голова барана на стену
Характеристики
Описание
Доставка
По Москве и Подмосковью:
Доставка осуществляется после полной оплаты товара, в течение трех дней с момента его поступления на склад.
Доставки осуществляются по будням с 10:00 до 18:00. Другое время оговаривается отдельно.
По России
Осуществляется транспортной компанией «Деловые линии».
Стоимость доставки зависит от размера покупки.
Мы все организуем сами.
Доставка производится как до терминала транспортной компании в вашем городе, так и к Вам домой. Отправка производится после полной оплаты товара.
Декоративная голова горного барана Ariete
Доставка за пределы МКАД согласно тарифам в пределах МКАД + 25 руб за каждый километр от МКАД.
Если расстояние от МКАД до 30 км. Километраж, превышающий 30 км, оплачивается в обе стороны, начиная с 31-го км
75 руб. за 1 этаж подъема(за одну упаковку, в случае если товар крупногабаритный и упаковок несколько, требуется подъем за несколько приемов).
Стоимость подъема мебели на лифте с заносом в квартиру или офис 100 руб. за 1 предмет.
Минимальная стоимость подъема мебели 300 руб.
Доставка за пределы МКАД согласно тарифам в пределах МКАД + 25 руб за каждый километр от МКАД.
Если расстояние от МКАД до 30 км. Километраж, превышающий 30 км, оплачивается в обе стороны, начиная с 31-го км
75 руб. за 1 этаж подъема(за одну упаковку, в случае если товар крупногабаритный и упаковок несколько, требуется подъем за несколько приемов).
Стоимость подъема мебели на лифте с заносом в квартиру или офис 100 руб. за 1 предмет.
Минимальная стоимость подъема мебели 300 руб.
Материал: Полимерная смола
Доставка производится по указанному клиентом адресу, либо до терминала ТК в Вашем городе.
Доставка из Москвы до Вашего города оплачивается отдельно согласно тарифам выбранной вами транспортной компании при получении груза. (Примерную стоимость Вы можете расчитать при помощи «Калькулятора доставки по РФ» в карточке товара).
Характеристики
Описание
Доставка
По Москве и Подмосковью:
Доставка осуществляется после полной оплаты товара, в течение трех дней с момента его поступления на склад.
Доставки осуществляются по будням с 10:00 до 18:00. Другое время оговаривается отдельно.
По России
Осуществляется транспортной компанией «Деловые линии».
Стоимость доставки зависит от размера покупки.
Мы все организуем сами.
Доставка производится как до терминала транспортной компании в вашем городе, так и к Вам домой. Отправка производится после полной оплаты товара.
Текст книги «Повести каменных горожан. Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга»
Автор книги: Борис Алмазов
Жанр: Архитектура, Искусство
Текущая страница: 15 (всего у книги 32 страниц)
Часть третья
Петербургский бестиарий «ботанический сад»
Древнейший греческий маскарон с изображением черепа животного, можно сказать, голос из каменного века – букраний. Правда, так называется не только череп, но вообще всякий маскарон с головой животного или зверя. Но когда взгляд натыкается на орнамент из бычьх или бараньих черепов, это после роскошных Зевсов, Гераклов и милых головок безымянных красавиц не то чтобы мороз по коже, но, так сказать, многое ставит на место. Сразу вспоминаешь, что маскарон оттуда – из первобытных времен, из древних магических обрядов. Он как заскорузлый лапотный дедушка, вдруг словно из тьмы веков, чуть не в лапоточках явившийся на какой-нибудь мерседесовый саммит.
Маскарон не шуточка, не досужая забава! Маскарон, даже современный, атрибут колдовства; волшебная сила искусства приспособила его к нуждам архитектуры, а он, как говорил тов. Маяковский о своих стихах, – «старое, но грозное оружие».
