской стены. Смотреть картинку грот у кремлевской стены. Картинка про грот у кремлевской стены. Фото грот у кремлевской стены

Автором проекта стал известнейший архитектор того времени О. И. Бове, который внес огромный вклад в восстановлении Москвы после разрушений Отечественной войны 1812 года. Следует отметить, что он был создателем многих зданий, построенных в стиле классицизма в Санкт-Петербурге, некоторые из них сохранились и до настоящего времени.

Описание

Грот в Москве, в Александровском саду, по задумке О. И. Бове, стал символом возрождения разрушенного города. Именно поэтому при его постройке и использовались остатки московских зданий. Для того чтобы построить сам грот, был создан искусственный холм (больверк, бастион), в часть которого и был «врезан» грот. Интересный факт, что больверк был создан за век до этого, когда осуществлялась подготовка к обороне Кремля во время Северной войны. Тогда ожидалось, что шведская армия нападет на Москву, однако этого так и не произошло. Бастион же остался и спустя век послужил основой для создания архитектурной композиции.

Искусственные сооружения, такие как больверк или пещера, являлись довольно распространенным декоративным элементом при украшении садов и парков в 19-м веке. Грот в Александровском саду, помимо того, что был мемориалом, также служил прекрасным украшением парка.

Как свидетельствуют историки, основываясь на документах, в 19-м веке над ним был построен специальный крытый павильон. По праздникам здесь располагался оркестр и играл различные музыкальные произведения, развлекая отдыхающих.

Архитектура и оформление

грот у кремлевской стены. Смотреть фото грот у кремлевской стены. Смотреть картинку грот у кремлевской стены. Картинка про грот у кремлевской стены. Фото грот у кремлевской стены

Сооружение имеет полукруглую арочную форму и создано из черного гранита и кирпича красного цвета. Для оформления грота использовались обломки с пьедесталов разрушенных памятников и декоративных сооружений. Над самой пещерой устроено два специальных подмостка, на которых установлены фигуры львов.

Визуально силуэт сооружения как бы разбивает линию Кремлевской стены, при этом сохраняется архитектурная гармония. Как считают ученые, грот стилизованный под античную старину, символизирует образ скоротечности времени. Вместе с тем придавая необычную красоту всей композиции.

Интересный факт, что во время мероприятий, проводимых при коронации монархов, грот в Александровском саду украшали так же, как и стены с башнями Московского Кремля. Например, при коронации Александра III его специально освещали при помощи бенгальских огней и другой иллюминации. Также рядом с сооружением работал фонтан, который не только был красив, но и дарил прохладу во время летнего зноя.

Единый ансамбль

В 2004 году осуществлялась реставрация грота. Как сообщали официальные источники, ремонт был вызван крайне плохим состоянием сооружения. Во время проведения работ археологи исследовали засыпку несущих конструкций грота, а также участка отделяющего его от Кремлевской стены.

грот у кремлевской стены. Смотреть фото грот у кремлевской стены. Смотреть картинку грот у кремлевской стены. Картинка про грот у кремлевской стены. Фото грот у кремлевской стены

Были обнаружены человеческие останки, керамика и другие артефакты. Находки относятся к различным периодам — от 13 до 18 века. В настоящее время все это передано в музей Московского Кремля.

Сегодня все желающие могут увидеть грот в Александровском саду и восхититься его выделяющейся архитектурой. Однако несмотря на то, что он создан в другом стиле, нежели Кремлевские стены, вместе они образуют великолепный ансамбль.

Источник

У стен Московского Кремля:

Александровский сад — часть I:

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ САД

Сегодня мы привыкли называть его сад, но до 1970-80-х гг. это были Александровские сады. И было их три: Верхний, Средний и Нижний.

Александровский сад — парк в Тверском районе Москвы, расположен вдоль западной Кремлёвской стены, тянется от площади Революции до Кремлёвской набережной.

Парк площадью 8,8 гектаров был основан в 1812 году.

ИСТОРИЯ

До XVIII века на месте Александровского сада протекала река Неглинная (Неглинка). На берегах реки исторически устраивали народные гуляния, её вода была чистой и славилась рыбным промыслом. Со временем река стала загрязняться, побережье обваливались и зарастали. Москвичи всё больше выкидывали в неё мусор, отходы, а уж мясные ряды и окрестные харчевни сбрасывали в неё и вовсе мерзость. Потом домовладельцев обязали вывозить нечистоты в бочках.
В конце XVIII века, при императрице Екатерине II, Неглинку решили изолировать от горожан, заключив тёмные воды в гранитный канал.

Сады занимают старое русло реки Неглинной и часть ее берегов, главным образом правого берега, так как левый лежал под самой кремлевской «горой», на которой сейчас стоят стены и башни Кремля. Эта «гора» в древности была значительно выше, чем сейчас. При прокладке под Александровским Верхним садом тоннелей метро на глубине 11 м от современной поверхности сада было обнаружено старое русло реки Неглинной. Дно реки состояло из желтого песка, толща же земли над ним — сплошь из насыпного грунта.

В 1493 г., после большого пожара, Иван III велел снести все строения от стен Кремля на расстоянии 235 м до современной Моховой улицы, чтобы создать свободную площадь для предохранения Кремля от пожаров и как плацдарм для отражения врагов. Вероятно, с последней целью связано устройство на реке Неглинной, на месте нынешних Александровских садов, каменных плотин и прудов. Первая каменная плотина и пруд были устроены в Нижнем саду в 1514 г., вторая плотина — у Боровицкого моста и пруд в Среднем саду — в 1515 г., третья плотина — у Троицкого моста и пруд в Верхнем саду — в 1516 г. В том же году был построен новый каменный Троицкий мост; это — первое исторически достоверное о нем сведение, хотя можно предполагать, что каменный мост был здесь уже в 1471 г.

В середине XVI в. Иван Грозный насадил между Троицкими и Боровицкими воротами, по правому берегу реки Неглинной, Аптекарский сад с плодовыми деревьями и лекарственными растениями. В 1706 г. в связи с предстоящим строительством бастионов Аптекарский сад был переведен на 1-ю Мещанскую улицу (проспект Мира), где и существовал под этим названием (Аптекарского), а когда в 1805 г. был передан университету, то получил название Ботанического. Он существует до сего времени как Аптекарский сад.

В XVII веке, близ пруда в Нижнем Александровском саду, находился Лебяжий двор, и в пруду плавали лебеди, которые предназначались для царского стола. Пруд и Лебяжий двор были уничтожены в начале XVIII в. Память о них осталась в названии существующего рядом сейчас Лебяжьего переулка.

В 1707—1708 гг. Петр I строил земляные укрепления вокруг Кремля и Китай-города. В Александровских садах, приблизительно по линии их решетки, был выкопан ров до реки Москвы, в который спустили реку Неглинную. Ее старое русло засыпали мусором и землей, а как основание для намеченных бастионов уложили ряды бревен, чтобы не было осадки земли. Бастионов в виде пятиугольников, вершиной направленных в сторону рва, было пять: Боровицкий — у Боровицких ворот, Неглинный — между Боровицкими и Троицкими воротами, Троицкий — у Троицких ворот; Никитский — против Никитской улицы (Большая Никитская, бывшая ул. Герцена) и Воскресенский — у Большой Арсенальной башни. Между бастионами, у стен Кремля, были устроены земляные «куртины».

Бастионы не помешали оставлению в нынешнем Верхнем Александровском саду большого пруда и плотины у Троицкого моста. У плотины находилась казенная мельница, сдававшаяся в аренду частному лицу; на ней в XVIII в. толкли кирпич и приготовляли цемент.

После окончания Отечественной войны 1812 г. император Александр I решил убрать реку под землю и приказал разбить поверх реки сад.
В 1817-1819 годах крепостной ров, в котором протекала река Неглинная, был перекрыт сводами, и река оказалась в подземной трубе длиной три километра.
В 1819-1823 годах земляные бастионы и куртины были снесены, причем земля пошла, главным образом, на планировку местности и, как сказано выше, здесь были устроены сады.
В рамках плана по восстановлению Москвы после пожара 1812 года над рекой Неглинной были спроектированы сады по проекту архитектора Осипа Бове. Возможно, он сразу мыслил комплексно, ведь именно Бове будет перестраивать Манеж в двух шагах от Александровского сада. И Большой театр тоже, кстати, построил Осип Бове.