Маска с изображением черепа жертвенного быка с VII века до н. э., с гомеровских и библейских времен, использовалась для украшения храмов, гробниц и алтарей. Бычий или бараний череп и его изображение над окном или дверьми старше любого горгониона, не говоря уж у маскаронах богов – апотропеях.
«С III века до н. э. маски с изображениями жертвенного быка стали объединять растительными гирляндами. Такими ленточными рельефами декорировали фризы храмов и общественных зданий. Иногда к орнаменту добавлялось рельефное изображение кувшина с одной ручкой (ойнохоя), использовавшегося в ритуалах жертвоприношений для разлива вина и нектара. Отличительным признаком ойнохои от других сосудов является горлышко, имеющее три стока (одно в обычном месте и два по бокам), что создавало удобства виночерпию при разливании вина. Изображение такого кувшина, склоненное несколько вперед, помещали над гирляндами между букраниями, что как бы символизировало начало праздника.
От этого античного рельефа веет холодком каменного века и безудержным весельем языческого празднества. Букраний, заимствованный римлянами у греков, использовался ими для украшения зданий судов, торговых залов, храмов, мавзолеев и алтарей.
На мавзолее Цецилии Метеллы (середина I века до н. э.), который находится на Аппиевой дороге неподалеку от Рима, букрании, соединенные растительными гирляндами, живописно украшают в виде ленточного орнамента фриз этого, округлой формы монументального сооружения.
В сочетании с другими декоративными элементами фасадного декора букрании чаще всего размещаются на уровне верхних этажей или на фризах зданий, завершая художественное оформление фасадов, из-за чего на высоких зданиях, расположенных на набережных рек и каналов, а также на узких улицах их можно увидеть только при пристальном осмотре здания. Это снижает эффект изящного орнамента»[95] 95
Скочилов Б. Маскароны Петербурга. СПб., 2007.
Впервые в декоративном оформлении зданий Петербурга букрании применил Д. Кваренги на фризах фасадов торцов дугообразного корпуса Ассигнационного банка, выходящих на Садовую улицу. Здание построено в классическом стиле в 1789–1790 годах. За пять лет до этого Д. Кваренги украсил букраниями фриз фасадов Концертного зала Царского Села. Джакомо Кваренги много чего знал – в его работах нет ничего случайного, будь то завиток орнамента или вот, например, букраний.
Есть в нашем городе букрании, до которых можно дотронуться. Они на двух жертвенных чашах по обе стороны памятника М.Ю. Лермонтову на проспекте его имени, неподалеку от Обводного канала. Символ жертвы и смерти, который, казалось, витал над поэтом… Много лет ходил я мимо них в Манеж бывшей Николаевской кавалерийской школы, где, как когда-то юнкер Лермонтов, осваивал азы искусства верховой езды. Много лет смотрел на них – на две эти жертвенные чаши, но ни разу не прикоснулся! Мне и в голову бы не пришло такое кощунство.
Чьи же это черепа? Скажу точнее: черепа каких животных, пережив тысячелетия религиозного поклонения, вошли в орнаментику европейской архитектуры? Разумеется, прежде всего – быка. Само слово «букраний» в переводе с греческого означает «бычий череп».
Бык – символ весны. Не случайно весеннее равноденствие прежде приходилось на знак Тельца. По древнему календарю, бык символизирует начало аграрного года. Жертвоприношение быка являлось залогом повышения плодородия почвы.
Поклонение быку фиксируется повсеместно в древнем мире. Обожествление быков имело место у ассирийцев, финикийцев, халдеев, греков и др. Бык считался атрибутом Зевса – верховного греческого бога. Если орел – его космический прообраз, то бык – земной. При похищении Европы Зевс обратился именно в быка. На космологическом уровне бык выражает творческую, животворящую силу Демиурга. В Египте было обнаружено около 60 тысяч захоронений мумифицированных и помещенных в саркофаг быков.
Московское шоссе, 13
Бык – символ власти. Во многих странах быкам приписывалась способность, уперев рога в землю, вызывать землетрясение. В христианской символике он атрибут святого Луки.
В быке синтезировались черты солнечного и лунного знака. По хурритской мифологии солнечный бык Хурри символизировал утро, лунный бык Сери – вечер. Лунный серп зачастую вызывал ассоциации с бычьими рогами. Шумеры называли Луну «бородатым быком».
Во многих культурах и богов и царей изображали с бычьими рогами.
На религиозных церемониях критские гимнасты делали фигуры непосредственно на рогах животного. Критские предания о священном быке представляли последнего в образе Минотавра. Считается, что испанские бои быков в основе своей имеют эзотерическую трактовку архаических культов.
Для викингов или рыцарей бычьи рога – знак доблести, которым они украшали свои ритуальные (не боевые!) шлемы.
Рога быка символизировали выбор: левый рог – путь стяжательства и распутства, правый – путь истинных знаний.
Бык – символ богатства. Не случайно его изображения помещались на первых греческих монетах. Славянский Велес – бог богатства – был одновременно «скотьим богом». Поскольку Велес являлся в славянской мифологии противником Перуна, последнему в жертву приносились быки[96] 96
Самые замечательные статуи быков стоят у мясокомбината на Московском шоссе (1827 г., ск. В.И. Демут-Малиновский, литейщик Антипа Дмитриев), до 1936 года стояли на Московском пр., 65, на скотопригонном дворе (арх. И.И. Шарлемань).
В букраниях используется и череп поменьше – череп барана. Чем же он заслужил такую честь?
Баран
Баран во многих культурах служил олицетворением мужской силы. Амон, солярное верховное божество Египта, изображался в виде барана либо человека с бараньей головой.
В римском религиозном культе баран являлся атрибутом Меркурия – покровителя стад. Барану соответствует месяц март. В астрологии он соотносится с планетой Марс.
Большая Морская ул., 28
В Греции он был непременной жертвой Зевсу, а в Риме – Юпитеру. Соответственно, в греческом и римском искусстве баранов изображали на жертвенных алтарях. Считалось, что кровь барана передает человеку жизненную силу животного.
Ягненок, принесенный Авраамом в жертву вместо Исаака, символизировал, по позднейшему толкованию, Иисуса Христа, отдавшего себя на неправедное заклание ради человечества.
«Характерной чертой тупого упрямства баран наделялся в русском фольклоре („как баран на новые ворота“)» – уверенно написано в «Энциклопедии символов». Но это, как представляется, вульгарное толкование. Я работал пастухом и никогда не видел, чтобы баран, особенно вожак, идущий впереди стада, останавливался в замешательстве перед какими-либо воротами. Вот разнести любые новые или старые ворота своими тяжелыми каменными рогами он мог.
2-я Советская ул., 27, доходный дом А.И. Галунова (1877–1880,1900 гг., арх. A. В. Иванов, Д.А. Крыжановский).
4-я Советская ул., 5, дом общества покровительства животным (1914 г., арх. И.И. Долгинов).
Ул. Белинского, 5, доходный дом Н.А. и С.А. Латониных (1911 г., арх. И.П. Володихин).
Большая Морская ул., 15 (арх. М.М. Перетяткович).
B. О., 22-я линия, 7 (арх. А.Р. Гешвенд).
В. О., 3-я линия, 46, доходный дом Е.В. Винберг (1912–1913 гг., арх. Н.И. Иванов).
В. О., Средний пр., 41–43, здание Бестужевских женских курсов (1913–1914 гг., арх. В.П. Цейдлер).
Гороховая ул., 4, здание страхового общество «Саламандра» (арх. М.М. Перетяткович, Н.Н. Верёвкин).
Наб. кан. Грибоедова, 69, доходный дом Ратькова-Рожнова (арх. А.И. Зазерский).
Ул Егорова, 14 (арх. С.Г. Гингер).
Каменноостровский пр., 83, церковь Рождества Иоанна Предтечи (1776-1778 гг. арх. Ю.М. Фельтен).
Крюков кан., 14, доходный дом Р.Г. Веге (1912–1914 гг., арх. И.П. Овсянников, И.П. Ставицкий).
Ул. Ленина, 41, доходный дом Лишневского (1912–1913 гг., арх. А.Л. Лишневский, С.Я. Турковский).
Лермонтовский пр., 54, Николаевское кавалерийское училище (1820, 1822-1825 гг., арх. В.К. Треттер, А.Е. Штауберг).
Лиговский пр., 47, доходный дом Ф.И. Коровина (1877–1878 гг., арх. А.В. Иванов).
Московский пр., 1, доходный дом Я.И. Перетца (1907–1908 гг., арх. А.И. Зазерский).
Невский пр., 182, доходный дом Александро-Невской лавры (1873 г., арх. Г.И. Карпов; 1861–1862, 1913–1914 гг., арх. В.Н. Бобров; 1911–1912 гг., арх. В.Э. Струзман; 1990-е гг., внутренняя реконструкция).
Невский пр., 21, Торговый дом Ф.Л. Мертенса (арх. М.С. Лялевич, ск. М.М. Кузнецов).
Невский пр., 57, дом Ремесленного училища цесаревича Николая (арх. А.И. Ланге).
Невский пр., 719, Торговый дом М.И. Вавельберга (1911–1912 гг., арх. М.М. Перетяткович).
Ул. Некрасова, 58–60 (1912–1917 гг., арх. Э.Ф. Веррих, А.И. Зазерский, А.Ф. Бубырь, Н.В. Васильев).
Расстанная ул., 2а (арх. И.Л. Балбашевский).
Ул. Рубинштейна, 15–17, «Толстовский дом» (1919–1912 гг., арх. Ф.И. Лидваль).
Садовая ул., 21, здание Ассигнационного банка (1783–1788 гг., арх. Д. Кваренги).
С неба свесилась веревка —
Кто-то вывесил белье,
А ко мне в окошко лезет
Разнобразное зверье…
Это строчки из очень популярной в конце 1950-х годов пьесы «Маленькая студентка», скорее всего, навеяны проживанием в институтском общежитии, довольно точно описанном в «Двенадцати стульях». «Общаги» частенько помещались в старых особняках и доходных питерских домах. С годами там в бесконечных коридорах начинали детишки на «исипедиках» раскатывать, и примусы гудели, и белье на веревках сохло, а вот «зверье», что действительно могло буквально лезть в окошко, – декоративная лепнина на фасаде. Вот об этом «разнобразном», поскольку многих из этих декоративных созданий ни к какому биологическому виду не причислить, «зверье» и поговорим. Открывает этот ряд существо, не имеющее аналогов в природе, созданное воображением художника, потому имя этого создания и стало в переносном смысле синонимом безудержной, праздной, пустой фантазии, игры воображения, несбыточной мечты, иногда зловещего сочетания различных грехов и пороков и т. п., словом – Химера.
Химеры
Кронверкский пр., 23
Страшная отвратительная Химера как нельзя лучше подходит в качестве апотропея.
Самые знаменитые химеры изваяны на Соборе Парижской Богоматери, но здесь у них несколько иная задача. Они олицетворяют собой смертные грехи. Для того чтобы их увидеть – не смертные грехи, разумеется, а химер со знаменитого собора, петербуржцам в Париж ездить не надо – две из них красуются на крыше крыльца нынешнего Дома ученых на Дворцовой набережной[98] 98
Дворец великого князя Владимира Александровича (1867–1872 гг., Дворцовая наб., 26 / Миллионная ул., 27, арх. А.И. Резанов, при участии А.Л. Гуна, И.С. Китнера, В.А. Шретера; ск. П. Шварц, Н.И. Адт; 1880–1893 гг., арх. М.Е. Месмахер, интерьеры). Монументальное здание сооружено для третьего сына Александра II, великого князя Владимира Александровича. Архитектор В.А. Шретер сказал, что «дешевле, прочнее и честнее, можно смело утверждать, редко строили в России». В 1867 г. князю было 20 лет. С детских лет он постоянно получал награды, звания и титулы, последним высоким званием был пост президента Академии художеств. Огромное здание заняло бывший участок французского посольства. С 1720-х гг. здесь стояли дома графа Кутайсова, сенатора Мусина-Пушкина, Министерства иностранных дел. Создавая дворец, Резанов использовал фундаменты и частично стены главных домов по набережной и улице, частично перестроил старые и построил новые дворовые корпуса служб и конюшен. Цокольный этаж облицован гранитными рустами, верхние этажи покрыты штукатуркой под естественный камень с рустовкой. Венецианские окна еще более усиливают сходство с итальянским палаццо.
Сфинкс
Сфинкс («сешеп» – блистающий, «неб» – господин и т. д.) – фигура фантастического животного с головой человека на теле льва. Египтяне считали эту фигуру воплощением духа-охранителя, оберегавшего священные места от демонов, и ставили каменные изваяния сфинксов длинными аллеями по дромосам (мощеным дорогам) храмов, а также у гробниц. Этот дух-охранитель был затем отождествлен с главным божеством храма, вследствие чего сфинкс стал принимать его облик; так, например, фиванские сфинксы считались воплощениями Амона, Ра-Хармахиса и других солнечных божеств и часто вместо головы человека имели голову барана – священного животного Амона. Человеческие головы сфинксов большей частью передают черты лица и имеют головные уборы царей, которые их соорудили. Мало-помалу фигуры сфинксов стали и сами служить олицетворениями царской власти, соединяющей силу льва с разумом человека. Сфинксы, сооруженные царицами, имеют женские головы; представляя воплощения богинь, они имеют иногда и женские груди (особенно позднейшие, посвященные Исиде). Под азиатским влиянием в Новом царстве появляются крылатые сфинксы, а еще позже – и греческие. Обыкновенно сфинкс изображается лежащим; порою вместо передних лап он имеет человеческие руки; между ними помещаются разного рода дары, символы, статуэтки божеств. Самый громадный из сфинксов – Великий сфинкс в Гизе – высечен из цельной скалы близ пирамиды Хефрена; он воздвигнут при Амемеиге III (ХII дин.), его неоднократно заносило песком, а в 1378 году обезобразили фанатики-мамелюки.
Сфинкс (Σφίγξ) – в греческой мифологии демон-душитель в образе полуженщины, полульва; олицетворение неизбежной судьбы и нечеловеческой муки. Название Сфинкс – греческого происхождения (от гл. σφίγγω – душить), но представление заимствовано, вероятно, у египтян или ассирийцев, у которых Сфинкс – одна из обычных мифических фигур. По Гесиоду, Сфинкс была дочерью Химеры и Орра, по другим – Тифона и Ехидны (тогда Химере не дочь, а сестрица – тоже неплохо. – Б. А.).
Пристань. Свердловская наб., 4
Особенно распространено было фиванское сказание о Сфинксе, иллюстрирущее идею борьбы человека с судьбою. Близ Фив показывали пещеру в горе Сфингион, где, по преданию, жило это чудовище. Сфинкс подстерегала проходящих и задавала загадку: «Кто ходит утром на четырех ногах, в полдень на двух и вечером на трех?» (Разгадка – человек в три поры его жизни: в детстве, возмужалом возрасте и старости.) При этом Сфинкс обязывалась в случае разрешения загадки умертвить себя; не разрешавших же загадки она пожирала или сбрасывала со скалы. (Почему эту детскую загадочку никто не мог отгадать – тоже загадка Сфинкса. – Б. А.) Отгадал Эдип, а Сфинкс бросилась со скалы.
Ул. Союза Печатников, 12
Изображения Сфинкса в искусстве были различны: бюст женщины и задняя часть туловища какого-либо животного (льва, змеи, собаки и пр.) или передняя часть туловища льва и задняя часть тела человека, с когтями коршуна и крыльями орла. «В новейшей поэзии Сфинкс сделалась символом загадочного, а также воплощением идеи о смежности страдания с наслаждением»[99] 99
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. СПб., 1890–1907.
Каменноостровский проспект, 30
Это не первый случай использования образа мадам Сфинкс в эмблематике. Знаменитая фирма «Зингер» заполнившая своими замечательными швейными машинками (и немецкой агентурной шпионской сетью) всю дореволюционную Россию, печатала золотую Сфинкс на боках и в рекламе своей продукции. Встречаются в Питере и другие сфинксы женского пола.
Сфинксы нашего города могут много чего рассказать. В 1826 году скульптуры «правильных», то есть женщин-сфинксов, наряженных как бы в египетском вкусе, создал скульптор П.П. Соколов. Они украсили первый в Петербурге висячий мост, который по этим скульптурам и стал называться Египетским.
Двадцатого января 1905 года, когда по мосту проходил эскадрон конногвардейцев, одновременно по встречной полосе двигался груженый обоз с ломовыми извозчиками. То ли мост не выдержал веса кирасир и груженых телег, то ли возникло известное в физике явление резонанса – мост-то ведь висячий, до сих пор точно неизвестно, но мост-то рухнул!
Только полвека спустя, в 1955 году, построили новый Египетский мост – стальной однопролетный, спроектированный в институте «Ленгипроинжпроект» (инж. В.В. Демченко, арх. П.А. Арешев, В.С. Васильковский). По традиции, мост оформили с использованием мотивов древнеегипетской архитектуры, у въездов легли на гранитные пьедесталы прежние сфинксы.
На набережной Невы, напротив знаменитой тюрьмы «Кресты», стоят сфинксы, памятник жертвам репрессий, выполненные скульптором М. Шемякиным.
Самые новые, совершенно безголовые (символизирующие нашу современную действительность, что ли?) расположились на Каменноостровском проспекте.
Главнейшие, подлинные сфинксы, поставленные в 1832 году на берегу Невы против Академии художеств, привезены из Египта. Надписи на них содержат титулатуру фараона: «Живущий, Гор, телец, коронованный Маат, соединитель обеих земель, установитель закона, устроитель Египта, золотой Гор, бык царей, обуздатель варваров, царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Аменхотеп III, подобие Ра».
Их пребывание здесь полно мистики. По преданию, появление подлинных египетских каменных сфинксов в Петербурге предсказал Калиостро за полвека до этого события. Их появление знаменует собой соединение мистики Петербурга с мистическими верованиями и культами Древнего Египта. Насчет мистики – ничего сказать не могу, а вот одно удивительное обстоятельство имеется. Наш город стоит на 30-м меридиане восточной долготы. Его именовали по-разному, чаще всего Пулковским, поскольку он совпадает с Московским проспектом и проходит через Пулковскую обсерваторию, реже – Главным российским меридианом. Вот это определение имеет серьезное обоснование. Мало того, что столица Российской империи находится прямо на этом меридиане, если мы проследуем по нему строго на север, то вблизи меридиана будет и Петрозаводск, и Мурманск, а ежели на юг – Новгород Великий, Смоленск, Киев и Одесса! Таким образом, основные события российской истории «вращались» вокруг этого меридиана, и не только российской! Если следовать по этому меридиану дальше – пересечем Черное море и окажемся в знаменитом турецком городе Бурсе, далее через Средиземное море меридиан приведет нас в египетскую Александрию и далее по левому берегу Нила, где великие пирамиды, где тысячелетиями существовала великая египетская цивилизация. Петербургский меридиан незримой нитью соединяет сфинксов с Университетской набережной Петербурга с их родиной и с загадочным великим сфинксом у вечных пирамид.
Большая Пушкарская ул., 3, доходный дом В.С. и Е.П. Кирилловых (1900–1908 г., арх. Д.С. Фомичев, Н.А. Бреев).
Киевское шоссе, Фонтан-водопой, 4 сфинкса (1809 г., арх. Тома де Томон).
Невский пр., 17, Строгоновский дворец, во дворе. Первоначально стояли на пристани дачи Строгонова на Большой Невке.
П. С., Большой пр., 18, сквер.
Свердловская наб., дача Безбородко, четыре сфинкса (1959–1960 гг., ск. А. Осипов, Л. Комаров).
Ул. Союза Печатников, 12, дом Н.В. Печаткина, на крыше (1912–1915 гг., арх. П.М. Мульханов).
Грифоны
В двух шагах от Невского проспекта, за колоннадой Казанского собора через Екатерининский канал, переименованный почему-то в канал Грибоедова, перекинут красивейший висячий Банковский мост, удерживаемый четырьмя львиноголовыми златокрылыми грифонами. Строго говоря, это крылатые львы.
Классический грифон являет собой сочетание тела льва с орлиными крыльями и головой, их можно увидеть на старинном логотипе знаменитой швейной машинки фирмы «Зингер». И все же здесь, на Банковском – грифоны! Название моста и присутствие на нем грифонов далеко не случайно!
Грифон – древнейшее восточное изваяние. Изображения грифонов встречаются еще на стенах Вавилона и ассирийских крепостей, впервые эти изображения описал грек Аристей в 560 году до н. э., подчеркивая, что грифоны – существа, живущие в стране гипербореев еще севернее Скифии, где они стерегут золото. Возможно, здесь нашли свое отражение какие-то отголоски слухов о скифском «зверином стиле» ювелирных украшений. Грифон – священное животное Аполлона. По другим сказаниям, родина грифонов – Индия, где они посвящены солнцу и тоже неизменно стерегут золото.
Золотых и серебряных грифонов можно встретить на паникадилах на всевозможных подставках и мебели христианских времен. А как же сюда попали, казалось бы, языческие звериные изображения? В христианской символике грифон сочетает атрибуты евангелистов: орла Иоанна и льва Марка – символы мужества и славы. В христианскую эпоху роль грифонов была переосмыслена – грифоны охраняют путь к спасению. Они – знак взаимосвязи психических сил и космической энергии. Более того, упомянутые в Апокалипсисе, они стали трактоваться как символы воскресения из мертвых.
Большая Морская ул., 37
А на Банковском пешеходном мостике, сконструированном инженером Г. Треттером, они тоже по всем канонам на месте. Фигуры грифонов отлиты на Александровском чугунолитейном заводе по модели скульптора П.П. Соколова. Для укрепления металлических цепей, поддерживающих мост, служат чугунные консоли, скрытые внутри полых фигур. Консоли и пьедесталы отливались на заводе Ч. Берда. Строительство моста начали 13 июля 1825 года и открыли для пешеходов 25 июля 1826 года, а вел мост к Ассигнационному банку, потому и получил название Банковский. Здание Ассигнационного банка построено по проекту архитектора Д. Кваренги в 1783-1790 годах на месте сгоревшего деревянного Морского рынка и с полным основанием считается выдающимся памятником русской архитектуры периода классицизма. Несмотря на перестройки и доработки во второй половине XIX века, несмотря на полувековое разрушительное присутствие здесь Университета экономики и финансов, здание до сих пор являет собою архитектурную целостность. Его прекрасно дополняют две ограды: одна чугунная на гранитных столбах, увенчанная шарами, задумана и прорисована самим Д. Кваренги, другая со стороны канала сооружена в 1817 году по рисунку архитектора Л. Руска.
- дверь эвакуационного выхода знак
- горизонтальная арматура в стенах