Бове спроектировал часть сада от Воскресенских до Троицких ворот — Верхний сад, его работу продолжили помощники Давыдов, Петров и другие. Для устройства сада местность выровняли и покрыли дёрном, посадили липы, берёзы, рябины и другие деревья и кустарники.

В то время вдоль сада проходили спланированный Бове неглубокий ров, ограничивающий территорию со стороны Неглинной (теперь Манежной) улицы, и созданная в 1820-х годах архитектором Фёдором Шестаковым, но не сохранившаяся до настоящего времени, низкая металлическая ограда.

После коронации Александра II в 1856 году сады переименовали в Александровские в честь Александра I.

В 1872 г. в этих садах развернулась, по случаю 200-летия со дня рождения Петра I, Политехническая выставка.

В то время Александровский сад был лишён признаков главного государственного, державного, и т.д. И Москва не была столицей (столицей был Санкт-Петербург), и сад у Кремля был просто приятный сад. И даже, более чем приятный: Александровский сад в начале XX века – это сад знакомств. Амурная слава Александровского сада вошла и в большую литературу.

«На скамейке в Александровском саду
Котелок склонился к шляпке с какаду:
«Значит, в десять? Меблированные «Русь». »
Шляпка вздрогнула и пискнула: «Боюсь».
— «Ничего, моя хорошая, не трусь!
Я ведь в случае чего-нибудь женюсь!»
Засерели злые сумерки в саду,
Шляпка вздрогнула и пискнула: «Приду!»

СОВРЕМЕННОСТЬ

Во время реконструкции 2012—2013 годов в саду вырубили часть старых деревьев, а вместо них посадили 200 новых, а также 2700 кустарников, разбили розарий площадью 750 м² с тремя тысячами кустов, установили новые светильники.
В 2015 году в саду заменили 26 тысяч м² старого асфальта на новую плитку, рядом с монументами сделали косметический ремонт.
В саду проводятся городские мероприятия: в 2017 году в парке состоялось закрытие фестиваля «Военные оркестры в парках города», а также смотр детских духовых оркестров в Итальянском гроте. Ежегодно в День города и День Победы к Могиле Неизвестного Солдата возлагают цветы в память о павших в Великой Отечественной войне.

ВЕРХНИЙ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ САД

Верхний сад был открыт в 1821 году, его протяжённость составляет 350 метров — от площади Революции до Троицкой башни.

Источник

Грот «Руины»

грот у кремлевской стены. Смотреть фото грот у кремлевской стены. Смотреть картинку грот у кремлевской стены. Картинка про грот у кремлевской стены. Фото грот у кремлевской стены

грот у кремлевской стены. Смотреть фото грот у кремлевской стены. Смотреть картинку грот у кремлевской стены. Картинка про грот у кремлевской стены. Фото грот у кремлевской стены грот у кремлевской стены. Смотреть фото грот у кремлевской стены. Смотреть картинку грот у кремлевской стены. Картинка про грот у кремлевской стены. Фото грот у кремлевской стены грот у кремлевской стены. Смотреть фото грот у кремлевской стены. Смотреть картинку грот у кремлевской стены. Картинка про грот у кремлевской стены. Фото грот у кремлевской стены

Альтернативная история. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Альтернативная история. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора видео.

Примечательно, что Осип Иванович Бове непосредственно участвовал в реконструкции Москвы после войны 1812 года. Его стараниями было создано множество общественных, жилых зданий, а также храмов. Наиболее известные работы архитектора: здание Манежа, Большой театр, Триумфальные ворота.

Грот «Руины» стал не только напоминанием о войне, но и украшением Александровского сада. В то время искусственные пещеры-гроты были новомодным элементом садово-парковой архитектуры.

Сооружение, также известное как «Итальянский грот», занимает небольшое углубление у подножия Средней Арсенальной башни Кремля. Под полукруглой аркой из красного кирпича и черного гранита находятся мраморные ворота с четырьмя массивными колоннами. Крылья грота оформлены осколками московских зданий, разрушенных наполеоновской армией. Лестница в южной части грота ведет на смотровую площадку, украшенную двумя скульптурами львов.

Во время праздничных мероприятий, а также просто во время прогулок царских особ по саду, в гроте играл царский оркестр.

Неподалеку от грота расположен монумент «300 лет дома Романовых», ближе к главному входу в сад с Манежной площади, – мемориальный комплекс, включающий Могилу Неизвестного солдата и Памятник городам-героям.

В настоящее время грот «Руины» пользуется популярностью у молодоженов, по окончании церемонии бракосочетания многие пары приезжают именно сюда.

Источник

Mascaron.org v.0.1

Львы грота «Руины» Александровского сада

грот у кремлевской стены. Смотреть фото грот у кремлевской стены. Смотреть картинку грот у кремлевской стены. Картинка про грот у кремлевской стены. Фото грот у кремлевской стены

грот у кремлевской стены. Смотреть фото грот у кремлевской стены. Смотреть картинку грот у кремлевской стены. Картинка про грот у кремлевской стены. Фото грот у кремлевской стены

Но в действительности не так все просто с этими львами на гроте “Руины”….

Обратившись к официальному сайту музеев Кремля, находим: “…Современный вид Грот приобрел после реставрации 1958-1959 годов…..В этот период были воссозданы практически полностью утраченный колонный портик и ограждение верхней площадки с фигурами каменных львов;…” (https://www.kreml.ru/research/research-and-projects.sadovo-parkovyy-pavilon-grot/2004/ ). А в издании “Памятники архитектуры Москвы Кремль, Китай город, Москва”, “Искусство”, 1982 г. в описании Александровского сада и грота “Руины” (стр 482) сказано: “ Верхняя площадка холма служила для оркестра; фланкирующие ее ограду скульптуры львов были утрачены и ныне воссозданы по аналогам”.

Какой же вид имел грот до его “современного вида”? Обратимся к фотодокументам. Вот фотографии грота начала 20 века – датируемые 1910, 1911 и 1920 годами.

грот у кремлевской стены. Смотреть фото грот у кремлевской стены. Смотреть картинку грот у кремлевской стены. Картинка про грот у кремлевской стены. Фото грот у кремлевской стены

грот у кремлевской стены. Смотреть фото грот у кремлевской стены. Смотреть картинку грот у кремлевской стены. Картинка про грот у кремлевской стены. Фото грот у кремлевской стены

грот у кремлевской стены. Смотреть фото грот у кремлевской стены. Смотреть картинку грот у кремлевской стены. Картинка про грот у кремлевской стены. Фото грот у кремлевской стены

Отчетливо видно, что “фланкирующих ограду” львов нет.

грот у кремлевской стены. Смотреть фото грот у кремлевской стены. Смотреть картинку грот у кремлевской стены. Картинка про грот у кремлевской стены. Фото грот у кремлевской стены

Да и на гравюре 1853 года (И.И. Шарлеманъ, 1824-1870 гг) так же явно обозначена верхняя площадка грота с восседающим посетителем, но…опять-таки никаких львов.

грот у кремлевской стены. Смотреть фото грот у кремлевской стены. Смотреть картинку грот у кремлевской стены. Картинка про грот у кремлевской стены. Фото грот у кремлевской стены

И, наконец, гравюра уже первой половины 19 века (Храм Христа Спасителя еще не возведен) также не позволяет предположить наличие “фланкирующих ограду” львов.

грот у кремлевской стены. Смотреть фото грот у кремлевской стены. Смотреть картинку грот у кремлевской стены. Картинка про грот у кремлевской стены. Фото грот у кремлевской стены

Проект выражает огромную благодарность сотрудникам фототеки Музея архитектуры имени Щусева, которые любезно предоставили возможность ознакомиться с их архивом. Ни на одной фотографии начала 20 века грота “Руины” не были обнаружены львы. Фотографии, где впервые появляются львы на гроте “Руины”, датируются 1959-1960 годами, что и соответствует приведенной музеем Кремля выше справке.

Возможно, среди документов Экспедиции кремлевского строения сохранились какие-то материалы, которые и позволили специалистам специализированной реставрационной мастерской института «Моспроект» в середине 20 века воссоздать львов на гроте “Руины”. Нашему проекту эти документы (если они и существуют!) не известны. И, опираясь только лишь на приведенные выше фотодокументы, и другие графические изображения (отметим, что на некоторых ранних гравюрах можно допустить наличие каких-то фигур) в том числе и 19 века, можно предположить, что присутствие нынешних львов на гроте “Руины” – это все же привнесенный “штрих”, отличающейся от авторского, задуманного Осипом Бове, облика грота. Кстати заметим, что и в путеводителях второй половины 19 века не встречается упоминание о львах на Итальянском гроте Александровского сада.

Исследования, проведенные кандидатом искусствознания С. Царевой показывают, что изначально все же львы были, но они достаточно быстро разрушились. Затем они были заменены какими-то фигурами (по обнаруженным С. Царевой документами). Однако и они простояли не долго. Именно поэтому только на некоторых гравюрах были изображены какие-то «звериные» фигуры, а большее время на гроте их просто не было

Но на этом “тайна” этих двух львов из Александровского сада не заканчивается….

Коль скоро можно утверждать (с большой вероятностью), что по замыслу Бове на гроте не было львов, то возникает вопрос – по каким же таким аналогам, как указывают приведенные выше документы, нынешние “обитали” были “воссозданы”? Оказалось, что эти аналоги сейчас “обитают” буквально в нескольких сотнях метров от Александровского сада, на Воздвиженке, во дворе Музея архитектуры имени Щусева.

Ниже приведены парные фотографии льва из музея архитектуры и из Александровского сада.

Таким образом, есть все основания полагать, что и на гроте “Руины”, и во дворике музея архитектуры размещены одни и те же львы, но созданные резчиками по камню в разное время. Львы, возлежащие на гроте “Руины” в Александровском саду — это просто современная копия исторически львов из музея архитектуры. А их “родина”, как на это указывает табличка во дворике музея — усадьба Хераскова-Разумовского, он же Английский клуб на Тверской.

Когда речь заходит о доме Хераскова-Разумовского, прежде всего, вспоминаются известные “львы на воротах”, о которых писал Пушкин в романе “Евгений Онегин”. Но появились они при Льве Кирилловиче Разумовском уже только в начале 19 века. А эти львы — изваяния 18 века, и со слов специалистов музея архитектуры, были вывезены в 30-х (?) годах 20 века из… сада этой усадьбы. Сад когда-то простирался за усадьбой в сторону нынешнего Трехпрудного переулка. На территории Донского монастыря после образования Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева с 1935 размещались его экспонаты. Именно сюда и были вывезены львы из сада усадьбы Хераскова-Разумовского. Но уже в 90-ые года 20 века, когда территория монастыря была передана в руки РПЦ, экспонаты музея, включая и этих львов, были перемещены на Воздвиженку.

Огромная благодарность тем сотрудникам музея, настоящим сподвижникам, которым удалось буквально спасти в конце 90 годов прошлого века бесценные памятники истории и культуры. На этой фотографии как раз сохранен для истории тот самый момент, когда львы из усадьбы Хераскова перевезли во дворик на Воздвиженке из Донского монастыря.

грот у кремлевской стены. Смотреть фото грот у кремлевской стены. Смотреть картинку грот у кремлевской стены. Картинка про грот у кремлевской стены. Фото грот у кремлевской стены

Какая непростая история скрывается за, казалось бы, таким, всем хорошо известным памятником в самом центре Москвы. Не вызывает сомнения, что этот знаковый для Москвы памятник фактически имеет сейчас новый облик, несколько отличный от своего первоначального, задуманного великим Осипом Бове.

Не менее удивительна и судьба львов из усадьбы Хераскова-Разумовского. Они, эти львы, побывали в 18 веке и в саду около Трехпрудного переулка, и через две века в Донском монастыре, и теперь и на Воздвиженке. А их современные “клоны” вот уже больше полувека как поставлены на охрану уже совсем “не своего” исторического памятника– итальянского грота “Руины” Александровского сада.

PS В книге «Москва архитектора-реставратора Дмитрия Кульчинского «, Москва, Правительство Москвы, Департамент Культурного наследия города Москвы, 2018, на стр. 62 указано, что моделью скульптур львов для грота были выполнены были львы из музея архитектуры, хранившиеся тогда, на территории Донского монастыря

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *